Пріоритизація бюджетних витрат шляхом голосування

Однією із проблем місцевих та державного бюджетів є непрозора процедура визначення пріоритетних проектів.
Так само як і будь-яка інша непрозора процедура, вона підживлює корупцію та притягує «лобістів» різного штибу.
Зробити цю процедуру більш прозорою можна якщо звернутися до досвіду опен суорс громад, де пріоритизація завданнь вирішується шляхом голосування.

А щоб не городити город з виборами та лічильними комісіями можна скористуватися вже існуючим механізмом комунікації між державою та громадянами — податковими деклараціями.

1. Державний орган створює реєстр проектів
2. Об’єднання громадян, органи місцевої та державної влади вносять в цей реєстр свої проекти та рекламують їх власними силами
3. Платник податків подаючи декларацію вказує один чи більше проектів за які голосує
4. Система підрахунку визначає проекти переможці на наступний бюджетний період
5. Відібрані проекти фінансуються як першочергові

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Ты предлагаешь даже не «Пчёлы против мёда», а «Хозяин пасеки против мёда». На ДОУ пора открывать рубрику «философия» :)

якщо говорити в аналогіях бджолярства я б назвав це все ж бджоли проти пасічника :) а не проти меду

Вы, как и многие другие сторонники «прямой демократии», «электронного правительства» и т.д. смотрите «со своей колокольни» и поэтому видите проблему только «сверху». Кажется что все беды в коррупции, непрозрачности, кумовстве и т.д. а вот если сделать все «прозрачным» и отдать народу реальное право все решать самому — вот тут и настанет «царство справедливости»... Наивные мечты интеллигента, который забыл что «по себе не судят».
Наверняка Вы общались с «обычными людьми», а если нет — то попробуйте. И попробуйте поставить себя на их место. Представьте что нет у вас никакого высшего образования, а если оно и было то за 30 лет на заводе все «выветрилось». Или что вы студент-контрактник (поступил за бабки), или вообще гопничек, который не поступил. Из школы вы вынесли только что это скучное место и там надо заучивать всякую фигню только что бы проставили троечку. Поверьте: на моем районе таких людей 80% — именно поэтому я называю их «обычные люди», в отличии от 20% — необычных.
Из истории они знают что были революция и война. Что было до этого — а тем более в других странах, никогда не знали или забыли. Из географии они представляют что Россия на севере, Европа на западе, на востоке — мусульмане, а Америка на другой стороне Земли. Но с кем конкретно граничит Украина а тем более про все остальные страны и где они находятся — представление смутное. Из экономики они знают что бабки — это хорошо. Субсидии, пособия, пенсии, халява — зашибись. Работать надо так, что бы не выгнали — зарплату все равно дадут. Банки, богачи, олигархи — это плохо. У них дохрена денег, они живут зашибись, а «обычный человек» бедствует потому что они все бабосы забрали себе. Власть, менты, чиновники, государство, врачи — это сплошь одни хапуги. Все они хотят поиметь денег, пока не принес — дела на будет. Бизнесмены — это «крутые», обычным людям туда не пробиться, а если попробовать — закопают в лесу.
Давайте спросим таких людей: куда прежде всего надо тратить бюджетные деньги. Угадаете ответ или подсказать?

Маю кілька надавінх прикладів коли громадянам доводилось вдаватись до радикальних кроків щоб чиновники арешті побачили проблему (розбита дорога, лікарня в аварійному стані, школа без опалення) та виділили кошти на її вирішення.
А все тому що відсутні канали комунікації для зворотнього зв’язку.

А все тому що відсутні канали комунікації для зворотнього зв’язку.
Вот это уже мысль в правильном направлении — не “народ принимает решения”, а “обратная связь”. В принципе она всегда есть: при любой власти и любом режиме. Майдан тому подтверждением. Оформить ее законодательно и сделать цивилизованной — вот и решение.
Демократия в “цивилизованном” виде у нас имеет мало смыла: это все равно что у пользователя спрашивать какое приложение он хочет — очевидно что он и сам не знает, только нафантазирует бреда. А вот если ему дать приложение и попросить “обратную связь” — вот тут и будет понятно что удачно, а что — нет.

Так пост про те і був, про зворотній зв’язок і вибір громадянином одного із існуючих проектів.

Що до Вашої аналогії

очевидно что он и сам не знает, только нафантазирует бреда. А вот если ему дать приложение и попросить «обратную связь» — вот тут и будет понятно что удачно, а что — нет.

то моя пропозиція була така — дати користувачам можливість проголосувати за tasks із багтрекера, а не дописувати власні фантазії в саппорт.

дати користувачам можливість проголосувати за tasks із багтрекера
Так не работает. Можно обклеить весь район плакатами “Завтра тут вместо парка построим химзавод! Все кто против — звоните.” и большинство просто забьют. Зато когда начнут парк корчевать — сразу соберется толпа протестовать. И вот когда эти протестующие смогут легко отменить строительство (а не менты их разгонят дубинками) — это и будет “воля народа”.
а не менты их разгонят дубинками
При условии, что ментов самих не забьют на следующий день/неделю/месяц. Ночь с 30-го ноября на 1-е декабря 2013-го тому пример.

В наших умовах суспільний протест легко фальсифікувати для досягнення приватних цілей

Дать возможность выбора — это не дать лучшую жизнь. Людям нужно объяснять что такое выбор A, что такое выбор B и почему выбор C на данный момент не является приоритетным. Нужно учить нацию, а не давать выбор де6илам, имбецилам, деградантам, алкоголикам, наркоманам, взяткодавателям и взятковзятелям.

З Вашого списку небажаних категорій громадян тільки останні дві можуть заповнювати податкову декларацію :)

Бред частичный, конечно. Относительно пропорций раздачи бюджетных средств — этим должны распоряжаться презик и кабмин. Новый презик — новая политика в пропорциях. Для этого его и выбирают. А граждане должны иметь право полного (!) контроля, целесообразно ли тратятся деньги, на подставные ли фирмы, от уровня кабмина до последней больницы, школы и т.п. Так мы проконтролируем честность власти. Тогда можно будет и по презику сказать — справляется он с задачей как хозяйственник или нет. Он может быть даже очень честным челом но плохим управленцем, не умеющим определять приоритетные отрасли. Но не стоит голосованием масс решать, кому больше дать — образованию, больницам или обороне. Еще народ через свои ID может участвовать в голосованиях за законы, т.е. общие принципы взаимодействия в государстве. Таким образом будет введена прямая демократия и устранен бездельник-парламент. Но это принципы. А реализация этих принципов — это уже удел хозяйственников, которых граждане же должны избирать на всех уровнях. Другой вопрос — т.наз. «бюджет розвитку». Т.е. отдельные проекты, которые могут нести «золотые яйца». Это должны финансировать не только бизнес-ангелы и венчурные финансисты. Но и государство. И вот здесь голосование граждан за новые проекты уместно. Опять же вопрос не только в идентификации и ID гражданина. Но и в вопросе уровня его компетентности. Если масса кухарок будет голосовать за смазливого мошенника, предлагающего «невероятный проект», то дела не будет. Стоит вопрос об экспертном рейтинге каждого ID. Причем каждого — в своей сфере. Например, кухарка не тупая, она просто может изумительно разбираться только в вопросах кухни. А в управлении может лучше разбираться кто-то другой. Однако это не должно мешать кухарке а) контролировать траты бюджета б) начать самой разбираться в управлении и повышать свой рейтинг там тоже. Но у нас пока система скроена так, чтоб люди не имели права ни контролировать, ни учиться. Причем сделано это намеренно. Государству выгодно иметь массу тупых троечников, которых можно обокрасть и еще ими руководить.

вопрос не только в идентификации и ID гражданина. Но и в вопросе уровня его компетентности.
Логично, ибо я об этом не подумал. ;( Но, если продумать схему определения уровня компетентности, то и это не преграда. Например, пока писал этот комментарий, так уже три варианта придумал, а ведь «одна голова хорошо...».

Просто не будет Украина нормально жить, пока у власти находятся те, кто рос, учился, жил и работал по совку. Стране нужны те, кто имеет свежий взгляд на формирование государства, а не заангажированный совдепом посыл рабствовать на чиновников.

Просто не будет Украина нормально жить, пока у власти находятся те, кто рос, учился, жил и работал по совку.
Таких уже мало осталось. Зато у власти много тех, кто рос, учился, жил и работал воровал в 90е. То же не подходят?
Может тогда отдать власть молодому поколению? Ах да, забыл, — они же поступали по блату, учились по контракту, сдавали сессии за взятки... Много я собеседовал таких специалистов и магистров из ИТ университетов: если на 10 выпускников хотя бы одного можно джуном взять — уже хорошо. Если у нас экономистов и политиков так же готовят так не дай Бог таких во власть.
Стране нужны те, кто имеет свежий взгляд на формирование государства, а не заангажированный совдепом посыл рабствовать на чиновников.
Есть и такие: которые учились за рубежом, «сделали себя», стали успешными бизнесменами, заработали миллионы. Они умеют управлять и, наверно, могли бы привести страну к успеху. Но вопрос только один: а зачем им это надо? Успешный бизнесмен — это человек, которому доступен весь мир. Он вкладывает деньги в перспективные активы в любой стране. И не будет рисковать деньгами и тратить свое время там, где нет профита.
Неужели вы думаете что миллиардер просто забросит свой бизнес, придет во власть и будет десятки лет поднимать обанкротившуюся страну из руин за зарплату президента? И без всяких преференций для себя, для своей семьи, для друзей — бизнесменов?
Да что миллиардер — сколько умных, образованных и честных ИТшников готовы променять сытый бодишоп на государственную службу? Один Роман Хмиль? А сколько уже свалили в Европу не желая не только вкалывать ради будущего Украины, но даже не желая дожидаться пока здесь построят «Европу»?
Зато у власти много тех, кто рос, учился, жил и работал воровал в 90е
Блин, только хотел это написать :)

Якість нашої «політеліти» це наслідок існуючої системі відбору і відсіву. Не змінивши цю систему наївно очікувати якісних змін

Нужна не система выборов — а система увольнений и наказаний.
Ведь проблема не в том, что «не того выбрали», а в том, что если есть выбор: «тяжело работать поднимая государство из руин» или «продать руины на металлолом, набить карманы и свалить» то большинство выберет 2 вариант. Такова природа человека. А тот, кто не выберет — окажется «блаженным» вроде Юща: может и не сворует но и не построит ничего.

саме це

а система увольнений и наказаний
я і назвав відсівом
Якось зберусь з силами і напишу детальніше що думаю стосовно цієї проблеми

А кто будет создавать систему увольнений и наказаний? Те, кого эта система первым делом должна уволить и наказать? ;)

це типова проблема системних реформ. нажаль її типовість не робить її рішення простішим

Правильно, поэтому сначала Майдан поднимался под лозунгом «без политиков». Но после объединения площадей политикам опять удалось всех возглавить и обезглавить.

Таких уже мало осталось. Зато у власти много тех, кто рос, учился, жил и работал воровал в 90е. То же не подходят?
Такие ещё везде. Те, кто воровал в 90-е, они росли и жили по совку. На их сформированное мнение на оказывали давление с нескольких сторон: тут, за бугром, в Интернете, во дворе.
Есть и такие: которые учились за рубежом, «сделали себя», стали успешными бизнесменами, заработали миллионы. Они умеют управлять и, наверно, могли бы привести страну к успеху. Но вопрос только один: а зачем им это надо? Успешный бизнесмен — это человек, которому доступен весь мир. Он вкладывает деньги в перспективные активы в любой стране. И не будет рисковать деньгами и тратить свое время там, где нет профита.
А зачем полицейскому нужно ежедневно рисковать собой ради 1-2k долларов зарплаты (с уделом на будущее)? Или, зачем МЧСник будет рисковать собой в пламени?

То же самое и здесь. Зачем становится политиком, чтобы соблюдать законы и корректировать/создавать их, получая 5 тысяч гривен? Не всё меряется деньгами, ибо многим нравится то, что им нравится.

Неужели вы думаете что миллиардер просто забросит свой бизнес, придет во власть и будет десятки лет поднимать обанкротившуюся страну из руин за зарплату президента? И без всяких преференций для себя, для своей семьи, для друзей — бизнесменов?
Почему бы и нет? Возможно, в будущем и найдётся такой. А возможно он сегодня читает ДОУ, завтра станет миллиардером, а после завтра начнёт выполнять то, к чему шел многие годы. Разница лишь в целях людей. Одни хотят заработать, чтобы нюхать и пыхтеть 24/7, другие же, чтобы помочь пятым, etc.
А сколько уже свалили в Европу не желая не только вкалывать ради будущего Украины, но даже не желая дожидаться пока здесь построят «Европу»?
Покажите мне тот «участок», где строительство уже ведётся. У нас ни законов для европейского уровня за почти полтора года, ни власти, которая действительно старается сделать европейскую страну, ни желания ни у власти, ни у народа: одни прикрываются войной и ищут способы напилить бюджет, другие элементарно не могут не нарушать существующие законы. Нету лидера, которого будут слушать на Востоке и Запада, на Юге и Севере, в Центре Украины.

Такое ощущение, что вокруг глобальный договорняк: Россия напала на Украину, чтобы создать различные фонды на освоение космоса, на новые танки а-ля Т-14, etc; Украина вступила в войну, чтобы пилить бюджет на оборону ржавым оружием, на супер стену из проволоки и траншеи, etc; НАТО пилит бюджет глобально, делая переправку войск между странами, но при этом делает вид, будто создаёт новые части; Китай над всем этим смеётся и пользуясь моментом добивает все неудобные ранее контракты.

сли у нас экономистов и политиков так же готовят так не дай Бог таких во власть.
А Вы думаете, их готовят иначе? Попросите табели успеваемости к примеру Геращенко или Гройсмана. Как думаете, какая вообще будет реакция? (очевидно, что «диплом не показатель». Типичный ответ троечника, привыкшего любую работу выполнять «и так сойдет»). Яценюка не спрашивайте. Там дядя и папа, (доценты черновицкого ДУ) тянули пацана за уши по блату. Там «порешаены» все «пятерки». Вообщем ситуация проста — сейчас не важно, кто руководит страной — гопник из народа или гопник по блату у власти. А надо сделать такую схему, чтоб система рафинировала упраленческие кадры без блата и взяток, а прозрачно и на основе оценки профквалификации. И троечников во власть не пускать, ибо на подсознании у них записано делать работу не хорошо, а «так сойдет». Пусть сначала переучится, подшаманит свой менталитет.

Не певен що весь Ваш комент відноситься до оригінального посту.
Буду вдячний якщо викладите тезисно в чому саме Ви не згодні

Хех, занятно конечно.. А автор сего поста выявил процент населения, компьютерные скилы которого не ограничены только скайпом и поиском рецептов в гугл?

Я вас разочарую наверное, но боюсь «поиск в гугл» слишком сложен. Скорее «поиск в одноклассниках».

де тем ішлося про комп’ютерний скіл? для заповнення податкової декларації такий не обов’язковий

Проблема в том, что самостоятельно заполнить декларацию в состоянии намного меньше людей, чем впервые установить Skype. Получается, мы ничего не реорганизовываем, а лишь придётся нарастить штаб консультантов.

Ви в іншому коменті переживали про недостатній рівень компетентості для прийняття рішення.
То хай це буде пороговим рівнем: можеш заповнити податкову декларацію — маєш право голосу :)

Та що ж це твориться, люди добрi!

Получается, не умеешь заполнять декларацию — бесправный? Геноцид на ровном месте. Американцы, поляки, британцы, шведы и другие годами учились, а у нас по-простому: ограничить неудобных. ;(

Ви ж самі хотіли

продумать схему определения уровня компетентности
, а тепер
Геноцид на ровном месте.

Ви вже якось визначтесь що Вам важливіше — декларована рівноправність чи поріг компетентості

Что толку сейчас продумывать схему, дабы не было геноцида, если подобное предложение даже в Парламент не попадёт? ;) Вот придут к власти те, кто не рос по совку, тогда заживём. А пока...

Вот придут к власти те, кто не рос по совку, тогда заживём
Ця система відтворює себе як матриця.
Як тут вже говорили, після тих хто ріс по совку прийдуть ті хто ріс при 90-х :)

Фигня осталась ждать, ведь скоро придут те, кто начал работать на айти в конец нулевых. Ух, заживём. ;)

Вот придут к власти те, кто не рос по совку, тогда заживём.
Ха-ха! Эта система намного крепче и древнее, чем кажется. И обладает достаточной прочностью переживать даже смену систем правления в стране. Перечитайте на досуге Некрасова, Грибоедова (в этом ключе), будете неприятно удивлены.

Проблема в том, что политик хочет слишком все контролировать. И декларирование — это форма рабства. Заставлять людей заниматься какой-то фигней, отвлекать от более насущных проблем. По идее декларация должна заполняться сама по себе. В налоговой. Им там за это деньги платят. А уже если есть вопросы, то налоговая должна сама звонить и спросить «Шановний плантныку податкив! Чи нэ моглы б Вы поясныты...?» А не заставлять людей страдать *****й

По идее декларация должна заполняться сама по себе.
Таке стане можливим лише коли податкова за рівнем могунтості та всепроникності перевершить гестапо та кєгєбє разом узяті. :)
Правда сумніваюсь що при такій податковій буде хоч якийсь бізнес

При онлайн голосуванні є проблема аутентифікації — простими словами — встановлення особи голосувальника.
Можливо картка uID, якої ще нема і невідомо коли буде, могла б тут допомогти, але її використання для, як Ви кажете,

обыденного жителя Украины
може виявитись занадто складним.
Податкові декларації — як паперові так і електронні — вже аутентифіковані і платники податків вже вміють їх заповнювати.

Дык, а чего ж там сложного? К банковским и скидочным карточкам большинство уже привыкло и знает как пользоваться (только уровень защиты поднять до современных реалий). Более того, uID можно привязать к номеру мобильного телефона (нашей власти понравится, ибо как дополнительный аргумент за именные SIM) или вписать счёт Интернет-провайдера. Идём дальше, сюда же записать счёт для проезда в метро, трамваях, троллейбусах, маршрутках, а позже и верх крутости: ж/д, авиа, оформлять круизы на лайнерах из Одессы.

То есть, по факту, одной uID (“userID” или “укрОП — український онлайн папiрець”) карточкой заменить все те бумажки, которые люди обязаны нынче таскать с собой. Ненужны будут походы в ЖЕК, чтобы взять список прописанных, дабы отнести в пенсионный фонд. Всё можно будет делать автоматически.

P.S. Идею эту вынашиваю уже около 6-ти лет. ;)

Податкові декларації — як паперові так і електронні — вже аутентифіковані і платники податків вже вміють їх заповнювати.
Я не умею, а чтобы научиться — нужно стать ФОП, а у меня лишь 1-2 контракта за год (за этот ещё ни разу). И таких #янеумею в стране очень и очень много, ибо людей отпугивает юридическо-бюрократическая сложность.

У Вашому розумінні uID — це тільки номер чи ще і якись чіп?
Якщо тільки номер то у нас у всіх вже є індивідуальний податковий номер, однак він дає тільки identity і не є самодостатнім механізмом аутентифікації
Якщо Ви маєата на увазі ж чіп — то для його підтримки знадобиться ціла інфраструктура, так само як для кредиток існують — банки, банкомати, ПОС термінали.
Все це може були б і корисні фічі, однак дорогі і потребують значного часу на впровадження.

uID — это номер гражданина Украины, который «забитован» в чип, который содержится в карточке. Можно провести параллель с номерами на авто.

ИНН в данном случае — это всего лишь цифры на бумажке и в базе, не больше. uID же станет идентификатором всем документам: можно будет предъявлять вместо паспорта, вместо водительских прав и прочее, а в будущем и вместо банковской карты, проездного в метро или билета на поезд.

Насколько дорого? Я сомневаюсь, что дороже, нежели 3-летнее обслуживание всех чиновнических жоп, которые усаживают их в государственные кресла на 5 лет. Более того, обслуживающего персонала инфраструктура затребует в разы меньше, чем ныне существует дармоедов в ЖЕКах, водоканалах, etc, которые расположены в каждое более-менее крупном населённом пункте. А так, будут работать из офисов в областных центрах.

Кстати, я бы и области сократил до региона/штата/провинции: Восток, Запад, Юг, Север и Центр (только названия годные, украинские, подавать). Например, Юг — Одесса, Николаев, Херсон и Крым; Центр — Днепропетровск, Полтава, Кировоград и Черкассы (правда, не знаю куда Винницу отнести: к Западу или оставить в Центре), etc.

Вот на этой задаче в первую очередь и стоит сконцентрироваться. Т.к. без ее решения толку не будет со всем остальным.
Декларации не годятся по причине того, что с ними имеет дело от силы 5% граждан + непонятно зачем налоговой брать на себя доп. нагрузку не относящуюся к ее прямой деятельности.
Дубилет мутит BankID, что в принципе положительно, но снова таки скорее всего ограничится клиентами Привата.
Идеально было бы переделать карточку соцстрахования (она есть у всех), но это очень дорогой проект и для его реализации нужно сразу еще какой-то функционал вешать, который мероприятие окупит.

Если продумать схему и избавить её от коррупции — это уже можно считать окупаемостью, ведь все мы знаем, что в Украине коррупция бездонная (наверное, быстрее можно уничтожить Солнце, нежели демократично побороть у нас коррупцию) независимо от правительство и его вектора направления.

Если продумать схему и избавить её от коррупции
Коррупция практически неизбежно возникает там, где есть какие-то ограничения, запреты и приоретизация благ в ручном режиме.
Сам по себе цифровой идентификатор — только средство. Но применить его можно к действительно большому количеству проектов, особенно если учесть снятие необходимости личного присутствия (и контакта с чиновником) по внедрению электронных сервисов.
Однако хотя бы один проект «паровоз» нужен все равно. В бюджете которого идентификаторы (2-факторка физлица) поместится.

На мою думку, громадяни які сплачують податки самостійно заслужили право голосу що до пріоритетності використання податків, згодні?

Интересно, а чем отличается гражданин, плачущий налоги через декларацию и гражданин, не плачущий налоги через декларацию, но покупающий сыр за 1500 грн/кг раз в 7 дней?

Или, один платит 10k грн налогов, в то время как другие покупают товара на 15k гривен, ибо налоги уже заложены в стоимость продукта.

good point, треба над цим подумати

гражданин, плачущий налоги
Унес в мемориз! :)

Но ведь правда же, ибо платишь-платишь их, а потом плачешь-плачешь над результатом расходования. ;) Вот и получается: «плачущие налоги».

Покупающий сыр платит только с сыра. А платящий через декларацию платит и по декларации и с сыра.

Это скользко и не будет нормально работать. У владельца большого бизнеса, уплачивающего кучу налогов, технически их платят бухгалтера. У бухов право голоса будет, а у него — нет?
Кроме того — такой проект лучше всего заводить именно на местном уровне и для местных бюджетов. Там по крайней мере понятно на что именно деньги тратятся и что конкретно каждому дают программы. А в том же Богуславском районе народу, лично заполняющего декларации в налоговую, от силы пару сотен наберется. На сотню тысяч граждан.
Имея же идентификаторы — уже можно пробовать. Т.к. в том же районе интернет есть у 90% молодежи (а старшие все равно за советом к ним пойдут в таких вещах).

Чей-то много слишком умных слов, которые если я не особо понимаю, то обыденный житель Украины тем более.

Не проще ли создать веб-ресурс, где в онлайн режиме будет видно состояние бюджета, сколько и куда тратится государственных средств, кто подписывал и разрабатывал проект, etc? А если нужно сделать выбор между «новая дорога» или «ремонт в больнице» — устроить голосование по uID, где каждый гражданин страны голосует своей именной картой (подобный опыт есть, кажется, то ли в Эстонии, то ещё где-то в ЕС), которая содержит в себе стандартную персональную информацию: паспортные данные, ИНН, место работы, etc. Более того, таким же образом на эту uID карту можно выводить данные из больничной и стоматологической карт, куда врач будет вносить данные, или кол-во нарушений ПДД, etc.

Підписатись на коментарі