×Закрыть

GameDev VS Law

GameDev — популярное IT направление разработки компьютерных игр, которое зачастую приносит компаниям многомилионные доходы. Но вместе с доходами, компании разработчики также не редко несут огромные убытки, связанные с нарушением их прав, в частности, нарушением прав интеллектуальной собственности.

Попробуем разобраться, так что же такое GameDev глазами юриста в сфере права интеллектуальной собственности. Сразу поясню, что данная публикация не претендует на статус научного исследования и является лишь рассуждениями автора, основанными на личном мнении и опыте.

По своей сути, компьютерная игра (компьютерная программа) — это результат творческой и технической работы команды людей, которая включает в себя:

  • создание названия игры — товарный знак;
  • разработку истории (сюжета игры) — авторское право;
  • создание персонажей — авторское право;
  • написание программного кода, способного собственно «оживить» эту самую игру и превратить ее из написанного рассказа в интерактивную игру со своими элементами управления — патентное право + авторское право.

Этапы создания конечно же не всегда идут в указанном порядке и конечно же не ограничиваются данным перечнем.

Итого мы видим, что любая игра — это комплекс различных объектов интеллектуальной собственности, часть которых необходимо регистрировать для получения правовой охраны, а часть из них охраняется с даты создания и без какой-либо дополнительной государственной регистрации.

«Создание названия игры — товарный знак»

Регистрация товарного знака — это первичный этап не только при создании компьютерной игры, но и при запуске практически любого бизнеса. Отсутствие регистрации товарного знака может привести к тому, что спустя какое-то время Вы обнаружите, что Ваше название уже было зарегистрировано кем-то, и Вы не имеете право использовать данное обозначение. Для многих вопрос ребрендинга уже существующего бизнеса (программы) — является проблемным моментом, не в последнюю очередь исходя из вопросов маркетинга и продвижения продукта. Также необходимо отметить, что регистрация товарного знака это процесс довольно длительный и товарный знак необходимо регистрировать в каждом отдельном государстве (да, существует международная регистрация товарного знака, но даже в этом случае регистрация, по сути, проходит в каждом отдельном государстве, просто общение с гос. учреждениями каждого государства происходит через Всемирную организацию интеллектуальной собственности).

Поэтому логичным является регистрация названия игры на первичном этапе после разработки маркетинговой стратегии продвижения продукта. Как показывает практика, после утверждения плана развития, название продукта уже редко меняют.

«Разработка истории (сюжета игры) — авторское право»

Нередко основой сюжета компьютерной игры становятся ранее опубликованные рассказы, фильмы, мультфильмы. Однако также сюжеты игр зачастую создаются «с нуля» и все сюжетные линии с персонажами прорабатываются и создаются непосредственно разработчиками игры. В случае использования в качестве основы сюжета компьютерной игры другого литературного/кинематографического произведения, создателям компьютерной игры следует обратиться к первоисточнику (обладателям прав на исходное произведение).

Важным уточнением тут является то, что авторское право не охраняет идею, авторское право охраняет выражение этой идеи. Проще говоря, идея о том, что в сюжете есть один хороший герой, один плохой герой и в конце сюжетной линии хороший герой побеждает плохого героя — не охраняется. А вот, например, сюжетная линия «Гарри Поттера» где реализована подобная идея и есть хороший и плохой герой — охраняется как объект авторского права. Также для примера, еще в далеких 90-х годах существовала игра на приставке Dendy «Tanks» , то есть идея многопользовательского танкового шутера не нова, но вот реализация такой идеи в 2011 году компанией Wargaming.net конечно же стала новой и является объектом авторского права.

«Создание персонажей — авторское право»

Данный этап разработки можно конечно включить в общую разработку истории «сюжета игры», однако все же есть несколько моментов которые хочется выделить именно в этапе создания персонажей. Не редко при создании игры, разработчики используют в своих сюжетах известных литературных, кинематографических либо реально существующих персонажей. Хотелось бы подчеркнуть, что персонажи произведений могут охраняться не только как самостоятельный объект авторского права, но и в качестве знаков для товаров и услуг. Одним из самых известных таких мультипликационных персонажей, вокруг которого постоянно ходят споры среди юристов — это конечно же «Микки Маус». Данный персонаж зарегистрирован в качестве товарного знака в различных вариациях, а также охраняется как самостоятельный объект авторского права.

IR 444453

Также стоит обратить внимание на тот факт, что для того чтобы использовать в своей игре персонажа, созданного с реального человека Вам также потребуется согласие этого самого человека на использование его внешности.....либо элементов его внешности. Например, вот в этом деле предметом спора как раз было использование татуировок баскетболиста в компьютерной игре.

«Написание программного кода, способного собственно „оживить“ эту самую игру и превратить ее из написанного рассказа в интерактивную игру со своими элементами управления — патентное право + авторское право».

Можно ли получить патент на компьютерную программу в Украине? Дискуссии по этому вопросу многие годы обсуждаются среди юристов и IT-специалистов. Ответ, конечно же можно.
Вся суть этого вопроса состоит в том, что законодательство Украины воспринимает компьютерную программу как набор формул и соответственно не позволяет патентовать математические формулы/принципы. Однако при грамотном написании формулы патента все ж можно обойти законодательные «камни» и получить, например такой вот патент на полезную модель:

Костыль конечно, но вполне рабочий вариант.

Как второй вариант, программный код в Украине охраняется авторским правом, которое не требует дополнительной регистрации и охраняется с даты создания. Однако в данном случае необходимо понимать, что объекты авторского права должны иметь творческую составляющую. Тут и возникает снова спор касательного присутствия именно творческой, а не технической составляющей в программном коде.

Это очень краткий пример того как технический продукт представляет собой целый набор различных объектов права интеллектуальной собственности и требует внимания не только с точки зрения технической реализации, но и со стороны должного оформления прав как на части данного продукта так и в целом на сам продукт.

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Хорошая статья, даже несколько раз перечитал её, потому как эта тема для меня нова. И вот появились еще вопросы.
Есть «бюджетный» стартап, который делается с минимальными финансовыми вложениями. Выбрано имя и зарегистрирован домен в зоне .com с этим именем. Проект предполагается распространять по всему миру, но на начальном этапе нет уверенности, что даже эти минимальные вложения окупятся.
Есть ли в этом случае смысл регистрировать торговую марку на начальной стадии подобных проектов? Ведь чтобы её зарегестрировать в США + ЕС + Украине в итоге это выйдет приблизительно под 2000$ живых денег.
Можно ли будет в случае, если кто-то зарегистрирует ТМ с именем моего проекта, оспорить эту «регистрацию»? Да и вообще как лучше тут поступить.

Правильно ли я понимаю, что регистрировать авторское право на код не нужно в том числе и в штатах и ЕС? Достаточно просто поставить копирайт и указать какие права распространяются на этот код\ПО? Этот вопрос кстати связан с моей темой о передаче авторских прав: dou.ua/forums/topic/30664
Спасибо за ваши ответы.

Можно ли будет в случае, если кто-то зарегистрирует ТМ с именем моего проекта, оспорить эту «регистрацию»?

все зависит от того, что это за ТМ. Если ТМ уникальная, то можно будет попробовать оспорить по основаниям недобросовестной регистрации (хотя шансов мало).

Необходимо регистрировать ТМ именно в тех юрисдикциях где, по Вашему мнению, будет Ваша основная целевая аудитория.

Случай из практики: буквально недавно представляли интересы одной известной GameDev компании, которая обнаружила, что ТМ (название их игры) в Украине зарегистрировала одна дама для своего интернет магазина. Добровольно дама отдавать не захотела, компании пришлось выкупать этот ТМ.

Есть Бернская конвенция, в соответствии с которой авторское право действует с момента создания — без обязательной гос регистрации. Это применимо и для ЕС и для штатов.

Достаточно просто поставить копирайт и указать какие права распространяются на этот код\ПО?

проставление «копирайта» не обязательно. Это как табличка — «не входить». Мы и так понимаем, что не можем входить в чужие помещения, но табличка нас еще раз об этом предупреждает ))

www.me.gov.ua/...​7-97d6-1311db749de3&title

Поэтому хотел бы узнать, есть ли у кого-либо пример договора о передаче авторских прав, которым вы могли бы поделится (убрав всю конфедициальную информацию)?

- вот примитивные примеры договоров на сайте министерства. Вам договор нужен обязательно, хотя бы подписанные скан.

Отправил вам сообщение личное. Думаю было бы неплохо нам пообщаться более предметно.

Сколько всё это стоит? Хотя бы примерные цифры или ссылка на прайс.
Вопрос не из праздного интереса. Сейчас работаю над стартапом и как раз подошел момент, чтобы думать о защите прав собственности.

тут сложно формировать стоимость регистраций, не зная всех деталей проекта.
Как я уже писал

Также необходимо отметить, что регистрация товарного знака это процесс довольно длительный и товарный знак необходимо регистрировать в каждом отдельном государстве

 И стоимость регистрации в каждом государстве отличается. Но не каждому же проекту нужна регистрация, например, в Таджикистане.

По регистрациям товарных знаков, есть сервис «PatentBot» — там можно и посмотреть цены на регистрации знаков (сразу оговорюсь, что не имею к PatentBot никакого отношения).

Но если взять программу минимум (регистрация в Украине), то зарегистрировать знак + design patent (интерфейс) + авторское право на код = примерно будет 500 у.е. ))

компании разработчики также не редко несут огромные убытки, связанные с нарушением их прав, в частности, нарушением прав интеллектуальной собственности.

А есть примеры убытков?

An error has occurred

Я собственно к тому, что обычно называют убытками то, что не является ими. Если кто-то, что-то скачал бесплатно, это не значит, что он купил бы это платно.

Попробую обьяснить свою точку зрения по убыткам на простом примере: лежит у Вас на столе котлета, кто-то подошел и сьел Вашу котлету (не факт, что этот кто-то вообще покупает котлеты, но бесплатную котлету все ж решил сьесть). Не факт, что Вы голодный и сами бы сьели эту котлету, но котлета же Ваша и Вы же ее купили за свои деньги, а кто-то взял ее и сьел. Причинили ли Вам убытки?
Надеюсь аналогия понятна ))

Надеюсь аналогия понятна ))

Она не корректна. У Вас была котлета, а потом ее не стало. А игры у владельца никто не забирает. Он может и дальше их продавать.

Вот есть у меня флешка с фильмом, я даю ее смотреть за деньги, а кто-то взял, и посмотрел этот фильм с другом. Друг ушел на половине фильма, потому, что фильм говно.
Надеюсь аналогия понятна?

вот в Вашем примере Вы и не получили деньги от «второго зрителя» в результате нарушения со стороны «первого зрителя» и получили убытки.

А игры у владельца никто не забирает. Он может и дальше их продавать.

деньги которые «владелец» вложил в разработку и продвижение продукта кто ему вернет?

вот в Вашем примере Вы и не получили деньги от «второго зрителя»

А кто сказал, что я их получил бы? Первый зритель сказал бы, что фильм говно, и второй все равно не заплатил бы.

Я как человек любящий игры, и играющий довольно много, могу сказать, что если игра того стоит, я ее покупаю, но сначала всегда скачаю пиратку, если есть, посмотреть стоит ли она своих денег.

Можно вопрос? Вы и вещи/технику сначала покупаете «пиратскую/подделки» перед покупкой оригинала? )

Нет, но если вещь не соответствует описанию, я ее возвращаю. Кстати, игры которые можно купить поиграть и вернуть если не понравится, я тоже покупаю ) В стиме.. И это единственный случай, где я наношу ущерб, если не ошибаюсь, при возврате стим не возвращает комиссию, и продавец в небольшом минусе оказывается.

то есть, за материальные объекты (оригинальные) Вы готовы платить сразу, а за нематериальные Вы предпочитаете не платить, а скачивать «пиратские версии». Где логика?

Я выше написал. Логика в моих правах вернуть продукт не соответствующий описанию. Материальный я могу, не материальный обычно не могу ) Если я могу вернуть не материальный продукт, то я его покупаю.

Вот интересно. А насколько похожими могут быть персонажи игры на уже зарегистрированных? Золотой человекоподобный робот это уже нарушение или нет? Допустим нет. Начинаем добавлять к нему элементы дизайна С3РO. В какой момент это становится нарушением авторского права? Какие критерии?

Там дуже нечіткий критерій — чи є це алюзія на С3РО із ЗВ. Це — ризикована справа. Маркети не хочуть мати проблем із великими правовласниками і схильні прибирати по запросам від правовласників не дуже розбираючись. Якщо у вас є видавець — спитайте видавця. Якщо ви дофіга інді і з власного сайту там продаєте, то ви не зможете тягатися із юристами великих правовласників.Тому практично — золотого робота робити можна, але намагайтесь зробити його якомога не схожим на С3РО.

Это очень дискуссионные моменты, где каждый конкретный случай требует индивидуального анализа. Если Вы увидели какой-то объект (робота), вдохновились идеей и создали своего, то это не будет нарушением. Если же Вы переработали робота, то это будет нарушением. Поэтому как раз создатели/разработчики используют комбинации объектов интеллектуальной собственности и, например,

Золотой человекоподобный робот

это зарегистрированный товарный знак ))) tsdr.uspto.gov/...​O&searchType=statusSearch — это одна из регистраций

P.s. исходя из общей судебной практики, регистрация товарного знака в ч\б защищает всю цветовую гамму

GameDev — популярное IT направление разработки компьютерных игр, которое зачастую приносит компаниям многомилионные доходы.

Что, серьёзно?

Ну так разные компании типа «электронник артс» или «юбисофт» разве не имеют многомиллионные доходы?))

сам не проверял, но слышал где-то вроде как бы (sarcasm)

Компаниям же, а не сотрудникам :)

Подписаться на комментарии