Профит Шоу live c Дмитрем Корчевским, директором Компьютерной Академии «ШАГ»
Дмитрий Корчевский — основатель и директор компьютерной академии «ШАГ», крупнейшего в Украине учебного заведения, специализирующегося на компьютерном образовании. КА «ШАГ» — сертифицированный учебный центр Microsoft, Cisco Systems, Autodesk, Sun Microsystems, Linux, Kerio. Имеет 15 филиалов, в которых обучается около 14 тыс. студентов.
Текстовая версия выпуска
— Всем привет! Меня зовут макс Ищенко. Вы смотрите Профит Шоу Live. Сегодня у нас в гостях Дмитрий Корчевский — генеральный директор Компьютерной академии «ШАГ».
— Привет!
— Рад тебя видеть у нас в Киеве. Компьютерная академия «ШАГ» — это тема регулярных флеймов на dou.ua, и в то же время от многих людей я слышал, что это тоже успешный бизнес-проект, поэтому у меня есть куча вопросов на эту тему. Рад тебя видеть.
— Спасибо, что пригласил. Готов ответить на все вопросы.
— У нас есть такая рубрика — обычный набор вопросов для стартапов, для проектов, которые только начинаются. У них я спрашиваю, кто ваши пользователи, какую проблему вы решаете, и как вы зарабатываете деньги. Можешь на эти три вопроса тоже ответить, как уже успешный сложившийся проект?
— Как стартапер? Или посмотреть на проект 13 лет назад. Создавался этот проект как реализация моей мечты. Мне очень когда-то хотелось стать программистом, и я поступил на мехмат в Одесский государственный университет только с одной целью — это было лучшее место в Одессе, где готовили программистов. Но проучившись сначала 6 лет в магистратуре, потом еще 3 года в аспирантуре, я на себе почувствовал, что университет дает хорошее базовое, фундаментальное, научное образование, но не имеющее ничего общего с прикладным компьютерным образованием. То, зачем я собственно пошел в институт, я хотел стать программистом, я хотел писать программы. В общем-то, я и стал на тот момент программистом, но не благодаря институту, а скорее вопреки, потому что с друзьями мы писали программы, сами разбирались, сами обменивались знаниями, искали людей, которые могли бы помочь, искали заказчиков, писали для них программы. Я так вырос. Но я понимал, что таких людей, как я, много, я увидел потребность, которую хотелось бы реализовать. И, в общем, так получилась Компьютерная академия как мое видение такого образования, в котором я хотел бы учиться.
— Ты какое-то время проработал программистом, или нет?
— Да.
— А Академия? Все равно нужны были деньги на помещение, на преподавателей, на рекламу ту же.
— Честно говоря, никакого стартового капитала, инвестиционных проектов не было. Я использовал только те деньги, которые сам зарабатывал. Я был, ныне это называется фрилансер, тогда никто таких слов не знал. Я обслуживал компании, писал им программы, ремонтировал компьютеры, консультировал по вопросам информатизации, получал за это деньги. Сначала нанял себе одного человека в помощь, потом еще одного, потом снял офис. Я думаю, что путь развития практически каждой компании одинаковый.
— Вы же начинали с каких-то краткосрочных курсов? Правильно я понимаю?
— Буквально некоторое время. Я родился в семье преподавателей, сразу знал, как нужно преподавать, знал, какие подходы в педагогике используются. Поэтому какое-то время преподавал сам. Потом нанимал преподавателей, учил их преподавать правильно, нормально относиться к обучению не как к процессу, а как к гарантии результата. И даже первый слоган наш был — «Мы гарантируем результат». И учили не количество часов и не количество занятий, а мы говорили, что если вы пришли к нам учиться компьютеру, работать на компьютере, мы гарантируем, что получим результат за это время. Если этого времени не хватит, мы вам добавим столько, сколько нужно, но чтобы вы гарантированно прошли экзамен. И на этом подходе, принципе начиналось обучение. Сначала это были краткосрочные, потом студенты, которые приходили учиться, они говорили: «Мы хотим еще вот это, мы хотим еще вот это, вот это, вот это, вот это». Так сформировалась первая программа обучения. Если посмотреть, что требовал рынок тогда, какие знания нужны ...
— Это какой год был?
— 1999. В 1999 году появилась первая (она тогда была рассчитана на год) программа, она должна была подготовить с нуля человека, интересного для индустрии, чтобы человек мог уже после окончания обучения самостоятельно зарабатывать на программировании или на администрировании, дизайне. За время, которое прошло с 1999 года, количество знаний увеличивалось, причем очень быстро. Сначала в год не помещалось все то, что мы хотели дать, мы увеличили до полутора лет, потом до двух. Вот сейчас программа обучения состоит из двух с половиной лет. И я не могу сказать, что мы даем все, что я считаю полезным. Теперь уже не я решаю, какие программы должны быть, у нас целый методический совет есть, в котором лучшие преподаватели академии. Из 600 преподавателей, который сейчас работают в академии, в комитете наверное состоит десяток.
— Вы самостоятельно разрабатываете программу, не смотрите ни на кого?
— Мы не можем не смотреть, потому что работаем для рынка. И наша задача максимально удовлетворить спрос на рабочую силу. Компании не скрывают, какие специалисты им нужны, мы знаем , какие требования, какие квалификационные навыки, какие знания нужны у наших выпускников. Нам нужно довести их, чтобы их взяли на работу, поэтому у нас очень тесные контакты с компаниями, практически многих руководителей крупных компаний я знаю. И это плотное взаимодействие, особенно методического комитета, ребята которые разрабатывают программы, мы стараемся максимально адаптивно подходить к разработке и программы чаще всего меняются раз в полгода.
— Хорошо. У меня какой план? Я хочу минут
— На самом деле проблем и не две и не три. Нужно понимать, что ругать можно процессы, ругать можно результат. Работодатели ругают результат. Правильно организованный процесс должен дать хороший результат в двух случаях — если студент, который учится, хочет получить знания и прилагает все усилия, чтобы пройти этот процесс, как он запланирован. Компьютерная академия «ШАГ» к процессам относиться очень серьезно. И результат зависит не только от нас, а еще от студента — готовность его учиться и готовности отдавать все силы этому процессу. Если говорить, абстрагируясь от «ШАГ»- а, то с процессами в государственной системе образования есть всем известные проблемы, их постоянно обсуждают, есть ли смысл их обсуждать еще раз.
— Ну одну хотя бы.
— Программа обучения, которая навязывается Министерством, которая прямо скажем, не очень актуальна; отсутствие современных технологий в той же программе; отсутствие высококлассного преподавательского состава — не теоретиков, а людей из индустрии, которые могут передать практический опыт, практические знания. Не всегда достаточный уровень финансирования.
— Хорошо, задам вопрос по-другому. За 10 лет оно меняется в какую-то сторону, если да, то в какую, какая динамика? Что лучше, что хуже становится, или вообще болото болотом.
— Я бы не хотел оценивать. Знаете, о конкурентах либо хорошо, либо никак. Я думаю, что система образования, которая сейчас есть, это продукт, который нам достался в наследство и просто еще не обновился, в наследство от Советского Союза. Есть методики, которые не характерны для современного информационного общества. Кадры готовятся до сих пор для большой страны, с научно-исследовательскими институтами, с научным потенциалом. Мы кадры готовим для той страны, которой уже нет, а современные вызовы IT-рынка не удовлетворяются, потому что сама структура не готова эти вызовы принимать. Мы сталкиваемся с проблемой, это наша больная тема — преподаватели. Мы не можем позволить себе брать плохих преподавателей, потому что хорошо они не научат, для нас это будет негатив, который выразится в том, что к нам перестанут идти люди. И поэтому мы вынуждены платить преподавателям зарплату, соотносимую со стоимостью этого человека на рынке труда.
— А чем это плохо?
— Это хорошо. Можем позволить это мы, как частный, негосударственный вуз. В государственных высших учебных заведениях есть стандартизованные зарплаты, уровень зарплат невысокий, и поэтому, если удержать преподавателей даже нам тяжело, что говорить о вузах?
— Я не знаю, насколько это связанный вопрос. Есть компании, и у них есть определенные потребности, и получается, что они никак не синхронизированы с машиной, которая готовит этих студентов, да? Т.е. в этом проблема? Компании хотят одно, а система готовит, может не плохих специалистов, но других. Правильно, или нет?
— Так и происходит. Здесь надо отталкиваться еще от того, готовы ли студенты рассматривать процесс обучения в высших учебных заведениях как что-то ценное для них в отрыве от факта получения диплома. Я бы сказал, что по наблюдению моему, а мы работаем с большим количеством студентов, люди рассматривают цель высшего образования ни как получение знаний, а как получение диплома.
— А зачем им диплом?
— Хороший вопрос. Прагматического ответа нет, есть ответ — так надо. Наши родители нам говорят: «Ты должен получить диплом», подразумевая высшее образование. Или: «пойди в вуз, получи диплом». Спросите любого выпускника вуза, зачем он пошел в вуз учиться, он никогда не скажет — за знаниями. Потому что все побежали, и я побежал. Все соглашаются, что знания, которые в вузе даются — это знания, которое должны меня научить. Это такое распространенное заблуждение. Не вижу смысла это обсуждать. Есть менталитет, который нам говорит об этом. И не задумываясь, дети после школы получают высшее образование не потому, что нужно получить знания, которые тебя потом обеспечат работой, а потому что нужно получить диплом, потому что без диплома тебя на работу не возьмут.
— Но это не относится к нашим IT-компаниям, к работодателям?
— Не относится. Люди об этом не знают. Мало кто задумывается вообще о будущем. Выпускники школ не умеют думать о будущем, не умеют планировать свою жизнь. Вопросы стратегического мышления... их никто не учит думать стратегически о своей будущей жизни, поэтому и идут юристами, экономистами, филологами.
— А программистами разве не идут?
— Спрос на IT-образование растет куда медленнее, чем сама IT-индустрия и даже, абстрагируясь от качества, образование не успевает... Даже скажем так — школьники не рассматривают IT как перспективное направление.
— У нас на DOU заходишь, открываешь ссылку «зарплаты». И видишь — зарплата программиста 2 тысячи долларов или три, окей, три не сразу, через несколько лет ты будешь получать 4 тысячи долларов, сидеть в чистом офисе, с теннисным столом, с поездками в Данию, как командировками и т.д. Т.е. вообще круто. Управляющий филиалом банка получает меньше.
— Это знаешь ты, это знаю я, это знают сотрудники компаний, школьники об этом не знают. Более того, они не зайдут на DOU, потому что они не знают о существовании этого сайта. Я думаю, что многие из них не задумываются только потому, что им никто об этом не рассказывал. Возможно, есть представление...
— Так что же делать, может купить на ТВ рекламу: «Зарплата в „Циклуме“ — три тысячи баксов»?
— Да, я согласен. Я считаю, что индустрия должна озаботиться рекламой своей отрасли. Есть реклама юридических услуг — Юридическая академия. Почему идут в экономические вузы, потому что есть образ экономиста — человека в галстуке, в хорошем костюме, на хорошей машине. Юрист — вышколенный с большой зарплатой, банкиры. А образ IT-шника, он не сформирован в таком позитивном ключе, мы знаем их много — богатых, обеспеченных, перспективных IT-шников, выглядящих просто с иголочки, но знают ли об этом школьники? Мы со школой работаем регулярно, я регулярно общаюсь с детьми, которые в школе учатся, у меня у самого дети в школе учатся, плюс у нас есть проект «Малая академия», где приходят к нам со школ учиться, начиная с 9 лет. Я вижу, что взгляд на школу, взгляд на детей с нашей стороны, со стороны индустрии, совершенно отличается от того, что есть на самом деле. Мы считаем прагматично — как можно выбирать что-то другое, кроме как IT?. Я это понимаю, мой сын это понимает, мы с ним разговаривали, он видит IT-перспективу. Но я прихожу в школу, я разговариваю с
— Остальные они что, они же не тупые, или они тупые, типа это надо думать.
— Нет, они не тупые. Для них, во-первых, IT и математика — чуть ли не знак равенства стоит. «Но там же надо знать математику. Для меня это сложно, нет, я лучше что-то попроще». Проблема в том, что каждый из них рассматривает процесс обучения, как обязательство перед обществом, перед родственниками: «Я должен поступить в вуз», но не для того, чтобы получить знания. Знания не связаны с будущим у них, знания — потому что так надо. Почему надо? Ну, так надо и все. Поэтому идут по пути наименьшего сопротивления. Идут туда, где проще. Девочки идут в педин, 90% девочек, которые учатся в педине не планируют быть педагогами.
— Т.е. они не думают, я хочу тем то работать и для этого мне нужно такое-то образование, поэтому я иду в вуз. Они так не думают.
— Нет, они не думают. Нас не учили стратегически мыслить. Из года в год, обучаясь в школе, что мы видели — за нас планировали программу, нам говорили, что делать. Ценность главная была знать, а не искать правильный ответ. Наша ценность была в том, чтобы я мог найти правильный ответ, подставив известную мне формулу, а не то, чтобы я критически осмысливал полученную информацию и делал свои собственные выводы. И вот это все совершенно разный подход — наше образование и жизнь, с которой нам приходится сталкиваться. Нас учили, что у каждого вопроса есть один правильный ответ. Жизнь говорит, что ответов может быть много, и чем больше ответов, тем лучше. Нас учили в школе, что не нужно задумываться о будущем, у нас есть программа обучения на 10 лет вперед, нам не нужно думать о том, какое занятие мне выбрать завтра, какой предмет мне выбрать, потому что все за нас планировали. Но я выхожу после школы, я должен спланировать свое будущее, но я не умею. Я не знаю, как мои знания соотносятся с моим будущем. Родители точно так же подталкивают. Они не всегда тоже знают, что программисты столько зарабатывают. Но они может это слышали, но есть распространенное мнение, что программисты зарабатывают немного, это говорят сотрудники, например, заводов, фабрик, шахт, где есть IT-отделы, где работают программисты еще с советских времен.
— С этим я совершенно согласен, у меня тоже ребенок в школе, и я вижу по ребенку, что для нее самое страшное, это ошибка, если ты неправильно ответил. Хотя любой человек, который делает что-то оригинальное, он знает, что ошибка — это часть процесса. Если ты не делаешь ошибок, ты ничего оригинального не делаешь, ты просто выполняешь задачу, которая уже решена. Ладно, другую тему.
Насколько для программиста вообще нужно пятилетнее образование? Есть пример Индии, который любят приводить, где короткие курсы — год-два. В России мехмат — фундаментальная база физики, лучшие программисты. У вас фактически двухлетняя программа, которая готовит программистов. Правильно?
— Неправильно. В Компьютерной академии «ШАГ» можно условно выделить 4 направления — есть краткосрочные курсы — от месяца до трех. Есть годичные курсы, есть
— Т.е. вы просто подстраиваетесь под рынок. Родители хотят видеть ребенка с дипломом.
— Потому что у нас приходят люди, поступают в вуз и приходят к нам параллельно учиться. В вузе они получают корочку, у нас получают знания.
— Давай про программистов и знания. Что нужно мне как программисту, т.е. с каким багажом знаний я должен выйти из какого-то учебного процесса, неважно «ШАГ» или не «ШАГ», для того, чтобы я был востребован на рынке труда, чтобы я пошел работать в те компании, которые у нас нанимают.
— «ШАГ» — это есть главный ответ на ваш вопрос. Потому что ...
— Какие галочки конкретно я там получу? Я выучился и получил знания конкретно чего?
— Для этого надо просто зайти на сайт и посмотреть нашу программу. Мы отвечаем именно на этот вопрос для каждого человека, который приходит — что я должен знать и уметь, чтобы нас студентов-выпускников взяли на работу. Для программиста, начиная от базовых знаний и умений мыслить, как программист — и алгоритмическое мышление и базовые языки программирования. Мы начинаем с C, C#, Visual C, С++, .NET. Все технологии, которые сопутствуют этому — и принципы командной работы, и тестирование, и паттерны проектирования, все современные базы данных... Я в меньшей степени могу сейчас пересказать программу обучения, которая там на две страницы. Но каждый может зайти и посмотреть, как мы видим, какой именно специалист должен получить какие знания, тем более, что средний возраст наших студентов 23,5 года. И многие из них уже выпускники вузов.
— Кстати у меня есть еще пару вопросов, прежде чем начну задавать вопросы про «ШАГ». Один из вопросов, мне интересна демография, т.е. кто ваши студенты. Но давай уже закончим с общими вопросами. У меня есть два вопроса. Первый — тренд в мире сейчас на on-line образование, в Америке — это вообще бум. Даже в Европе, в МГУ я знаю, запускается система on-line обучения. Что ты думаешь на эту тему, в какой степени оно способно конкурировать с традиционным образованием, будет ли у нас что-то такое?
— Классная тема. Мы вообще эту тему прорабатываем постоянно, потому что хочется больше клиентов, а дистанционное образование дает такую возможность. Буквально несколько дней назад я общался с одним из наших ведущих преподавателей, и он говорит: «Понимаешь, когда я в классе, когда передо мной группа студентов, я каждого вижу и с каждым общаюсь. Только кто-нибудь отвлечется, я имею тысячу способов, как поставить его на место, вернуть его в процесс, удержать внимание». Мы имеем дело с обыкновенными людьми. Для того, чтобы удержать их внимание, нужно постоянно поддерживать их мотивацию, интерес, им должно быть все время интересно. Но людей с супермотивацией крайне мало.
У нас длительный срок обучения — 2,5 года. 2,5 года держать мотивацию — это огромная, тяжелая работа. Постоянно держать интерес, фокус интереса, увлекать. Хотя есть сложные вещи, которые не так просто преподнести. Да, геймификацию преподавать классно, весело, там масса интересных примеров из жизни. А вон протоколы TCP/IP со всеми деталями или про физические процессы, которые в кабеле проходят для администратора — это совсем не просто. И когда студент пришел, даже если ему хочется поиграться, отвлечься, у него нет выбора, он сидит в группе, люди все слушают преподавателя и он его слушает. Но как только этот человек оказывается по ту сторону экрана, удержать его внимание становится на порядок сложнее. Конечно, если мы говорим о людях, которые четко понимают, что это их будущее, если мы говорим об идеальном студенте. Идеальных студентов легко учить через интернет. А системно подходить к образованию почти невозможно. Особенно в группах.
— Я понял, проблема с недостаточной мотивацией.
— Есть психологические аспекты взаимоотношения группы, и атмосферу можно создать в классе, удержать внимание. А вот когда они находятся далеко, почти невозможно.
— И последний вопрос и пойдем в «ШАГ». Как насчет такого варианта. Ты говоришь больше клиентов, а on-line образование — это больше студентов. А что если взять крайний случай и сказать, что мы вообще никого не учим, мы делаем сертификацию. Смотри, какая проблема есть у компании — к ним приходит куча людей, но большинство недостаточно квалифицированны, но при этом они приходят на собеседование, они съедают время HR’а, рекрутинга и т.д. Они пришли в 10 компаний, соответственно потратили кучу времени рабочего. Что если вместо этого я прихожу к вам, например, говорю, я знаю то, то, то, то, вы мне даете экзамен, даете какой-то сертификат, не учите меня 2 года. Я там где-то вычитал это все, на Хабрахабре прочитал или сестра рассказала. Вы мне просто даете дипломчик, что я знаю то-то, то-то, и вы мне подтвердили. И мне с этим дипломчиком гораздо проще устроиться на работу.
— Идея хорошая, обсуждалась. Более того, я знаю, что не единожды в рамках Украины создавались центры такие вот сертификации. Есть Brainbench, который признавался. Есть масса проблем такого рода. Должно быть взаимное доверие — компании друг перед другом, перед учебным заведением, это доверие очень непросто заслужить. Не потому, что «ШАГ» не может его заслужить. Как минимум у каждого HR’а свое представление о хороших знаниях и то, что может быть хорошо для одной компании, это недостаточно для другой. И вот этих градаций не существует.
— Откуда вы знаете, что нужно компаниям, правильно?
— Во-первых, это данные открытые, информация об этом известна нам, плюс наши руководители направлений с этими компаниями очень хорошо знакомы, они знакомы с HR’ами, с инженерами. Более того, наших выпускников много в компаниях работаем, мы получаем фидбэк, мы знаем, что нужно было, чего не хватает и корректируем.
— По поводу «много работает». На том же DOU писали, вплоть до того, что если у человека в резюме написано «ШАГ», то я его на собеседование не зову, это типа плохой знак. Они вроде бы работают, но где они работают?
— Я видел опрос на DOU, в котором «ШАГ» попал в десятку лучших. У нас учатся много людей, много поступают. Доходят до конца, диплом получают процентов 30 выпускников. Это
— Т.е. он пишет в резюме «ШАГ».
— Где проходил обучение? В «ШАГ»- е. Вопрос — как такой человек, не имеющий диплома будет защищаться. «Я учился в «ШАГ»-е. Пойдет в одну компанию, не подойдет, пойдет в другую, не подойдет. И один такой ренегат-гад пройдет по всем компаниям, везде нас отрекомендует соответствующим образом: «Я учился». Против него успешный выпускник, хорошо отучился, еще в процессе обучения устроился на работу, и его резюме даже не попало на рынок труда. Даже если отучился и пошел на рынок труда, его чаще всего забирают сразу. Хорошие выпускники «не доживают» до конца обучения, не найдя себе работы, а иногда даже поменяв несколько.
— У вас там написано на сайте — 14 тысяч студентов. Сколько из них 2,5 годичная программа, сколько высшее образование
— Где-то половина — это 2,5 года, процентов 20 — это высшее образование и процентов 30 — это дети.
— Есть какая-то статистика, сколько ваших ребят, где работает, или они уехали. Именно выпускников?
— Мы статистику не ведем. В последнее время мы стали больше этому уделять внимание и так появились проекты success.itstep.org, diploma.itstep.org, itstep.tv, где мы собираем фидбэк от выпускников. success.itstep.org — это сайт на которые мы публикуем реальные истории о том, как сложилась жизнь наших выпускников. Мы стараемся отслеживать.
— Эта информация очень полезна, потому что ее можно показать работодателю потенциальному, EPAM-у...
— Мы начали в этом направлении работать. Просто нужно понять, это большая махина, у нас много выпускников, и это может быть оправдание — не всегда удается всех отследить. И зачастую бывает так, что приезжаешь в компанию какую-то, и тебе говорят: «О, а я у вас учился». А там человек тимлид ведущей компании, чуть ли не заместитель генерального директора, а он учился у нас — да там 6, 7 лет назад закончил. У нас сейчас проекты совместные по другим вопросам с компаниями, Которые основали наши выпускники. Я очень люблю работать с нашими выпускниками.
— Они вам скидку дают?
— Они дают нам скидку, а иногда бывает даже такое, что мы не можем потянуть их услуги. Они очень дорогие.
— Назвать можешь эти компании? Или это одесские компании, в Киеве есть?
— Их список можно посмотреть в историях успеха, потому что я обязательно прошу, чтобы каждый из них написал о себе или рассказал о себе, такое небольшое интервью в текстовом виде. И я стараюсь, чтобы информация о них попадала на этот сайт.
— Есть опять же вопрос. Я не знаю как в Одессе, во Львове есть свои курсы, в Киеве Global, еще несколько компаний, EPAM точно, которые ведут курсы при компаниях, они часто бесплатные и пройдя эти курсы у меня высокие шансы попасть в компанию, потому что меня видели, я примелькался, знают мой потенциал, соответственно, зачем мне к студенту идти, платить деньги в «ШАГ». Сколько стоит в месяц обучение?
— В зависимости от региона от 50 до 120 долларов в месяц.
— Вроде бы это недорого. Я не знаю, я не студент.
— На фоне бесплатного это дороже.
— Зачем мне идти к вам, если я могу пойти на курсы в Global, закончить. Как вы конкуренцию ощущаете?
— Дело в том, что мы решаем абсолютно разные задачи. Global или Ciklum, или SoftServe — они большие молодцы, что взялись за это дело, и они решают прагматичную задачу. У них есть проект, им нужны конкретные люди с конкретными знаниями под конкретный проект или на будущее. Они берут людей с базовой подготовкой, они не учат их простым вещам и они узко подгоняют человека под конкретную задачу. Они решают прагматично свою задачу, для многих это хороший выход. Я знаю — наши студенты, выпускники даже, те, которые хотят конкретно устроиться в эту компанию идут к ним на курсы и отлично проходят там 3 месяца, закрепляют знания, может, новые получают и устраиваются на работу. Это нормальный путь, но по этому пути невозможно пройти с нуля. Если я выпускник экономического вуза, меня не возьмут, потому что я не умею программировать.
— Вы не думали сделать с этими компаниями какую-то корпоративную программу. О чем я сейчас? Ко мне, например, обращались компании: «Макс, давай ты нам будешь учить людей, а мы будем их брать на работу». У вас налажена система, у вас есть процесс, т.е. вы могли для этих же компаний... Зачем им делать свои курсы, это не их бизнес, их бизнес продавать, аутсорсинг. Вы бы им поставляли просто студентов, они бы вам платили за каждого студента больше чем эти 100 долларов.
— В каждом регионе у нас налажены хорошие контакты с местными компаниями. Не со всеми, с избранными. Куда обычно и уходят наши выпускники после окончания. Но есть нюанс. Например, мы могли бы готовить, но у нас немножко разные подходы. Мы 2,5 года учим, и потом студент может совершенно спокойно выбрать себе компанию и пойти туда устраиваться.
— У вас есть в Одессе какой-то пул компаний, которые забирают ваших студентов. Что за компании?
— Да, конечно. И Ciklum, и Sigma и DataArt, я знаю. Т.е. много компаний. В принципе во всех компаниях, которые работают в Одессе, я знаю, есть наши выпускники, достаточно много. Есть компании, где их больше половины. Я знаю компании в других регионах, где только наши выпускники.
— Но вы им помогаете в эти компании устроиться, у вас есть договор? Или они просто проходят собеседование на общих основаниях.
— Этот процесс у нас органический. У нас есть преподаватели, с которыми знакомы HR’ы, которые говорят, что нужно. Преподаватели рекомендуют студента, и этот процесс идет постоянно. У нас очень редко встречаются хорошие выпускники, которые не находят работу до окончания обучения. Практически во всех регионах заведена такая практика — дипломирование проходит открытым образом, и мы приглашаем компании, HR’ов, руководителей отделов на дипломирование, чтобы они могли посмотреть наших студентов и сделать им предложение. И я знаю, что в Донецке было последнее дипломирование и практически всех разобрали.
— Кстати про донецкий «ШАГ», мы же делали Хакатон, DOU Хакатон в донецком «ШАГе» и вообще про донецкий «ШАГ» мне говорили много хорошего, именно про донецкий. У меня не так много контактов, может остальные и не плохие, но в Донецке я точно знаю.
Студенты, которые победили на Imagine Cap в мире — это же донецкие ребята?
— Да.
— Это же не связано с Золотым байтом?
— Немножечко связано. Это разные процессы. Когда-то Золотой байт начинался для того, чтобы дать время отработать презентационные навыки, подготовить чуть раньше...
— Что такое Золотой байт? Для тех, кто не в курсе.
— Золотой байт — это Всеукраинский чемпионат компьютерных талантов с сумасшедшим призовым фондом в 500 тысяч гривен.
— Это среди ваших студентов, или любой может подать?
— Любой может подать и школьник, и студент, у нас 11 номинаций. У нас на сегодняшний день 7 генеральных спонсоров.
— А 500 тысяч гривен это призовой фонд? Откуда у вас такие деньги?
— Это совокупная сумма всех призов генеральных спонсоров. И, например, среди призов поездка для четверых человек в Силиконовую долину на бизнес-тур. Встречу с компаниями, инвесторами, обучение.
— Стартапами занимаетесь?
— Каждый проект, который представляется в рамках этого чемпионата, как и Imagine Cap, так и Золотого байта, по большому счету — это потенциальный стартап. Для людей, которые будут презентовать, навыки и знания сходные. Например, тот же проект, который победил на Imagine Cap в мире, когда наши студенты стали лучшими из лучших, это же полноценный стартап, и планировался, и подавался он как стартап. Хотя на самом деле, это обыкновенная студенческая работа, студенческий проект, который с нуля изобрели ребята.
— А много там таких участников? Цифры какие-то.
— 420 тысяч студентов по всему миру приняло участие в прошлом Imagine Cap. А в Золотом байте в прошлом году было пять с половиной тысяч, в этом году будет около шести тысяч человек. Это те, кто зарегистрировался. Сначала идет отборочный тур в каждом городе дистанционно через интернет, выбираются по 11 номинациям лучшие в каждом регионе. Они все приезжают. С 16 по 17 марта будет всеукраинский финал в Киеве. И вот они соберутся все здесь и выяснят, кто самый сильный. И, в общем-то, там и поделят все призы.
— Кстати по поводу этих студентов. Опять же комментарий на форуме DOU о том, что есть два «ШАГ»-а, это один «ШАГ», который побеждает в конкурсах, а второй — это тот, который учит непонятно чему. Как такое бывает?
— На самом деле я бы сказал, что «ШАГ»-ов на самом деле 13. Каждый регион — это тоже «ШАГ», у нас 13 филиалов. Где-то этот процесс поставлен лучше, где-то у нас преподаватели просто мегасуперклассные, я бы сказал, что практически все наши преподаватели — это ребята очень высокой квалификации, которые не просто преподают, они этим горят, они живут этим, им нравится. Я за каждого преподавателя могу сказать, это действительно человек не просто принят на работу, «ну давай попробуй попреподавать», это человек, который классный, который может и умеет преподавать. Но учитывая, что у нас их много, студент может попасть на хорошего преподавателя, на среднего или на лучшего. И соотнося результаты, соотнося вообще отношения, в зависимости от того, что ты ожидаешь, ты можешь ожидать: «Я заплатил деньги, теперь учите меня, я ничего не должен делать». Поэтому очень много проблем возникает с тем, что люди не умеют учиться и не хотят учиться, а занимают пассивную позицию. На самом деле это очень быстро переключается. Задача преподавателя научить правильно подходить к обучению. Иногда даже проблема заставить домашние задания выполнять, не говоря о том, что серьезно прорабатывайте дома. «Я хожу на занятия, что еще от меня нужно».
— У вас на сайте написано, что открыты или открываются филиалы в нескольких странах — в городе Казани, в Чехии, в городе Таллинне?
— Там давно уже работают — в Казане, Праге, а в Эстонии уже открываем.
— Та же схема?
— Да, все филиалы построены по одному стандарту, и принципы, которые закладываются в обучение, те же — и программа общая и единые подходы к обучению.
— В мире вообще есть аналоги? В моем представлении образование — это вообще бесприбыльная индустрия. Все деньги теряют. Есть бюджетное образование, когда государство за счет налогоплательщиков учит и не зарабатывает. Вообще кто-то еще так в мире делает, зарабатывает деньги на обучении?
— Наверное, есть много частных вузов, которые работают. Вопрос в том, что, к сожалению, в нашей стране главное ограничение — это не желающие учиться, а платежеспособность. Поэтому мы вынуждены танцевать вокруг себестоимости, чтобы за счет количества позволять выживать. Я не могу сказать: «Ай-яй-яй как тяжело!», но мы работаем, мы стараемся, да, низкорентабельный бизнес, да, есть масса более высокорентабельных бизнесов, которыми тоже можно заниматься. Но мне это нравится, я вижу результаты. Если б мне кто-то сказал, что мне регулярно будут писать письма с благодарностью, я бы подумал: «Ну да, заливает!». Честно, клянусь, мне пишут регулярно письма, в которых благодарят и рассказывают, что я то-то сделал, вот это благодаря «ШАГ»-у. И встречаешь людей, пришел где-то в компанию: «О, а я у вас учился, знаете, я вам очень признателен». Вот ради таких вещей, меня это очень сильно вдохновляет, плюс это — я вижу свое предназначение в этом — я знаю, как организовывать учебный процесс, знаю, что нужно сделать, чтобы хорошо учить людей.
— Это хорошо. А вот если закрыть глаза и помечтать, то через
— Год назад я видел «ШАГ» среди победителей международных чемпионатов. Мы к этому подходили, вот три года подряд мы подбирались очень близко, три года подряд наши студенты представляли Украину в финалах Imagine Cap. Но мы максимум добирались до полуфинала. Наши студенты участвовали в европейских олимпиадах Cisco. Для меня очень важно было выйти на международный уровень. Мы открывали филиалы в Казани, мы выйти в Прагу. Моя цель была выйти именно на международный уровень. Предоставлять услуги не местечкового класса, а конкурировать за качество образования с ведущими учебными центрами мира по IT. В этом году, кстати, в
— Чью оценку, Cisco?
— Да, Cisco. Наш преподаватель получил статус «Лучший преподаватель по Cisco в Европе». Наш ведущий преподаватель Алекс Туманов получил IT Award, который SoftServe проводил. Это та оценка, которая позволяет себя оценивать, себя позиционировать. Наши студенты в 2012 году заняли все три первых места на Олимпиаде Cisco, которые проводили по Украине и представляли Украину на Европейском чемпионате. Наши студенты постоянно сейчас принимают участие в мировых чемпионатах. Я хочу пусть не 10 лет, я хочу быстрее, но стать полноправным Европейским учебным заведением с соответствующим уровнем. Я вижу, как мы к этому движемся, и я вижу результаты, которые получаются. И та победа, которую принесли донецкие студенты, я считаю, что тоже серьезный знак для нас — мы движемся в правильном направлении. И все что мы делаем, мы делаем для того, чтобы то качество было не только для нас, вот мы себя оценили: «О, какие мы молодцы, вот классно, наши преподаватели отмечены, как лучший учебный центр, здорово!». Мы хотим, чтобы это было заметно и со стороны. Мы хотим, чтобы студенты, которые к нам приходят, оценивали... Как только ты опускаешь качество образования или планку, к тебе сразу перестают идти студенты. А у нас за этот год набор вырос на 40%. Это тоже показатель. В этом году ко мне обратились из стран ближнего СНГ (Грузия, Казахстан, Эстония) с предложением рассмотреть вопросы партнерства об открытии филиалов. Т.е. они выходят к нам с предложением. Предлагают открыть филиал Компьютерной Академии «ШАГ» в своих странах. Я считаю, что это тоже определенная оценка.
— Т.е. через 15 лет вы будете открывать в Великобритании?
— Я думаю, это будет раньше. В Великобритании уже открыт филиал :) Наш директор Одесского филиала уехала, вышла замуж за англичанина и открыла учебный центр, который называется «Step up» и обучает компьютерным технологиям в Англии. Это не наш филиал, но я очень рад за то, что идеология обучения передается и используется в других странах достаточно успешно.
— Но вы будете IT? Не думаете в бизнес образование пойти, MBA? Там, кстати, платежеспособность лучше, чем у студентов?
— Ты знаешь, я считаю, заниматься нужно тем, к чему лежит душа и что получается хорошо. Я знаю, что у нас получается IT-образование. Я знаю и я вижу результаты. Не думаю, что с бизнес-образованием мы выйдем на тот же уровень. Есть масса в Украине хороших, сильных бизнес-школ. Зачем конкурировать там, где ты не чувствуешь себя сильнее? В IT-образовании у нас уже наработаны очень много технологий, методов, у нас классные преподаватели, которых нам удается удерживать. Бывает так, что преподаватели уходят, потому что индустрия, зарплаты растут как на дрожжах, нногда мы даже не можем конкурировать, но потом через какое-то время возвращаются. И это тоже определенный показатель. Т.е. им нравится то, что они делают. И даже не смотря на местами перекос в зарплатах, они все рано отдают предпочтение педагогической деятельности, потому что как минимум это здорово, это приносит результат. Когда это приносит результат, это очень сильно вдохновляет.
— Хорошо, у нас время эфира уже заканчивается. Я хочу поблагодарить за участие, хочу пожелать всем нашим зрителям, чтобы они тоже занимались деятельностью, которая им приносит результат, приносит удовольствие, и не важно, связано это с IT или нет. Я думаю, про «ШАГ» мы узнали. У всех у кого были вопросы про «ШАГ» и не услышали ответы в этой передаче, я думаю вы уже их не узнаете никогда.
— Можно прийти, составить свое мнение и получить ответы на вопросы непосредственно в офисе, тем более, что лучше всего узнать и почувствовать, что такое «ШАГ» можно не со слов, а только посетив и посмотрев своими глазами. Мы всегда держим двери открытыми и не скрываем ничего. Приходите, знакомьтесь с преподавателями, знакомьтесь со студентами, помогите там, где у нас не получается. Мы сейчас приглашаем всех ведущих специалистов, периодически проводим мастер-классы, тренинги, презентации для того, чтобы студенты больше узнавали об IT-технологиях из первых уст. Скажем в Одессе у нас 2 конференц-зала и иногда даже места не хватает для проведения таких мероприятий. Очень приятно, когда мероприятия DOU тоже проводятся.
— Я вам желаю удачи и успехов с Академией. У нас в гостях был Дмитрий Корчевский — генеральный директор Компьютерной академии «ШАГ». Меня зовут Максим Ищенко. Вы смотрели profit-шоу. Всем пока.
— Всего хорошего.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
26 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.