Прийшов час осідлати справжнього Буцефала🏇🏻Приборкай норовливого коня разом з Newxel🏇🏻Умови на сайті
×Закрыть

Что общего между гибкими методологиями и эмоциональным интеллектом (EQ)

Мои размышления я адресую для тех, кто занимается менеджментом в сфере ИТ, для кого важны сроки и качество реализации проекта разработки, показатели прибыльности компании, а также бизнес-аналитикам, для которых процесс общения с Заказчиком является ежедневной рутиной.

Сначала немного о себе.

Я последние восемь лет работаю бизнес-аналитиком в ИТ и, конечно, как любой бизнес-аналитик являюсь связующим звеном между миром Заказчиков и миром Разработчиков. Так вышло, наверно, в силу своего характера, всегда придавала большое значение построению здоровых и доверительных отношений с обеими сторонами, командой и, конечно, Заказчиком.

Ведь, неправда ли, нам всем приятно приходить на работу и общаться с людьми, у которых есть с тобой общая цель и которых ты, как минимум понимаешь.

Поэтому помимо необходимых хард скилов, придаю большое значение софт скилам.

Так я пришла к изучению методов развития эмоционального интеллекта (что скрывать, прежде всего своего :)).

Но непосредственным стимулом к написанию статьи стало воспоминание о реальном случае, который показывает актуальность темы разговора.

Как часто не слаженность процесса и отсутствие взаимопонимания, сдвигают срок релизов, портят отношения между Заказчиком и Исполнителем, вот пример...

Внедрялась сложная доработка, затрагивающая шесть взаимодействующих между собой систем и четыре отдельные команды. Территориально команды и сам Заказчик находились в разных локациях, было проведено общее ознакомительное совещание в телефонном режиме, дальнейшее общение Заказчик проводил с каждой командой отдельно, иногда при участии двух команд. Доработка проходила по плану, возникающие вопросы уточнялись в ходе реализации и ничего не предвещало проблем.

Заказчик был новый, и особенности его личности и стиля работы никто не знал.

А из-за сложности самой доработки и стиля работы Заказчика в целом, он пытался внести изменения на тех этапах доработки, где вносить изменения уже нельзя. И часть команд принимала эти изменения, а часть нет. Также, как выяснилось, что он не до конца понимал схему взаимодействия между системами в целом. Естественно, при интеграции между системами мы получили массу ошибок, в целом релиз пришлось переносить и все это время все участники процесса находились в довольно стрессовой ситуации.

Как и написано выше, все проблемы возникли из-за неслаженности процесса взаимодействия ИТ команд между собой, между ИТ Исполнителем и Заказчиком, как выяснилось позже, отсутствия общего видения и понимания доработки у всех участников процесса в целом, хаотичности предоставления бизнес требований...Мы говорили об одном и том же, но понимали и видели ситуацию по разному.

Таких случаев немало.

Но вернемся к развитию эмоционального интеллекта... Чем больше я интересовалась методиками его развития, тем больше у меня возникало чувство, что я это уже слышала и практиковала, только рассматривала с совсем другой стороны, под другим соусом!

А именно, практикуя методологии Agile. Да, в реальности каждая компания, да что там, команда, приспосабливает выбранную методологию к своим реалиям, но все же, один из главных принципов в методологиях Agile — это люди!

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.

Лично для меня это очень важно и ценно (хм, не знаю для многих ли представителей ИТ мира этот принцип важен...). Именно качественному взаимодействию с людьми и развитию этих навыков учат нас методологии по развитию эмоционального интеллекта.

В Agile для первоначальной работы с новой фитчей мы используем User Story, которая состоит из:

As a , I want so that .

Т.е. <тип пользователя (роль)> <цель> <причина>

Для развития эмоционального интеллекта и общения с другими людьми нас учат пользоваться следующей формулировкой:

«Я чувствую ..., потому что..., и я хотел бы....»

<название, имя эмоции> <причина> <цель>

Получается, повышая свой эмоциональный интеллект мы учимся мыслить четко и структурировано, быть осознанными, называя вещи своими именами, понимать и проговаривать конечную цель.

Используя в работе Agile методологии и эмоциональный интеллект, мы учимся понимать коллег и заказчиков :)

А вы замечали, что современный мир, а соответственно и бизнес стал текущий? И теперь негласной нормой становиться непрерывность изменения... Ну это проблема бизнеса, возможно, подумаете вы... Но ведь мы, как Исполнители, должны удовлетворять потребности бизнеса, помочь сделать бизнес Заказчика более прибыльным, ведь именно он платит нам деньги и заказывает музыку. Это особенно остро чувствуется в продуктовой разработке, там это супер важно!

Какой вывод напрашивается? Исполнитель принимает на себя обязательства изменяться вместе с заказчиком и его потребностями. Это как танго, необходима синхронность партнеров.

Исполнитель является, как бы продолжением бизнеса заказчика, мы синхронизируется!

Для того, чтобы синхронизировался бизнес и ИТ не обойтись без качественного эмоционального взаимодействия.

Оно является очень важным фактором, позволяет нам быстро реагировать на изменения, т. е. понимать нужды, потребности, дает способность быть гибкими, предчувствовать изменения в бизнесе Заказчика. Если взаимодействие не налажено, то мы теряем скорость взаимопонимания, а это сроки, сдвиг релизов, потеря репутации и вопрос о целесообразности дальнейшей разработки в целом.

Я считаю, что новый формат общения — эмоциональное взаимодействие, должен быть интегрирован, как обязательная часть корпоративного общения и взаимодействия с Заказчиком.

А что такое это эмоциональное взаимодействие? Понимаем ли мы реально, когда же оно возникает и как его наладить?

На обыденном уровне очевидно, что возникает оно, когда люди общаются о человеческом, без формальностей и условностей, просто как люди, без ролей и чинов, на обычные житейские темы.

Что же нужно для налаживания человеческих взаимоотношений?

1. Зрительный контакт, мы должны видеть человека. Ученными доказано, что человеческий мозг считывает 80% невербальной информации. А современные технологии позволяют легко это делать.

2. Тактильное взаимодействие, если позволяет возможность, конечно. Когда вы находитесь в одном помещении, намного легче и приятнее общаться, есть возможность пошутить и легче наладить общение даже с человеком, с которым общение не сложилось изначально в силу определенных причин.

3. Ввести обязательные, регулярные встречи на кофе, ланч, что угодно, где люди говорят не о работе, а о том, что интересно. И вот мы все уже живые люди, а не мир ИТ технологий и бизнес.

4. Оказывается, в жизни у нас все одинаково, обычные люди, все просто и понятно, могут быть и проблемы похожие, и увлечения. А потом нам всем и на сложные, спорные темы общаться намного легче, ведь мы уже наладили эмоциональное общение, мы понимаем друг друга!

Уверенна, этот список могут продолжить профессиональные коммуникаторы, специалисты по эмоциональному интеллекту, психологи, их участие в дискуссии было бы очень уместно.

Когда произошел процесс синхронизации с Заказчиком, то это кардинально меняет скорость принятия решения и быстроту понимания проблемы. Учитывая значимость задачи, возможно стоить задуматься о создании некого стандарта коммуникации между Исполнителем в лице ИТ компании (подразделения) и бизнес Заказчиком.

Я думаю, что мы стоим на пороге принципиальных изменений в управлении процессом взаимодействия в сфере предоставления ИТ услуг.

Вопрос к вам: как эти изменения могут влиять на требования к управлению процессами построения взаимодействия, технологиям согласования требований.

Очень важно обсудить такие аспекты темы:

1. Как ’донести’ важность эмоционального взаимодействия до участников процесса со тороны Заказчика и Исполнителя.

2. Как внедрить изменения в построение отношений с Заказчиком.

3. Как развивать софт скилы аналитиков, тим лидов, проджект менеджеров в ИТ.

3. Какие этапы нужны для синхронизации Исполнителя и Заказчика.

Предлагаю провести дискуссию на платформе, а затем, если интересно и онлайн-воркшор по обсуждению изложенного выше или тем, которые могут возникнуть в процессе обсуждения.

Отзовитесь те, у кого данная тема вызвала желание поделиться опытом, поразмышлять и принять участие в организации воркшопа как спикеры...

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Какой ваш психологический возраст?

построению здоровых и доверительных отношений

Здоровье и доверие — термины отсутствия противоположного. Усилия по созданию здоровья или доверия подобны путешествию к горизонту.

Заказчик был новый, и особенности его личности и стиля работы никто не знал.

В описанной ситуации проблема не в мифическом «стиле» заказчика, а в том, что на стороне исполнителя не отлажены защитные процессы, которые позаботились бы о четкости ТЗ и пересмотре сроков и оплаты при изменениях ТЗ.
И проблема не в том, что заказчик «не до конца понимал схему взаимодействия между системами», а в отсутствии единой контактной точки на вашей стороне, заказчик не обязан вникать в особенности работы внутренних органов исполнителя.
И данная история (повторяющаяся многократно в разных местах) никак не относится к теме статьи.

As a , I want so that . ... Я чувствую ..., потому что..., и я хотел бы...

Если процедура А и процедура Б учитывают наличие причинно-следственных связей, то между процедурами А и Б есть что-то общее. Да, бесспорно.

Я считаю, что новый формат общения — эмоциональное взаимодействие, должен быть интегрирован, как обязательная часть корпоративного общения и взаимодействия с Заказчиком.

Вы так считаете... Ну, ок. Осталось сделать следующий шаг... Хоть какой-нибудь...

А что такое это эмоциональное взаимодействие? ... На обыденном уровне очевидно, что возникает оно, когда люди общаются о человеческом, без формальностей и условностей

И тут вы забыли таки определить, что же вы считаете должным для интегрирования. Оно возникает в каких-то ситуациях, не всегда, но иногда. Оно имеет какие-то признаки, не обязательные, но бывает. Вы предлагаете смотреть в глаза, пожимать руки и что-то еще, чтобы получить... Что? Где DOD?

список могут продолжить профессиональные коммуникаторы, специалисты по эмоциональному интеллекту, психологи

В пересказе статья сводится вот к чему — есть модный термин, можно прислонить к общению с заказчикам, профессионалы знают как, запишитесь сделать нам доклад.

Кто-то ещё начал читать сразу комментарии?

Предположу, что вы хотели спросить «кто-то еще начал сразу писать комментарии».

По топику можно подготовиться к екзамену по дифференциальной психологии( но зачем?). А вот «тактильное взаимодействие» © как-то вообще не в тему.

Э, народ, мы тут оное серьезно восприняли. А может это пятничный бред?
Так наливайте и поговорим за эмоциональный интеллект .

Эмоциональный интеллект , тактильная физиогномика, что там ещё ?

Скуреный учебник рускаго изыка

Добре, що ця макулатура принесла хоча б якусь користь.

посему связи в теме не вижу никакой)

эмоциональный интеллект — это ничто иное как коммуникация!!
утверждаю как психолог и лингвист)

Неоднократно бывал во всех трех шкурах — и исполнителя, и заказчика, и связующего звена, плюс различные гибриды и модификации. Могу сказать одно: если речь о работе, а не о совместном досуге или построении семьи, то т.н. «человеческие отношения» налаживать не нужно. Повторяю: не нужно. Более того, т.н. «человеческие отношения» практически гарантируют, что работа пойдет вкривь и вкось, что-то будет не сделано, сделано не так, не вовремя, недопереоплачено или недостаточно нахвалено когда все же ура мы героически вот.

Эмоциональный интеллект — это такой же оксюморон, как вкусная водка или честный депутат. Не место на работе эмоциям. Иначе процессы вместо четкого следования оговоренным заранее (что называется «на берегу») этапам скатываются в нечто среднее между театром юного зрителя и родительским собранием: у этого собака спринт съела, у того деньги ушли на срочное лечение воспаления хитрости, тут «у нас уже новый год/пасха/йом-кипур на носу вы же понимаете», там «ну ты же обещал и мамой клялся», и все вместе эмоционируют друг на друга и хорошо еще если в открытую, а не в режиме «я чего-то от тебя ожидаю но никогда об этом не скажу ведь мы одна семья и должны понимать друг друга без слов».

Нет. Категорически — нет. Я не приношу на работу свой насморк, свое невыспанное настроение и свою радость от нового телефона. И прошу всех придерживаться того же самого кодекса поведения. Здрасьте-здрасьте, очень приятно, но руки после туалета все же стоит мыть всегда, несмотря на близость наших отношений.

P.S. Доводилось работать с заказчиками, которые использовали легальные в их странах способы расширения сознания. И что, мне надо было употреблять с ними, чтоб постигнуть глубину всех глубин и в полной мере разделить и эмпатировать по полной?

Все правда для ситуации когда с «эмоциональной» компонентой работать не умеешь или не считаешь нужным. В общем случае, это отказ от использованиея дополнительного инсрумента, сужение горизонта собственных способностей/возможностей. Ну и люди все так любят, когда в низ замечают человека, а не еще один винтик процесса. В таких случаях повляются дополнительные варанты и возможности (я где то слышал про вовлеченность)).

«Эмоциональный интеллект» — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Собственно не сильно понял про что статья.

Но превращать людей в удобных болванов худший вариант управления коллективной деятельностью. Так что, люди работают с людьми, и у них эмоции, с этим нужно ументь работать, управлять и, при необходимости, манипулировать.

Эмоции — у девочек перед выпускным. Я предпочитал и предпочитаю работать с профессионалами, со специалистами, качество работы которых, распорядок дня и общение с которыми не зависит от того, какой у них день по лунному календарю, что они съели на завтрак, пилит ли их жена за невынесенный мусор. Мне это безразлично. Я — один, людей в мире много, на всех меня не хватит, работать с их эмоциями. Они не супруги мне и даже не друзья. Я отчетливо осознаю, какую часть собственных сил можно потратить на других — и ради чего?

У девочек истерика. ))) Ну позиция рыцяря в сияющих доспехах — то же позиция. Как минимум с ними все просто. Всегда можно сказать — «ты же професионал», и направить этим события в нужную сторону.

У девочек истерика. )))

Конечно истерика. Выпускной не может пройти без гадкого дождя.

Как минимум с ними все просто. Всегда можно сказать — «ты же професионал», и направить этим события в нужную сторону.

Здесь поподробней, пожалуйста — что за позиция и как направить?

распорядок дня и общение с которыми не зависит от того,

Какая у них температура, сломана ли нога, и вообще, смерть — не повод для нарушения обязательств по проекту?
И это не я утрирую, а вы уже перегибаете палку в другую сторону, чем автор статьи.

Нет, это ты утрируешь. На работе всякой хрени не место.
Заболел — вали лечись, а не заражай сотрудников на роботе. Помер, вали на тот свет, а не ползай зомби.

Все эти, а также более другие случаи должны быть описаны в соответствующих документах (трудовом договоре, например). Если обе стороны согласны, то можно внести даже такой пункт, как «Исполнитель обязуется выполнять работу только пока ему интересно и смешно» и/или «Заказчик получает право первой ночи за неисполнение спринта в заранее оговоренные сроки». Вписывайте заболевания, ноги, крылья, хвосты, пожар на фабрике макаронных изделий — и будет вам счастье. Правда, для этого нужно руководствоваться рацио, а эмоцио отложить на полочку, до ближайшего визита в шапито.

Да любой договор это Филькина грамота.

Полностью согласна, с эмоциональным интеллектом нужно и важно работать, ведь люди не роботы, у них есть эмоции и вовлеченность либо не вовлеченность в процесс.
Статья ставит вопрос о том, насколько это важно и что грамотной коммуникации можно и нужно учиться, и развивать ее, используя определенные инструменты.
И что такой подход это управление общением, позволяющий добиться гораздо более продуктивных результатов, возможность предвидеть конфликтные ситуации и потенциальные проблемы до их появления.

Спасибо, за то, что поделились своим мнением.
Я понимаю, что многие специалисты считают, что технологии сами по себе покрывают весь процесс. Может показаться, что я за построение дружеских или панибратских отношений, нет. Я за технологический процесс, который позволяет понять психотип Заказника, лучше понимать его и предвидеть возможные проблемы.

Зачем мне знать психотип заказчика, его размер обуви, знак Зодиака? Да, возможно это поможет мне, если заказчик — симпатичная одинокая брюнетка, но если у нас сугубо деловые отношения, описанные соответствующим образом в соответствующих документах, то мне (все равно — исполнителю или заказчику) должно быть все равно, кто находится по ту сторону — раздражительный еврей-Скорпион с подагрой или рыжеволосая мать троих детей.

Возможные проблемы становятся невозможными ровно в тот момент, когда вы говорите: «Стоп! Вы, конечно, личность со всеми присущими личностям прыщиками, привычками и предпочтениями в еде, но в данном конкретном случае меня это не интересует, у нас деловые отношения». Если же вы готовы прогибаться под эмоции, учитывать их — проблемы неминуемо воспоследуют. В силу того, что это эмоции.

Ну как зачем. Чтоб сразу распознать неадекватов и вовремя свалить.

Чтоб сразу распознать адекватов и вовремя свалить.
Зачем мне знать психотип заказчика, его размер обуви, знак Зодиака?

Разумеется это лишнее. Однако такого рода знания могут быть не лишними в отношении самого себя. Чтобы адекватно общаться с другими людьми на профессиональном уровне, не вовлекая в это личную эмоциональную нагрузку, надо уметь управлять прежде всего своими эмоциями. Поверьте, большинство «заказчиков» этому научились давным-давно, ведь многие из них общаются с людьми каждый день. А вот у исполнителей этот навык зачастую хромает. Развитый эмоциональный интеллект необязательно подразумевает прямое вовлечение эмоций, прежде всего это проявление эмпатии, способности слушать собеседника и принимать другую точку зрения. Про эффекта Даннинга—Крюгера слышали? Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта всегда постарается распознать в себе данный изъян вовремя. На профессиональном уровне это выльется в делегирование полномочий/решений более технически подкованному специалисту или компании.

Однако такого рода знания могут быть не лишними в отношении самого себя

С этим согласен. Этой штукой нужно заниматься с толковым психотерапевтом в ходе личных занятий и применять полученные знания о себе к всей жизни в целом, а не только в каком-то определенном аспекте, в определенных типах отношений, к избранным личностям.

Развитый эмоциональный интеллект необязательно подразумевает прямое вовлечение эмоций, прежде всего это проявление эмпатии, способности слушать собеседника и принимать другую точку зрения.

С этим не согласен. Вы не ждете от кофеварки, что она проэмпатирует, какой именно кофе вам нужен. Прораб, который делает вам ремонт, приходит к вам со сметой, а не с чашкой чая для задушевного разговора. Вы заходите в маршрутку или садитесь в такси и рассчитываете попасть из точки А в точку Б, зачастую вообще никак не взаимодействуя с исполнителем. Способность слушать собеседника, хвала седым тестикулам осла, везшего Иисуса из Назарета, необходима только нескольким определенным профессиям.

И это никак не связано со способностью осознавать себя, со способностью принимать чужую точку зрения и уж тем более со способностью к эмпатии. Это разные способности. Развивать ли их в себе — личное дело каждого. Я лично (лично я) считаю восприятие и проживание чужих эмоций бессмысленной и энергозатратной игрой с негарантированным результатом. Ну, кому-то и с моста на резинке прыгать нравится, эти ваши люди такие разные!

Эмоциональный интеллект — это такой же оксюморон ... Не место на работе эмоциям ...

Ваши постулаты допустимы лишь при некоторых толкованиях терминов «эмоция» и «интеллект». При другом, отличном от вашего, понимании терминов «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном.
P.S. Эмоции и проявление эмоций — не одно и то же.
P.P.S. Эмоциональный интеллект — это как раз «не примешивать к работе свой недосып».

P.P.S. Эмоциональный интеллект — это как раз «не примешивать к работе свой недосып».

А тут хоть из штанов выпрыгни, но если не выспался, то работать ты будешь некачественно. Физиология-с.

Летели два крокодила, один зеленый, другой в Африку.

Выносите холодильник, он не курит!

Отличная аналогия, хорошая статья

А вот и реальный автор статьи :)

Большое спасибо за оценку.
Мой подход может показаться новым и мне важно услышать мнение людей, которые понимают мои аргументы. Буду очень рада, если вы уточните, что именно Вам показалось интересным, что откликнулось.

Что общего между бульдогом и носорогом?
Ответ: Их можно скрестить.

Похоже на исповедь вегитарианца.

Подписаться на комментарии