×Закрыть

С чего начать, чтобы не потерять? — формы ведения IТ бизнеса

Каждый начинающий IT-предприниматель рано или поздно сталкивается с вопросом о юридическом оформлении своего бизнеса и легализации дохода, который он получает. В большинстве случаев, на первых порах такое оформление предполагает, что Вы либо регистрируетесь как физическое лицо-предприниматель (ФЛП), либо открываете собственную компанию — общество с ограниченной ответственностью (ООО), как правило. При этом одним из “must have” процесса легализации ІТ-бизнеса является получение для вашего ФЛП или ООО статуса плательщика единого налога (льготный налоговый режим, который предполагает, что вместо нескольких налогов платится один и по сниженной ставке; об этом поговорим в отдельном посте). Без него, скорее всего, официально сэкономить на налогах будет от “сложновато” до “нереалистично”.

Проще всего начинать вести свой IT-бизнес через ФЛП.
Эта форма легализации подойдёт тем, кто работает “на дому”, небольшому бизнесу и тем, кто ещё не столкнулся с крупным заказчиком. ФЛП означает минимум затрат и времени, потраченного на бумажную работу и коммуникации с государством. Всё, что вам нужно для регистрации — это заявление (Форма 10 в 2-х экземплярах), копия паспорта и регистрационной карточки плательщика налогов (налоговый номер), которые подаются государственному регистратору по месту Вашей “прописки”. Ещё одним плюсом ФЛП как формы ведения ІТ-бизнеса является пониженное внимание проверяющих органов к ФЛП, по сравнению с ООО.

Однако надо помнить: если в ходе ведения Вашего ІТ-бизнеса вы заработали не только денег, но и долгов, то отвечать за них придется всем, что у Вас есть. При этом не важно, получили Вы это все как просто гражданин/физическое лицо или как ФЛП. У ООО в этом плане есть свои преимущества.

Следующий вопрос — это найм сотрудников. Что делать, если вы собираетесь работать не в одиночку, а, скажем, группой из нескольких разработчиков. Тут может быть несколько вариантов.

Вариант 1. Вы как ФЛП нанимаете остальных разработчиков в качестве сотрудников по трудовому договору и платите им заработную плату.

Не смотря на то, что все члены команды получат право на официальный отпуск и зарплату, этот вариант не так уж удобен или даже, скорее, выгоден. Во-первых, вам придётся регистрировать трудовые договоры с каждым сотрудником в центре занятости. Ну а во-вторых, при работе по трудовому договору расходы на содержание команды будут выше, чем при работе с другими ФЛП.

Вариант 2. Каждый из вашей группы открывает своё ФЛП, а потом вы их нанимаете на основании гражданского договора (например, договора на разработку ПО).

Следующая форма ведения бизнеса — ООО — уже предполагает создание компании/юридического лица.

На первых порах открывать ООО стоит, только если этого требует заказчик. При этом важно понимать, что с первого же дня после регистрации ООО будет обязано вести учет и сдавать отчетность, платить налоги в установленные сроки и заработную плату (как минимум директору, который обязательно должен быть сотрудником по трудовому контракту). Для регистрации ООО, помимо заявления (Форма 1 в 2-х экземплярах) вам нужно будет подать решение о создании ООО и устав ООО (документ, который определяет чем будет заниматься Ваша компания и как она будет управляться).
Чтобы лучше понять суть ООО, представьте, что вас клонировали. На выходе ООО — это все тот же вы и не вы одновременно. Вы управляете ООО, но у него отдельный от вашего бюджет, имущество, договоры с заказчиками, счет в банке, расходы и доходы (кусочек от которых вы имеете право получить), а также долги. Последнее означает, что по всем своим долгам ООО будет отвечать самостоятельно. Вы не будете за них отвечать своим личным имуществом как это имеет место у ФЛП.
В то же время, за все приходится платить. Если в случае ФЛП вероятность попасть под проверку налоговой или другого контролирующего/правоохранительного органа не высока, то при создании ООО, ваши “шансы” резко возрастают.
Как и ФЛП, ООО дает возможность работать командой в таких же 2-х вариациях.

Вариант 1. ООО нанимает разработчиков в качестве сотрудников по трудовому договору и платит им заработную плату.

Вариант 2. Каждый из вашей группы открывает своё ФЛП, а потом ООО нанимает их на основании гражданского договора (например, договора на разработку ПО).
В этом случае заказчик покупает услуги у ООО по гражданскому договору (например, договору о разработке ПО), а ООО, в свою очередь, пересказывает их у ФЛП по договору субподряда.

Более распространена модель работы ООО-ФЛП, т.к. она позволяет снизить расходы на содержание команды.
Встречаются также миксы, в которых ФЛП/ООО часть команды нанимает как сотрудников по трудовому договору, а часть нанимается как ФЛП на основании гражданского договора.
Выбирая модель легализации своего ІТ-бизнеса, помните две вещи. Первое, универсальных моделей не бывает. Можно “скопипастить” формат и документы, которыми пользуются ваши друзья или партнеры, но это не значит, что все будет работать так же гладко, как у них. Во вторых, перебирать формами (ООО или ФЛП) вы сможете только на начальном этапе или если вы не планируете развивать вашу компанию. ООО или другая компания в структуре вашего бизнеса — это только вопрос времени. Если не сами, то заказчики, особенно иностранные, рано или поздно вас к этому “понудят”.

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Было бы отлично увидеть схемы с «Офшорными», а также странами, где льготное налогообложение для ИТ сектора.

Спасибо! Мы готовим серию постов и обязательно включим эти темы :)

Подписаться на комментарии