Раскрытие информации о конечных выгодоприобретателях (бенефициарах)
Добрый день! Напоминаю Вам о том, что до 26 мая 2015 г. все юридические лица должны внести в ЕРДР данные о своих бенефициарах (выгодоприобретателях). За невнесение этих данных установлена административная ответственность директора в размере от 5 100 грн. до 8 500 грн.
14 октября на пленарном заседании Верховная Рада Украины приняла ряд важных и ожидаемых законодательных актов, направленных, в частности, на борьбу с коррупцией, и создание механизмов, которые сделают более прозрачной структуру собственности.
Одним из нововведений, которое коснется наиболее широкого круга лиц, можно считать принятие Закона № 5114 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об определении конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» (далее — «Закон»).
Вышеупомянутым Законом вводится два основных нововведения:
— обязанность юридических лиц сообщить о своих конечных выгодоприобретателях;
— открытие Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
В силу данный закон вступил 25 ноября 2014 г.
В этой статье мы проанализируем вопрос относительно введения обязанности юридических лиц сообщить о своих конечных выгодоприобретателях.
Согласно изменениям, которые вносятся Законом, Хозяйственный кодекс Украины дополняется статьей 641 «Конечный выгодоприобретатель предприятия», согласно которой предприятия, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязаны устанавливать своего конечного выгодоприобретателя, регулярно обновлять и сохранять информацию о нем, и предоставлять ее государственного регистратору, в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Причем соответствующую обязанность будут иметь не только вновь созданные юридические лица, но и те, которые были зарегистрированы ранее. Так, раздел II «Заключительные и переходные положения» Закона предусматривает, что юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу принятого закона, подают государственному регистратору сведения о своем конечном выгодоприобретателе, в том числе конечном выгодоприобретателе их учредителя, если учредитель — юридическое лицо, в течение шести месяцев со дня вступления в силу принятым законом (до 26 мая 2015 г.).
Кто является «конечным выгодоприобретателем»?
Конечным выгодоприобретателем Закон определяет физическое лицо, которое имеет возможность оказывать решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица (соответствующее определение включается в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма»).
Понятие «решающее влияние» включает в себя, в том числе, прямое или опосредованное (через другое физическое или юридическое лицо) владение одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25% или более уставного капитала или права голоса в юридическом лице.
Таким образом, физические лица, которые прямо или косвенно, единолично или совместно со связанными лицами, владеют долей в 25% или более уставного капитала или права голоса в юридическом лице, будут считаться конечными выгодоприобретателями такого лица. Кроме того, Закон прямо устанавливает, что номинальные держатели (собственники), посредники или агенты не могут считаться конечными выгодоприобретателями.
В то же время, необходимо отметить, что понятие «решающее влияние» имеет достаточно широкое понятие и включает в себя также возможность влиять на юридическое лицо, не входя при этом формально в структуру его владельцев, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной долей, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать, обязательные для исполнения, указания или выполнять функции органа управления.
Какая процедура предоставления информации о конечных выгодоприобретателях?
Закон устанавливает процедуру предоставления информации о конечных выгодоприобретателях юридического лица путем внесения изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Такая информация будет подаваться государственному регистратору и отображаться в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ЕГР). Так, ЕГР будет содержать:
— перечень учредителей (участников) юридического лица;
— информацию о конечном выгодоприобретателе юридического лица, в том числе конечном выгодоприобретателе его учредителя, если учредитель — юридическое лицо;
— информацию о структуре собственности учредителей-юридических лиц, которая дает возможность установить физических лиц-владельцев существенного участия этих юридических лиц.
Закон предусматривает также исключения из правила — освобождаются от обязанности предоставлять информацию о конечном выгодоприобретателе и структуре собственности политические партии, творческие объединения и их территориальные ячейки, адвокатские объединения, торгово-промышленные палаты, государственные органы, органы местного самоуправления и их ассоциации.
Следует отметить, что информация с документами, подтверждающими структуру собственности учредителей — юридических лиц, позволяющая установить физических лиц-владельцев существенного участия этих юридических лиц, подавалась государственному регистратору и ранее, однако только в случае регистрации вновь созданных юридических лиц, и не включалась непосредственно в сведения, содержащиеся в ЕГР.
Однако со вступлением Закона в силу все эти сведения теперь будут содержаться в ЕГР, поэтому при их изменении информация об этом должна будет также предоставляться государственному регистратору и соответствующим образом отражаться в ЕГР. Таким образом будет реализован механизм обновления информации о конечном выгодоприобретателе и структуре собственности юридического лица.
Здесь нужно отметить, что Закон не разъясняет вопрос, что делать в случае, если конечным владельцем существенного участия в юридическом лице является компания, ни один из участников (акционеров) которой не владеет 25% или более уставного капитала.
Такие случаи часто случаются, когда материнская компания группы является публичной компанией, акции которой находятся в обращении на фондовом рынке.
С таким же вопросом на практике сталкивались и ранее, когда нужно было при регистрации юридического лица подавать информацию о структуре собственности учредителей, и тогда он также не был решен на законодательном уровне.
Можно предположить, что на практике в случае с сообщением о конечном выгодоприобретателе может быть применен аналогичный подход.
Следует также отметить то, что предоставление информации о конечном выгодоприобретателе будет иметь сугубо декларативный характер. То есть, если раньше при регистрации юридического лица подавались также документы, подтверждающие структуру собственности, то теперь предусмотрена подача только информации, с возложением всей ответственности за достоверность такой информации на лицо, подписавшее регистрационную карточку.
На первый взгляд, отсутствие обязанности подавать документы дает больше возможностей указать ложные данные. С другой стороны, необходимость подавать документы в подтверждение всей цепочки собственности при регистрации и при каждом изменении в этой цепочке значительно затруднило бы регистрационные процедуры и увеличило бы расходы ресурсов на них. С учетом того, что от подачи поддельных документов государственный регистратор также не застрахован, отмену необходимости подавать документы можно оценить положительно.
Какая ответственность за непредставление информации или предоставление ложных сведений о конечном выгодоприобретателе?
За непредоставление государственному регистратору информации о конечном выгодоприобретателе Закон устанавливает административную ответственность руководителя юридического лица или лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), в виде штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (5 100 — 8 500 грн.). О представлении недостоверной информации в Законе ничего не сказано.
Итак, как мы видим, ответственность, установленная непосредственно Законом, является довольно суровой. Также нет оснований не применять к его нарушению санкции, установленные другими законами. Так, например, в конце прошлого года был принят «антирейдерский» закон №
16 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів