Как работает социология и почему я задаю странные вопросы

Комментарии к моим прошлым постам [1, 2] кое-что для меня проясняют, но стоит, видимо, дать некоторые пояснения и относительно социологии вообще, и почему я задаю странные вопросы, в частности.

Любая наука — это язык описания реальности. Прежде чем реальность изучают, осуществляя и регистрируя наблюдения, определяются с тем, что же именно они наблюдают. С социальными науками дело обстоит таким образом, что, во-первых, их объект может сам себя наблюдать и создавать описания, а во-вторых, единого удобного для всех случаев языка описания не придумано — их много, они разные, они уточняются, они конкурируют друг с другом и т.д. Особенно непростой ситуация становится тогда, когда сталкиваются с новым объектом, когда готовых языков описания именно этого объекта ещё нет. Поэтому пытаются использовать какие-то смежные теории. Разумеется, эти теории имеют разную степень адекватности описания именно этого объекта, но тут важно продолжать попытки. И один из способов приблизиться к адекватности — спросить у самого «объекта», что же он думает о себе.

Но это только первый шаг, потому что люди видит себя в обществе как бы изнутри, находясь в собственной более или менее уникальной биографической ситуации, неся на себе отпечаток культуры своей социальной группы, в которой они были воспитаны, ценности и языки описания которой восприняли в течение своей жизни. Они имеют собственные интересы, которые склонны оправдывать в тех описаниях и объяснениях, которые они создают. Да, их интерпретации необходимы, но недостаточны. Важно их учитывать и отталкиваться от них, но задача исследователя — перевести их слова на язык теоретических моделей. Если проводить аналогию, то это что-то типа «декомпозиции предметной области» для построения UML-диаграмм. Но нюанс в том, что свои вопросы я задаю не «изнутри» тех, кого я пытаюсь описать, а «из» языка тех теорий, которые, вероятно, могут быть применены. Вот и получаются такие вот трудности перевода — я пытаюсь перевести существующие теории для вас, а ваши ответы для себя на язык теорий. А для этого требуются многочисленные уточнения ваших ответов и моих попыток сформулировать максимально точный вопрос. Поэтому и вся процедура кажется несколько странной.

Чтобы было ещё более понятно, попробую кратко описать, как «работает» социология.

Представьте себе ситуацию, когда капитан корабля должен что-то перевезти морем из пункта А в пункт В. Мы можем предполагать, что он поплывет кратчайшим путем, чтобы сэкономить время и прочите ресурсы. Но мы видим, что каждый раз он делает небольшой крюк и заходит в какой-то порт в стороне от пути следования. Почему? Как выясняется потом, оказывается, там живет его бабушка, и не зайти к ней «по пути» означает очень её обидеть и проявить. Всё это весьма понятно и вроде бы не требует дальнейших объяснений. Но.

В этой ситуации социология видит свой предмет — общество. Потому что это не только конкретные правила взаимодействия конкретной бабушки и конкретного внука-капитана. Эти правила существуют вне этих конкретных людей. То есть И в них, И вне их, в обществе. То есть социолог здесь видит общество — там, где не социолог увидит только отдельных людей в их конкретной жизненной ситуации.

Сказанное не означает, что не социолог этого не увидит. Просто для социолога обнаруженное общество — это его объект, то, к чему он будет задавать вопросы и искать на них ответы. В этой связи вспоминается серия сериала «Друзья», где у нее был парень психоаналитик. Он наблюдал некую ситуацию и, как оказывалось, очень точно описывал то, что стояло за ней, её возможные причины — за что и был ненавидим в итоге. Он начинал свой анализ со слов «ну я не знаю, я вижу тебя впервые», а когда его спрашивали, откуда он это знает, отвечал — «из учебника». Так вот, существующие (в любой науке) теории — это и есть тот учебник, который предлагает возможные ответы на вопросы о наблюдаемых ситуациях. Эти возможные ответы — на самом деле не ответы, а гипотезы, а задача исследователя — их проверить в последующем исследовании, которое ещё только предстоит подготовить. Если говорить обо мне, то я пока на самой первой стадии — описания ситуации и подбора подходящих теорий.

Из сказанного, возможно, не вполне очевидно, поэтому стоит добавить ещё кое-что.

Во-первых, социология (как и любая наука) обобщает. Эти обобщения могут быть разные — более или менее грубые или более или менее детализированные, но уникальность социология редко когда схватывает. В том числе потому, что, считая человека, в первую очередь, продуктом общества, предполагает, что отдельный уникальный человек редко когда может определяющим образом повлиять на развитие общества. Другими словами, если вам скажут, что социология — это наука о человеке, не верьте, она об обществе. Её интересуют типичные связи, что-то, что характерно для групп людей. Поэтому слова о том, что «все люди разные» или «у каждого свои ценности» — это не про социологию и никак не помогает.

Во-вторых, социология, в первую очередь исследует влияние именно общества на человека — влияние каких-то более или менее общих условий его существования. Поэтому попытки объяснения чего-либо в психологических терминах (темпераментом, характерологическими особенностями, либидо и т.п.) — это тоже не про социологию, хотя такие объяснения тоже вполне могут быть правильными по существу.

В любом случае, мне на данный момент интересны любые комментарии.

Спасибо за внимание!

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Во-вторых, социология, в первую очередь исследует влияние именно общества на человека

Давно как-то услышал изречение, что родители могут воспитать только на 20%, остальное делает окружение (друзья, телек/интернет, книги и т.п.). Книги и тв тоже можно отнести к обществу — ведь их люди делают.

Можете выложит tl;dr; версию всех трех статей плиз?

В смысле сокращенный вариант? Дело в том, что я пока продолжаю писать на эту тему, и было бы логичнее думать о таком варианте, когда уже будет какое-то завершение. Но я буду иметь в виду вашу просьбу.

Підписатись на коментарі