Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Результат результата. Заметки новоиспечённого преподавателя

Знакомство + дисклеймер

Добрый день, меня зовут Игорь Томич и я лектор курсов iOS-разработки и сооснователь Master Up в Харькове.

Я бы хотел поделиться мыслями по достаточно злободневной теме в IT — обучению. Хотя эта тема и актуальна, но универсальных решений пока не выработано. Поэтому вряд ли мой рассказ может претендовать на роль этого самого «правильного пути». Но кое-что у нас таки получилось :)

На самом деле, я просто хочу коротко подбить мысли и результаты, полученные за время работы над проектом.

По сути

Идея курсов преследовала меня достаточно давно, и, благодаря встрече с Юрой Жидуном в мае этого года, мы решили попробовать провести первый «тестовый» курс.

Я вижу будущее в мобильной платформе и сейчас мы явно находимся в post-pc эре. Именно поэтому в последнее время я занимаюсь разработкой для платформы iOS. Поэтому же вопрос «почему именно iOS?» даже не поднимался :).

А вот первый вопрос для любого начинания — «зачем?» — заставил подумать. Кстати, имея ответы на этот вопрос, потом легче оценивать успешность. Для себя я достаточно четко сформулировал цели, которые бы я мог достичь, читая подобные курсы:

  1. Личное профессиональное — учиться педалить, как бы банально это не звучало.
  2. Личное социальное — учиться общаться.
  3. Общественное социальное — поддерживать популяцию iOS-сообщества Харькова :)
  4. Общественное профессиональное — делать мир лучше, уменьшая процент говнокодеров, через увеличение количества хороших разработчиков :)

Научиться педалить, читая лекции? Хм

Да! До определенного момента мне казалось, что результатом разработки проекта, является исключительно готовый продукт — сайт, приложение для мобильного телефона или другое ПО. Но после прочтения Rework’а ко мне пришло понимание, что полученные во время выполнения проекта знания это тоже результат, который дорого стоит.

Не секрет, что когда много работаешь в одной сфере/технологии, то нарабатываешь устойчивые паттерны решения или обхода проблем. Студенты курсов — это свежий взгляд, постоянные вопросы «почему так?» и совершенно новые грабли.

Целью стало структурировать, расширить и отточить свое понимание платформы. Да и просто услышать вопросы, которые я бы сам себе никогда не задал.

Научиться общаться

Однажды побывав на нескольких встречах разработчиков в Сан-Франциско, я увидел колоссальную разницу с подобными встречами, которые проводятся в Украине. И разница состоит далеко не в материальном или научно-техническом аспекте. Возможно, это прозвучит достаточно резко, но «мы не умеем общаться».

Мы с легкостью воспринимаем «вертикальное» общение — с подчиненными либо вышестоящим руководством. А вот поговорить с полузнакомыми людьми на технические темы (да и на жизненные) даже на корпоративе сложно. Ок. Может не всем, но мне — да :)

Умение легко донести свою мысль до незнакомого человека — довольно важное умение, которое может в дальнейшем помочь личностному росту.

Целью стало попытаться немного забороть в себе интроверта, через преподавание, где мне волей-неволей пришлось бы говорить.

Создать себе свою тусовку! :)

Если уже научиться общаться, то надо где-то умение применять. Вспомните, как давно вы ходили поговорить с разработчиками вашего уровня. А из соседнего отдела? А не из вашей компании? А не на очередном айти-толке? Интересует ли вас, как люди вашего уровня решают свои каждодневные задачи и с чем они сталкиваются в своей работе?

В Харькове на момент старта курсов не было никаких сильных iOS (да и, вообще, мобильных) тусовок. Создание таких курсов могло бы стать первым кирпичиком для создания сообщества по интересам. Как минимум, тема для одного доклада точно появилась бы :)

Цель — заложить фундамент для профессионального сообщества мобильных разработчиков.

И трамваи на луну

За 14 лет владения и работы с персональными компьютерами, у меня накопилось достаточно опыта, который может быть полезен другим людям. Пришла пора делиться.

Кроме того, количество технологий, подходов, да и просто информации уже давно не поддается возможностям освоения одним человеком. «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!» — точнее Льюиса Кэррола, вряд ли кто-то сможет сформулировать атмосферу разработки ПО. Делиться надо не только мне.

Цель — развиваться и улучшать качество знаний вместе.

Как бонус — вместе мы банально можем получать более интересные проекты и более широкий горизонт возможностей. Синергия, блин.

Курсы кратко

Первую группу мы набрали достаточно легко, так как пилотный курс был бесплатным и довольно тепло принят интернет аудиторией. Для первого набора мы провели небольшое тестирование и выбрали только разработчиков с практическим опытом в других платформах — это позволило опустить самые основы программирования и сделать курс действительно интересным.

Результат обучения первой группы нас вдохновил, и теперь мы проводим курс на регулярной основе. На текущий момент мы заканчиваем третий заход и стартуем набор на четвертый. Всего обучение прошло 35, из них до конца досидело 14 (без третьей группы), и 6 успешно трудоустроилось или сменило специализацию.

Результат, как по мне — удовлетворительный, а полученный опыт можно назвать выдержанным и осмысленным.

Выводы

Учить тяжело

Это тяжелей, чем самообучаться или просто разрабатывать проекты. Для этого необходимо не только виртуозно владеть платформой, но и уметь передать понимание и знание другому человеку. Важно уметь понимать, что тебя поняли, а не просто кивнули. Важно уметь не накричать, а объяснить по-другому.

Жаль, что сутки — всего 36 часов

Лекции проводятся 2 раза в неделю, каждая состоит из двух частей по часу. Но практика рушит планы: если количество лекций в неделю мы ещё выдерживаем по плану :), то лимит в два часа на лекцию нарушается практически постоянно. После занятий я всегда стараюсь выделить время на индивидуальные вопросы и решение возникших технических трудностей в личных проектах студентов.

Итого, мои временные затраты за неделю:

  • Лекционное время: 5 часов
  • Подготовка и общение в скайп-чате со студентами: ~3 часа

По ощущениям могу сказать, что этого не достаточно. Я чувствую, что иногда материал необходимо готовить более качественно и продумывать свои примеры и способы донесения информации.

Для справки — на каждый час лекции в ВУЗе преподавателям выделяется 2.5 оплаченного часа на подготовку.

Необходимо готовиться под целевую аудиторию

В начале мы сформировали группу как можно более однородную по знаниям. Первый курс состоял более чем на половину из «свитчеров» — людей, у которых имелся достаточно хороший опыт программирования в других областях. Но следующие наши группы, становились все более «разношерстными», а это требует более качественной подачи материала, ведь он не должен быть скучным, для опытных, и, одновременно, не должен быть непосильным для новичков.

Распыляться нельзя

Изначально курс состоял из 16 лекций. Оказалось, что часть запланированного материала не очень актуальна для начинающих разработчиков. Мы сократили курс до 10 лекций и постарались сконцентрироваться на знаниях, которые дадут в будущем возможность самостоятельного изучения материала, который не вошёл в курс. Наш опыт показал, что рациональнее всего давать «костяк» платформы и основополагающие понятия — остальное можно отдавать на самостоятельное изучение.

Бесплатность не мотивирует, а плата не отпугивает

Удивительно, но бесплатность курса для студента не всегда дает положительный результат. Напротив — зачастую она даёт внутреннее разрешение не работать на результат. «Я же ничего не заплатил, поэтому, если я не пройду весь курс или не буду стараться на грани своих возможностей, я ничего не потеряю». С другой стороны, если в дело вступает финансовый аспект, банальное чувство растраты мотивирует более ответственно относится к курсу.

Что дальше

Пока курсы оправдывают мои ожидания и мне интересно ими заниматься. Планы у нас довольно обширные — вебинары, удаленное обучение и много других нововведений, но это уже совершенно другая история.

Задавайте вопросы, буду рад ответить :)

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

LinkedIn

Схожі статті




27 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Игорь, если вы в рамках своего курса однажды захотите закинуть шапку в тестирование, можем это обсудить :)

Да уж, образовательная система страны находится в таком состоянии, что подобные инициативы становятся все более и более популярными. Мы в Черкассах проводим что-то подобное под названием GeekHub (geekhub.ck.ua) — уже второй сезон начался. Програма пользуется огромной популярностью — на этот сезон, к примеру, зарегистрировалось 422 человека, обучаем сейчас 130 человек по 8ми направлениям. Такое ощущение, что нужно создавать какое-то коммьюнити для обмена опытом для организаторов таких инициатив.

курсы очные\удаленные? я нигде не нашла этой информации....

очные
пришли, обсудили домашнее задание, лекция, практика

хотя лекция с практикой может идти и одновременно

Поэтому же вопрос «почему именно iOS?» даже не поднимался :).

На самом деле, вопрос уже непраздный — глядя на то, с какой скоростью смартфоны/таблетки с Андроидами набирают ход и отгребают долю рынка у «эпплов».

Если такими темпами пойдёт — доля рынка iOS и Андроидов сравняется, где-нибудь весной-летом 2013.

тут скорее колическтво не равно прибыль
грубо говоря если айфон дает прибыль 100$, а андроид 10$(я про софт) то 100 айфонов будет прибыльней и интересней 200 андроидов

Я даже не про финансовый аспект. Очень сложно найти приложение, которые были бы ориентирами в UI, функциональности и юзабилити, которые изначально появились на платформе андроид. А обратных примеров масса instagram, path, clear, evernote, facebook и много менее известных приложений.

количество != качество

Это, в первую очередь, касается Эппла. :)

iOS расплодился за счёт того, что 1) на 2 года раньше вышел на рынок 2) притормозил поступь конкурентов (самсунга, прежде всего) судебными исками.

Теперь Самсунг с исками разобрался, начал свободно продавать устройства — и дело пошло. Сбыт смартфонов/таблеток с Андроидами = 75% сбыта на рынке, за 3-й квартал 2012.

то есть платформа Андоид более «качественная» в сравнении с iOS?

Думаю, да. Но рынок (сейчас, когда отпали препоны продажам устройств с Андроидами) покажет...

П.С. К тому же, популярность — это не только качество ОС, но и прочего сервиса, со стоимостью. Скажем, «эппловские» устройства стоят дороже, меньше гибкости (т.к. все маркты завязаны на «эппл»), даже можно говорить о некой тоталитарности в модели продажи/использования. У устройств с Андроидами этого нет — а потому, можно ожидать и победного шествия, как когда-то «свободная» винда прошлась по «тоталитарным» мак-осям, в десктопном прошлом...

Если под качеством подразумевать отношение

функциональность к стоимости — то да.

причем так уже было в истории Эппла :)

Сравните Apple Macintosh c Mac OS 1984 и IBM PC с DOS

Таков маркетинговый стиль Эппла — они первые, и предлагают «эксклюзив».

остальные предлагают просто функциональность «безликую». по все более бросовым ценам :)

MasterUp для меня послужил отличным стартом научиться разрабатывать под iOS а также расширить свой круг знакомств с опытными разработчиками.
Спасибо ребятам Игорю и Юре за идею и ее воплощение в реальность!

Успехов вам и покорения новых вершин ! :)

Вот эти ребята тоже делают похожий проект, во Львове: dou.ua/...qa-school-lviv. Курсы платные и это осознанное решение. Пусть даже цена небольшая, но она работает как фильтр.

В чем осознанность решения? Там люди прямо говорят, что хотят получать профит (из сего вытекает, что осознанность решения в платности — желание получать прибыль), все остальное, типа того, что на платных курсах люди работают, а не расслабляюцца — отмазки (до сих пор не понимаю, зачем вообще отмазывацца левой чушью коммерческим компаниям, у которых основная цель — получение прибыли).

При формировании группы для python.master-up.net я был против того чтобы брать бесплатных слушателей (дополнительно к основной массе, которая за деньги), не потому что жадный и все ради прибыли (получение прибыли одна из главных целей этого курса — никто благотворительностью не занимается), а потому что они соскочат в середине т.к. ничего не потеряют, потратят кучу моего времени, не достигнут результата и я от этого даже положительного фидбека иметь не буду

Вот я об этом и пишу, зачем упоминать соскакивания и т.п., если у вас основная цель — получение прибыли, а не благотворительность?

Потому что интересна перспектива долгосрочного получения прибыли а не разово. В связи с чем мы готовы брать людей бесплатно для пиара и положительного фидбека чтоб в дальнейшем люди приходили к нам в большем количестве. Но для этого эти люди должны курс закончить с положительным результатом. А это упоминание просто деление реальным кейсом. Если это вас чем-то раздражает или задевает — извините, месседж направлен тем кто будет заниматься чем-то подобным в сфере образования и будут взвешивать за и против того чтоб брать в группу бесплатных слушателей.

Отнюдь, мне просто было интересно, зачем строить оправдания, когда основная цель — прибыль. Теперь понятно, что хотели сделать рекламу, но решили делать платным, т.к. иначе рекламы не будет.

Я и занимаюсь чем-то подобным, посему у меня и вызвало живейший интерес цель такого рода оправдания действий, там ,где оправдания не нужны. Только у нас ситуация инвертированная относительно вас: не люди платят нам за обучение ,а мы платим людям, чтобы они у нас учились.

Вы ошибаетесь — оправдания не имело места быть. Это просто описание своего опыта с некоторыми выводами.

Я сейчас могу придраться к вашему предыдущему сообщению как противопоставлению нашей деятельности вашей. Ваша затея не ради прибыли? У вас благотворительность? Зачем тогда делать условность в виде обучения чему-либо? Делайте благотворительность напрямую — раздавайте деньги...

Уровень знаний, необходимый для качественного преподавания IT-технологий, существенно выше, чем уровень, необходимый для просто применения технологии на практике. Если по-настоящему стараться, оценивать свои результаты как преподавателя, то надо нередко выйти далеко за рамки собственного понимания, перелопатить все что есть — книги, библиотеки, блоги экспертов и др. -, поработать фильтром и в концентированном виде вылить это все на студента. Также необходимо через близкие к идеальному иллюстративные примеры, рисунки, аналогии показать суть заложенных концепций. Если пример слишком прост, он бесполезен. Если пример слишком сложен, его не воспринимают и засыпают, не следят за мыслью. Должен быть такой как надо, и шоб дошло! :)

Как программист и преподаватель одновременно могу сказать, что действительно качественное стандартное занятие в 1.5 часа вырабатывается минимум за 5-6 часов подготовки, и это только если идеально ориентируешься на практике в рассматриваемой теме, а если еще и чего-то не приходилось применять в полном объеме — то и того дольше. Потом переосмысливаешь все увидев реакцию — по вопросам, по коду в результате. То, что казалось очевидным, вызывает часто полные непонятки. И на следующий раз надо еще несколько часов, чтобы все переиначить, чтобы, как минимум, самому себе нравился результат. Когда нравится себе, излучаешь уверенность, а студент, если конечно ему это все надо, заражается и заряжается, наполняет файлы в своей тыковке вкусняшкой.

Если бы не преподавание, в жизни бы столько не читал на профессиональные темы, а обошелся бы необходимым минимумом для текущей работы. Удачи и совершенствования :)

Для справки — на каждый час лекции в ВУЗе преподавателям выделяется 2.5 оплаченного часа на подготовку

Это не соответствует действительности. Я работал в ВУЗе 4.5 года и годовая нагрузка составляла 1536 часов, из которых аудиторная нагрузка 450-500. Однако разница в 1100 часов — это не только подготовка к занятиям. В большей степени это научная, организационная работа и т.д. На подготовку остается где-то часов 200, т.е. до 0.5 часа на каждый аудиторный час. Но реально никто особо не готовился, т.к. если ты читаешь курс уже не первый год, то подготовка излишняя за исключением сложных тем.

>Удивительно, но бесплатность курса для студента не всегда дает положительный результат.

Даже больше скажу из своего болезненного опыта dou.ua/...ums/topic/6163 , тчо даже то, что людям за обучение платят небольшую стипендию, не мотивирует их приходить и учицца.

Так вы по сути собирались нанимать людей на работу и платить им за стажеровку.

Достойное начинание! Какие ещё курсы планируются в рамках master-up, помимо iOS и Python?

я думаю, что актуально еще открыть php направление. Но стоит делать ставку не на количество, а на качество существующих и «перекочевание» в онлайн обучение

Підписатись на коментарі