Есть ли место ІТ-продуктам в агро?
Последние годы в IT-индустрии можно наблюдать постоянный спор о том, что лучше — продукты или услуги и о том, как же создать благоприятные условия для появления технологических продуктов в Украине.
Анализируя опыт других стран, предполагаю, что ответ кроется в спросе. Именно внутренний спрос активно развивающихся отраслей на технологические решения, способен стимулировать появление качественных, конкурентоспособных в мире IТ-продуктов.
Учитывая тот факт, что агро сектор Украины в последние годы показывает стремительное развитие, как раз требует оптимизации процессов и новых инструментов именно на стыке IT-технологий и агро-потребностей, мы и решили искать тут возможности для создания продуктов.
Уже весной 2016 года команда Общественной организации «Платформа развития агробизнеса AgroTalks» приступила к изучению рынка, мы пообщались с крупными игроками — потребителями тех самых продуктовых IT-решений. Cейчас большие агрокомпании Украины интегрируют у себя огромное количество отраслевых IT-решений на всех этапах производства — начиная с электронных систем контроля расхода горюче-смазочных и посевных материалов на полях, и заканчивая системами поддержки принятия решений относительно момента и стоимости продажи урожая.
В итоге:
- Продуктовые решения появляются там, где есть развивающаяся и емкая индустрия.
- Агро сектор Украины ежегодно внедряет огромное количество IT-решений и потребность в них все больше и больше.
На этом, собственно, можно было бы и закончить эту статью, но нет. Чего-то явно не хватает для органического роста и развития стартапов в агро. Индустрия к этому еще не готова. Все мы видим периодически возникающий бум: активно появляются стартап-инкубаторы и хакатоны, вокруг этого масса разговоров. А потом оказывается, что большое количество идей стартапов высосаны из пальца. Люди часто считают, что новое мобильное приложение для определения пары носков или новая кнопка для айфона решают очень важную рыночную проблему. Результат всем известен — в 99,9% случаев это никому не нужно.
Именно поэтому наша общественная организация последние 4 месяца работает с агрокомпаниями и их экспертами на предмет формулирования актуальных и перспективных технологических задач. Под задачи нужны решения.
Среди таких задач есть насущная потребность, казалось бы, в таких понятных решениях, как:
- Система контроля периметра поля: необходима автоматизированная система, которая позволит следить за пересечением периметра в реальном времени. Средний размер поля 100 га. Нужно учесть, что дорогую систему «в землю» не закопаешь — ее попросту могут украсть.
- Создание датчиков для измерения уплотнённости и влажности почвы во время работы техники на поле.
- Разработка инновационных механизмов учета фактического расхода топлива техникой.
- Учет зерна в бункере комбайна: необходима система, которая позволит контролировать наполнение/разгрузку бункера комбайн. Датчик должен быть легко монтируемым для работы на наемной технике. Датчик должен иметь цифровой интерфейс для работы с GPS трекерами. Дополнительно необходима система распознавания транспорта, в который происходит разгрузка.
- Система определения наличия болезней и вредителей у растений. Возможна реализация с использованием БПЛА.
- Создание датчика для контроля заглубления прицепного оборудования: создать универсальный датчик, который возможно закрепить на любое прицепное оборудование, который сможет контролировать заглубление агрегата в работе. Компании перепробовали немало решений, однако, добиться допустимых погрешностей так и не удалось. Разная плотность, влажность грунта и ямы — это только часть технологических вызовов.
И эти задачи — лишь капля в море. Мы регулярно получаем информацию от агробизнеса про актуальные незакрытые потребности.
Забегая наперед, могу сказать, что за четыре месяца после того как AgroTalks объявил о поиске решений под указанные задачи, среди прочего мы получили два релевантных проекта от студентов технических ВУЗов, один из которых уже ведет переговоры про инвестиции для разработки рабочего прототипа и тестирования в полях.
Вывод:
Решая своим продуктом актуальную задачу индустрии, вы существенно повышаете шансы на успех своего стартапа.
Тут важно отметить наличие одной из самых существенных вех реализации стартапа — это экспертиза проекта от агробизнеса. Без этого важного звена работа может идти не в том направлении, либо не в тех акцентах, на которых важно сосредоточиться. Суть экспертной оценки сводится к простой, но понятной обратной связи для команды стартапа на предмет актуальности проблемы, которую решает проект, целесообразности применения тех или иных решений и технологий. Специалисты агрокомпаний анализируют решение/представленную технологию и дают понятную обратную связь, что пробовали сами, что уже отклонили по различным причинам и как задачу пытаются решить в мире.
Подобное менторство позволяет команде проекта получить объективный и практичный фидбек в том или ином направлении, более оперативно отреагировать на необходимость сменить курс, попробовать посмотреть на решение с другой стороны, не делать то, что уже пробовали и разработать именно тот продукт, который точно будет пользоваться спросом.
Это индивидуальная работа с каждым актуальным стартапом, которой уделяют много времени.
Если у вас или ваших знакомых есть идеи, наработки по указанным задачам или другим решениям для агро — мы с радостью поможем их презентовать для заинтересованных агрокомпаний. Пишите в Платформу развития агробизнеса — www.agrotalks.com
21 коментар
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів