[Опрос, 1 мин] Программа поддержки сотрудников
Сначала я написал по этой теме небольшой комментарий в одном из топиков, но потом решил, что это стоит отдельной статьи с обсуждением.
Проблема
Регулярно встречаю на форуме топики, где люди описывают сложные жизненные ситуации с которыми им пришлось столкнуться: проблемы со здоровьем, семейные, финансовые неурядицы и т.д. Во многих случаях люди пытаются справиться с этими проблемами самостоятельно, скрывают от окружающих или наоборот, злоупотребляют чужим вниманием и ожидают слишком много поддержки и сочувствия в ответ. Это вызывает непонимание и неприятие всех участников процесса и дополнительный стресс.
Такие случаи далеко не единичны и, мне кажется, что можно найти относительно несложные способы значительно улучшить ситуацию в целом, если посмотреть на проблему системно.
Считаю, что это очень хорошо, что люди рассказывают о своих проблемах здесь на форуме, а не в личном бложике с двумя читателями. Если проблему не коммуницировать правильно, то все останется как было и ничего не поменяется.
Мы все люди, а не роботы. Мы устаем, бываем не в настроении, болеем, переживаем сложные эмоции. Некоторые наши проблемы проходят сами собой, для некоторых нужна помощь, поддержка, а иногда и профессиональная работа специалистов. С некоторыми ситуациями нам приходится жить всю жизнь.
Это зависит от нас, хотим ли мы жить в дружелюбном, понимающем и поддерживающем окружении или в безразличном, «на работе только о работе», «терпи тряпка» и все такое. Поймите меня правильно, я не призываю всем стать хиппи, носить одежду из сукна, венок из ромашек и любить всех вокруг. Скорее, это про поиск простых социальных техник, которые могут значительно улучшить ситуацию.
Коммуникация
Первое что можно сделать — это коммуницировать людям вокруг о своей ситуации и потребностях. Это не значит, что мы сразу получим и поддержку, и помощь. Но наверняка найдутся люди которые смогут помочь советом или действием. Правильная коммуникация — это очень важно.
В одном из топиков описывалась ситуация, в которой сотрудники жаловались менеджеру на коллегу, так как он слишком много рассказывал о своей тяжелой семейной ситуации. Не вижу в этом ничего плохого. Это вполне резонное желание исключить из своей жизни постороннюю тревожную информацию.
У них был свой канал коммуникации через HR и они им воспользовались. Все правильно.
Что неправильно, так это отсутствие канала, по которому сотрудник может получить помощь в сложной ситуации. Есть много разных проблем, с которыми сложно справиться в одиночку — развод, суд, болезнь и смерть близких, потеря дома, друзей, отжатая квартира, разбой, грабеж, обман, братский снаряд в окно прилетел и т.д. В коллективе более
Идеи
Думаю, ситуацию можно было бы улучшить следующим образом.
Список ресурсов
Во-первых, компания может предлагать список ресурсов для помощи: юридической, медицинской, психологической. Как в госструктурах, так и в коммерческих и некоммерческих организациях. Как первый шаг просто списка возможностей может быть достаточно. Иногда человек в своих проблемах даже не знает о наличии каких-то очевидных и реальных возможностей. Дополнительно, организация может покрывать частично затраты (например, первые 5 визитов к врачу бесплатно и т.д.)Группы взаимопомощи
Во-вторых, внутри компании можно организовать добровольные группы взаимопомощи. Получасовые сессии активного слушания один на один — это хорошее средство «первой линии». Один сотрудник говорит, другой слушает. Не перебивает, не советует, не морализирует. Иногда человеку нужно просто проговорить свою проблему чтобы понять как дальше действовать. Те кто слушает не несут никакой ответственности, т.к. они не являются специалистами, они лишь волонтеры. Единственное требование к ним, если они видят потенциально опасные ситуации (суицидальные мысли, сокрытие преступления и т.д.), то должны сообщить HR (в некоторых случаях бездействие тоже уголовно наказуемое деяние).Программа поддержки сотрудников
Программа поддержки сотрудников может включать следующие виды помощи:
- Эмоциональная, психологическая
- Финансовая, юридическая
- По уходу за родственниками
- Общие: отношения с сотрудниками, недееспособность, кризис, культурный шок
- Семья: родители, супруги, развод, усыновление, смерть близких, уход за близкими, обучение
- Здоровье: психическое здоровье, зависимости, физическое здоровье, эмоциональное здоровье, питание, сон
- Работа: тайм менеджмент, развитие карьеры, рабочие отношения, стресс на работе, менеджмент людей, адаптация к переменам, коммуникация
- Финансы: сбережения, бюджет, менеджмент долга, покупка недвижимости, аренда жилья
- Срочные, не срочные случаи
Такой подход поможет правильно канализировать проблемы, свести вместе нужных друг другу людей, уменьшить стресс и в общем получить более здоровый коллектив.
Пример
Рассмотрим конкретный пример основываясь на данных из опроса (на момент 40 ответов) для коллектива из 100 человек.
63% сказали, что у них была ситуация, когда им нужна была поддержка. Допустим, что возникает такая потребность раз в 1.5 года. 63 человека за 1.5 года, это примерно 1 человек в неделю, которому нужна помощь.
Пусть в компании есть сессии активного слушания, которые ведут 15% добровольцев. При этом каждый из них готов на такую работу выделять не более 5% своего рабочего времени, это 2 часа в неделю (или 4 получасовых сессий). У них гибкий график, они сами указывают в календаре свою доступность. Допустим, кто-то выделил понедельник, вторник, среду и четверг после обеда
15 волонтеров, каждый доступен по 2 часа, итого 30 часов из 40 часовой недели. Реально будет использован один получасовой сеанс в неделю. Предложение явно выше спроса. Нуждающиеся в помощи могут выбрать любое удобное время, очереди нет, можно хоть сейчас.
В итоге оказывается, что хоть большинство (63%) и нуждалось в такой помощи, но небольшого ресурса волонтеров (15%) было достаточно, чтобы такую возможность предоставить. При этом в коллективе из 100 человек (это 4000 человеко-часов в неделю) на программу было потрачено 0.5 ч в неделю, что составляет 0.0125% от общего ресурса (про который тут так много говорят).
Дополнительно можно ввести разные механики для исключения злоупотреблений и перегрузки, например, ограничение на количество посещенных и проведенных сессий.
По-моему, вполне жизнеспособная схема.
Опрос
Хотели бы вы работать в инклюзивной среде, где вас не выкинут на обочину, как только ваш ресурс дал сбой?
Пройдите, пожалуйста, опрос!
Текущие результаты опроса (ответов 57):
78 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів