Не спрашивай, что твой вуз может сделать для тебя...

Время от времени на ДОУ поднимается тема высшего образования (последняя статья про совмещение учебы и работы [dou.ua/...​a/articles/work-vs-study] вызвала интерес). Качество этого образования обычно ругают и, в целом, по делу.

Однако, ругать легко. Мне же интересно, чем мы можем помочь. Как поднять уровень образования? Как помочь преподавателям? Как улучшить жизнь студентов? Как мотивировать? Чего не хватает? Я не говорю о коренной реформе образования, скорее о каких-то практических приземленных шагах, которые могут принести пусть небольшую, но реальную пользу.

Интересно было бы услышать мнения студентов, преподавателей, свежих выпускников. Если же кто-то что-то подобное уже делает, пожалуйста, поделитесь опытом. Я сам, к сожалению, выпустился достаточно давно, с тех пор многое могло измениться, да и в памяти остается, в основном, хорошее.

Прошу помощи клуба. Спасибо.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
LinkedIn

Лучшие комментарии пропустить

Никакого секрета тут не было и нет. Для того чтобы улучшить качество нашего высшего образования, как и какой бы то ни было иной отрасли, необходимо чтобыв нем появилась конкуренция. В идеале, государственные вузы должны получать госзаказ в зависимости от своей популярности у студентов, но жить больше с контракта и конкурировать между собой за студентов. Кроме того, они должны бороться за студентов не только друг с другом, но и чувствовать давление рынка в виде людей, которые решили, что ну его к черту это высшее образование.

Что для этого надо сделать?

1. Ликвидировать военные кафедры. Если во вторую мировую было нормальным ставить умеющего читать сержантом, а писать так и офицером, то поголовное «обофицеривание» студентов — бред. Служба в армии вообще не должна никоим образом влиять на образование, если речь идет не о военном вузе, и наоборот. Это должны быть ортогональные понятия. Практика, когда в ВУЗ идут чтоб легально откосить — не нормальна. Практика, когда ВУЗ выбирают по наличию военки — не нормальна. Практика, когда оплатив отсутствие на военке получают офицерское звание, в то время как контрактники годами сидят в солдатах, не нормальна. Люди должны идти в ВУЗ за высшим образованием, а не за откосом.

2. Как минимум КЗоТ и политика найма на госпредприятиях, в органах власти должны прямо запрещать требовать высшее образование, в тех случаях, когда без него можно обойтись. Практика, когда молодежь вынуждена просиживать штаны в ВУЗе, потому что без диплома вообще никуда, — не нормальна. Практика, когда на бакалавров смотрят как на недоделанных, несмотря на то, что магистратура, формально чисто для науки — не нормальна. Люди должны идти в ВУЗ за знаниями, а не потому что «без бумажки — ты букашка». Люди не должны тратить пять лет трудоспособного возраста, чтоб получить доступ к сидению на кассе и выдаче карточек в каком-нибудь Привате.

3. Необходимо легализовать и всячески облегчить миграцию студентов между государственными, частными ВУЗами и различными лавочками не имеющими статус ВУЗа. Занимался самообразованием? Пойди сдай экзамены на общих основаниях и подтверди свой статус. Учился в ШАГе? Сдавай экзамены на общих основаниях и подтверждай свой статус. Люди должны получить возможность мигрировать между ВУЗами и специальностями потому что «тут заломили такую цену.. ну их» или «тут вообще такие херовые лекторы..».

4. Все контрольные, рефераты, курсовые, диссертации — все должно быть общедоступным. Хочешь перевестись? Твой курсач уже на компьютере завкафа. Это уже 15 лет как 21-й век, блять. Это все должно быть открыто, а не решаться в стиле «кум бухал с аспирантом на кафедре, попрошу поспрашивать». Диссертаций, дипломов это тоже напрямую касается. Плагиат? Говно? Пусть лежит в интернете и все это видят.
Тут плавно переходим к следующему пункту.

4. Доступность материалов. Ситуация когда в стране якобы качественного советского фундаментального образования даже по банальному матану часто проще нагуглить и прочитать буржуйские лекции на неродном языке — не нормальна. Учебные материалы, разработанные за государственный счет в государственных ВУЗах ДОЛЖНЫ быть общедоступны для налогоплательщиков. Учебники написанные на государственные деньги ДОЛЖНЫ легально рапространяться в сети.

5. Заочное и дистанционное образование.
Не секрет, что у нас большие перекосы со специальностями. В частности это и следствие карго-культа диплома (см. п. 2). Огромное количество людей работает не по специальности. Огромное количество людей работает без диплома по специальности. Эту ситуацию необходимо исправлять в т. ч. и заочным и дистанционным образованием тех, кто уже отучился — по их желанию. Ситуация, когда заочная форма непрозрачна, а экстернатура фактически отсутствует — не нормальна.

6. В ВУЗах обязан быть свободный выбор курсов.
Курс неинтересный, неактуальный или лектор тупой? Взял и сменил на другой. Преподователи должны конкурировать за курсы. Ситуация когда половину учебного времени студентов кормят ненужным говном чтоб трудоустроить многочисленные кафедры чего только можно со всех факультетов — не нормальна. У студента должен быть выбор.

Что делается?
А делается прямо противоположенное. Последние изменения фактически уничтожают колледжи и «кидают» тех, кто сейчас учится в них. Фактически, государственным ВУЗам ликвидировали конкурентов в среднем образовании.
ШАГ как был так и остается «лавочкой без диплома», хотя я уверен, они прикладывают немало усилий, чтоб повысить статус. Из-за построения искусственной стены между частным и государственным образованием несмотря на огромную востребованность айтишного образования в этой нише с трудом помещается один несчастный ШАГ, еще и критикуемый за то что не нанимает крутых преподов.

Как это влияет на качество образования?
Самым отрицательным образом. Куда ты денешься с подводной лодки? Будешь жрать то говно, которое тебе дают, одинаковое по всей стране. Единственный твой выбор — между более или менее приличным и тем, где можно без хлопот покупать зачеты. Целиком определяется объемом мозга и кошелька, конкуренции — ноль. Вся конкуренция происходит в кулуарах, это не рынок — это разложение, за наш с вами счет.

Да, если я еще не сказал, я напомню, что на образование у нас бюджет тратит больше чем на обороту. И неплохо бы, получать с этого адекватный выхлоп.
И это еще не посчитаны потери от того, что люди просиживали пять лет, вместо того чтобы работать, только для того чтобы получить право перекладывать депозитные договора в Привате с одного стола на другой.

Преподователи, под прикрытием лозунга «мы даем фундаментальные знания», дают материал устаревший лет на 30. Такой себе академический луддизм.

Учитель по древнегреческому, чтобы заработать кусок хлеба, будет убеждать всех и даже себя, что древнегреческий это фундамент всей науки и т.п.
Преподователь восьмибитных микропроцессоров будет доказывать, что «8-битки — это основа современной микроэлектроники».
Даже преподватель ассемблера будет расказывать (но никто ему не поверит), что программист без знания ассемблера — не программист.

Ну кто из преподавателей в нынешнее непростое время откровенно признается, что «я не нужен, мои знания морально устарели и/или больше не актуальны для рынка. Надо меня уволить»? Они даже себе в этом признаться не могут, не то что студентам. Вот ничего годами и не меняется.

Студент не знает, какие знания сейчас востребованы, а технологии актуальны. Преподаватели убеждают, что все чему они учат — очень надо, фундаментальные знания и т.п. Системе не хватает отрицательно обратной связи.

Устранить мин.освиты к чертям собачьим и искоренить такое понятие как «программа». СССР нет уж 23 года, но ВУЗы упорно программируют советских людей.

Например, давно пора более жёстко разделить на институты и университеты, и переименовать несоответствующие. Институты призваны давать узкую специальность без предметов «дляобщегоразвития» вообще. К примеру, IT институт не должен давать даже высшую математику — лучше преподать робототехнику и программирование под hardware.

Проблема в том что «старые пердуны» как вы их назвали сами ничего не хотят учить, и напрочь отрицают свои устаревшие знания. Говорят мол «мы даем фундамент».
В *опу такой фундамент.
Пример:
— курс по микроконтроллерам. Заездили до нимогу за пару месяцев. Изучали 8-битки. 3 девборда на поток. Старые и жутко дорогие. Принес 32 битный ARM. Говорю вот 100грн — полный фарш. В ответ услышал, что это очень сложно для студентов, низя такое давать...
ЧТО?????
Так дальше еще пол года учили «ничего».
Трабл в том что им впадло было разбираться как оно работает, и списали что мол сложно и не интересно.
И подобных примеров полным полно было за последние годы обучения.

Однако, ругать легко. Мне же интересно, чем мы можем помочь. Как поднять уровень образования? Как помочь преподавателям? Как улучшить жизнь студентов? Как мотивировать? Чего не хватает?
Для начала — правильно поставить задачу. Т.е. определить, чего хотим получить от ВУЗа:
Ученых? Инженеров? Девелоперов? Открытия? Отмазку от армии? Теплые места для преподов? Корочку?
А потом — каждый вопрос отдельно:
Как поднять уровень образования?
Уровень преподавания и так неплохой. Например по вышке нас учили вполне серьезно. Думаю то же касается всех серьезных научных дисциплин. Но научить препод может только тому, в чем сам — дока. Поэтому с ИТ реально провал: ну нету нас ИТ — профессоров (за редким исключением : dou.ua/.../it-career-143 ).
А вот уровень усвоения зависит от заинтересованности студентов. Если студенту эта вышка не интересна (да и не нужна) — то он в лучшем случае вызубрит и забудет, а в худшем — откупиться.
Как помочь преподавателям?
Конечно же ввести побольше «левых» обязательных предметов («социология», «культурология», «хренология» и т.д.) и легализовать зачеты по ним за взятки. (сарказм)
А если серьезно — большую часть преподов надо просто выгнать на пенсию и заменить молодыми талантами. И кафедры вроде философии (бывшая «истории КПСС»), охраны труда, физкультуры, украинознавтсва выпилить из технических ВУЗов вообще.
Как улучшить жизнь студентов?
Отменить лекции и сдать освободившиеся аудитории под бордели и казино.(сарказм) Плохо живут только студенты, которым приходится все самим учить и сдавать. А остальные «от сессии до сессии живут студенты весело».
Как мотивировать?
Как всегда: кнут и пряник. Для тех, кого отправили учиться родители — кнут в виде повышения суммы контракта за прогулы и плохие оценки. Для тех, кто хочет учиться сам — хорошего научного руководителя в помощь. И «пряник» в виде стажировки в ИТ компаниях.
Чего не хватает?
Наоборот — слишком много лишнего! Много лишних бесполезных ВУЗов (всяких «институтов культуры», «академий управления» и т.д.). Много ненужных предметов. Много бюджетных мест для студентов, аспирантов и преподов. Стране, которой сейчас не до развития собственной науки, не нужны тысячи новых ученых (а магистр — это уже ученый, тем более — аспирант). Да и тысячи инженеров, менеджеров, археологов, филологов и еще 100500 профессий. Государтсву выгоднее продавать «корочки»: купил корочку — и уже возьмут продавцом в магазин (везде ведь нужно ВО, кроме ИТ).
Мне же интересно, чем мы можем помочь?
Мы и так помогаем. Тем, что берем на реальные проекты толковых студентов и через 3 — 4 года они вырастают до синьоров. В ИТ нет лучшего обучения, чем практика, и нет лучшего учителя, чем более опытный девелопер.
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Тут многие хотят качественного IT образования от родных ВУЗов. А вот х... н вам за воротник. Не будет его. Вы думаете хороший преподаватель, который реально знает свое дело, имеет опыт и может научить пойдет работать за 2000-4000 гривен? O’RLY? Вот так и живем.
Или заграница или наш диплом для галочки(ибо его у Вас таки спросят когда захотите стырить сраный трактор за бугор) + самообучение. Третьего в ближайшие лет 10 не дано.

Я бы с удовольствием преподавал, даже за такую з/п, но только совмещая с нормальной работой.

Ага, сейчас. Это не интересно ВУЗу :) И коллегам. Завидовать будут черной завистью. Нагрузка маленькая, нетрудовые доходы и все такое. А еще куча писанины-конспекты, планы, отчеты и т.д.

OMFG, я видел много жутких коментариев в этой теме, но этот, пожалуй, возьмет первый приз. Я очень надеюсь, что это не вполне соответствует действительности.

Вы мало знаете о нашем высшем образовании

Я очень надеюсь, что это не вполне соответствует действительности.
К сожалению, еще года 3 назад ситуация была такой. Хочешь преподавать, просиживай штаны. Конечно же возможно решить эту проблему, но тут вы оказываетесь в положении когда это надо вам, а не ВУЗу.

It depends. По крайней мере, это решаемый вопрос.

По крайней мере, это решаемый вопрос.
Но все же смешно (хоть и не очень весело) получется: преподавание практикующего специалиста в ВУЗе (за маленькую ЗП) становится нужным ему, а не ВУЗу.

В какой-то мере — да. Но тут еще один момент — ВУЗ получает за те копейки, которые он может/хочет мне предложить, практикующего специалиста с адекватными и актуальными знаниями, которые я могу передать студиозусам, студиозусы получают современные, востребованные знания и навыки, которые они могут применить вот прямо здесь и сейчас, или в крайем случае, догнать развивающуюся технологию с расстояния в месяцы, а не полвека. Я реализую свои social responsibilities, а ВУЗ не мешает мне зарабатывать на жизнь, потому что их зарплата — это на обед и транспорт.
Имею в семье живые примеры такого сотрудничества с ВУЗом. Всех все устраивает. Да, поначалу студиозусов напрягает, что преподаватель есть только в те часы, когда у него пары, плюс консультации по субботам. Но это их проблемы, и на само деле так и должно быть.

Наверное я не понятно донес суть:

Я реализую свои social responsibilities
(1)
ВУЗ получает за те копейки ... практикующего специалиста
(2)
.
В моем мире нормально когда ВУЗ заинтересован в (2) значительно больше чем человек заинетерсован в (1) (если речь именно про социальную ответственность, а не про самореализацию).
Если же человеку чтобы перподавать надо что-то там «порешать», то это выглядит как будто (1) важнее чем (2). И как по мне это очень нездоровая ситуация в обществе.

По поводу самореализации — я говорю именно о социальной ответственности, т.к. самореализуюсь я не в области преподавания, а в области того, чему я буду детей учить.
По остальному скажу так — для меня (1) намного важнее, чем (2). Собственно, на (2) мне вообще как-то вдоль хитона. ВУЗу на (1) — как мне на (2), причем как на свои, так и на чужие. Но зато им интересно (2), и намного больше, чем мне (1). Соответственно, у меня есть то, что им нужно, у них — то, что интересно мне. Дальше — либо мы договоримся о условиях обмена, либо останемся каждый при своем. Я найду как реализовать (1), поскольку это во первых, не обязательно, во вторых — требований не густо. А ВУЗу с реализацией (2) — хуже, потому что он обязан.

Весной прошлого года делал обьяву здесь о поиске препода на веб-разработку к себе в колледж, с возможностью совмещения. Позиция, правда, уже закрыта (человеком с центра занятости, nuff said), но может еще что-то найдется

Ох тут сколько «карьеристов», уже в универе про «будущее» думают и про то, что в универе старье преподают и т.д. Так надо было как самый богатый мужЫк Европы:
ru.wikipedia.org/...Ортега,_Амансио

Я вообще не выбирал универ. Меня безумно пер предмет и я пошел на «предмет», а не в «универ». Вообще не думая что будет дальше. Потом в универе тоже учил, что меня перло, что не перло — в топку, перед сессией как то «напетляется». Только когда получил диплом, подумал «Е***ть! Что посоны дальше ? Может второй универ ?». Так что я вас не понимаю.
Хотя может по этому я «Менеджер Буфера Обмена», а вы «СэньЁры» :(((((

Есть куча универов, где не жизнь, а халява. И с преподами можно за душу поговорить и с одногрупниками пивка попить. Если одногрупники вам не интересны — поступайте на филфак, там одногрупников будет мало, зато будту одногрупницы. Кроме того, просто есть такие люди, которые любят учиться...

Другое дело, что цель всей этой учебы — это применять полученные знания на практике. А еще семью содержать надо, жилье свое бы не помешало, да и машина тоже — это особенно актуально, когда появляется маленький ребенок. Так что на «второй универ» времени просто нет. «Так что я вас не понимаю.»

Я бы начал с отправки на пенсию 50±летних преподавателей IT наук, а так же всех кто не вносит изменений в программу десятилетиями. А дальше уже можно что-то думать с самим процессом обучения.

Я бы начал с отправки на пенсию 50±летних преподавателей IT наук
И кого набрать на их место? Что то не видно толп 23хлетних синьоров желающих поработать в вузе за 2000грн...

А мне видно. Не толпы конечно, но парочка была у меня в универе (КПИ).

Единичные энтузиасты это не решение системной проблемы

Кстати да, проблема больше в системе, чем в отдельных личностях. Замените 50% преподовательского состава и мало что изменится.

Программу сверху спускают — препод мало что может поменять, учится студенты не хотят (их родители поступили), стажировки нормальной у студентов нет — а какой ты нафиг программист, если нигде не работал?

Ни разу не видел программ «сверху», каждый раз приходилось самостоятельно сочинять. В руках препода, полная свобода касательно содержания предмета и его актуализации.
Вот чего действительно не дают сделать — это выгнать 50-70% студентов из группы по результатам сессии.

А вы их не выгоняйте — вы их учите.
Не понимают? Объясняйте так, чтобы даже школьник понял.
Не ходят на пары? Мотивируйте .
Им не интересно? Заинтересовуйте .

Человек, который называет себя преподавателем, отличается от профессионального преподавателя тем, что ничего из вышеперечисленного не делает. А прийти и прочитать лекцию может и школьник.

Судя по тому, что вы хотите отчислить 70% студентов, вы считаете, что у вас какие-то неправильные студенты. Разочарую вас — идеальному в вашем понимании студенту, вы вообще не нужны: он достаточно умен, мотивирован, дисциплинирован и заинтересован, чтобы выучить все без вашей помощи.

Ваша задача — учить слабомотивированных, недисциплинированных людей, которые не знают, зачем они тут вообще, и с первого раза ничего не схватывают. Справитесь? Или будете и дальше жаловаться, что у вас 70% неправильных студентов и надо их отчислить?

Институт не школа, препод ничего студентам не обязан. Он не учитель, он не учит — он преподает.
Не интересно? Следующий ! Нет мотивации ? Появится перед сессией или в другом вузе. А обьяснять надо c так, как будто чел усвоил всю предидущую програму (ведь есть хоть один, который усвоил, а ради остальных топтатся на месте — нонсенс.Тот один важнее) :)

И преподаватель и учитель — работники сферы образования. И их задача — научить. Не отчитать лекцию, не рассказать все что знают, не дать задания, а научить. А все вышеперечисленное — это всего лишь средства достижения цели.

Процент неуспешных будет всегда, от этого никуда не деться. 10-20% людей, которые не тянут программу — это одно, а если она не подходит 70% студентов, то надо менять и программу и преподавательский состав.

Более того, критикуемый мной товарищ — препод в КПИ, который считается одним из лучших вузов страны, а значит получает самых лучший абитуриентов.

Он напоминает мне говорунов, которые утверждают, что «вуз учит учиться», а на первой сессии мы отчислись всех, кто не умел учиться еще до вуза.

Тут весьма двусмысленная ситуация получается, «вуз не учит и тд», тогда вполне логично поднимается вопрос о том, а есть ли смысл от вуза если что в нем что вне его необходимо учиться самому и «никто никому ничего не обязан». В результате, вся разница сводится к бумажке, которая объективно не предопределяет специалиста, и хочется спросить, а за что эти люди получают деньги с моих налогов-то?

Препод не баба Глаша «я одна, а вас много». Он на мои деньги живет.

Ваша задача — учить слабомотивированных, недисциплинированных людей, которые не знают, зачем они тут вообще, и с первого раза ничего не схватывают.
извините, но таких людей учить (а затем с ними работать) нет ни малейшего желания. Если кто-то захочет занять мое место в универе, с радостью уступлю ;)
Не понимает? — Задавай вопросы, приходи на консультации, читай и ищи инфу, думай
Заинтересовать, мотивировать? — Если пришел на данную специальность, то уж как-то сам мотивируйся ее изучать.
А с хорошими студентами, действительно лекции почти не нужны, им достаточно задать направление, дать задание, в чем-то помочь, и дать фидбек

Не понимает? — Задавай вопросы, приходи на консультации, читай и ищи инфу, думай
Заинтересовать, мотивировать? — Если пришел на данную специальность, то уж как-то сам мотивируйся ее изучать.
Опять вы пытаетесь учить каких-то воображаемых студентов.

Есть реальные студенты, котрые не подходят и не спрашивают и есть воображаемые, которые все это делают. Вы реальных студентов учить будете?
Вы реальных студентов учить будете?
1) Думаю что преподу физтеха КПИ, таки виднее какие студенты реальные. (На этот аргумент можете не обращать внимания)
Если пришел на данную специальность, то уж как-то сам мотивируйся ее изучать.
Опять вы пытаетесь учить каких-то воображаемых студентов.
2) Эт получается что я не существовал? При том что я далеко не «отличник» (средний балл 4.0). То что описал Andrii Rodionov — это вполне себе нормальный студент нормального Университета. Да, подойти к преподу — это, довольно часто, последнее что будет предпринято, после сокурсников, разгребания конспектов и книг, но все же __реальный студент__ это сделает.
Другое дело что условия поступления в ВУЗы (большие квоты, ЗНО и тд) способствуют поступлению в ВУЗы «случайных людей» (их я так понимаю, вы и называете «реальными студентами»): кто-то пошел просто потому что ВУЗ крутой, кто-то не хочет в армию, кого-то мамы-папы заставили. Учить (уму-разуму) таких персонажей — это не задача ВУЗа, это должны были сделать родители/семья и школа; если у человека в 16-20 лет нет понимания того что надо зарабатывать и добывать, в том числе и знания, то это его личная проблема.
Ваша задача — учить слабомотивированных, недисциплинированных людей
Так и хочется добавить: «поговаривайте их». Нет мотивации и дисциплины — иди в армию!
Учить (уму-разуму) таких персонажей — это не задача ВУЗа
А чья? Раз вуз взялся обучить людей, а люди не тянут (например, не мотивированы), то надо их замотивировать. Разве нет?

Вузу нужны инициативные дисциплинированные студенты? Да!
Их нет? Почти нет.
Что надо сделать? Правильно — дисциплинировать, мотивировать, заинтересовывать.

Если нет хорошего исходного материяала для преподавательской деятельности, надо его создавать и/или выращивать. А не жаловаться, что то что есть — не подходит.

Как их мотивировать? Я по своему опыту помню, что единственный метод приходящий мне в голову — угроза терморектального криптоанализа.
Как можно ориентировать тело у которого в голове ничего нет? НЕТ ЖЕЛАНИЯ ДУМАТЬ. В данном плане мне кажется здравой идея брать в армию с 20 лет. Все таки пускай лучше в 20 идут в ВУЗ косить, хоть чуток меньше опилок в голове уже и больше шансов что будет какая то мотивация. А лучше где то в 25. И те кому это реально надо,а не все подряд. А воинскую обязанность вообще отменить, что бы косить в ВУЗ не шли. Все равно из тех, у кого единственая мотивация откосить — 95% вылетят, так как учиться не просто, а откупиться легко.
Что девать с девушками которые пришли в ВУЗ искать жениха и хорошо провести время-не придумал пока

В 25-30 лет человека уже не переделать. Лучше смотрите на 16-17 летних как на сырой материял — пластелин из которого можно вылепить все что угодно.

Их никто не мотивировал, зато каких результатов можно добится, если начать это делать. Можно привить дисциплину, научить самым эффективным методикам самообразования.

Вчерашние школьники ничего не знают о работе, значит надо рассказать про профессии, которые есть. Про навыки, котрые там востребованы, пригласить тех, кто уже работает по специальности.

Люди с 16 до 20 — это идеальный вариант для Учителя, их знаний о мире мало, они легко всему верят. А переучить человека гораздо сложнее.

Правильно — дисциплинировать, мотивировать, заинтересовывать.
Нет мотивации и дисциплины — иди в армию!
.
Учить (уму-разуму) таких персонажей — это не задача ВУЗа
А чья?
А вот если человека не научили дочитывать предложения до конца, то кто это должен делать? Оппонент? Так оппоненту на...ть на ваш интеллектуальный уровень.

А как быть с теми студентами, которые учатся по схеме «Ну его нафиг, придет сессия — пробашляю»?

Ага свобода. Вот буквально на днях на кафедре спрашивал, зачем в дипломе программиста раздел «охрана труда», ведь в большой доке по дипломам принятой по универу написано, что по усмотрению кафедры, нафига наша такой фигней страдает? Оказалось, что то, что написано в доке, и то, что в реальности, — две большие разницы. Не кафедра тут решает. Точно так же и с гуманитарным говном, которое кажды семестр по три строчки в зачетке отжирает, а строчки те, между прочим, ограничены, там могло бы и по профилю что-то быть.

Даже Богданскому такого не дают сделать.

А то что старые преподователи нагребли себе по 3-4 ставки и молодых не пускают...да и у нас есть те кто работает и преподает. Вы просто присмотритесь.

Это не так, МО запрещает иметь более 1.5 ставки.

Это радует но все же ниже перечисленного ребятами это не отменяет
dou.ua/...-comment#610197

Тут детально перечислены минуса такого подхода, у нас сейчас получается что вуз не помогает развитию бизнеса а сам является бизнесом, сплошной копипаст в работах причем даже докторских, и никого это не смущает, у меня девушка для диплома писала на С++ игру и сама рисовала дизайн(училась на программиста) никто даже толком на защите не понял что она сделала...

Как на факультете кибернетики могут преподавать люди которые толком компьютером то пользоваться не умеют. Зато 3-жды доктора преклонного возраста. Да не спорю они прекрасные люди с массой опыта, но от этого хорошими преподавателями своего предмета они не становятся.

Если не будет преподавателей в одном вузе, будут в другом, путем конкуренции выживут только лучшие вузы, те, которые могут что то дать студенту, а иначе смысл в таком образовании? корочка?

Есть простой выход — расформировать все государственные ВУЗ-ы и разрешить создать частные и платные по нормальной цене, которые будут бороться за студентов и готовить тех, кто реально нужен бизнесу, а не ориентироваться на каменные таблички Моисея из Министерства образования. Отменить этот бред с поголовным ВО там где оно не нужно. И дело пойдет на лад.

Если те 3-жды доктора владеют своим предметом, они не останутся без работы в итоге:-)

Можно убить одним выстрелом 3-4 зайцев:
1) пополнению бюджета за счета налогов из таких ВУЗ-ов, а не миллиардной дыры туда.
2) бизнес мотивирован и ВУЗы мотивированы.
3) студенты мотивированы, т.к. цена обучения может быть высокой

Посмотрите видео как бережно моют и хранят труп Ленина 90-летней давности. Вот примерно также мы себя ведем с заповедником совка, то что невыгодно — вбухиваем миллиарды непонятно зачем.

И это то печально, и моя любимая часть, со временем определенные фирмы «прохавают фишку» и появятся частные бюджетные места, как в США, пошел учиться тебе дают деньги, а потом ты какую то часть спустя н лет после окончания возвращаешь, и вот чтобы попасть туда на эти места нужно быть ну очччччень умным. Во общем стимул есть осталось ещё чтобы это в жизнь воплотилось как и конкуренция между ЖЕКами, вызвал сантехника — если он опоздает я вызову другого и он свои деньги потеряет, сделает плохо испоганит репутацию фирмы а не придет спустя неделю-две после вызова, полубухой и что то поковыряет, а потом в итоге ещё и переделывать нужно. Частные садики, заплатил н денег и все, никаких тебе больше взносов, никаких пожертвований, или фондов садиков/школ. Больницы, это вообще отдельный разговор, почему бы сейчас не начать понемногу все эти реформы вводить? у нас итак уже хреновасто в стране, вай нот? почему бы не попробовать?
Практика показывает что латать дыры уже не помогает, пора бы уже начать менять систему а то такими темпами нам не много лет потребуется чтобы начать завидовать экономике Зимбабве.

Ничего подобного. 1.75 — весьма распространенное явление.

Не спрашивай, что твой вуз может сделать для тебя...
после этого можно просто поставить точку. Жирную точку.

Вопрос: зачем вообще что то делать? Кто хочет учиться, научится и так — без помощи ВУЗ-а. Главное, чтобы он не очень мешал. Если хочешь творить разумное — доброе — вечное, возьми шефство над студентами.

Самообразование и ничего больше! Университет, это просто походить с людьми пообщаться, ну по сути это что-то вроде — походить потусить. Я учился в двух универах, но диплом 1 — в одном начал, в другом закончил, при чём после 10 летнего перерыва. (Работал, путешествовал). Думал, что корочка сама по себе может что-то изменить. Нет, не стоит даже заблуждаться, можно получить корочку, но это больше для спокойного сна в жизни она мне так и не пригодилась.

Никакого секрета тут не было и нет. Для того чтобы улучшить качество нашего высшего образования, как и какой бы то ни было иной отрасли, необходимо чтобыв нем появилась конкуренция. В идеале, государственные вузы должны получать госзаказ в зависимости от своей популярности у студентов, но жить больше с контракта и конкурировать между собой за студентов. Кроме того, они должны бороться за студентов не только друг с другом, но и чувствовать давление рынка в виде людей, которые решили, что ну его к черту это высшее образование.

Что для этого надо сделать?

1. Ликвидировать военные кафедры. Если во вторую мировую было нормальным ставить умеющего читать сержантом, а писать так и офицером, то поголовное «обофицеривание» студентов — бред. Служба в армии вообще не должна никоим образом влиять на образование, если речь идет не о военном вузе, и наоборот. Это должны быть ортогональные понятия. Практика, когда в ВУЗ идут чтоб легально откосить — не нормальна. Практика, когда ВУЗ выбирают по наличию военки — не нормальна. Практика, когда оплатив отсутствие на военке получают офицерское звание, в то время как контрактники годами сидят в солдатах, не нормальна. Люди должны идти в ВУЗ за высшим образованием, а не за откосом.

2. Как минимум КЗоТ и политика найма на госпредприятиях, в органах власти должны прямо запрещать требовать высшее образование, в тех случаях, когда без него можно обойтись. Практика, когда молодежь вынуждена просиживать штаны в ВУЗе, потому что без диплома вообще никуда, — не нормальна. Практика, когда на бакалавров смотрят как на недоделанных, несмотря на то, что магистратура, формально чисто для науки — не нормальна. Люди должны идти в ВУЗ за знаниями, а не потому что «без бумажки — ты букашка». Люди не должны тратить пять лет трудоспособного возраста, чтоб получить доступ к сидению на кассе и выдаче карточек в каком-нибудь Привате.

3. Необходимо легализовать и всячески облегчить миграцию студентов между государственными, частными ВУЗами и различными лавочками не имеющими статус ВУЗа. Занимался самообразованием? Пойди сдай экзамены на общих основаниях и подтверди свой статус. Учился в ШАГе? Сдавай экзамены на общих основаниях и подтверждай свой статус. Люди должны получить возможность мигрировать между ВУЗами и специальностями потому что «тут заломили такую цену.. ну их» или «тут вообще такие херовые лекторы..».

4. Все контрольные, рефераты, курсовые, диссертации — все должно быть общедоступным. Хочешь перевестись? Твой курсач уже на компьютере завкафа. Это уже 15 лет как 21-й век, блять. Это все должно быть открыто, а не решаться в стиле «кум бухал с аспирантом на кафедре, попрошу поспрашивать». Диссертаций, дипломов это тоже напрямую касается. Плагиат? Говно? Пусть лежит в интернете и все это видят.
Тут плавно переходим к следующему пункту.

4. Доступность материалов. Ситуация когда в стране якобы качественного советского фундаментального образования даже по банальному матану часто проще нагуглить и прочитать буржуйские лекции на неродном языке — не нормальна. Учебные материалы, разработанные за государственный счет в государственных ВУЗах ДОЛЖНЫ быть общедоступны для налогоплательщиков. Учебники написанные на государственные деньги ДОЛЖНЫ легально рапространяться в сети.

5. Заочное и дистанционное образование.
Не секрет, что у нас большие перекосы со специальностями. В частности это и следствие карго-культа диплома (см. п. 2). Огромное количество людей работает не по специальности. Огромное количество людей работает без диплома по специальности. Эту ситуацию необходимо исправлять в т. ч. и заочным и дистанционным образованием тех, кто уже отучился — по их желанию. Ситуация, когда заочная форма непрозрачна, а экстернатура фактически отсутствует — не нормальна.

6. В ВУЗах обязан быть свободный выбор курсов.
Курс неинтересный, неактуальный или лектор тупой? Взял и сменил на другой. Преподователи должны конкурировать за курсы. Ситуация когда половину учебного времени студентов кормят ненужным говном чтоб трудоустроить многочисленные кафедры чего только можно со всех факультетов — не нормальна. У студента должен быть выбор.

Что делается?
А делается прямо противоположенное. Последние изменения фактически уничтожают колледжи и «кидают» тех, кто сейчас учится в них. Фактически, государственным ВУЗам ликвидировали конкурентов в среднем образовании.
ШАГ как был так и остается «лавочкой без диплома», хотя я уверен, они прикладывают немало усилий, чтоб повысить статус. Из-за построения искусственной стены между частным и государственным образованием несмотря на огромную востребованность айтишного образования в этой нише с трудом помещается один несчастный ШАГ, еще и критикуемый за то что не нанимает крутых преподов.

Как это влияет на качество образования?
Самым отрицательным образом. Куда ты денешься с подводной лодки? Будешь жрать то говно, которое тебе дают, одинаковое по всей стране. Единственный твой выбор — между более или менее приличным и тем, где можно без хлопот покупать зачеты. Целиком определяется объемом мозга и кошелька, конкуренции — ноль. Вся конкуренция происходит в кулуарах, это не рынок — это разложение, за наш с вами счет.

Да, если я еще не сказал, я напомню, что на образование у нас бюджет тратит больше чем на обороту. И неплохо бы, получать с этого адекватный выхлоп.
И это еще не посчитаны потери от того, что люди просиживали пять лет, вместо того чтобы работать, только для того чтобы получить право перекладывать депозитные договора в Привате с одного стола на другой.

И почему людей с подобными идеями не увидишь среди наших политиков :(

Потому, что в политику попадают люди с другими целями.

Ну вот был у нас такой Пинзеник с Партией Реформы и Порядок, который ушел из правительства Тимошенка из-за ее популистской экономической политики. Где сейчас БЮТ ( = НФ + Батькивщина — Фронт Змин), а где ПРП?
Или вот была у нас Юлька, удержавшая страну в 2008 при падении эспорта с 70 до 40 лярдов в год. Куда потом отправилась Юлька, а кто провозгласив «покращення» избрался и за четыре года плато спустил резервов и набрал кредитов больше чем Юлька в кризис?
Даже сейчас, на грани дефолта прощают долги валютным ипотечникам и готовятся принять бюджет с дефицитом больше 10% ВВП.
Единственное сомнительное утешение в том, что весь происходящий пиздец большая часть населения полностью заслуживает.

Истинно так
«Образование должно быть ближе к бизнесу, а не представлять из себя отдельный бизнес...»

По поводу пункта 1 вы от жизни отстатали то, военная кафедра уже давно не обязательна и не бесплатна к тому же.
Пункты 3 и 6(!) формально выполнены тоже уже лет 6 как. Беда в том, что некоторые ВУЗы сознательно противятся переходам студентов между ними. Это потеря денег и все такое.
По воводу пункта 4 вы тоже перегибаете, по моему. Уж чего чего, а материалов по матану хватает с головой.

По поводу пункта 1 вы от жизни отстатали то, военная кафедра уже давно не обязательна и не бесплатна к тому же.
Я в курсе. Но речь не об этом. А о том что наличие / отсутствие военной кафедры не должно быть конкурентным преимуществом для ВУЗа. Ну и о том что тупо выдавать всем подряд офицерские звания без реальной службы и военного ВУЗа.
Пункты 3 и 6(!) формально выполнены тоже уже лет 6 как
Могу я прийти, сдать экзамены и подтвердить свой статус после самообразования? После ШАГа? После Курсеры какой-нибудь? Не-а. Да даже после официальных государственных ВУЗов норовят не признать курсы. Со мной на заочке (КПИ, физтех) училась девушка с очным то ли юридическим то ли шо-то около того. По второму кругу Право сдавала, хотя на очном его наелась. А попробуй в КПИ с заборостроительного прийти — будут воротить носом и предложат на первый курс.
Могу я отказаться от курса какой-нибудь культурологии? Агащаз.
По воводу пункта 4 вы тоже перегибаете, по моему. Уж чего чего, а материалов по матану хватает с головой.
Ну ладно, по матану я преувеличил. Но околокриптографическую вышку уже проще было на английском брать. Особенно практику, теорию-то один фиг на русском сдавать.

Эм... Я не считаю что тут беда в военных кафедрах, я считаю что тут беда в организации армии в Украине,скорее. p.s. Некоторые кто повелся на военную кафедру думаю уже успели 100 раз пожалеть об этом.

Могу я прийти, сдать экзамены и подтвердить свой статус после самообразования? После ШАГа? После Курсеры какой-нибудь?
Нет. После другого ВУЗа с аналогичной специальностью — можете. Ну т.е. учились Вы в Кировограде, а потом поехали в Киев и там пошли в похожий ВУЗ. Теоретически можно-на практике нереально.
Вообще я не согласен что ВУЗ должен выдавать Вам диплом на основании того, что вы сдали экзамены. Возможно выдаеть какой то сертификат, что вы их сдали, но не диплом. Диплом подразуемвает что вы лабораторные делали, курсовые, дипломную работу и проч.
Хотя, если честно, мне кажется просто нереально сдать будет даже все экзамены по всем предметам за 4года бакалаврата даже.
Потому курсы курсами, а диплом дипломом.
А попробуй в КПИ с заборостроительного прийти — будут воротить носом и предложат на первый курс.
Предложат сдать академразницу, которую вы не здадите. Потому что из заборостроительного и 99.9% что знаний у вас нет. Увы и ах.
Могу я отказаться от курса какой-нибудь культурологии? Агащаз.
Вообще, емнип, такого обязательного курса у нас в технических ВУЗах нет.
Вообще, если вы думаете что возможность выбирать самостоятельно что вы учите есть абсолютное благо вы ошибаетесь. Даже дядя Боб (Р. Мартин) в книжке жаловался, что у них выпускники с дипломом по Computer Science ни одного языка программирования не знают. Довыбирались однако.
Но околокриптографическую вышку уже проще было на английском брать.
Вы бы предпочли читать это на украинском языке? :))))
Вообще, емнип, такого обязательного курса у нас в технических ВУЗах нет.
Я ее не с потолка взял. Физтех ХНУ, очка, прикладная физика.
Вы бы предпочли читать это на украинском языке?
Мало конструктива и переходит в троллинг. А у меня рабочий день скоро начнется. Дальше лень.
Я ее не с потолка взял. Физтех ХНУ, очка, прикладная физика.
Странно, у меня в КПИ такого предмета не было. Была украинская культура, кажется. В принципе, подобных предметов было не так что бы много, порядка 5-6, зачеты и они меня нисколько не напрягли.
Мало конструктива и переходит в троллинг. А у меня рабочий день скоро начнется. Дальше лень.
Я просто к тому, что приведенный пример не очень удачен. Криптография как наука у нас особо не развивалась, литературы по ней адекватной нет. Если думать о украинском (!) образовании — логично говорить о украиноязычном же учебнике. “Це буде жах і сльози” © Я просто видел украинские учебники по своему профилю. Где то в 2009-2010 году наши взялись их издавать. Лучше бы они этого и не делали.
Криптография как наука у нас особо не развивалась
Это глубокой заблуждение. Как раз академическая криптография и криптоанализ у нас на высоте.

Ну это отлично. Вот научили бы всех студентов создавать криптовалюту (не майнить, а именно создавать свою) с различными параметрами. Вот это было бы круто.

Больно слышать, что академическая криптография и криптоанализ у нас на высоте. Это как крутая тачка, которая гниет стоя годами на улице. Смотреть больно.

во время студенчества человек должен разобраться чем он хочет заниматься в жизни и нада дать ему это попробовать.

Училась в КПИ. В начале года в расписании: профессор Петров, профессор Иванов.... По факту весь год за них ведет лекции девочка-ассистентка на кафедре, читая с листочка скачанную с инета инфу.
Или практическое занятие: «представьте себе коленчатый вал и вот там если повернуть, то будет происходить процесс...»
Чему можно научиться в таких условиях?
Самообразование рулит.

Согласен, что система это какое-то полное ракование... Но с самообразованием тоже не все так просто. Просто книги и компилятора не достаточно что бы стать программистом(в 90% случаев). Нужен наставник, куратор и т.д. по принципу курсов и стажировок при комраниях.
Много народу бросило ИТ потому что начинали из-за какой-то фигни что-то не получилось или правильные задачи не были поставлены или ещё что чем может помочь куратор.

Не спрашивай, что твой вуз может сделать для тебя...
В общем, не задавай вопросов, на которые не хочешь получить ответы.

К сожалению, есть такое понятие как стандарт подготовки по каждой специальности.
В которых указано кому, что и как надо читать.
Например, “Комп’ютерна графіка” — Adobe Photoshop CS3.
“Інструментальні засоби візуального програмування” — Borland C++ Builder .

И так практически по каждой дисциплине.
Преподаватели стараются как-то обойти ограничения, но особо отходить от стандарта никто никому не даст.

Про комп. графику фигня, меня вообще AutoCAD’ом пользоваться учили

Однако, ругать легко. Мне же интересно, чем мы можем помочь. Как поднять уровень образования? Как помочь преподавателям? Как улучшить жизнь студентов? Как мотивировать? Чего не хватает?
Для начала — правильно поставить задачу. Т.е. определить, чего хотим получить от ВУЗа:
Ученых? Инженеров? Девелоперов? Открытия? Отмазку от армии? Теплые места для преподов? Корочку?
А потом — каждый вопрос отдельно:
Как поднять уровень образования?
Уровень преподавания и так неплохой. Например по вышке нас учили вполне серьезно. Думаю то же касается всех серьезных научных дисциплин. Но научить препод может только тому, в чем сам — дока. Поэтому с ИТ реально провал: ну нету нас ИТ — профессоров (за редким исключением : dou.ua/.../it-career-143 ).
А вот уровень усвоения зависит от заинтересованности студентов. Если студенту эта вышка не интересна (да и не нужна) — то он в лучшем случае вызубрит и забудет, а в худшем — откупиться.
Как помочь преподавателям?
Конечно же ввести побольше «левых» обязательных предметов («социология», «культурология», «хренология» и т.д.) и легализовать зачеты по ним за взятки. (сарказм)
А если серьезно — большую часть преподов надо просто выгнать на пенсию и заменить молодыми талантами. И кафедры вроде философии (бывшая «истории КПСС»), охраны труда, физкультуры, украинознавтсва выпилить из технических ВУЗов вообще.
Как улучшить жизнь студентов?
Отменить лекции и сдать освободившиеся аудитории под бордели и казино.(сарказм) Плохо живут только студенты, которым приходится все самим учить и сдавать. А остальные «от сессии до сессии живут студенты весело».
Как мотивировать?
Как всегда: кнут и пряник. Для тех, кого отправили учиться родители — кнут в виде повышения суммы контракта за прогулы и плохие оценки. Для тех, кто хочет учиться сам — хорошего научного руководителя в помощь. И «пряник» в виде стажировки в ИТ компаниях.
Чего не хватает?
Наоборот — слишком много лишнего! Много лишних бесполезных ВУЗов (всяких «институтов культуры», «академий управления» и т.д.). Много ненужных предметов. Много бюджетных мест для студентов, аспирантов и преподов. Стране, которой сейчас не до развития собственной науки, не нужны тысячи новых ученых (а магистр — это уже ученый, тем более — аспирант). Да и тысячи инженеров, менеджеров, археологов, филологов и еще 100500 профессий. Государтсву выгоднее продавать «корочки»: купил корочку — и уже возьмут продавцом в магазин (везде ведь нужно ВО, кроме ИТ).
Мне же интересно, чем мы можем помочь?
Мы и так помогаем. Тем, что берем на реальные проекты толковых студентов и через 3 — 4 года они вырастают до синьоров. В ИТ нет лучшего обучения, чем практика, и нет лучшего учителя, чем более опытный девелопер.
«социология», «культурология», «хренология» и т.д.
— это одни из самых необходимых предметов. Ты думаешь ты всю жизнь потом будешь считать интегралы ? нет, ты будешь договариваться с пожарными, с налоговыми, с пенсионерами, бабушками за гречку, автоинспекторами и т.д. А как ты можешь это сделать не прокачав навык «говорить о какой то хрени которую мельком гдето видел в новостях и всех убедить что я в этой хрени эксперт».

Ну расскажите нам какие реальные навыки и знания даются на этих хренологиях-философиях-охранах труда? Во-вторых с гречными и прочими ватниками разговаривать бесполезно точно также как и метать бисер перед свиньями.

могу рассказать по охране труда ))) философию и культурологию помню слабо, ибо использовал навык «говорить о какой то хрени которую мельком гдето видел в новостях и всех убедить что я в этой хрени эксперт». ты наверно еще не сильно опытный програмист, но если ты пойдешь прокачивать скилы в сторону менеджеров — там реально нада умение говорить, причем не важно что, главное не останавливать и не пороть совершенную хрень. Я это вижу еженедельно, причем даже иногда полная чушь тоже срабатывает, главное потом человека убрать на некоторое время с проекта что бы ему предъяв не было — типа он как раз проверяет правильно ли он все объяснил на прошлом митинге. вообщем умение поговорит за философию — очень важно.

ибо использовал навык «говорить о какой то хрени которую мельком гдето видел в новостях и всех убедить что я в этой хрени эксперт».
Это называется навешать лапши. Я таким занимался на всех предметах программирования, потому что на большинстве из них знал больше преподавателя.

Что интересно преподавателям философии/хренологии так сдать не получалось, тогда я доставал реферат 200 страниц про Канта и начинал читать. Они меня люто ненавидели, но 4 поставили. Охрану труда пришлось «порешать», потому что не ставили никому. Как говорится сапожник без сапог.

ты сам ответил зачем это все нада — ты тренируешься решать )))

Вот поэтому я и не планирую двигаться вдоль менеджерской линии.

иногда у тебя просто не остается выбора — ты самый старый программист на проекте )))

— составить где-нибудь в открытом доступе, на гитхабе или хакпаде, список фундаментальных вопросов, которые должны знать студенты — и дать линк сообществу. Попросить знакомых программистов уделить несколько минут времени на просмотр и комментирование — насколько та или иная вещь нужна в ВУЗовской программе. Не факт, что этот список пройдет через все бюрократические процедуры хотя бы в виде white book, драфта, прежде чем стать основой программы, но без этого первого шага все будет еще хуже.

— регулярно помогать хорошими книжками, конструктивными советами своим знакомым, желающим «войти в айти».

— выступать с инициативами проводить различные ивенты для студентов в вашей IT-фирме. Знакомить с реалиями — и студентам хорошо, и вам — потенциальные коллеги.

— минимизировать вред от старой системы, пока не построена новая.
— Вред: потерянное время (из-за малого количества реальных знаний среди мусора),
— Минимизация: находить в интернете доступные для понимания ресурсы (всякие обучалки программированию для детей, понятые до конца, полезнее, чем строгие в академическом плане, но не понятые никак учебники) и распространять в локальных сетях студенческих общежитий, а также решебники устаревших задач, которые пишутся «для галочки» и не несут пользы
— Вред: потеря инициативы и желания учиться (из-за отчетливости видения студентом того, что он занимается фигней сейчас, и туманности видения того, чем будет заниматься потом),
— Минимизация: показывать реальные задачи, знакомить с хорошим кодом в опенсорс проектах, дружеская моральная поддержка
— Вред: укрепление привычки к решению всех вопросов при помощи коррупции (в ВУЗе решить вышеперечисленное деньгами может быть эффективнее, чем честным путем)
— Минимизация: разъяснение, чем реальные проекты для программиста отличаются от учебы в ВУЗе в плане способов решения возникающих задач.

ты разделяешь программистов и формошлепов которых тут большинство? для програмистов вопросы должны быть другими чем для формошлепов.

человек идет в ВУЗ после школы обычно — когда еще не ясно, кто из этих двух из него получится в итоге. Надо дать шанс

да, тут надо еще и последовательность подачи материала продумать.
Так, чтобы человек, решив что ему достаточно, мог бросить этот ВУЗ и приступить к простым сайтам где-нибудь на фрилансе, при этом имея хоть какой-то уровень знаний, а не обрывки теории, которую предполагалось связать воедино курсе на пятом.
Когда я учился — запомнил хорошо, как вводный по сути практический предмет, из которого становилось отчетливо понятно, зачем нужна (была!) студентам та же вышка и вычислительная математика и какая именно часть — давался на пятом курсе. Те люди, которые не доучились до магистров — не узнали и этого.

Устранить мин.освиты к чертям собачьим и искоренить такое понятие как «программа». СССР нет уж 23 года, но ВУЗы упорно программируют советских людей.

Например, давно пора более жёстко разделить на институты и университеты, и переименовать несоответствующие. Институты призваны давать узкую специальность без предметов «дляобщегоразвития» вообще. К примеру, IT институт не должен давать даже высшую математику — лучше преподать робототехнику и программирование под hardware.

не должен давать даже высшую математику — лучше преподать робототехнику
ШТО

Ну т.е. робототехника сильно завязана на AI, а AI — это в том числе machine learning (линейная алгебра + диффуры), это обработка сигналов от всевозможных сенсоров (т.е. спектральный анализ, Фурье) и многое другое. Другое дело, что у нас «высшая математика» преподаётся в отрыве от практических её применений, изучаются некие абстрактные интегралы в вакууме

Саме так, просто AI тут немає, майже немає.

Вища математика, взагалі абстрактна, тому вона і викладається абстрактно, з деякими прикладами застосування.

Те що треба 99% ІТ нормально ляже в 3 роки ПТУ.

Це не проблема України, це проблема всіх країн, за деякими рідкими винятками.

Думаю, проблема одна, треба чітко розділити архітектора і програмувальника. Програмувальнику — 3 роки ПТУ, архітектору — 5 років ВУЗ.

3 роки повчився, попрограмив 4, розібрався що подобаєтсья, ще 3-2 роки довчився в вузі. Якось так.

Это вы зря. Хорошим архитектором можно стать, только побыв 5 лет программистом. 5 лет в вузе тут погоды не сделают.

С ПТУ вы хорошо предложили. Правда проще все вузы, кроме 2-3 самых продвинутых, в ПТУ переименовать. А вышку с нуля воссоздать. Тогда все станет на свои места.

5 років нормального вузу погоду зроблять. А щоб стати «хорошим» архітектором треба ще практика. Тому для «хорошого» архітектора шлях буде 5 років вузу + 5 років практики.

Если убрать дебильные нагрузки из ВУЗа, как раз времени на практику будет дохрена.

Именно так — 3 года ПТУ. Но КОНКУРС должен быть такой же как в ВУЗ на юриста. То есть отсеивать жёстко уже на входе.

Именно так! Образование в 12 веке нужно получать всю жизнь. Поработал — заработал — повысил квалификацию. И уверяю, тогда требования ко второму образованию предъявишь самые жёсткие и учиться тому что тебе не нужно — не заставит никакая программа и министерство!

Тогда и базовое школьное образование можно сократить в разы. Например, медик после 5-го класса может уже идти медсестрой, и только после этого идти учиться на врача, а потом каждые 2 года... в 1 класс учиться буквы писать!

Лише в тому, наскільки далеко в реформуванні освіти зайти. Це питання лише бюрократії

IT институт не должен давать даже высшую математику
А как учить если человек будет не подготовлен запрограммировать алгоритм или графику.

Не поверишь. Купить книгу «алгоритмы и графика». А вот писать эти книги будут как раз те, кто занимается теорией, а не получает практическую специальность. Эти специалисты стоят намного дороже, но и нужно их в тысячи раз меньше по сравнению с теми кто потом будет просто копипастить их алгоритмы.

К примеру, нужно ли в ВУЗе учить как устроен Биткоин? Да, теория интересная, но нужно ли? Рынок говорит «нет». Детальные знания не нужны, только основы. Так есть разница, потратить на это год или 15 минут?

Институты призваны давать узкую специальность без предметов «дляобщегоразвития» вообще
Это не так.

Институт от университета отличается лишь тем, что в университете факультеты всех направлений, от математики, до филологии, а в институте — более узкой тематики. Т.е. в Институте Физики может быть факультет Математики, но не факультет Истории. На программу этих самых факультетов никаких ограничений нет.

Сейчас в постсовке — да. Реальный рынок требует фундаментального отличия специалистов. И чем это отличие сильнее, тем выгода разделения труда будет выше.

Как мотивировать? Чего не хватает?
С одной стороны хорошего бабла или эквивалентов (адские соцпакеты, частные пенсионные фонды), с другой стороны — угрозы потерять эти ништяки.
В общем как и много кому на Украине — от медиков и до самых верхов.

Преподователи, под прикрытием лозунга «мы даем фундаментальные знания», дают материал устаревший лет на 30. Такой себе академический луддизм.

Учитель по древнегреческому, чтобы заработать кусок хлеба, будет убеждать всех и даже себя, что древнегреческий это фундамент всей науки и т.п.
Преподователь восьмибитных микропроцессоров будет доказывать, что «8-битки — это основа современной микроэлектроники».
Даже преподватель ассемблера будет расказывать (но никто ему не поверит), что программист без знания ассемблера — не программист.

Ну кто из преподавателей в нынешнее непростое время откровенно признается, что «я не нужен, мои знания морально устарели и/или больше не актуальны для рынка. Надо меня уволить»? Они даже себе в этом признаться не могут, не то что студентам. Вот ничего годами и не меняется.

Студент не знает, какие знания сейчас востребованы, а технологии актуальны. Преподаватели убеждают, что все чему они учат — очень надо, фундаментальные знания и т.п. Системе не хватает отрицательно обратной связи.

и это нормально, мир полон людей которые устарели и используют старые знания, тебе предстоит с ними договариваться.

Даже преподватель ассемблера будет расказывать (но никто ему не поверит), что программист без знания ассемблера — не программист.

Нам вот так преподаватель и говорит словами <<Если вы не будет знать Ассемблер то вы вообще не сможете программировать>>

Проблема в том что «старые пердуны» как вы их назвали сами ничего не хотят учить, и напрочь отрицают свои устаревшие знания. Говорят мол «мы даем фундамент».
В *опу такой фундамент.
Пример:
— курс по микроконтроллерам. Заездили до нимогу за пару месяцев. Изучали 8-битки. 3 девборда на поток. Старые и жутко дорогие. Принес 32 битный ARM. Говорю вот 100грн — полный фарш. В ответ услышал, что это очень сложно для студентов, низя такое давать...
ЧТО?????
Так дальше еще пол года учили «ничего».
Трабл в том что им впадло было разбираться как оно работает, и списали что мол сложно и не интересно.
И подобных примеров полным полно было за последние годы обучения.

А что простого в 32-битном АРМ при том что реально есть железки попроще, но не менее современные?

В освоении он может немного и сложнее, вопрос в другом. До мозга кости пропитанные архаизмом представители альмаматер уже не могут дать растущему организму необходимые современные знания. 8-бит было хорошо с десяток лет назад, сейчас, тем более с сегодняшним ростом технологического прогресса, уже 32 может быть не достаточно. Процитирую Диму Костика, который вчера на интеловском митапе, сказал замечательную вещь: инженер(мейкер) в первую очередь должен быть креатором а не пользователем, и учиться делать глобальные вещи. А как он может мыслить глобально если его штудируют на самом низком уровне развития. Потому правильно идти от простого к сложному, тем более что за этим сложным кроется обыденное, иначе так и будем говорить «нам чего то в образовании не хватает».

Как поднять уровень образования?
Сменить 110% преподавательского состава, заменив старых пердунов, которые до сих пор считают FoxPro 5 и VB 6 вершиной технологии, на людей с реальным опытом и актуальными знаниями.
Как помочь преподавателям?
«Изя, не учите меня жить. Лучше помогите материально.»
Как улучшить жизнь студентов?
А надо? Разве что преподавателей, которые денежку выжимают, убрать.
Как мотивировать?
В у.е., других работающих мотиваций не существует.
Чего не хватает?
Преподавателям — актуальных знаний и практического опыта. Студентам — преподавателей нормальных.

Пример из жизни — админил я университетскую сеть. Заболел бодуном один из преподов, попросил меня прочитать лекцию. Ну, я и прочитал, благо тема как раз по моей непосредственной работе. Как выяснилось, у ребят во-первых, весьма смутное представление о предмете как таковом, а во вторых — они оперируют даными 10-15-летней давности. Т.е. сеть физически строится на коаксиале и UTP, оптика — нет, не слышали. Гигабит? Да ты что, невозможно. В общем, пришлось им в ту лекцию обьяснять все с самого начала и на пальцах. Каковое обьяснение они поголовно и выдали преподу на экзамене. Препод был в шоке, но придраться было не к чему — все правильно и предельно просто.
Так что менять все практически нужно, от материально-технической базы до преподавателей.

с реальным опытом и актуальными знаниями.
вот у меня (например) есть опыт и знания.
И зачем мне идти на это корриду против тупорогих студней, в которой препод всё чаще проигрывает, ибо студней выгонять не особо дают.

Это где студней не дают выгонять? На раз-два. Да и тупорогому влепил два в зачетку — и все, пусть крутится.

есть живые примеры. Не хочу говорить где. Объяснение — ну если ж дебилов разогнать — студентов останется немного, придётся ВУЗ закрыть, беда.

Если ВУЗ ринимает на учебу дебилов, которые неспособны воспринимать материал — то такой ВУЗ можно и закрыть. Или существенно сократить штат. Да, беда. Но это банально конкуренция. Кстати, тут вариант позакрывать КЕМ всякие недовузы, которые в советское время были чуть ли не ПТУ, а сейчас — ни фига себе «окодемии» стали, а также позакрывать дублирующие вузы при недостатке студиозусов. А заодно и поубирать непрофильные специальности, а то у нас айтишников готовят чуть ли не в каждой подворотне.

Если ВУЗ ринимает на учебу дебилов, которые неспособны воспринимать материал — то такой ВУЗ можно и закрыть. Или существенно сократить штат.
да я ж согласен.
Может викинги-министры позакрывают.

А вот ещё интересно — нужны ли стране ВУЗы, выпускники которых стране не нужны? Родной ХАИ например.

А заодно и поубирать непрофильные специальности, а то у нас айтишников готовят чуть ли не в каждой подворотне.
18-15 лет назад была мода на экономиздов и прочих маркетолохов — и в каждом вузе появились факультеты икономики и фенансов.
8-10 лет назад та же хня произошла с психолохами.
Хз кому они все нужны, но во некоторых грандиозных ВУЗах прошлого — это важный источник дохода.
То есть на мой-то взгляд — наик это всё не нужно. Как и не нужно такое количество людей с ВО, но решаю эти вопросы не я.

Родной НТУ — как ни жаль это признавать, на 90% не нужен нахрен от слова никому.
Да, готовят реально классных специалистов по мостам и тоннелям, но их много не надо. Аналогично с другими профильными специальностями. Каких-то недопрограммистов — толпа в год, тоже никому не нужных, ибо качество говно, если не впахивать по специальности со 2 курса. Ну и всяческих манагеров с ыканамистами, где учится папин кошелек, а не студент.

НТУ — это что ? большинство самых дорогих проектов в мире — это строительство жилой и коммерческой недвижимости а так же инфраструктурных проектов. В эмиратах 4х этажный дом строят за 6-8 месяцев. 20и этажный — год-полтора. У нас 4х этажный — год полтора, понятно что у нас и себистоимость при этом космическая. поэтому нам бы побольше просто строителей.

НТУ — это что ?
JFGI
Остальное — ни о чем. Сравнивать строительство в эмиратах и у нас — это теплое с квадратным.
В у.е., других работающих мотиваций не существует.
Сделать образование платным и за не сданные до определенной даты предметы выгонять.

В Запорожском мединституте с девяносто лохматого года прогулы платные. А за несданый один предмет в сессию вылетает студент, как из пушки. Максимум — пересдача одного предмета в первые 5 дней нового семестра.

Никак, систему нужно сломать до основания и перестроить с нуля. Потому что пока действуют совковые неповоротливые принципы и механизмы дела не будет.

В свое время я активно участвовал в жизни университета как студент, во многих конкурсах, выставках, форумах и т.д. Предлагал вносить изменения в учебные планы, потому что инфа преподается на многих предметах очень устаревшая или вообще бредовая. И что я слышал в ответ? «ВУЗ нужен чтобы начучить учиться», т.е. по факту в мозги заливается треш в виде философии и больших систем 70-х годов, а я потом должен самостоятельно освоить актуальные технологии, избавившись от этого барахла в голове. Тогда пардон зачем мне вообще ВУЗ и 5 лет в нем?

Зачем мне нужно сходить в 5 читальных залов и подписать там обходной, что я там не был никогда?

Корень проблемы — когда преподавателям лень или ущемляются их интересы, они быстро кивают головой на начальство/министерство дескать они нам спустили учебные планы, а мы просто исполнители и вообще не при делах.

К сожалению, я это понял под конец 4-го курса, когда уже было поздно отступать. Мой совет молодым — не подпитывайте эту систему, идите сразу на заочку, корочку вы получите, а знания уж сами, потому что ВУЗ вам их не даст. Я учился скорее вопреки, чем благодаря.

«ВУЗ нужен чтобы начучить учиться»
...а всех, кто сам не научился за первый семестр, мы отчислим :)

И где логика?

Логика в том, что со мной на потоке учились «тела», которых отчисляли каждый семестр и они снова восстанавливались, раза 4-5, потом сами ушли в другой ВУЗ.

Как поднять уровень образования? Как помочь преподавателям? Как улучшить жизнь студентов? Как мотивировать? Чего не хватает?

Те реформы, которые так и тянется сделать рука («массовые расстрелы», ну в смысле увольнения) — увы, никто сделать не позволит. А ещё нужны нормальные зарплаты преподавателям, финансирование учебных материалов и оборудования и чтобы деньги не разворовали — утопия в нашей стране.

А ещё нужны нормальные зарплаты преподавателям
И коррупцию убрать. Аспирантами в ВУЗе были в основном «свои». Часто — дети доцентов той же кафедры. Приходит такая здоровая девочка проводить лабораторную по HTML. Спрашиваешь, как перенос строки сделать (<br />, на лекции этого не было, первая лаба), а в ответ — «не знаю».
Да и как-то разобраться с набором предметов. Почему например нас, физиков, на 3м курсе решили поучить HTML, хотя до этого учили маткаду и паскалю — непонятно.

Нам на 5 курсе HTML дали -_- , это после того как в 1 и 3 курсе был С++

Я там кажется чуть попутал, и давали нам его на 4м. Но факт остаётся фактом — не совсем соответствует специальности (физику нужно считать на компьютере, а статьи обычно пишутся в ворде и печатаются в журналах) и как-то поздновато.

Проблема в том... К примеру до учёбы в вузе были несколько хобби, почему и пошёл в ИТ... После учёбы в вузе я и вспомнить не мог не то что я знал в этих хобби, а даже забыл что занимался отдельными направлениями... Вот недавно снова заинтересовался веб и оказывается я этим уже очень даже интересовался ранее, и если бы я продолжил, а не был настолько загружен всем остальным, то уже бы работал в этой области и не год.
Конечно университет развивает, и он нужен. Но большая часть преподавателей пытается вдавить понимание их предмета (знаю в центральных университетах лучше ситуация, там таких преподавателей меньше) и не удовлетворяются выполнением задания или пересказом (и зубрёжкой в том числе) теории. А как говорил один наш хороший преподаватель: «Голова не мусорный ящик».

«Голова не мусорный ящик»
Саме тому існує правило «трьох Z»: завчив, здав, забув...

Правило не работает когда тебя заставляют понять то что ты заучил, правило не работает когда предмет идёт несколько семестров. Как заучить то чего нет в книге, то что нужно понять, а оно никому не надо?

понять то что ты заучил
нащо?
когда предмет идёт несколько семестров
все одно вчити в останній тиждень
Как заучить то чего нет в книге, то что нужно понять, а оно никому не надо?
проявляйте творчість ;)

Практически никогда ничего не учил в последний день, разве что для галочки предметы которые можно было вообще не учить.

нащо?
Есть преподаватели, которые на таком настаивают. Даже творчество не помогает.

слабенька у вас творчість, напевно...

Как поднять уровень образования? Как помочь преподавателям? Как улучшить жизнь студентов? Как мотивировать? Чего не хватает? Я не говорю о коренной реформе образования, скорее о каких-то практических приземленных шагах, которые могут принести пусть небольшую, но реальную пользу.

80% препадів вичерпали себе, як по возрасту, так і по актуальністі знань. Вони фактично всі теоретики. і вчать старому і не потрібному.

Да-да, учебные программы по вычтехнике (ФИВТ, кафедра ВТ), в которых дают «гибридные и аналоговые ЭВМ», но нет ничего о системах контроля версий и функциональном программировании. Какой век на дворе, говорите?

На IT-специальности сейчас пошла мода как раньше на юристов и экономистов.
Родители отдают своих детей в колледжи и ВУЗы на программисткие специальности не спрашивая интересно ли их ребенку это направление.
В итоге на потоке ~ 100 человек процентов 5-10 хочет развития в IT.
На вопрос «А зачем поступали на эту специальность?» — «Родители открыли сайт с вакансиями и статистику зарплат». Выбрали программиста.

Продвинутые родители, если открыли сайт с вакансиями и даже нашли там статистику зарплат. Обычно происходит следующее: «А вот мне Люда сказала, что у неё сын программист — он виндоус установил уже всем соседям — так у него хорошая зарплата»

«Программисты же хорошо получают». Причём именно не «зарабатывают», а «получают». Вот сидим и получаем, и получаем.

Подписаться на комментарии