Как улучшить свое резюме
Хочу поделиться опытом. Ни в коем случае не принимайте это как догму ;)
Скорее как общее направление творческой мысли — смело перекраивайте на свой лад.
Итак, во-первых, в резюме не должно быть лишнего.
Под «лишним» подразумеваю черезчур большой список прошлых работ, добавленных для наведения объема — места работы, особо не связанные с вакансией, на которую вы являетесь соискателем, писать не стоит. Например, мне попалось резюме, в котором парень указал весь свой трудовой путь, начиная от работы дворника в 12 лет — я начинал примерно в том же возрасте и примерно с того же, но вставлять такое в резюме веб-девелопера — имхо несерьезно.
Просто посмотрите на свое резюме трезвым взглядом — если вы подаете его на вакансию Senior Developer, стоит ли тратить место, чтобы указать, что вы хорошо знаете Windows?
Хотя рекомендуется сокращать резюме до 1 страницы — у меня полторы; думаю, это не страшно.
Самое главное — резюме должно быть ярким. В том числе в профессиональном плане.
Выделитесь!
Уже достали застенчивые полупустые резюме, сделанные стандартным шаблоном в Ворде. Вспомните что-то интересное из своего (пусть небольшого) опыта — летняя практика, участие в соревнованиях девелоперов, написание статьи для какого-то издания (указывать ссылку на небольшой пост в блоге я бы не советовал).
Если нечего вспомнить — пока ничего не пишите; придумайте, что бы вы хотели вставить и на что хватит сил, добейтесь этого, а потом гордо вставьте в свое резюме. Серьезно, я так делал и это того стоило. Об этом ниже.
Например, весной и осенью сайт онлайн-тестов BrainBench опускает планку на свои экзамены с $49.99 до нуля — хороший шанс для славянского девелопера сдать парочку на халяву, а потом вставить лейбу на видное место в резюме. Конечно, наш человек понимает «цену» такой славе, но если, скажем, вы сдали РНР на 4.8 (5 — максимум), то думаю, вы найдете, что сказать на собеседовании. Можно поднатужиться и сдать несколько экзаменов на Job Role (например, Web Developer Job Role) — это уже значок покруче, ибо надо успешно сдать экзамены по нескольким темам, скажем, основы баз данных, основы компьютерных наук, да
Имеете фрилансерский опыт — отлично! Возьмем тот же scriptlance.com. Можно попросить своих бывших заказчиков предоставить отзывы (он же feedback). Зачастую заказчики — люди занятые, поэтому стоит набросать примерный текст отзыва и прямо в письме его указать — например, «[имярек] is a broad-minded and smart developer, very attentive to details. It was my pleasure to work with him.» Советую писать коротко, но по сути. И конечно, не забыть про высокий балл оценки. В ответ вы можете написать отзыв самому заказчику, так что он заинтересуется. Так или иначе, ссылку на страницу сайта со списком ваших отзывов стоит вставить в резюме. Дело в том, что все большее распространение приобретают рекомендательные письма, и за неимением другого такая вот страница с отзывами тоже хороша.
Кстати, советую хорошо расставаться с бывшими начальниками — тогда при удобном случае можно запросить от них настоящие рекомендательные письма.
Можно напрячься и забаламбасить себе хорошую страницу в LinkedIn — поискать бывших коллег, поменяться с ними рекомендациями, прописать свои детали, и т.д.; но я пока сомневаюсь в какой бы то ни было полезности этого шага, однако на всякий случай сделал, и ссылку опять же вставил в резюме.
Далее, моя идея, которую нигде пока не встречал — раздел «Публикации». Пишете статьи — вставляйте ссылки в портфолио. Не пишете — начинайте (могу дать пару ссылок, как это сделать не без выгоды для себя). Даже парочка статей уже заставляет постороннего человека сделать вывод, что вы умеете внятно выражать свои мысли. Не потянете серьезную мега-статью — договоритесь с каким-нибудь видным сайтом на освещение какой-то узкой темы, близкой вам (я вот сконнектился с fusebox.org); сайтам всегда нужен контент, особенно бесплатный, а вы станете причастны к громкому имени. Ссылка на DOU со списком ваших статей — это уже хорошее начало :]
Поучаствуйте в каком-нибудь конкурсе и займите какое-нить хорошее место. Так вы покажете, что в сравнении с другими вы можете выйти победителем (или в их числе, если место не первое). Например, сайт phpclasses.org каждый месяц устраивает Innovation Award. Я выслал автору сайта несколько идей классов, чтобы он выбрал один, который после моей реализации сможет номинироваться. Товарищ внял, я реализовал, в итоге третье место и годовая подписка на журнал PHP|Architect (в который кстати можно писать статьи). Сюда же отношу TopCoder.
Имеете сертификаты? Обязательно указывайте. Вообще полезность сертификатов — вещь спорная, но лично мне наличие такового говорит о том, что человеку интересна эта тема, и он как минимум обеспокоился сдачей сертификационного экзамена. Особенно меня радует мой маленький зоопарк логотипов — дельфин от MySQL и серый слон от phpclasses.org :]
Писать в резюме вообще посторонние вещи (типа «играю на барабане») я не люблю. Хотя часто пишут, что, мол, рекрутер хочет увидеть вас как человека, лично я думаю, что все же на первом плане должны быть ваши профессиональные навыки, раз уж вы идете по этой стезе, а не выступаете на сцене.
Если уж писать о себе, предпочитаю указать свои сильные стороны или темы, которые мне особо интересны. Например, я указал, что не люблю рутину и стараюсь ее автоматизировать ( слайсить эскизы на HTML — не мое ), а люблю сложные и интересные задачи (a challenge); «мои» области — человек-человек и человек-слово (об этом я узнал в 11 классе на тестировании в местном центре занятости). Конечно, у меня есть слабые стороны, но их я обычно скромно опускаю, ибо нерентабельны они :)
К сильным сторонам, конечно, относится знание языков. Меня посетила идея, которую я потихоньку реализовываю: по каждому из иностранных языков, которые я знаю, сдать хоть какой-то сертификационный экзамен, чтобы название экзамена указывало в резюме на уровень знания языка. Скажем, «Excellent English» — это одно (случалось, без паузы начинали проверять на собеседовании, действительно ли это так) , а «Passed FCE Cambridge Exam» — уже более конкретно.
Очень рекомендую кроме содержания поработать над формой.
Если составляете резюме на иностранном языке — отдайте его на проверку специалисту. Это бесплатно (ну максимум выставите «магарыч»), но, во-первых, вы будете иметь выверенный текст, во-вторых, будете чувствовать себя более уверенно, когда будете отсылать — вряд ли работодатель примет за чистую монету указанное знание английского как «Good», если вы пишете с ошибками. Опять же из опыта — английский знаю хорошо, но по совету Макса Ищенко ;) отдал резюме на проверку; в итоге пофиксил около десятка багов. В моем случае специалистом выступил преподаватель английского в севастопольском центре «Лингвист» Передерий В.В., в вашем может быть ваш же университетский преподаватель с ИнЯз-а. Кроме всего прочего, я узнал, что семейное положение, равно как и веру или срок окончания загран-паспорта, указывать в резюме не нужно: главное — контактная инфа.
Подумайте, в каком формате будете держать готовый образец. MS Word — не у всех читается. PDF — та же история, и ссылки не вставишь. Просто текст — вариант, но на мой взгляд мало места для творчества. В последнее время приобретает популярность резюме в виде веб-страницы — читается любым броузером, посылать надо только линк, а не многокилобайтный файл, и работают ссылки и картинки.
Ну и совет на прощание — держите резюме в актуальном состоянии. Главное тут не то, что удобно иметь его под рукой, а то, какой душевный барьер нужно преодолеть, чтобы, когда приспичит, заставить себя сесть и нарисовать все чуть ли не с чистого листа.
Приятного творчества!
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
67 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.