Как не нужно искать ментора
Все прекрасно знают, что с более опытным товарищем обучение идет куда как веселее и продуктивнее. Но у многих в поиске этих самых товарищей возникают проблемы. В 95% случаев эти самые «многие» делают одни и те же ошибки, при чем абсолютно у себя их не отслеживая, а именно — ведут себя так, как будто другим их обучение нужно больше. В топике про менторство все посты как под копирку — «мне надо». И единицы с — «..а взамен я могу.. (поставить технику становой в тренажерке)». Предложения работать бесплатно не в счет.
Например:
1. Просто пишут — ищу ментора, мне надо (и тут длинный список того, что ему надо)
2. Вдобавок к списку «надо», предлагают еще подумать, чем сам ученик может быть полезен (обязательно указывая, что толку с него вообще никакого).
3. Если переписка начинается в каком-то мессенджере, то тут хоть плачь. Сначала скромное «привет», «как дела». Хз что на такое отвечать. Ну и потом — нужна помощь блабла. На вопрос — ок, а мне это зачем? Стандартное — ну придумай что нибудь.
4. Еще нередко встречающийся шедевр «можешь поискать меня в линкедин и посмотреть, что мне надо подтянуть»
5. Проведи со мной собеседование и составь план обучения.
6. Бесконечное нытье о том, как он без образования сам своим пешком читает книги и учится.
Продолжать можно бесконечно.
Когда человек согласен делать что-то добровольно и тратить на это много личного времени? Правильно — когда для него лично есть какая либо выгода. Это не плохо и не хорошо — такова наша природа. При чем выгода измеряется далеко не всегда только в деньгах.
Когда вы предлагаете постороннему, скорее всего достаточно занятому, человеку вам помочь — подумайте сами, чем вы лично можете быть ему полезны.
Понятно, что с начинающего часто толку 0, но:
1. Можно просканить его гитхаб, посмотреть что у него за проекты и предложить помочь с тем, до чего не доходят руки. При чем самому посмотреть проекты и найти что сделать, иначе вы опять напрягаете человека — «а займи меня чем нибудь». В таком случае общение будет более предметным и человек будет сам заинтересован в том, чтобы поправить и поревьювить вашу работу. Здесь любой вопрос по программированию будет уместен и своевременен. Имхо — это самое плодотворное сотрудничество.
2. Соцсети есть у многих и хобби тоже. Можно посмотреть, чем интересуется ваш «избранник». Возможно вы являетесь асом в том деле, в котором другой является нубом. Предложите, к примеру, научить парочке хитрых тактик в шахматы и проводить еженедельные турниры в обмен на периодическое кодревью, почему так нельзя?
3. Да и просто, если вы все таки ничего не знаете и не умеете — постарайтесь хотя бы быть интересным и веселым собеседником, а не отвечать «ок» в скайпе на подробный ответ на мучающий вас вопрос (вот за такое вообще убивать морально на месте надо).
4. Если на вас уже тратят время, пожалуйста, цените его. Опять же, 90% вопросов выглядят так:
«Привет» (ждет ответ), «у меня тут не работает» (ждет вопросов что именно не работает), «...кусок кода в скайп...» (!!!!). Ну и в конце конечно «ок».
Не надо так.
Напишите сразу что не работает, что вы сделали уже, что нагуглили, что пробовали. Желательно, чтобы человеку не пришлось открывать мессенджер и долго тупить, ожидая следующий кусок фразы от вас. Код в пастебин, если уже сильно надо. Тогда и только тогда у вас есть шанс сохранить длительные и здоровые отношения «учитель-ученик» на добровольных началах.
Люди часто любят помогать, гораздо чаще чем кажется, но не любят, когда на них ездят. А многие именно ездить и пытаются, потому что им же нужнее всего.
П.С. Мне не нужно рекомендаций как себя вести с наглыми падаванами (я их просто игнорирую), топик для тех, кому действительно нужно учиться.
UPD: пост для тех, кто пишет незнакомому человеку, «который вроде шарит» без приглашения.
Найкращі коментарі пропустити