Налоговая реформа: что нового?

Конец 2015 года запомнился нам традиционной суматохой по поводу налоговой реформы, в ходе обсуждения которой сменилось рекордное количество альтернативных проектов с самыми невероятными идеями по наполнению государственной казны. Поэтому настоящим новогодним сюрпризом для налогоплательщиков стало принятие на удивление скромных изменений в Налоговый кодекс. Эти изменения коснутся и частных предпринимателей, и физических лиц, состоящих в трудовых отношениях.
Предлагаем Вашему вниманию краткую аналитическую информацию по основным изменениям в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 01.01.2016 года.

Для СПД
Среди плательщиков единого налога изменения коснулись преимущественно 3 группы единщиков: для них на 1% была повышена ставка налога, которая теперь составляет 5% для неплательщиков НДС и 3% — для плательщиков. Кроме этого, для 3 группы снижен лимит годового оборота — теперь он составляет 5 млн. гривен (вместо 20 млн.). Важный момент: если обороты предпринимателя по итогам 2015 года превысили 5 млн. грн., но не превысили лимит в 20 млн., такой предприниматель имеет право оставаться на упрощенной системе в 2016 году. Эту позицию поддерживают и налоговики (sfs.gov.ua/...tsentr/novini/232706.html ).
Из положительного, упрощенцы теперь будут уплачивать ЕСВ по сниженной ставке — 22% от базы начисления вместо привычных 34,7%. Минимальная база начисления ЕСВ остается равной 1 минимальной заработной плате, действующей на 1 января текущего года. Таким образом, минимальный размер ЕСВ в 2016 году снизился с 422,65 до 303,16 гривен в месяц.

Для штатников
Что касается штатных сотрудников, то их доходы будут облагаться теперь налогом по единой ставке 18%, в отличие от действовавшей в 2015 году прогрессивной ставки 15-20%. Изменения также коснулись и порядка уплаты социального взноса — теперь ЕСВ начисляется только на зарплату, причем работодатели уплачивают его по сниженной ставке 22% вместо 37,77%, а ЕСВ с сотрудников отменен вовсе. При этом максимальная величина базы начисления ЕСВ и для СПД, и для штатников возросла с 17 до 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. По нашим подсчетам, наиболее заметными перемены в отношении ЕСВ будут при уровне заработных плат до 1000 долларов США.
Ставка военного сбора осталась неизменной — 1,5 %.

Для всех
Небольшое повышение сумм налога ожидает плательщиков налога на недвижимость: как и прежде, его точный размер будет определяться местными органами власти, и начиная с 2016 года не сможет превышать 3% от 1 минимальной заработной платы = 41,34 грн. (вместо 2% от 1 минимальной заработной платы). При наличии одного или несколько объектов жилой недвижимости для владельцев квартир площадью свыше 300 кв.м. и домов площадью свыше 500 кв.м. налог на недвижимость стал фиксированным и составляет 25 000 грн. в год за каждый такой объект (раньше подобной нормы не было).
Существенно изменился подход законодателя к определению плательщиков транспортного налога: теперь его будут платить собственники автомобилей возрастом до 5 лет и стоимостью свыше 1 033 500 грн. (750 минимальных зарплат). Напоминаем, раньше за основу бралась не стоимость автомобиля, а объем его двигателя (более 3 л). Ставка налога осталась прежней — 25 000 гривен в год.

Конечно, не все изменения нас радуют, но пусть для всех они будут к лучшему!

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Кроме самих налогов, власть вводит всё более древние способы их взымания. А именно — сбор дани дружиной в традициях раннего средневековья. Вот, из свеженького: пусть и не IT, но сам факт — ворваться в помещение с автоматами, выломать все двери и отобрать все деньги и ценности без какой-либо описи называется «обыск».

www.youtube.com/watch?v=6LUCROMwsgk

«Спокойствие, только спокойствие» или налоговые изменения 2016 года
it-lawyers.com.ua/...vyie-izmeneniya-2016-goda

КРУЧУ, ВЕРЧУ, НАЛОГОВ ХОЧУ. СКОЛЬКО НАЛОГОВ ВСЕ-ТАКИ ЗАПЛАТИТ IT В 2016?

Happy New Year. В ожидании налоговой реформы
Хотя время новогодних празднеств уже подошло к концу, но все мы помним, с какими надеждами и неподдельными переживаниями украинская индустрия ІТ-аутсорсинга ожидала старта каникулов Верховной рады Украины. На повестке дня парламента стоял вопрос налоговой реформы, итоги решения которого могли:
а) сохранить status quo и дать возможность аутсорсерам и дальше работать в стране;
либо
б) создать условия, при которых индустрия ушла бы в тень или ее ожидала бы релокация в государства с более благоприятным бизнес-климатом.
При этом краеугольным камнем реформы для индустрии был и остается специальный режим единого налога. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство украинских ІТ-компаний построены на подрядной модели, когда для выполнения работы для заказчика разработчики привлекаются не как сотрудники по трудовому договору, а как физические-лица по гражданско-правовому договору. Эта модель позволяла ІТ-компаниям предлагать на мировом рынке конкурентоспособную цену за услуги в сфере ІТ-аутсорсинга, платить достойные зарплаты инженерам и административному персоналу, а также достаточно значительные в абсолютных показателях налоги в бюджет.
24 декабря 2015 года все “выдохнули”. Верховная рада Украины приняла Закон Украины № 909-VIII, который де факто сохранил правила игры для национальной индустрии ІТ аутсорсинга. Ключевое изменение, которое привнес этот закон для индустрии стало увеличение ставки единого налога на 3-й группе с 4% до 5% и сокращение размера годового дохода для пребывания на едином налоге с 20 млн грн до 5 млн грн.
Следует отметить, что во многом такой исход налоговой “реформы” был обусловлен усилиями самих участников индустрии, которые в этом году как никогда проявили единство и активность в лоббировании своих интересов на уровне парламента, правительства и профильных министерств, а также объединений, которые работают в индустрии (ІТ комитет ЕБА, ИТ Украины, региональные кластеры информационных технологий — Харьков, Одесса, Львов, Луцк, и др.).

“Письма счастья” от налоговой или немного о реалиях
Не успел начаться новый рабочий год, как Государственная фискальная служба Украины (ГФСУ) с запозданием сделала подарок для индустрии в виде Письма № 1527/7/99-99-17-02-02-17 от 18.01.2016. Не вдаваясь во все хитросплетения налогового “словоблудия” следует остановиться на главном. Украинская налоговая в своем письме дала четкое разъяснение, что ФЛП на 3-ей группе, доход которых в 2015 году превысил 5 млн грн не могут в 2016 году находится на едином налоге. Вот так украинские чиновники умеют перечеркивать своими письмами законы и годичные усилия миллиардной индустрии.
Это означало бы, что в 2016 году ФЛП, среди которых, в основном, сеньоры и топ-менеджмент компаний, должны были отдавать в “казну” не 4% (как это было в 2015 году) и даже не 5% (как это собственно предусмотрено Налоговым кодексом Украины на 2016 год), а 18% от полученного дохода. Разница более чем ощутима. Конечно, компании смогли бы найти выход из сложившейся ситуации (например, используя ФЛП, доход которых в 2015 году не превысил указанный порог для проводки денег), и не такую уж значительную часть индустрии это затронет (если брать по курсу 25 грн за 1 доллар США, то месячная зарплата “потерпевшего” должна составлять больше 200 тыс долларов США за год), но в очередной раз удивляет сам принцип и подход фискалов. Тем более, что формально ФЛП 3-ей группы смогут определить свой доход за 2015 год только после 09 февраля 2016 года, после подачи отчета за 4 квартал. Но, тем не менее ГФСУ предлагает ФЛП 3-ей группы переходить на общую систему налогообложения (18% подоходный налог) уже с 1 января 2016 года.
Но шумихи это письмо ГФСУ от 18января 2016 наделало достаточно!

И все-таки New Year Happy
Не смотря на всю драму такой ситуации, ФЛП на 3-ей группе снова проявили высокую активность в защите своих интересов и ГФСУ внесла коррективы в письмо от 18 января 2016 года вспомнив о главном:
- согласно Налоговому кодексу показатели дохода ФЛП для определения возможности нахождения на едином налоге определяются показателями текущего, а не предыдущего, года. Соответственно, можно или нельзя быть плательщиком единого налога в 2016 году определяется доходом, полученным в 2016 году;
- если ФЛП на 3-ей группе в 2015 году получил доход больше 5 млн грн, это не может быть основанием лишения его статуса плательщика единого налога, поскольку в 2015 году лимит, дающий право находится на 3-ей группе единого налога, составлял 20 млн грн;
- Закон Украины № 909-VIII не содержит ни единой нормы, которая позволяла бы применять лимит 2016 года в 5 млн к доходам ФЛП, полученным в 2015 году;
- никто не отменял Конституцию Украины (ст.58), которая говорит о том, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность.
ГФСУ в письме от 20 января 2016 № 1867/99-99-17-02-02-17 отменила сказанное ранее и вынесла свой вердикт: субъекты хозяйствования — физические лица плательщики единого налога, которые в 2015 году получили доход свыше 5 млн грн, но не превысили допустимый лимит в 20 млн грн, не теряют право применять упрощенную систему налогообложения в 2016 году.
Браво! Лучше позже, чем никогда! Но звоночек был тревожный...

Елена Калинина,
юрист ILF

Підписатись на коментарі