Почему социологии должны быть интересны айтишники и наоборот

Последние несколько лет я с интересом знакомлюсь с результатами теперь уже ежегодных исследований «Портрет IT-специалиста», которые проводит DOU [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Это очень интересный материал для понимания того, кто именно работает в этой отрасли. И лично мне хотелось бы иметь гораздо больше подобных материалов, потому что я считаю, что интерес социологии к сфере IT должен быть значительно выше, чем сейчас. И вот почему.

И в социологии, и в обществе в целом нередко пытаются оценить роль тех или иных групп в функционировании и развитии общества. Разные теории предлагали разные ответы: когда-то в СССР считалось, что главным (в разных смыслах этого слова) является или должен быть «рабочий класс», последние минимум 30 лет немало говорится о важной роли «среднего класса», в 1990-е многие считали ключевой группой «бандитов» или «мафию», сейчас — «олигархов» и т.д. Разумеется, важно, в чем именно те или иные группы являются или считаются важными. Так, например, с точки зрения распространения государственных доходов важными оказываются «чиновники» или те, кто к ним приближен, а с точки зрения голосования на выборах (с некоторыми исключениями) — «пенсионеры» и т.д.

Интерес к представителям IT-сферы обусловлен рядом обстоятельств. И дело даже не в том, что вклад IT-отрасли в ВВП Украины является весьма существенным [7, 8, 9, 10] и что по некоторым подсчетам один работающий айтишник прямо или косвенно создает ещё 3-4 рабочих места [11]. Интерес социологии в другом.

Во-первых, эта группа существенно отличается от остального населения Украины, причем не только по условиям туда и уровню зарплат (которая выше в 4-5 раз, чем средняя по Украине [12, 13, 14]). Это специфический стиль, культура — от привычек и образа жизни до особенностей потребления и профессионального сленга.

Во-вторых, она постоянно расширяется. Многие источники говорят о приросте в среднем около 20% ежегодно [15].

В-третьих, (как следствие из «во-первых» и «во-вторых») можно сказать, что их особенная культура, в частности, их ценности, должны распространяться в обществе, становясь если не общепринятой нормой, то по крайней мере заметным мейнстримом.

Но что на данный момент имеет социология? Перечислю три момента.

Во-первых, довольно старое уже, но от того не менее интересное наблюдение о том, что поскольку основным ресурсом «профессионалов знания» является их профессиональная компетенция («культурный капитал»), то и более ценным они считают не столько собственность (как «классическая буржуазия») или лояльность к организации или иерархию (как классические наемные работники), сколько личную автономию, возможности самореализации, минимум вмешательства государства и т.д. Одной из последних вариаций этой идеи (возникшей около полувека назад) является известная концепция «креативного класса» Ричарда Флориды.

Во-вторых, сравнение политических предпочтений айтишников и украинцев в целом. Так, в июне 2019 года опрос на DOU [16] показывал существенные отличия в поддержке политических партий по сравнению с данными, полученными на тот же момент Киевским международным институтом социологии [17]:

КМИС (N=2021, выборка репрезентативна для населения Украины в возрасте от 18 лет):
• 32,1% проголосовали бы за партию «Слуга народа»,
• 7,8% — за партию «Оппозиционная платформа — «За Жизнь»,
• 5,4% — за партию «Блок Петра Порошенко «Солидарность»,
• 5,1% — за партию «Всеукраинское объединение «Батькивщина»,
• 3,7% — за партию «Голос»,
• ...
• Не пойду на выборы/Испорчу бюллетень — 8,1%.

DOU.ua (N=2225, выборка не репрезентативна):
• 42,6% — «Блок Петра Порошенко «Солидарность»,
• 18,4% — «Голос»,
• 14,5% — «Слуга народа»,
• 4,3% — «Демократична сокира»,
• 4,0% — ВО «Свобода»,
• ...
• Не пойду на выборы/Испорчу бюллетень — 5,4%.

Несмотря на то, что выборка на DOU не является репрезентативной, о явном отличии говорить вполне возможно. Учитывая бОльшие ресурсы для отстаивания своих взглядов, делают ли айтишники это? Как именно их способы отличаются от других? Почему?

И дальше можно задавать другие вопросы:
Каковы их интересы и ценности, кроме политических? Каким образом они влияют на общество помимо участия в выборах? Какую роль играют в развитии общества в целом? Как видят эту роль и в какой мере осознают себя как группу? Каким образом культура группы влияет на культуру украинского общества в целом? И т.д., и т.п.

В-третьих, концепция Рональда Инглхарта, реализованная в известном исследовании World Values Survey [18]. Согласно этой концепции, успех общества (экономическое развитие, развитие демократии и качество жизни) связан с двумя группами ценностей. Первая — это ценности секулярные в противовес традиционным (грубо говоря, рациональность vs. религия), вторая — ценности самовыражения в противовес ценностям выживания. Пересечение этих двух измерений дает пространство ценностей, в котором располагают разные страны по их показателям — это получило название «культурной карты» или «карты культурных ценностей».

Источник: [19]

Концепция исходит из идеи о переходе от индустриального (модерного) общества к постиндустриальному (постмодерному). При этом считается, что главной целью модерного общества было накопление капитала и экономический рост, для чего нужны были централизация и бюрократия, четкое регулирование со стороны традиционных институтов и моральных норм и, как следствие, существование соответствующей системы ценностей. Но после того, как необходимый экономический уровень был достигнут, появилось чувство экзистенциальной безопасности, и система ценностей стала меняться.

Несмотря на такое объяснение, авторы концепции подчеркивают, что речь не идет об экономическом детерминизме, но скорее о соответствии между ценностями, с одной стороны, и соответствующими институтами, с другой. Институты же и обеспечивают экономическое развитие (в данном случае — постиндустриального) общества. Среди прочего, это означает, что без определенных ценностей выстроить необходимые для процветания институты вряд ли возможно.

Конечно, не во всех обществах процесс постмодернизации происходит одинаково (как видно из карты). Более того, разные группы в обществе имеют разные ценности, и вопрос в том, ценности какой именно группы станут определяющими.

Вот тут мы и подходим к самому интересному. Можно предположить, что айтишники — как раз та группа, чьи ценности соответствуют постмодернизации, и чем более значимую роль они будут играть в нашем обществе, тем больше шансов у Украины построить благополучное общество или, как минимум, — отдалиться от тех традиций, представлений, привычек, которые мешают нам развиваться, и тянут назад.

И вот для проверки этой и других гипотез, для ответов на прозвучавшие вопросы и нужны исследования. Которых на данный момент почти нет.

Ок, зачем социологам изучать айтишников, понятно. Но зачем айтишникам социология?

Во-первых, это вполне понятное человеческое тщеславие — людям обычно приятно, когда о них пишут.

Во-вторых, это лучшее понимание собственной роли в обществе в целом. Если IT-специалисты являются своего рода лидерами общественного развития, то было бы хорошо осознать эту роль и принять эту ответственность (если есть такое желание, разумеется). А сделать это без хорошего понимания, «кто мы такие» и «какие мы», довольно затруднительно.

В-третьих, в последнее время появляется немало тех, кто готов говорить от имени IT-сообщества, и нередко их высказывания вызывают острые дискуссии, аргументом в которых является интуитивное, но не всегда правильное представление о том, как «на самом деле» обстоят дела. Соответственно, социология может помочь понять и отличия группы от других групп, и внутреннее разнообразие, и собственные интересы, а значит — лучше понять, как именно надо их отстаивать.

Исходя из всего сказанного, хочу задать несколько вопросов (ответы пишите в комментариях):

1) Интересна ли вам эта тема в принципе? Стоит ли мне писать здесь популярные тексты о социологии для вас? (Если что — то я доктор социологических наук с 20-летним преподавательским стажем.)

2) Интересны ли вам ответы на какие-то конкретные вопросы, которые социология могла бы вам дать? Грубо говоря, какие вопросы вы хотели бы видеть в социологических исследованиях, посвященных IT-сфере и тем, кто в ней работает?

3) Если вам действительно интересны такие исследования, то готовы ли вы поучаствовать в их проведении и финансировании, и если да, то каким именно образом и в каком объёме?

Спасибо за внимание!

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Update по результатам

Большое спасибо высказавшимся — из ответов можно вынести кое-что интересное, как минимум, два тезиса:

— «Пусть о нас забудут, потому что иначе будут хотеть от нас денег»,
— «В айтишниках нет ничего особенного, они (мы) такие же разные, как и в других отраслях».

Первый тезис комментировать не буду — это отдельная тема. Скажу лишь, что мой интерес здесь — исключительно моя частная инициатива, а вопросы культуры (которой я, в основном, занимаюсь) могут заинтересовать разве что специалистов, но не власть.

Второй тезис гораздо интереснее. Дальше — не выводы, разумеется, но комментарии.

Во-первых, в постсоветских странах принято не высовываться (это было опасно), поэтому тезис «мы такие как все» весьма распространен. Когда-то в Украине было исследование, которое показывало, что если человека спрашивают о принадлежности к классу в системе координат высший-средний-низший, то большинство причислит себя к среднему классу, хотя с «классической» точки зрения «средний класс» — это не отметка на шкале, но набор определенных признаков, среди которых — достаточный постоянный доход, владение собственностью и т.д. Также исследования показывают, существование такого феномена как «субъективная бедность» — когда люди считают (называют) себя бедными вне зависимости от их реального материального положения. Это тоже своего нежелание высовываться — иначе станешь объектом зависти, можешь лишиться каких-либо льгот и т.д. Вообще, желание людей казаться, управлять впечатлением о себе — довольно важная социологическая тема.

Во-вторых, да, айтишники разные, но это-то и интересно. С одной стороны, это не отменяет того, что эта группа в целом может иметь существенные отличия от других групп в обществе. И да, может иметь — не обязательно имеет. В том-то и дело, что социология пытается прояснить реальность, потому что без исследований любые мнения хороши только как гипотезы, насколько правдоподобными они бы ни казались.

Довольно очевидно, что в обществе по разным причинам сложились стереотипы относительно айтишников. Вероятно, есть и стереотипы айтишников о самих себе — интересно узнать, какие? Но важно добавить, что культура — это не только стереотипы и не всегда то, что очевидно. Причем «носителю» его культура нередко в принципе менее видна, чем наблюдателю со стороны.

С другой стороны, в комментариях уже есть интересные указания на отличия: «инженеры» vs. «хипстеры» (как вариации последних — «клоун-фронтендщик либо qa c сиськами»). Отсюда, как минимум, три вопроса:

— Кто такие «инженеры» и «хипстеры» содержательно?
— Насколько эти различия действительно важны (типа «мы true айтишники, а они не true», например)
— Какие ещё группы вы выделяете и почему?

***
Ещё пара комментариев:

— О культуре (не об айтишниках, по крайней мере, изначально). Меня в последнее время интересует существование двух полюсов в отношении к работе: с одной стороны, работа как процесс достижения результата (и, соответственно, оплата за результат, чем лучше и больше, тем больше, молодец, если сделал больше и круче других и т.д.), с другой, — работа как место просиживания определенного времени (и соответственно, оплата за процесс, чем меньше фактически поработал, тем больший молодец и т.д.). Если у кого есть мысли на эту тему, было бы интересно услышать.

— О себе и социологии. Во-первых, тема хлебной не только не стала, но в такой формулировке её, к моему удивлению, как бы почти нет вообще — на постсоветском пространстве вы очень мало найдете исследований (и кто такая «психолог Степанова» я не знаю). Да и на западе, насколько мне известно, акцент делают, скорее, на «корпоративной культуре», когда речь идет об изучении отрасли — что мне лично менее интересно. Мне интересно другое. Социология обычно ассоциируется с количественными методами — «опросить и посчитать» — потому что циферки всё ещё убеждают больше, плюс стремление к репрезентативности, которую статистически обосновать проще, чем логически. Но на самом деле другие способы исследования, в том числе не статистические, тоже много чего могут дать. Например, анализ ответов на форуме на DOU. Назовём это «экспертным мнением», почему нет. Поэтому я и предлагаю что-то типа обмена: я вам научпоп по социологии, а вы мне ответы на форуме. И не переживайте — этот взаимообмен никак не влияет на то, забудет про вас власть или нет.

Кто такие «инженеры»

Люди, что тяжело учились в лучших технических вузах Украины (на самом деле учиться в вузе сложнее чем работать на галере) в советские, 90-е и 00-е годы (за сейчас трудно сказать, но судя по тесту ЗНО все плохо), в течении 4-5 лет и имеют соответствующий диплом об окончании. Являются носителями целостных фундаментальных знаний о мире по широкому ряду тем: математика, физика, вычислительные методы, теория цифровых и аналоговых сигналов, основы электротехники, компьютерная электроника и схемотехника, нейронные сети, компьютерные сети, математическая ститистика, дискретная математика, архитектура эвм, СУБД, алгоритмы и программирование, ооп, САПР (электронный), матмоделирование СМО, параллельные вычисления, экспертные системы и многое другое.

Кто такие «хипстеры»

Повара, плохие медики, бариста и другие птушники незнакомые с наукой и научным методом. Лучшие образчики из этой выборки, в силу голода, вызванного событиями 2014 года, смогли все-таки освоить на 3-х месячных курсах один фронтенд фреймворк и влиться в рыночную волну. Верят, что зауженные джинсы и моноколесо делают из них айтишников.

Спасибо! Судя по Вашему ответу, «инженеры» и «хипстеры» — не исчерпывающие категории. А какие ещё Вы бы выделили? Нетехнические специалисты типа — ПМы или переводчики, например, особенно те, кто работает давно (10-15-20 лет)? С одной стороны, они не «инженеры», но в силу возраста и не «хипстеры». Или молодые Data Scientists или сисадмины?

Ответ принят, спасибо! По моим наблюдениям такой взгляд на DOU преобладает, отсюда вопрос: здесь ПМов мало или они реже отвечают?

То есть с административной работой сможет справится кухарка ? Ну или программист, который 90 процентов времени педалт код, запросто так организует тимбилдинг — а потом ещё и проведет переговоры с заказчиком так чтобы заплатили и при этом не пришлось овертаймить в новогоднюю ночь. ИМХО хороший ПМ — мать родна (или генерал — батя), плохой — теща.

Намешал всего...

С административной работой действительно справиться кухарка, организовать тимбилдинг настолько просто, что справится абсолютно любой дееспособный человек

Переговоры с заказчиком ПМ не проводит, а овертаймить или нет это добровольный выбор

А в чем именно претензии к «хипстерам» — их самомнение/понты, недостаточная техническая компетентность, может, зависть, что они имеют (если имеют) такие же должности/зарплаты после небольшого времени обучения, как и «заслуженные зубры» после большого времени обучения и стажа?

Но если их берут на работу, значит, они нужны рынку? Я где-то читал, что спрос на джунов больше предложения, и эта ситуация должна сохраниться в будущем. То есть, в сущности, рынок сам как бы приглашает новичков. То есть это как бы и не их вина?

И ещё — они обучаются? Тут было мнение, что с возрастом понты и некомпетентность проходят... Не является ли нежелание/неспособность развиваться препятствием в карьере и росте зарплаты? Что, очевидно, не выгодно им самим. Можно ли предположить, что с возрастом они станут таки «инженерами», пусть и не на 100%?

А где можно узнать цены и другие показатели? И есть ли где-нибудь обзоры истории развития айти-отрасли (в частности, в Украине)?

Другие это какие?

Например, количество людей, динамику, отличия по типу компании и т.д. — меня вообще всё интересует.

Об этом как-то один капитан тут написал.

А ссылку можно, если не сложно?

Проблема «хипстеров» — в незнании базовых фундаментальных вещей типа алгоритмов (не в плане цикл написать, а в плане подобрать оптимальное решение задачи, спрогнозировать необходимость оптимизации по памяти / ресурсам) и построения архитектуры, поскольку на курсах этому не учат — патамуша на собесе этого не спросят.
Сами они нечасто понимают необходимость этому учиться — проще потратить время на хобби, которое с IT у них обычно никак не связано.
А впоследствии, когда такие кадры доползают до уровня синьоров, когда некому их контролировать сверху и риджектить их код на этапе ревью, получаем попытки построить небоскрёб разнорабочими — ну, то есть, получится сарай, да и тот с подпорками :)
Симптомы обычно следующие: каждый модуль функционально сам по себе вроде и работает, но вот их интеграция или нефункциональная часть (к примеру, производительность) — вызывает огромные проблемы, поскольку вещи типа избыточной выборки, сложность O(n2) и прочие радости стековерфлоу девелопмента в таком коде — постоянные гости.

Сами они нечасто понимают необходимость этому учиться

Это чисто индивидуальные нюансы (кто-то понимает, кто-то нет) или что-то системное?

Трудно сказать, я ж не социолог ))
Но могу точно сказать, что количество «хипстеров» начало резко увеличиваться после кризисов 08 и 14 года, когда в IT массово повалили люди за денюжкой, а не по призванию.
Насчёт индивидуализма: разумеется, встречались и сейчас встречаются безграмотные технически «инженеры» и толковые «хипстеры»-самоучки, но за последние лет 7 процент технически безграмотных людей, пишущих код, в отечественном IT резко вырос. Я склонен соотносить это с «хипстерами»-недоучками. Это лично моё мнение, основанное на многолетнем опыте верификации разнообразных проектов и может не коррелировать с реальным положением дел ;)
Дополнительная метрика, косвенно подтверждающая справедливость моей гипотезы — это количество технически неграмотных QA автоматизаторов, попадающих ко мне на собеседования. Большинство кандидатов имеют вышку совсем не по IT профилю и 1-е опыты работы [если не вырезаны в CV] имеют не в IT, т.е., свитчеры, они же «хипстеры», по данной терминологии. В последние лет 5 хорошо, если 2 из 3 синьоров вообще могут хоть что-то рассказать по теории ООП, я уже молчу про миддлов. Задача типа «написать метод, возвращающий n-е число последовательности Фибоначчи» ставит в тупик примерно 40% кандидатов. И это синьоры с 5+ лет опыта! Насколько общался с коллегами-разработчиками, там ситуация ещё хуже. Правда, и задачки посложнее ;)

А есть какой-либо способ более-менее объективно оценить технический уровень? Например (хотя, может быть, я ошибаюсь), теоретически здесь помогла бы статистика успешных/неуспешных собеседований (особенно интересно — на позиции мидлов и сеньйоров), но вопрос, есть ли она в каком-то готовом виде? Плюс как оценить тех, кто уже работает? Или это только спрашивать тех, кто с ними работает?

Если и есть такая статистика — то только у HR’ов, да и то не факт, что они её ведут. По уже работающим — в некоторых конторах побольше есть процессы внутреннего оценивания, от которых зависит, дадут следующую лычку или нет, но это внутренняя конфиденциальная информация и я сомневаюсь, что её раскроют по запросу. По кандидатам в большинстве случаев нет формальных процессов оценки [по крайней мере, сколько где работал — не встречал], есть просто отзыв в произвольной форме, на основании которого принимается решение о допуске кандидата на следующий этап интервью. Если HR’ы у себя эти отзывы как-то оцифровывают — тогда может и есть, но лично я в этом сомневаюсь.

Спасибо!

Про отношение к работе — у меня раньше превалировал «оппортунизм» — когда работа это способ получить следующую работу получше. От работы интересно было получить тот опыт, который я позже смогу монетизировать (опыт с высоконагруженными сайтами или какими-то технологиями). И мне кажется очень многие так думают и делают. Когда доходишь до сеньорных позиций, тогда уже оппортунизм отключается.

А как Вы считаете, это третий вариант или вариация какого-то из двух описанных?
Такой подход связан с широким рынком (неплохими возможностями найти следующую работу) или это что-то другое?
И почему на сеньорных позициях отключается оппортунизм — бытовые проблемы решены, занимаешься, чем хочешь или как?

Мне кажется что это третий вариант. Вы упомянули
1) работа как процесс достижения результата
2) работа как место просиживания определенного времени

А в случае оппортунизма человеку важнее не результат, а полученные в процессе навыки. К примеру, если перевести на язык строителей — ему не столь важно достроить стену, как попрактиковаться класть кирпичи. Или он сделал вам арку там где не нужно было, ибо он просто хотел попрактиковаться в арках.

С чем это связано: рынок «горячий», вакансии на нем постоянно есть, чуть под-учился и можно пойти найти что-то получше где заплатят на 500$ больше. Соответственно для роста зарплаты нужны новые умения.

На сеньорных позициях — дальнейший рост больше зависит от твоих Soft Skills а не от технических знаний. Поэтому меняется подход. Ну и да, человек успокаивается и не так сильно гонится за «еще большей зарплатой»

Очень умозрительный вопрос: для «оппортуниста» желаемый результат (когда уже нет необходимости прокачиваться в навыках) — какой?

Это я не знаю, мне лично хотелось зарплату побольше. Но чтобы она была за что-то (знания и умения), а не просто так, чтобы было ощущение что действительно «заслуживаешь» ее.

Спасибо!

Може, є сенс зв’язатись із Маргаритой Кременчуцькою, вона теж займалась IT-шниками із точки зору як психології, так і соціології.
onu.edu.ua/...​aff/4997-kremenchutska-m1

Дуже дякую!

Это не

... специфический стиль, культура ... особенностей потребления

. Это обыкновенные люди, которые могут без подготовки и ломки влиться в любое цивилизованное общество. Если Вам кажется, что это большое отклонение от «нормы», тогда «айтишникам» Ваше исследование не будет интересно от слова совсем.

Исследования вероятно нужны многим компаниям, но чтобы финансировать, надо быть этой компанией. Например, вот эти доставщики сбалансированных рационов, кроме IT врядли кто-то готов платить по 900-1000 грн в день за доставленные обеды.

Та не... Основными потребителями этого барахла являются профессиональные спортсмены и фитоняши ИМХО. Айтишникам это всё особо не надо, ну разве что кроме самых упоротых (читай фитоняши мужского пола), эти больше по пиву и сырам ))

Нет в айтишниках ничего особого. Я тоже так думал первые пару лет, когда начал работать. Сейчас я понимаю, что мы — обычные инженеры, которые ничем не отличаются от инженеров в любой другой области. Да, есть прослойка уверенных в своей исключительности хитпстеров, но им редко больше 25, это возрастное и это — пройдёт.

Инженеры были в айти 10 лет назад. Сейчас на кухню сунешься, там через одного либо клоун-фронтендщик либо qa c сиськами. Шо то шо другое тупое до жути, не знает элементарного матанализа, иногда даже винду не способно поставить. Эти как раз и составляют

прослойка уверенных в своей исключительности хитпстеров

.

qa c сиськами

Дайте две

Так научить можно, программистами не рождаются. Я например многие вещи учил уже после института, а САПРОМАТ вообще никогда не понадобился. Иногда правда приходится начинать с набора на клавиатуре :) «Хипстеры» как правило хорошо знают английский, а иногда и и по три четыре языка. Для бизнеса это часто важнее программирования.

САПРОМАТ пригодиться и не может. Потому что он СОПРОМАТ ))) - сопротивление материалов.

Так и есть, расчет балки на прочность самый нужный навык для программиста.

Для веб-макаки нет, для программиста-инженера да

Большое спасибо. Пойду веб макачить на асемблере.

section .text
global _start
_start:
mov edx, len
mov ecx, msg
mov ebx, 1
mov eax, 4
int 0×80
mov eax, 1
int 0×80

section .data

msg db ’Иди в жопу!’,0xa
len equ $ — msg

int 80 одразу натякає на асемблер здорової людини :-D

Ну ax=0×9 int 21 надеюсь в далёком прошлом :) А 10-я функция биоса, и прямой доступ по B800 — не из той оперы.

Так в бакалавратах «компьютерные науки», к примеру, для КПИ сопромата и нету.
Он есть в инженерных факультетах, там, где САПР — это дополнение к основному инженерному, а не IT образованию.

В социальных медиа постоянно слышу эту мысль про каких то особенных «айтишников», «гиков», «уникальную культуру» и так далее. По факту сменив уже 6 компаний за свою карьеру всюду одни и те же обычные офисные работники, с разными увлечениями, женатые и неженаты, интроверты и экстраверты, активисты и аполитичные. Особой разницы от других офисных жителей нет. «забитые очкастые гении» или «хипстеры на гиробордах» живут в виде уникумов или анекдотов.

Не знаю ничего об авторе но выглядит как попытка примазаться к «хлебной теме» по типу «психолога» Степановой с ее «анальниками»

«психолога» Степановой с ее «анальниками»

Made my day)

Вы IT компании меняли, скорее всего. Если бы вы работали в банках, например, у вас было бы иное мнение о программистах.
Согласен про примазаться, надо же доить кого-то... Если бы профессия шахтера была настолько прибыльна, все бы сразу начали разбираться в сортах углЯ.

судя по доу главная ценность айтишника — трактор

Вопрос: почему в компаниях так любят карго-культы?
Применимо к собеседованиям с задачами про круглые люки, к процессам в работе, И так далее

Прошу прощения, не увидел сразу вопрос. Карго-культ основан на представлении о причинно-следственной связи между двумя событиями, которая на самом деле не существует или существует очень опосредовано. Дело в том, что не всегда удается проследить, есть ли на самом деле причинно-следственная связи или нет. А экономия мышления подсказывает, что можно взять готовое «решение» и не думать. Если в других более или менее похожих случаях было определенное следствие, то и в данном случае оно тоже «должно работать».

Экономия мышления относится к самым разным сферам и обычно описывается словами «так принято». Буквально сегодня прочитал анекдот на эту тему.

Очень часто HR’ы которые не очень хорошо понимают специфику работы формулируют требования к вакансиям определенным образом только потому, что так написано в учебнике (снова таки недавно натыкался на историю, когда искали опытных сварщиков до 30 лет). Если собеседования проводят они же, а не те, кто ищет сотрудника к себе в команду, то и там такие вещи возможны. У кого-то просто может быть привычка спрашивать именно об этом (поскольку раньше хорошо срабатывало). Кто-то только имитирует поиск сотрудника по каким-то причинам. Ну а кому-то, возможно, именно эти вопросы критичны.

Потому что если тебе в первый раз собеседовать то — «делай как google» :) Но можно и спросить скажем столицу Австралии или гос. Язык Бразилии причем сразу после вопроса о ресте, а потом уже поинтересоваться о дополнении до двойки.

Интересна ли вам эта тема в принципе? Стоит ли мне писать здесь популярные тексты о социологии для вас? (Если что — то я доктор социологических наук с 20-летним преподавательским стажем.)

Почему нет, пишите.

Интересны ли вам ответы на какие-то конкретные вопросы, которые социология могла бы вам дать? Грубо говоря, какие вопросы вы хотели бы видеть в социологических исследованиях, посвященных IT-сфере и тем, кто в ней работает?

Ну, вы — же автор, вот вы и придумайте тему.

Если вам действительно интересны такие исследования, то готовы ли вы поучаствовать в их проведении и финансировании, и если да, то каким именно образом и в каком объёме?

За финансированием к редакции DOU, если контент будет интересен они найдут возможность вас как-то заинтересовать

У меня есть социологический вопрос. Почему некоторые люди тупые или делают то, что не лезет ни в какие ворота. Я не про вас, просто регулярно вижу людей делающих очевидные глупости. Почему — не ясно. Они знают что нежелательно совать пальцы в розетку. Но почему-то до них не доходит что кроме розетки желательно не орать на детей матом или не бухать например.

Здесь ответ в самом вопросе. Попробуй спросить себя — А ПОЧЕМУ не должны? А их спроси, не делаешь ли ты то же самое.

PS. Почему собака машет хвостом?

У меня есть не совсем социологический ответ.

Дело в том, что изначально человек — биологическое существо, организм. А организмы экономят энергию — стараются не прикладывать усилий в тех случаях, в которых работают автоматизмы — инстинкты или привычки. Когда-то где-то от кого-то люди что-то услышали и обрадовались: «Ответ есть — думать не надо». И делают так. Как минимум до тех пор, пока розетка не станет бить током. Это раз.

Во-вторых, человек — «психологическое существо» в том смысле, что ему важно иметь позитивную самооценку и признание окружающих, от которых она изначально исходит. Следовательно, человек стремиться находить оправдания и аргументы для того, чтобы иметь возможность сказать себе: «Я молодец» или хотя бы «Я не хуже других». Но, учитывая лень (или то, что я раньше назвал экономией энергии), человек старается найти такие оправдания, которые не связаны с действием. И тут на помощь приходят готовые объяснения — например, традиция. Причем не только в каком-то «высоком» смысле, но и просто «так делали родители», «все так делают» и т.д. То есть даже, когда розетка начнет бить током, найдутся какие-то объяснения, почему и в этом случае не надо ничего менять. Всегда найдутся, потому что «менять» — означает а) «делать» и б) «менять привычные представления и привычный ход вещей», а это непросто — см. п. 1.

Проще говоря, «не доходит», потому что а) привычно и б) все так делают (то есть коллективная практика якобы свидетельствует о том, что такое поведение правильное — оно и есть правильное с точки зрения социального одобрения). Хотя «чистые» психологи скажут, что мат и пьянство — это просто реакция психики на сложную ситуацию, и тоже будут правы, конечно.

Так что получается, что человек ещё и «культурное существо» в том смысле, что в своей жизни пользуется представлениями о мире (почерпнутыми из разных источников), а не инстинктами. А социологи изучают, среди прочего, какими именно представлениями пользуются люди в процессе своей обычной жизни. Как-то так.

Лінь це дуже крутий біологічний механізм, який не дозволяє тобі займатися всім, що збреде в голову, інакше суспільства б не існувало, а тільки окремі індивіди, які цілий день займаються корисною або ні фігнею допоки ти не впадеш від нестачі сил.
А так, переборюючи лінь, доводиться робити тільки корисне і те, що потрібно для виживання.

Великий комент вище і є тулмачення що таке лінь. Але тут не психологічний форум, можна тупо послатися на лінь, люди здебільшого розуміють, що то таке.

В якомусь подкасті якогось поважного вченого зустрів думку: «Мета мисленя — перестати мислити».
Мислення і, особливо, навчання дуже енергозатратний процес і мета організму на базовому рівні, вирішити всі проблеми і подолати всі складнощі аби помстити себе в таку атмосферу, де потрібно буде тільки відпрацьовувати інстинкти, як ви писали вище.

На щастя, у частини Homo Sapience достатньо добре розвинутий Neocortex або ж кора головного мозку, аби долати інстинкти, хоча й не у всіх.

то готовы ли вы поучаствовать в их проведении и финансировании

конечно же нет

Есть четыре вида лжи: просто ложь, наглая ложь, социология и ИНФОГРАФИКА.
Не приходило в голову, что часть местной публики откровенно боты?

Все боты, один ты живой, разве не заметил как тесксты отличаются? :-)

Пожалуйста, пишите еще. Прочел Вашу статью «на одном дыхании».

Большое спасибо за поддержку! Очень приятно слышать. Всегда радует, когда то, чем ты занимаешься, нужно не только тебе.

Чем меньше информационного шума о абстрактных «айтишниках», а особенно их доходах, возникает, тем меньше вероятность появления анального зуда на предмет увеличения налогов у чиновников, «IT-ассоциаций» и прочих вторичных паразитов.

вполне понятное человеческое тщеславие — людям обычно приятно, когда о них пишут

Не всем.

Всем давно уже известно о доходах ФОПов на айтишных КВЭДах, и уже давно, даже последний бомж знает, что айтишников нужно доить, ибо бабок куры не клюют. Причины по которым еще не доят не в том, что мало шума в СМИ, а в другом.

Причины по которым еще не доят не в том, что мало шума в СМИ, а в другом.

Боятся найти случайно Кожаева? %)

Нет, причина простая — только последнее слово заменить на "не знаю")youtu.be/5mNmvKG9M0c

Нет. Нет. Нет. Не нужно никаких текстов и исследований. Направьте свою энергию на то, чтобы о нас забыли вообще и не вспоминали. Спасибо.

Лично мне — нет. Лично мне — никаких. Готов, как будет лишний миллион баксов.

Підписатись на коментарі