.NET Fest: полная программа конференции на сайте. Присоединяйся к самому большому .NET ивенту
×Закрыть

Бюрократия в Мюнхене — план действий для только понаехавших

Всем привет,

Решил вынести раздел о бюрократии в отдельный топик, так как он совершенно не подходит по тематике к «О Мюнхене — рассказ о жизни программиста в Баварии. Стоит ли переезжать?», так как это больше инструкция или план действий.

Этот раздел полезен для людей, которые только переехали либо же собираются переезжать в Мюнхен и по каким-то причинам их компания не готова помочь с оформлением документов (так было в моем случае, но за 2 недели я справился).

Содержание:

0. Регистрация места жительства
1. Банковский счет
2. Идентификационный номер
3. Медицинское страхование
4. Номер социального страхования

Oktoberfest 2013Как говорят тут в Мюнхене: «Без масса не разобраться!» ;)

Для нормального, легального проживания в Мюнхене (а так же в других городах Германии) вам понадобится:

  • Справка о регистрации места жительства
  • Банковский счет
  • Идентификационный номер
  • Медицинское страхование
  • Номер социального страхования

Ниже я описал процедуру получения или оформления каждого из документов с полезными адресами в Мюнхене.

Регистрация места жительства:

Когда вы переезжаете в Мюнхен, то для того чтобы остаться более чем на 2 месяца, вам нужно зарегистрировать свой адрес проживания в течение недели с момента приезда.

Бюро регистрации места жительства в Мюнхене называется «Bürgerbüro». Оно является частью Департамента Общественного Порядка (Kreisverwaltungsreferat или сокращенно KVR) с 6ю офисами в Мюнхене — чтобы вам было удобнее себя зарегистрировать поближе к вашему месту проживания.

Так как по приезду у меня не было квартиры, я зарегистрировал себя по адресу работы (потом мне сказали, что так делать нельзя, но вроде все прошло без проблем).

Для регистрации вам нужен ваш загран паспорт. После регистрации вам по почте, либо сразу на месте вышлют/выдадут справку о регистрации («Meldebescheinigung»). Берегите ее, она вам понадобится, например, при открытии банковского счета.

Про регистрацию можно почитать тут: www.muenchen.de/...​formation-in-English.html

Так же по ссылке выше можно скачать Регистрационную Форму. Чтобы ускорить процесс регистрации распечатайте и заполните форму, далее принесите ее с собой в Бюро регистрации. Либо же можете не печатать и не заполнять, тогда в Бюро регистрации за вас это сделает служащий, просто займет какое то дополнительное время.

Адреса KVRов можно нагуглить. Адрес центрального KVRа:

Landeshauptstadt München
Hauptabteilung II Einwohnerwesen Bürgerbüro Meldewesen, Kfz-, Gewerbe- und Fundangelegenheiten

Ruppertstraße 19
80337 München
Tel.: 089 233-96000
E-Mail: buergerbuero.kvr@muenchen.de

Приемные часы по KVRам в Мюнхене:

  • ПН: 07:30 — 12:00
  • ВТ: 08:30 — 12:00 и 14:00 — 18:00
  • СР: 07:30 — 12:00
  • ЧТ: 08:30 — 15:00
  • ПТ: 07:30 — 12:00

Свой KVR надо знать, так как тут так же решаются все вопросы с визой и Блу Картой.

Регистрация обычно происходит на 0 этаже (по-нашему 1й). Этаж разбит на зоны по первой букве вашей фамилии, например, A — D, E — G, O — T, etc. — чтобы уменьшить очереди. Когда вы приходите в зону своей первой буквы фамилии, возьмите номерок чтобы встать в очередь. Далее на табло высветится ваш номерок и номер кабинета. Обычно людей не много и все это занимает до 15 минут. Так как это первая регистрация, она займет немного больше времени. Для все последующих смен адресов это будет занимать пару минут, так как вам всего лишь нужно будет предъявить ваш паспорт и сказать новый адрес.

Банковский счет:

Для открытия банковского счета вам понадобится справка о регистрации по месту жительства («Meldebescheinigung») и ваш загран паспорт. Вы можете открыть банковский счет онлайн либо же пойти в какой-то ближайший банк и открыть его в отделении, для этого сначала вам надо назначить в банке время встречи с банковским менеджером.

Идентификационный номер:

Каждый работник в Германии должен платить налоги, для этого вам надо получить идентификационный (налоговый) номер. Без него компания не сможет заплатить вам заработную плату.

Опять же, для получения идентификационного номера у вас должна быть справка о регистрации по месту жительства («Meldebescheinigung») — всмысле эта процедура должна уже быть пройдена.

В комментариях Maxim Kolmakov пишет что уже ходить в налоговую не надо, так как они присылают номер по почте после регистрации места жительства. Но если же вдруг таки не прийдет, как получить номер вы можете прочитать ниже.

Для получения номера вам надо сходить (хотя вроде сейчас присылают вместе с справкой о регистрации) в налоговую («Finanzamt»). Адрес налоговой:

Finanzamt München

Deroystraße 4
80335 München

Часы приема:

  • ПН — СР: 07:30 — 16:00
  • ЧТ: 07:30 — 18:00
  • ПТ: 07:30 — 12:30

Налоговая вам выдаст справку о подтверждении того, что вы стали на учет («Bescheinigung für den Lohnsteuerabzug 2014») и вам присвоен идентификационный номер («Identifikationsnummer») в котором указан ваш налоговый класс (можно прочесть в вики: en.wikipedia.org/wiki/Taxation_in_Germany) и дополнительная информация, типа будете ли вы платить налог на церковь (конечно если вы согласились что вы религиозный католик).

В налоговой я столкнулся с проблемой: после получения справки о регистрации по месту жительства, данные в базе в налоговой не появились в тот же день. Советуют ждать неделю после регистрации чтобы не ходить несколько раз.

Медицинское страхование:

Хорошо написано про мед страхование в этом блоге: www.tupa-germania.ru/...​tsinskoe-strahovanie.html

Мед страхование обязательно для всех кто работает фулл тайм в Германии. Ваша компания платит половину стоимости вашей мед страховки, другую половину вычитают из вашего дохода вместе с другими налогами. Есть два типа страхования — государственное и частное.

Все, кто работают в Германии, имеют право получить государственную страховку. Для получения частной мед страховки ваша годовая заработная плата должна быть выше 54900 евро в год (на 2015й, инфа от сюда). Увы, если вы решитесь на частную мед страховку, на государственную вернуться обратно уже не получится.

Каждая мед страховая компания предлагает разный спектр услуг как государственных, так и частных. Лично у меня государственная мед страховка компании TKK, несмотря на то, что я имею право перейти на частную.

Без мед страховки вы не имеете права работать в Германии.

Список государственных мед страховых компаний: www.gesetzlichekrankenkassen.de/kassen/kassen.html
Список частных мед страховых компаний: www.krankenkassentarife.de/baseportal/pkvliste

После того как вы оформили страховку, обязательно позаботьтесь о том, что ваш работодатель получит письменное подтверждение об этом, иначе компания не сможет заплатить вам заработную плату.

Про частную медстраховку советую прочитать комментарий от Anton Pavlushko, много полезной информации.

Номер социального страхования:

Ваш номер социального страхования («Sozialversicherungsnummer») будет выдан «Deutsche Rentenversicherung» и выслан автоматически после того, как вы оформите мед страховку.

German politionsПолитика в Германии она такая...

Футтер

Выражаю признательность Анне Емец и Александру Краеву, которые оказали неоценимую помощь в подготовке материала, вычитке и коррекции текста. Без вас он не был бы таким! ;)

О моих впечатлениях о жизни в Мюнхене вы можете прочесть в предыдущей статье «О Мюнхене — рассказ о жизни программиста в Баварии. Стоит ли переезжать?».

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

налоговый номер точно не нужен, это только для фирм. на работе бухгалтера делают все отчеты и посылают куда надо. странно что вас зарегили, без договора аренды

в 2013 не нужен был договор аренды. Сейчас много новых документов добавили. И налоговый номер сейчас не выдают и присылают после регистрации в KVR

Здравствуйте,
а можете подсказать, пожалуйста, какие документы (и где) надо подготовить еще в Украине? Визу вроде бы и все?

Есть также вопрос по временному жилью. Если, допустим, семья из 3х человек обязательно ли искать 3х комнатную квартиру для регистрации? Читал о нормах метража на человека в случае постоянного контракта, существует ли нечто подобное для временных квартир \ гостиниц?

Читал о нормах метража на человека

Нет, — тут максимум школа или Югендамт могут поинтересоваться.

Проблема тут скорее в хозяине, который не согласится вам сдать маленькую квартиру на большую семью, поскольку квартира, где все толкутся, убивается быстрее.

первоначально жена и ребенок получат визу на пол года, как члены семьи носителя БК.
Для получения Aufenthaltstilel(продления визы) нужен будет контракт на жильё с указанным метражом. Для носителя БК такого требования нет.
Коллеги у которых маленький ребёнок снимали и двухкомнатную

Вас просто не пропишут втроем на 20 кв.

Коллеги, есть вопрос :) Какие документы необходимо получить ДО начала трудовой деятельности в Германии? Работодатель прислал подобный список документов с пометкой предоставить им все вышеуказанное еще до выхода на работу с начала месяца. Стоит приехать сюда, скажем, за неделю чтобы собрать все бумажки? Или все можно делать паралелльно основной работе?

за неделю чтобы собрать все бумажки

Оптимист. В целом похоже что у компании нет опыта сотрудников не из ЕU. Иначе они такую глупость бы не требовали. Начать надо с мельдебешайнигунг (по нашему прописки). Для этого надо найти кого-то кто пропишет у себя непонятного чувака из Узбекистана. Без этой бумажки не будет других документов.

Ну конечно, я подозреваю, что вся эта процедура затянется надолго. Тем не менее, могу ли я начать работать без прописки и других доков, собирая их уже после старта?

Можешь. Но я бы лучше написал работодателю и уточнил.

Стоит приехать сюда, скажем, за неделю чтобы собрать все бумажки?

Если есть куда вписываться, можно приехать заранее. Получить мельдебешайнигунг хотя бы и записаться в медстраховку (Krankenkasse). Хотя на это хватит и 2 дня.

Вписываться пока что некуда, работодатель есс-но ничем не помогает, но компенсирует стоимость проживания в первый месяц. Планирую жилье искать в гостиницах или у компаний, предоставляющих временное жилье (HomeCompany). Интересно, могут ли они помочь в прописке?

Гостиницы либо квартиры не делают регистрацию сами. Как заселишься куда то, идешь в Ратхаус своего города, просишь сделать Anmeldung. Называешь адрес жилья, тебя внесут в базу, дадут бумажку. В паспорте никаких отметок не ставят. Отказать не имеют право, это твоя обязанность придти и нагласить (ох уж этот чешский), что ты такой то, приехал, живу по такому то адресу. Не забывай потом сходить в Ausländerbehörde, чтобы подать доки на замену визы на пластик. То же самое по родственикам.

И вообще будет хорошо, если компания выделит тебе человека на 1-2 дня, чтобы походить по этим местам и порешать вопросы. Совершенно не факт что с тобой захотят говорить на английском, либо они будут плохо его понимать.

Не делают. Но они должны дать бумагу, что они не против, чтобы ты у них зарегестрировался.

Возможно, заручиться бумажкой не помешает. Но я сам жил первые месяцы в гостинице, сделал регистрацию без справок с гостиницы.

Как давно это было? мы просто переезжали год назад и теперь просят в KVR бумажку от разрешения хозяина, просто так уже не вписывают

около 3 лет назад. может что то ужесточили.

да, поменяли, я тоже когда в 2013м приехал, нагло зарегался на рабочий адрес что б получить все доки :)

на самом деле тут многое строиться на «честном слове». если я захочу обмануть, показать неверные сведения, это будет нарушение закона и отвечать мне. государство убирает бюрокрационные препоны, но всю ответственность переводит на новоприбывшего.

тут многое строиться на «честном слове»

И честно говоря, после двух с половиной лет в Польше, могу сказать — это прекрасно!

ужесточили

Да, с 1 ноября 2015 требуется подтверждение от хозяина квартиры, честному пионерскому больше не верят.
news.immowelt.de/...​n-einzug-bestaetigen.html

Так, понимаю, что без помощи работодателя здесь не обойтись. Только вчера получили визы, сейчас начинаю активно запускать все процессы, т.к дата старта — 1 апреля

Огласите список, некоторые вещи типа справка о несудисости могут ждать три месяца

Да тут все стандартно, вот что прислали ичары:

“Please note that all required documents to start working in Germany should be provided until XX.XX.XXXX the latest for you to be able to start. This means that you would need to register in Hamburg, receive the Tax ID and Social Security number, register at a health insurance and open a German bank account. I would need this documents together with your passport and visa (Blue Card) in order to complete your onboarding.

I am sending you below more information regarding these documents:

Resident Registration Certificate:

This is the first document that you need to get all the others. It certificated that you live in Germany.

One you have found a place to rent, you have to go to the Office “Kundenzentrum Einwohnerwesen”. I can support you on that once you found a place.

Health insurance:
If you work in Germany, you are obliged to be part of and contributing into the German Social Security System (please find more information in the attached PDF). For getting a German health insurance you need the insurance of your preference (Techniker Krankenkasse, BKK, AOK, etc. for instance). To register you go to the office of the insurance of your choice and you need to provide the resident registration and your passport together with the following information:

Company Name: XXX
Address: XXX
Betriebsnummer für die Krankenkasse: XXX

Tax ID:
You need to request it at the “Finanzamt” which is closest to the place you will live.

Social Security Number:
You can request it directly at the “Rentenversicherung Nord office once you are a registered resident, you will need the resident registration and your passport.

Bank Account:
In order to open a German bank account, you need the resident registration ‘Meldebestätigung’ and your passport and immediately you get a new bank account”

Tax Id и social security number автоматом приходят по почте после регистрации, если ничего не поменялось конечно. На регистрацию мельдебешайнигунг дату и время можно букать онлайн, но обычно на 3 месяца все забито. Ехать и просить «тетя, ну примите». Если tax id надо срочно, можно через несколько дней после регистрации поехать в центральный финанцамт на Штейнштрассе и попросить номер, а то пока обработают, пока письмо пришлют. А в системе он у них быстро появляется. Кранекенкассу когда есть мельдебешайнигунг тоже несложно.

А банковский счёт открыть нефиг делать, вот закрыть уже сложно.

В общем по списку трудно только найти где прописаться.

Airbnb и гостиницы обычно не прописывают получается? Работодатель советовал HomeCompany для временного жилья, там же не будет проблем с пропиской как мне кажется?

Да чешская регистрация получается была легкой прогулкой, заплатил 100 евро за фиктивный адрес конторе, которая три сотни таких же гастербайтеров регистрировала на одной конспиративной квартире :) Но Чехия, как и Польша — то отдельная история конечно :)

Спроси, может ли кто-то из коллег, у кого свое жилье, у себя прописать. Наклейка с твоей и его фамилией — с тебя.

В отеле в принципе можно прописаться, если отель согласится дать справку. Но наверно это только при долгосрочном съеме комнаты. Как-то так: www.immobilienscout24.de/expose/102655620

www.immobilienscout24.de/...​burg/wohnen-auf-zeit.html — это варианты «auf Zeit», обычно от 3 месяцев до года, но их легче быстро заполучить, и там уже все есть. Потом оттуда уже можно искать квартиру надолго, не «auf Zeit», из этого списка: www.immobilienscout24.de/...​ung-Miete/Hamburg/Hamburg

Airbnb — зависит от хозяина, меня прописали и чаще да, чем нет. Home Company — не знаю вообще. Отели чаще нет, чем да.

Наклейка — вроде не обязательно, надо просто сказать при регистрации, что адрес временный и наклейку с фамилией повесить не получится. Тогда в регистрации напишут bei <фамилия у кого ты прописан>. Но если хозяин не против наклейки можно и повесить.

аирбнб — наилучший вариант, сразу предупредить что жить будешь месяц или сколько там

обычно на 3 месяца все забито

Ну что за бред? Идешь в любой KVR к 6.30 утра, что на Остбанхофе, что на Руппертштрассе, отстаиваешь очередь, получаешь номерок и уже с ним довольно быстро делают регистрацию. Главное взять паспорт с визой, контракт и бумажку от владельца квартиры.
По моему опыту термин нужен только для операций с ВНЖ — получение, продление, смена работодателя.

Тут речь о Гамбурге... В Мюнхене я ждал 6 месяцев очереди, чтобы податься на гражданство, и уже ничему не удивляюсь. Но мельдебешайнигунг вообще ведь плевая бумажка, за пять минут бывало раньше выдавалась. Что-то Германия уже определенно не торт... В Киев недавно летал, стоял в Мюнхене 40 минут, чтоб паспортный контроль пройти. А в Киеве за 5 минут. Потому что в Мюнхене на всю толпу 3 погранца было, а в Киеве намного больше. Такая тема — недостаток персонала в госучреждениях, особенно в крупных городах. Обленились бюргеры, работать некому.

Потому что в Мюнхене на всю толпу 3 погранца было

Так остальные стерегут рубежи Рейха от нелегалов.

Такая тема — недостаток персонала в госучреждениях, особенно в крупных городах. Обленились бюргеры, работать некому.

За такие деньги? Профессор (тариф W3) зачастую зарабатывает меньше Team Lead’a.

Так остальные стерегут рубежи Рейха от нелегалов.

А у украинских пограничников вообще не от кого рубежи сейчас стеречь, да...

За такие деньги? Профессор (тариф W3) зачастую зарабатывает меньше Team Lead’a.

Ну вот и я говорю — уже не торт... Не знаю правда, должен ли профессор зарабатывать больше тим лида. Неудобства доставляет другой уровень — обычные клерки в учреждениях, когда они перегружены. Баварский тариф насколько я знаю един, что в Мюнхене, что на границе с Тюрингией: www.gesetze-bayern.de/...​AutoDetectCookieSupport=1 Высокие мюнхенские цены никак не учитываются.

А у украинских пограничников вообще не от кого рубежи сейчас стеречь, да...

Разве много желающих внезапно очутиться вна и припасть челом к живительной сиске социала? Линия границы сократилась. Да и сколько тем пограничникам нужно? За зарплату хорошо кондиционированного сеньора можно содержать взвод.

Неудобства доставляет другой уровень — обычные клерки в учреждениях, когда они перегружены.

В большинстве депрессивных федеральных земель нету проблем с очередями. Переезжай туда. А то едуть и едуть. Мухин, чай, нерезиновый.

В Киев недавно летал, стоял в Мюнхене 40 минут, чтоб паспортный контроль пройти. А в Киеве за 5 минут.

А потому что Люфтханзой надо летать — там очереди бывают, но дольше минут 10 ни разу не стоял (а летаю последние годы часто).

Какая разница, LH это или другая компания? Погранконтроль один на пару десятков ворот. Как максимум, они принадлежат одному альянсу перевозчиков...

Погранконтроль один на пару десятков ворот.

В разных терминалах — разные погранконтроли.

Кто летит из 1-го терминала (там, где скотовозки, включая и МАУ) — там всё, как «для чёрных». А кто летит из 2-го терминала (где Люфтханза и её друзья) — там всё «для белых».

Ну не знаю. Эмираты, Этихад и рейсы на Штаты через Дельта/КЛМ/ЭйрФранс вполне нормальны и на паспортном контроле больше 3-5 минут я не ждал, но это вроде тоже старый ещё (1ый) терминал? Но у меня MUC всегда транзитный, поэтому могу быть необъективен.

В данном случае летел действительно МАУ. Люфтганзой в прошлый раз, при отлете кажется тоже долго ждал. Зато при возвращении вообще без очереди, утренний рейс, толпа полетела дальше кто куда.

Привіт!

Стосовно апостилю хотів запитатись і як його наявність вимагається при прибутті в Німеччину та наступному оформленні на місці.
Апостиль на оригіналі свідоцтв робити потрібно, а на оригіналі диплому — не потрібно. (згідно інформації з сайту посольства (нижче)

Urkunden und Bescheinigungen – свідоцтва та довідки

Свідоцтва та офіційні довідки мають в основному надаватися з апостилем. Винятком є лише трудові книжки, дипломи, атестати та закордонні паспорти. Апостиль підтверджує дійсність свідоцтва/офіційної довідки. Якщо Ви не знаєте, яке відомство підтверджує дійсність свідоцтва у формі апостилю, Ви можете звернутися у відомство, яке видало дане свідоцтво. Апостиль повинен ставитися на оригіналі свідоцтва.

Стосовно апостилю на перекладі — більш не зрозуміліше.

Я прочитав, що якщо подаватись в посольстві Німеччини в Україні, то підійде переклад, зроблений в бюро перекладів та завірений українським нотаріусом. Але якщо потрібно надавати переклад на території Німеччини, то переклад після апостиля повинен бути оформлений присяжний перекладачем при суді. Наскільки знаю, такий переклад швидше зробити безпосередньо в Німеччині, але є й в Україні такі послуги (деякі бюро співпрацюють з такими перекладачами).

Питання 1: чи є сенс давати на переклад документи (диплом, свідоцтво про шлюб, свідоцтво про народження) саме присяжному перекладачу? Чи в установах Німеччини при реєстрації місця проживання/відкриття рахунку в банку і т.д. необхідно буде надавати переклад диплому, переклад свідоцтва про народження (якщо їдеш з дитиною) та переклад свідоцтва про шлюб (якщо їдеш ще й з дружиною)?

Питання 2: стосовно перекладу диплому на німецьку мову. Якщо спеціальність «магістр комп’ютерних наук(інформаційні управляючі системи та технології)», то вона повинна бути перекладена транслітом (magistr kompjuternych nauk ( informacijni upravljajuci systemy ta technologiji)), щоб був матч з анабіном, чи дійсно німецькою? Якщо німецькою, як посольство визначає матч перекладу з спеціальністю на анабіні?

Питання 3: для підтвердження матч спеціальності з сайтом анабіну — достатньо роздрукувати скріншоти з анабіну? завіряти і подібна «магія» потрібна?

Дякую!

Привет! :)

1) я все переводил в Украине у украинского сертифицированного переводчика (в смысле не у присяжного) и еще нотариально заверял перевод. По идее когда подаешь все доки в Украине, Германия уже уведомлена что ты женат. Апостиль на свидетельство о браке поставь, свидетельство о рождении у меня без апостиля (в 2013м прошло)
2) посмотрел, у меня специальность переведена на немецкий. Как они матчат я хз, так как не работаю в консультве.
3) я просто распечатывал страницу, скорее всего у них там есть свои базы по которым они тоже проверяют в ручную потом.

Надеюсь смог ответить на вопросы. Если что пиши либо к нам в Скайпик (стукни мне в p.voznenko) или ФБ группу: www.facebook.com/...​ps/traktoristi.v.munchene

Дякую за відповіді! Постукався в скайп.

Привет
Можно задать вопрос по банкам?
Можно ли открыть разные счета в разных банках?
Например, я хочу открыть Girokonto в Comdirect Bank, а SparenKonto (Festgeld) в Targobank
Такое возможно?

(удалил комент) ну нафиг это черный юмор про арабов

хорошо, а то я хотел спросить не бот ли вы из Ольгино?

а то мы тут в Мюнхене офигеваем от того что пишут в русской и украинской прессе, такое чувство что мы живем в другой Германии чем славянская пресса которая раздувает проблему беженцев. Так же как я жил в другой Украине по сравнению с тем что писали в русской прессе.

Не ведитесь ;)

И еще вопрос, для своей страховки я должна не только за нее платить помесячно, но и подписать у доктора в Мюнхене (чтоб, скажем, активизировать). Есть ли возможность сделать это бесплатно? Tак как только за подпись доктору платить совсем не хочу.

Если вы сделаете публичную (обычную) страховку, ничего вы платить не должны. За вас платим мы, работующие. Смотри коммент ниже.

Привет
Вопрос по поводу страховки: я студентка, заработок минимальный.
На данный год у меня страховка от проватной компании. Есть ли шанс оформить на следуйщий год государственную?

Добрый день, по идее у вас уже должна быть публичная страховка, как у студента, не зависимо от заработка. Вам нужно просто выбрать страховую и записаться, например Technischen Krankenkasse.

Так как приватную страховку без ЗП минимум 54к в год вам никто не даст.

я так понимаю приватная у вас какая то укр страховка? так как с первого дня учебы вы застрахованы публичной страховкой как студент. Вам только надо официально подать доки и получить карточку.

Нет, немецкая
www.care-concept.de/...eler_eng.php?navilang=eng
Поскольку вуз ничего не дает. Да и сам при регистрации требует
www.international.tum.de/...tudents/health-insurance

хм, странно, сходите в TK, они там в одном из TUMовских корпусов:


Techniker Krankenkasse (TK) München
Elisenstr. 3, 80335 München
Contact in München:
Ms. Stefanie Behnke (stefanie.behnke@tk.de ), phone: 089-49069-710, consultation hours on appointment.
Contact in Garching:
Mr. Andreas Werhahn (andreas.werhahn@tk.de), phone: 089-49069-817, consultation hours every Tuesday and Thursday at TUM Garching, Lichtenbergstr. 4 (in the foyer of «Mensa») from 10:30 — 14:00 (metro station U6 Garching-Forschungszentrum) and on appointment.
Internet: www.unikosmos.de

Сразу прошу прощение за глупые вопросы.

Тоесть, насколько я поняла, компания может дать мне страховку бесплатно как студентке? Или я ошибаюсь.

Я просто выбрала Care Concept College потому, что в месяц 33 Euro платить только , вместо standard 75-80 евро.

Месячная сумма страховки для меня резонна.

я честно в этом вопросе не селен, так как никогда не учился в Германии. Может кто еще тут ответит.

Все равно большое спасибо!

Если кому-то вопрос еще актуален: Стандартная страховка для студентов действительно стоит около 75-80 евро (совсем не бесплатно), но если есть возможность взять за 33 евро — берите, оно того стоит.

Извините за ошибки
Нет русской раскладки — Google Translate делает транслитерацию

Вопрос к знающим людям по поводу регистрации места жительства:
на первое время я планирую снять через airbnb квартиру. Могу ли я зарегистрироваться по адресу этой квартиры?

Если будет договор аренды — да можно, только все письма от немецких *-амтов будут приходить именно на этот адрес, и вы рискуете пропустить какое-нибудь важное/срочное уведомление если съедите оттуда.

P.S. Еще туда же будут присылать банковские пластиковые карты и пин-коды к ним.

нужно сделать пересылку почты. Правда ее вроде за 10 дней надо подавать и банковские документы не пересылают

я в банке попросил слать почту на офис, а не по месту регистрации. И все в порядке, корреспондеция с банка исправно ходит на офис. Переадресацию пока не оценил, страйк мать его...

Список государственных мед страховых компаний: www.gesetzlichekrankenkassen.de/kassen/kassen.html
В чём глубокий смысл иметь такое количество страховых компаний, принадлежащих одному юрлицу (государству)? Для обхождения своих же законов про монополии? Правда интересно :)

А где написано что они все принадлежат государству?

В процитированном участке.

Там же написано государственных, а не принадлежащих государству.
Более того, там нет ни слова про юрлицо-государство.

Там же написано государственных, а не принадлежащих государству.
C этого места по-подробнее плиз. Как это государственных, но не принадлежащих государству?

lmgtfy.com/...нная страховка в германии
Начисления подлежат распределению через государственный фонд, а страховые компании вполне себе частные.

страховая медицина в германии работает примерно так:
страховые собирают взносы, все они складываются в общий котел, потом распределяются между страховыми согласно к-ву застрахованных. Грубо говоря так. Поэтому частная страховая, или гос, не имеет значения в определенном смысле

Теперь понятно :)

Информация либо немного устарела, либо может отличаться от места к месту или от времени года:).

Уточнения на декабрь-январь 2015:
1. Регистрация места жительства:
Ничего заранее заполнять не нужно, приходите в KVR отвечаете на несколько простых вопросов и получаете справку о регистрации через 5 минут.

Так же рекомендую приходить с самого утра или за час до закрытия KVR, так как днём можно попасть на очереди длинной 2-3 часа.

2. Идентификационный номер:
Никуда ходить не надо, в течении 2-ух недель идентификационный номер придёт по месту регистрации.

Добрый день, спасибо за информацию, выделю что уже ходить за идентификационным номером не надо (так как это я там написал в скобках).

По поводу регистрации места жительства — вы можете скачать форму и заполнить заранее что б не тратить 5 минут времени на отвечание на вопросы у них в офисе, или же можете заполнить форму прям там на месте. Спасибо за уточнение, добавлю это тоже к топику.

Все, кто работают в Германии, имеют право получить государственную страховку. Для получения частной мед страховки ваша годовая заработная плата должна быть выше 52200 евро в год (может уже и больше, надо уточнять). Увы, если вы решитесь на частную мед страховку, на государственную вернуться обратно уже не получится.
По страховкам добавлю, что в приватную кассу поначалу платить реально дешевле. Если вы экспат и точно знаете, что не задержитесь в этой стране надолго, то возможно приватная страховка будет дешевле на пару сотен евро в месяц.

Selbstständige und Freiberufler (типа наше ЧП)
Beamte und andere Personen mit Anspruch auf Beihilfe (служащие, там отдельный разговор за доплаты и специальные кассы для служащих)
Arbeitnehmer mit einem Einkommen oberhalb der Versicherungspflichtgrenze (2015: 54.900 Euro) — обычный наемный работник зарабатывающий больше 54900
Personen ohne eigenes Einkommen bzw. mit einem Einkommen unter der Geringfügigkeitsgrenze (450 Euro im Monat). Das sind z. B. Hausfrauen, Hausmänner oder Kinder. — те кто вообще не зарабатывает или не может получить госстраховку

Почитать тут: www.pkv.de/...n-sich-privat-versichern

Многие состоят в приватных кассах чисто из-за понтов (типа пойти не к простому доктору, а к обслуживающему частников, вам там кофе нальют или без очереди обслужат), из-за родителей которые состояли там же, из-за набора болезней и услуг, которые у приватной получаются дешевле чем у госстраховки.

В итоге вся проблема частной страховки в том, что с годами она становится все дороже и вы ее платите даже когда уже на пенсии. И цены там будут большие. Если в молодости ты экономил на страховке и платил всего 200-300 в месяц, то в конце жизни сполна заплатишь за всё :)

Застрахованный в частной компании ты так же немного иначе оплачиваешь всё. Скажем тебе показана дорогая операция и восстановительные процедуры тысяч на 50 евро. В итоге ты сам все платишь из своего кармана, а потом просто ставишь счет своей частной кассе на эти 50 тысяч.

Переход из частной в государственную возможен. Нужно пару лет не работать или получать мало. Это тема для отдельного немецкого холивара, но это возможно :)

Итог: если ты украинский программист, который всего на пару лет в Германии и ты тут точно не останешься на дольше, то может и стоит попробовать частную страховую компанию. А так желательно их избегать, бо там вход — рубль, выход — два..

P.S. И еще добавлю — в госстраховке у вас и жена неработающая и дети в любом количестве будут за те же деньги застрахованы. Никаких доплат сверху. В частной даже за детей на твоей страховке придется доплачивать и т.д.

Спасибо большое за такое раскрытое обьяснение по страховке! Поправлю сумму и добавлю ссылку на ваш комментарий.

С 1.2015 гос-страховка стоит 14.6% от брутто зп, половину из которой оплачивает работодатель.
То есть, с 4500евр брутто зп — 328евр заберут на страховку. Если жена работает, то она тоже будет платить 7.3% Krankenversicherung

Если вы замужем/женаты то возможно имеет смысл поменять налоговый класс. Вот статья кастательно этой процедуры
www.toytowngermany.com/...ange-of-tax-class-online
В 2х словах, заполняете и печатаете форму, указываете налоговых класс обоих супругов, ставите 2 подписи и несете эту форму в Finanzamt München.
Можно в Finanzamt попросить распечатку что вам сменили налоговый класс и ее отнести на работу в финансовый департамент. Со следующего месяца вы будете получать з/п по новому налоговому классу.

Кстати да. Лучший вариант для пары, это 3-я категория для того, кто зарабатывает больше (снимают меньше налога) и 5-я для того кто зарабатывает меньше ( снимают больше налога) . Но в этом случае прийдеться подавать каждый год в налоговую декларацию ( например через elsteronline/eslter app). Если у пары 4 и 4 категории, то можно не подавать, но налоги будут чуть больше.
Ах да, еще один хинт по поводу налоговой. Если вы приехали в германию допустим в сентябре ( то есть не в начале года) то в следующем году имеет смысл сразу подать декларацию о возврате налогов. Потому что с вас с сентября по декабрь снимали налогов как будто вы работали год. Поэтому возврат будет ощутимый, в районе 1-2к евро.

Добавлю еще на тему налогов :) Возврат налогов в Германии это национальный спорт. Государство vs жители. Государство всячески делает вид, что налоговая декларация это листочек из ада, а возврат налогов это хождение по кругам ада. Большинство с этим согласны и не делают возврата. Недавно слышал цифру, что в Германии ежегодно переплачивают более 6 миллиардов евро налогов. Понятное дело государство это устраивает.
У меня есть ссылка на отличный и полный список (как на 2012 год, хотя сомневаюсь что там многое изменилось) причин для возврата налогов — www.vpmed.de/...-Einkommensteuer-2012.pdf
Так же при заполнении декларации, из самых простых причин можно использовать:
— стоимость транспорта до работы
— расстояние до работы
— стоимость домашнего компьютера на котором вы понятное дело программируете для своей работы :)
Была еще парочка, но уже не вспомню. Так что очень советую скачать ElsterFormular www.elster.de , создать новую декларацию и почитать, что там говорят. на первый раз рекомедую в вашем городе найти украино/русскоговорящего Steuerberater который за скромную сумму в 100-300 евро заполнит за вас эту декларацию :)

Или вместо нашего бератора можно пойти в местную Lohnsteuerholfeverein, где за вас будут за все заполнять и отсылать куда надо и еще можно консультироваться по вопросам, как что лучше получать от работодателя и т.д.

Lohnsteuerhilfeverein
может и дороже выйти для одной декларации. Там за членство надо платить.
как что лучше получать от работодателя
Это в каком плане? Знаю что такое есть, но не встречался никогда

да, за лонштоерхильфе прийдется платить, но там до сотни евро или чуть больше — зато точно без проблем все делают и голову оно морочит

по поводу отношений с работодателем — ну мол что списать на werbungskosten, может лучше пусть работодатель платит вам за проездной чем повышает зарплату на ту же сумму или вашу машину оформить как динстваген от фирмы и ездить на ней, чтоб фирма покрывала костен на бензин, всякие vermögenswirksame Leistung от шефа и т.д.

ну в ферайнах моего города в баварии взнос зависит от зарплаты, и на моей получается 240 евро + 20 евро за вступление, при оформлении декларации надо заплатить 150 евро. То есть когда у меня будет вторая занятость, это будет иметь смысл.

По поводу отношений с работодателем спасибо, интересно. Может когда перейду в небольшую фирму пригодиться :), сейчас у нас все стандартно в большой компании, я ничего менять не могу.

Не совсем так! Финанцамт, например, выпускает специальные брошюры, рассказывающие что имеют право списать налогоплательщики. А то тут сейчас люди сразу представят нашу налоговую с гавкающими инспекторами. В немецкой все красиво, и при наличии документов никто не будет ставить палки в колеса.

Вот, кстати, интересный вопрос по поводу классов. 3ю группу можно взять, если супруг(а) зарабатывают значительно меньше. А сколько это 5-10% от твоей зп или, может, все 40? Нигде не могу найти эту инфу

3-5 группы можно взять когда угодно, просто это не всегда выгоднее. Проще всего прикинуть сухой остаток для обоих вариантов (4-4 или 3-5) здесь www.brutto-netto-rechner.info/gehalt/steuerrechner.php
Также стоит учитывать что на 3-5 всегда нужно подавать декларацию (что тоже связано с затратами), и при варианте 3-5 может получиться что придётся доплатить налогов.

а можно еще зарегить спд, делать небольшие дополнительные работы, и под это списывать больше налогов :). Возможно тогда и доплачивать не придется

В нашем случае 4-4 всегда был самый невыгодный вариант, да и декларацию лучше всегда подавать на случай, если чего вернут:) поэтому было интересно, можно ли взять 3-4 при разнице, скажем, всего 2к в год

3-4 низзя, а 3-5 можно :). А вы не разбирались с 4-4 с фактором? Там вроде тоже какие-то легальные махинации можно сделать

Опечатка) Нет, пока у нас 3-5, интересно, что за махинации, спасибо — поищу информацию

Ах да, еще один хинт по поводу налоговой. Если вы приехали в германию допустим в сентябре ( то есть не в начале года) то в следующем году имеет смысл сразу подать декларацию о возврате налогов. Потому что с вас с сентября по декабрь снимали налогов как будто вы работали год. Поэтому возврат будет ощутимый, в районе 1-2к евро.
Так нельзя делать. Точнее можно, но финанцамт вполне резонно может спросить — а чем ты занимался до сентября? Многие бераторы просят инфу о доходах за предыдущую часть года.
Точнее можно, но финанцамт вполне резонно может спросить — а чем ты занимался до сентября?
В плане? Меня не было в германии физически. А когда я приехал, с меня сняли налог из расчета пребывания в германии целый год. Даже ElsterFormular сразу выдает перерасчет в таком случае.

нет, так как раз можно и нужно делать. Плюс если еще расходы на переезд списать, то у меня, например, вообще все уплаченные с сентября налоги стоят на возврат. До сентября я не был в налогово поле германии и не должен никаких налогов.

Если Финанцамт упрется (что случается крайне редко, насколько я видел в инете), придется либо писат ьрасписку, что ничего не получал, либо переводить выписку из налоговой Украины.

По информации от нескольких бераторов, они все просят указать, сколько доходов было до приезда в Германию(любую бумагу). Налог с них второй раз не взымается.
Может в разных землях по-разному

не совсем понял, зачем тогда оно им надо. Если налог не взимается, то зачем? А если они его учитывают в моем брутто для вычисления возврата налога, то он де-факто, взимается в каком-то виде

Там как то твой годовой доход влияет на % соц взноса. Я в конце года отдал немцам декларацию о доходах с Украины, они что то пересчитали и сказали что я должен им доплатить так как они считали что я работал всего 6 месяцев. А так мол у меня был еще 6 месяцев доход с Украины которы не налогооблагаемый но повлиял на какую то калькуляцию.

ясно, спасибо! на всякий случай позабочуть об этом документе, у меня там копейки...

тоже указывал украинский доход, тк он влиял на сумму возвращаемого налога. но подтверждения не просили

Обычно они «автоматом» подставят 4+4 для супругов. Забавно, что об этом уведомляют работодателя, но не вас :)

а у меня было вообще прикольно. Я сказал работодателю, что у меня 3+5, и он мне так посчитал за первый месяц. А потом пришла бумага от финанцамта, что у нас 4+4. Но работодатель продолжал считать 3+5 :). Я, само собой, потом поменял на 4+4.

На самом деле это все в результате не важно, влияет только на текущие выплаты.

Подписаться на комментарии