От конструктивного несогласия до мировой войны. Внимание: обратного пути нет!
Коллективная деятельность, в особенности, профессиональная состоит из трех аспектов: Цель, Процесс и Отношения. Программная разработка, не исключение, а скорее яркий пример командной деятельности. Стремительное развитие отрасли позволило появиться множеству процессных фреймворков, инструментов продуктового и кастомер- девелопмента.
Управлению отношениями, на мой взгляд, все еще уделяется не достаточно внимания. Поэтому хочу посвятить серию статей и практических воркшопов развитию социальных навыков в инженерной среде. Повышение осознанности по отношению к не-техническим аспектам программной разработки было бы хорошей целью для меня.
Итак, тема первая:
ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТА В КОМАНДЕ
Согласно наблюдений Патрика Ленсиони, Джейн Табаки и Лиссы Адкинс (снимаю шляпу перед опытом каждого из них), существует 5 уровней конфликтов и определенные тенденции в их эскалации.
Ниже вы найдете описание истинных целей и общих характеристик для каждого уровня. Я предлагаю понаблюдать за конфликтами, в которые вовлечены вы или ваши коллеги. Что бы повысить осознанность в отношении конфликта, можно записать «язык команды» для каждого уровня: типичные вопросы и диалоги, которые встречаются на нем.
Как использовать наблюдения, мы обсуждаем на программах Социальные навыки для гиков (ближайший воркшоп — 4 апреля) и AGILE CIRCLES . Но даже если вам «не нужно учиться», говорят, что заметить проблему — это половина ее решения. А осознать конфликт — это первый шаг к тому, что бы его разрешить. В некоторых случаях.
5 УРОВНЕЙ КОНФЛИКТА
Уровень 1
КОНСТРУКТИВНОЕ НЕСОГЛАСИЕ
Цель уровня: Решить проблемуОбыденные конфликты, которые приходят и уходят каждый день. На этом уровне конфликтуют мнения, случается недопонимание и связанные с ним недоразумения. Люди могут иметь конфликтующие цели или противоречивые ценности. Конфликт неярковыражен, он просто чувствуется «в воздухе»
На этом уровне члены команды сосредоточены на определении, проблемы и способа ее устранения. Потоки информации текут свободно, сотрудничество налажено. Люди использует ясную речь и оперируют фактами. Команда обсуждает, в основном, текущую ситуацию, не говоря о прошлом. Если обнаруживается мисскоммуникация — ее тут же стараются устранить. Команда настроена оптимистично, двигаясь к разрешению конфликта.
Уровень 2
НЕСОГЛАСИЕ
Цель уровня: ЗащититьсяCамозащита становится столь же важной как решение проблемы. Члены команды дистанцируются друг от друга, что бы выглядеть хорошо в конце, или занимают позицию, удобную для компромиссных решений. Они могут говорить лично с другими членами команды, чтобы проверить свою стратегию, получить совет или поддержку.
На этом уровне, на смену добродушным шуткам приходят наполовину шуточным колкостям. Озлобленность прикрывается, но так или иначе проступает. Люди все еще не враждебны, но уже насторожены. Их язык отражает это: ясные и конкретные высказывания заменяются более общими. Укрепляя оборонительные стены, они не делятся всей информацией, которую знают о проблемах. Факты уступают место интерпретациям, которые усиливают запутанность в том, что же действительно происходит.
Уровень 3
СОРЕВНОВАНИЕ
Цель уровня: Выиграть
Второе название уровня — «накопилось». Не решенные на предыдущих уровнях проблемы и конфликты объединяются в более масштабную проблему или создают «причину». В этой плодородной почве проявляются фракции, ячейки и вся сопутствующая политика. Люди начинают чувствовать принадлежность к той или иной стороне. Эмоции становятся средством перетягивания поддержки на свою сторону.
Имена людей становятся синонимами проблем, оправдывая персональные нападки. Поскольку люди сосредоточены на создании собственных историй «как все было», язык сильно искажается. Говорят о том, что думают о проблеме и перестают говорить о самой проблеме. Дискуссии носят обвинительный характер. Разговоры о примирении могут вызывать сопротивление, потому что люди не готовы двигаться дальше обвинений.
Уровень 4
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Цель уровня: Избавиться от противника
На этом уровне просто решить проблему — не достаточно. Члены команды уверены, что люди на «той стороне» не изменятся. Cтороны полагают, что единственное решение состоит в том, чтобы удалить противника из команды или удалиться самому. Группировки становятся открытыми и могут даже укрепиться в псевдоорганизационную структуру команды или компании.
Идентификация с группировкой мешает командной идентификации. Люди и их позиции воспринимаются неразделимо, открывая возможность для критики за сопричастность к группе, а не за действия и предложения.
Нападки приобретают форму языка, изобилующего идеологией и принципами. Идеология становится центром дискуссий, вместо конкретных проблем и практик. А решения проблем становятся карательными мерами для противников.
Уровень 5
МИРОВАЯ ВОЙНА
Цель уровня: Уничтожить противника
Недостаточно просто выиграть, необходимо растоптать противника под предлогом «Мы должны убедиться, что эта ужасная ситуация не произойдет снова!»
Есть только один выход из ситуации на этом уровне: изолировать стороны. Никакой конструктивный вариант разрешения конфликта не возможен.
Интересно то, что с определенного уровня — путь конфликта это путь в одном направлении. Есть уровни, на котором конфликт можно разве что похоронить, но разрешить уже невозможно. Как вы считаете, на каких уровнях еще не поздно повернуть назад?
Желаю интересных наблюдений, а конфликтовать самим — только на первом уровне.
Командный коуч, совладелец и управляющий партнер SCRUMguides. Основатель и фасилитатор Innovation Friends.
Профессиональные интересы: построение сильных команд и создание профессиональных сообществ, разработка бизнес-идей и продуктов, организация конференций и оффлайн-площадок. Пристрастия: лыжи, спорт, путешествия, медитация.
75 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.