Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

#ITeaTalks: Руслан Синицкий (Jelastic) — про работу с Гослингом, гибридные облака и офис в Испании

#ITeaTalks — это разговор двух айтишников и фанатов своего дела за чашкой чая. Автор и ведущий — Alex Grechanowski, marketing expert and consultant.

Досье: Руслан Синицкий — CEO и CTO компании Jelastic, которая развивает облачную платформу для разворачивания приложений на различных ЯП — Java, PHP, Ruby, Python, Node.js. В 2001 году Руслан с отличием окончил Институт радиоэлектроники (Житомир). В 2002 году получил звание «Лучший молодой сотрудник Национального космического агентства Украины». В 2010 занял первое место на IT конференции CodeCamp (Украина), а также победил в IT соревновании Dev Generation 2010 (Россия). Двумя годами позже компания Jelastic получила самую престижную награду в мире Java-технологий — Duke´s Choice Award 2012 в номинации «Технологический лидер». Руслан живет и работает в Житомире.

Глава 1. Эластичное расширение

В ноябре 2014 к команде Jelastic присоединился создатель языка программирования Java Джеймс Гослинг. Какой вклад в развитие компании может дать привлечение звезд подобного уровня? Экспертиза, связи, PR?

— В первую очередь это зависит от области интересов и активности самой звезды. В нашем случае Джеймс помогает в стратегических вопросах развития компании, в правильном позиционировании продукта, контактами и связями, которые он накопил за много лет. Джеймс был одним из первых пользователей Jelastic по случайному совпадению обстоятельств. Мы об этом узнали совершенно случайно от друзей. Уже позже мы познакомились персонально — наш инвестор Саша Галицкий оказался его старым другом.

После этого я около двух лет налаживал отношения с Джеймсом. Теперь у нас в совете директоров больше людей, которые понимают все прелести технологии в деталях, что не маловажно при принятии стратегически важных решений. Недавно мы опубликовали статью про нашу звездную команду, кто за что отвечает и чем конкретно помогает нашему проекту.

«Нет нерешаемых проблем, есть разные ситуации, которые решаются так или иначе. Всё, что не убивает, делает нас сильнее».

И Гослинг, и бывший архитектор Microsoft Марк Збиковски, тоже у вас в команде, — очень занятые люди. Насколько они готовы погрузиться в проблемы вашего проекта и дать качественный фидбек?

— В большинстве случаев готовы и охотно это делают. К примеру, Расмус Лердорф (создатель PHP) периодически делает UX ревью наших новых больших фич и дает очень качественный фидбек по продукту в целом. Более того, в следующем релизе выходит фича по zero downtime redeploy для PHP проектов, архитектором которой является именно он.

Конечно, зачастую вовлеченность звезд зависит от их загрузки и сложности решаемых вопросов. Но однозначно все наши звезды очень активно откликаются на просьбы о помощи. При этом важно не ждать, что тебе принесут на тарелочке решение и сделают все за тебя: инициатива всегда остается за основной командой.

Можно ли привлечь подобных экспертов в команду, если у стартапа еще нет инвесторов, которые могут представить проект/команду? Иными словами, можно ли достучаться до таких людей без посредников?

— Важный момент — четкое осознание того, что конкретно вы хотите получить от звезды. Если основная цель — только PR, то, уверен, в 99% случаев вам откажут. Такие люди не любят связывать свои имена с проектами, которые им не интересны или могут навредить их репутации, или же если понимают, что вы хотите сделать рекламу на их имени.

Насколько я понимаю, вы сейчас активно занимаетесь привлечением партнеров в Европе. Чем европейский рынок отличается от штатовского и азиатского?

— Наша команда ментально ближе к европейцам. Для нас барьер начала бизнес-отношений с европейскими компаниями гораздо ниже. Более того, решений, подобных нашему, в Европе — единицы по сравнению с Америкой, где их десятки. Хотя, конечно, есть и свои минусы — скорость адаптации новых технологий в Европе ниже по сравнению с Америкой. Азиатский рынок также имеет свои ментальные отличия. Без правильных партнеров очень трудно зайти в этот рынок, плюс адаптация новых технологий еще ниже по сравнению с Европой.

Для многих украинских стартапов выход на рынки Европы, Америки, Азии — это вопрос дальнейшего развития. У вас есть истории успеха в Европе, Бразилии, Мексике, Индии. Как наиболее эффективно выйти на малоизвестный рынок, например, Италии? Нужно нанимать агентство, персонал... что у вас работает?

— Начните с одного рынка. Сделайте свое дело хорошо, удовлетворите своих партнеров и клиентов по максимуму. Это поможет получить авторитет и завоевать доверие от других рынков. ИТ-рынки сегодня очень связаны друг с другом. Люди интересуются отзывами ваших партнеров/клиентов и наблюдают, как идут дела. С итальянцами мы работали 2 года до подписания контракта. Не гонитесь за всеми сразу. Сделайте хорошо первым партнерам и клиентам, которые у вас есть на любом из рынков, со временем другие подтянутся самостоятельно.

В марте вы открыли офис в Малаге (Испания). Чем привлекла вас Андалусия и такие компании как Oracle, Google, IBM, Huawei?

— Конечно же, отличной погодой, вкусной едой и прекрасным вином!.. Если серьезно, мы очень долго выбирали место для офиса в Европе. Были проанализированы Эстония, Латвия, Болгария, Румыния, Польша, Португалия, Финляндия, Нидерланды, Германия и другие страны. Мы ездили в наиболее вероятные локации и оценивали перспективы на месте. Общались с местными компаниями, органами самоуправления.

В Андалусии всё срослось как-то само собой. Откровенно говоря, они нас сами нашли в Америке на одной из выставок. Пригласили в гости, встретили очень тепло, знакомили с местными компаниями различного уровня, прояснили все юридические моменты, помогли сделать оценку стоимости «упражнения» по открытию бизнеса внутри их региона. Мои два дня разведывательной поездки были полностью забиты бизнес встречами благодаря Андалусийским органам самоуправления. Они настолько качественно подошли к решению этого вопроса, что выбор для нас стал очевидным.

С точки зрения компании весомыми аргументами стали относительно высокий уровень безработицы, что влияет на зарплаты ИТ-специалистов — они невысокие в данном регионе, и большой пул ИТ-специалистов благодаря ИТ-хабу на территории Малаги — это дает потенциал роста команды в будущем.

Имеют ли ваши сотрудники, например, из Житомирского офиса, возможность приезжать работать в Испанию?

— Конечно. Более того, они имеют возможность полноценной релокации с возможностью получения вида на жительство в перспективе. Одним из немаловажных факторов, сыгравшим в пользу Испании, было соотношение цены и качества жизни. На вопрос «готовы ли вы изменить кардинально свою жизнь и переехать в Испанию, если это станет критически важным для дальнейшего развития компании?» 90% ключевых сотрудников дали позитивный ответ.

Смотрю на конференции, где Jelastic был представлен в этом году: WHD.global, Mobile World Congress, CloudExpo Europe, IBM InterConnect. Что вам дает участие в подобных мероприятиях?

— Такие мероприятия помогают завязать отношения с новыми клиентами и партнерами. Опять же, взять итальянского партнера, с которым мы недавно подписали контракт — они два года за нами «наблюдали». Очень часто потенциальные клиенты отслеживают, насколько вы активны на рынке и как растет ваш уровень маркетинга: это косвенно характеризует успехи компании и перспективы сотрудничества с вами.

Не секрет, что многие мероприятия не приносят желаемой отдачи. Поделись секретами — как правильно стартапу использовать конференции для развития бизнеса?

— В нашем случае подобные конференции помогают увеличить видимость компании на рынке, завязать первичные отношения с будущими клиентами. Конкуренция в нашем секторе довольно большая, без таких маркетинговых мероприятий шансы выделиться уменьшаются. Также такие мероприятия помогают получить фидбек от партнеров и конечных потребителей нашего продукта, оценить, насколько текущее маркетинговое позиционирование резонирует у клиентов, понять, какие проблемы есть у людей, которые не является сегодня вашими клиентами и партнерами.

Какие сейчас мировые тренды в cloud computing, PaaS, — на что стоит обратить внимание разработчику, какие «скилы прокачать», куда направить усилия?

— Наиболее популярными трендами этого года являются контейнеры и гибридные облака. Мы используем контейнеры с самого начала развития нашего проекта (январь 2011 года). Но только сейчас большинство ИТ-компаний понимают достоинства этой технологии. Контейнеры сейчас на пике популярности. Чего только стоит ажиотаж вокруг Docker и их ответвления Rocket — все ведущие облачные компании уже внедрили контейнерные технологии к себе в облака. Jelastic не стал исключением: мы добавили поддержку Докеров в декабре прошлого года.

В ближайшем релизе Jelastic анонсиреут уникальные разработки, которые, по нашему мнению, вскоре станут трендами. Smart Containers и бесшовное гибридное облако, которое объединяет преимущества публичных и приватных облаков.

Глава 2. Команда

Как проходит твой рабочий день как CEO/CTO компании?

— Почта, бизнес-митинги с текущими и потенциальными клиентами, митинги с командой, подготовка презентаций, анализ и участие в проработке глобальной маркетинговой стратегии, анализ отчетов, ревью архитектуры и UX больших новых фич. Но отдельно хочется отметить нашу команду, которая делает технологические чудеса, а также ключевых людей, которые способны самостоятельно решать вопросы.

Как выстраивается процесс разработки в Jelastic, какие методологии вы используете?

— Основной особенностью наших внутренних процессов, да и компании в целом, является наша гибкость. Именно поэтому в основе мы используем итеративную разработку, динамическое формирование требований и их реализация путем взаимодействия специалистов различного профиля. Аgile-методы более подходят нам, так как они подразумевают меньше письменной документации, больше непосредственного общения.

Относительно основных этапов разработки, то это практически классика:
— Бизнес-моделирование — всегда надо начинать с того, что будет востребовано на рынке, что в результате принесет прибыль;
— Сбор и анализ требований — на этом этапе много коммуницируем с партнерами;
— Разработка архитектурного решения и оценка сроков выполнения;
— Непосредственно разработка (написание кода) — тут стоит сделать акцент на регулярном ревью фичи, без этого никак. В процессе участвует как комманда, так и партнеры, а также советчики (те самые звезды);
— Тестирование и полировка;
— Документирование;
— Релиз.

В конце каждой итерации мы выполняем переоценку приоритетов разработки, пересматриваем задачи, при необходимости перераспределяем ресурсы.

Есть ли у вас какие-то свои наработки и фишки, которые помогают в процессе?

— Даже не знаю, что считать фишкой, для нас это уже привычное дело. Менеджер или тимлид несет ответсвенность за качество выполнение работы своей команды. Это способствует тому, что они не просто делают отчеты, дают советы и занимаются управленческой деятельность, но и непосредственно сами, пользуясь продуктом, могут потестировать платформу. Также проводятся регулярные еженедельные статус-чеки по разработке, потому что если ждать только конечного ревью, может быть уже слишком поздно. А еще команда знает, что я и сам в любой момент (как только появляется свободных полчаса) могу зайти и хорошенько потестировать версию перед релизом :)

Еще один факт в пользу нашей гибкости. Изредка случается и такое, что мы останавливаемся на полпути, смотрим и понимаем: всё надо переделать, но благодаря наработанными нами подходам это нас не угнетает, а наоборот, подстегивает.

Что вам помогает поддерживать хорошую атмосферу в команде?

— Общение, открытость коллектива, раннее определение проблем, справедливость принятия решений, поиск баланса в спорных ситуациях.

С какими проблемами ты столкнулся при развитии компании — люди, управление, партнеры?

— Проблемы? Нет, не слышал :). Ну, а если говорить откровенно, то практически все виды проблем, про которые вы когда-либо читали и слышали, были и в нашей истории: неправильное позиционирование продукта, трудности в проектировании архитектуры и выборе правильных базовых технологий, неправильные процессы внутри команды, проблемы в разработке и качестве продукта на начальных этапах, ссоры внутри команды, ссоры между основателями вплоть до консультаций с психологами, разные мнения по развитию компании у основателей и инвесторов, ошибочные стратегические решения, принятые лично мной, ошибочные стратегические решения, продавленные инвесторами, жулики-партнеры и клиенты, сотрудники-аферисты, уход ключевых людей, юридические трудности, проблемы в семье из-за напряженного рабочего графика, личное перегорание и перегорание ключевых сотрудников, финансовые проблемы и спасание компании за счет личных средств, «кровавая» борьба с конкурентами, и даже рэкет со стороны правоохранительных органов.

Примерно с таким списком проблем сталкиваются большинство серьезных проектов. Главные выводы, сделанные за всё это время: нет нерешаемых проблем, есть разные ситуации, которые решаются так или иначе. Всё, что не убивает, делает нас сильнее. Мы прошли очень много, и, я уверен, нам предстоит пройти еще не меньше.

Что ты можешь порекомендовать человеку, который хочет работать в продуктовой компании? Как лучше подготовится к интервью?

— Быть открытым и честным. Рассказать про свои сильные и слабые стороны, не скрывать свои предпочтения и ожидания.

Глава 3. Startupping-bootstrapping

Robotics сессия на IDCEE 2014, Киев. Фото Alex Grechanowski

Как ты считаешь, что главное в стартапе — команда, процессы, идея, умение привлекать деньги?..

— Команда. Люди, с которыми вы работаете, — самое главное, что у вас есть. Это как семья — либо ты живешь с любимым и дорогим тебе человеком и наслаждаешься каждым прожитым днем, либо вечно найдутся причины закатить скандал и испортить жизнь себе и окружающим.

В какие сроки можно выйти на рынок, протестировать свой продукт-идею?

— Очень зависит от идеи. По моим личным наблюдениям, в среднем за 6 месяцев.

Есть шансы у распределенной команды добиться успеха? Как ты относишься к удаленной работе?

— Отношусь нормально. Мы два года работали над прототипом удаленно, без личного общения, и даже голоса не слышали друг друга. И сегодня у нас есть удаленные сотрудники. Но я предпочитаю всё-таки личное общение. Креативность и продуктивность в таком случае выше, проблем с коммуникацией меньше.

Команда из уездного города X хочет основать PaaS стартап. На какие три вещи стоит сделать упор в самом начале, а что — отложить на будущее?

— Оценить рынок текущих решений, найти нерешенную проблему, предложить что-то новое и быстро запустить прототип, собрать первичный фибдек.

Глава 4. Личное

Что помогает тебе совершенствоваться как предпринимателю?

— Упорная работа, общение с успешными людьми, новые знакомства, переоценка принятых решений и сделанных ошибок, постоянный поиск лучших и оптимизация существующих бизнес процессов.

Что тебя мотивирует?

— Осознание того, что ты делаешь реально что-то крутое! То, что не могут сделать даже большие компании. Jelastic всегда был на шаг впереди существующих решений, к примеру, предлагая облачное решение на базе контейнеров еще с 2011. Еще наша уникальная возможность автоматического вертикального масштабирования, поддержка широкого спектра языков программирования и технологий в одной платформе с удобным интерфейсом и без какой-либо привязки к коду.

Ситуация: тебя высадили на необитаемый остров на три месяца, еда и вода есть, дали ноутбук(и) с Интернетом. Чем ты будешь заниматься?

— Ознакомлюсь с местностью через гугл карты, найду пресную воду и потенциальные источники питания. Далее начну заниматься развитием туристических VIP-туров на этот остров. Потом по ситуации.

Поделись лайфхаками. Какие приложения у тебя на телефоне? Как организовано рабочее место? Какие любимые приложения для управления проектами и изучения робототехники?

— В основном приложения, которые связаны с организацией поездок — бронировка авиабилетов и отелей, карты местности, приложения Google для работы с документами, программа для оценки скорости интернет-канала и, конечно же, почта, Skype, Viber . Ничего особого. В 90% хватает браузера и почтового клиента.

На каких конференциях планируешь побывать в этом году?

— Apps World в Германии, WHD USA, JavaOne в Бразилли и в США, HostingCon, ContainerCon и ряд других.

Руслан, большое спасибо за беседу. Где тебя можно найти в Интернете?

— Спасибо, всегда рад общению.
Facebook
Linkedin
@siruslan

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному1
LinkedIn

Схожі статті




1 коментар

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Абзац про

Проблемы? Нет, не слышал
порвал в куски. Сколько идей и проектов заглохло только от 1% подобных сложностей, не передать. Легко сдаемся, товарищи. (основано на личном опыте и увиденном вокруг)

Підписатись на коментарі