Три истории финансовых катастроф и их решений
Всем привет!
Меня зовут Саша Гаврилюк. Я консультирую IT-компании и помогаю им повысить прибыльность, настроить процессы и привлечь клиентов. Во время консультаций встречаются очень интересные ситуации, и иногда собственники не против поделиться своим опытом. Такими историями я буду делиться с вами.
Сейчас мы активно работаем с CEO днепровской компании, которому не повезло потерять основного клиента за несколько недель до вспышки коронавируса. Ситуация осложняется практически полным отсутствием запаса средств. Из активов — дом и хорошая машина собственника.
Но как показывает моя практика — такое случается даже без карантина и прочих обстоятельств. Сходу вспоминаются три случая, один из которых — мой личный дефолт.
Кейс #1
Однажды мне пришлось уволить 9 очень нишевых, талантливых С++ программистов. Я очень хорошо помню этот день. Я собрала их в переговорке, сказала все как есть. Изумление и ужас на лицах. Никто не был готов к такому повороту событий.
Эту команду мы собирали по крупицам 4 месяца до старта проекта и растили еще 4 года, пока шел проект.
Просто пришло письмо о прекращении сотрудничества. Нам выплатили всё до копейки, ещё и на премии разработчикам дали, но мы потеряли самый маржинальный проект, который генерировал более 40% оборота в один день.
Было жестко.
Кейс #2
В нашем клубе Growth Factory Academy, есть «горячая линия» — 911. В любое время дня и ночи в критичной ситуации мне могут позвонить участники клуба, чтобы решить острый вопрос.
Так в начале января, в 11 вечера раздался звонок. На проводе — участник в полном отчаянии. Новая сделка сорвалась. Долг -$30 000, на кредитках исчерпаны все лимиты.
«Лечу из Франкфурта — говорит — и думаю, может сразу поехать на офис и наклеить на двери «закрыто»?
В тот раз удалось за неделю распределить бенч по себестоимости по субподрядам. Сотрудники выдержали оплату ЗП частями, но некоторых все же пришлось уволить. Из долгового дна компания выбралась через 3 месяца.
Кейс #3
Мой собственный дефолт.
Мой первый бизнес вообще не был связан с IT. Когда я жила в Канаде, в Торонто, у меня был свой e-commerce магазин текстиля для детей, нишу выбирала долго и тщательно. Baby — довольно простой и высокомаржинальный сегмент в e-commerce retail. Товары я заказывала в Китае, продавала с double keystone (стоимость +200%) по Северной Америке.
Мне было адски интересно попробовать поработать с физическим продуктом после 7 лет в сервисе. Первые поставки разлетелись как горячие пирожки, я осмелела и заказывала каждую следующую на 50% больше. Коллаборации с блогерами, фотосеты в украинской диаспоре, переговоры с органическими бутиками — you name it.
Но однажды я попала впросак. Я начала неистово инвестировать в трафик и аффилиатные программы, праздничный сезон и новогодний дизайн, еще один продукт в стадии теста. Успешный сезон продаж грозил мне квартирой с видом на озеро Ontario и домом для родителей в теплой Европе.
Поставку задержали на 3 месяца. Чтобы вы понимали — продавать 20го декабря в Америке уже поздно. Все начало рушиться как карточный домик. Запуск нового продукта прошел ужасно из-за упавшего качества фабрики, с которой я работала. В сильные минусы я не ушла, но денег на следующую поставку в нужном объеме у меня не было. И поверьте, иногда лучше просто не представлять себе в долларах что такое отдать по себестоимости три контейнера люксового товара.
Ситуацию нужно было спасать, нашла инвестора, потом второго, вышла из пике, вывела в стабильность новый продукт. Продала.
Продала и ни разу не пожалела, что продала. Пожалела только, что не вела резервный фонд в нужном объеме, мыслила краткосрочно и сливала треть оборота на трафик.
P.S. Над ситуацией с компанией из Днепра продолжаем работать. Компания точно выживет, в следующих постах напишу как мы разруливали ситуацию.
А как себя чувствуют ваши компании? Делитесь своими историями, задавайте вопросы — я обязательно на них отвечу здесь или в следующих постах. Или присоединяйтесь к нашей дискуссии в Фейсбуке bit.ly/3dcP6Sg
57 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів