Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Карьера фаундеров: из аутсорсинга в стартап

A horse and rider image via Shutterstock.

Как бы аутсорсинг не баловал программистов стабильностью и зарплатами, некоторые разработчики отваживаются покинуть насиженные места в сервисных IT-компаниях и начать делать собственный продукт. Что же мотивирует этих людей идти на риск ради реализации своих идей?

По оценкам Евгения Сысоева, управляющего партнера венчурного фонда AVentures Capital, в Украине суммарная стоимость всех продуктовых стартапов превысила $1 млрд, и это число растет гораздо быстрее, чем капитализация аутсорсинговых компаний из Украины.

«На пути молодых начинающих предпринимателей будет значительное количество вызовов — говорит Е. Сысоев, — при этом в нашей стране все больше предпринимателей, которые уходят из аутсорсинга и создают свои собственные продуктовые компании».

5 историй успеха

Своими историями перехода из аутсорсинга в стартап с DOU поделились бывшие программисты, а ныне предприниматели и основатели продуктовых компаний с оборотами от $1М (а некоторые из от $10М и более).

Влад Воскресенский, СЕО и со-основатель InvisibleCRM:

1) Как именно вы приняли решение уйти из аутсорсинга в продукт? Что стало триггером?

Желание появилось по трем причинам. Во-первых, аутсорсинговый бизнес сложно масштабировать. Если зарабатываешь 1,000 на 10 людях, то чтобы заработать 20,000 надо 200 человек — все очень линейно.

Во-вторых, хотелось повышать маржинальность бизнеса. А в реальности приходилось конкурировать с дешевыми индусами в условиях роста ЗП в Украине.

И в-третьих, мне и партнеру Косте Ваганову очень хотелось слышать позитивные отзывы о нашем бизнесе. А в сервисе, как в парикмахерской: хорошо постриг — получи деньги за работу. Плохо постриг — выслушай матов. В итоге ты практически никогда не слышишь о том, как круто то, что ты делаешь. В продуктовом бизнесе все наоборот, если ты приносишь пользу, то ты слышишь об этом, даже если в продукте баги, он еще не готов и так далее. Эта эмоциональная составляющая для нас была самым важным фактором, это и есть жизнь. А зеленые бумажки — это вторично.

2) Какие были сложности при переходе от программирования чужих продуктов к созданию продуктового бизнеса?

Сложности заключались в преодолении нескольких мифов, которые можно озвучить так: для создания продукта нужны только лучшие разработчики и большое количество денег. Также важно понять, что продукт не создашь, работая парт-тайм: ты либо в нем, либо вне. Чтобы получить больше, ты обязан вложить больше.

Аутсорсинг — это как студенчество, а продуктовый бизнес — как реальная жизнь. Студент живет от сессии до сессии, сдал экзамен — и свободен, никому ничего не должен, может очистить мозг и список задач и учить что-то новое. Так же и в аутсорсинге: сдал работу — получил деньги, можешь дальше крутить дулю в кармане клиенту и ублажать другого. А если найдутся ошибки, то попросишь опять денег. А в жизни не так, если ты где-то нагадил, то рано или поздно придет весна и все покажет. И только тебе все это вычищать. Так и в продукте, там некуда прятать свои компромиссы с совестью, рано или поздно пользователи тебе все расскажут и укажут, где ты не прав. И проголосуют отзывами или долларом. Вот изменение ментальности и есть самое сложное. При чем не только своей, но и всех сотрудников, которых выдергиваешь из аутсорсинга и садишь в продукт.

3) Какие знания, умения и навыки нужны программистам для создания успешного IT-бизнеса?

Во многом другие. Не лучше или хуже, а просто другие. Во-первых, ментальность, описанная выше. Во-вторых, «продуктовому» программисту должно больше нравиться долго и детально в чем-то разбираться. В-третьих, в местных ВУЗах хорошо учат писать любой софт, но совсем не учат задумываться, зачем его писать. В итоге продуктовый дизайн очень хромает, и хороший продуктовый менеджер — большая редкость. Как результат, тут легко родить монстра, который сложный технологически и очень крут архитектурно. А рожать надо что-то простое и удобное, но на это у многих из нас мозг не настроен. Опять же, надо себя ломать.

4) Напутственное слово программистам, которые думают уйти из аутсорсинга и начать свой продуктовый бизнес?

Идти вперед. Чем дольше думаете, тем больше отстаете от реальности. Это единственный путь в будущее. Местный сервисный бизнес забит, и стартап там родить сложно. А вот умереть очень легко, потому что если вы не станете многотысячной компанией или не найдете свою экспертную нишу, где можно устанавливать цены в разы выше, то рано или поздно ваших программистов переманят либо местные большие аутсорсеры, либо R&D-представительства мировых IT-гигантов. Девелоперы скорее пойдут работать туда, чтобы чувствовать себя официальной частью Майкрософта, Оракла, Эппла, Гугла, Фейсбука и прочих, чем пребывать в никому не известных эпамах, люксофтах, циклумах, глобалоджиках или вообще в нонеймах...

Так что если есть желание перестать работать в IT за зарплату и начать делать IT бизнес, то, кроме продуктов, опций больше нет. И главное — never give up.

Максим Плахтий, СЕО и основатель Karabas:

1) Как именно вы приняли решение уйти из аутсорсинга в продукт? Что стало триггером?

Основным толчком стало осознание того, что наш высокий уровень знаний IT может стать хорошим конкурентным преимуществом в других секторах экономики. Другими словами, нам нарастить компетенцию в билетном хозяйстве было в разы легче, чем операторам рынка освоить IT компетенцию.

2) Какие были сложности при переходе от программирования чужих продуктов к созданию продуктового бизнеса?

Сложность как раз в том, что нужно погружаться в другую сферу деятельности, в чужую конкурентную среду. Стало больше рисков и больше ответственности за результат.

3) Какие знания, умения и навыки нужны программистам для создания успешного IT-бизнеса?

Умение делать бизнес! Однозначно нужно обладать предпринимательскими способностями и забыть, что ты программист.

4) Напутственное слово программистам, которые думают уйти из аутсорсинга и начать свой продуктовый бизнес?

Если есть идея, и появилось желание делать свой бизнес — обязательно попробуйте, ведь это единственный шанс заработать сумму, выходящую за рамки з/п.

Николай Палиенко, СЕО и со-основатель Prom.ua:

1) Как именно вы приняли решение уйти из аутсорсинга в продукт? Что стало триггером?

К созданию своего бизнеса меня подтолкнула неудовлетворенность от того, как используется моя работа. Я делал проект за проектом, но гордиться было нечем. И тогда я сделал качественно важный шаг — пошел работать в продуктовый стартап, Sonopia и увидел, как выглядит интернет-бизнес изнутри. Sonopia была для меня очень хорошей компанией с правильными ценностями, и я многому там научился, в том числе понял, чего делать не надо.

К сожалению, когда осенью 2007 года стало понятно, что Sonopia не выстрелила, наступила жуткая демотивация. Продажи были низкими, плана по выходу из кризиса, в который можно было верить, не было. Обеды удлинялись и сопровождались массовыми походами в бассейн, менеджмент был невесел и особо никого не призывал напрячься и дать решительный бой.

К тому моменту я накопил некоторые сбережения, достаточные для года-полутора жизни, и решил для себя, что это хороший шанс поменять что-то кардинально и сделать свой проект. Похожие мысли были и у двоих моих товарищей. И к моменту, когда в феврале 2008-го сказка под названием Sonopia закончилась, у нас уже был ряд идей, что бы такого сделать. Это был второй качественный сдвиг в моей жизни, и пока самый значимый, так как состояние потока не покидало меня несколько лет.

2) Какие были сложности при переходе от программирования чужих продуктов к созданию продуктового бизнеса?

Мы работали с 8-00 до 20-00 в офисе, дома по вечерам и на выходных, абсолютно не чувствуя усталости. Релиз, первые клиенты, монетизация, блог о разработке продукта, поддержка друзей и знакомых — все это приносило огромное удовольствие и двигало нас вперед. Через полтора года мы получили инвестиции, еще через год поняли, что в целом бизнес-модель работает, все показатели медленно, но уверенно растут, все больше клиентов платят нам деньги, а конкуренты копируют наши решения. Со временем я перестал писать код и передал это тем, кто делает это лучше меня, сконцентрировавшись полностью на управлении компанией. Это очень увлекательная штука, совершенствоваться в которой, как и в программировании, можно до бесконечности.

3) Какие знания, умения и навыки нужны программистам для создания успешного IT-бизнеса?

На первом этапе важно уметь собрать взаимодополняющую команду, которая смогла бы придумать и запустить продукт, понять, кто твой клиент и как ему продавать, уметь построить взаимоотношения с инвесторами. Важно быть трудолюбивым, любознательным, внимательным к деталям и иметь стремление к развитию и себя, и продукта. Всё это со временем помогает выработать нужные умения и навыки.

4) Напутственное слово программистам, которые думают уйти из аутсорсинга и начать свой продуктовый бизнес

Свой продуктовый бизнес — это тяжелый, но чрезвычайно интересный и развивающий путь, который далеко не каждому под силу. Предпринимательство — это не гламурная тусовка в инкубаторах и на конференциях, это скорее работа несколько лет с 8-ми утра до 10-ти вечера, часто без выходных. Но если вы решили ступить на этот путь, то не делайте это только ради денег. На первом месте должен стоять полезный для пользователя продукт. Именно вера в свою идею должна быть для предпринимателя главной мотивацией. Деньги намного проще и надежнее заработать, будучи наемным сотрудником.

Максим Грынив, независимый разработчик игр, создатель Contre Jour:

1) Как именно вы приняли решение уйти из аутсорсинга в продукт? Что стало триггером?

До этого уже работал в стартапах, но на наемных должностях. Решил работать сам, когда увидел, что руководство допускает ошибки, не имеет четкого видения. Появилось чувство, что сам могу лучше. И решил попробовать.

2) Какие были сложности при переходе от программирования чужих продуктов к созданию продуктового бизнеса?

При работе на дядю мои чисто технические навыки гарантировали хороший стабильный доход. Понимание того, что продукт может быть технически совершенным, но при этом никому ненужным, пришло ко мне очень резко и очень больно. После того, как эта мысль обосновалось в голове, стало намного легче.

Все еще чувствую сильный моральный дискомфорт, когда мне приходится останавливать и выбрасывать наполовину сделанные проекты, но такова жизнь. Лучше постоять на месте и осмотреться, чем сломя голову бежать не в ту сторону.

3) Какие знания, умения и навыки нужны программистам для создания успешного IT-бизнеса?

Я никогда не стремился создавать бизнес. Просто хотел заниматься тем, что нравиться. Самый главный навык — отсутствие страха перед собственной некомпетентностью, готовность выйти из зоны комфорта. Если говорить именно про программистов — это проблема очень многих: суперспециалисты в своем деле привыкли, что они знают все. И когда жизнь им ставит задачи, которые они не могут смоделировать и отдебажить, программисты теряются, игнорируют эти проблемы, стараются спихнуть их на кого-то другого (чаще еще менее компетентного). В общем, нужно заняться маркетингом, дизайном, комьюнити менеджментом — разбирайтесь и работайте. И не думаете, что кто-то это сделает за вас — если не разберетесь сами, не сможете нанять соответствующего человека.

4) Напутственное слово программистам, которые думают уйти из аутсорсинга и начать свой продуктовый бизнес?

Запомните, что вам не нравилось в аутсорсе, и постарайтесь, чтоб в вашей компании/команде этих минусов не было.

Дмитрий Костик, СЕО и основатель Kodisoft:

1) Как именно вы приняли решение уйти из аутсорсинга в продукт? Что стало триггером?

Основным движущим элементом для меня всегда было и остается создавать значимые для для веб-клиентов продукты. А в аутсорсе в то время, как мы там находились, они перестали быть значимыми, но по сути это были однотипные задачи. Всё было хорошо: бизнес рос, увеличивалось количество заказов, но морального удовлетворения это не приносило. Как известно, масштабирование аутсорсингового бизнеса — это увеличение человеческого ресурса, а операционное управление компанией меня не привлекало. Хотелось заниматься более креативной деятельностью, а не выстроенными бизнес-процессами, которые предопределяют результат.

2) Какие были сложности при переходе от программирования чужих продуктов к созданию продуктового бизнеса?

Конкуренция за ресурсы — нахождение кадров, хотя особенно этот вопрос обострился 4 года назад, с приходом в Украину аутсорсов. На нашем рынке 20 000 программистов, но вменяемых найти сложно, а умных с каждым годом всё меньше и меньше. Аутсорс очень сильно балует и занижает уровень качества людей.

3) Какие знания, умения и навыки нужны программистам для создания успешного IT-бизнеса?

Желание и упорство. Если ты хочешь делать — ты берешь и делаешь. Если тебе не хватает каких-то знаний в определенной области, ты всегда можешь найти компетентного партнера, с которым тебе по пути, и он будет закрывать ту часть, в которой ты не слишком разбираешься. Я не могу сказать определенно, помогла ли мне предыдущая работа в аутсорсинге. Помогла с точки зрения того, что любой опыт лишним не бывает, но на качестве продукта этот опыт никак не сказывается. Но я не могу назвать свою деятельность работой, я просто занимаюсь тем, что мне нравится. Если человек занимается тем, что ему нравится, и не отказывается от достижения вершин и реализации своей мечты, то всё реально.

4) Напутственное слово программистам, которые думают уйти из аутсорсинга и начать свой продуктовый бизнес?

Основное правило: не ссать. :) В нашем обществе люди не готовы идти к своей мечте, они не верят в себя и в свою мечту. Они думают: «Ну, схожу на стартап-викенд, дадут денег — буду дальше пилить бабло, не дадут — значит, не судьба». Быть верным своей идее — это то, что я бы хотел пожелать для создания классной компании, которая сможет претендовать на мировой рынок.

Я никогда не брал инвестиций и заемных денег, для меня это принципиальный момент. Если нет денег, всегда можно договориться. Бизнес — это не только купля-продажа, это еще и товаро- и услуго-обмен. Получение ангельских денег я считаю демотиватором. Тем более, как показывает опыт последних 2 лет, в Украине продукты, поднятые за счет инвестирования, часто дальше не выстреливают. А я бы хотел, чтобы наша страна гордилась не количеством привлеченных денег, а людьми, создающими продукты для мирового рынка.

2 истории начинаний

Также мы пообщались с теми, кто только недавно вышел на дорогу предпринимательства и еще не достиг мирового признания своего бизнеса, но уверенно идет к цели. Каков их путь?

Иван Пасечник, СЕО и со-основатель Ecois.me:

По образованию я технолог-машиностроитель. Работая в легкой промышленности, увлекся вебом и открыл для себя Хакерспейс — клуб для программистов, инженеров, дизайнеров и электронщиков, которым не сидится на месте. В нашем обществе сложилось мнение, что начать свой проект — очень сложно. Но когда ребята, с которыми работаешь бок о бок, достигают успеха, это мотивирует гораздо лучше, чем история, рассказанная на модных нынче мероприятиях, посвященных бизнесу.

Проект Ecois.me стартовал победой на хакатоне Tesla Camp. Деньги от первого места мы реинвестировали в столик на IDCEE-2013, и перед самой конференцией победили еще в одном хакатоне — hack4good, получили приглашение в Дублин. Далее был class-C в бизнес инкубаторе HappyFarm, победа в категории Energy Solutuin на IBM Mentors Day. И сейчас наш проект выбран из 130 стартапов и вошел в 20-ку проектов, которые едут в Амстердам проходить последний этап отбора в Голландский акселератор RockStart.

Артур Ворошило, СЕО и со-основатель EyeDoc:

Я студент ДНУ им. Олеся Гончара, и год назад не думал о своем стартапе. Идея продукта родилась, когда я столкнулся с ухудшением зрения. Мы с другом решили создать софт, предотвращающий синдром компьютерного зрения. Увлекшись, мы работали почти круглосуточно. Было интересно помочь людям, которые сталкиваются с такой же проблемой. Мы подавали заявки на всевозможные IT-конкурсы, и в одном из них (Золотой Байт) заняли первое место и выиграли поездку в Кремниевую долину. Потом мы попали в бизнес-инкубатор «Happy Farm» в класс C, где выиграли грант на развитие проекта от фонда К. Кондакова и возможность 3-месячной стажировки.

Естественно, мы отказались от привычного образа жизни, взяли академотпуск на учебу и перестали фрилансить. Нам пришлось уехать из родного города, но мы ничуть не жалеем об этом. Надо понимать, что если хочешь что-то делать и получаешь от этого удовольствие, то надо это делать!

Выводы

Интересно отметить, что большинство успешных предпринимателей одержимы желанием не быстрого заработка денег, а стремлением воплотить в жизнь свою идею и достичь самореализации. «В общем, получить то, чего не обретешь, оставаясь в аутсорсинге», — комментирует Е. Сысоев.

Кто готов рискнуть?

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному1
LinkedIn

Схожі статті




17 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Рисковые ребята. Такое ощущение, что либо они студенты, которым горбушки достаточно для жизни, либо уже финансово подкрепленные люди, которые могут себе позволить основать компанию при этом не боятся оставить голодными свою семью.
Большинство людей, которые держатся за аутсорс, не покидают последний именно из-за фактора стабильности и спокойствия. Так сказать аутсорс — «Less stress, more life», и уж точно семейным людям ни к чему слоган: «Live fast, die young», который хорошо применим к стартапам, большинство которых не состоялось.

Кому-нибудь известен случай спокойной жизни в стартапе?

Да, нашему стартапу уже 3 года. Каждый due diligence все ищут работу :D

нахождение кадров, хотя особенно этот вопрос обострился 4 года назад, с приходом в Украину аутсорсов. На нашем рынке 20 000 программистов, но вменяемых найти сложно, а умных с каждым годом всё меньше и меньше.

Другими словами — в аутсорсе платят больше за мЕньшие усилия, поэтому «вменяемые», умные эволюционно вырождаются, как неадекватные?
или — создают свой бизнес:

Со временем я перестал писать код

согласен полностью с:

продукт может быть технически совершенным, но при этом никому ненужным,

Резюме же приведенных историй такое:
Программист, хватит быть программистом, хватит кодить, хватит выяснять «PHP vs Haskell», — задумайся наконец о потребителе программного продукта и основывай свой бизнес!
Если тебе есть что предложить потребителю, конечно.

Хочу быть программистом, что делать? :(

вы же сами ответили что вы хотите.
знак вопроса — не понятен.
у вас написано Python developer — это разве не программист?

Имел возможность пообщатся с Владом лично — Влад лидер с четким видением продукта, и умением «заражать» этим видением других. Желаю ему и его компании всяческих успехов!

Дмитрий Костик, СЕО и основатель Kodisoft

Судя по описанию, Kodisoft — тоже, в общем, аутсорсер (как минимум частично). Разве нет?

они вобще какие-то не ясные. было интервью — то вроде миллионы гребут, а то денег на юриста нет...

Почему все считают, что программист работающий в аутсорсе < программист в стартапе? Мне, например, может быть, нравится быть «рядовым программистом», который просто и в нужные сроки выдаёт правильный код, ни больше, ни меньше. Нравится когда, есть свободное время допиливать какие-то open-source библиотеки, которыми я пользуюсь, общаться по этому поводу (и другим поводам) с другими разрабами, а не носится с ПРОДУКТ/ПРОДАЖИ и т. д. И, несмотри на то, что я в аутсорсе, всё равно меня пугает соотношение программистов к остальным работникам. На одного/двух девов, которые пишут код, в среднем приходится один архитект, один лид, и около 4 менеджеров разного сорта и вида.

программист работающий в аутсорсе < программист в стартапе

Думаю в статье немного не это имели ввиду.
Если человеку нравится его работа, не важно аутсорс или продукт, и он доволен течением своей жизни, то это замечательно! Каждому — свое.
Тут скорее речь о том, что если ты чувствуешь неудовлетворение от работы, тебя давно посещают мысли покинуть ненавистную компанию, есть свои идеи и ты хочешь их воплотить в жизнь — нужно действовать.
Не важно где и кем ты работаешь — главное получать от этого удовольствие и оно не всегда измеряется в деньгах.

и оно не всегда измеряется в деньгах.
Вообще-то о деньгах тоже прямо сказано:
Во-первых, аутсорсинговый бизнес сложно масштабировать. Если зарабатываешь 1,000 на 10 людях, то чтобы заработать 20,000 надо 200 человек — все очень линейно.

Во-вторых, хотелось повышать маржинальность бизнеса. А в реальности приходилось конкурировать с дешевыми индусами в условиях роста ЗП в Украине.

Плюс немаловажен фактор:

А в сервисе, как в парикмахерской: хорошо постриг — получи деньги за работу. Плохо постриг — выслушай матов.

Из которого вытекается один интересный тренд рынка:

На нашем рынке 20 000 программистов, но вменяемых найти сложно, а умных с каждым годом всё меньше и меньше. Аутсорс очень сильно балует и занижает уровень качества людей.

В аутсорсинге главное — не техническое решение и не качество продукта, а качество предоставляемого сервиса. Которое в данном случае вырождается в качество удовлетворения клиента и именно не технической стороной, а чисто человеческими факторами. Отличная иллюстрация этого в кине «Красотка», в эпизоде с покупкой одежды:

— You see this young lady over here?
— Yes.
— Do you have anything in this shop as beautiful as she is?
— Oh, yes... Oh, no! No, no! No. I’m saying we have many things as beautiful as she... would want them to be! [babbling] That’s the point I was getting at. And I think we can all agree with that. That’s why, when you came in here, you knew from the first.
— You know what we’re gonna need here? We’re going to need a few more people helping us out. I’ll tell you why. We are going to be spending an obscene amount of money in here. So we’re going to need a lot more help sucking up to us, ’cause that’s what we really like.
— Ohhhh!
— You understand that.
— Sir, if I may say so, you’re in the right store, and the right city, for that matter!
— Exactly how obscene an amount of money were you talking about? Just... profane, or really offensive?
— Really offensive.
— I like him so much.
— Mr. Lewis? How’s it going so far?
— Pretty well, I think. I think we need some major sucking up.
— Very well, sir. You’re... not only handsome, but a powerful man. I could see the second you walked in here, you were someone to reckon with...
— Hollister.
— Yes, sir?
— Not me. Her.

Вот это — именно то, что в Украине называется «сервисный бизнес». В результате успехов добивается кто? Правильно: не «вменяемых и умных», а — «I think we need some major sucking up.» А сама техническая составляющая — достаточно низкоуровнева и во многих случаях вообще не особо важна. Как же и куда здесь развиваться в техническом плане?

ЗЫ: кстати, Агиле — вообще идеально подходящий процесс для качественного и ежедневного облизывания клиента. Мало того, что ежедневные стендапы, так потом еще и демо, а потом еще и ретроспективы — куча возможностей выслужиться перед заказчиком, дать ему почуствовать себя важным, руководящим, направляющим, держащим руку на пульсе, и в то же время — добрым и заботливым господином. А вы думали всё просто так?

Про деньги, я не зря написала «не всегда».
В интервью точки зрения программистов-предпринимателей разные:

это единственный шанс заработать сумму, выходящую за рамки з/п.
На первом месте должен стоять полезный для пользователя продукт. Именно вера в свою идею должна быть для предпринимателя главной мотивацией. Деньги намного проще и надежнее заработать, будучи наемным сотрудником.
Быть верным своей идее — это то, что я бы хотел пожелать для создания классной компании, которая сможет претендовать на мировой рынок.
Все дело в конечной цели :) Хочешь больше денег — делаешь то, что дает эти деньги. Хочешь реализовать идею — реализовываешь сам или вместе с единомышленниками :)
Аутсорс очень сильно балует и занижает уровень качества людей.
А сама техническая составляющая — достаточно низкоуровнева и во многих случаях вообще не особо важна. Как же и куда здесь развиваться в техническом плане?
Тут я полностью согласна и лично мне важно расти и повышать свой уровень, но в то же время надо понимать и принимать то, что не все хотят быть президентами или развиваться в каком-либо плане — они пришли к определенному состоянию и все, никто не заставит их делать что-то другое (ну т.е. заставить можно, но в итоге это ни к чему хорошему не приведет).
Я придерживаюсь мнения — «Если Вам кажется, что нужно что-то менять, то Вам не кажется!», в противном случае — вы не хотите ничего менять и таково ваше решение.
Проблема в том, что не все хотящие что-то изменить — меняют. Это уже лень и боязнь перемен. А success stories программистов-предпринимателей для таких ленивых могут стать мотиватором :)
стороной, а чисто человеческими факторами
В стартапе человеческий фактор еще важнее. Напишите хоть супер-пупер технологически совершенный клон фейсбука, — он все равно будет никому не нужен.
На одного/двух девов, которые пишут код, в среднем приходится один архитект, один лид, и около 4 менеджеров разного сорта и вида.
может потому, что разработка это не только писать код?

а что же ещё? С чем таким не справится один менеджер, один лид и архитектор, с чем справится 4 менеджера и отдельный скрам-мастер сверху?

проекты бывают разные. Знаю один проект в Украине в котором 2 разработчика, 8 менеджеров и 4 адвайзора. Один из разработчиков говорит, что, на удивление, все менеджеры при деле и постоянно заняты делом

Підписатись на коментарі