Вы общаетесь с клиентами из-за границы? И как? — опрос для программистов

Привет всем!
Есть ощущение, что большое количество инженеров в Украине недовольны своими навыками общения с иностранными клиентами. Так нам только кажется, или проблема существует? Опрос goo.gl/forms/teiOPInB8xX92I2n2 займет не больше 3 минут вашего времени. Очень ждем ответов.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
LinkedIn

Лучшие комментарии пропустить

Вчора з дому спілкувався з клієнтом з Bay Area, з відеозв’язком і зробив нововведення: посадив свою улюблену морську парасюню на плече. Вона додала позитиву в спілкуванні, так що тепер вона мій партнер на випадок важливих переговорів.

Вы общаетесь с клиентами из-за границы?

Да, общаюсь — я фрилансер, за меня некому

И как?

На английском

Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Коли складнощі в спілкуванні все ж виникають, я не залишаюсь один: Improved version:

drive.google.com/...​5FyNJbXAxVFJtdzg2Uk0/view

Нет ничего хуже, когда за тебя общается ПМ. Каким бы он ни был хорошим человеком, он обычно не является спецом и в итоге комманды страдают из-за этого испорченного телефона и неадекватного понимания процессов разработки ПМ-ом. Это я вынес из опыта за хорошие 10+ лет работы в разных компаниях на разных типах проектов, а так-же из отзывов тех людей, которые работали на проектах с ПМ-ами и без.
Так вот, если клиент действительно хочет быстро и эффективно достичь результата, то ПМ-ы — это прокладки, которые будут только мешать.

И да, я хорошо знаю и представляю зачем нужны ПМ-ы в нашем аутсорсе. Это способ сэконмить на хороших девелоперах. Способ заработать на процессе разработки. Способ, когда наших местных аутистов и вайтишных смузихлёбов продают по дороже, чтобы наварить по больше бабла. Называя ПМ-ов прокладками, все прекрасно понимают, что это прокладка работает в обе стороны — с одной стороны чтобы наши идиоты (на которых контора варит баблишко) не натворили глупостей, а с другой стороны, чтобы заказчик имел возможность хотя бы с кем-то поговорить и чтобы ему кивнули утвердительно в ответ.
Хотите результата для клиента? Не нанимайте некомпетентных сотрудников, которым нужны подгузники и ПМ-ов, которые будут эти подгузники менять. Наймите максимум хороших спецов, умеющих общаться с клиентами и пару падаванов для «принеси-подай смотри и учись».

Нахера в этом случае галера? На апворке не меньше заработаешь, а больше.
Галера она для тех, кому ПМы и продажники нужны.
А прокачаешьсяв трепе, так и с свою шлюпку, а после и галеру замутишь.

Представь небольшую галеру с центральным офисом в штатах, где размещена небольшая группа продажников и сидит владелец. А в Украине один из офисов разработки, который состоит из около 100 человек со всего тремя членами экипажа из обслуживающего персонала: это местный директор — имеет право подписи и заключения договоров с местными компаниями по аренде помещения\обслуживанию чего угодно и т.д, так-же этот локальный директор подключается периодически к собеседованиям. Но как вы поняли, большую часть времени он пинает и не часто появляется на работе. Далее идет бухгалтер, который рулит финансами\распределением бабла и оформлением людей в конторе. После идёт офис менеджер\эйчар — занимается благоустройством офиса, поиском и закупкой(заказом) плюшек\еды, организовывает разного рода мероприятия, а так-же используя сторонние рекрутинговые агенства проводит первичное собеседование гребцам.
С нашей стороны ни на одном проекте нет ПМ-ов, комманды гребцов работают непосредственно на клиента. Обычно до 30-ти человек в сумме гребет для одного клиента, но и эти гребцы обычно разбиты на внутренние комманды гребли, потому как всегда можно некую поставленную цель разбить на зоны ответственности и не требовать от 9-ти тёлок родить за месяц. Все вообщем сыты и довольны и не сильно напрягаются, ибо нет этих отмороженных на голову погонщиков с их брызжащими лицами и желанием угодить клиенту за счет бессоных ночей гребцов.
Опыт у меня уже в 3-ех подобных компаниях и знаю еще парочку подобных. С учетом экономии на всяких отвлекающих ***ов — зп гребцов в таких компаниях обычно выше, чем в уже неуёмно раздутых епамах\глобалах\люксофтах. А сама гребля — почти рай на самом деле. Еще бы только выпустить весло, но как вы сами понимаете, увы так не получится ибо всё держится на обязательности и ответственности каждого гребца.

На такую попасть — это как выйграть в лотерею.

Та нет. Нужно всегда интересоваться компаниями, даже если вы сейчас гребёте и вроде бы всё устраивает. Ну и иметь знакомых, которые могут рассказать о том, где они работали и как.
В итоге появится у вас небольшой список из компаний куда бы вы ни за что не пошли, и еще меньший список из хороших контор. Дальше уже дело техники\ваших знаний.

Потелитесь списком тогда уже.

Реально круто. Особенно вопрос с продажниками, которые в теме местных культурных заморочек. При вменяемом владельце -мечта.

Самое ужасное — это разговор по скайпу. Никогда не пойму тех людей, которые пытаются на меня слить тонну информации через звук, вместо чата. Самое тупое, что и чат и голос займут одинаковое время.

Просто лень. Это же им писать, возможно думать даже придется, а так поговорили и пошли пиво пить. Через день можно спросить: "Сделал? Нет? А когда сделаешь"и пойти пиво пить.

Ой не по всем вопросам чат и голос занимают одинаковое время.
Позвонить по скайпу, расшарить экран и обсудить кусок кода с коллегой — это быстрее, чем описывать все это в переписке, сбрасывать друг другу ссылки на код, потом опять писать ответы и опять ссылки на код, итп.
И еще — если вопрос требует активного обсуждения, где нет однозначного ответа и нужно обсудив принять решение — тогда созвониться это быстрее и эффективнее, чем вести дебаты письменно. И вероятность недопонимания ниже.

И еще — не все быстрее пишут чем говорят! Особенно если человек не кодер и не жмет на кнопки 8 часов в сутки.

Позвонить по скайпу, расшарить экран и обсудить кусок кода с коллегой — это быстрее

Ничосе. «Покрути выше — покрути ниже — открой другой файл» — это быстрее чем дать линки на гитлаб/гитхаб/чоувастам?

Да и к куску кода в переписке всегда можно вернуться, а не звонить и просить опять показать экран

созвониться это быстрее и эффективнее, чем вести дебаты письменно

Вообще ни разу. В чяте есть лог, лог можно просмотреть и перепроверить все аргументы. Да и потом недопонимания будет меньше — всегда можно перечитать и осознать, а не звонить и переспрашивать.

К тому же дебаты голосом проходят в виде «покукарекали и разошлись, а каждый понял своё».

Про качество звука/сжатия/микрофона/наушников я вообще молчу.

И еще — не все быстрее пишут чем говорят! Особенно если человек не кодер и не жмет на кнопки 8 часов в сутки.

Такие люди редко становятся клиентами

Ты уже старпер и не понимаешь новых технологий написания софта.

И кстати, без демонстрации сисек перед кодом я бы Лену послал лесом с ее расшареным экраном.

утибоЗемой! какие мы смелые

я с вами на «ты» не переходила

Спілкуюся англійською, володію вільно, на граматику не звертаю увагу. Команда міжнародна, без англійських нейтів спікерів, тож на граматику всім байдуже.
Кого граматика парить, той жертва вітчизняної школи, де за невірний артикль ставили двійки. В роботі головне — донести суть. Переважно, за рідкими виключеннями, граматика не змінює суть кардинально, в крайньому випадку можна пояснити ще раз іншими словами.

володію вільно, на граматику не звертаю увагу

Бачив я вашу команду.

Было бы интересно, чтобы вы поделились какой-то классификацией (или статистикой) проблем общения с заказчиками. Ведь вряд ли проблемой является акцент или мелкие грамматические ошибки (ая-яй он написал «the» а не «a»).

Поэтому предполагаю что проблемы в общении могут быть по двум причинам:
а) английский совсем плохой и общения почти нет
б) проблема на другом уровне, на уровне менеджмента а не языка:

— программист не задает вопросов (сам додумывает, делает как додумал, потом оказалось не то)
— программист задает слишком много вопросов (еще не встречала такого!)
— программист не управляет ожиданиями заказчика (не сказал, что делая новую фичу порефакторил старую, а значит можно ждать сюрпризы и срыв дат)
— программист злится, что заказчик постоянно меняет требования
— программист не понимает, зачем мы это все вообще делаем (а заказчик не понимает зачем ему это понимать? сказали копать — копай)
— программист хочет делать качественно, а заказчик хочет быстро
— непонимание заказчиками особенностей разработки ПО (откуда баги? а можно делать без багов?)

... список можно дополнять, интересно от вас услышать какого рода проблемы возникают с инженерами?

в) Оказывается, если много врать, из этого не получится реализация телепатии. И нет, ещё больше врать — не помогает. Может надо громче?

По собственному опыту скажу, что чаще всего проблема в непонимании чего хотят от разработчика. Тут надо бесспорно подстраиваться по каждого заказчика с его национальными особенностями, но это того стоит.

Американцам, как правило, нужно владеть всей информацией, позитивной или негативной, например, сказать сделаю через две недели и не сделать для них гораздо хуже, чем сказать у меня есть проблемы с тем-то и тем-то и это затянется на три недели, не нужно боятся им говорить правду. Также проблема в использовании языка, когда наш разработчик говорит нашим, сделаю «через две недели», то часто не ждут релизного качества. Когда ты говоришь американцу, сделаю через две недели, а в уме держишь неделю на тестирование, неделю ещё на допиливание, то отсюда и получаются проблемы, они ожидают от слова сделаю — сделаю всё. Когда тебя спрашивают естимейт надо отвечать срок и добавлять «to give you smth to try», и всё, нет никаких проблем.

С японцами, например, всё совсем по другому, нужно знать позицию собеседника в компании, его вес в компании (желательно и возраст), минимализм должен превалировать в разработке, упаси бох сделать что-то лишнее или больше, чем просили, потому что будешь делать больше, суппортить больше за то же время и тот же прайс. Естимейты ещё хуже чем с американцами, если сказал и не сделал, лучшее, что я могу предложить — это сеппукку. С другой стороны японцы ужасные формалисты и если ты напишешь письменные эстимейты, куда можно включить 50 оттенков от альфы до беты со сроками, то надо это сделать и включить. Теперь у тебя есть много времени между альфой и бетой, только периодически им нужно релизить текущие сборки проектов, чтобы они могли тестировать. И т.п.

Со странами латинской америки проще всего — это страны вечной маньяны. Когда будет сделано? Маньяна. Все свободны, разошлись по стойлам. Завтра GOTO 1. День сурка.

Американцам, как правило, нужно владеть всей информацией, позитивной или негативной, например, сказать сделаю через две недели и не сделать для них гораздо хуже, чем сказать у меня есть проблемы с тем-то и тем-то и это затянется на три недели

Так это не только американцам, всем нормальным людям (европейцам так точно) — лучше честные сроки, чем какие-то нереальные оптимистичные, которые все равно не выполнятся.

И шо в странах Латинской Америки разрабатывают софт? (Кроме Луа конечно).

Самые крупные заказчики софта это Бразилия и Мексика в том регионе. Самое большое количество галер и разработчиков это Чили, Колумбия, Перу, Аргентина, Мексика. По тенденциям на месте восточной Европы я бы стал немного беспокоится, т.к. рекламы именно южноамериканских галер тут очень много. По оценкам аналитиков они сейчас владеют 5% рынка аутсорсинга и показывают бешенный рост. У Индии реально много заказов поотбирали.

Мда. Давайте проведем еще пару дискусионных панелей на тему ИТ-нации :(

Колумбия в люди стала выбиваться? удивительно..)

Раньше отгружали кокс, диски Шакиры, немного кофе, теперь ещё и софт %)

С коробочным софтом комплимент от шефа)

Ні, до України їм ще далеко :))
(нет)

при таких вопросах с этими вариантами ответов — хз что полезного вы узнаете из опроса ;)

В порядке вещей, ничего особенного.

Вы общаетесь с клиентами из-за границы?

Да, общаюсь — я фрилансер, за меня некому

И как?

На английском

С другой — как только появляется возможность работать с клиентом по процессам непосредственно компании нанимателя и отойти от галерного подхода — а чого ото я маю спилкуватыся з ним, нехай син Порошенка ПМ спилкуется!

Та не, вопрос весь в другом, я его уже задавал в другой теме — какая роль галеры в таком формате и нафиг она нужна. И я вижу только одну функцию — заключать договора (трудоустройство).

Плюс надежность, клиенту есть с кого спросить, если что. Legal & compliance, и всякое такое.

Дошел до третье страницы, дальше не выдержал, закрыл. нет у меня проблем с общением с клиентами

Дошёл до третьей страницы комментов, дежавю

А зачем инженер вообще должен общаться с клиентом? Не за это в том числе ПМ зарплату получает, нет?

Когда Dedicated Team — то клиент как бы нанимает себе всех, и часто собеседует каждого. И на этом этапе они могут общаться

Это верно, если есть PM можно быть немым и вообще всю жизнь горбатиться на дядю))

умные разрабы стараются вообще не общатся с клиентами и перекладывать это на своих прожект-манагеров. Иначе клиент будет лезть к тебе со своими проблемами напрямую.
Но даже если речь о фрилансе не понимаю какая проблема. Недоволен каким то навыком — так обучайся этому навыку.

аутисты :) хотя и денег получать и рта не раскрывать.

манагеры получают больше вот пусть от отдуваются

Иначе клиент будет лезть к тебе со своими проблемами напрямую.

И в чем проблема ? Один из способов рубить в перспективе бабло, не заучивая при этом матан и алгоритмы, это какраз умение разобраться с проблемами клиента и порешать.

дело в том что проблемы с которыми к тебе лезет клииет часто весьма геморные. Но дело не в этом — в любом случае эти проблемы решать тебе как разрабу. Разница в том кто за эту проблему отвечает и кому клиент капает на мозги.
И с каких пор знание матана и алгоритмов стало определяющим для рубки бабла в програмировании?

дело в том что проблемы с которыми к тебе лезет клииет часто весьма геморные.

Имхо зависит от проблем и вообще умения приоритеты ставить. Если чето упало в продакшене и не работает, а программист отмазки шлет мол не его это дело — то эт прямой путь в индию.
А если клиент какойто фигней задалбывает типа цвет кнопки срочно поменять — то тут да, нужно слать лесом.

И с каких пор знание матана и алгоритмов стало определяющим для рубки бабла в програмировании?

Это из местного фольклера.

Вчора з дому спілкувався з клієнтом з Bay Area, з відеозв’язком і зробив нововведення: посадив свою улюблену морську парасюню на плече. Вона додала позитиву в спілкуванні, так що тепер вона мій партнер на випадок важливих переговорів.

Here is my assistant:
drive.google.com/...​WUk0eGM/view?usp=drivesdk
Check out her Kick ass lips and glance. Who would refuse looking to these eyes? :)

Oh, you so cute, girl. But who is that glassed unshaved monkey beside? Why do you hold such nasty animal at home? Get a blond girl or baby, it will look much better on screen and underline your beautiful fur.

Ok, ok, I understand it’s you SEO monkey, but your should not show it on camera. Hold it in a dark damp place, like a basement (don’t tell him such words, call it the Vogue co-working). Give him some coffee and junk food, and push to fcckin work. This meat loaf not dead yet, so have to work!

And why did you call your code monkey “Alex” and write on DOU under his account? Don’t let him get on it, don’t allow him to distract — work, work! He have to earn you more cheese this week!

Посади девчёнку под одеялком на заднем плане, чтобы иногда выглядывала и приоткрывала богатый внутренний мир. Главное не попалиться случайно засветив зелёный фон вместо спецэффектов.

Молода і гарненька дівчина на фоні позаду сиділа, але вона працювала на ноутбуці, допомогла мені. В оголеному вигляді дівчатка поки не положено. Через місяць в мене має народитися син, не хочу давати приводу для ревнощів дружині, а на совість саджати котика шкребунця )))

нельзя. Могут подумать что у программтста есть личная жизнь

Как будто это что-то хорошее.)

А дружина вважається лічнай жизнью чи ні?

Тобто дровиняка в кроваті до одруження перетворюється в мєбєль ценную? Я правильно зрозумів хід думки?

Так я ж не предлагал живую. Тупо наложить спецэффектом поверх ключевого фона.
А то что у программистов есть жизнь — эт вы научной фантастики начитались! Хотя котэ — это ж форма жизни? Надо в википедии глянуть.

Можна ризовою обійтися, плюс 100 до жалості клієнта буде. Не тільки спиртзал оплачувати буде клієнт, як зараз модно стало обіцяти, а й амортизацію ризової подружні з перспективою виділення бюджету на справжніх.

Я пару дней назад общался с товарищем из Сиэттла. Он был в офисе своей компании. Как только появилось видео он мне лапой своей собаки помахал и сказал:"Hello Salesforce!" :-) Птм пришел другой товарищ, с которым обсуждали вопросы. Он взял себе на руки собаку и гладил.
Интересный подход к офису.

Це ще може бути латентна перевірка реакції партнера чи працівника на нестандартні ситуації.

Может. Но в моем случае — врятли. Я пол года с товарищами работаю.
Плюс, что тут проверять? Человек прекратит звонок, если увидит собаку на том конце провода?

Ні, свою витягне з під столу)

вопросы прикольно спроектированы — почти все спрашивают что не так, то есть вариант что нет проблем в том опросники не предусмотрен

Чтобы увеличить долю нужного результата. Референдум про Крым такие же писали, инфа 136%

Когда всё работает хорошо, то редко кто пытается понять почему. Вот и в этом опросе — если всё хорошо, то больше вопросов нет :)

так ваш опрос в любом случае покажет что проблемы есть, т.к. если даже 95% не имеют этих проблем, они просто не пройдут ваш опросник, и вы будете судить по 5% что в отрасли проблемы

Когда всё хорошо, надо понять процент того что плохо, и вообще оценивать хорошо или плохо должна та сторона, которая платит деньги.

Ту сторону, которая производит товар или услугу, нужно спрашивать ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ в улучшении качества составляющей вашей услуги. Кто ж признается, что общается как макдак?

Опрос крайне однобокий, «правильные» ответы уже предложены. А реальность осталась за кадром.

Могут ответить просто: нет, нам не нужны очередные БлаБлаКурсы от канадской [оптовой] компании.

Опрос был создан с гипотезой, что прблемы есть. Правда это больше замечают собственники компаний, и хочется узнать — инженеры это тоже замечают или у всех всё супер.

БлаБлаКурсы от канадской [оптовой] компании

предлагать не планирую :)

тогда проводите опрос в тех компаниях где эти проблемы есть, и разве собственики компаний участвуют в митингах с клиентами?

Собсвтенники компаний это узнают не во время митинга чаще всего, хотя и такие случаи уверен бывают

а они уверены что они располагают достоверной информацией тогда?

это больше замечают собственники компаний

Собственники компаний не замечают даже как их же сотрудники общаются с их же клиентами. Не верите? Позвоните в колл-центр [любая компания] — редкостные [низкооплачиваемые сотрудники, мигрирующие сквозь все эти шараги вместе с «культурой», равно как и их боссы которые эту культуру развивают десятилетиями].

Да вроде бы в среднем по аутсорсу уже лет 5 минимум как решили эти проблеммы.

Заставили всех у кого было так себе его выучить до приемлемого уровня. Ввели в качестве обязательного требования при приёме на работу. Прописали формально в штатных рассписаниях для каждого из существующих уровней работников необходимый уровень английского (иногда с критериями достижения) и в штатном порядке — привязав оценку уровня к регулярным оценкам производительности заставили всех учить... Ну и курсы само собой обеспечили относительно толковые.

Было время работал в одно конторе во Львове. В 2006-8 годах нам говорили что у нас огромный провал в этом и надо подтягивать. где-то в 2010 нам говорили что уже заметно лучьше, чем было сначала но ещё похуже, чем было в то же время в Одесском и Киевском офисах (там все было ок) к 12 году офицально согласились, что в средем уже все ок. У кого было не ОК уже подтягивали в личном порядке.

Вообще проблемма была с теми, кому сейчас около 40 и старше — у них в то время было все ОК с технологиями но печально с английски. За последни 10 лет, те кто из них был толковый — все что надо доучили
У моего «поколения» дела с языком были в среднем по-лучьше. Ну и «погоны» и соответственно требования по знанию языка у нас в то время были поменьше.
Те кому сейчас 30 — уже в основном приходили в индустрию из институтов с более ли мение терпимым уровнем требующим небольшой шлифофки.

Ну и само собой есть знание языка, а есть ещё умение понятно изъяснятся, общаться по телефону, строить отношение с удаленной стороной и тому подобное — вроде как этому учились в процессе карьерного развития.

Само собой всегда есть к чему стремиться и куда улучшаться.

Опрос «оно». Ну вот нету у меня проблем в общении с заказчиком, во всяком случае указанных в ваших списках, и кликать мне там как бы сразу и нечего стало.

Вроде ж предусмотрели этот момент — там необязательные пункты

Типа как на выборах «не підтримую жодного кандидата», означающий «я лох, пусть за меня решит большинство идиотов».

Да обычно как-то. Люди как люди. Сильно зависит от страны конечно, чем более упадочна — тем более звёздное руководство, считающее что ты им должен создать клон Гугла, но за 100 долларов. С такими общение в основном сводится к «сейчас занят, перезвоните после Рождества».

Самый плохой звучит когда я слышу нецензурное выражение. Слово такое мерзкое, что давайте произнесу его шётопотом: бесплатно. В русском языке это слово звучит иначе: заодно.

Очень странный топик.
По себе скажу, год опыта работы на Upwork очень способствует развитию всех навыков общения, убеждения итд.

Интересно понять у многих ли инженеров проблемы в общении с клиентами и в чём именно? Или communicaiton skills это наша сильная сторона и проекты отваливаются по другим причинам.

За вас, Назар, я рад, и наверно есть логика в том, что на фриланс уходят работать как раз те, у кого с общением всё лучше чем в среднем у всех остальных :)

Интересно потом увидеть результаты

Подписаться на комментарии