Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Рейтинг языков программирования № 6: новые лошадки на коммерческом рынке

Читайте свіжий рейтинг мов програмування за 2024 рік

В опросе приняли участие 5905 человек, из которых 92.5 % проживают в Украине; 21 % респондентов принимали участие в наших предыдущих опросах, 59% отвечали в первый раз, а оставшиеся 19% не помнят точно.

Краткая сводка:
— на первом месте по-прежнему Java;
— JavaScript вышел на четвертое место как основной язык программирования;
— Swift и Go вошли в 20-тку реально используемых языков;
— Медианный возраст разработчика на Java — 27 лет, на Basic — 37.

Первичные данные вместе со скриптами их обработки на языке R можно найти на github.

Текущее использование

Больше всего у нас пишут на Java, отрыв от второго языка C# довольно большой; Со второй стороны спектра — появилась коммерческая разработка на Go и Swift.

Посмотрим пристальнее на то, что происходит в контексте истории прошлых лет:

Cтатистически значимые изменения, по сравнению с прошлогодним опросом, возникли в доле рынка C#, JavaScript, C++ и Objective-C.

Видно, что использование Java повысилось незначительно, основной вклад в увеличение разрыва — продолжающееся снижение использования C#.

JavaScript вышел на четвертое место, потеснив С++. Использование C++ тоже заметно снизилось: сейчас на нем разрабатывают меньше, чем на Python.

Смотря дальше — интерес к Ruby повышается. Рост использования Scala замедлился (что контрастирует с данными об использовании технологии в мире от Thoughtworks). Можно предположить, что тут ограничивающим фактором стало количество специалистов в Украине и относительно высокая длительность обучения.

Из неожиданностей — небольшое повышение доли 1C. Возможно, это связано с повышением доли внутреннего рынка в аудитории ДОУ, а также с возвратом отечественными компаниями к доработке своих существующих систем вместо замены/разработки новых вследствие финансовой ситуации в Украине.

Предпочитаемые технологии

С набором языков, на которых люди хотят работать, ситуация похожая, но другая. Java/C# по-прежнему лидируют, однако процент людей, которые выбрали бы Java для следующего проекта, снижается; Javascript уже на третьем месте. Замедление роста доли scala, которое мы видели в перечене используемых языков, здесь отсуствует.

Поднятие доли Swift с нуля до «заметно», вероятно, связано с потенциальным переходом с Objective-C на Swift в будущем. Также мы видим очень резкое возрастание потенциального использования Go — похоже, язык все-таки «нащупал» свою нишу.

Странно, что Rust, часто рассматривающийся как многообещающая альтернатива C++ для задач системного программирования, в top-15 не вошел (в этой диаграмме он 16), также из top15 вышли ActionScript и Delphi.

Индекс удовлетворенности (процентное отношение разработчиков, который сделали бы следующий проект на том-же языке, что и предыдущий) выглядит следующим образом: на первом месте Swift — явно, что в экосистеме Apple это будущий лидер. Остальное очень похоже на прошлогоднюю картинку: C# и Scala поменялись местами, на последнем месте по-прежнему Basic.

Исходя из этих значений, можно предположить, что индекс удовлетворенности ранжирует не столько с использованием языка, сколько с его «удобностью» в определенной экосистеме, а доля рынка сужается или расширяется вместе с соответствующей экосистемой.

Дополнительные языки

На первом месте по-прежнему JavaScript; Python переместился на второе место. Кстати, резкое изменение популярности Shell в прошлом году оказалось явлением временным (и очень странным). Еще можно отметить появление Coffee-Script в первой десятке.

Свои проекты

На первом месте по-прежнему c большим отрывом JavaScript.

Финальная таблица

Язык Доля рынка Изменение по сравнению с прошлым опросом Рабочий сейчас Дополнительный В своих проектах Индекс удовлетворенности
1 Java 25 1365 697 1492 0.67
2 C# 16.7 -1.96 901 451 1074 0.80
3 PHP 14.4 776 556 1094 0.56
4 JavaScript 11.04 3.55 596 2915 1711 0.64
5 Python 7.04 380 721 763 0.72
6 C++ 6.91 -1.96 373 528 685 0.60
7 Ruby 4.3 234 263 353 0.79
8 Objective-C 3.85 -1 208 177 243 0.56
9 C 1.4 79 403 250 0.44
10 PL-SQL 1.3 73 690 127 0.28
11 1C 1.09 59 26 49 0.22
12 Pascal/Delphi 51 92 199 0.37
13 Scala 49 136 191 0.79
14 ActionScript 43 58 74 0.46
15 Perl 36 117 69 0.44
16 T-SQL 31 536 150 0.35
17 CoffeeScript 18 266 132 0.55
18 Swift 16 101 92 1.00
19 Erlang 15 29 53 0.53
20 Go 11 71 92 0.54
21 R 11 56 47 0.63
22 Basic 11 43 31 0.18

Дополнительные данные

В этом году мы впервые начали собирать данные о возрасте. Разработка ПО — работа для молодежи: если вы встретите сферического программиста в ваккуме, то, скорее всего, ему около 27. Зависимость от языка следующая:

Мы видим, что возраст хоть и варьируется, но немного; самая молодая аудитория у CoffeeScript (медиана — 26 лет). C другой стороны картины — язык, на котором профессинальные разработчики старше всего, это Basic (37 лет). Чуть моложе — Erlang и Pascal/Delphi (35), за ними — Perl (32).

Приблизительно 7% респондентов находятся за пределами Украины. Как и следовало ожидать, за рубежом аудитория чуть старше, хотя различия небольшие:

Есть ли разница в наборе используемых языков? Есть, вот первая десятка:

То есть разрыв между Java и всем остальным там сильнее, заметно больше пишут на C++ и C, и заметно меньше — на PL/SQL.

Опыт работы

Основная тенденция — видим увеличение доли начинающих разработчиков. Если в первом обзоре (2010) мы говорили о пике 5 лет, то сейчас наблюдаются пики и одного, и трех лет.

Соотношение между опытом работы в программировании и опытом разработки на выбранном языке:

В первый год где-то ⅕ разработчиков меняет основной язык, и эта тенденция сохраняется.

Система образования по-прежнему поставляет нам в основном людей со знанием Pascal/Delphi:

Результаты предыдущих лет: 2010, 2011, 2012, 2013, 2014.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Какая боль, какой позор!!! Использование Delphi/Pascal и Basic в системе образования надо законодательно запретить.

Жаль что нет графика по основным языкам программирования в разрезе сферы деятельности. Например график топ языков в игровой индустрии или разработке мобильных приложений ... могла бы получится довольно интересная картина. На мое личное мнение даже более полезная чем простой топ языков средних по больнице.

Erlang обошел Basic! Напьемся! )))

Из неожиданностей — небольшое повышение доли 1C.
Та это просто больше 1Сников стало смотреть по сторонам и открыло для себя этот ресурс )))

Спасибо за работу, статистика интересная, но есть одно но:

Система образования по-прежнему поставляет нам в основном людей со знанием Pascal/Delphi:
Вы спросили: «На каком языке вы написали свою первую программу?»
А сделали такой вывод, как будто бы спросили: «Какой язык вы знали уверенней всего после выпуска из университета?»

90 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Стоит ли начинать учитиь Swift?Если нет,то какие языки перспективны?

Какая боль, какой позор!!! Использование Delphi/Pascal и Basic в системе образования надо законодательно запретить.

Очень больно читать такие комментарии — да, умирающий (умерший) язык, да, на рынке его практически нет, но что такие специалисты, как Вы, предложили образованию взамен, испытав боль и позор за это образование?

я не о языках программирования — Python — OK, бла-бла-бла — в США самый популярный на образовательных ИТ-курсах и пр., понятно, что вся высшая школа должна враз переучиться на Питона а с нею и средняя — хорошо, но... кто возьмет на себя ответственность, финансовые средства и силы переписать учебные планы и программы, написать соответствующие учебники? MIT сделали Scrath и вложили немалые деньги инвесторов в его популяризацию в студенческой и ученической среде США. Да, Вы скажете — зачем — все есть онлайн, и я скажу — круто — для США... А Вам посоветую сходить в ближайший универ и школу, да так, чтоб не «заслуженные», и оценить их «матчасть»... В США только в этом году по петиции школьных учителей Обама увеличил ассигнования на модернизацию школьных и образовательных программ более чем на 10 млрд. ихних долларов. Пока экономики РФ, Украины и прочего «постсовка» дают какой-то шлак вместо ВВП — ничего не изменится, а коллегам из любых учебных заведений, которые учат любым алгоритмическим языкам — респект, поддерживаю коммент Oleksandr Sereda (см.ниже). Мотивированный и целеустремленный человек путь к свету всегда найдет, а любые «общие» знания о программировании, как показывает практика, пригождаются — ведь все соглашаются с тем, что нельзя знать только один язык и одну технологию, а старые языки — все относительно)

Да, Вы, уважаемый, оочень внимательно мой комментарий читали — спасибо, что про Scratch написали, а то во втором предложении своего комментария я не о нем писал (?), кстати, он хорошо в учебниках украинской начальной школы — от 4-го до 8-го класса уже расписан, есть большое количество локализованных примеров и в наших школах это все нормальные учителя используют. С чего это Вы решили, что я что-то проталкиваю? среднестатистический украинский учитель информатики в подавляющем большинстве своем учебные программы и учебники не пишет, да и не обязан на нищенскую зарплату, а работает, в большинстве своем на энтузиазме, заради тех небольших %% мотивированных и нормальных деток, кому знания нужны, и креатива таким учителям не занимать — они и Питона преподают и Час КОДА 3 года подряд проводят ( hourofcode.com/ua#join ). Украинское образование... что вообще Вы о нем знаете? Плеваться на все стороны, не предлагая конструктива — для украинской «образованной интеллигенции» — самое то. Продолжайте продолжать, а можете просто что-то сделать, молча, например отдать в ближайшую к Вам школу устаревший личный «ПиСюк» или ноут, или уговорить своего босса это сделать — и не будет никто ничего «пилить», а Вам жить приятнее станет, а вообще, как хотите...

Современный бейсик. Что в общем то неплохо.

А чому нема асемблера??? А може ним ще хтось і пише...

Як це нема? Я подивився сирі дані (github.com/...015_01/questionnaire6.csv) і бачу там асм.

А почему популярность C# падает?

Сами виноваты.

1. В серверной части пока рулит джава, в основном из-за ее кроссплатформенности.
2. Для десктопа они сам ничего не делают. Выпустили почти 10 лет назад тормозной WPF (который тормозит даже на сегодняшних машинах) и забили на него. Только сейчас начинают что-то делать.
3. Разработка под мобильные устройства буксует. Нет популярности = нет коммерческих разработок = нет востребованности.
4. Веб подразделение как-то развивается и двигается вперед, но не сильно спасает общую картину.

И это все печально, так как С# очень современный и няшный язык с кучей плюшек которые вводятся каждый год. Жава как язык тут сосет. .NET-овский рантайм не хуже жавовского, единственное что он не кроссплатформенный, пока. Единственное что у жавы больше фреймворков и библиотек. Ну и еще у жавы есть скалла.

В реальности растет, по количеству вопросов на 14% год, по количеству вакансий на 10% (6K вакансий открывается еженедельно в Штатах)

Источник — ittrend.io

Интересно, а что же будет если допилят .Net для linux ?

Это конечно несомненно плюс, но все-равно, потеснить джаву оттуда будет тяжело, особенно после выхода 8ой версии где она обросла многими модными фичами и перестала быть «древней». Хотя шарп как язык все-равно еще на шаг впереди, современнее и фичастее.

Рынок растет еще быстрее, так что в относительных величинах доля падает.

Подскажите, можно ли где-то найти информацию о топ языков программирования по количеству соответствующих разработчиков в Днепропетровске?

Есть ли где-нибудь статистика использования языка в зависимости от города?

Спасибо! Очень помогли!

еще тут есть информация об ИТ в Днепропетровске — dou.ua/...it-market-dnipropetrovsk

но больше общие цифры по количеству сотрудников и информация, на каких языках пишут в топовых комипниях города

никогда не воспринимал Javascript всерьез, а сейчас пишу на ангуляре 90% времени. Меня жестоко обманули, а ведь нанимали как Java программиста. видимо для ректутеров Javascript и Java это одно и то же, буквы то совпадают

То же самое можно сказать о всей линейке «Си».

Жаль что нет графика по основным языкам программирования в разрезе сферы деятельности. Например график топ языков в игровой индустрии или разработке мобильных приложений ... могла бы получится довольно интересная картина. На мое личное мнение даже более полезная чем простой топ языков средних по больнице.

-

Сегодня имеет значение сфера — значение языков размывается.

Кстати , кто интересуется(или есть проекты) на golang, пишите , ищу интересные проекты(идеи) для роста. Есть маленький опыт.

Добавляйтесь в группу на meetup.com Ukrainian Golang Users group.

А я, як лох, і далі шукаю стажування, чи курси Java, тим часом, коли люди вже починають працювати. О_о
Дайте пораду, якщо я самостійно вивчаю Java та SQL (MySQL), в принципі чого не знаю, то це ще jdbc. Чи не краще буде піти на курси Java? І якщо так, то хто знає якісь гарні курси, щоб не були гроші на вітер?
Дякую! :)

Я слышал о том, что аутсорсинговые компании проводят курсы обучения с наймом лучших в группе на работу. Вроде ГлобалЛоджик таким занимался лет 5 назад. Это был бы идеальный вариант.
Если такое не получится, то ... тяжело сказать. Лично я начинал «компьютерщиком» лет 15 назад и потихоньку начал пописывать (1С, в общаге помогал писать прогу на С++). Потом написал простенький сайт для себя и уже умея кое-что искал работу пхп-программистом... вот так вот потихонечку в общей сложности лет за 5-7 пришел в девелопмент. Наверное, можно и быстрее, но у меня вот так было. Полностью самоучка, программированием дома наколенках занимался с 11 лет :) а учился в КПИ на инженера-механика :)
Сейчас забугром работаю «девелопмент менеджером» :)

Хах, дякую) Також, як ви зрозуміли, сам вчуся. Ходив на декілька тестувань, щоб мати уявлення про це)
Багато однокурсників вже працюють. Так от і свої рожеві окуляри зняв і почав шукати способи самореалізації, бо в нашій країні по спеціальності інженера-фізика (радіофізика) влаштуватися десь важко, якщо чесно, то навіть не уявляю де. :)
Дякую за відповідь. Ви мене простимулювали!)

Значеня хороших кусрів часто недооцінюють, а не варто. Знаю людину, яка пішла працювати программістом С++ без базової програмістської освіти, вчилася самотужки 3 роки, зараз пішла на хороші курси, і просто прозріває, наскільки покращилось розуміння якихось базових речей. Я би рекоммендував обов«язково пройти якісь курси. Навіть, якщо вони будуть не самі якісні в Україні , це все одно буде дуже корисним досвідом. Вони дадуть вам хороший початковий фундамент і впевненність в собі(так званий «чарівний пендель»:) — це дуже важливо.

ОЧЕНЬ много зависит от конкретных курсов. Лично я в своё время походил на многие, уже когда чуток «заматерел». И пришел к выводу, что большая часть — это напрасная трата денег и, что более важно, времени.
ИМХО нужно читать умные книжки, писать программы ПРАВИЛЬНО, иметь чутье «неправильности»... а когда не знаешь «как же правильно», тогда спрашивать на SO (кстати, там же мой аккаунт: stackoverflow.com/users/159179/budda, где довольно неплохой рейтинг заработан в основном на задавании вопросов).

Про большую часть — согласен. Хорошие курсы действительно очень трудно найти.

Приятно знать, что есть еще хотя бы 15 человек, которые используют Swift как основной язык, помимо меня. -_-

Py, давай, не подкачай, наши опщие нодежды, ты, змееныш, оправдай!!

Параллельно интересно было бы публиковать TIOBE и степень отклонения от мировых трендов.

У TIOBE совсем другая методика, я не понимаю как ее можно с чем-то сравнивать. Если где-то будет что-то похожее на наш опрос ...

Ну сравнивают же почему-то статистику NetApplications и W3Schools: en.wikipedia.org/...of_web_browsers
Хотя методика у них разная.

Да они хоть одно и то=же сравнивают . А в TIOBE — число упоминаний которое с использованием очень слабо кореллирует. Там на у них сейчас на первом месте C уже очень давно.

сегодня в электричке, в Мюнхене, видел как два школьника писали программу на визуал бейсике, довольно большу. Очень удивился, зря разум свой засоряют

а на чем писали? На виндовс-лептопе?

Пусть и VB, но все же лучше, чем WoW или другие игрухи.

лично я, пока для себя, пересаживаюсь на Go

Спасибо за работу, статистика интересная, но есть одно но:

Система образования по-прежнему поставляет нам в основном людей со знанием Pascal/Delphi:
Вы спросили: «На каком языке вы написали свою первую программу?»
А сделали такой вывод, как будто бы спросили: «Какой язык вы знали уверенней всего после выпуска из университета?»

я вообще до универа написал свою первую программу :-)

Я тоже, у меня первая программа была для МК-61 :) в 11 лет :)

Из неожиданностей — небольшое повышение доли 1C.
Та это просто больше 1Сников стало смотреть по сторонам и открыло для себя этот ресурс )))

Совершенно верно! Откуда бы я это знал? )))

Внедряли кстати 1С-ку для Dyckerhoff-а в свое время, в то же время что и вы.
Только для Волынь-Цемент что вблизи Ровно.
Интересно почему мы делали это без оглядки на решения друг друга ))
Предметная область же одинаковая.

Надо же, как неожиданно )
Предлагаю дальше в привате общаться, чтобы ветку в офтопик не превращать )

Это не плюсы падают, а уж много хайпа вокруг javascript и туда все побежали

вокруг ДжС много хайпа уже последние года 4, и его (хайпа) интенсивность очевидно не падает.

Как говорит один из моих коллег: ДжаваСкрипт — это наше будущее. И это будущее очень страшное :)

Мне нравиться логика вакансий.
Front-end developer: Javascript/HTML5/CSS3
Back-end developer: Javascript/HTML5/CSS3/C#/.NET
Получается за C# денег не дают.

Похоже плюсам приходит конец
...в нашому селі :(
Схоже без еміграції скоро нормальної роботи не знайдеш. Ну або йди в опенспейс і пиши черговий банківський булшит в команді з п’ятисот чоловік.

Если кому интересно про Groovy: основным сейчас его указало 8 человек, при этом как дополнительный и в своих проектах он у 231го человека. Как первый он, внезапно, у одного человека (наверное тестировщик автоматизатор).

Для сравнения с Бейсиком: его как дополнительный и основной использует 86 человека, при этом как первый его указали 1467.

А вообще было бы неплохо построить статистику по тому сколько людей в целом знает язык, и сколько использует на практике. Она была бы показательной как раз для языков с невысоким рейтингом.

Не думаю, что это будет отражать реальные данные. Я, к примеру, могу указать, что знаю Python, при этом прочитал пару книг и написал пару "Hello World"-ов, и было это пару лет назад. На данный момент реалии таковы: я практически ничего не помню. Поэтому ты знаешь язык, если им пользуешься как основным, либо дополнительным/для pet-проекта. В остальных случаях навыки падают до почти нуля. (Может не все такие забываки, как я)

Верно, хотя например я могу точно сказать что знаю Си, ПХП и Делфи, хотя как дополнительные сейчас не использую. Просто периодически поглядываю на исходники, помогую другим, или код в документации только на ПХП например.

Erlang обошел Basic! Напьемся! )))

меня смущает классическое, книжное распределение вокруг медианы возраста у эрланга. А где же пресловутый молоднячок-с?

да, «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» © БГ

С горя за бейсик. или с радости за эрланг?)))
За эрланг я кста согласен выпить)

За Erlang, конечно, зачем мне этот боромерзкий бейсик? :) Да, за Erlang надо выпить! )))

Я за Lua голосував в багатьох моментах, де вона була)
Де?

Вы забыли поагитировать ещё несколько сотен своих друзей за Lua, чтоб она появилась в списке :)

Навіщо агітувати? У нас що вибори?) Кожен має свободу вибору)
І взагалі Lua в мене для своїх pet проектів, нарівні з PHP, Python. У кожної мови свої задачі)

На 23-ому місці. Lua, як основну мову, вибрали 10 респондентів (як і Shell), це на 1 менше від top20. Якщо таблицю продовжити, то вона буде після basic. // Нагадую, що повні данні є на github.com/..._pl_questionare

По всем полям Lua упоминается у 36 человек

Интересно, поправит ли положение C# опенсоурсность .NETa?

на котором профессинальные разработчики старше всего, это Basic (37 лет)
Мне почти столько же, пишу под айОську на обжективе походу пробую свифт, еще могу под Ведроид, про Васик уже давно забыл :)

Вообще имхо бред, привязывать возраст к языкам, типа если чувак старый то он юзает только замшелые технологии :) Это почти как сказать про человека с большой головой, что он умнее других, типа потому что у нево мозга больше :)

Данные можно интерпретировать как угодно. Просто привязывать — конечно некорректно. Когда эти данные полезны — в частности, для рекрутинга; например они разбивают ходячий образ perl-разработчика за 40 ;)

Ахахах таки да, очень ценная мысль для HR под старые технологии искать только дедушек-программистов :)))
Хотя на мой взгляд, если человека достаточно мотивировать тем, что ему интересно (помимо работы), то пилить можно почти на любом языке, важно конечно при этом ему помогать и способствовать :)

То есть предложить человеку 40 часов в неделю тратить на полумертвую технологию/ЯП, опыт в которой не пригодится, а в замен подарить крутой велик и зеркалку?

Если есть заказчик, который готов предложить мотивационный пакет, в добавок к стандартным плюшкам, то почему бы и нет ?
Я не говорил про те конкретные вещи, что и так все могут себе позволить :)))
Было сказано

мотивировать тем, что ему интересно
А интересы и хобби у всех разные :)

У вас какое-то непонимание базовой логики.

Если средний возраст программиста на бейсике под сорок лет, то это совершенно не значит, что любой программист 35-40 лет (вы, например) пишет исключительно на бейсике. Более того, это даже не значит, что это самый популярный язык в данной возрастной группе.

Представьте ситуацию: тысяча разработчиков сорока лет, из которых 990 пишут на чём-то, а десять — на бейсике. Но на бейсике кроме этих десяти людей пишут ещё только пятеро других, помоложе, а на других языках — ещё девять тысяч народу.

очень возможно, но я оставил мнение по поводу поста, а не того что гипотетически можно представить :)

Так я и пишу по поводу поста и вашего мнения, а гипотетический пример привел для упрощения понимания. Не хотите гипотетический пример, посмотрите в таблицу:

Рабочий язык сейчас:
Java — 1365 человек
C# - 901 человек
PHP — 776 человек
JavaScript — 596 человек
Python — 380 человек
...
Basic — 11 человек

Медианный возраст одиннадцати человек — 37 лет. А вы сделали какие-то противоречащие логике и далеко идущие выводы о привязывании возраста к языку и начали с этим спорить. Хотя такие выводы автор в посте не делал.

Сколько людей, столько мнений :)
Не нравится мнение, не соглашайтесь :)))
Автор делал пост на основании опроса :)
Я высказал мнение, основанное на высказываниях людей с которыми я общался :)
Здесь спорите и навязываете свое мнение только Вы, если не заметили :)

Но при этом вы отвечали с цитатой на пост, так что создалось полное впечатление, что вы оспариваете средний возраст бейсик-разработчика на основании собранных данных.

а можно увидеть всю таблицу? по вашим графикам не ясна реальная цифра

Можно, она в тексте статьи есть, поищите по словам «Финальная таблица», под этим заголовком она и будет.

Соррь, спасибо)) "А слона то мы и не заметили"©

Дивно, що scala пасе задніх. На даний час scala вже нормально підтримується( навіть на gradle для android-a), тому думаю, що ситуація повинна помінятись. ИМХО: думаю, що, просто, багатьом влом її вчить, хоча мова класна

Ще кілька років і JS вийде на перше місце =)

Мне плохо видно подписи под картинками.

я тогда сделаю картинки побольше (сегодня, но к когда-именно еще непонятно ) и в этой ветке дам ссылки, потом попрошу редакцию прилинковать их к тем, что в тексте, что-бы по клику раскрывались на весь экран

Підписатись на коментарі