×

Прав ли заказчик?

Дело было во фрилансе. Один мой друг написал проект, сдал, получил честно заработанные. Спустя пол года заказчик врывается в скайп и говорит что нашел один довольно корявый баг. Говорит мол баг корявый, работа не очень качественная, по этому давай что б не ссориться, ты мне его исправишь. Бесплатно. И причем быстренько, не то что б сегодня, но на этой недельке что б.

На момент написания проекта друг был студентом 4го курса и имел что-то окола 2ух месяцев опыта. Естественно заказчик был в курсе.

Я посоветовал не соглашатся работать бесплатно. Аргументировав это тем, что раз уже работу приняли тогда — то сейчас поздно припахивать за даром.

Собственно, в чем сила, брат? кто прав?
**
При необходимости могу расшарить переписку.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Найкращі коментарі пропустити

Конечно исправить! Бесплатно. Заметь, проект успешно пашет полгода. Заказчик вспомнил о своём исполнителе. И ничего нового по сути не требует, просто подправить старое.

Прошло всего полгода, то есть вариант «забыл проект» — не канает. Достал из архива, поднял на своей IDE, подправил и сдал. Пообщаться со своим кодом намного проще, чем с заказчиком.

Заказчику написать, мол извини, я не обещал проекту вечную поддержку. В будущем я сделаю, но несрочно и за скромную доплату. В этот раз исправлю бесплатно, если там действительно моя ошибка. Ориентировочно в пятницу-субботу.

А следующим письмом (лучше ночью) отправляем правку.

Почему так: Свои баги править не сложно, и всё-таки это баги. Зарабатывать на своих багах грешно, если это не почасовка. А вот быть у проекта единственным исполнителем, и через полгода дать положительный фидбек — это подсаживает.

Пойми правильно, заказчик хорошо относится не потому что он в исполнителя влюблён. Это банальнейшая потребность. Лучший заработок — это заработок на повторных заказах. Потому что их не надо искать, они тебя сами находят. Но зарабатывать надо большими кусками. А малюсенькие кусочки — давать на прикорм.

Если же это была почасовка — так и написать, что оплачивался не результат, а время по соответствующему рейту. На этот баг потребуется полчаса, вот рейт, сделаю до такого-то срока. И пусть походит по рынку, поищет дешевле :)

Любое ПО всегда имеет баги. Когда заказчик принимает работу, это значит что он согласен, с качеством работы на момент сдачи проекта.

После того как работу сдали-приняли, расчитались, проект считается закрытым.

Теперь возникает вопрос, поддержка проекта — это отдельный проект, новый контракт, другие условия. Нормальные заказчики это понимают.

Когда кто-то пытается под закрытым проектом, заставить сделать что-то новое, или пофиксить баг — это называется развод, и надежда на не состоятельность разработчика.

Вывод — слать лесом таких заказчиком, если не соглашается оплатить по нормальному рейту поддержку.

Спустя пол года заказчик врывается в скайп и говорит что нашел один довольно корявый баг.
Полгода же как-то пользовались результатами проекта, пусть и дальше пользуются. Работу как-то же приняли.
В общем случае:
Если баг блокирует работу, или серьезная уязвимость в безопасности, то, скорее всего, стоить исправлять, при этом попросив минимальную оплату. Ибо завтра найдется еще 100500 багов которые надо исправлять ... бесплатно.
Но могут быть моменты, например, отношения с заказчиком очень важны и тд. Тогда скорее стоит поправить и явно оговорить что «давай мол купите у меня поддержку».
.
Печальная суровая часть:
Решение все равно прийдется принимать ему. И нести ответственность за это решение ему.
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Не нужно думать, ошибок в ПО никогда не бывает. Любой баг это не выявленная человеком задача.
По-нормальному это так делается: идет финансирование, задачи выявляются и решаются, финансирование заканчивается, работа прекращается.
И я очень сомневаюсь, что заказчик платил достаточно, чтобы требовать качественную работу, иначе он должен был понимать, что существует пакет сопровождения.

Заказчик всегда прав, пока жив. В любом случае «Фрилансеры оказались счастливее офисных работников» korrespondent.net/...lyvee-ofysnykh-rabotnykov

и там же написано что у фрилансеров возникает депрессия когда у них начинается настоящая работа, ака возрастающие требования

Смотря как договаривались с заказчиком. Если был например договор о последующем бесплатном саппорте или какие то гарантийные обязательства — что мол если что-то сломается, то обязуюсь починить ну ли в таком духе — то конечно надо выполнять свои обещания, если конечно он не подписал какое нибудь NDA, которое запрещает сторонние разработки и в таком духе. Но если у человека была почасовая оплата или например баг не функциональный, а в бизнес требованиях заказчика, то это стоит денег.

еще есть подозрения, что кто-то туда недавно лазил. Работало же пол года. Но это покажет только работающая репа, или сравнить свой новый(хе-хе) код со старым, если вышлют исходники.

был у меня заказчик, заказывал много, и которому я был согласен сделать мелочь(меньше тридцати минут) бесплатно. Но он всегда был против. Он всегда настаивал на том, чтоб я взял деньги, ибо ему нужно будет ко мне обращаться. Вот такой

профессиональном имидж
у заказчика.
если прошло полсукагода, то только за деньги, если заказчик дОрог(в чем я очень сомневаюсь), то по минимуму.

Дайте угадаю, эти заказчики были не из СНГ, а заказчик ТСа — как раз наш, родной, местный человек.

Все правильно если заказчик принял продукт и небыло договоренности о доработках — значит все честно. Хорошим вариантом будет если человек исправит баги фиксируя свое время по своей рыночной цене, если есть время свободное или же с коэффициентом овертайма, к примеру 1.5 если времени нет. Это win/win. Если заказчик на это не согласиться можно его смело в бан.

У багов строгая экспоненциальная зависимость. То есть львиную долю найдут в первую же неделю пользования, а количество отловленных за последующие 20 лет не превысит и 2% этого числа.

Иными словами, можно давать Lifetime warranty и ничего на этом не потерять.

20 лет ? гыгы, да вы оптимист я смотрю, прям как тот парень, который отлаживал неправильные ПЯТИЗНАЧНЫЕ года. Через года выйдут новые браузеры, начнут отваливаться поставщики REST-сервисов с данными, как бы и не баг, но проблема которую надо изучать.

«Как бы и не баги» дорабатываются как бы и не бесплатно. Гарантия — это на то, что в коде нет ошибок в которых виноват его производитель. Банальный переход на новую версию библиотеки — и здравствуйте, заказчик, я ждал вас, ваша щедрость.

«Как бы и не баги» дорабатываются как бы и не бесплатно.
дебажите вы по фотографии?
приходит клиент.
«вот, в таком-то сценарии не работает». даже уточняет «ломается то-то и то-то».
и? денек потратить на удаленный дебаг, чтоб ответить «а, не, это как бы и не бага, доработка за бабло» или "а, да, это бага, ща еще полчаса и пришлю свежую версию"(в которой новая свежая бага, но то уже другая история)

Если это пахнет новым заказом на мной же написанном проекте — почему нет. Естественно, не по фотографии, а попрошу полное описание, почему он решил что это именно моя ошибка.

Сам же понимаешь, софт не имеет дрянной привычки ломаться сам по себе. То есть вчера работало, сегодня перестало — это не мой косяк. Зато имеет потребность в администрировании. И это отдельная работа.

Я соглашусь, что такие мелочи надо прописывать, давая долгую гарантию. и чем жирнее проект, тем жирнее его риски, и тем выше потребность в юридической поддержке его жизненного цикла.

Мы-то сейчас говорили о коротких проектах. Посмотри топик, там вообще задача студенту ставилась.

Мир слишком тесен, чтобы говниться, ИМХО конечно. Мне когда-то позвонили со старой работы и попросили удалить 3 странички с их сайта (предприятие), которые я собственно и наверстал. По памяти вспомнил пароль, влез в админку и поменял. Больше не звонили уже года 3.

Знал я одного человека, которого просто попросили. Он просто помог, а потом сбоку что-то просто поломалось. Его ли вина — уже не важно. Когда контора мелкая — помашут шашками и успокоятся, когда покрупнее — можно и на круглую сумму встрять.

Если думать о профессиональном имидже — стоит править.

Если думать о профессиональном имидже
тем более через пол года — нужно платить

Как бы не создался имидж, что мол тот девелопер работает за дарма. Потом ему будут и рейты предлогать по его имиджу ). Долго придётся доказывать, что мол я не раб и хочу за свою работу соответсвующее вознаграждение. Я лично против работы на шару и в том числе, что бы потом заказчик мог к тебе обратиться (ну если конечно это не твой родственник). Т.к. если не брать с заказчика деньги, у него может развиться чувство что он тебе обязан. И как правило испортить отношения. Как то так.

Тут если вспомнить про 2 месяца профессионального опыта, то ситуация перестает быть однозначной.

вспомнить про 2 месяца
а в чем разница отношений между, например, два года и два месяца?

в умении оценивать ситуацию с разных сторон. текущее понимание может быть основано на небольшом — и возможно недостаточном для мудрой оценки — опыте

я спрашивал про отношение, а не про качества и опыт.

Не знаю, но в моём понимании раб — это тот кто работает бесплатно. Но при этом даже своих рабов в те древние времена хозяин кормил. Думаю хотя бы чисто символическую плату надо взять. Но это моё скромное мнение, у Вас естественно своё.

Ну и бред.
В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.
Я что хотел этим сказать — если человек не обещал саппортить проект и бесплатно фиксить баги, то он имеет полное право, просить за это вознаграждение.
Вот только «раб» к оному отношения не имеет.
Имеет отношение в том плане, что если у человека не рабское мышление, то он имеет полное право:
  • Брать за свою работу плату (рабы такого права не имеют)
  • Вообще отказаться что либо фиксить (возможно он давным давно на другом проекте и не хочет возваращаться к старому проекту — так же имеет полное на это право). Ну естесвенно если он не обещал обратное
Как то так.

Кстати пример из реальной жизни. Как то работал в компании, которая разрабатывает CMS движок, хотя занимался вообще вспомогательным проектом. Потом мой проект закончился и я устроился работать в другую компанию, которая тоже занималась разработкой своего CMS движка. Причём подписал NDA — который категорически запрещал иметь дело с любыми CMS разрабатывающими компаниями вплоть до 3-ех месяцев после увольнения. Так вот на предыдущем месте работы, возникла потребность в небольших доработках, которые я мог бы сделать за пару дней. Но NDA не позволял мне это делать, ну и соответственно мне пришлось отказать прошлым заказчикам. Поэтому ситуации бывают разные.

Можно было, но это тоже риск. Если бы узнали, потом огромнедный штраф выплачивать. Конечно неприятная ситуация получилась. Хотелось помочь людям, но с другой стороны я им ничего не обещал. А рисковать собственной задницей как показывает практика — иногда дорого выходит. Но в принципе можно было сделать как ты говоришь :)

Если уж ты такой законопослушный, то так бы и сказал, ребята у меня такой НДА и я не могу уже вам помочь.
Ну я собственно так и поступил

зря отказал, ты попал в айти притон, с идиотами, повезло что они не написали что если ты хочешь уволиться тебе надо принести в жертву несколько человек, а то бы видимо пришлось, раз ты так хорошо относишься к противоправным требованиям

А это противоправно ? Я просто не особо в законодательстве разбираюсь, да и не думал, что так получится.

я хорошо разбираюсь, тем более в фундаментальных-то вещах, конституция тебе гарантирует право на труд, никто не имеет право запретить тебе работать тем, кем ты хочешь, есть исключения но это типа быть судьей после отсидки за взятку, и то не всегда, или как тимошенко не могла во власть попасть после того как отсидела, но революция убрала у нее этот запрет, ну а твой бывший притон явно не имеет никаких прав такое требовать, и если ты пришлешь им видео как сразу после увольнения нарушаешь этот пунтк, они ничего не смогут тебе сделать, банально потому что закон на твой стороне, причем не абы какой, а конституция, единственный способ осуществить этот пункт у компании — это платить все то время, пока ты обязуешься не работать на конкурентов, тут если нарушишь придется вернуть все что заплатили за этот период после увольнения

ну и естественно если ты живешь не в украине, то в твоей конституции этой статьи может не быть

Спасибо за информацию, но могу тебе сказать, что продажные суды никто не отменял. Я лично знаю как у людей забирают бизнеса путём подкупа судей и прочих махинаций. Когда сами законодательные органы, суды и т.д. нарушают все законы. Поэтому не хочется оказаться крайним. Тем более перед тем как официально оформиться, я прочитал данный договор — и поставил там свою подпись, морально согласившись с условиями. А за базар надо отвечать. Не нравятся условия — на хрена тогда подписывать ? Ищи себе другую работу.

Я не хочу сказать, что я за NDA. ИМХО NDA — это вообще губительный договор, он тормозит прогресс в целом. Но что делать — модель общества в котором мы живём не совершенна. До сих пор существуют NDA и прочие маразмы, которые тормозят развитие. Одни разработали какое-то Ноу-Хао, но другие не могут им воспользоваться, потому что всё держится в секрете и им приходится изобретать свой велосипед, который уже изобретён. Тратить на это колоссальные ресурсы и т.д. Очень расточительно. Но к сожалению — это тот первобытный зоопарк в котором мы до сих пор находимся, не смотря на много тысячелетнюю историю человечества.
Как то так.

Но на самом деле теперь я буду читать договоры по другом, с позиции конституции, что бы понимать, что правомерно в нём, а что нет.

Спасибо.

Спасибо за информацию, но могу тебе сказать, что продажные суды никто не отменял. Я лично знаю как у людей забирают бизнеса путём подкупа судей и прочих махинаций.
ну блин, так можно и без причины тогда, если на такое закладываться то совсем все печально выйдет, к тому же платить взятку чтобы нагнуть работника против конституции... ну такое.... особенно если ты апеляции начнешь подавать и платить придется по нарастающей все в более важные суды
Тем более перед тем как официально оформиться, я прочитал данный договор — и поставил там свою подпись, морально согласившись с условиями. А за базар надо отвечать. Не нравятся условия — на хрена тогда подписывать ? Ищи себе другую работу. 
у тебя максималистическое отношение к такого рода договорам, по твоей логике тогда все те, кто хоть раз нарушили пдд, а это все участнии дорожного движения, должны были бы не сдавать на права раз не могут договор соблюдать, вот для этого и есть штрафы, в твоем случае личная обидка наркомана, который составлял договор, вообще такой договор это нарушение закона, нельзя требовать противозаконное, там штрафик даже есть какой-то мелкий за такой проступок

И поскольку мы уже начали этот разговор, не подскажешь, где почитать что-то из серии «Рабочий договор. Анализ на неправомерные пункты» ? Или что-то вроде этого. А то Конституция я так понимаю книга не маленькая. И учить её наизусть нет времени.
Выход идти к юристу с договором, но возможно есть ещё какие то варианты...

И поскольку мы уже начали этот разговор, не подскажешь, где почитать что-то из серии «Рабочий договор. Анализ на неправомерные пункты» ? Или что-то вроде этого. А то Конституция я так понимаю книга не маленькая. И учить её наизусть нет времени.
ну я тоже ее всю наизусть не знаю, кроме нее есть админ кодекс, уголовный, пдд, трудовой кодекс и еще тонны книг, но я читал только эти; кроме уголовного все в жизни пригодится.
конкретно вот так выборочно как ты хочешь не получится, в конституции не так много статей, которые тебя сильно касаются, кзот обязательно, если работаешь по трудовой, пдд обязательно, если выходишь на улицу, админ кодекс содержит очень много полезной инфы, я бы сказал что его стоит читать обязательно всем, потому что админ нарушения это самое частое что случается
по большому счету в договоре с компанией не должно быть пунктов, которые тебя смущают, если они есть, то скорее всего они противозаконные, обычно компания просит сохранять ее собственность, в частности, которую ты делаешь и отдать абсолютные права на все то что ты сделаешь в рабочее время для компании, ну и комерческую и банковую тайну нельзя раскрывать, но программисты не имеют к ним доступа, разве что если только есть доступ на прод, на котором кредитки кастомеров в бд живут
Выход идти к юристу с договором, но возможно есть ещё какие то варианты...
это самое простое, только юриста надо нормального искать, желательно со специализацией по твоему вопросу, а то он банально погуглит за тебя

Смотря какой баг, если исправляется быстро, то лучше исправить и не портить репутацию. Если больше похоже на двоякое толкование SRS и много времени надо на исправление, то за деньги.

Ну по опыту скажу, если баг действительно есть, а не какие-то хотелки по доработке, то я бы бесплатно исправила, если хорошие отношения с заказчиком. Сама недавно столкнулась с нерадивыми фрилансерами, которые не хотят фиксить свои баги, хотя это и оговаривалось заранее. Так они еще и обидились на меня, за то что больше не хочу с ними работать. Вот такие неадекватные люди бывают. Так что, тут на собственное усмотрение, если не сложно, и расстались в хороших отношениях, то почему бы баг и не пофиксить, если это и правда баг. Конечно, можно уйти в отказ, но тогда этого заказчика Вы больше не увидите.

А была ли договореность про исправление багов после приемки? Например серьезные аутсорсеры имеет в контакте пункт про поддержку в течение заданого периода и справление критичных багов. Период обычно до полугода. Для некоторых клиентов может быть больше

Если заранее не договаривались — заказчик просто хитрый бизнесмен, он прекрасно понимает что бесплатно врядли прокати, особено у студента-фрилансера, Но все равно пробует :) Возможно что у него бюджет закончился, Просто держите в уме что он понимает что платить таки прийдется и просто начинает торговаться с цены 0. А ваша задача поднять эту цену с нуля до адекватной суммы
Возмущаться и ругаться категорически не рекомендуется. К вам потенциальная оплачиваемая работа пришла, зачем с ней ругаться?

Хорошие мысли, ведь вас соединяет божественная цепочка невероятных коммерческих событий. По хорошему пофиксить и обсудить на будущее, для души коммент чуть ниже.

Гы, джуниор тестер учит нас фрилансить :)
по-хорошему работа должна быть оплачена :) иначе это не работа

Гы, парень верит всему что читает в интеренете, принимая за истину то что видит :) А вдруг я волосатый небритый пират под полтишек.

По-хорошему ты должен создавать свою репутацию и выстраивать доверительные отношения, в таком случае работа у тебя будет всегда.

Всё-таки Алеся пролила позанимательней.

Вы исполнили, заказчик принял, то что он не умеет принимать и не спрашивает % покрытия тестами, это сугубо его проблемы, не лишайте его возможности приобрести этот бесценный опыт. Шлите в [Едгар Аллан...]пу

Не судите, да не судимы будете. Такие комменты явно не помогут вам в процессе «looking for a job».

)) Олексей, если я скажу вам что вы трус и не в ссостоянии выразить свою позицию, полностью отличающуюся от большинтсва и прибегаете к обще употребляемым фразам и очевидным истинам чтобы хоть как-то прокоменнтировать то что вам не нравится, вы же не обидетесь, верно?

не помогут вам в процессе «looking for a job»

Плевать я хотела на то, кому не понравятся мои мысли, выраженные на форуме при оценивании моих проф навыков. Как вам такая подача мысли ) пообсуждаем pros и cons?

Tatyana Voytenko
IT Recruiter looking for Senior Java Developer and Technical Leader

В полку черных рекрутеров прибыло.

) О май гад, что же делать, как же жить дальше...

Иметь свое мнение и не боятся его озвучить и отстоять — это хорошо.
Иметь категоричный, принципиальный, ультимативный и безальтернативный взгляд на проблемы и неготовность идти на переговоры и слышать аргументы второй стороны — это плохо.

Наличие первого качества (иметь свое мнение) и отсутствие второго (умение вести переговоры) допускается, если в команде есть другой человек который это второе качество берет на себя, например тим лид. Если же это фрилансер-одиночка, то он должен иметь в себе оба качества одновременно (помимо еще множества других).

Тролинг неудачный, увы. Если хотите услышать то же самое по существу, прошу:
Избавьте сообщество от своих [плохое слово * 7] безапеляционных обвинительных заключений в вопросах, в которых вы [плохое слово] н̶е̶ ̶р̶а̶з̶б̶и̶р̶а̶е̶т̶е̶с̶ь [плохое слово] палец о [плохое слово] палец не ударили.

Олексей вы так много льете воды, что в вашем потоке слов не разобрать смысла. Избавьте меня от своих шаблонных лишенных всякого изюма мыслей. Взываю к вашей левой части полушария и передаю ей привет в виде тезы — вы не сообщество, отвечайте за себя, а не выражайте мнение от лица группы )

если это несложно, и действительно моя вина, то я бы исправил бесплатно. мне бы это ничего не стоило, а репутация дорого стоит. может он бы потом замолвил словечко другим заказчикам

Проще поговорить со своим кодом, отвечающим «слушаюсь, мой господин», чем с заказчиком который тебя понимать не хочет никак.

В первую очередь — как договаривались так и надо поступать.

Но если этот момент никак не оговаривался, то я бы поступал по совести: действительно баг, косяк програмиста — можно исправить. Если же изминения в функционале — пусть клиент платит.

то я бы поступал по совести: действительно баг, косяк програмиста — можно исправить. Если же изминения в функционале — пусть клиент платит.
Керівник та Менеджер Проектів
Мдяяяя...
Вот просто интересно, из вашего опыта: В какой еще сфере послее сдачи работы (через полгода), ошибки исправляются за счет исполнителя? (Если не оговорен гарантийный срок)

Представьте себе кейс. Программист пишет заказчику через полгода, что тот ему не доплатил в свое время, а вот сейчас он это осознал, и заказчик должен ему доплатить.
И вот заказчик пишет на форуме заказчиков, и спрашивает совета, как быть? А они ему говорять, если один раз просит то можно, зачем с программистом отношения портить.

либо не поняли, что написал Богдан. либо ошиблись комментом, на который отвечаете.

Это было мое фентези на тему вопроса Богдана — кто еще исправляет за счет исполнителя?

Мне меняли сломавшееся довольно дорогое электрооборудование даже без чека, даже с давно просроченной гарантией, просто потому что я для них важный клиент и вообще именно из-за таких случаев и реакции на них я и рекомендовал этот магазин друзьям (я об этом прямо магазину не говорю, но так делаю).

А еще мебельщики устанавливали мне много всякой мебели, и кухню в том числе. Через время, большее чем их гарантийный срок, обнаружился баг на столешнице в кухне. Я обращался к ним с вопросом как этот баг скрыть или что они посоветуют. Они сказали что все будут менять (столешницу) и все за их счет. При чем, из-за очень нестандартного оборудования и способа монтажа там надо демонтировать практически всю кухню и все оборудование (и они это знали), и очень аккуратно потом обратно все монтировать, что в сумме займет более 2х дней работы команде з 2-3 человек. В процессе демонтажа они повредили плиту, и хотя вина была в том что плита неправильно установлена (устанавливали не они), они сразу же успокоили меня что купят мне новую такую же, я даже не успел расстроится и осознать проблему. Все за их счет, при чем я даже не просил и не намекал.

За это они попадают сразу на первое место в моем личном рейтинге, и куча моих рекомендаций друзьям. Я не верю в то что проблем быть не может, и подрядчика я оцениваю в первую очередь не по качеству или цене его работы, а по тому как он реагирует на возникающие проблемы. В таких случаях я осознаю что проблемы могут быть, но я уверен что подрядчик их исправит и я могу быть спокоен, и формальные договора тут не при чем.

просто потому что я для них важный клиент
Тут вопросов нет.
Они сказали что все будут менять (столешницу) и все за их счет.
В процессе демонтажа они повредили плиту, и хотя вина была в том что плита неправильно установлена (устанавливали не они), они сразу же успокоили меня что купят мне новую такую же, я даже не успел расстроится и осознать проблему.
А можно подробнее про столешницу (из чего сделана и цена) и плиту. Как-то контора выглядит очень интересно, хотелось бы услышать название (кухню уже давно планировал менять)
А можно подробнее про столешницу (из чего сделана и цена) и плиту.
Столешница из ДСП ламинированная обычная, Egger если не ошибаюсь. Цена — давно очень было, даже если найду цену она уже в любом случае очень неактуальная из-за курса. Плита (варочная поверхность) GORENJE, стоила тогда около 9000 грн. Основная сложность учитывая мой конкретный проект, была в демонтаже варочной поверхности и в монтаже/демонтаже всего остального вокруг столешницы (это практически все), без которого невозможно было снять столешницу.
Как-то контора выглядит очень интересно, хотелось бы услышать название (кухню уже давно планировал менять)
Контора называется М-Класс
Цена — давно очень было, даже если найду цену она уже в любом случае очень неактуальная из-за курса.
Цена имеет значение. Особенно с учетом того что вам поменяли плиту за 9К (я так понимаю по курсу 8).
Мне как-то меняли диван. Ключевой момент — он стоял на 30% выше среднего по рынку (фактически в эту цену была включена не маленькая гарантия).

P.S. За название конторы спсыбо.

Та столешница обычная относительно, и цена средняя, Egger. Тут стоит понимать что я делал у них очень большой заказ, где кухня составляла 20-30% только, а цена столешницы вообще ничтожно мала по сравнению с ценой всего заказа. Плиту они мне поменяли, ну а старую мою забрали себе. Я вобщем был согласен и на ремонт, но они сказали что ремонт будет 2 месяца, и мол «вы же не будете ждать, лучше мы вам новую купим». Были расстроены, но обрадовались немного когда я описал им что они молодцы и это серьезная инвестиция в репутацию. А старую они себе отремонтируют и может заюзают себе дома ну или продадут. Так что потратились они на стоимость новой столешницы, около 5 человекодней своих спецов, и около 5к на новую плиту (если они продадут старую отремонтированную).

Ладно, сори за офтоп. Я хотел просто продемонстрировать что хорошее отношение к заказчику возвращается в долгосрочной перспективе новыми клиентами и новыми заказами, что намного важнее и выгоднее, даже если конкретно на моем заказе они добровольно взяли на себя потери от рисков. И договора и чеки тут не при чем, главное само отношение к своему бизнесу, своей работе, и к заказчику.

Возможно, автору пригодится этот пример если хочет развивать свой фриланс бизнес.

в автомобилях дефекты производителя устраняются бесплатно. причем некоторые даже после срока гарантии (в рамках отзыва/рекламации если завод признал свою вину)
мне так подушку безопасности на шару поменяли (признали дефект партии подушек, приводящий к нераскрытию в случае дтп )

в автомобилях дефекты производителя устраняются бесплатно. причем некоторые даже после срока гарантии
Там всё устроено совершенно по другому. Там обычная математика и риск менеджмент. Если от дефекта погибнут около 100 человек и компании дешевле выдать им компенсацию в случае доказанной вины компании, то пусть гибнут. Потому что каждый отзыв авто или принудительная доставка на сервис для устранения проблемы — это такой же удар по имиджу, как и поломка.

Горькая правда жизни :( В том мире нет добра и зла, только бабло.

в автомобилях дефекты производителя устраняются бесплатно
ну да расскажете :)
например провода к галогенкам на 210 мерсе ремкомплект стоил 50 юсд :) иначе авто могло сгореть.
это было для авангарда Е430 — самая дорогая комплектация из стандартный, дальше только АМГ

и в догонку: для ряда отзывов авто должно сервиситься на фирменном либо авторизированном СТО.

Этожмерседес)

Мне тойотовские официалы бесплатно пофиксили 2 бага на машине, гарантия которой давно закончилась

своему прорабу на ремонте квартиры, когда нашел косяк спустя 3 месяца после ремонта — исправили. они знают что еще надо будет вместе работать, поэтому работают на перспективу. думаю в IT фрилансе также надо с клиентами ;-)

своему прорабу на ремонте квартиры, когда нашел косяк спустя 3 месяца после ремонта — исправили.
Мир меняется к лучшему: мебельщики которые покупают плиту на 1+Кбагзов; строители которые готовы исправлять косяки через 3 месяца после окончания работ — это вообще, для меня лично, разрыв шаблона.

Должен быть договор, в котором прописан срок багфикса и техподдержки. 1-й означает, сколько времени разраб чинит баги, найденные после тестирования, за свой счёт, 2-й — сколько времени разраб фиксит баги по рейту, прописанному в договоре. Там же прописывается время реагирования на баги, найденные в 1-й и 2-й фазах. Если в договоре ничего такого не указано либо сроки вышли, всё остальное — это добрая воля разраба. В том числе и вопрос цены. Я бы взял по стандартному рейту, если сроки вышли, но я ещё помню проект и разворачивание инфраструктуры не займёт много времени.

Вообще нужно начать с переписки! Расшарте плиз

Не стоит. Переписку публикуют когда отношения уже испорчены, и вторую сторону обвиняют в мошенничестве. Другими словами, когда надо показать во всей красе.

Здесь же отношения вполне корректные. А то что заказчик и исполнитель тянут одеяло в свою сторону — так это нормально, это рынок.

Это обычный разбор коммуникаций, ничего такого супер секретного.

Договор (хотя бы устный) был на бесплатное исправление? На какой срок? Если не было или срок прошёл — ни о каком бесплатно речи быть не может.

Если работы на полчаса, и если ехать для этого никуда не надо, и если других негативных факторов нет, то автору самому будет приятно пофиксить.
Но так как тема вынесена на общее обсуждение, похоже работы на полдня а то и день, и возможно, есть и другие нюансы, и значит, только за деньги.

«Работы на полчаса» в контексте полугодовалого проекта — это обычно даже не полдня. В лучшем случае надо найти бекап (или там VCS? Сомневаюсь). Развернуть. Понять что под актуальной версией языка/сервера/БД он не разворачивается. Настроить окружение. Найти бекап базы, накатить, попробовать воспроизвести багу. Уточнить шаги для воспроизведения у заказчика. Попробовать, не воспроизвести. Обнаружить что проект после ухода в прод дважды дорабатывался разными людьми. Плакать.

Я исходил из своего опыта. Сделал когда-то компании сайт, и спустя пару лет они ко мне обратились — похоже, один из обиженных сотрудников перед увольненем дропнул базу. Компания обратилась ко мне. Я сказал привезти последние бэкапы на флешке и пароль на SSH хостинга сайта. Сказал, что если там работы на полчаса, то сделаю задаром, а если больше, то даже браться не буду, слишком занят. Через час привезли флешку. Восстановление заняло 20 минут WinSCP+SSH, включая трехминутный звонок провайдеру (как раз по причине изменений версий MySQL и PHP с даты последнего бэкапа). Никуда не ездил, затраты времени минимальные, денег за быстрофикс даже не просил.
Сырцы сайта уже были изменены, но в них быстро сориентировался, код не претерпел существенных зименений.
И кстати, дистанция во времени между первоначальным заказом и быстрофиксом была не полгода, а 5 лет, и работал я тогда уже несколько лет как сугубо на джаве, а не на пхп.

омг! вот это пример так из жизни :) еще бы обиженный сотрудник сервер выключил, а ты включил назад

Любое ПО всегда имеет баги. Когда заказчик принимает работу, это значит что он согласен, с качеством работы на момент сдачи проекта.

После того как работу сдали-приняли, расчитались, проект считается закрытым.

Теперь возникает вопрос, поддержка проекта — это отдельный проект, новый контракт, другие условия. Нормальные заказчики это понимают.

Когда кто-то пытается под закрытым проектом, заставить сделать что-то новое, или пофиксить баг — это называется развод, и надежда на не состоятельность разработчика.

Вывод — слать лесом таких заказчиком, если не соглашается оплатить по нормальному рейту поддержку.

Есть лишь одно «но»: качество ПО невооружённым взглядом оценить невозможно. Потому у любых сколь-либо сложных товаров и услуг есть ГАРАНТИЯ. Есть те, кто делает без гарантии — но такие исполнители обитают на берегах Ганга и ценятся соответственно.

Давать гарантию на свой код менее полугода — позор джунглям.

Насчёт «любое по имеет баги» — не соглашусь. Большинство работающего программного продукта без багов, по крайней мере ошибок. Я не беру во внимание «несовершенство» настройки, или родные дырки фреймворка которые вовремя не прикрыли.

Как правило, месяц боевой эксплуатации типового кода, начиная с первой версии — начисто выпиливает баги из простых проектов до трёх человеко-месяцев.

Естественно, есть сложный софт, в котором требуется работа далёкая от типичного кодинга. Например, написание драйверов, исполнение ТЗ типа «давай посмотрим как получится», или моделирование поведения софта в очень разных условиях. В частности, для JS это поддержка браузеров с их манией менять фичи с каждой новой версией.

Но такая работа вообще редко на фриланс попадает, а если и попадает — то к людям с большим опытом, к которым уже подобных вопросов и не возникает. И соответственно у которых багов меньше на порядок.

ольшинство работающего программного продукта без багов, по крайней мере ошибок.
надеюсь, это не всерьез.
«есть баги, а есть ошибки». муахаха.

Ну, это особенность местного слэнга. И в инглише, кстати, то ж самое. Ошибками считают достаточно простые и лежащие на поверхности вещи, которые когда найдёшь — кажется «ну как я мог этого не заметить». Баги — куда глубже. С ними код работать будет, они вылезут попозжее. Например, окажется что какой-то счётчик переполнился, на какой-то таблице забыли индекс собрать или собрали неудачно, какому-то редкому действию не прописали роль доступа.

То есть это не терминология, а просто так уж повелось что для разных случаев статистически применяются разные синонимы.

Есть ещё ляпы. Любимое дело копипастеров.

Ошибка в вашем понимании это mistake? или error?
Баг, я так понимаю в вашем контексте, это defect?

Вы мне прям глаза открываете.

Давать гарантию на свой код менее полугода — позор джунглям.
Алексей, очень Вас уважаю, но давать гарантию на код 6 месяцев увы, простите.

Максимум даю гарантию 1 месяц на логику, которая описана в ТЗ.
Остальное — проверяйте как хотите, есть баги — исправлю бесплатно. Работа сдана = гарантия только месяц, на то что написано в ТЗ.

Например, за это время может выйти новая версия операционной системы и часть кода попадет в депрекацию или библиотеки сторонних девелоперов перестают работать или Эпл поменял полиси.

Пример, приложение для иОС, сдано в мае, первая бета следующего иОСа доступна в мае, финальная версия следующей версии иОС будет в сентябре.

Как Вы полагаете быть в такой ситуации?

Алексей, очень Вас уважаю, но давать гарантию на код 6 месяцев увы, простите.
Максимум даю гарантию 1 месяц на логику, которая описана в ТЗ.
вы злой и нехороший человек,
я на «до 3 месяцев» фиксов критичных багов для хорошего человека могу согласиться
но вообщем все зависит от цены и важности проекта :) при определенных условиях и на 6 можно договорится, Но заказчик не дурак и прекрасно понимает что все этов конце концов попадет в цену проекта

Полностью с Вами согласен!

Хороших (щедрых) клиентов в наше время нужно бечерь как зеницу ока :)

Ну так в спецификации ж описаны технические требования, на которых гарантируется работоспособность проекта. И если технические требования не менялись совершенно, то в чем принципиальная разница между гарантией на код на 1 месяц или на 6? Код же не может стареть и ухудшаться сам по себе ели не меняются условия его запуска, это ж не еда которую забыли поставить в холодильник.

И по-моему очевидно что вы не можете и не будете гарантировать работоспособность своего кода на будущей платформе, которая еще не вышла и о которой вы не могли знать во время выполнения задания. И если ваше приложение работало на OS(n) а не работает на OS(n+1), то это никак не баг(дефект) приложения, так как код все еще удовлетворяет изначальным требованиям, тут заказчику надо заказать дополнительную работу на портирование приложение на OS(n+1).

Ну так в спецификации ж описаны технические требования, на которых гарантируется работоспособность проекта. И если технические требования не менялись совершенно, то в чем принципиальная разница между гарантией на код на 1 месяц или на 6? Код же не может стареть и ухудшаться сам по себе ели не меняются условия его запуска, это ж не еда которую забыли поставить в холодильник.

Меняются компиляторы и среда использования приложения (ОС).

Это принципиальный момент.
Апдейты для iOS (например) выходят раз в 2 месяца.
Чтобы гарантировать клиенту исправление бага, мне нужно для клиента резервировать девайсы с оговоренной версией иОС на 6 месяцев, т.е. как минимум мне нужно для клиента зарезервировать 3 комплекта: iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5S, iPhone 5C, iPhone 6, iPhone 6s, iPhone 6+, iPhone 6s+,
и iPadы соответственно.

Если уважаемый клиент готов мне оплатить аренду такого зоопарка устройств, то я конечно ему обеспечу такой сервис.

Кстати совсем забыл, такой момент, еще нужна девелоперская машина, с установленным на ней версией XCode на момент разработки — компиляторы, тоже видите ли обновляются :)

Не факт что получится залить в АппСтор со старой версии XCode... т.е. если придется исправлять старый баг в новой версии XCode, то придется адаптировать код под новую версию компилятора. Другой компилятор — возможны другие баги :)
Так что клиенту скорее не выгоден такой расширенный сервис с гарантией на пол года.

Если принудительно клиент оплачивает обновление кода до требований последней версии ОС, то это уже не совсем гарантия в чистом виде, какой ее принято считать.

Так что клиенту остается только тщательнее тестировать, чтобы найти все баги за месяц. А если лень, оплатите свою лень :(

И по-моему очевидно что вы не можете и не будете гарантировать работоспособность своего кода на будущей платформе, которая еще не вышла и о которой вы не могли знать во время выполнения задания. И если ваше приложение работало на OS(n) а не работает на OS(n+1), то это никак не баг(дефект) приложения, так как код все еще удовлетворяет изначальным требованиям, тут заказчику надо заказать дополнительную работу на портирование приложение на OS(n+1).

Портирование это конечно громко, но в целом согласен.

Если уважаемый клиент готов мне оплатить аренду такого зоопарка устройств, то я конечно ему обеспечу такой сервис.
Я не очень представляю типичные требования заказчика приложений для айфонов. Но в моем представлении если стоит нефункциональное требование «сделать приложение, которое будет работать на iPhone 4S, iPhone 5, iPhone 5S, iPhone 5C, iPhone 6, iPhone 6s, iPhone 6+, iPhone 6s+», и если вы беретесь за эту задачу, значит вы должны гарантировать выполнение этого требования, а именно гарантировать что оно будет работать на этом зоопарке айфонов, который описан в требовании. Как вы будете это гарантировать — заказчика не должно волновать. Можете держать у себя этот зоопарк, а можете аутсорсить в специальные конторки, которые предоставляют услуги выполнения ваших тесткейсов на своем зоопарке телефонов.

А если вы не готовы это гарантировать, то вы и не беретесь за исполнение этого заказа, и ищите заказ с формулировкой «приложение должно работать хоть на каком-нибудь айфоне». Я правильно понимаю взаимоотношение заказчика и исполнителя во фрилансе?

Если принудительно клиент оплачивает обновление кода до требований последней версии ОС, то это уже не совсем гарантия в чистом виде, какой ее принято считать.
Ну конечно это не гарантия — это поддержка. Вообще не понимаю, как можно заказывать какие-то приложения, которые живут в такой постоянно меняющейся среде как Apple без поддержки, или не имея собственной поддержки. Ведь перестанет все работать практически сразу.

По разному бывает.

У одних 3 строки описания, у других талмуд на 50 страниц.

и если вы беретесь за эту задачу, значит вы должны гарантировать выполнение этого требования, а именно гарантировать что оно будет работать на этом зоопарке айфонов, который описан в требовании.

Именно.
Я выполняю проверку приложения сосвоей стороны.
Клиент выполняет проверку со своей стороны.
Лоханулся, недопроверил — ну простите, у Вас были все шансы провертить, никто в шщею не гнал :)

По гарантии:

переговоры на этапе заключения контракта:
Я клиента спрашиваю, «гарантия надо? Полгода = 1000 юсд (напрмер), вот калькуляция затрат на аренду зоопарка айфонов.»
Клиент говорит — «Нет. Дорого, дешевле другое приложении забабахать»
я говорю «Ок».

Месяц — это компромиссный вариант за который многие готовы платить. За больший период имне никто не платил. Только саппорт по факту необходимости.

Ведь перестанет все работать практически сразу

Не все настолько тоскливо. Благо многие клиенты понимают изменчивость технологий.

может выйти новая версия операционной системы и часть кода попадет в депрекацию
Не путай баги и доработку.

Леша, я не путаю.

Я пытаюсь показать, что через длительный период времени исправление бага без доработки приложения либо не возможно (как пример ниже у юзера нет обновы ОС до последней версии) либо не имеет смысла (команды депрецированы, нужно переписывать код).

Реальный пример из жизни, ноябрь 2013 года.

Имеем проект откомпилированный на АПИ Андроид 4.0.3 и девайс Самсунг Галакси 2 с Андроидом 4.0.2

Вот не могу я нигде достать АПИ Андроид 4.0.2 для компиляции под клиентский девайс, а Самсунг не выпускает обнову АПИ Андроид 4.0.3 для своего девайса. У клиента виджет не ставится на экран блокировки. А телефончик то дорогой, штуцер зелени стоил пару лет назад.

Вот клиент мне плачет что я на кодил левого, я а ему тычу Нексус с чистым Андроидом 4.2 и показываю — а у меня то работает, обновись и у тебя должно заработать.

Я так понимаю, там бага самого Андроида либо конфликт со сторонним софтом. Потому что api там сильно не менялось вроде. А насчёт экрана блокировки — узнай, вероятно у этой модели свой собственный проприетарный экранчик блокировочки.

А насчёт API — я подозреваю что он есть в самом андроиде, то есть в прошивке этого аппарата лежат библиотеки с которыми можно скомпилить даже не имея SDK под рукой.

Я так понимаю, там бага самого Андроида либо конфликт со сторонним софтом. Потому что api там сильно не менялось вроде.

На другом телефоне стоял Андроид 4.0.3. и виджетик ставился на экран так как нужно.

А насчёт API — я подозреваю что он есть в самом андроиде, то есть в прошивке этого аппарата лежат библиотеки с которыми можно скомпилить даже не имея SDK под рукой.

Здесь не нужно ничего подозревать, намекая на кривые руки :)

Есть два девайса с разными версиями операционной системы.
На одном прога работает на другом нет:
это гарантийный случай?

Я считаю что нет, ибо в версии 4.0.3. был исправлен глюк операционной системы версии 4.0.2.

Вот и все :)

Вот не могу я нигде достать АПИ Андроид 4.0.2
Почему?

а как?

Гугл позволяет скачать только последние версии СДК менеджером.

Например прямо сейчас для АПИ 15 (это Андроид 4.0.3. доступна платформа в пятой ревизии)...

Правильным ответом думаю будет «Гугл больше не поддерживает 4.0.2 (API Level 14), и я его соответственно тоже не могу из-за этого поддерживать» и порекомендовать обновится на 4.0.3 (на Level 15) и поссылаться на какие-то прессрелизы гугла для важности.

Но я тут нашел такую штуку, может будет вам полезно (не уверен что это то что нужно, но похоже):
ady.my/viewer/platform
dl-ssl.google.com/...sitory/android-14_r04.zip

ady.my/viewer/system-image
dl-ssl.google.com/.../sysimg_armv7a-14_r02.zip

ady.my/viewer/addon
dl-ssl.google.com/...ry/google_apis-14_r02.zip

ady.my/viewer/source
dl-ssl.google.com/...sitory/sources-14_r01.zip

такое и у меня есть:
Android SDK Platform 4.0.3
version
4.0.3
api-level
15
revision
5

Имено об этом я и писал:

Например прямо сейчас для АПИ 15 (это Андроид 4.0.3. доступна платформа в пятой ревизии)

А вот где бы достать «Android SDK Platform 4.0.2» ?

такое и у меня есть:
Android SDK Platform 4.0.3
version
4.0.3
api-level
15
revision
5
Так там где я ссылку дал, там есть Level 14 (а Android 4.0.2 это API Level 14), и любые ревизии даже:
Android SDK Platform 4.0
version
4.0
api-level
14
revision
4
size
46.04mb
checksum
d4f1d8fbca25225b5f0e7a0adf0d39c3d6e60b3c

dl-ssl.google.com/...sitory/android-14_r04.zip
dl-ssl.google.com/...sitory/android-14_r03.zip
dl-ssl.google.com/...sitory/android-14_r02.zip
dl-ssl.google.com/...sitory/android-14_r01.zip

Сорри недосмотрел :)

Ок, для пользователя со старым Анроидом мы исправили ошибку, а другим добавили. Будем считать одной проблемой меньше :)

Защищаем пользователя дальше?

А как быть с тем, что пользователя с Самсунг Галакси 2 и старой версией прошивки кинул производитель девайса не выпустив обнову до версии Андроида 4.0.3. ?

Просто интерсно получается: девелоперу приходится извращаться из-за того, что производитель снял девайс с саппорта.

Или защитим производителя, сославшись на принцип «Как есть» в лицензионном соглашении?

Общего варианта решения для всех случаев я не знаю. Смотря как вы распространяете программу. Я почему-то подумал что это заказ конкретного одного человека на какую-то специфичную исключительно для него программу на его телефон. :)

Если программа распространяется массово, то конкретно в этом случае надо иметь ввиду что пользователей с 4.0.2 с API 14 практически не существует (это одна из причин почему гугл его не поддерживает), так что для таких пользователей можно как исключение сделать отдельную ссылку для скачивания, или что-то типа того, какой-то уникальный workaround. Это эсли такие пользователи супер ценные, и ими надо дорожить. Если же это какая-то простая игрушка, где вы зарабатываете копейки на рекламе с каждого юзера — то понятно что эта проблема не стоит даже того чтобы над ней задуматься, можно просто забить, написав пользователю какую-то галимую отмазку.

Просто интерсно получается: девелоперу приходится извращаться из-за того, что производитель снял девайс с саппорта.
Так бывает, и очень часто. Еще и не так бывает даже в Enterprise, даже с производителями с мировым именем :) Если клиент того стоит, то надо извращаться. Это ж типа как VIP клиент, который приехал на (о Боже) прошлогодней модели Бентли, а не свежей, а ему не хотят надувать колесо на СТО :)
Так что прийдется поизвращаться и придумать переходник на прошлогодний ниппель, ведь завтра это клиент купит Galaxy(n+1) и прийдет к вам с еще одним проектом если останется доволен предыдущим.

Вот именно!

Есть лишь одно «но»: качество ПО невооружённым взглядом оценить невозможно
Шо? А потыкать в кнопочки и убедиться что работает всё как было оговорено в ТЗ — религия не позволяет?

вы слышали про «комбинаторный взрыв»?

Ну и замечательно, как это всё должно волновать программиста? Ато выходит так, что через полгода кто-то смог подобрать параметры, при которых ПО не работает, и это сразу называется «некачественным ПО» и возлагается ответственность на исполнителя.

при чем тут это? где я предлагал «полгода гарантии»?
заявлять «а че, нельзя было всё проверить?» это примерно так же странно, как и заявлять, что программист должен был сделать программу без ошибок, именно за это ему и платили, значит, ошибки надо исправлять бесплатно.

при чем тут это? где я предлагал «полгода гарантии»?
Алексей предлагал, аргументируя тем, что
качество ПО невооружённым взглядом оценить невозможно
заявлять «а че, нельзя было всё проверить?» это примерно так же странно, как и заявлять, что программист должен был сделать программу без ошибок
А кто говорит «всё». Все варианты могут подобрать только пользователи. А проверять нужно то, что в ТЗ указано. И по результату такой проверки оценивать качество ПО. И гарантию давать только на то, что описано в ТЗ. И это вполне реальная задача. Если ТЗ конечно есть.
Любое ПО всегда имеет баги. Когда заказчик принимает работу, это значит что он согласен, с качеством работы на момент сдачи проекта.

После того как работу сдали-приняли, расчитались, проект считается закрытым.

Это не так есть ещё поддержка и протокол сдачи на момент принятия может содержать в себе ещё работы на 2 таких же проекта по доработкам и исправлениям выявленным в ходе сдачи. Закрыть проект в таком случае бывает чаще по одной причине: всё было настолько плохо что заказчик решает нет смысла делать ещё.
есть ещё поддержка
а это должно оговариватся. если что-то не оговаривается, значит не делается.

Именно. Если оно не оговаривается оно не делается. Если оно не делается а значит не оговаривается то проект уже мёртв за редкими исключениями продуктов «в себе самом».

А договор какой-нить был с этим клиентом? что там говорилось про саппорт? Если ничего — я бы советовал без оплаты ничего не делать. Иначе клиенту сие понравицца, и конца таким «корявым багам» не будет. У вашего друга большое преимущество — он автор и наверно исправит свой баг быстрее, следовательно дешевле, чем кто бы то ни было.

В данном случае я понимаю так, что клиент случайный, а не постоянный, если через полгода вылез в скайпе. «Для постоянных клиентов скидки», это да, это свято, даже на кладбище :8))

Какое было ТЗ?
Входило ли тестирование продукта в ТЗ?
Работа изначально принята?

Конечно исправить! Бесплатно. Заметь, проект успешно пашет полгода. Заказчик вспомнил о своём исполнителе. И ничего нового по сути не требует, просто подправить старое.

Прошло всего полгода, то есть вариант «забыл проект» — не канает. Достал из архива, поднял на своей IDE, подправил и сдал. Пообщаться со своим кодом намного проще, чем с заказчиком.

Заказчику написать, мол извини, я не обещал проекту вечную поддержку. В будущем я сделаю, но несрочно и за скромную доплату. В этот раз исправлю бесплатно, если там действительно моя ошибка. Ориентировочно в пятницу-субботу.

А следующим письмом (лучше ночью) отправляем правку.

Почему так: Свои баги править не сложно, и всё-таки это баги. Зарабатывать на своих багах грешно, если это не почасовка. А вот быть у проекта единственным исполнителем, и через полгода дать положительный фидбек — это подсаживает.

Пойми правильно, заказчик хорошо относится не потому что он в исполнителя влюблён. Это банальнейшая потребность. Лучший заработок — это заработок на повторных заказах. Потому что их не надо искать, они тебя сами находят. Но зарабатывать надо большими кусками. А малюсенькие кусочки — давать на прикорм.

Если же это была почасовка — так и написать, что оплачивался не результат, а время по соответствующему рейту. На этот баг потребуется полчаса, вот рейт, сделаю до такого-то срока. И пусть походит по рынку, поищет дешевле :)

Совершенно согласен.
Ко мне частенько повторно приходят бывшие клиенты с просьбами починить приложения, обычно после очередного «покращення» API гуглом-фейсбуком-дропбоксом сотоварищи, убивающим совместимость с предыдущими версиями.
Работы не много — чиню, не заикаясь на этом этапе о деньгах.
Однако еще ни разу не было случая, чтобы мне по факту не заплатили за эти работы — причем чаще всего к моему рейту еще раза в 2 накидывают.
А процент жадных-неадекватых не превышает 3-5, так что практически всегда выигрываешь намного больше.

после покращення API
Это доработка, за это брать денег обязательно. К тому же доработка срочная, потому не грех попросить две денежки. По факту работы там мало и шаблонная, то есть спокойно можно оставить на то время когда мозги уже подустали.

Вводные:
1. Разработать приложение сколь-нибудь сложное и без единой ошибки — не реально.
2. Заказчик и в момент заказа пытается получить как можно больше за как можно меньшие деньги. А тут, если согласиться на бесплатные фиксы, сразу и другие баги внезапно найдутся(на которые заказчик раньше забивал) и баги, которые и не баги совсем, а желание переделать функционал.
На бесплатно соглашаться просто опасно.

личное мнение:
1. какого-либо ценного опыта это не даст само по себе
2. с заказчиком, который спустя полгода предлагает что-то переделать бесплатно лучше дела не иметь в будущем вообще — не думаю, что есть смысл рассчитывать на «лояльность ко мне как к исполнителю» с такими-то замашками. Та и вообще, лояльность «ко мне, как к человеку, который будет бесплатно работать» — сомнительная ценность.

Итого:
1. либо брать по обычному рейту, предварительно прикинув объем работы и назвав сумму.
2. либо сразу отказаться

А кто сказал что следующий раз будет бесплатно? Лоялен к исполнителю не столько заказчик, сколько проект. Родственные связи, так сказать. И когда этому проекту вдруг припечёт заиметь новые фичи — к кому он попросится? К папочке!

А вот тогда и торг. Особенно если ASAP, если идея горит и сияет. Ну и конечно гарантия на полгода на эту фичу — как аргумент торга. А лучше на год. Чтоб не забывал.

еще зависит от того, сколько денег было получено за проект изначально. если проект был для получения опыта и за минимальную сумму, то можно просить деньги за исправление багов. если же проект оплачивался достойно, то и поддержка должна быть достойной.
в общем, здесь прямая зависимость — чем больше заплатили в начале, тем качественнее и дешевле поддержка.

А что вываш друг хочет? Какая цель?

Дальше работать во фрилансе? Закинуть фриланс и заниматься чем-то другим? Меньше работать? Больше заработать? Получить рекомендацию от бывшего заказчика? Избежать неприятных конфликтов? Получить опыт в программировании? Удовлетворить собственное чувство перфекционизма или справедливости?

От этого самым прямым образом зависит совет «что делать». А чего вы хотите достичь?

Ох, у меня все хорошо, и на данный момент достиг того к чему стремился.
У друга не интересовался мотивацией ) Просто вот такая ситуация. Он думает как лучше поступить. Но перспектива поработать вне рабочее ремя, да еще бесплатно, его как-то напрягла )
И с заказчиком этим он не хочет дальше работать.

А остальные вопросы не менее важны. А фрилансом он хочет дальше заниматься? А вобще программированием? А опыта в реальных проектах хочет побольше набраться? А этот проект, который он сделал ему вообще нравится? Он знает как пофиксить баг и сколько у него на это уйдет времени? Он хочет чтобы под этим проектом было его имя как автора?

Если он этим всем хочет заниматься, а еще и если сам проект ему интересный, то я бы советовал пофиксить, чтобы заработать себе хорошую репутацию на будущее. Если это все временно, та и вообще не очень ему интересно — то нафиг надо, сказать заказчику «знаешь, я передумал быть программистом, не мое, больше этим не занимаюсь», и пусть заказчик ругается как хочет.

И еще, если решите фиксить, и заказчик категорически не хочет за это платить даже после переговоров, то я думаю лучше и не заставлять его категорически (тогда уже лучше либо делать бесплатно либо не делать вобще). Ведь создав новую задачу «пофиксить баг» и получив результат заказчик просто из вредности (потому что его ультиматумом заставили заплатить) поставит вам плохие оценки и отзывы. Если заказчик спокойно согласится на ваши аргументы что надо платить, тогда без проблем, можно создавать новую задачу.

Зря не хочет. Это вопрос денег. Пусть сделает бесплатно, а на следующей фиче просто попросит цюточку больше — но в подарок гарантию на полгода-год. И всё, капризы заказчика имеют свою цену.

А вот то что человек не пересматривает свои прошлые проекты время от времени — отрицательно скажется на его опыте. Знания имеют свойство улетучиваться как открытый коньячёк из общего холодильника.

Знал что кто-нибудь да запостит )

Смотря какой баг и какой клиент

Дело было во фрилансе
баг корявый, работа не очень качественная, по этому давай что б не ссориться, ты мне его исправишь. Бесплатно. И причем быстренько

Замовник, випадково, не росіянин з fl.ru? Впізнаю фірмовий стиль.

Не знаю на счет конечного заказчика — но наниматель вроде как местный. Менталитет по крайней мере схож )

Спустя пол года заказчик врывается в скайп и говорит что нашел один довольно корявый баг.
Полгода же как-то пользовались результатами проекта, пусть и дальше пользуются. Работу как-то же приняли.
В общем случае:
Если баг блокирует работу, или серьезная уязвимость в безопасности, то, скорее всего, стоить исправлять, при этом попросив минимальную оплату. Ибо завтра найдется еще 100500 багов которые надо исправлять ... бесплатно.
Но могут быть моменты, например, отношения с заказчиком очень важны и тд. Тогда скорее стоит поправить и явно оговорить что «давай мол купите у меня поддержку».
.
Печальная суровая часть:
Решение все равно прийдется принимать ему. И нести ответственность за это решение ему.

поддержу, взять минимальный рейт и исправить.

хочется просто напомнить если продукт в проде — значит его протестировал QA (от англ. quality assurance) — гарантия качества — «гарантия, Карл!» )) - может проблема в том что нет четких критерий оценки работы QA
просто более вероятно что если через год нашли баг — значит дев накосячил — за QA никто не вспомнит

Тут скоріш за все замовник і є QA, тому можна йому пред*явити шо він налажав ;)

Друг тоже читает тредик, вот только что скинул:
Д: «Ні, ви вже говорите за підтримку додатку. Я виправляв всі баги по мірі їх знаходження. І те що через півроку вилізло — це проблема неякісного тестування»
З: «карявий код це не проблема тестування а проблема написання коду»

Явно прослеживается подход типа «я дартаньян», как по мне )

вот поэтому для меня табу работать на кого-то из постсовка

Джуну особо не из чего выбирать )

в честь чего брать минимальный рейт?
надо брать адекватный рейт за поддержку

Даже более высокий, потому что автор видя баг уже примерно знает в какой файл лезть и что искать, а левому разработчику понадобится время разобраться.

отношения с заказчиком очень важны
если ему важны отношения с заказчиком который явно пытается развести, то это печально

Негативный отзыв он оставить уже не сможет, потому написать так: «Гарантийный срок закончился вчера, извините»

А если серьезно, то если фигня на 10 минут работы то исправить, а если больше то пусть платит.

— окей, тут на 10 минут работы, поправлю
— о, а вот тут еще один баг, тоже на 10 минут. и можете заменить вот тут иконку, это же 5 минут! и вот эту кнопку подвинуть, видите, она коряво стоит, это всего 5 минут! ну и тут шрифт поменять, а вот тут цвет. и добавьте еще одну кнопку в верхнем меню! это же все по 5 минут, ну, чего вам стоит?

Підписатись на коментарі