Как в IT оцифровывают командировки

Половину моей жизни я работала на фрилансе, и когда нужно было поехать по работе в другой город (и дважды в соседнюю Польшу), я оплачивала все из своего кармана. Когда я устроилась в крупную аутсорс-компанию и в прошлом месяце впервые отправилась командировку за счет работодателя. Ощущение, конечно, приятное, но не без ложки дегтя. Если я до этого была уверена, что в 21-м веке я могу все рутинные операции делать в смартфоне, то при оформлении командировки у меня появилось ощущение, что я вернулась в прошлое, с кучей непонятных бумаг и документов, отчетов от руки, сбором чеков по всем карманам. Компания у нас большая и девочки в бухгалтерии тоже наслаждаются этим процессом постоянно.

Мне стало интересно, есть ли какие-то цифровые решения для управления командировками? Как оказалось, есть много интересных сервисов, но у нас о них мало кто знает, как минимум в нашей IT отрасли.

Надеюсь, эта статья будет полезна бизнесам разного масштаба. И однажды мы перестанем все дружно ходить в бухгалтерию на поклон и вести сотни бессмысленных переписок.

У нас целый банк в смартфоне, но отчеты по командировкам мы пишем от руки

Сотрудники компаний-аутсорсеров (к которым отношусь и я) время от времени отправляются в командировки, и таких сотрудников довольно много. Бизнес тратит на командировки тысячи, а иногда и сотни тысяч долларов в год. Если вы дружите с кем-то из финотдела, то можете узнать, сколько человек у вас в компании путешествуют по работе, а там прикинуть примерные цифры. Понятно, что при таких объемах бухгалтерия не может просто на руки выдавать деньги и позволять сотруднику распоряжаться ими по своему желанию. Во многих, даже очень продвинутых компаниях оформление командировок — очень долгий, муторный процесс, который еще и сам по себе обходится бизнесу довольно дорого. Это справедливо и для моей компании. Когда я впервые получила от руководителя инструкцию, как мне оформить командировку, мне захотелось просто поехать за свой счет, лишь бы не встревать в эту бюрократию. Вот как выглядел процесс согласования и оплаты командировки в моем случае.

7 кругов командировочного ада

  1. Когда стало понятно, что мне нужно лететь по работе в Испанию, мой прямой руководитель направил об этом запрос в бухгалтерию нашей компании. Через несколько дней (!!!) она оформила бумажный приказ на командировку.
  2. После этого мне сказали написать письмо контрактному тревел-агентству, описать критерии подбора вариантов перелета (или другого транспорта) и проживания. У агентства было почему-то всего 3 часа на выбор вариантов.
  3. Я увидела письмо от агентства уже на следующий день, и написала, что мне бы хотелось забронировать. Но агентство ответило, что цена на самолет уже поменялась, и это выходит за рамки тревел-политики моей компании. Пришлось весь процесс инициировать заново.
  4. Когда подходящий вариант наконец был найден, я переслала все детали своему руководителю на почту и ждала почти целый день утверждения, и только потом дала агентству отмашку на бронирование нужных билетов и отелей.
  5. Агентство оформило все необходимые документы и переслало их мне на почту. Я выдохнула и полетела в командировку.
  6. После того как я вернулась, бухгалтерия мне выдала бумажный авансовый отчет о командировке, мне нужно было заполнить его от руки. Меня, собственно, никто особо не предупреждал, что нужно сохранить каждый чек и квитанцию. Поэтому мне пришлось перерывать все карманы, распечатывать выписки с личной карты, и все это прикладывать к отчету для бухгалтерии. И все равно, по моим ощущениям, многие траты были не покрыты, так как у меня уже не было чеков на них.
  7. На этом процесс для меня закончился, а тревел-агентство выставило бумажный счет моей компании. Бухгалтерия вручную сверила счет агентства и мой отчет, и рассчиталась с агентством.

По моим ощущениям, здесь слишком много бюрократии и ручного труда, как для прогрессивной IT-компании. Фактически, все участники процесса играют в «пинг-понг», обмениваясь сотней сообщений и документов. То, что занимает несколько дней, можно уместить в 15 минут, если воспользоваться специальными программами, которые на западе называются corporate travel solutions или corporate booking tools. Ниже я привожу самые популярные из них и рассматриваю, какие из них могут эффективно работать в наших реалиях.

Какие есть решения для диджитализации командировок?

Ниже я сделаю краткий обзор таких сервисов, а потом возможности и недостатки каждого вы увидите в таблице, в конце статьи.

Concur

Concur — онлайн-сервис управления расходами на поездки. Concur делится на три отдельных сервиса: Concur Expense, Concur Travel и Concur Invoice. Concur Expense автоматизирует и объединяет все дорожные квитанции в процессе управления расходами. Concur Travel упрощает для компаний бронирование командировок, помогая контролировать расходы компании, использует TripLink для сбора данных о рейсах, отелях и аренде. Эти данные помогают компаниям получить представление о расходах на поездки еще до того, как деньги потрачены. Concur Invoice упрощает процесс после командировки, автоматизируя кредиторскую задолженность и формируя прозрачные отчеты о расходах. Одной из очень удобных функций Concur является возможность использовать сфотографированные квитанции в качестве отчета, а не привозить из командировок целый ворох бумажек. Используя смартфон, сотрудник может загрузить квитанции и чеки непосредственно в отчет — как раз та самая полезная функция, которой мне не хватало по возвращению из командировки.

GetThere

Онлайн система управления поездками, предназначенная для управления договорами с несколькими поставщиками (авиа компаниями, отдельными сетками) и сложной политикой в отношении поездок. Сервис GetThere в первую очередь нацелен на малый и средний бизнес, помогает контролировать свою политику командировок, отслеживать соответствие установленным правилам и нормам. Главная и уникальная фича — GetThere Virtual Payments Processing, которая позволяет использовать программу как виртуальную кредитную карту и делать онлайн-покупки, которые затем легко поместить в отчет о командировке и получить возмещение от компании.

Amadeus Cytric

Amadeus Cytric чаще используется в Европе, чем в США, и представляет собой целую экосистему AcTE. Она включает множество сервисов, так или иначе связанных с бронированием бизнес-поездок и отчетностью. Например, в мобильном приложении можно воспользоваться AI-помощником, интеграцией с календарями и встроенным мессенджером.Помощник дает рекомендации по бронированию в зависимости от предпочтений пользователя и внутренних правил компании. Он также поможет изменить маршрут и/или перебронировать билеты и отели. AcTE избавляет от необходимости собственноручно вести командировочные расходы, писать отчеты и отправлять письма руководителям для утверждения. Здесь также можно фотографировать чеки, вместо того чтобы хранить их до конца поездки.

Symphony Corporate

Пользуясь этим сервисом, предприятие получает доступ к более 1200 авиакомпаний по всему миру. Здесь можно настроить автоматическое и ручное подтверждение запросов на командировку — например, если сотрудник нашел для себя рейс и отель, которые не противоречат политике компании, он получает автоматическое подтверждение, и его линейный руководитель не тратит на это время. Сервис включает множество фильтров и гибких настроек политики компании — какие рейсы можно бронировать, какие отели нельзя, каким классом может полететь тот или иной сотрудник. Помимо обычных отчетов сотрудника о командировке, можно генерировать отчеты за год, чтобы изучить общую сумму, затраченную на командировки, среднюю стоимость одной поездки, самые часто используемые авиалинии и сети отелей, найти точки, где можно было сэкономить.

CTN iON

Сервис, созданный в рамках компании TTN BTM, работает уже во многих странах восточной Европы, включая Украину, Россию и Беларусь. Помимо онлайн-платформы, здесь есть удобное мобильное приложение, а также выделенный тревел-консультант, который «по-старинке» может забронировать все за вас и решить вопрос, если, например, сотруднику отказали в заселении в забронированной гостинице. Все настройки системы администратором делаются примерно за час, выстраивается внутренняя тревел-политика компании. Есть гибкие настройки интерфейса, подсказки и фильтры. Доступна интеграция в бухгалтерские системы учета.

Raketa

Платформа, полностью адаптированная под рынок Украины. Это значит, что есть много локальных возможностей: от интеграции с 1С, до заказа билетов в Укразализныце. Концептуально отличается тем, что переносит весь процесс организации командировки в онлайн — от создания приказа до автозаполнения авансового отчета. Внутри системы можно настраивать профили сотрудников, тревел-политику компании, принципы согласования поездки. Также доступно генерирование отчетов по разным критериям и интеграция в 1С и SAP. Raketa готова к интеграциям по API с ERP-системами и другими внешними решениями. Также сервис может показывать пользователю ту сумму, которую он мог бы сэкономить, если бы выбрал более дешевый вариант. Помимо веб-платформы, есть мобильное приложение для Android и iOS.

Egencia

Мобильный сервис основывается на пользовательских данных и базе от «родительской компании», Expedia. Приложение доступно на Android,и iOS, также есть онлайн-платформа. Egencia подключила примерно 400 авиакомпаний и 200 000 отелей к своей системе, и растет с каждым годом. Здесь есть обширные опции для генерирования отчетов, а сотрудник, ответственный за командировки работников, может просматривать внутреннюю аналитику, следить за расходами по каждой командировке, более подробно изучить любые детали, находить точки, где можно в следующий раз сэкономить. Также сервис предлагает Egencia Global Alliance (EGA) — возможность пользоваться сетью партнерских договоренностей с другими поставщиками тревел-решений в 55 странах мира, получить обслуживание на своем языке. Но главное преимущество сервиса — принадлежность к крупному узнаваемому бренду Expedia.

А теперь посмотрим на сводную таблицу всех этих сервисов и их возможностей в Украине:

ФункцияConcurGetThereAmadeus CytricSymphony CorporateCTN iONRaketaEgencia
Бронирование отелей без кредитной карты, в том числе в УкраинеXXXX
Оформление ж/д билетов без кредитной картыXXXXX
Возможность интеграции по API любого поставщика по запросу украинского клиентаXXXXXX
Возможность безналичной оплаты по банку всех типов услугXXXX
Независимость от GDS*и TMC** и возможность подключать несколько одновременноXXXXXX
Оплата за внедрениеXXXX
Оплата за заказ/транзакцию
Безлимитные настройки профилей путешествующих
Безлимитные настройки тревел политикиXXX
Интеграция с 1С в дополнение к SAPXXXXX
Украинские форматы документов в онлайне (приказы, расчет суточных, авансовый отчет)XXXXXX
Многоуровневый онлайн-процесс согласования командировкиXX
Загрузка чеков за дополнительные расходы во время командировкиXXXX
Статистика расходов в онлайне плюс в оффлайне (через агентство) в одном интерфейсеXXXXXX

*GDS — Глобальные системы бронирования (Amadeus, Travelport, Sabre, прочие). Каждая из них имеет свое корпоративное онлайн решение с отображением исключительно своего контента.

**TMC — бизнес тревел агентства. Некоторые из них также имеют собственные решения, которые не предлагаются без привязки к контракту с ними.

Итоги

Каким сервисом пользоваться для оформления бизнес-поездок, решает каждая компания самостоятельно — как можно понять выше, возможности для этого обширные. Одно можно сказать точно: в век цифровых технологий тратить часы на общение с агентством, согласование вариантов и написание отчетов «от руки» — непозволительная роскошь. Оцифровка командировки в компании — это оптимизация времени, денег и нервов. Надеюсь, что уже скоро такие сервисы внедрят в наших реалиях, и работа многих отделов сильно упростится. Поэтому ссылка на эту статью отправляется нашему CEO с надеждой на принятие решения по оптимизации бизнеса, чего и и вам желаю!

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Насправді так і є. Проблема в тому, що більшість таких рішень належать або великим он-лайн агенціям, або глобальним дистриб’ютерним системам. Решті агенцій залишається тільки йти до них у «кріпаки». Для кінцевого користувача — це певні обмеження у пошуку і наявності тарифів. Рекомендую звертати увагу на нейтральні рішення, що не прив’язані до жодного бренду — тобто суто ІТ рішення

На сколько я знаю, все эти онлайн решения работают все равно через агенства. Думаю им виднее уже какой инструмент выбрать.

Когда я устроилась в крупную аутсорс-компанию и в прошлом месяце впервые отправилась командировку за счет работодателя. Ощущение, конечно, приятное, но не без ложки дегтя.

Если командировка от «галеры», при этом командированный ФОП — приятное ощущение может быстро закончиться, при следующей же налоговой проверкe. Т.к. ФОП имеет право представлять лишь себя (а не «галеру») — и, соответственно, нести расходы за командировку должен тоже самостоятельно.

Единственное, он имеет право выставить счёт галере за поездку/услуги (по соответствующему договору) — но выступать перед клиентом как сотрудник галеры, права не имеет всё равно.

что-то не понял при чем тут налоговая и что она тут может проверить.
как меня галеры отправляли — галера сама оплачивает отель и перелет. вместе с зарплатой приходят суточные (с которых есесна платится налог). что тут будет проверять налоговая и какие у нее могут быть притензии?

что тут будет проверять налоговая и какие у нее могут быть притензии?

Будучи ФОПом — ты не являешься сотрудником «галеры».

А раз ты не являешься сотрудником «галеры» — не может быть и командировки, как и командировочных расходов (от «галеры»). Это всё штуки из КЗОТ, для сотрудников (на общей схеме) — но не для ФОПов.

вместе с зарплатой приходят суточные

Более того, будучи ФОПом — «галера» не может платить тебе зарплату. Т.к. зарплата — это тоже лишь для сотрудников на общей схеме.

П.С. Да, забавная страна непуганных налоговиками ФОПов. :)

будем терминологию обсуждать или по сути пройдемся?
еще раз — перед налоговой все суммы которые мне пришли на счет подтверждены актами и налоги уплочены. два вопроса — 1) с какой стати налоговая захочет что-то у меня проверять 2) к чему она может в этом случае придраться?

во-первых, что мешает в инвойс вписать сумму которая включает суточные
во-вторых, нахера инвойс если я работаю с галерой которая находится в Украине и деньги ко мне заходят в гривне

1. Потому что банку нужно обоснование перечисления денег на твой счет.

договор и акт вполне себе осонование, впишут в акт потом часов больше да и делов то.

договор и акт вполне себе осонование

О. Если такие есть — то проблем быть не должно.

Но это не командировка, а отдельный договор на выполнение неких работ там-то и там-то. С выставлением счёта (+ сметой/чеками, если нужно).

P.S. С дополнительными часами могут быть проблемы. Т.к. часы выставляются в счёте клиенту...

а отдельный договор на выполнение неких работ там-то и там-то

обычно договор написан так что ты должен делать некую абстрактную работу которая обычно на перед не оговаривается.

С дополнительными часами могут быть проблемы.

рейт и количество часов указаное в акте между тобой и галерой никак не связано с тем что пишут в инвойсах клиенту.

кстати тут интересный вопрос пришол мне на ум, а законодательство получается не обязывает выписывать счет галере, в какой либо форме подписью?

рейт и количество часов указаное в акте между тобой и галерой никак не связано с тем что пишут в инвойсах клиенту.

Это до первой налоговой проверки или внешнего аудита (скажем, по требованию какого-нибудь «жирного клиента»).

П.С. Выставление счёта «галере» за проделанную работу, ясный пень, нужно. Помесячно (или как там договорились оплачивать).
А как ещё?

Это до первой налоговой проверки или внешнего аудита (скажем, по требованию какого-нибудь «жирного клиента»).

тебе галера заплатила за 20 часов а с клиента взяла за 10, и? или вообще клиент платит фиксед прайс.

Выставление счёта «галере» за проделанную работу, ясный пень, нужно

только что понял что этот счет и называется акт выполненых работ

тебе галера заплатила за 20 часов а с клиента взяла за 10, и? или вообще клиент платит фиксед прайс.

Я о другом. Клиент оплатил 100 часов кодерков «галере», а галера выплатила кодеркам за 150 часов.
Придётся объяснить, с чего это «галера» так расщедрилась, что оплачивает лишние часы какому-то подрядчику, себе в убыток?

убыток

галера в убыток не работает, рейт то разный

Это до первой налоговой проверки или внешнего аудита (скажем, по требованию какого-нибудь «жирного клиента»).

Слушай, сказочник, некоторые украинские галеры в бизнесе дольше чем ты, при этом чуть ли не в разы, ты думаешь до них ещё не дошла первая проверка? Или ты думаешь никто из них не проходил аудит? Скажем когда к примеру пордавался или выходил на IPO?

Нет, я понимаю, что вы тут с Виктором 2 супер-не-совка и нам тут сейчас расскажите как мы живем не правильно, в основном про то в чем сами не в зуб ногой.

Слушай, сказочник, некоторые украинские галеры в бизнесе дольше чем ты, при этом чуть ли не в разы, ты думаешь до них ещё не дошла первая проверка?

Как видно из постингов топикстартера и оратора выше — компании уртруждаются оформлять и оплачивать командировочные расходы, вместо того, чтобы просто «дорисовать» часов. С чего бы это?

С чего бы это?

С того, что у тебя дырка на том месте которое отвечает за понимание уровней абстракции?

С того, что у тебя дырка на том месте которое отвечает за понимание уровней абстракции?

Скорее с того, что ты — «бла-бла-бла».

не выдумывай проблем там, где их никогда не было.

а, тут у нас оказывается суровый белорусский эксперт по украинскому бух учету появился
давайка ссылку на закон что инвойс нужен в случае если деньги мне приходят в гривне со счета украинского банка компании с которой у меня оформлен договор на предоставление услуг
то что инвойс нужен (ну или во всяком случае очень желателен) в случае если деньги приходят из за рубежа в валюте, я и без твоего икспердного мнения в курсе
я так понимаю ты почерпнул это из соответствующей темы на ДОУ, только прощелкал клювом что там обсуждается работа с зарубежным заказчиком когда деньги приходят в валюте из зарубежного банка

Не удивляйся потом, если у вас таки возьмутся за фиктивных фопов и тебе поимеют

взятся могут уже сейчас. только не за фопов, а за компании которые по такой схеме работают. вот компанию поиметь могут, только на сколько я помню объяснения юриста иметь будет вовсе не налоговая, а какойо-то другой орган. ну и соответственно компании предпринимают соответствующие меры что бы с юридической точки зрения к ней за такое прикопаться не смогли.
а что будет потом — ты можешь фантазировать сколько угодно, грош цена твоим фантазиям

давайка ссылку на закон что инвойс нужен в случае если деньги мне приходят в гривне со счета украинского банка компании с которой у меня оформлен договор на предоставление услуг

в этом случае всё ещё по старинке акт выполненных работ подписанный обоюдно есть основание для начисления денег контрактору кем бы б он ни был юрлицо или фоп инвойс срабатывает пока что только для вэд

ЗЫ: там по-моему ещё и тз было предварительно на каждую зачисленную сумму но уже не уверен уже забывать начал конечно «схема с инвойсами» сильно упростили всё это дело ))

нести расходы за командировку должен тоже самостоятельно

на той галере где я чалился так и было, платиш за билеты и гостиницу самостоятельно со своего счета, галера тебе это компенсирует и даже на перед

Гес вот, сказочник ты наш. Этому ФОПу командировочные расходы проведут по акту выполненных работ (ну или если тебе не-совку приятней по обычному его инвойсу) как и всю остальную работу, больничные и прочее прочее.

Та мля, уже сколько раз мусолили это на форуме шо капец, и каждый раз по новому, причем спорят как раз те, кто далек от этого.

Я бы еще предложил обратить внимание на TripActions :)

Підписатись на коментарі