Деоффшоризация бизнеса в Украине: новое законодательство для собственников ИТ-бизнеса
Использование компаний-нерезидентов в структурировании бизнеса давно практикуется в Украине в том числе и в ИТ — одной самых перспективных сфер. Оффшорные или низконалоговые юрисдикции привлекают как состоявшиеся компании, так и стартапы. За последнее время нам поступило значительное количество вопросов по теме новых условий раскрытия собственников бизнеса — спешим поделиться ключевыми вещами.
Новая власть старается активно реализовать свои обещания, и 14 октября Президент подписал один из законов антикоррупционного пакета «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» — более известный как Закон о бенефициарах.
Закон был призван установить механизм определения физических лиц — конечных собственников компаний, который, по мнению действующей власти, «раз и навсегда решит проблему с сокрытием капиталов в оффшорных зонах и низконалоговых юрисдикциях».
Вообще требование подачи госрегистратору документов, подтверждающих конечного собственника компании существовало и ранее (ст. 24 Закона «О регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»). Однако, отсутствие ответственности за неподачу никак не стимулировало раскрывать собственников бизнеса при регистрации компании в Украине.
Закон же о бенефициарах внёс изменения в Кодекс об административных нарушениях и добавил ответственность в виде штрафа от 5100 до 8500 гривен (ч.5 ст. 16611).
Анализируя положения закона, давайте все-таки разберемся в эффективности данного новшества для государства и соответственно новостей для бизнеса в Украине.
1. Проблема терминологии. В результате спешки принятия антикоррупционного пакета законов в законодательстве появилось несколько терминов, которые, мы предполагаем, означают одно и то же, однако с юридической точки зрения можно говорить о некотором противоречии и предполагать сложности в судебных разбирательствах.
Так, в Хозяйственный Кодекс добавлена статья 641 — «Конечный выгодополучатель предприятия», которая ссылается на действующий Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, где упоминается термин «конечный выгодополучатель юридического лица» («кінцевий вигодоодержувач юридичної особи»). Характерными чертами выгодополучателя являются его «решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или посредством других лиц в частности путем владения или пользования всеми активами или их значительной частью, совершением сделок, которые дают возможность определять условия хозяйственной деятельности». Отдельно указывается, что к таким лицам не относятся агенты, номинальные собственники или посредникив отношении права получения прибыли. При этом, остался вопрос, чем мерять «решающее влияние», что такое «значительная часть активов», какие сделки определяют условия хозяйственной деятельности, кто такие «агенты» и «номинальные собственники». Законодательство Украины пока не содержит эти определения.
2. Вероятность установления регистратором факта номинального владения юридическим лицом. Шансов мало. В основном при регистрации оффшорных компаний реальный собственник заключает так называемое Простое трастовое соглашение с номинальным акционером (напр., Declaration of trust, Trust agreement ect.) и уже при регистрации оффшорной компании в госреестре страны регистрации отображается только номинальный акционер, без приписки nominne, соответственно. Таким образом, украинскому регистратору подают документ, не вызывающий особых подозрений. Оригиналы документов, прямо доказывающих наличие номинальных акционеров, как правило, хранятся в надежных банковских ячейках настоящих собственников. Кроме того, украинские госорганы только ведут переговоры с целью подписания Соглашений об обмене информацией с оффшорными юрисдикциями. На сегодня Соглашение подписано только с Белизом.
3. Ответственность. В случае если, регистратору не будет предоставлена информация о конечных бенефициарах до 25 мая 214 года (6 месяцев со дня вступления в силу Закона о бенефициарах) — регистратор имеет право составить протокол об админправонарушении с наложением штрафа
Итого, принятый Закон о бенефициарах — скорее инструмент предвыборной гонки, чем эффективный механизм деоффшоризации украинского бизнеса. К счастью или к сожалению.
12 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів