C#8, .NET 5, DevSecOps, Azure Functions та мікросервіси на конференції .NET fwdays | Online

Ожидание vs реальность: хакатон Bosch ConnectedExperience 2018

Первым, что мы увидели перед павильоном хакатона, был self-driving Mercedes. «О, ну мы как раз вовремя. Кто-то уже накодил, можем ехать домой, ребята!»

В феврале мы с друзьями посетили Берлин, чтобы поучаствовать в Bosch ConnectedExperience 2018. BCХ — это двухдневный IoT-хакатон для front-end и back-end разработчиков, UX-экспертов, ПМ и стартапов. Ехали мы двумя командами. Первая состояла из троих участников: я — Родион Воловик, Роман Черный и Руслан Коптев — мы собрались вокруг идеи сделать решение для взаимодействия автомобилей со светофорами. С ребятами знакомы по проекту в GlobalLogic, который тоже связан с автомобильными технологиями. Вторую команду сформировала Юлия Шандра — она также из нашего проекта в GlobalLogic. Юлия с коллегой Виктором Сахарчуком решили реализовать систему распознавания машинами пешеходов.

Идея посетить Bosch Connected World 2018 пришла к нам в январе. Мы восприняли ее с энтузиазмом, когда увидели список принимающих участие компаний, среди которых были Bosch, IBM, Intel, Fujitsu, MathWorks и многих других технологических лидеров на рынке. Окончательно к участию нас подстегнули бесплатные билеты, которые Bosch предоставлял достаточно мотивированным аппликантам. Плюс ко всему, одним из ключевых направлений в хакатоне было «Autonomous Driving», которое интересовало всех нас по профессиональным мотивам.

В целом, хакатон состоял из 5 направлений: «Connected Mobility Services», «Autonomous driving», «Manufacturing 4.0», «Supply Chain & Logistics 4.0» и «Connected life». Выбрав одну из сфер, команды в течение двух дней разрабатывали проект, пользуясь робототехникой вышеупомянутых компаний и советами менторов. Затем участники презентовали свои результаты и с помощью голосования в каждой из категорий определялась команда-финалист. По итогам конференции был выбран главный победитель, чья разработка стала лучшей среди всех направлений.

Со времени участия в хакатоне прошло уже несколько месяцев, и сейчас, вспоминая эту поездку, мы хотим обобщить наш опыт и поделиться лайфхаками с теми, кто тоже подумывает о заграничном хакатоне.

Три дня на сборы

Участие во всевозможных хакатонах всегда стоит планировать заранее. Тогда у вас есть шанс не упустить момент с подачей мотивационного письма и заявления для бесплатного участия. Для наших команд участие в Bosch ConnectedExperience 2018 было довольно спонтанным решением и нам очень повезло: мы подали документы фактически в последние дни и получили подтверждения один за другим. К тому же, заявки рассматриваются достаточно долго, поэтому подготовкой необходимых для выезда за границу документов лучше заниматься параллельно. Тогда в день выезда на столе вас будет ожидать готовый биометрический паспорт, что значительно упростит задачу. К примеру, мне удалось получить паспорт всего за неделю. Но это скорее исключение из правила и огромная удача.

За три дня до BCX мы с ребятами справились со всеми организационными вопросами и начали готовиться непосредственно к хакатону. Заявки подавали на участие в категории «Autonomous Driving», поэтому в последние дни перед поездкой мы определились с ролями в команде и собрали прототип робота. В итоге мы захватили его с собой, хотя и в разобранном виде, чтобы было удобней транспортировать. Впоследствии, уже на месте, он был использован в качестве деталей для усовершенствования разработки. Итак, взяв разные комплектующие, инструменты и отличное настроение, мы отправились в Германию.

Различный опыт в одинаковых условиях

Прибыв в первый день хакатона вовремя, мы обнаружили на месте огромное количество участников. В пестрых брендированных футболках некоторые из них демонстрировали свои разработки, которые сопровождались табличками «Нажми тут», «Подойди, попробуй» и т.п.
Тут стоит учесть, что каждое из пяти направлений хакатона поддерживали официальные спонсоры, тем самым рекламируя свой продукт. Именно на основе их продуктов командам необходимо было предложить собственные решения. Поэтому для участия в хакатоне отбирали людей с совершенно разным опытом: от стартаперов, которые непосредственно работают с продуктом, до специалистов из IT-компаний, которые владеют технологиями и разного рода экспертизой, но не работают с продуктом как таковым. Все увиденное мы восприняли не как препятствие, а скорее, как вызов и возможность проявить свои силы в сжатые сроки.

Инструментарий, или как работать на голом энтузиазме

В целом хакатон был хорошо организован: царило ощущение, что пространства и ресурсов для реализации идей достаточно и организаторы позаботились обо всем. Однако, кое-каких комплектующих все же не хватило. Изначально каждой команде предоставляли маленького робота Amigobot на колесах с минимальным набором сенсоров и камерой. Эти прототипы имели определенные ограничения. По факту необходимо было в сжатые сроки работать в рамках предоставленных технологий, а также отталкиваться от собственного опыта, связанного с подобными проектами.

В роботах Amigobot система была направлена на использование ROS, с возможностью имплементации технологий, которые были представлены другими компаниями, такими как MathWorks, Microsoft и т.д. Поэтому основным фундаментом для работы в нашем случае была ROS и OpenCV.

Если рассказывать в общем, идея нашей команды состояла в том, чтобы создать систему, которая поможет разгрузить водителя во время долгих путешествий, а также улучшить дорожно-транспортную ситуацию. Суть нашего прототипа была следующая: автомобиль с такой системой способен реагировать на дорожную ситуацию и знаки. Например, в случае, когда машина движется следом за другой, система автоматически остановит транспортное средство, если успеть проехать на зеленый свет светофора будет невозможно.

Изначально мы планировали, что в макет прототипа войдут разные знаки, дорога с разметкой, а также не менее двух автомобилей. Но, к сожалению, организаторы предоставили ​​ограниченное количество доступных для использования компонентов, особенно роботов. Поэтому в реалиях хакатона схема была упрощена до одного автомобиля и одного дорожного знака — светофора.

Процесс создания также не обошелся без проблем. Для определения объектов нам необходимо было использовать дополнительную камеру. Обратившись в зону саппорта, мы узнали, что все камеры уже разобрали. Посоветовавшись с командой, было решено использовать камеру мобильного телефона. Конечно, это влекло за собой ухудшение качества, но вместе с тем это было креативное решение, которое впоследствии оценили судьи. Большинство команд использовали готовый hardware, так сказать, просто собирали конструктор. Мы же взяли паяльники, разные детали и проявили максимум инициативности. Собственно говоря, основная часть нашего проекта была основана на нашем персональном реквизите, но это не помешало нам познакомиться и поэкспериментировать с вышеупомянутыми технологиями.

Следующим открытием стало то, что взаимодействовать с железом разрешалось только в рамках одного специально отведенного стенда. Часть команд пилила софт в одном месте, постоянно возвращаясь к стенду с роботами для тестирования. Другие участники, в буквальном смысле стоя на коленках перед роботами, кодили на ноутах. Было забавно со стороны наблюдать за их увлеченностью процессом. Наша команда пошла немного другим путем. Чтобы не терять драгоценное время, решили сначала проверять все на собственном железе, а уже на следующих этапах передвигались к стенду.

Так что, в принципе, предоставленные организаторами комплектующие — это скорее необходимый минимум для выживания на хакатоне. Дальше вам поможет все, что вы привезли с собой, а также сообразительность участников команды.

Налаживаем контакты: правило цветной ленты

Важной частью нашей поездки стало общение в рамках выставки с представителями компаний на тему разных технологий, и т.п. Но первый опыт оказался не совсем удачным. Менеджеры общались с нами неохотно, кратко отвечая на заданные вопросы, но спустя пару диалогов мы разобрались в чем была причина.

Дело в том, что организаторы выдавали участникам бейджи с лентами разных цветов. Участникам хакатона — зеленый цвет, гостям выставки — красный, а представителям бизнеса выдавали синие ленты. В свою очередь, работа стендов по большей части была направлена на налаживание бизнес-связей, поиск новых клиентов и партнеров. Таким образом, благодаря распределению по цвету, компании на выставке легко определяли, кто в данную минуту ведет с ними диалог и проявляли заинтересованность, ориентируясь преимущественно на представителей бизнеса.

Недолго думая, мы повесили бейджи так, чтобы цвет ленты не было видно. Это помогло нам поговорить со всеми представителями, которые нас заинтересовали и впоследствии завести огромное количество полезных знакомств.

С другой стороны, в рамках хакатона команды ежедневно общались со своими менторами, которые, к слову, были очень отзывчивыми. Менторы от Microsoft и MathWorks могли по несколько часов сидеть вместе с командой и решать не поддающуюся задачу, не отвлекаясь даже на кофе. Чувствовалась их глубокая вовлеченность и интерес к процессу.

В общем, если на хакатоне вам нужна дополнительная информация или взгляд со стороны, тут главное желание, а способы найдутся всегда.

Autonomous driving, а роботы не едут. Как выбирали победителей

По нашим наблюдениям, на финальной презентации из 100% проектов в направлении «Autonomous Driving» поехало максимум 10% роботов. Это было связано с тем, что на реальную работу над разработкой оставалось, по сути, полтора дня. За это время нужно было еще успеть изучить необходимые для использования технологии, потратить время на брейнштормы и тесты. Также на скорость работы повлияло и качество сети wi-fi. Она буквально не выдерживала нагрузки — приходилось подключаться к роботу через ethernet-кабель, чтобы до него доходили сообщения.

Еще на этапе тестирования мы наблюдали ситуацию, когда поехал первый робот. Добавим, что этому факту обрадовалась не только команда разработчиков, но и все участники, которые наблюдали его «первые шаги». Основная функция робота заключалась в том, чтобы отслеживать объекты и объезжать их. Но по факту он так ее и не выполнил. В попытке протестировать проезжающего мимо робота, я подставил ему ногу, но тот оказался крайне настойчивым и ехал прямо, в течение минуты отъезжая и снова врезаясь в препятствие.

Во время финального питчинга на то, чтобы продемонстрировать решение, командам давали около 5 минут. Многие собирали свою презентацию по слайду в последние минуты. Хотя в идеале все должно происходить наоборот: изначально в команде должен быть определен человек, который готовит презентацию, репетирует, а затем питчит. Лайфхак, который мы в итоге для себя сформировали: стоит записывать на видео этапы тестирования, поскольку в процессе работы все может получаться, а уже на самом питче не исключены проблемы. Как, например, в нашем случае сложности с wi-fi.

Программа презентации в рамках каждого из направлений была в целом стандартной: участники представляются, показывают проект, а затем каждый из членов команды рассказывает о своей части проделанной работы. По результатам презентации фидбэка как такового мы не получили, так как основная цель ВСХ — это поработать с технологиями. Мы даже победителя определяли путем голосования участников.

После выбора победителя в каждом из пяти направлений был определен главный победитель хакатона Bosch Connected Experience 2018 — E-Mut. Команда заняла первое место в категории Connected Life со своим прототипом автономного робота для определения уровня загрязнения в реках и океанах.

Выводы

Хакатон для новичка — это всегда необычный и одновременно очень веселый опыт. Стоит ли принимать участие в подобных мероприятиях? Однозначно! Во-первых, условия соревнований, а также ограничения во времени и ресурсах дают понимание того, насколько проработаны твои скиллы и где еще остались пробелы. Хакатоны, по сути, открывают глаза на эти нюансы и помогают их пофиксить. По окончанию ты понимаешь, в каком направлении необходимо двигаться дальше. Во-вторых, это реальная возможность почувствовать себя junior/middle/senior разработчиком, project-менеджером и sales-менеджером одновременно, показав на что ты по-настоящему способен.

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Дякую, цікаво було почитати про ваш досвід.

Подписаться на комментарии