Easy work coming to an end ©
Недавно украинский интернет облетело позитивное известие о том, что Украина заняла 24 (из 55) место, поднявшись за последние 2 года на 17 позиций, в рейтинге Global Service Location Index (2016) (www.atkearney.com/...ocation-index/full-report) от агенства А.T. Kearney ( www.atkearney.com ). Мы решили разобраться, что стало тому причиной и каковы условия удержания позиций и роста рейтинга.
При анализе привлекательности страны для аутсорсинга услуг учитывались китерии, которые условно можно разделить на три категории:
— financial attractiveness;
— people skills and availability;
— business environment.
Оказывается, основной причиной такого роста рейтинга Украины стала инфляция, которая значительно снизила стоимость жизни и расходов на содержание офиса и персонала (более привлекательными в этом отношении остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Система налогообложения также сыграла позитивную роль.
Что сулит нам будущее? Можно пенять на налоговую (и прочие) реформы, которые могут снизить financial attractiveness; можно сетовать на несовершенное законодательство, коррупцию и действия/бездействие правоохранительных органов, что негативно влияет на business environment. Но с этими параметрами более-менее все понятно. Будем надееятся (и всячески помогать) на то, что реформы в долговременной перспективе дадут свой результат, внедрение элементов e-government способствует снижению уровня коррупции и т.д. Сейчас же мы предлагаем обратиться к категории, которая определяет конкурентоспособность украинских компаний и специалистов на мировом рынке — people skills and availability. Ведь, даже при самом удачном стечении обстоятельств на государственном уровне, отсутствие востребованных специалистов и компетенций компаний в перспективных направлениях не помогут притоку заказов и инвестиций в IT индустрию Украины.
По данным авторов исследования в последние годы ярко проявляется тенденция перехода от Business Process Outsourcing в страны с более низкой стоимостью ресурсов к автоматизации поддерживающих и управляющих бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) и даже более того — к стандартизации этих процессов с переводом их в cloud (Business Process as a Service, BPaaS).
Business Process as a Service (BPaaS) — любой тип горизонтальных или вертикальных бизнес-процессов, которые организованы по модели облачных сервисов. Бизнес-процесс реализуется с помощью остальных компонентов — Software as a Service (SaaS), Platform as a Service (PaaS), and Infrastructure as a Service (IaaS) . (www.dummies.com/...service-bpaas-in-clo.html)
Используя стандратризированные бизнес-процессы, организации экономят за счет сокращения расходов и времени на сотрудников бэк-офисов, их обучении и управлении (это касается неключевых процессов). Зато могут сконцентрироваться на усовершенствовании тех процессов и продуктов, которые создают конкурентное преимущество. Особенно востребованы такие решения будут у небольших компаний и стартапов.
Это означает, что будут исчезать «простые» профессии.
«easy» BPO work opportunities, where equipping workers with basic language and literacy skills was sufficient to make them employable to handle routine processes.
Это касается не только сотрудников служб поддержки, но и профессий, связанных с любыми повторяющимися действиями, сбором и обработкой данных. Больше об «исчезающих» профессиях можно почитать на CNN Money (money.cnn.com/...ing-jobs-davos/index.html) или в переводе ( apparat.cc/...world/automation-of-work ). Элементарное программирование и тестирование ПО (от разработчиков и тестировщиков будет требоваться более sophisticated skills, абстрактное мышление, пониманием бизнес-потребностей) «account management» (координация), администрация станут уделом машин.
Компании-поставщики RPA и BPaaS решений будут предоставлять нужный результат бизнес-процесса, а не иструмент для него.
Компании-пользователи таких решений будут создавать новы ценности для потребителя (индивидуального пользователя, бизнеса, государства). Это будут инновационные продукты, созданные на стыке цифровых технологий и науки, так называемая «Четвертая индустриальная революция» ( www.foreignaffairs.com/...rth-industrial-revolution ), которая была одной из главных тем в прошедшем на днях Всемирном Экономическом Форуме в Давосе.
Каким бы путем ни пошла Украина (про возможные пути — в следующей статье), конкурентоспособность наших специалистов (и перспективы в категории people skills and availability) будут зависеть от широты их кругозора, наличия кроссфункциональных знаний, понимания бизнес-задач, от готовности брать на себя ответственность и принимать решения. Исполнители инструкций уже никого не будут интересовать.
Будут востребованы:
— бизнес-аналитики (в том числе аналитики данных и создатели новых бизнес-моделей);
— проектировщики систем;
— «постановщики» процессов (стандартизация и качество) — как по существующим моделям систем управления качеством, например ISO, CMMI, так и по индивидуальным;
— менеджеры среднего звена, Project и ИТ менеджеры с расширенными навыками, т.е. с познаниями в финансах, в серьезном управлении проектами, в процессах, в HR as a service, и др.
— исследователи (физики, химики, естественных наук в сочетании с современными информационными);
— специалисты по обеспечению информационной безопасности;
— разработчики ПО с широким кругозором, абстрактным мышлением;
— социальные работники, работники сферы обслуживания (индивидуальный подход).
Это вызов практически для всех, кто так или иначе занимается развитием кадров: институты, университеты, ИТ-шные и около ИТ-шные учебные центры, компании (в том числе и для нас, IT-Tuning.com). Выпускники должны быть готовы выполнять сложные задачи на стыке технологий, процессов-стандартов, науки и социальной сферы.
P.S. после живого обсуждения в комментариях «элементарного программирования и тестирования» внесла некоторые корректировки.
Жду так же коментарии по другим прогнозам.
А также интересует видение того, что необходимо развивать для повышения конкурентоспособности украинских IT специалистов в будущем. Чем мы можем доказать целесообразность высоких rates ?
Найкращі коментарі пропустити