20 квітня Java Hiring Challenge у Дніпрі. Отримай Job Offer в 1 день

Зачем IT-компании железная дорога?

Добрый день, меня зовут Игорь Манжос, я PM в GlobalLogic.

Мы столкнулись в харьковском офисе GlobalLogic, где за последние годы было создано множество интересных технологических концептов (у нас их принято называть Proof-of-Concept или PoC) с тем, что достаточно часто мы обращаемся к старым наработкам и видим, что актуальные пару лет назад проекты уже достаточно устарели. А иногда и вовсе не можем найти ничего, кроме презентации или демонстрационного ролика PoC. Так у нас созрела необходимость в некоторой системе, способной систематизировать и хранить наши технические наработки. А еще лучше, чтобы мы не просто хранить, а продолжали развивать проекты, нарабатывая опыт и экспертизу в актуальных технологических доменах.

Так появилась инициатива под названием BrainMade. Стартовав в конце сентября 2015 года, очень скоро инициатива переросла в полноценный проект со своей стратегией, дорожной картой, задачами, сроками и большой командой участников.

В попытке объять необъятное

BrainMade — это проект по созданию новых и развитию уже существующих PoC. Главная задача — сохранение имеющихся наработок, а также получение нового опыта в актуальных технология и индустриальных доменах. Поскольку в активе наших харьковских инженеров есть концепты из самых разных сфер (например, embedded, Internet of things, big data, e-commerce и многих других), нам нужно было придумать стержневую идею, способную объединить все эти (и, потенциально любые другие) направления.

Мы много думали, и решили, что этой идеей станет железная дорога (в нашем случае, конечно же, игрушечная).

Во-первых, потому, что железные дороги еще с детства нравятся почти всем :) Во-вторых, сама по себе это прекрасная экосистема, способная объединить в себе любые технологические направления. В-третьих, даже очень сложные вещи можно легко и наглядно с помощью железной дороги показать. Только представьте, вот вы подъезжаете к вокзалу и система информирует вас о наличии и расположении свободных паркомест, вот вы покупаете билет в интернет-терминале, самостоятельно регистрируетесь на рейс и садитесь в поезд, управление которым основано на результатах обработки и анализа множества данных...

Простор для роста
Самая большая прелесть нашей железнодорожной экосистемы а том, что она действительно живая. BrainMade постоянно дополняется новыми идеями и даже отдельными направлениями. У каждого направления есть свой лидер и своя команда, присоединиться к которой может любой желающий (пока что, любой желающий из GlobalLogic). Сейчас наиболее активная работа идет в следующих направлениях:

BigData — это все, что связанно с анализом больших данных, от определения архитектуры до выбора и настройки системы работы с BigData, которая применяется во всех проектах BrainMade. Например, это система анализ грузо- и пассажиропотоков, хранение и обработка данных телеметрии с движущегося состава и т. п.

Industrial PoC — это команда, которая работает над программным и аппаратным обеспечением для управления железной дорогой. В свое время, ребята собрали модель железной дороги, разработали и внедрили интерфейсы управления и написали модульное веб-приложение для управления поездами.

IoT Control — проект посвящен созданию разнообразных датчиков для систем телеметрии поезда. В их числе — прототип датчика для оптического позиционирования, решение для отслеживания положения поезда с помощью встроенного цифрового спидометра и оптического сенсора, разработка прошивки для датчиков и программного обеспечения для обработки данных с сенсорных устройств.

IoT Parking — проект, который занимается построением системы для оптического распознавания свободных паркомест. Для этого команда разработала гибкий самообучаемый алгоритм для распознавания изображения и внедрила его в систему оптического мониторинга парковки. Решение уже можно использовать в реальной жизни на парковках бизнес-центров, магазинов, аэропортов и, конечно же, железнодорожных станций.

Retail — в рамках этого проекта команда разрабатывает решение для электронной коммерции и продажи через интернет. Конкретно для железной дороги это система резервирования и продажи билетов онлайн, самостоятельной регистрации на поезд с помощью QR-кодов, регистрации пассажиров и анализа пассажиропотоков.

Кроме этого совсем недавно стартовало полностью новое направление — дополненная реальность (Augmented Reality). Эти технологии становятся все более востребованными на рынке, интересном нашим заказчикам, а, значит, и нашей компании. В контексте железной дороги Augmented Reality может быть использовано для удобной навигации по вокзалу и для помощи машинисту в управлении составом. Но, понятное дело, разобравшись с технологией, ее можно применять в сотнях других сценариев уже на коммерческих проектах.

Иногда команды сами придумывают и воплощают идеи, которые лично им хотелось бы реализовать. И это здорово, потому как главная идея нашего проекта — быть открытым для всего нового. Создание PoC — в каком-то смысле обычная активность для GlobalLogic, но сейчас, благодаря BrainMade, процесс получил новый толчок к системному развитию. Созданные PoC-проекты гарантированно не затеряются, будут развиться и как-то использоваться в будущем. Это очень мотивирует людей, ведь в своем большинстве они тратят на них свое свободное время.

Несмотря на то, что участие в проектах — добровольное, работа каждой команды имеет регламентированный процесс. Все команды работают по методологии Agile, у каждой есть запланированные спринты и цели, равно как и четкое разделение ролей, которые, кстати, могут отличаться от тех, которые люди имеют на своих основных проектах. И это здорово, потому что помогает каждому приобретать новый разносторонний опыт.

Достижения и планы

Сейчас в BrainMade участвует более 50 человек. Мотивация у людей абсолютно разная. Это развитие технических навыков, возможность поработать с новыми технологиями, получить новые знания и поделиться знаниями с другими, работа над конечным продуктом и конечно же общение вне рамок своего основного проекта. BrainMade помогает заинтересованным людям пробовать себя в самых разных проектах: самостоятельно ставить цели, определять стратегию для конкретных направлений, планировать работу и отвечать за полученный результат. Это не просто еще одна форма мотивации, но и мощный толчок к развитию. Пробуя новые роли, технологии и задачи, люди развивают существующие и приобретают новые навыки, а, значит, растут профессионально и не только.

Имея в своем активе 7 основных направлений работы, BrainMade объединил в них наработки десятков proof-of-concept, которые создавались в течение последних нескольких лет. Какие-то из готовых ранее PoC полностью перекочевали в BrainMade, какие-то — послужили источником идей и вдохновения для текущих проектов. В любом случае, благодаря BrainMade тысячи строк кода получи вторую жизнь :)

Кроме основных целей и задач, для которых, собственно проект и запускался, мы получили множество дополнительных выгод. С одной стороны, такие очевидные «плюшки», как тимбилдинги для команд, которые предоставляет компания. С другой — решение некоторых инфраструктурных вопросов. Специально для BrainMade мы построили VLAN с учетом всех корпоративных стандартов и политик безопасности. Вложившись один раз, мы используем готовую инфраструктуру для быстрого старта новых PoC с людьми из разных проектов и даже разных локаций.

Также компания поддерживает проект необходимым оборудованием и ресурсами (например, различное паяльное оборудование или 3D-принтер), оплачивает участие в тренингах и конференциях участников BrainMade. Но, безусловно, самое ценное в этом проекте это новые знания, опыт и конечно же позитивные эмоции, прежде всего от осязаемых результатов своей работы и признания со стороны коллег.

Наши последующие шаги — привести к финальному виду наш первый сценарий показа, приступить к разработке новых направлений и конечно же поделиться нашим опытом с другими локациями GlobalLogic.

Нам все еще сложно предсказать, во что в итоге выльется проект. Но мы убеждены, что уже сейчас BrainMade — хороший инструмент для решения достаточно серьезных бизнес-задач. По-сути, мы предлагаем инструмент, который позволит зачастую намного эффективнее развивать экспертизу, а также перейти от разрозненных PoC к новому подходу в рамках одного комплексного решения. Ну, а тот факт, что теперь такие наработки можно еще и наглядно показать, еще больше мотивирует людей и повышает ценность их работы.

Вот в целом и все, что хотелось для начала (не вдаваясь в технические подробности) рассказать о проекте BrainMade. Разумеется, каждый отдельный проект, по хорошему, заслуживает более пристального внимания и отдельной статьи. Думаю, что вдохновившись моим примером, коллеги обязательно их напишут.

А пока буду рад услышать ваши комментарии и предложения. Если хотите посмотреть на все вживую — милости просим в харьковский офис GlobalLogic. С удовольствием проведем экскурсию и покажем все при личной встрече. К сожалению, в силу разных инфраструктурных ограничений и корпоративных политик, непосредственное участие в проекте пока возможно только для людей из GlobalLogic. Но, я думаю, это тоже решаемо :)

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

а чому не «смарт сіті» (автоматизація вуличного освітлення, трафіку, руху громадського транспорту , і т.п.)?
все те саме, але практично можна застосувати навіть в Жмеринці (і ніякої ж.д. дороги)

Возможно как одна из подзадач проекта и появится некий смартсити на стенде. Ведь это даже не город у нас, а несколько городов со своими станциями.
У нас как раз сейчас очень активно идет дизайнерская доработка стенда, так что спасибо за идею.
А вот интеграцию в инфраструктуру Жмеринки или Бердичева я думаю мы пока отложим. ;)

вот интеграцию в инфраструктуру Жмеринки или Бердичева я думаю мы пока отложим.
а можна було б взяти кредит від Євросоюза і освоїти транш

Освоителей траншей и так хватает. Тут мы больше

«Шелдон головного мозга» (в хорошем смысле)!
;)

Я так понял вопрос смартсити в Жмеринке очень остро стоит. А может еще откуда можно начать или только от туда? :)

умій абстрагуватися, тобто смарт-сіті це клас, а Жмеринка може бути об"єктом даного класу,
чи в ГЛі проблеми на рівні ООП/ООД,
апдейт
:)
забув смайл, без смайла ніяк

Да, смайлика явно не хватало. :) В моих сообщениях тоже...

По-видимому, у ребят из глобала просто «Шелдон головного мозга» (в хорошем смысле)!

Спасибо за «хороший смысл», надо признать, что есть очень увлеченные ребята, но нельзя сказать, что у нас собрались гики. Увлечения у всех разные.
Есть те, кто хотят паять и моделировать, так у них в распоряжении оказалась целая лаборатория с 3Д принтером, паяльной станцией, бестеневой лампой и прочим.
Есть те, кому нравится делиться знаниями, они проводят в рамках проекта интересные BrainTalkи.
У нас даже тимбилды необычные, то стену раскрашивали, то с Максом Розенфельдом по ночному Харькову бродили. В 2 градуса тепла!!!
Но наверное один из факторов выживания проекта это то, что стараемся каждому что-то найти и никого не принуждаем.
Хотя реальные загрузи по проектам или командировки бывают нас тормозят. Но клиент на первом месте. :)

Whatever ©

Железная дорога очень интересная отрасль для автоматизации чего угодно. Я бы хотел для жд что нибудь рзарабатывать. сожалению в наших реалиях отрасль откатная и коррупционная , поэтому кто попало в поставщики не войдет

Я почему-то думал, что ж/д даже в развитых странах строится на каких-то закрытых стандартах, и туда даже без наличия коррупции не так то просто с своими идеями попасть.

Не такая уж и закрытая, хотя да, в основном до сих пор на мэйнфреймах все крутится.
При желании их основные задачи и бизнес-процессы несложно добыть и работы там кстати порядочно. Другое дело что описанные в статье кейсы от реальных железнодорожных реалий весьма далеки.

Даже цели не было сделать кайсы, привязанные к реальной железной дороге. Дорога — только привлекательный костяк сценария для показа решения в разнообразных областях.

Для залізниці використовуються технології підвищеного рівня безпеки, які дозволяють доводити коректність формальних моделей, а потім на їх основі автоматично генерувати код на Ada чи C/C++. Зокрема, B-Method (зараз Event-B) використовувався для проектування автоматизованої 14 гілки Паризького метро (рухомий склад без водія), також в німецьких ДойчеБан. Не знайшов у Глобалі нікого, хто би в кваліфікації записав B, Z, VDM, TLA+, чи хоча б загальне formal methods

Не знайшов у Глобалі нікого, хто би в кваліфікації записав B, Z, VDM, TLA+, чи хоча б загальне formal methods
То може не там шукали?..
Є такі, в кого такий напрямок — ключовий.

Не в ГЛ є як мінімум команда, яка саме

formal methods
й займається — багато багато років.

Похоже на что угодно: рекламу, тимбилдинг, занятие сотрудников сидящих на бенче, освоение бюджета и т.д. но только не на Knowledge management system.
Да и рано ещё говорить о каких-то достижениях: 7 месяцев с момента старта — слишком небольшой срок, чтобы говорить об успешности и эффективности систем хранения технических наработок по проектам и управления экспертизой.

Абсолютно согласен, разве тут есть информация о созданой KMS?
Это много чего и большое преимущество, что многие изменения инициируются из команд. Т.е. идет адаптация проекта и его изменение. И если изначально это была бизнес потребность и комбинация с тимбилдом, то сейчас в рамках проекта появились действительно интересные экспертизы.
И опять таки — успешность можно измерить тем, что проект хоть и меняется, но остается привлекательным. Более того, в него продолжают добавляться люди, что очень сложно, если «драйвится» одна задача.

Я так розумію то hr стіну розмальовують?

Нет, у нас не такие талантливые hr, чтобы ещё и «на машинке вышивать».
Это был один из достаточно забавных тимбилдов. Шаблон, конечно, подготовлен нашим дизайнером, но потом любой мог внести свою лепту.
Там есть и моя гордость — два ангара, разрисованных мной. По мне они получились в стиле детский авангардизм, но в целом картину не портят. ;)

Я заметил, наверное это не лучшая фотка с этого мероприятия, есть фотография, где стена полностью заслонена рисовальщиками, причём на двух уровнях. Если получиться, добавлю в комментарии.

Просто виклади і покажи таймлапс з розфарбовуванням стіни і все стане ясно :-)

youtu.be/eCCil_FGD20
Вот специально сделал очень короткую версию таймлапса с разрисовки стены, это не все, так как потом наверное еще как минимум несколько недель стена обрастала деталями...

И хотя проект был разработан дизайнером, но свой вклад внесли все и Developers и PRs и HRs и PMs и ESs :)

в больших компаниях ХР используют слова KNOWLEDGE MANAGEMENT, куда и входят тулзы для документирования, шаринга и получения фидбеков.

На самом деле Глобалу железная дорога не помешала бы. А именно станция городской электрички на Протасовом яру.

Это пытались продвигать через портал мэрии, и прям даже новость была — мол, как только, так к концу года. Правда, какого года — не уточнили.

Это пичаль. Абсурд в том, что на Протасовом есть станция с пунктом продажи билетов, на ней останавливаются пригородные поезда, только вот городская электричка тупо проезжает мимо. Новости на тему «к концу года» помню аж в 2014-м :D

Это не спам, а очень выгодное предложение по заработку в [вставьте фирму].

Подписаться на комментарии