×Закрыть

Почему IT-компаниям важно инвестировать в преподавателей

Одна из самых актуальных проблем сейчас, с которой сталкиваются IT-компании — разрыв между тем, чему учат в университетах, и тем, что нужно компаниям от молодых специалистов. Бизнес гораздо быстрее осваивает новые технологии и экспертизы, тогда как университетское высшее образование — это, чаще всего, фундаментальные знания и устоявшиеся подходы. Как помирить это между собой?

Чтобы высшее IT-образование и IT-бизнес были партнерами, которые помогают друг другу, важны две ключевые вещи. Во-первых, вузу необходимо ориентироваться на потребности индустрии в содержании своих рабочих программ. А во-вторых, бизнесу важно не стоять в стороне от сотрудничества с вузами, ведь именно ему в конечном итоге придется столкнуться с «неправильно выученным» молодым специалистом.

В этой win-win кооперации есть несколько подходов и один из них — разнообразные формы поддержки преподавательского состава. Именно от активных и инициативных преподавателей во многом зависит качество будущего специалиста часто даже вопреки существующим в вузе условиям. Инвестиции в таких преподавателей позволяют формировать вокруг них комьюнити студентов и фокусировать это комьюнити на решение реальных практических кейсов, приближенным к проектным задачам.

Тренинг для преподавателей

Хочу поделиться нашим опытом обучения преподавателей по направлению Linux Kernel в харьковском офисе GlobalLogic. Зачем учили, что получилось, а что нет, и каковы результаты на данный момент.

Linux Kernel (разработка ядра Linux) — специфический стек технологий и найти молодого специалиста со знаниями в нем, уже готового работать на проекте чрезвычайно сложно. Поэтому нами было принято решение развивать эту экспертизу среди преподавателей, передавать им наши знания и опыт. Благодаря тесному информационному партнерству с Харьковским национальным университетом радиоэлектроники (ХНУРЭ), на начальном этапе принимать участие в программе обучения захотели 18 преподавателей разных кафедр ХНУРЭ и ХНУ им. Каразина, они же и пришли на первое собрание. Надо отметить, что компания не проводила какой-то предварительный отбор и пригласила всех желающих преподавателей.

Детали тренинга:

  • 3 месяца проходил процесс обучения (теория и практика)
  • cо стороны компании было задействовано 3 эксперта под руководством одного лида
  • итоговое количество преподавателей, дошедших до финального этапа — 6 человек (5 из ХНУРЭ и один из ХНУ им. Каразина)

Чему учили:

  • Разработке драйверов в ядре Linux
  • Изучению внутреннего устройства ядра ОС
  • Работе различных файловых подсистем

Курс обучения для студентов преподавателями

После окончания тренинга для преподавателей было принято решение запустить GL Base Camp по направлению Linux Kernel для молодых специалистов с минимальным и даже отсутствующим опытом, выпускников университетов и студентов. Преподавателям, прошедшим обучение ранее, было предложено поучаствовать в Linux Kernel GL Base Camp уже в качестве тренеров. Таким образом преподаватели не только получили возможность закрепить полученные знания, но и отработать методику передачи этих новых знаний студентам. Также у них была возможность практиковаться на оборудовании компании и в дальнейшем использовать обучающие материалы в своей преподавательской деятельности в университете.

Кур длился 4 месяца, за которые участники успели узнать об основных принципах построения ядра Linux и интерфейсов его модулей, внутренний API ядра, конфигурацию модульной платы Orange Pi, параллельность и синхронность и даже применить все это в своих практических проектах по Early Boot Screensaver, Smart Doors и Snake Game. 15 участников GL BaseCamp имели возможность получить практические и теоретические знания от 5 инженеров компании и 6 преподавателей-менторов.

Комментарии участников процесса

Евгений Городков (Senior Specialist, Consultant, тренинг-координатор GlobalLogic в Харькове)

Идея проводить подготовку преподавателей по различным направлениям обсуждалась давно. Думали о направлениях .NET, Java, JS. Мы решили остановиться на Linux Kernel, и на протяжении 2 месяцев наши эксперты готовили программу обучения для GL BaseCamp, с которой сейчас работают преподаватели.

Фактически проект стал первым шагом для сокращения дистанции между образованием и индустрией, о котором мы часто слышим, много говорим и который очень хотелось сделать. Мы получили уникальный опыт взаимодействия и совместной работы над учебными проектами с «подрядчиками» в виде университетских преподавателей, который в дальнейшем планируем развивать и далее.

Павел Галкин (Senior Lecturer кафедры Проектирования и эксплуатации электронных аппаратов ХНУРЭ, участник тренинга)

При проведении занятий экспертами компании чувствовался огромный практический опыт работы с разработкой Linux Kernel, которые они передавали нам. Очень полезно было и то, что для закрепления полученных знаний, преподавателям, которые успешно прошли курсы, было предложено попробовать себя в роли ментора для студентов в рамках на GL BaseCamp.

На самом деле, форматы сотрудничества с IT-компаниями, для получения новых знаний преподавателями, таким примером не ограничиваются.
Например, инженеры компаний могут проводить факультативы на базе университета и делать открытые лекции для студентов. Подобные проекты возрождают уверенность в улучшении высшего образования при тесном взаимодействии с бизнесом.

Алексей Огуй (Senior Manager, Consultant, драйвер команды экспертов GlobalLogic по обучению преподавателей)

Так как это был пилотный проект, мы учились и модифицировали наши действия в рабочем порядке. Что понравилось: было несколько преподавателей, которые помогли расширить и дополнить уже существующие материалы презентаций, сделать их более понятными для студентов, исходя из своего опыта преподавания, например, сделали детализацию и добавили важные иллюстрации.

В плане опыта на будущее вынес для себя:

  1. Научиться не только рассказывать преподавателям, что мы хотим, но и спрашивать как они это поняли. Как выяснилось, иногда наше видение того, как доносить ту или иную информацию студентам очень сильно отличается.
  2. Оказалось, что часто у преподавателей были разные подходы в подготовке, изложению, форме и содержанию. Иногда это было хорошо, но это усложнило синхронизацию занятий.
  3. Преподавателям трудно за несколько месяцев освоить новую отрасль знаний на достаточном уровне для проведения курса, который ориентирован больше на практику, а не на чтение классических лекций. Нужно приглашать преподавателей с более высоким начальным уровнем специализации в теме курса и особенно важно наличие практических навыков, а не только хорошее знание теоретических основ.

В целом вынесли для себя, что взаимодействие с университетами — гораздо более сложный процесс, чем мы ранее предполагали. Это более комплексный проект, со своими особенностями, коммуникацией и взаимодействию с представителями.

Олег Олешко (доцент кафедры Искусственного интеллекта и программного обеспечения, ХНУ им. Каразина)

Большинство преподавателей «оторваны от реального мира», поскольку не имеют опыта работы в IT-компаниях (или разработки реальных программных систем). Возможность узнать новое, оценить уровень своих знаний и их актуальность, расширить круг контактов — хорошая мотивация.

Что получилось:

Из почти двух десятков изначально записавшихся на курсы преподавателей удалось найти нескольких, способных быть в дальнейшем менторами для студентов и передавать полученные знания далее. Т.е. цель тренинга достигнута.

Ребята-эксперты, проводившие курсы — молодцы. Тезис о том, что преподавать программирование должен тот, кто сам умеет программировать, они подтвердили на 100%. Не буду говорить, что все было идеально (совершенству нет предела), им немножко не хватало опыта преподавания, совсем чуть-чуть.

Что не получилось:

В ходе тренинга активно работали всего несколько человек (преподавателей). Большая часть записавшихся довольно быстро «сбежала», так что, возможно, следует изначально задавать требования к слушателям. Например, делать для преподавателей входное тестирование из «программистов» (кто не падает в обморок от слов мьютекс и реентрантность) и «железячников» (для кого I2C, W1 и дифференциальная пара — родные и знакомые понятия). Естественно, жаль, что в этот раз до финиша дошли немногие.

Повздыхаю о том, что мало кто из слушателей реально писал/ковырял код, пересобирал ядро или занимался отладкой драйверов. Невзирая на собственный почти двадцатилетний опыт преподавания программирования, ничего про мотивацию писать не стану. Тяжело это, расшевелить и заинтересовать, тем более, когда стимул (в оригинальном значении) применять нельзя.

Раз в пять лет от преподавателя требуют повышения его квалификации. Суровая правда жизни состоит в том, что требуют лишь отчет об этом и подтверждающий документ. Думаю, что возможность пройти реальную стажировку (курсы, участие в «живом» проекте и др.) была бы очень интересна многим преподавателям.

Денис Демин (Junior Software Engineer, Consultant, GlobalLogic, выпускник ХНУРЭ и участник Linux Kernel GL BaseCamp)

В целом — курс интересный. Мне, как человеку без малейшего опыта с Linux, было достаточно объёма информации, чтобы составить некое представление о направлении. Курс местами напоминал «догонялку уходящего поезда». Были ребята, имеющие опыт в этом деле, ясное дело им было значительно проще. Какие-то вещи и вовсе для них были очевидными.

На счёт преподавателей, тут могу сказать одно — не всем даётся интересно рассказывать материал. Были лекции, на которых удерживаешь двумя руками голову, чтобы не лечь на парту, но также были довольно интересные занятия (как теоретические, так и практические).

Домашки были как элементарные, так и заставляли напрячься. Особенно осложняло выполнение домашки железо, которое необходимо было запускать по определенной инструкции. На начальных этапах ожидаешь, что всё будет работать «из коробки», но специалисты компании стараются создать максимально «полевые» условия. У многих опускались руки, многие пропускали занятия. Очень сложно совмещать работу и учёбу в таком ключе.

Это был очень интересный и ценный для меня опыт. Спасибо всем за предоставленную возможность поучаствовать и стать в итоге частью команды GlobalLogic.

Выводы и планы

В условиях оттока преподавательских ресурсов из вуза и появления новых важных экспертиз для IT-компаний все более важной задачей становится поддержка сообщества преподавателей в вузах.

Описанный опыт — это поддержка и инвестиции, которые были сфокусированы на следующие направления:

  1. Передача материалов, знаний и опыта от экспертов компании, расширение кругозора преподавателей, приближение их к проектной деятельности.
  2. Материальная — преподаватели, прошедшие тренинг и читающие курсы GL BaseCamp, получают за это вознаграждение от компании и это важный момент, учитывая уровень зарплат в вузах.

Но есть еще один важный момент — это в целом «разогрев» той или иной экспертизы на рынке. Чем больше компаний будут организовывать подобные тренинги, тем лучше будет и для бизнеса, и для IT-образования в целом.

Мы стараемся поддерживать актуальность знаний преподавателей помимо курсов — часто проводим разного формата и тематик мероприятия — конференции, технологические ивенты для Java, Embedded, C++, BA, JavaScript и .Net сообществ города, на которые всегда приглашаем преподавателей университетов, а также делимся с ними материалами встреч. Также, во время таких встреч у всех участников есть возможность задать интересующие вопросы и пообщаться со спикерами и практикующими экспертами компании.

В марте стартует уже новый Linux Kernel GL BaseCamp, в рамках которого уже во второй раз в качестве лекторов будут вовлечены подготовленные вузовские преподаватели. Также мы набрали новую группу преподавателей, которые будут проходить обучение вместе со студентами. Таким образом, мы планируем подготовить ещё одну группу выпускников-преподавателей, которых с одной стороны можно будет задействовать как тренеров, а с другой помогать им развивать эту экспертизу в университетах.

Если вы преподаватель университета в Киеве, Харькове, Львове или Николаеве и хотели бы принять активное участие в развитии ИТ-сообщества Украины, следите за нашими новостями на www.globallogic.com, подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/gl_education, поделитесь вашими идеями в комментариях к этой статье.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
LinkedIn

Похожие топики

Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Декілька тез від колег з якими я повністю згоден: 1. Викладання стає певної мірою «самоосвітою за розкладом». 2. N років у сфері IT та бейджик Senior/Lead не робить з людини гарного викладача. 3. Це допомагає поглибити власні технічні знання та дає привід самореалізуватися як викладач.
Джерело тут: dou.ua/...​_campaign=digest-comments

Крім того:
1. Академічне звання доцент чи професор теж (на жаль) не робить з людини хорошого викладача;
2. Всім хто готовий. Думаю зможемо знайти кілька вакансій в університетах. Це може бути 0,25 −0,5 — 0,75 ставки.

Зачем не пойми чему учить? Учили бы мейнстриму лучше

Можно ли озвучить порядок цифр — инвестиции компании в подготовку одного специалиста и продолжительность обучения?
(затраты на менеджмент проекта, время экспертов, затраты на помещение и оборудование для организации тренингов)
У ITVDN есть предложения для IT компаний и ВУЗов, которые позволяют существенно сократить затраты на подготовку специалистов.

Те кто умеет — делает.
Кто не умеет — учит.

какой двузначный глагол применил, браво ;)

Приветик. Как бывший преподаватель хочу сказать, что ВУЗ никогда не научит студента «под нужды IT бизнеса». Потому что IT огромный, а научится можно чему-то конкретному.
По этому правильный ВУЗ учит студента заниматься самообразованием всю жизнь — никакие догмы, формулы и аксиомы не вечны, все течет, все меняется. А в IT мире оно пульсирует с дикой скоростью.

По этому смысла в этой возни я не вижу: человек, у которого правильно стали мозги, сам найдет нужное направление и работу. А ваннаби вайтишник, который закосил от армейки и чехлящий преподам, чтоб его не выгнали — запросто может отсидеть материал и даже законспектировать что дрова бывают символьные и блочные, но недайбоже взять такого. Ибо ему будет ненавистно сидеть и кодить, пусть даже за большие (по украинским нищемеркам) деньги — этот негатив будет истекать в коллектив и что хуже всего — на несознательном уровне.

Сам изучил бейсик в 6 лет по книжке, писал программы в тетрадку, в 10 появился 8-и битный ПК Львов — программы заработали и без единой ошибки: я их перепроверял в уме. Так что все это ваше IT образование не нужно совершенно. Обычный первоклассник, который умеет в простую логику — уже может программировать (но зачем?).

Сам изучил бейсик в 6 лет по книжке, писал программы в тетрадку, в 10 появился 8-ибитный ПК Львов — программы заработали и без единой ошибки: я их перепроверял в уме.

Подозреваю что это уровень способностей к программированию близкий к гениальности :-)

Обычный первоклассник, который умеет в простую логику — уже может программировать.

Что-то простое, на уровне изучения синтаксиса — возможно и может.
Реальную задачу решить, даже самого элементарного уровня (выбрать из массива данных соответствующие какому-то условию, извлечь текст между маркеров и т.д.) — очень сильно сомневаюсь что таких первоклассников будет много.
Значительная часть взрослых не может освоить программирование на этом уровне — причем даже если есть желание учиться, и есть кому помочь в этом процессе.

Ибо ему будет ненавистно сидеть и кодить

Неужели большинство населения любит свою работу? Просто в восторге от звонков клиентам, сидения за кассой, укладки плитки и т.д.?
Люди ходят на работу ради денег. И мизерная часть населения делала бы свою работу в качестве хобби.
Если кому-то не нравится программирование, но есть способности и работу свою выполняет — пусть работает. Альтернативные варианты заработка денег почти наверняка не менее неприятные, и гораздо хуже оплачиваются.

Более того, даже те кто любит программирование, в большинстве случаев не горят желанием делать именно тот проект за который им деньги платят.

Подозреваю что это уровень способностей к программированию близкий к гениальности :-)

Лестно слышать, но нет. Гениальным программистом я себя не считаю.

>

Реальную задачу решить, даже самого элементарного уровня (выбрать из массива данных соответствующие какому-то условию, извлечь текст между маркеров и т.д.) — очень сильно сомневаюсь что таких первоклассников будет много.

Это — не реальная задача. У меня была реальная задача — написать игру в которую будет интересно играть даже моим родителям. Так я и сделал, написав «Пауки и мухи».

Неужели большинство населения любит свою работу?

А иначе зачем так жить? Надо любить делать то, что умеешь и получать благодарность за хорошую работу.

Лестно слышать, но нет. Гениальным программистом я себя не считаю.

Я писал о программировании и поиске ошибок на бумаге 6-летним ребенком. Тем более что это достаточно сложная программа была.
И далеко не всегда дети достигшие чего-то выдающегося становятся настолько же выдающимися взрослыми.

А иначе зачем так жить? Надо любить делать то, что умеешь и получать благодарность за хорошую работу.

Увы, но любимая работа — это роскошь, доступная далеко не каждому. Большинство рабочих мест в принципе не могут быть любимыми. И большинство начальства — не самые приятные в общении люди для подчиненных.

любимая работа

Это из оперы детского бреда. Любая работа состоит на 80% из мучительной рутины. А признак взросления, это по буддистски придти с утра на работу, забыть о своем я, о своих дурацких представлениях о любимой работе и просто эту рутину выполнять.

Печально летать в детстве. Даже такие вещи как например профессиональный футбол и бокс состоят из ежедневной тяжелой рутины, которую надо выполнять, чтобы держать уровень. Большое число талантливых спортсменов сдуваются на этой рутине еще даже не выйдя из детско-юношеского спорта. Нужели им недостаточно нравится/нравился спорт?

Дык он прав, только процент рутины чёт низковат :) любая работа сводится к тому что нужно сделать как кто-то сказал, и это часто расходится с твоим мнением. И либо ты забываешь о своем я и являешься идеальным исполнителем, либо бодаешься и считаешься фиговым

эм... я встречал очень мало людей без личного мнения, слепо следующих за кем-то. а иначе получается что у каждого свое мнение, т.к. людей с одинаковым опытом нет, даже те, кто проработали много лет вместе, обычно имеют разные соображения

Да, эти на самом деле очень печально — делать то, что не нравится

Tl;Dr мы делаем курсы, нанимаем преподавателей из университета, они отбирают лучших студентов.
Утрировано**

Вопрос: раз делаете свою программу курсов, то считаете университетскую программу слабой, нерелевантной или просто неуспевающей за реалиями и потребностями индустрии?
Если бы была возможность самому составить программу для подготовки к boot camp, чтобы хотелось сделать/изменить?

Университетские программы на бумаге и в реальной жизни — это местами абсолютно не рядом ) это я как бывший и местами действующий преподаватель пишу :)

Подписаться на комментарии