Влияет ли профессия IT-people на воспитание собственных детей?
Каждый родитель не раз задавался вопросами: правильно ли я воспитываю своего ребенка, стоит ли окружать его гаджетами, как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?
И это далеко не все, что будоражит голову мам и пап современных детей, которые еще даже не умеют читать, но сами включают себе мультики и игры. И совсем не важно, в какой сфере работают их родители.
Люди из IT, сталкивающиеся с инновациями и технологиями каждый час, в первую очередь ощущают влияние прогресса на нашу повседневную жизнь. Более того, они видят перспективу на 10 лет вперед и очень глубоко понимают суть вопроса.
Поэтому осознают, что оказались на распутье и буквально находятся между молотом и наковальней. Полное отлучение ребенка от технологий до 10 лет не сулит ничего хорошего, потому что не позволит ему потом полностью ассимилироваться со сверстниками. С другой стороны, угроза превращения детей во взрослых социопатов или в «хикикомори» (людей, которые не хотят выходить из дома) для них не иллюстрация из фильмов про постапокалипсис, а вполне вероятный исход неверного подхода к воспитанию.
Как же найти этот баланс, между «люблю читать» и «хочу смотреть видеогайды»? Ответ банален и прост: никак.
Современное поколение детей другое, нравится нам это или нет. Большую часть информации они воспринимают визуально, через видео, анимации и гайды. Можно как угодно, относиться к теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува, но те, кто когда-либо находился с современными детьми достаточно долго, это заметит. Дети — это отражение того, что нам дает современный мир, а он нагло движется к простоте и визуализации. Гаджеты теперь уже не зло и не «пожиратели времени», а необходимые устройства, без которых современная жизнь невозможна.
Наши дети — это настолько «не мы», что иногда бывает страшно. В моей семье мы предлагаем ребенку возможности, пробуем различные секции, математические школы и IT курсы: game dev, web-разработку и многое еще. Когда будет готов, он сам сделает выбор. Каждому из нас хочется дать ребенку лучшее, однако «шишки» у него должны быть свои. Родителям же остается сидеть в зрительном зале и наблюдать, что же ребенку придется по душе и по способностям.
Мы с командой Kharkiv IT Cluster попросили айтишников, у которых, есть дети, ответить на 4 вопроса:
- Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?
- Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?
- С какого возраста не рано/ не поздно начинать?
- В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?
Алексей Радченко, сооснователь Raccoon Gang
— Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?
Однозначно да. Им с этим и еще кучей всего, что еще не придумали, нужно будет уметь обращаться всю жизнь. Дети не различают технологий и предметов вокруг себя по признаку новизны. Стоит ли ребенка привлекать к современной сантехнике? Учить открывать/закрывать кран и спускать воду в унитазе? Еще 100 лет назад про water closet никто не знал, тоже достаточно новая технология с точки зрения истории человечества. Может, она тоже вредна ребенку?
— Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?
Вопрос неоднозначен. Даже у взрослых есть перекос в область, которая им более интересна. Наивно думать, что дети какие-то другие. Не факт, что всем интересны инновации, гаджеты и игры.
Как выдержать баланс между музыкой и физикой? Если человек музыкант и его больше ничего не интересует, то проще поддержать то, к чему его тянет и есть способности. Любые инновационные игрушки рано или поздно приведут к запросу на фундаментальные знания. Нельзя сделать толкового настоящего робота, не игрушечного из набора, не овладев базовой механикой и не поняв, как рассчитывать сопротивление.
— С какого возраста не рано/ не поздно начинать?
Как только ребенок смог освоить интерфейс, пора начинать. Мой младший вполне осознанно включает Youtube и мультики на телефоне в полтора года. А тот, которому 4, наконец, справился с пультом от телевизора, чтобы научиться включать на нем Youtube. Не понимаю, зачем ставить возрастные ограничения. Вы же не задаетесь вопросом, когда ему пора ползать? Он сам всё покажет.
В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?
«Винахідник», GeekSchool, Boteon.
Сейчас старшие дети пошли в первый и пятый классы школы Think Global. Там делают упор на технологическую грамотность — ноутбуки почти на каждом уроке, отдельным предметом идет Computer Science. Остальное обещают давать в контексте инноваций.
Василий Солощук CEO INSART Ukraine
— Как выдержать баланс между обучением фундаментальным знаниям и инновационным технологиям?
Инновации невозможны без фундаментальных знаний. Их как технологии стоит изучать после овладения математикой, геометрией, тригонометрией, физикой, высшей и дискретной математикой, теорией алгоритмов и т.д.
Инновации как бизнес стоит изучать отдельным предметом в университете, и этот курс должен быть нацелен научить коммерциализировать результаты научных исследований и применения технологий — с этим в Украине очень слабо.
Пока что под инновациями большинство айтишников понимают задачу напедалить очередной никому не нужный вебсайтик, копипастнув его с известных американских компаний.
— С какого возраста не рано/ не поздно начинать?
Со2-3 класса нормально.
— В каких кружках/ курсах Ваш ребенок обучается технологиям?
Пока ни в каких, но скоро будем в кружке по робототехнике и, возможно, алгоритмам (попозже, у Арзубова) (учитель информатики Харьковского НВК № 45, который готовит олимпиадников — ред.)
Также отмечу, детям в первую очередь не хватает лидерских навыков и умения брать свою жизнь в свои руки. Вот этому, к сожалению, мало кто учит.
Ruben Melkonian, CEO at Quantum
— Стоит ли давать детям доступ к новым технологиям и гаджетам?
Я бы разделил технологии и гаджеты. Без цифровых устройств в наше время сложно или вообще невозможно пользоваться некоторыми банковскими услугами, заказывать такси и т.д. Некоторые услуги и товары продаются только онлайн. Наступает некий гаджетный геноцид.
С другой стороны, они используются для творческих занятий. С их помощью учиться играть на гитаре, делать и обрабатывать фотографии и многое другое, чем дети занимаются с удовольствием. Поэтому грамотное пользование гаджетами необходимо всем детям, независимо от их интереса к техническим или гуманитарным областям.
Интерес к технологиям проявляется у детей довольно рано, года в
2-3. С этого же возраста можно посещать кружки, если они имеют программы для такого возраста. Мои дети посещали «Эврику» с 5 лет (логика, математика). После этого они учились в школе с сильной информатикой, поэтому дополнительные занятия были не нужны. Я начал заниматься IT в институте, другой возможности тогда не было. Начинать никогда не поздно.Я не считаю, что детей нужно куда-то направлять до старшей школы. Дети не ограничены внутренней цензурой. Ребенок может хотеть стать танцором, космонавтом и поваром одновременно. Я считаю, что задача родителей — дать ему возможность попробовать все направления. У детей было рисование, танцы, таэквондо, музыка, футбол. Эти занятия не стали профессией, но дали полезные навыки, интересные хобби и знакомства.
Доступ к компьютерам дома был всегда. Конечно, они использовались в основном для игр. Ограничивать доступ достаточно сложно. После пары лет это просто надоедает, и лучше, чтобы этот период пришелся не на выпускные классы.
И теперь на фоне этого давайте дружно запретим детям пользоваться гаджетами. Зачем ему «блохи в свитере»?
20 лет назад это было равносильно отъему у ребенка книги. Для ребенка гаджеты — это инструмент для получения информации. Да, он не такой, к каким привыкли взрослые, но не менее действенный и полезный.
Словом, однозначного ответа на вопрос, нужно ли привлекать детей к технологиям, не существует. Необходимо понимать, что во всем важно чувство меры и баланса. Решающим фактором выступает контакт родителей с детьми.
Если ваш ребенок усердно учится в школе и вне ее, занимается спортом и увлекается разработкой приложений или игр, то пара часов «бесцельного созерцания» чего-то развлекательного за компьютером или планшетом ему точно не навредит.
Эту статью хочется закончить цитатой Билла Гейтса: «У моих детей обязательно будут гаджеты, но перед этим они обязательно получат книги».
А вот какие книги — бумажные или электронные — он не уточнил.
Автор: Олеся Ульянова — Official Education Coordinator at Kharkiv IT Cluster
81 коментар
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів