×

Поделитесь чтивом по стартапам

Доброго времени суток !

Посоветуйте пожалуйста литературу или статьи толковые по подъему сартапа.

Появилась идея, движок я почти дописал, но проблема в том, что я понятия не имею как это поднять. Подскажите литературу или поделитесь личным опытом как раскрутиться, с чего вообще начать? Я не имею ввиду инвесторов и прочее, туда мне как до Китая ползком.

Не хотелось бы, извините, «просрать» возможность по глупости.

UPD:
Много хороших ссылок и рекомендаций. Читать «до утра» :)
Всем огромное спасибо!

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

лучшая книга которую я читал по видению будущего это что то типа «как те кто приходят вторыми завоевывают рынки», ну и по стартапам в современном их понимании есть неплохой курс на Novoed от стендфорда — Technology Entrepreneurship.

Карполан и прежде был с придурью, а последние несколько лет так совсем поехал.

Steve Blank
steveblank.com/...-entrepreneurs
www.udacity.com/course/ep245 — фришный курс на udacity, отлично идет с его книжками или без

Вы возможно не согласитесь, но хорошие курсы бухгалтерского учета могут быть вполне ок.

не думаю, разве что если это GAAP отчетности. в остальном они никак не мотивируют на стартапы.

я о другом их аспекте
понимание базовых принципов учета и реалий рынка и государства — если ведет хороший практик
не для мотивации, для развития себя

да тогда вообще не захочится никаких стартапов )))) белые, серый, черные схемы выплат отобьют весь интерес к бизнесам.

скорее люди будут реальнее смотреть на вещи — в том числе на договора

в большинстве историй успеха обычно наврано с вагон и тележку. Лучше почитать историю Eviterra и ее основателя Николая Заярного — как можно умудриться запустить один из самых перспективных проектов в СНГ, все потерять и попасть под следствие. Как влить $1.5 млн в новую соцсеть Friendin и закрыть ее, или $20млн в Tochka.net и не получить выхлопа. Такие истории провалов учат большему и возвращают в реальность, чем истории про студента, которого в 15 лет папа заставил работать, и он сколотил состояние открыв фирму с друзьями в гараже.

Рекомендую почитать, поможет: Расскажи, чтобы победить. Питер Губер

И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок.

открываешь кикстартер, выбираешь десяток удачных проектов и читаешь их историю создания. Лучший пример. А книги — то как всегда — частный идеальный пример, практически несовместимый с реальной жизнью.

Приходи 6го марта в «Часопис», там Ярослав Ажнюк(кофаундер Petcube) будет рассказывать о продукте и его будущем, заодно будет возможность пообщаться лично с ним. Можешь спросить че интересует. Может посоветует что то дельное в твоем вопросе.
dou.ua/calendar/6726

Я бы с радостью, но ехать далековато, я из Одессы.

Что такое Одесса? Пригород что ли? Так маршрутки же ходят.

Скажу так, когда запускали свой стартап, обошли многих инвесторов, многих заинтересовали, но в 90% случаях было следующее.
«Вас таких много, покажите мне что-то готовое». В абсолютном большинстве случаев, инвесторы обращают внимание на тех, у кого что-то есть готовое.

Я ниже писал, что запускать я буду сам, без инвесторов и прочего. Когда дело пойдет и при условии необходимости дополнительных средств я буду думать об инвестициях. Либо если очень понадобиться чье-то «покровительство». Если я смогу поднять его сам или вместе с командой (которой пока нет), то искать инвесторов не вижу никакого смысла, во всяком случае сейчас.
Я бы с радостью принял инвестиции от опытного человека и отдал бы ему пост СЕО, а принимать инвестиции «чтобы было» или просто ради денег — не по душе. Если вдруг надоест или захочется бабла побольше, то можно просто продать.

Так то оно так, вам и дадут инвестиции вероятно, когда вы сами уже напишите что-то.
Тогда вам понадобится две вещи:

1. деньги на маркетинг.
В свой первый раз разговора с инвесторами, я попросил 30 тысяч на развитие, сказал мне хватит на все. А мне сказали 100 тысяч на маркетинг, когда я отказался, и начал углубляться в юридические дебри, и понял, они были правы, очень много невидных сразу затрат.

2. деньги на себя.
Это такая банальная вещь, на которой экономят почти все стартаперы, и обычно прогорают. Вам всегда дано включать в смету минимальную зарплату для себя, чтоб думать про стартап, а не чтоб кушать хотелось.

Не забудьте о других не сразу видных вещах. Вам понадобятся партнеры и связи, вы будете искать контакты разных людей, договариваться о встречах, возможно ездить в другие города, выступать на выставках и семинарах. Не мало представительских расходов, когда беретесь за дело всерьез.

Что же касается продать и опытных СЕО. Мы сейчас один стартап делаем, и часть его услуг увидели у других ребят. Мы им позвонили, а там на всех контактах этот опытный СЕО был, от бизнес инкубатора. СЕО предложил выкупить у них бизнес за 300 т. зеленых, их затраты на тот момент составляли около 30 тысяч, при этом все оставалось по старому, просто стартап забирали у этих ребят и отдавали нам.

В итоге прямые контакты этих ребят нашли, и все закончилось хорошо, но сама возможность продажи чужим СЕО, бизнеса, без ведома этих ребят, как-то сразу ив голову не приходит.

Не совсем понятно, как можно продать чужой бизнес, даже если ты в нем ген. директор ?
Есть, допустим, ООО, есть N количество акций. Допустим, что СЕО владеет 30% акций. В таком случае, он может лишь продать свой пакет и не более. К тому же, у любого предприятия есть устав, в котором, обычно, прописано, что первоочередное право покупки акций принадлежит держателям акций. Это сделано для предотвращения недружественного захвата. Если же человек продал акции в обход этих правил, любой суд постановит, что сделка незаконна и все вернется на место. А генеральный директор — это руководящая должность в компании, а не ее владелец, который, в свою очередь, назначается советом директоров, либо либо человеком с контрольным пакетом акций на руках.

Странную ситуацию Вы описали.

Мы сидели в кофейной, я, наш менеджер и их СЕО, он нам сказал примерно так «У нас этот проект в инкубаторе, недели три назад его вам бесплатно могли отдать, но сейчас 300 тысяч», был сильно удивлен как и вы. Возможно какой-то хитрый пункт в договоре, скорее всего 300 тысяч включали компенсацию для остальных акционеров.

недели три назад его вам бесплатно могли отдать
Может месяца через три снова будет бесплатно)

Что касается денег на маркетинг. В моем случае, «джентльменский рекламный набор» не катит.
Тут надо добиться эффекта «сарафанное радио», так как, контент размещаемый на сайте, будет размещаться самими пользователями. В сущности — тот же принцип построения контента как у соц. сетей. Т.е. пользователь, разместивший что-то на сайте, заинтересован в том, чтобы поделиться этим с другими людьми — в этом ключ.
От сюда вывод — мне надо создать скелет из ключевых пользователей, на котором будет строиться расширение аудитории. Для этого надо найти потенциальных первых клиентов, уговорить их использовать сервис. После этого этапа все станет легче.

надо добиться эффекта «сарафанное радио»,
Опять вы пытаетесь получить эффект серьезной маркетинговой компании, не проводя маркетинговой компании.

— А как мне популяризовать свой продукт, чтобы не заниматься маркетингом? — О! Придумал — я сделаю вирусный продукт и получу эффект сарафанного радио.

Сарафанное радио и вирусные продукты — это все тоже маркетинг. Только на порядок сложнее. Вы как бы пытаетесь полететь на луну, но даже не хотите изучать основы полетов и ракетостроения.

Вам придется разобраться в маркетинге.Придется прочитать несклько десятков книг и пару лет набивать шишки — набираться опыта. Без этого ничего не заработает. Схалявить не получится.

Вы правы. Но я не пытаюсь обойти основы полетов, я лишь хочу применить другие возможные меры и идеи до того, как придется проводить массированную маркетинговую кампанию. Не более того.

Верно подметил Дмитрий. У нас в команде маркетолог, работающий в области больше 10 лет, это самый дешевый и эффективный вариант маркетинга, заполучить маркетолога в команду.

Но все равно, он скажет примерно такое.
«Нам надо 30 человек, которые будут делать что я им скажу, но надо 10 тыс. долларов на то чтобы обучить их делать это правильно и чтобы заинтересовать их»

Когда-то мы делали игру, и раструбили о ней на куче тематических форумов. Получили около 300 игроков. А потом сделали рекламу на одной крупном игровом сайте, и получили сразу две тысячи игроков, с одного ресурса.

Знаете такая огромная шапка, которая закрывает фон сайта, шапку нам дизайнер на ставке нарисовал, а ее размещение 400у.е. в месяц обошлось.

Вот смотрите, распространенная ошибка, многие думают «я сам все вытяну!» и правда, вытягивают. И надеются что когда работы станет слишком много, то уже будут деньги, а денег нет! Если не сгорите, они будут конечно, но использовав деньги инвестора, вы уже отобьете их давно, выведете проект на другой уровень и здоровье сохраните. Инвесторы, они же не злые дядьки, если проект имеет смысл, его спонсируют, только покажите что-то готовое, им надо знать что вы не только идеи генерируете, но и умеете строить бизнес.

Опять же, я не собираюсь 100% отказываться от инвестиций. Инвестиции — это полезно и даже необходимо. Я стараюсь оттянуть момент инвестиций, дабы не потерять предприятие. Инвестора — не злые дядьки, но они преследуют свои интересы, которые нередко идут вразрез с интересами основателей.

На данный момент, я хочу сделать ВСЕ что смогу, когда мой «ресурс» будет подходить к концу — придет время для инвестиций.
С моей точки зрения, искать кого-то там, кто кто что-то сделает, не сделав все возможное самому — это просто нелепо. Это схоже с людьми, которые якобы придумали «эксклюзивную» идею и хотят чтобы за них все сделали, а они будут просто авторами идеи и руководить.
Я сначала сделаю, что смогу.

Абсолютно верно мыслите, инвестор именно этого и ждет, что вы прийдете тогда, когда нужны будут деньги а не просто лень.

Но не забывайте о рациональном соотношении вложенные силы\эффективность.

Ну данном этапе сложно взвесить, так как сейчас идет процесс разработки.
В процессе старта — да, надо будет взвешивать.

мы по форумам продвигали проект, потом фейсбучный лайк поцепили и стали постить на фейсбуке — процентов 15 с фейсбука шло. Потом рекламу на фейбуке за деньги поцепили — ничего не шло, потом прицепили кнопки гогла, тублера, линкед ина и т.д. — это гогл хавает при выдаче рейтинга. Фейсбук конечно обладает критической массой счас, если человек 15 лайкнут страницу то он уходит в космос по простмотрам.

Шаг первый — снимите розовые очки.

Стартап — это такое упрощенное определение бизнеса, которое позволяет многим айтишникам наслаждаться мыслью, что они могут создать крутой бизнес без необходимости создания и развития бизнеса. Это самообман.

В глазах стартапера-новичка его сайт/проект превращается в крутую международную корпорацию, получает миллионы инвестиций, а он сам становится CEO. Но он не сидит ночами над книгами по маркетингку, управлению песоналом. Не учится писать бизнес-планы. Не работает по 12 часов в сутки. Не изучает каждое действие конкурентов,...

Когда вы замените «подъем стартапа» на «открытие и развитие собственного бизнеса» вы лицом к лицу столкнетесь с тем громадным объемом задач, которые вам надо сделать и еще большим объемом вещей, которые надо знать.

Вы можете спрятать голову в песок и продолжать «пилить стартап», а можете встретить трудностьи грудью и начать долгий многолетний путь самообразования, на котором бывший айтишник приобретет весь опыт и знания, которые нужны для управления компанией. Но «пилить стартап» гораздо приятнее, так что выбирать вам.

Целиком и полностью согласен.
Когда я говорю «Стартап», я подразумеваю бизнес в нише, которой еще нет. Т.е. такое предприятие, вроде, уже должно существовать и был бы спрос, но его нет.

Цель этого топика как раз в том, чтобы узнать то, чего я не знаю и это не технического характера вопросы, а как раз маркетинга, менеджмента (тут немного проще, т.к. у меня первое образование «Менеджмент организаций», оно конечно несколько устаревшее, но база все равно есть).

Андрей, я не знаю, что конкретно вы подразумеваете, когда говорите о стартапах. Но вы упомянули, что не имеете в виду инвесторов, а потому я хочу разбавить уже данные ранее неплохие советы чем-то отличающимся.

То, что здесь пока посоветовали, — это информация о том, как с маленькой вероятностью создать компанию с многомиллионной капитализацией в Silicon Valley на деньги angel investors и venture capitalists. Это интересно и прикольно, но несколько однобоко и часто отличается от реалий, в которых находится большинство начинающих предпринимателей. Посудите сами по авторам (выдержки из Wikipedia):

Ben Horowitz — ... raised in Berkeley, California... earned a BA in Computer Science from Columbia University and an MS in Computer Science from UCLA... a high technology entrepreneur and co-founder and general partner along with Marc Andreessen of the venture capital firm Andreessen Horowitz... Vice President and General Manager of Netscape... He co-founded and served as president and chief executive officer of the enterprise software company Opsware, which Hewlett-Packard acquired for $1.6 billion in cash in July 2007.
Sam Altman — ...studied computer science at Stanford University... the President of Y Combinator, generally regarded as the best seed-stage investor in the world... He is an investor in many companies, including Stripe, Teespring, Zenefits, Reddit, FarmLogs, Instacart, Pinterest, Optimizely, Vicarious, Clever, and Change.org. He is the Board of Directors of Green Dot Corporation, Teespring, and Reddit.
Paul Graham — ...venture capitalist, and essayist. He is known for his work on Lisp, for co-founding Viaweb (which eventually became Yahoo! Store), and for co-founding the Y Combinator seed capital firm... In the summer of 1998 Viaweb was sold to Yahoo! for 455,000 shares of Yahoo! stock, valued at $49.6 million. At Yahoo! the product became Yahoo! Store... Graham has a Bachelor of Arts in philosophy from Cornell University. He then attended Harvard University, earning Master of Science and Doctor of Philosophy degrees in Applied Sciences with a specialization in computer science.
Eric Ries — ...a Silicon Valley entrepreneur and author recognized for pioneering the lean startup movement... graduated from Yale University with a B.S. in Computer Science... moved to Silicon Valley in 2001... joined venture capital firm Kleiner Perkins as a venture advisor, and six months later, started advising startups independently.
Peter Thiel — ...an American entrepreneur, venture capitalist, and hedge fund manager... co-founded PayPal... and served as its CEO... serves as president of Clarium Capital, a global macro hedge fund with $700 million in assets under management; a managing partner in Founders Fund, a venture capital fund with $2 billion in assets under management... He was the first outside investor in Facebook... and sits on the company’s board of directors... received his B.A. in Philosophy from Stanford... and acquired a J.D. from Stanford Law School.

Хороши как на подбор, но... Все из Silicon Valley; из пятерых трое выпускники Ivy League и двое из Стэнфорда; у всех за плечами опыт больших имен и больших сумм; все крупные венчурные капиталисты. Они знают, как сделать десять ставок, слить девять из них и сорвать куш на десятой, окупив вложения с лихвой.

Для разнообразия (ни в коем случае не умаляя достоинств грандов) я рекомендую рассмотреть другой подход: поднять бизнес с небольшими вложениями на собственные средства и планомерно его развивать, заботясь о клиентах, прибыльности, здоровом естественном росте и сбалансированных денежных потоках, а не о том, как выстроить питч в лифте, закрыть очередной раунд финансирования или продаться Facebook. (да, я гиперболизирую, немного)

Это другой взгляд на мир, он тоже интересен и для многих идей, людей и мест подходит больше. Для начала можно прочесть книжку Start Small, Stay Small: A Developer’s Guide to Launching a Startup, затем почитать статьи Patrick McKenzie, или историю balsamiq и Peldi Guilizzoni, или ранние статьи и книги Joel Spolsky, или даже книжки-манифесты от 37signals. Как минимум, все эти люди не из Долины, что уже дает другую перспективу.

И в любом случае желаю успехов!

P.S. Это, наверное, мой самый длинный комментарий на ДОУ. Извиняюсь за многословность.

Очень уместный комментарий. Я в общем-то и не планировал строить по принципу Silicon Valley как минимум по той причине, что я не там и выхода на тех инвесторов нет, и скорее всего не будет. Хотя на определенные инвестиции я конечно рассчитываю, но не с точки зрения прибыли, а для найма людей, для закупок серверов и прочих необходимых для жизни проекта вещей. Я думаю Вы согласитесь с тем, что для подъема стартапа необходимы средства и немалые, особенно если проект растет быстро. Запущу я его сам и на какой-то промежуток времени этого хватит, но когда выстрелит — понадобятся деньги. Если конечно наши власти проект не прикроют :)

И еще очень хорошая книга The Business of Software
Большая часть книги доступна у автора в блоге ericsink.com/...f_Software.html

Micro-ISV: From Vision to Reality

Книга не напишет за вас код, но может скрасить время в метро пока едите на/c работу.

поднять бизнес с небольшими вложениями на собственные средства
Так называемый bootstrapping

И еще парочки интересных блогов
blog.asmartbear.com
successfulsoftware.net
maxpastukhov.com (последний год очень ’ватные’ статьи)

По описанию — вроде емкая книга.
Есть кто-то еще, кто читал эту книгу, стоит купить ?

Я читал, клевая. Но «понять как это поднять» никак не поможет. :)

Лучше Пола Грэма ничего не найдете. У него полно статей по стартапам. В интернете найдете. Сэм Альтман — тоже в его команде (на хабре были статьи недавно). Конкретно по вашему проекту, если я правильно понял, что это некий онлайн-сервис, надо ручками будет на старте юзеров набирать. Ищете целевую аудиторию (например, в группах вконтакте или профессиональных площадках) и пишете им сами, общаетесь, получаете обратную связь. Там дальше видно будет куда развивать и что делать. Короче, смотрите историю Airbnb или чего-то похожего на ваше творение.

Пол Грэм — да, наслышан, обязательно почитаю, спасибо.

Целевая аудитория есть, количество небольшое, но скажем так, очень заинтересованное. Я вот как раз и подумал сформировать базу потенциальных клиентов и обратиться к каждому с предложением, а с учетом того, что таких не очень много — это будет не проблематично, там всего, я думаю, тысяч до двух человек. Расширение аудитории — тут проблема, но я думаю, что аудитория выйдет за профессиональные рамки как раз за счет этого незначительного круга потенциальных клиентов. По идее, народ должен будет за ними потянуться. Иной стратегии я пока не вижу.

Только имейте в виду — не рассылайте сразу всем предложение. На начальной стадии пообщайтесь с небольшой группой. Потому что при встрече с реальными клиентами идея имеет свойство трансформироваться. Возможен пивот, короче.

Уже общался. По сути идея зародилась в процессе общения, потом лишь подтвердилась в разговорах с другими людьми.

Это касается не только идеи, а еще и самого продукта. Может быть хорошая идея, но плохая реализация. Могут не понять и не разобраться.

Хм... Да, пожалуй Вы правы. Ну тогда, наверно, надо будет дать хотя бы десятку людей бету, чтобы попользовались и сказали, что надо подправить, как было бы удобнее и т.д...
Как бы в качестве тестеров.

Там все тестировать надо будет: бизнес-модель, тексты на сайте, КП, скрипты продаж, договора и т.д. (не знаю что Вам релевантно). В процессе обычно выясняется, что продукт менять надо... Короче, это исследовательская работа. У онлайновых проектов, люди говорят, что от оформления, расположения кнопок или простоты форм очень много зависит. Если продажа через интернет, то поглядите видео бизнес-молодости. Они там всякие лендинги подробно разбирают.

Что касается «исследовательской работы» — я полностью согласен, но в моем случае есть ряд проблем, связанных с тем, что я пишу все это один. Например дизайн, я рисовать вообще не умею, в смысле, чисто технически, я нормально пользуюсь фотошопом, но нет художественного восприятия, дизайн получается не валом :)

Но я думаю, что надо запустить проект, пусть косой-кривой, но рабочий, а потом уже работать над улучшением.

Это не онлайн продажи. Есть сайт и мобильное приложение, одно без другого — ничто. Т.е. не имея приложения можно зайти на сайт и посмотреть, что там происходит, прокомментировать, но суть сервиса заключается именно в связке. Я же хочу продать мобильное приложение, и как следствие, человек получит весь функционал.

забей... пойди лучше выспись ))) то что ты тут пишешь — это пет проект. Потом ты можт быть придумаешь к нему монетизацию и он начнет приносить тебе небольшие деньги. После этого если проект сможет привлекать много людей (у телеграмма 50к регистраций в день) то он будет признан масштабируемым и тебе начнут предлагать деньги. До признания масштабируемости — это пет проект.

Пет ни пет, какая разница как это назвать ? По этой логике все стартует с названия «пет проект».

Підписатись на коментарі