Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Меняем образование вместе: ХНУРЭ и ИТ-инфраструктура

[Об авторе: Павел Кравченко — специалист по децентрализованным технологиям, основатель компании Distributed Lab. Как криптолог принимал участие в стартапах Stellar и Tembusu Systems]

В прошлом месяце я получил неожиданный звонок — в.и.о. ректора ХНУРЭ Эдуард Рубин пригласил меня на новосозданную должность проректора по информационным технологиям. Как выпускник данного вуза (2008 — магистр, 2012 — кандидат наук), я достаточно хорошо знаю процессы, происходящие в университете, проблемы, которые мешают его развитию и очень рад внести свой вклад в построение университета мирового уровня.

Последние 2 года я занимался децентрализованными технологиями (Bitcoin, blockchain и т.д.) — объездил весь мир, создал курс, который прочитал уже 6 раз в разных университетах, провел десятки семинаров за границей, основал компанию Distributed Lab и организовал регулярную серию конференций BIP001 и Blockchain Conference Kyiv.

Эдуард Рубин и Павел Кравченко

Проблемы ИТ инфраструктуры

C приходом нового руководства начались серьезные изменения — на время аудита временно отстранены от работы все проректоры, привлечена команда молодых специалистов, которая занимается международным сотрудничеством и связями с общественностью. Я уверен в стойком желании нового руководства искоренить коррупцию, привнести реальные перемены в сфере взаимодействия с бизнесом — в скором времени открывается коворкинг, выделено здание под инкубатор проектов, студенческие организации привлечены к контролю выделения средств на нужды университета.

Мое видение развития ИТ инфраструктуры направлено на решение важнейших проблем в условиях недостаточного финансирования материально-технической базы и низких зарплат персонала (и, как следствие, низкой мотивации у большинства из них). А проблемы у нас такие:
— Бумажный (и иногда еще хуже — вербальный) документооборот;
— Неэффективное использование ресурсов — время, аудитории, энергия;
— Отнимающий много времени процесс коммуникации и принятия решений;
— Низкая компьютерная грамотность персонала;
— Проблемы с доступом в интернет.

Практика показывает, что выдающихся результатов достигают только мотивированные люди. Причем эта мотивация обычно не только финансовая. Поэтому, на мой взгляд, главное — способствовать внедрению идей, которые хотят реализовать инициативные люди. А их, кстати, довольно много. Командная работа в этом случае приобретает особое значение.

К сожалению, университет — это очень большая компания, и все решения пропитаны политикой. Для меня было сложно принять то, в каком состоянии находятся коммуникации — люди банально не настроены вести диалог. Взаимные обвинения, доносы, образование кланов, войнушки за пресловутые должности — наследие безвластия последних двух лет, с которым приходится разбираться. О какой информатизации процессов может идти речь, если сложно даже найти общий язык...

Что я хочу донести — только слаженная работа позволит всем выйти на новый уровень и зарабатывать больше. Сейчас университет насчитывает 7000 студентов и 2000 сотрудников, но мыслить нужно в другом ключе — нас 9000, и каждый является сотрудником и обучающимся в одном лице.

Цели и задачи

Каких целей предстоит достичь? Я разделил задачи на 6 групп:
— Образовательный процесс;
— Кадры;
— Студенты;
— Внешние связи;
— Инфраструктура;
— Кооперация.

По каждому из них наметил подцели и метрики (в тексте указал только самые важные):

Цель Метрика
Привлечение лекторов из профильных компаний% от общего количества пар
Темы дипломов от профильных компаний% тем от компаний
Процесс подписи и хранения всех документов в электронной форме% электронных документов
Использование электронного документооборота преподавателями% преподавателей, использующих систему
Внедрение принципа BYOD% собственных устройств
Аудитории с оборудованием для MOOK% аудиторий

Очевидно, что переводить в цифровую форму стоит только те потоки информации, которые повысят эффективность образовательного процесса. Но даже померять те или иные показатели — это отдельная проблема, по всем подразделениям так быстро не пройдешься. Кстати, побочная проблема, к которой я тоже не был готов — большинство людей просто не ценят время. Нормально так собраться и поговорить за чаем часок на любые темы. Даже если темы рабочие, то непременно будет куча историй :)

Остановлюсь на важнейших моментах. Во-первых, в ХНУРЭ существует достаточно эффективная система управления делами студентов, где хранятся все персональные данные и оценки, эта база также связана с базой данных email в домене @nure.ua. Однако как показывает опыт, большинство кафедр (да и студентов тоже) не знают об их существовании, а если и знают, то не пользуются. Соответственно для того, чтобы оповестить студентов о проведении мероприятия, приходится ходить по аудиториям или развешивать объявления. Когда я делал курс лекций по криптовалютам, самым эффективным способом стало оповещение через старост посредством групп ВКонтакте. Буду думать, как сделать этот канал автоматическим.

Во-вторых, есть хороший задел для создания персонального кабинета студента, который будет содержать расписание, электронный журнал, события, предложения о работе от профильных компаний и т.д. Сейчас студенты ХНУРЭ пользуются сторонним приложением aTimeTable, отображающем расписание, полученное через API системы CIST (внутриуниверситетская система управления учебной нагрузкой).

Благодаря энтузиастам университет уже имеет настроенную систему Google Services (email, drive G+), однако проблема лежит в низкой компьютерной грамотности — многие просто не умеют пользоваться компьютерами (или их просто нет, или они старые или инет не стабилен). Очевидно, что в этом случае процесс документооборота определяется самым «медленным» участником и все равно остается бумажным. Буквально надо ходить ножками и помогать разбираться с инструментами на самых ответственных участках.

Бумаги используется нереальное количество. Но способ борьбы уже ясен и практические шаги начаты. Бумажные дипломы, курсовые, лабораторные быстро не победишь в связи с требованиями госархива — их нужно хранить до 75 лет, а цифровые хранилища еще как-то не прижились :)

Большей целью является наработка опыта и программных инструментов, которые будут перенесены на другие вузы Харькова, а позже и всей Украины. Будем двигаться в рамках философии открытости.

Направления для сотрудничества

Я уже получаю предложения о помощи от друзей и коллег и ожидаю что их будет только больше. Помощь возможна по нескольким направлениям:
— Лекции для студентов от специалистов-практиков (удобный процесс организую);
— Обмен опытом;
— Пиар университета;
— Сотрудничество с кафедрами по трудоустройству;
— Помощь в компьютеризации (например обучение google docs), мелкие админские задачи;
— Разработка инструментов (список еще формирую).

Рад внести свой вклад в развитие образования :)

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




35 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Поступил в ХНУРЭ в 2013 году на КН. Программа была вообще не актуальна для текущих раскладов в IT. Перед поступлением имел опыт создания сайтов, а также призовые места на МАНе, Экософт(Infomatrix), Intel-техно и т.д.
Проанализировав программу, а также учитывая некоторые финансовые трудности решил бросить универ и пошел работать. 2.5 года проработал и ни капли не жалею. Программа, которая преподается сильно отстает от потребностей рынка (ну или на тот момент отставала, сейчас не знаю).
Не хочу никого убеждать в чем-то, но как сам убедился — высшее образование в IT смысла не имеет. По крайней мере в том случае, когда человек сам сутками грызет гранит науки, пробует свои проекты и вкладывает кучу времени и сил в самообразование

и фотка такая — 23летний синьор в окружении =) я бы эту аву посоветовал бы на герб некоторых доу-тем =) а-ля «я без вышки, синьор, с бабами. чего добился ты?»

Ну во-первых, я не говорил что я синьор. Додумывать не надо.
Во-вторых, если бы хотел услышать мнение про фотку — спрашивал бы не тут.
И да, безусловно фотка у доски а-ля препод-стайл удачнее. Особенно когда не знаешь что ответить по теме, а сказать то хочется :)

почему же нечего, я все сказал, что хотел =) если сарказм не прошел, отпишу конкретнее. ВО, как бы его не критиковали, нужно, ибо оно не только за тем, что «ух ты, я получил А по предмету ООП и сразу же пошел работать, потому что все, чему меня научили, мне пригодилось». ну это мое имхо.

молодец! Я тоже выпускник этого вуза, с трудоустройством студентов могу помочь, также частично с лекциями для студентов.

А вы только студентам и выпускникам ХНУРЭ можете помочь с обучением и трудоустройством?

Помоему дипломы должны быть на github в виде md файлов. И leanpub в pdf)

Тем временем, на Эдуарда Рубина вроде бы накатали жалобу в НАБУ: twitter.com/...status/691992820060667905 вот этот товарищ (один из бывших кандидатов в мэры): rodzinskiy.com.ua/...et-kak-partiya-regionov

Ну на самом деле назначать участника (если вообще не организатора) картельного сговора на такую должность — это какой-то некст левел борьбы с коррупцией.
Думаю, что это даже большее достижение революции, чем выборы Кернеса (харковчане там хотя бы сами себе буратины)

Бумажные дипломы, курсовые, лабораторные быстро не победишь
Читать и проверять с бумаги приятнее, чем с экрана.
Во-первых, в ХНУРЭ существует достаточно эффективная система управления делами студентов, где хранятся все персональные данные и оценки, эта база также связана с базой данных email в домене @nure.ua.
Чтоб такой системой пользоваться, система должна приносить профит для студента, например рассылка новостей от проф комитета(скидки, эвенты), рассылка о фри конференциях, хоть оценки за месяц(3 месяца), и это не считая новостей от DreamSpark’a (обновление перечня фри софта/акции от микрософта)
Читать и проверять с бумаги приятнее, чем с экрана. 
а еще искать на бумаги интереснее
Читать и проверять с бумаги приятнее, чем с экрана.
Пулл-реквести для код рев’ю теж роздруковуєте?

Парни, код в курсовых и дипломах идет в додатках (а они могут быть в электроном варианте согласно ДСТУ), в лабах максимум 10 стр бывает (в среднем 2-3стр).
Из плюсов, можно делать пометки на бумаге, у нас например лабы не всегда забирали(кафедра ПИ) и поэтому часть лаб сохранилось у меня в конспектах в ввиде распечатки. Прежде чем, что либо внедрять нужно провести анализ предметной области и беседы с заинтересованными сторонами, а не «х*як, х*як в продакшен».

А ще краще — паперові дипломні роботи з електронного документообігу.

Бумажная документация в основном по прихоти МОН.

Сейчас я вам расскажу каких ХНУРЭ выпускает программистов )
Дело правда было пару лет назад но все же. Самое интересное это курс по HTML не знаю как можно было семестр рассказывать лекции о том как верстать форму но у них получилось )
Лабораторная была очень интересная, каждому из студентов нужно было создать бесплатный блог на wordpress.org и написать пару статей в нем, и само собой выставить на нем ссылки на сайт кафедры лол. Ладно, не буду много гнать все же основная проблема в кадрах была, ну не может старый преподаватель (которого самого заставили учить предмет за месяц до лекций) нормально преподавать... Зато формы верстали в dreamweaver что уже хорошо )

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Все-таки не стоит программу ПММ на весь университет аппроксимировать. Например, кое-где стартовым языком сразу был с. А кое-где, например, паскаль.
Так что, скорее:

Сейчас я вам расскажу каких факультет N ХНУРЭ выпускает программистов )

И да, я нигде не утверждаю, что остальные программисты чем-то лучше этих выходят. Просто программа обучения очень сильно меняется от факультета к факультету.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

У меня, на ПЗАС, было норм — на Жаве и С# писали. Лично я делал Lines на J2ME. Другие вояли на Жаве чаты. Все норм. Все 30тилетние синьоры :-)

верстали в dreamweaver

Що ж тут хорошого?

Описані проблеми характерні для більшості ВНЗ України. Дякую авторові за креативні ідеї та намагання зломити нашу заскорузлу систему.

Вот мы на первом курсе домики в пейнте рисовали)

Мда, а нас посадили за HP-UX в vi і сказали отак ви і будете лаби по Паскалю здавати. Довелося вивчити, і Unix, і vi, ну і Паскаль за одно ;) Досі вдячний універу за це.

Мова С була в другому семестрі. Починали з паскаля. Мабуть програма така була. Це взгалі був радіофізичний факультет.

— Разработка инструментов (список еще формирую).

Возможно стоит задуматься о создании своеобразного OpenSource сообщества для разработки подходящих инструментов. Чтобы все желающие имели возможность помогать.

Любопытно О_о как-то не вовремя я заканчиваю университет, любопытно чем это все кончится.
Т.к. озвучены проблемы действительно «по делу», то что доставляет неудобства на ежедневной основе.

Молодец, Паша! Напишу в личку и буду помогать!

однако проблема лежит в низкой компьютерной грамотности — многие просто не умеют пользоваться компьютерами (или их просто нет, или они старые или инет не стабилен)

и это вуз, который выпускает программистов :)
А вообще Удачи Вам!

Мне кажется тут сгущены краски. На бумажках никто код не пишет, а кто принимает лабораторные как правило в этом разбирается. Да и сами аудитории для лабораторных год от года становились лучше.

кхм... а кто Вам сказал что этот ВУЗ выпускает программистов?
Для начала можно просто зайти на сайт и посмотреть какие есть факультеты и кафедры на них. Так около 50% вообще к компьютерам имеют посредственное отношение, а уж к программированию тем более.

Вовремя же я решил поступать на ПМ

Senior Developer поступает в университет учиться на программиста...
new3.fjcdn.com/...Jeremy_96eccb_2523360.gif

Лол? Причем прикладная математика к программированию, батенька? )))

Підписатись на коментарі