Почему ДОУ уже не тот...
Когда я говорил, что нужно вкладывать в сообщество и User Groups,
вы вкладывали в теннисные столы. Теперь у нас
много средненьких теннисистов и нет коммюнити.
Недавно я написал две статьи «Когда я говорил...» и «Как отпугнуть высококлассных специалистов. Руководство для компаний». Обе статьи получили много отзывов, а продолжение темы мне предложили написать на ДОУ.
Я поставил себе три цели:
- статья должна по смыслу дополнять предыдущие статьи;
- статья должна быть интересна, в первую очередь, читателям ДОУ;
- проблематика статьи должна быть мне близка.
Такая тема нашлась очень быстро: почему ДОУ уже не тот. Эта фраза слышна последнее время очень часто. Народ флудит, администрация отнекивается, а количество постов на форуме на эту тему просто зашкаливает. Как человек, не связанный с администрацией сайта и которому близка эта тема, хочу описать свою точку зрения.
Почему эта проблема мне близка?
Я веду технический сайт Microsoft .NET User Group Community и несколько дней назад я решил его закрыть, несмотря на
Идея была в том, чтобы создать технический ресурс для айтишников, т.е. приоритетом всегда должен был выступать технический контент (собственно, такую же цель изначально ставил и ДОУ). Проводились конкурсы, дарились книги, лицензии на различные продукты, активисты бесплатно ездили всевозможные украинские и международные конференции. Но это не помогло. Я специально делаю акцент на слове «технический», так как это важно.
Все четыре года я лично искал перспективных молодых ИТ-специалистов, которые готовы писать статьи на сайте, некоторых «переманил» с Хабра, где технический контент тоже в какой-то момент оказался не в почете. Но практика показала, что этим нужно заниматься постоянно и большинство авторов пропадает после первой же статьи, а время и жизненные приоритеты имеют свойство меняться.
Почему сложно вести технический ресурс?
Начнем с того, что я не знаю ни одного популярного технического ресурса в Украине, у которого большинство контента — технические статьи, например, как codeproject.com, windowsphonegeek.com, codebetter.com. Могу назвать всего с полдесятка .NET-блогеров, которые пишут более-менее регулярно технические статьи, что, как вы понимаете, очень мало.
Чтобы вести технический ресурс, необходимо:
- инфраструктура: сервера, разработка, хостинг и т.д.;
- штат редакторов, корректоров и поддержка;
- аккаунт менеджер или человек, который будет заниматься связью с общественностью и т.д.;
- постоянный приток актуального контента — самая сложная часть.
Даже если у вас есть двое-трое заинтересованных людей и вы успешно решили первые три пункта, то с четвертым — всегда проблема.
Где брать контент?
Хороший вопрос и многие считают, что все очень просто. Но...
- Многие считают, что если платить за статьи, то контента будет много. Совершенно не верно. Пример — свободная википедия цветет и пахнет, а knol и другие подобные проекты благополучно загнулись. Кроме того, если платить за статьи по реальной стоимости, то мало какой ресурс проживет долго. А для написания хорошей технической статьи необходимо потратить кучу свободного времени и иметь большой опыт и не только в ИТ.
- Блогеры, которые могли бы делать перепосты. Не выгодно ни блогерам, ни ресурсу. Первым не выгодно, т.к. их цель — чтобы люди ходили к ним на сайт, ресурсу не выгодно, т.к. контент не является уникальным.
- Переводы. Как вариант, но лишь на переводах долго не протянешь.
- Писать самому. Меня хватило года на три, 90% авторов — хватает ровно на
1-2 статьи.
Поэтому когда вы пишите в комментариях, что «дайте возможность и народ потянется», то знайте, что это полная чушь — можно ожидать кратковременный всплеск, который рано или поздно закончится. Еще доставляют комментарии аля «отдайте проект сообществу, если не хотите сами ничего делать, пид*расы» (мне похожий комментарий написали к оригинальной статье о закрытии сайта сообщества ввиду его отсутствия).
Почему все так происходит?
Первое, что хотелось бы сказать — никто не ценит чужую работу. Более того, если что-то кому-то не нравится — могут еще и написать письмо и банально нахамить. Если все нравится — вероятность положительной обратной связи минимальна.
Технические сайты никому не нужны. Еще раз повторю, технические сайты никому не нужны.
Они, как правило, менее популярны, чем сайты на околоайтишную тематику или новостные сайты, поэтому не привлекают рекламодателей (которые интересуются только циферками, напрочь отключая мозг и здравый смысл).
Компаниям нужны контакты, они готовы платить по $1000-2000 за рекомендации, но НЕ готовы выделить $500 на хакатон или поддержку ресурса. Компаниям нужно на вчера, а технические сообщества и технические ресурсы — это инвестиция.
Но я знаю, кому нужны технические ресурсы. Они нужны небольшим компаниям, которые продвигают свои продукты — например, JetBrains, Telerik, Xamarin, O’Reilly, Apress, Pluralsight. Это те компании, которые нас постоянно поддерживают. Заметьте, ни одной отечественной компании. Зарубежные блогеры живут на том, что им заказывают обзоры продуктов, ставят банеры своих продуктов и т.д. Этого всего у нас нет. Обидно, что в ближайшем будущем и не будет.
Могу добавить, что в последнее время очень часто начали обращаться отечественные представительства больших компаний с приблизительно такими письмами:
Я представитель компании XXX, мы выпустили афигенский мега продукт (или будем проводить афигенскую мега конференцию), не могли бы вы написать о нас, какие мы классные?
Да, могли бы.
Через некоторое время пишу обратное письмо: не могли бы вы выступить партнером нашего хакатона или семинара?
Извините, не можем. Мы можем сделать party на 200 человек на берегу моря или раздать кучу айпедов за лайк в фейсбуке, но дать $500 на проведение мероприятия денег нет.
Извините, но это пздц какой-то.
Ну и, собственно, почему ДОУ уже не торт?
Я могу с уверенностью сказать, что ДОУ сейчас торт. Это именно тот ДОУ, который имеет хоть какие-то шансы удержаться на плаву, а не закрыться как msug или более именитые проекты (КО, Компьютерра и другие).
Люди приходят на ДОУ, чтобы отдохнуть, похоливарить, пожаловаться на жизнь, HR-ов, президента, померяться ЧСВ, но не для того, чтобы обсуждать технические проблемы. Ведь это все уже есть готовое на stackoverflow и других популярных англоязычных ресурсах. А одно из самых популярных мнений по поводу отечественных технических ресурсов — зачем, если есть англоязычные ресурсы?
Другое дело, обсудить, где камера жирнее — в нексусе или айфон фоэсс. Или почему Microsoft умрет уже в этом году, или можно ли найти работу после 35 (почему не 36, 37, 38?) Это больше привлекает народ, который формально хочет мяса, но на практике пишет отзыв только в том случае, если были задеты его самые нежные чувства.
ДОУ любят, прежде всего, за зарплаты и отзывы возможность обсудить компании. И даже если я триста раз напишу и еще двести раз крикну, что все отзывы, оставленные пользователями, не имеют никакой связи с объективным миром (это вывод я сделал, читая комментарии о компаниях, в которых я имел честь работать), все равно завтра кто-то откроет новую тему «что вы можете сказать об XXX» и все вернется на круги своя. Но если ДОУ лишится поддержки компаний (которые не могут позволить себе иметь популярный раздел с отзывами), то еще одним ресурсом станет меньше.
Поэтому, пока компании будут драться за ИТ-специалистов, платить за рекомендации и дарить айпэды за лайки в facebook, пока не начнут поддерживать сообщества и активных людей, пока читатели ресурсов сами не начнут что-то делать, то никакого другого ДОУ (хабра, мсуга) не будет. Будут ресурсы для поиска сотрудников, обсуждения плюшек, писькомерства зарплатами и количеством сотрудников, обсуждения эджайлов, скрамов и прочей подобной херни. Говоря языком шоубиза — будет то, что «пипл хавает». А технический контент пипл не хавает.
И тот факт, что до сих пор никто не создал свой (популярный) сайт с отзывами о компаниях с блекджеком и эйчарами, подтверждает мою правоту. Ведь сегодня еще надо поставить пару лайков в фейсбучике, поиграть в теннис, а завтра пойти устраиваться в очередную «молодую, но перспективную международную компанию» на +$200 на позицию синьор девелопера. И не забыть купить торт с 23 свечами. День рождения-то на носу...
P.S. Проект msug в данный момент в подвешенном состоянии. Есть идея его продать ответственным людям или компании. Если кому-то интересно пообщаться на эту тему — пишите.
Найкращі коментарі пропустити