Почему социологии должны быть интересны айтишники и наоборот
Последние несколько лет я с интересом знакомлюсь с результатами теперь уже ежегодных исследований «Портрет IT-специалиста», которые проводит DOU [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Это очень интересный материал для понимания того, кто именно работает в этой отрасли. И лично мне хотелось бы иметь гораздо больше подобных материалов, потому что я считаю, что интерес социологии к сфере IT должен быть значительно выше, чем сейчас. И вот почему.
И в социологии, и в обществе в целом нередко пытаются оценить роль тех или иных групп в функционировании и развитии общества. Разные теории предлагали разные ответы: когда-то в СССР считалось, что главным (в разных смыслах этого слова) является или должен быть «рабочий класс», последние минимум 30 лет немало говорится о важной роли «среднего класса», в
Интерес к представителям IT-сферы обусловлен рядом обстоятельств. И дело даже не в том, что вклад IT-отрасли в ВВП Украины является весьма существенным [7, 8, 9, 10] и что по некоторым подсчетам один работающий айтишник прямо или косвенно создает ещё
Во-первых, эта группа существенно отличается от остального населения Украины, причем не только по условиям туда и уровню зарплат (которая выше в
Во-вторых, она постоянно расширяется. Многие источники говорят о приросте в среднем около 20% ежегодно [15].
В-третьих, (как следствие из «во-первых» и «во-вторых») можно сказать, что их особенная культура, в частности, их ценности, должны распространяться в обществе, становясь если не общепринятой нормой, то по крайней мере заметным мейнстримом.
Но что на данный момент имеет социология? Перечислю три момента.
Во-первых, довольно старое уже, но от того не менее интересное наблюдение о том, что поскольку основным ресурсом «профессионалов знания» является их профессиональная компетенция («культурный капитал»), то и более ценным они считают не столько собственность (как «классическая буржуазия») или лояльность к организации или иерархию (как классические наемные работники), сколько личную автономию, возможности самореализации, минимум вмешательства государства и т.д. Одной из последних вариаций этой идеи (возникшей около полувека назад) является известная концепция «креативного класса» Ричарда Флориды.
Во-вторых, сравнение политических предпочтений айтишников и украинцев в целом. Так, в июне 2019 года опрос на DOU [16] показывал существенные отличия в поддержке политических партий по сравнению с данными, полученными на тот же момент Киевским международным институтом социологии [17]:
КМИС (N=2021, выборка репрезентативна для населения Украины в возрасте от 18 лет):
• 32,1% проголосовали бы за партию «Слуга народа»,
• 7,8% — за партию «Оппозиционная платформа — «За Жизнь»,
• 5,4% — за партию «Блок Петра Порошенко «Солидарность»,
• 5,1% — за партию «Всеукраинское объединение «Батькивщина»,
• 3,7% — за партию «Голос»,
• ...
• Не пойду на выборы/Испорчу бюллетень — 8,1%.
DOU.ua (N=2225, выборка не репрезентативна):
• 42,6% — «Блок Петра Порошенко «Солидарность»,
• 18,4% — «Голос»,
• 14,5% — «Слуга народа»,
• 4,3% — «Демократична сокира»,
• 4,0% — ВО «Свобода»,
• ...
• Не пойду на выборы/Испорчу бюллетень — 5,4%.
Несмотря на то, что выборка на DOU не является репрезентативной, о явном отличии говорить вполне возможно. Учитывая бОльшие ресурсы для отстаивания своих взглядов, делают ли айтишники это? Как именно их способы отличаются от других? Почему?
И дальше можно задавать другие вопросы:
Каковы их интересы и ценности, кроме политических? Каким образом они влияют на общество помимо участия в выборах? Какую роль играют в развитии общества в целом? Как видят эту роль и в какой мере осознают себя как группу? Каким образом культура группы влияет на культуру украинского общества в целом? И т.д., и т.п.
В-третьих, концепция Рональда Инглхарта, реализованная в известном исследовании World Values Survey [18]. Согласно этой концепции, успех общества (экономическое развитие, развитие демократии и качество жизни) связан с двумя группами ценностей. Первая — это ценности секулярные в противовес традиционным (грубо говоря, рациональность vs. религия), вторая — ценности самовыражения в противовес ценностям выживания. Пересечение этих двух измерений дает пространство ценностей, в котором располагают разные страны по их показателям — это получило название «культурной карты» или «карты культурных ценностей».
Источник: [19]
Концепция исходит из идеи о переходе от индустриального (модерного) общества к постиндустриальному (постмодерному). При этом считается, что главной целью модерного общества было накопление капитала и экономический рост, для чего нужны были централизация и бюрократия, четкое регулирование со стороны традиционных институтов и моральных норм и, как следствие, существование соответствующей системы ценностей. Но после того, как необходимый экономический уровень был достигнут, появилось чувство экзистенциальной безопасности, и система ценностей стала меняться.
Несмотря на такое объяснение, авторы концепции подчеркивают, что речь не идет об экономическом детерминизме, но скорее о соответствии между ценностями, с одной стороны, и соответствующими институтами, с другой. Институты же и обеспечивают экономическое развитие (в данном случае — постиндустриального) общества. Среди прочего, это означает, что без определенных ценностей выстроить необходимые для процветания институты вряд ли возможно.
Конечно, не во всех обществах процесс постмодернизации происходит одинаково (как видно из карты). Более того, разные группы в обществе имеют разные ценности, и вопрос в том, ценности какой именно группы станут определяющими.
Вот тут мы и подходим к самому интересному. Можно предположить, что айтишники — как раз та группа, чьи ценности соответствуют постмодернизации, и чем более значимую роль они будут играть в нашем обществе, тем больше шансов у Украины построить благополучное общество или, как минимум, — отдалиться от тех традиций, представлений, привычек, которые мешают нам развиваться, и тянут назад.
И вот для проверки этой и других гипотез, для ответов на прозвучавшие вопросы и нужны исследования. Которых на данный момент почти нет.
Ок, зачем социологам изучать айтишников, понятно. Но зачем айтишникам социология?
Во-первых, это вполне понятное человеческое тщеславие — людям обычно приятно, когда о них пишут.
Во-вторых, это лучшее понимание собственной роли в обществе в целом. Если IT-специалисты являются своего рода лидерами общественного развития, то было бы хорошо осознать эту роль и принять эту ответственность (если есть такое желание, разумеется). А сделать это без хорошего понимания, «кто мы такие» и «какие мы», довольно затруднительно.
В-третьих, в последнее время появляется немало тех, кто готов говорить от имени IT-сообщества, и нередко их высказывания вызывают острые дискуссии, аргументом в которых является интуитивное, но не всегда правильное представление о том, как «на самом деле» обстоят дела. Соответственно, социология может помочь понять и отличия группы от других групп, и внутреннее разнообразие, и собственные интересы, а значит — лучше понять, как именно надо их отстаивать.
Исходя из всего сказанного, хочу задать несколько вопросов (ответы пишите в комментариях):
1) Интересна ли вам эта тема в принципе? Стоит ли мне писать здесь популярные тексты о социологии для вас? (Если что — то я доктор социологических наук с
2) Интересны ли вам ответы на какие-то конкретные вопросы, которые социология могла бы вам дать? Грубо говоря, какие вопросы вы хотели бы видеть в социологических исследованиях, посвященных IT-сфере и тем, кто в ней работает?
3) Если вам действительно интересны такие исследования, то готовы ли вы поучаствовать в их проведении и финансировании, и если да, то каким именно образом и в каком объёме?
Спасибо за внимание!
78 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів