GameDev VS Law
GameDev — популярное IT направление разработки компьютерных игр, которое зачастую приносит компаниям многомилионные доходы. Но вместе с доходами, компании разработчики также не редко несут огромные убытки, связанные с нарушением их прав, в частности, нарушением прав интеллектуальной собственности.
Попробуем разобраться, так что же такое GameDev глазами юриста в сфере права интеллектуальной собственности. Сразу поясню, что данная публикация не претендует на статус научного исследования и является лишь рассуждениями автора, основанными на личном мнении и опыте.
По своей сути, компьютерная игра (компьютерная программа) — это результат творческой и технической работы команды людей, которая включает в себя:
- создание названия игры — товарный знак;
- разработку истории (сюжета игры) — авторское право;
- создание персонажей — авторское право;
- написание программного кода, способного собственно «оживить» эту самую игру и превратить ее из написанного рассказа в интерактивную игру со своими элементами управления — патентное право + авторское право.
Этапы создания конечно же не всегда идут в указанном порядке и конечно же не ограничиваются данным перечнем.
Итого мы видим, что любая игра — это комплекс различных объектов интеллектуальной собственности, часть которых необходимо регистрировать для получения правовой охраны, а часть из них охраняется с даты создания и без какой-либо дополнительной государственной регистрации.
«Создание названия игры — товарный знак»
Регистрация товарного знака — это первичный этап не только при создании компьютерной игры, но и при запуске практически любого бизнеса. Отсутствие регистрации товарного знака может привести к тому, что спустя какое-то время Вы обнаружите, что Ваше название уже было зарегистрировано кем-то, и Вы не имеете право использовать данное обозначение. Для многих вопрос ребрендинга уже существующего бизнеса (программы) — является проблемным моментом, не в последнюю очередь исходя из вопросов маркетинга и продвижения продукта. Также необходимо отметить, что регистрация товарного знака это процесс довольно длительный и товарный знак необходимо регистрировать в каждом отдельном государстве (да, существует международная регистрация товарного знака, но даже в этом случае регистрация, по сути, проходит в каждом отдельном государстве, просто общение с гос. учреждениями каждого государства происходит через Всемирную организацию интеллектуальной собственности).
Поэтому логичным является регистрация названия игры на первичном этапе после разработки маркетинговой стратегии продвижения продукта. Как показывает практика, после утверждения плана развития, название продукта уже редко меняют.
«Разработка истории (сюжета игры) — авторское право»
Нередко основой сюжета компьютерной игры становятся ранее опубликованные рассказы, фильмы, мультфильмы. Однако также сюжеты игр зачастую создаются «с нуля» и все сюжетные линии с персонажами прорабатываются и создаются непосредственно разработчиками игры. В случае использования в качестве основы сюжета компьютерной игры другого литературного/кинематографического произведения, создателям компьютерной игры следует обратиться к первоисточнику (обладателям прав на исходное произведение).
Важным уточнением тут является то, что авторское право не охраняет идею, авторское право охраняет выражение этой идеи. Проще говоря, идея о том, что в сюжете есть один хороший герой, один плохой герой и в конце сюжетной линии хороший герой побеждает плохого героя — не охраняется. А вот, например, сюжетная линия «Гарри Поттера» где реализована подобная идея и есть хороший и плохой герой — охраняется как объект авторского права. Также для примера, еще в далеких
«Создание персонажей — авторское право»
Данный этап разработки можно конечно включить в общую разработку истории «сюжета игры», однако все же есть несколько моментов которые хочется выделить именно в этапе создания персонажей. Не редко при создании игры, разработчики используют в своих сюжетах известных литературных, кинематографических либо реально существующих персонажей. Хотелось бы подчеркнуть, что персонажи произведений могут охраняться не только как самостоятельный объект авторского права, но и в качестве знаков для товаров и услуг. Одним из самых известных таких мультипликационных персонажей, вокруг которого постоянно ходят споры среди юристов — это конечно же «Микки Маус». Данный персонаж зарегистрирован в качестве товарного знака в различных вариациях, а также охраняется как самостоятельный объект авторского права.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что для того чтобы использовать в своей игре персонажа, созданного с реального человека Вам также потребуется согласие этого самого человека на использование его внешности.....либо элементов его внешности. Например, вот в этом деле предметом спора как раз было использование татуировок баскетболиста в компьютерной игре.
«Написание программного кода, способного собственно „оживить“ эту самую игру и превратить ее из написанного рассказа в интерактивную игру со своими элементами управления — патентное право + авторское право».
Можно ли получить патент на компьютерную программу в Украине? Дискуссии по этому вопросу многие годы обсуждаются среди юристов и IT-специалистов. Ответ, конечно же можно.
Вся суть этого вопроса состоит в том, что законодательство Украины воспринимает компьютерную программу как набор формул и соответственно не позволяет патентовать математические формулы/принципы. Однако при грамотном написании формулы патента все ж можно обойти законодательные «камни» и получить, например такой вот патент на полезную модель:
Костыль конечно, но вполне рабочий вариант.
Как второй вариант, программный код в Украине охраняется авторским правом, которое не требует дополнительной регистрации и охраняется с даты создания. Однако в данном случае необходимо понимать, что объекты авторского права должны иметь творческую составляющую. Тут и возникает снова спор касательного присутствия именно творческой, а не технической составляющей в программном коде.
Это очень краткий пример того как технический продукт представляет собой целый набор различных объектов права интеллектуальной собственности и требует внимания не только с точки зрения технической реализации, но и со стороны должного оформления прав как на части данного продукта так и в целом на сам продукт.
25 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів