Влияет ли профессия IT-people на воспитание собственных детей?

Каждый родитель не раз задавался вопросами: правильно ли я воспитываю своего ребенка, стоит ли окружать его гаджетами, как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?

И это далеко не все, что будоражит голову мам и пап современных детей, которые еще даже не умеют читать, но сами включают себе мультики и игры. И совсем не важно, в какой сфере работают их родители.

Люди из IT, сталкивающиеся с инновациями и технологиями каждый час, в первую очередь ощущают влияние прогресса на нашу повседневную жизнь. Более того, они видят перспективу на 10 лет вперед и очень глубоко понимают суть вопроса.

Поэтому осознают, что оказались на распутье и буквально находятся между молотом и наковальней. Полное отлучение ребенка от технологий до 10 лет не сулит ничего хорошего, потому что не позволит ему потом полностью ассимилироваться со сверстниками. С другой стороны, угроза превращения детей во взрослых социопатов или в «хикикомори» (людей, которые не хотят выходить из дома) для них не иллюстрация из фильмов про постапокалипсис, а вполне вероятный исход неверного подхода к воспитанию.

Как же найти этот баланс, между «люблю читать» и «хочу смотреть видеогайды»? Ответ банален и прост: никак.

Современное поколение детей другое, нравится нам это или нет. Большую часть информации они воспринимают визуально, через видео, анимации и гайды. Можно как угодно, относиться к теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува, но те, кто когда-либо находился с современными детьми достаточно долго, это заметит. Дети — это отражение того, что нам дает современный мир, а он нагло движется к простоте и визуализации. Гаджеты теперь уже не зло и не «пожиратели времени», а необходимые устройства, без которых современная жизнь невозможна.

Наши дети — это настолько «не мы», что иногда бывает страшно. В моей семье мы предлагаем ребенку возможности, пробуем различные секции, математические школы и IT курсы: game dev, web-разработку и многое еще. Когда будет готов, он сам сделает выбор. Каждому из нас хочется дать ребенку лучшее, однако «шишки» у него должны быть свои. Родителям же остается сидеть в зрительном зале и наблюдать, что же ребенку придется по душе и по способностям.

Мы с командой Kharkiv IT Cluster попросили айтишников, у которых, есть дети, ответить на 4 вопроса:

  • Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?
  • Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?
  • С какого возраста не рано/ не поздно начинать?
  • В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?

Алексей Радченко, сооснователь Raccoon Gang

— Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?

Однозначно да. Им с этим и еще кучей всего, что еще не придумали, нужно будет уметь обращаться всю жизнь. Дети не различают технологий и предметов вокруг себя по признаку новизны. Стоит ли ребенка привлекать к современной сантехнике? Учить открывать/закрывать кран и спускать воду в унитазе? Еще 100 лет назад про water closet никто не знал, тоже достаточно новая технология с точки зрения истории человечества. Может, она тоже вредна ребенку?

— Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?

Вопрос неоднозначен. Даже у взрослых есть перекос в область, которая им более интересна. Наивно думать, что дети какие-то другие. Не факт, что всем интересны инновации, гаджеты и игры.

Как выдержать баланс между музыкой и физикой? Если человек музыкант и его больше ничего не интересует, то проще поддержать то, к чему его тянет и есть способности. Любые инновационные игрушки рано или поздно приведут к запросу на фундаментальные знания. Нельзя сделать толкового настоящего робота, не игрушечного из набора, не овладев базовой механикой и не поняв, как рассчитывать сопротивление.

— С какого возраста не рано/ не поздно начинать?

Как только ребенок смог освоить интерфейс, пора начинать. Мой младший вполне осознанно включает Youtube и мультики на телефоне в полтора года. А тот, которому 4, наконец, справился с пультом от телевизора, чтобы научиться включать на нем Youtube. Не понимаю, зачем ставить возрастные ограничения. Вы же не задаетесь вопросом, когда ему пора ползать? Он сам всё покажет.

В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?

«Винахідник», GeekSchool, Boteon.

Сейчас старшие дети пошли в первый и пятый классы школы Think Global. Там делают упор на технологическую грамотность — ноутбуки почти на каждом уроке, отдельным предметом идет Computer Science. Остальное обещают давать в контексте инноваций.

Василий Солощук CEO INSART Ukraine

— Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?

Инновации невозможны без фундаментальных знаний. Их как технологии стоит изучать после овладения математикой, геометрией, тригонометрией, физикой, высшей и дискретной математикой, теорией алгоритмов и т.д.

Инновации как бизнес стоит изучать отдельным предметом в университете, и этот курс должен быть нацелен научить коммерциализировать результаты научных исследований и применения технологий — с этим в Украине очень слабо.

Пока что под инновациями большинство айтишников понимают задачу напедалить очередной никому не нужный вебсайтик, копипастнув его с известных американских компаний.

— С какого возраста не рано/ не поздно начинать?

Со 2-3 класса нормально.

— В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?

Пока ни в каких, но скоро будем в кружке по робототехнике и, возможно, алгоритмам (попозже, у Арзубова) (учитель информатики Харьковского НВК № 45, который готовит олимпиадников — ред.)

Также отмечу, детям в первую очередь не хватает лидерских навыков и умения брать свою жизнь в свои руки. Вот этому, к сожалению, мало кто учит.

Ruben Melkonian, CEO at Quantum

— Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?

Я бы разделил технологии и гаджеты. Без цифровых устройств в наше время сложно или вообще невозможно пользоваться некоторыми банковскими услугами, заказывать такси и т.д. Некоторые услуги и товары продаются только онлайн. Наступает некий гаджетный геноцид.

С другой стороны, они используются для творческих занятий. С их помощью учиться играть на гитаре, делать и обрабатывать фотографии и многое другое, чем дети занимаются с удовольствием. Поэтому грамотное пользование гаджетами необходимо всем детям, независимо от их интереса к техническим или гуманитарным областям.

Интерес к технологиям проявляется у детей довольно рано, года в 2-3. С этого же возраста можно посещать кружки, если они имеют программы для такого возраста. Мои дети посещали «Эврику» с 5 лет (логика, математика). После этого они учились в школе с сильной информатикой, поэтому дополнительные занятия были не нужны. Я начал заниматься IT в институте, другой возможности тогда не было. Начинать никогда не поздно.

Я не считаю, что детей нужно куда-то направлять до старшей школы. Дети не ограничены внутренней цензурой. Ребенок может хотеть стать танцором, космонавтом и поваром одновременно. Я считаю, что задача родителей — дать ему возможность попробовать все направления. У детей было рисование, танцы, таэквондо, музыка, футбол. Эти занятия не стали профессией, но дали полезные навыки, интересные хобби и знакомства.

Доступ к компьютерам дома был всегда. Конечно, они использовались в основном для игр. Ограничивать доступ достаточно сложно. После пары лет это просто надоедает, и лучше, чтобы этот период пришелся не на выпускные классы.

И теперь на фоне этого давайте дружно запретим детям пользоваться гаджетами. Зачем ему «блохи в свитере»?

20 лет назад это было равносильно отъему у ребенка книги. Для ребенка гаджеты — это инструмент для получения информации. Да, он не такой, к каким привыкли взрослые, но не менее действенный и полезный.

Словом, однозначного ответа на вопрос, нужно ли привлекать детей к технологиям, не существует. Необходимо понимать, что во всем важно чувство меры и баланса. Решающим фактором выступает контакт родителей с детьми.

Если ваш ребенок усердно учится в школе и вне ее, занимается спортом и увлекается разработкой приложений или игр, то пара часов «бесцельного созерцания» чего-то развлекательного за компьютером или планшетом ему точно не навредит.

Эту статью хочется закончить цитатой Билла Гейтса: «У моих детей обязательно будут гаджеты, но перед этим они обязательно получат книги».

А вот какие книги — бумажные или электронные — он не уточнил.


Автор: Олеся Ульянова — Official Education Coordinator at Kharkiv IT Cluster

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

у детей сейчас практически у всех есть гаджеты, если их родители достаточно зарабатывают чтобы это купить. и против прогресса не попрешь.

не ну чего, есть энтузиасты во всем) я вот слышал есть люди считают что бегать надо исключительно босиком, потому что предки , манонта , бла бла бла) есть такие что откзываются от всего что выпущено позже чем 1984 год, никаких паралелей с Оуэрелом , просто они чет там упоролись на этом годе) короче девиаций не счесть)

А ещё есть Амиши.

У них говорят многоженство есть, так то они знают толк в личной жизни :)

Там просто они все на одно лицо, да ещё и родственники друг другу в каждом поколении, поэтому просто свою жену тяжело найти среди остальных, берут ту, что ближе %)

им бы RFID метки использовать, а нельзя

Мене більше непокоїть те, що діти люблять дивитися летсплеї, замість того щоб грати самим.

Подивіться на кількість переглядів відео у ютуберів-летсплеєрів (саме дитячих ігор), це прото жах якийсь!

Так не у всех малолеток есть бабло на игры. Не говоря уже о железе/приставках, чтоб в них играть.
Я помню, как в 90-х иногда можно было «поймать» на телевизоре волну, на которой кто-то играл в приставку — вот это было круто, интереснее любого кина. Особенно для тех, у кого своей не было.

90-х иногда можно было «поймать» на телевизоре волну, на которой кто-то играл в приставку — вот это было круто, интереснее любого кина. Особенно для тех, у кого своей не было.

да я фильмы без дешифратора на канале тонис смотрел)

А у нас с 12 до 14 в определенные дни недели передавали обе стороны спектрумовской кассеты по телевизору с играми, нужно было бежать со школы сломя голову, чтобы успеть тыцнуть магнитофон на запись, чтобы на выходные у соседа посмотреть что там напередавали в эфире. Но обычно блядский совеццкий холодильник оргазмировал каждые 30 минут, запарывая запись какой-то игры %)

задача савецких холодильников — джаммить сигнал гпс потенциального противника

Да это вообще гражданское EMP оружие %)

ахахах, я раз приходжу додому, дзвоню в дзвінок, відкриває двері мама, а позаду неї в коридорі стоїть мій брат і такими очима на мене дивиться, що я все розумію...

как то холодильник такого со мной никогда не делал, но вот перемещаться по кваритре в момент записи надо было очень осторожно, а лучше вообще замереть и не перемещаться)

да, помню у нас был такой практически круглосуточный телеканал с танчиками :-)

а есть еще видео: анпакинг вот этой херни.
бесит страшно

анпакинг

Гірше тільки реакція на анбоксінг або на летсплеї

А как же реакции на реакцию?

бесит страшно

Тебя — может быть %) А вот мелкий так писать и спеллить правильно слова на английском научился, чтобы узнать про ту или иную игрушку. А еще он себе очень тщательно теперь выбирает подарки и не покупает абы что из рекламы %)

А сколько взрослых фанатов футбола развелось! Сидят и смотрят, как «профессионалы» не могут 45 минут забить мячик в ворота, куда два трактора одновременно въехать могут. Вместо того, чтобы выйти на ближайшую площадку и за пол часа назабивать штук 5-10 в полутораметровые ворота противника.
И еще изумляет, что популярность просмотра футбола не падает, когда эти «профессионалы» падают и плачут как маленькие дети, даже если в сантиметре от них нога противника пролетела.

И еще изумляет, что популярность просмотра футбола не падает, когда эти «профессионалы» падают и плачут как маленькие дети, даже если в сантиметре от них нога противника пролетела.

Они проходят не один курс актёрского мастерства, так чтобы Станиславский сказал «Верю!» %)

Сколько любителей же этого драматического искусства среди обывателей, однако!

Не, я про настоящих профессионалов и настольную книгу «как разжалобить судью на желтую карточку».

У нас с ребенками (1.5 и 14) практикуется «работает? не трожь!». Пока они не делают ничего плохого, пока нет никаких тенденций к єтому, они получают полную свободу мыслить, пробовать и т.д. Єто, считаю, непосредственное приобретение из профессиональной деятельности.
Что касается гаджетов, то до определенного возраста они не видят отличий в «гаджете» и остальных игрушках. Расскажите ребенку, почему єтой игрушкой пользоваться нельзя. Посмотрю, как єто у вас получится ))) Что может сработать, так єто «телефон — мамин, не трогай!». Что касается собственности, они начинают понимать такие вещи достаточно рано. Наша в 1.5 прекрасно знает, где чей телефон или планшет. И не дает другим брать чужое, кстати, что иногда — проблема -)

Так что продают, гаджеты или курсы?

— Это бордель или мюзик-холл?
— И то и другое. Точно никто не знает
©

другой стороны, угроза превращения детей во взрослых социопатов или в «хикикомори» (людей, которые не хотят выходить из дома)

У IT-people склонность к тому, чтобы не хотеть выходить из офиса. Или из коворкинга.

Также отмечу, детям в первую очередь не хватает лидерских навыков и умения брать свою жизнь в свои руки. Вот этому, к сожалению, мало кто учит.

С этим как раз всё нормально у детей.
Скорее не хватает умения фокусироваться.
Дети достаточно эрудированные, чтобы написать сочинение на вольную тему, но не хватает усидчивости сесть и за один подход сделать это: внимание переключается на всё что угодно.

Век информационного ожирения.

У IT-people склонность к тому, чтобы не хотеть выходить из офиса. Или из коворкинга

А давай задротов за всех ИТ людей не выдавать?:)
Я лично в офис езжу только чтобы поработать и когда поработаю , то не хочу таит задерживаться ни на минуту больше, так как работать надо чтобы жить, а не наоборот!

Что делать тем кто любит свою работу и хотят ее делать? И хотелось бы подробнее уточнить, что значит жить в вашем представлении? У меня есть знакомый который любит ходить в походы, в итоге это стало его работой, зарабатывает он на этом не меньше сырных господ. Ему как теперь быть? Что бы жить, а не работать))

Я люблю свою работу и хочу ее делать с 9 до 17 , дальше у меня другие интересы, людей прожигающих жизнь за компом не понимаю. Твой знакомый турист , на мой взгляд, тоже упоротый , по своему , я за здоровый баланс во всем , но это лично моя точка зрения и я на весь мир ее не экстраполирую.

человек не понимает в принципе что работа может нравиться

почему же не понимаю, понимаю, мне нравится моя нынешняя работа, гораздо больше чем две предыдущих, но это у меня есть вещи которые мне нравятся больше чем работа , или это ниже/выше твоего понимания?

и есть люди, у которых нет вещей, которые нравятся настолько больше, что бегут с работы сверкая пятками? или это выше\ниже твоего понимания?

И мы вернулись с того с чего начали , с того что люди у которых баланс работа/личная жизнь смещён в сторону работа , это не все Ит сообщество. Да может я грубовато обозвал их задротами , ну как то вот из песни слов не выкинешь :)

Согласен с тобой :)

Я промахнулся, потому и снес коммент. Ответ был коменту выше :-)

Я люблю свою работу

и

не хотеть выходить из офиса

это абсолютно разные вещи. Это все можно успевать и в рабочее время, без ущерба остальным сферам жизни.

Кроме работы есть еще чем заняться, важность остальных сфер жизни, каждый определяет для себя индивидуально. Я к тому что не надо всех мерять по себе. А тем более говорить им как жить.

А давай задротов за всех ИТ людей не выдавать?:)

походу речь не об «задротов вайти» которые таки и были там изначально речь таки об примазавшихся «вайти вайти» ))

Ребенку не интересны гаджеты в принципе. Вы за деревьями леса не видите, и некоторые интервьюируемые вам на это намекают.

Моему ребенку 4, она хочет услышать сказку или посмотреть мультик — она пойдет к книге или телевизору/телефону/планшету. Читать не умеет, потому книгу несёт мне со словами «почитай». Будь эта сказка на планшете, ситуация была таже. Мультик смотреть проще — он сам себя озвучивает.

Моя меня любит копировать. Если я включаю ей игру на телефоне или ввожу пароль она потом это повторит, чтобы включить игру.
Папа интроверт, мама экстраверт, ребенок — предпочитает игру с детьми вместо мультиков. Корреляции в руках телефон == вырастет затворником нет и не наблюдается. Если что у соседей экстравертов дочь выросла спокойной и любящей читать и мастерить руками. Так что идете выбросить этот стереотип как не имеющий оснований.

Когда нужно дать гаджет? Когда сама возьмёт. Моя быстро ввела пароль от телефона, нашла бабушку в Скайпе и дозвонилась ей. Говорить, правда, ещё не умела, так что только смеялась.

Если же беспокоитесь что ребенок сидит и не двигается долгое время — включите just dance (можно прямо через Ютуб) и у вас будет личная звезда танцполе.
Ну и тот факт что можно включить песню для изучения в любой момент тоже помогает. Тот же jingle bells или щедрик (или как там он называется) для детей сада учится в разы легче чем без помощи гаджетов.

обожаю мобильный телефон: он исправляет даже знаки препинания на свое усмотрение, видимо. Иначе количество странных фраз в моем посте объяснить сложно

Как это он не исправил слова

интервьюируемые

и

щедрик

?

?? не понял смысла вопроса. Эти слова я ввел и отменил исправление. Я не слежу за каждым исправлением на телефоне, поскольку это сложно на маленьком экране.

А вот у Алекса какая-то кнопочная Нокиа и она не исправляет знаки препинания %)

У меня лубочно-берестяной айфон:)

Да я про алекса с запятофобией :) Alex Fogol :)

бгг... цікаво, він і код так пише? :)

Книги на коре дуба вручил Гейтс своим детям, чтобы они осознали преемственность и развитие технологий чтения текстов.

чуть шо — римнемпажопи

Ти шо недочiтал до конца? Там про ето есть.

А шо кто-то дочитал o_O ???

Ну там жiрненьким немножко вiделено

Там вся статья настолько жирненькая, что можно вляпаться в жирок по самые уши.

Теперь надо афтору дать домашнее задание — найти фразу Билла в оригинале. Ждёт много чудных открытий.

«We don’t have cellphones at the table when we are having a meal, we didn’t give our kids cellphones until they were 14 and they complained other kids got them earlier.»

Даже в Полтаве есть частные школы где запрещено пользоваться мобильными (у меня племянник туда ходит).

С айтишнеками видящими на 10 лет вперед вы немного перегнули) но супруге прочитать на вайбер я скинул))) пасиба) у самого детям 3 и 5.. всячески пытаюсь привнести им конструкторы, основы механики, геометрию, но абсолютно не контролирую (ну кроме «пора спать» ) пооьзование гаджетами.. наблюдаю семьи где при наличии такого контроля, у ребенка забрать гаджет стает реальной проблемой... у нас такого нет от слова совсем.. дети прекрасно отдают или откладывают экранчике шоб поигратся паровозиками. Или похавать.. еще можно добавить, что в том же ютубе в мультиках закодировано сейчас дофигища полезной информации. Открытый вопрос только глаза... Всетаки зрение в несовсем природной нагрузке..

Сильнее всего поразила геометрия! 3 теоремы равенства триугольников ? Или уже что то сложнее ?:)))

Чем квадрат отличается от поямоугольника.. это теоремы?) А старший уже знает... Тоже самое круг и овал.. абы б поерничать.. а словарный запас с вещественными привязками увеличивается..
"Папа, что значит вот тот трехугольный знак?"©...

Я не скажу что это геометрия :)
Это как сказать что «теплый» это физика :)

Ок, а что такое теплый?

Нет, серьезно, что описывает что такое круг, треугольник, квадрат?)) Если это не геометрия, то блин, тут форум дворников..

Окей , геометрия так геометрия. Фигуры так фигуры, это я просто со свойственной всем взрослым привычкой все усложнять , подумал что ты детей в таком возрасте грузишь чем то более серьёзным чем название фигур и умением их отличать друг от друга.

Дык.. 3 и 5 лет куда там серьезное))) механика подразумевает «вот кран, когда ты ручку крутишь, трос вот тут наматывается на барабан и груз поднимается, а без груза натяжения не будет, давай разберем посмотрим...»... )) Аккумулятор, ось, вал, бензин, фильтр, вращающийся нож блендера... Нам банальное, а им жесткая «прикладная механика»...))) Но это все проговаривается специально, и приводит к результатам.. Както так..

Фигуры это :) для обычных людей
Пускай форум дворников. Не вижу повода все усложнять

Ну тут наверное кто на что учился) еще пол года назад у меня при слове «массив» в голове появлялся ассоциативный ряд связанный с жилым кварталом.. )) а у вас?)

уже 10 лет как массив данных -__- и представление БД с датой.
А вот аррэй только на его английский аналог представляется. так и живу

Ну вот.. а еще комуто будет лесной массив.. вот так и мне, квадрат и треугольник, это геометрические фигуры... И детям я говорю с точки зрения геометрии, длинна, сторона, грань... Если для вас это усложнение.. ну пусть...)

А у меня 6 летняя дочка второй год на бразильское джину джитцу ходит:) и треугольник для неё это далеко не фигура :)

Ну вот и я о том же...;)

Чем квадрат отличается от поямоугольника..

прямоугольник тащат, квадрат катят...как то так

Кантуют и то и другое :)

Підписатись на коментарі