Я и мои мои стартапы
Всем привет. После создания темы по про мертвые стартапы решил написать про свое кладбище проектов:
Был у меня один стартап в 2010 году. Тогда на рынок выходил ex.ua. Его продвигали как файловая база абонентов Воля Кабель. Решил делать такой же сайт.
Нашел партнера ( получилось убедить), дальше пошли поиски программиста. Искал долго, но нашел. Стоимость за такой портал составила 12 000 грн ( при курсе 8 ). Смешные деньги ( сейчас думаю что меньше чем за 5000$ и не начнут разговор). Первая ошибка была — я отказался подписывать договор. Вторая — не умел составлять ТЗ ( оно было непонятное и краткое). Дальше больше. Программист предложил сразу брать сервак для того что бы на нем разрабатывать. Имея скудные жизненный опыт ( и опыт стартапов) купили за 4000$ сервак ( машина зверь). Поставили в дата центр ( я сразу решил брать 1гигабитный канал) — рассчитывал на большую аудиторию.
Моя задача была в нахождении видео в сети и заливки к себе на комп, после чего перезаливать на сервак. За 3 месяца смогли поднять сайт, залить и пережать в нужно формате более 4000 фильмов.
Дальше стояла задача просмотреть каждый фильм, добавить описание, название, выбрать жанр(это нужно было для поисковика по сайту) и опубликовать на сайте. Эта работа заняла еще 3 месяца. В день я старался обработать таким образом
После видео закинул еще одну интересную фишку — журналы онлайн. На сайт добавил больше 400 журналов ( PlayBoy, Viva, механика, спорт, природа и другие)
По итогу за 7 месяцев было что-то готов, но проект заглох ( в день посещение сайта доходило до 100 человек). Чего закрыли — не было денег на рекламу :))))
Потом пробовали данный сервер в роли хостинга ( 3 месяца), после чего успешно продали железо.
К чему я тут это описал. Если ты вкладываешь свои деньги в стартап — то не раздаешь доли на лево и на право, а ебошиш сам как папа карло ( моя мотивация была 1000 грн в месяц за работу сервера в дата ценрте)
Так же я выступал в роли продукт овнера и мне пришлось столкнуться со всеми радостями жизни программиста. Я его постоянно пинал, поддерживал, наезжал. За то время работы он успел поссорится несколько раз с женой а потом развестись, забухать и опять стать на рельсы жизни. Так что свой опыт я честно купил.
По рынку — на тот момент кроме ex.ua не было вообще конкурентов ( мелкие саты или сайт с вставками видео из ВК). Потому я так яро ринулся покорять данную нишу.
Так же изучал закон по авторским правам связанным с видео. Было много моментов ( это была вторая причина отказа от данной затеи) — не хотел попасть под статью.
Опыта управления не было. Но понимание что я теряю каждый день деньги, а основная работа приносила не больше 4000 грн в месяц, заставляла каждый день что-то делать для своего проекта. (Деньги на сервак одолжил у родителей и потом долго их отдавал).
Реклама — это самая затратная часть. Я тоже думал сначала сделать сарафанное радио по друзьям. Так же постил свой сайт где-попало. Это оказалось фигней. Нужны были деньги и очень огромные. Думаю на тот момент для выстрела вложить в рекламу нужно было не меньше 5000-6000$.
Так же мой партнер. Я ему безумно благодарен, но он только дал денег и смотрел за развитием. Мне реально не хватало его помощи. Но он дал денег и помог со стартом.
Дальше больше. Было у меня пару удачных бизнес сайтов по продаже техники и стартап с организацией детских праздников. Последнее научило меня общение с клиентами, продвижение сайта, найма людей, проведение мероприятий, ответственности, кидков, улаживанию неприятных моментов.
Был еще интересный стартап. Идея появилась после наступления майдана. Решил собирать информацию о работе самооборон. Для этого взял гугл карту. Хотел вносить на нее информацию о происшествиях в Киеве за каждый день. Для этого нужно было ее где-то получить. Но столкнулся с фоминым беспределом. Вечерами мы с другом ездили по штабам и нагло ногой открывали двери. После чего старались убедить ребят с палками и желанием кому-то дать по почкам предоставлять нам информацию. Сложно было подключить первые районы, потом было проще. Я просто говорил что ваши соседи давно с нами работают, а чего вы не хотите. По результату через месяц информацию с горем по полам нам давали 3/4 всех районов Киева. Но по причине постоянной смены власти в данных общинах этот поток быстро прекратился и я закрыл проект.
Выводы: наше общество не может самооргранизоватся без поддержки деньгами.
Так же был после всего этого у меня интересный стартап. Это была социальная сеть. Суть заключалась в следующем:
Сайт — это площадка для продажи своего времени другим людям. Вы регистрируетесь и выбираете вариант, в каком формате вас можно нанять ( например готов составить компанию в кино, выпить пива, погулять, поиграть в футбол, поехать на рыбалку и другое).
Стартовая цена часа/дня 1$. После каждой удачной встречи ваш ценник выростал. Максимально нужно было провести больше 280 встреч что бы иметь возможность ставить за час/день 100$.
Если вам кто-то нравился, вы отправляли запрос на встречу и если продавец соглашался, то между вам открывался чат. По началу думали выступать посредниками, но потом откинули идею ( у нас это не работало бы). Пускай люди сами договариваются.
Сначала решили писать сайт через аутсорс. Цены были ого-го — минимум 3000-10000$ (при курсе 8 баксов).Это вариант сразу отпал и нашли знакомого, который как раз изучал YII2 и попросил за работу 5000 грн (ШАРА!!). Сайт он делал целый год :) ( по факту получил 1000 грн). Сайт мы не стали крутить, но получили очередной опыт создания стартапов.
Анализ сделали, конкурент был 1 и то в мертвом состоянии
На рекламу для раскрутки соц сети нужно было очень много денег ( даже не рассматривали)
Пробовали через друзей — гнилой номер (Хотя у Дурова получилось :))) - но мы знаем что это не так )
Моя душа лежит к созданию игр. Потому всегда хотел стать гейм дизайнером. Для нашел общего друга и просил его обучить азам. Парень справился на все 100%. Мне это помогло взглянуть на себя со стороны. Каким я был глупым и писал бред в своем резюме в надежде получить данную вакансию. Мне пришлось заново проходить курс математики, теории вероятности, векторы и другое что бы правильно написать простую формулу просчета урона или защиты дабы упростить код для программиста. Это по настоящему интересно. По другому начал смотреть на игры и их изюминки. Поделюсь одной изюминкой с вами(со мной ею поделился данный гейм дизайнер). Все знают такую игру как Lineage2. Как вы думаете — без чего игры бы не взлетела ? Замки, осады, ПВП, оружие, боссы? Если вы подумали об этом — двойка, садитесь. Основная изюминка и игры это SOULSHOT -l2wiki.com/...de/Заряды_Души_и_Духа.jpg
При ударе мы видим вспышку — это вызывает у нас желание — повторить опять данный эффект. Учитывая что 90% времени вы убиваете мобов, то без такого наркотика вас надолго не хватит. А соска удерживает вас в игре на долгое время. Многие игры использую подобные фишки. Кто-то эффект красивого добивания с смачным звуком, кто-то сразу показывает над противником количество урона (что стимулирует превзойти прошлый удар по количеству демаги).
Для меня важно было получить опыт в написании ТЗ под игры и я нашел вариант. Отсылая очередной раз резюме просил выслать ТЗ. Обычно это были задачи рассчитанные на пару дней работы. Я их упорно делал. По одному из заданий мы с другом сделали игру ( под андроид. Игра — копия комбатс, но упрощенная). Тут я скину тз. В нем я сделал расчет демаги в excel. Вам нужно только поменять уровень воина и характеристики сами подтянуться. Если нажать на просчет боя( просто обновить параметры вычисление) — то покажет какой из воинов победил. Этот принцип и зашили в игру. Кстати данное ТЗ я отправил в контору, но меня не приняли по причине плохого настроения у сотрудника. (drive.google.com/...fMkpaMms/view?usp=sharing) -расчет урона
drive.google.com/...ka1VPbTg/view?usp=sharing — Описание персонажей, экономика
Выводы:
1) Рынок — нужно изучить рынок и оценить свои финансовые возможность проникновения в него. Чем плотнее слой, тем дороже вам выйдет бурение данной ниши.
2)Партнер должен участвовать в развитии проекта либо спонсировать большую часть, ибо самому сложно тянуть на себе все обязанности
3)Поиск программистов — нужно самому разбираться в IT рынке или использовать знающих людей
4)Договора — это важная часть, которая спасет вас от потери денег и времени
5)ТЗ (техническое задание) — нужно его грамотно составить и подписать с разработчиком что бы он не решал за вас ваши проблемы своими методами. Это экономит много времени и денег если по итогу вам что-то не понравиться
6)Реклама — самая важная часть. Нужно сразу закладывать $$-$$$-$$$$-$$$$$ денег на рекламу. В моем случаи я просто не имел таких денег и хотел оживить свою идею. Забудьте про раскрутки сайта или продукта через друзей — гиблое дело. Они конечно сделаю репост или поставят лайк, но толку будет как с козла молока
7)Управление — важная часть. Есть для вас это впервые, то не огорчайтесь. Данный опыт вы сможете добыть, работая на дядю. Дядя будет вас танцевать, а вы впитывать все плюсы и минусы. Но нужно менять дядь дабы видеть разные подходы в управлении.
Для меня было важно сделать проекты, а не получить с них сказочную прибыль. Но с каждым разом я тратил меньше денег и получал лучше результат.
44 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів