Насколько оправданно совмещать работу и учебу
— Чем занимаешься?
— Работаю, учусь.
Привычный нашему человеку диалог, тем не менее, понятен не каждому европейцу.
«Зачем учиться и работать?» — спросил меня как-то швейцарский заказчик. Мне этот вопрос показался странным — как можно, обучаясь в универе, ещё и не работать? Даже если не в деньгах дело, все равно хочется поскорее стать на ноги, позволять себе бытовые радости и заодно избежать ситуации, когда ты после шести лет универа оказываешься на улице без опыта и без средств к существованию.
Работу с учебой совмещают в основном выходцы из небогатых семей — у них нет родителей-депутатов, которые обеспечат им учебу и устроят на первую работу. Да и не будут лишними профессиональные навыки, которые к выпуску увеличат их вес на рынке труда, где и без кризиса всегда была сильная конкуренция.
В рядах студентов-мажоров наблюдаются более праздные взгляды на жизнь — на работу никто там не ломится. Зачем? От работы деревенеют пальцы, которыми можно стучать по рояльным клавишам и обнимать тонкие женские талии. Но вернемся к работающим и обеспокоенным.
Даже если студент работает не по специальности — например, в Маке, или официантом в хипстерском кафе, он получает ценный жизненный опыт, который в универе не купишь. Поэтому отрадно видеть
Тут снова оживает швейцарец: «Странно, вы уже в 20 лет работаете программистами, тогда как у нас в 25 лет человек только начинает подрабатывать, разгружая яблоки у фруктового магазина. Вы как-то слишком быстро взрослеете.» — «Это реалии, батенька,» — возгордился было я: наша команда из
Вряд ли кто возьмется спорить, что дети, работающие в Западной Африке на свалках, очень быстро взрослеют. Они-то знают цену доллара получше, чем американский школьник. Но дети могут работать не только на низкооплачиваемых, «тупых» работах. Есть спортсмены, гимнасты, фигуристки, которые зарабатывают себе целые состояния тогда, когда обычный школьник только начинает задумываться о том, куда поступать. Это ведь хорошо? С одной стороны, чем быстрее взрослеет ребенок, тем меньше у него будет иллюзий об окружающем мире и тем проще ему будет выживать.
Не всегда «чем быстрее, тем лучше»
С другой стороны, работа в раннем возрасте не означает ранний успех. И даже если подросток приходит к раннему успеху и быстро взрослеет — это не гарантирует ему дальнейшего счастья. Возьмем Ванессу Мэй, которая воевала со своей матерью-диктаторшей, которая дала ей навык игры на скрипке, но попросила за это отказаться от всех друзей. Сейчас Ванесса всё так же страдает от одиночества — детство-то у неё украли. Вспомним Майка Тайсона, который в 20 лет стал чемпионом мира по боксу, но до сих пор почему-то сидит то в тюрьмах, то в долгах. Что, если он слишком быстро реализовал свой потенциал, и после чемпионского титула ему уже было неинтересно? Возьмем, наконец, Майкла и Джанет Джексонов, у которых было тяжелое детство: отец заставлял их петь и плясать, при этом унижая их как физически, так и морально. Начали они одинаково, но вот продолжили по-разному: Джанет сейчас успешна и счастлива в браке и работе, тогда как Майкл, вспыхнув огнём славы, умер от передозировки наркотиками. В то же время Тайгер Вудс, который держит клюшку с двух лет, получил от родителей вполне счастливое детство. Что, если ранний выход на работу и прощание с детством не так уж сильно влияют на реализованность или счастье человека?
Что толкает на работу без образования
Когда я вижу в метро
Если же речь идет о студентах, то, по сравнению со школьниками они на ступеньку ближе к работе по специальности. И даже если студентка работает официанткой в кафе, то это воспринимается обществом нормально и в целом положительно — на «настоящую» работу она может пойти и после окончания универа.
Студент работает по специальности? Это успех и даже круче, чем работа в кафе. Человек кует свою карьеру, еще даже не покинув универ. Можно было бы похлопать его по плечу и поставить всем в пример. Или нет?
Своевременность всего
Я, конечно, понимаю, что работающие школьники и студенты вызывают уважение и всеобщее одобрение. Но у меня вопрос — разве не школа готовит человека к университету, который подготовит его к работе? О чем может говорить ситуация, когда человек, не выполнив домашнее задание, перескакивает через ступеньку и начинает работать уже на втором-третьем курсе? И ладно бы речь шла о заочном обучении, но ведь на стационарах такая ситуация сплошь и рядом.
Студент, который учится на стационаре и работает на полный день, с гордостью говорит о том, что он, мол, и тут и там, черный плащ, успевает и в универе, и на работе. Молодец, спору нет. Но вопрос в том, способен ли человек сидеть сразу на двух стульях и работать одинаково эффективно на два фронта.
Если ответ — «да, может», то закрадывается вопрос: всё ли хорошо с нашей системой образования, которая либо слишком нетребовательна к студентам, которые могут позволить себе прогуливать пары и учиться на тройки, либо же слишком бесполезна и неинтересна, чем вынуждает студентов искать работу, еще не закончив обучения.
Если же ответ — «нет, не может», то почему студент-стационарщик выбирает одновременно и работу, и учебу? Он ведь должен понимать, что чем-то придется жертвовать. Если студент готов жертвовать учебой, значит, ее ценность для него ниже, чем ценность работы. Значит, либо он пошел в универ только ради корочки, либо же материальная нужда скрутила его в такой крутой бараний рог, что у него не осталось другого выбора.
Какие бы причины ни толкали студента работать в ущерб учебе, на выходе мы все равно получим один и тот же результат: недоученный студент. И пусть он будет трудоустроен, пусть утрёт всем ровесникам нос, но это не изменит того факта, что он недополучил знаний. Как, он закончил универ с красным дипломом? Тогда это ещё один камень в огород образовательной системы, которая, уравнивая всех, не выжимает максимальный потенциал из каждого по способностям. Работающий на фултайм краснодипломник — это история про деда, который пил-курил и до 70 лет дожил. Если б не пил и не курил — может, и до 90 дотянул бы. Так же и отличник — не распыляйся он на два фронта, закончил бы универ с платиновым дипломом и несколькими научными работами.
Поэтому студенты, которые добросовестно учатся и не заморачиваются работой, достойны уважения не меньше, чем работающие студенты. И их не нужно трогать, соблазняя рынком труда и лицами счастливых сверстников-богачей. Если же учеба дается человеку легко, то почему бы не влезть в ещё более глубокие дебри предмета, учась на все 200%. Куда спешить? Для работы есть вся жизнь, тогда как учеба во время школы и универа ограничена во времени. Конечно, бывают случаи, когда человек в 40 лет решается пойти на второе высшее. Но это исключения. К тому времени не каждый рискнет, кроме работы и семьи, взять на шею ещё и учебу. Так что всему свое время — учеба отдельно, работа отдельно. Если, конечно, человек не стремится поскорее насытиться сырыми ингредиентами для борща вместо того, чтоб подождать cам борщ.
Бывает и так, что студент обладает пророческим видением, которое шепчет ему: «иди на работу». Если он смекалист, то переводится на заочный, договаривается с деканатом или даже уходит. Но есть и другой вариант — поменять специальность или универ. Потому что если студент думает не об учебе, а о работе, то либо учеба какая-то неправильная, либо человек не тот. Но исходя из принципа «студент всегда прав», мы снимаем с него обвинения и милоситво просим наши ВУЗы вместо болонских систем перенять более полезный западный опыт — самостоятельный выбор интересных для студента дисциплин. Глядишь, тогда бы люди не стремились убежать с пар на работу.
На работе работать, в универе учиться
В этой расхлябанно-халявной жизни студента-работяги на «подсосе» есть определенные плюсы: финансовая независимость, опыт хождения по собедованиям, понимание рынка труда, наличие реального опыта работы и красивого резюме к окончанию универа.
Но есть и минусы:
Привычка к расхлябанности, привычка халявы, привычка сдавать всё в последний момент, и самое главное — привычка не учиться методично целый год, но напрягаться по сессиям. Такой подход чреват тем, что после выпуска человек не будет помнить из своей специальности абсолютно ничего. Потому что в режиме учебы «в ночь перед экзаменом» в мозгу студента не успевают создаться прочные нейронные и ассоциативные связи — все эти полученные наспех знания кладутся в оперативную память, которая выветривается уже через день. Та же расхлябанность потом аукается и в работе, когда вместо того, чтобы подумать, разработчик сразу же лезет на Stackoverflow, находит ответ и тут же забывает его. И затем ещё раз десять заходит на тот же вопрос, чтоб на девятый раз наконец запомнить и чему-то научиться.
Привычка к неорганизованности хоть в одном занятии обязательно подрывает дисциплину и в других занятиях — например, в работе. И наоборот — если на работе человек несобран, то это будет негативно влиять на учебу. Поэтому, становясь на скользкую тропинку совмещения работы и учебы, следует ещё раз взвесить все «за» и «против», чтоб не превращать эти прекрасные занятия в фарс.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
Найкращі коментарі пропустити