Что общего между гибкими методологиями и эмоциональным интеллектом (EQ)
Мои размышления я адресую для тех, кто занимается менеджментом в сфере ИТ, для кого важны сроки и качество реализации проекта разработки, показатели прибыльности компании, а также бизнес-аналитикам, для которых процесс общения с Заказчиком является ежедневной рутиной.
Сначала немного о себе.
Я последние восемь лет работаю бизнес-аналитиком в ИТ и, конечно, как любой бизнес-аналитик являюсь связующим звеном между миром Заказчиков и миром Разработчиков. Так вышло, наверно, в силу своего характера, всегда придавала большое значение построению здоровых и доверительных отношений с обеими сторонами, командой и, конечно, Заказчиком.
Ведь, неправда ли, нам всем приятно приходить на работу и общаться с людьми, у которых есть с тобой общая цель и которых ты, как минимум понимаешь.
Поэтому помимо необходимых хард скилов, придаю большое значение софт скилам.
Так я пришла к изучению методов развития эмоционального интеллекта (что скрывать, прежде всего своего :)).
Но непосредственным стимулом к написанию статьи стало воспоминание о реальном случае, который показывает актуальность темы разговора.
Как часто не слаженность процесса и отсутствие взаимопонимания, сдвигают срок релизов, портят отношения между Заказчиком и Исполнителем, вот пример...
Внедрялась сложная доработка, затрагивающая шесть взаимодействующих между собой систем и четыре отдельные команды. Территориально команды и сам Заказчик находились в разных локациях, было проведено общее ознакомительное совещание в телефонном режиме, дальнейшее общение Заказчик проводил с каждой командой отдельно, иногда при участии двух команд. Доработка проходила по плану, возникающие вопросы уточнялись в ходе реализации и ничего не предвещало проблем.
Заказчик был новый, и особенности его личности и стиля работы никто не знал.
А из-за сложности самой доработки и стиля работы Заказчика в целом, он пытался внести изменения на тех этапах доработки, где вносить изменения уже нельзя. И часть команд принимала эти изменения, а часть нет. Также, как выяснилось, что он не до конца понимал схему взаимодействия между системами в целом. Естественно, при интеграции между системами мы получили массу ошибок, в целом релиз пришлось переносить и все это время все участники процесса находились в довольно стрессовой ситуации.
Как и написано выше, все проблемы возникли из-за неслаженности процесса взаимодействия ИТ команд между собой, между ИТ Исполнителем и Заказчиком, как выяснилось позже, отсутствия общего видения и понимания доработки у всех участников процесса в целом, хаотичности предоставления бизнес требований...Мы говорили об одном и том же, но понимали и видели ситуацию по разному.
Таких случаев немало.
Но вернемся к развитию эмоционального интеллекта... Чем больше я интересовалась методиками его развития, тем больше у меня возникало чувство, что я это уже слышала и практиковала, только рассматривала с совсем другой стороны, под другим соусом!
А именно, практикуя методологии Agile. Да, в реальности каждая компания, да что там, команда, приспосабливает выбранную методологию к своим реалиям, но все же, один из главных принципов в методологиях Agile — это люди!
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Лично для меня это очень важно и ценно (хм, не знаю для многих ли представителей ИТ мира этот принцип важен...). Именно качественному взаимодействию с людьми и развитию этих навыков учат нас методологии по развитию эмоционального интеллекта.
В Agile для первоначальной работы с новой фитчей мы используем User Story, которая состоит из:
As a , I want so that .
Т.е. <тип пользователя (роль)> <цель> <причина>
Для развития эмоционального интеллекта и общения с другими людьми нас учат пользоваться следующей формулировкой:
«Я чувствую ..., потому что..., и я хотел бы....»
<название, имя эмоции> <причина> <цель>
Получается, повышая свой эмоциональный интеллект мы учимся мыслить четко и структурировано, быть осознанными, называя вещи своими именами, понимать и проговаривать конечную цель.
Используя в работе Agile методологии и эмоциональный интеллект, мы учимся понимать коллег и заказчиков :)
А вы замечали, что современный мир, а соответственно и бизнес стал текущий? И теперь негласной нормой становиться непрерывность изменения... Ну это проблема бизнеса, возможно, подумаете вы... Но ведь мы, как Исполнители, должны удовлетворять потребности бизнеса, помочь сделать бизнес Заказчика более прибыльным, ведь именно он платит нам деньги и заказывает музыку. Это особенно остро чувствуется в продуктовой разработке, там это супер важно!
Какой вывод напрашивается? Исполнитель принимает на себя обязательства изменяться вместе с заказчиком и его потребностями. Это как танго, необходима синхронность партнеров.
Исполнитель является, как бы продолжением бизнеса заказчика, мы синхронизируется!
Для того, чтобы синхронизировался бизнес и ИТ не обойтись без качественного эмоционального взаимодействия.
Оно является очень важным фактором, позволяет нам быстро реагировать на изменения, т. е. понимать нужды, потребности, дает способность быть гибкими, предчувствовать изменения в бизнесе Заказчика. Если взаимодействие не налажено, то мы теряем скорость взаимопонимания, а это сроки, сдвиг релизов, потеря репутации и вопрос о целесообразности дальнейшей разработки в целом.
Я считаю, что новый формат общения — эмоциональное взаимодействие, должен быть интегрирован, как обязательная часть корпоративного общения и взаимодействия с Заказчиком.
А что такое это эмоциональное взаимодействие? Понимаем ли мы реально, когда же оно возникает и как его наладить?
На обыденном уровне очевидно, что возникает оно, когда люди общаются о человеческом, без формальностей и условностей, просто как люди, без ролей и чинов, на обычные житейские темы.
Что же нужно для налаживания человеческих взаимоотношений?
1. Зрительный контакт, мы должны видеть человека. Ученными доказано, что человеческий мозг считывает 80% невербальной информации. А современные технологии позволяют легко это делать.
2. Тактильное взаимодействие, если позволяет возможность, конечно. Когда вы находитесь в одном помещении, намного легче и приятнее общаться, есть возможность пошутить и легче наладить общение даже с человеком, с которым общение не сложилось изначально в силу определенных причин.
3. Ввести обязательные, регулярные встречи на кофе, ланч, что угодно, где люди говорят не о работе, а о том, что интересно. И вот мы все уже живые люди, а не мир ИТ технологий и бизнес.
4. Оказывается, в жизни у нас все одинаково, обычные люди, все просто и понятно, могут быть и проблемы похожие, и увлечения. А потом нам всем и на сложные, спорные темы общаться намного легче, ведь мы уже наладили эмоциональное общение, мы понимаем друг друга!
Уверенна, этот список могут продолжить профессиональные коммуникаторы, специалисты по эмоциональному интеллекту, психологи, их участие в дискуссии было бы очень уместно.
Когда произошел процесс синхронизации с Заказчиком, то это кардинально меняет скорость принятия решения и быстроту понимания проблемы. Учитывая значимость задачи, возможно стоить задуматься о создании некого стандарта коммуникации между Исполнителем в лице ИТ компании (подразделения) и бизнес Заказчиком.
Я думаю, что мы стоим на пороге принципиальных изменений в управлении процессом взаимодействия в сфере предоставления ИТ услуг.
Вопрос к вам: как эти изменения могут влиять на требования к управлению процессами построения взаимодействия, технологиям согласования требований.
Очень важно обсудить такие аспекты темы:
1. Как ’донести’ важность эмоционального взаимодействия до участников процесса со тороны Заказчика и Исполнителя.
2. Как внедрить изменения в построение отношений с Заказчиком.
3. Как развивать софт скилы аналитиков, тим лидов, проджект менеджеров в ИТ.
3. Какие этапы нужны для синхронизации Исполнителя и Заказчика.
Предлагаю провести дискуссию на платформе, а затем, если интересно и онлайн-воркшор по обсуждению изложенного выше или тем, которые могут возникнуть в процессе обсуждения.
Отзовитесь те, у кого данная тема вызвала желание поделиться опытом, поразмышлять и принять участие в организации воркшопа как спикеры...
42 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів