Be QA Today: как развивается проект, новый формат и другие апдейты
Усі статті, обговорення, новини про тестування — в одному місці. Підписуйтеся на QA DOU!
Ранее мы уже рассказывали о нашем коллеге Алексее Зайченко — соорганизаторе образовательного cоциального проекта Be QA Today, IT волонтере и QA Lead в Daxx Киев. Прошел ровно год с момента публикации нашей предыдущей статьи и мы решили узнать, что изменилось на проекте за это время и как он продолжает менять жизни людей с инвалидностью к лучшему.
— Расскажи, как обстоят дела на проекте на данный момент?
В январе 2020 года мы запустили третий поток нашего курса. На старте у нас было более 50 активных студентов, но сейчас обучение заканчивают только 13. Причина в том, что наши условия максимально приближены к «боевым» и к этому нужно быть готовым. Длительность этого курса — 7 месяцев (хоть изначально планировали 6). Сколько точно выпустится студентов, пока сложно сказать, ведь впереди еще часть работы и экзамены, которые они должны успешно сдать.
Про наших студентов я могу сказать лишь одно и точно: они — явные фавориты на рынке среди всех джунов. Есть мысли, что они могли бы и пободаться с мидлами:)
Основная задача на этот курс перед нами стояла следующая: любой из наших выпускников должен быть примерно как Junior QA с 1 годом коммерческого опыта. То есть это человек, который пришел на проект и его не нужно везде водить за ручку. Он «out of the box» знает, что и в какой момент нужно делать. Конечно, на каждом проекте своя специфика и случается, что онбординг даже для «старых волков» может занимать от 2х недель до 3х месяцев. Но тем не менее, с джунами обычно головной боли в разы больше, чем с сеньорами или мидлами. И это нормально:)
Наша задача была как раз убрать эти типичные косяки, которые есть у джунов, и предоставить компаниям сильных сотрудников, которые:
а) знают не только теорию и как тестировать карандаш, а набили себе шишки и разбили носы о сотни грабелек на практике;
б) понимают свою роль в команде и работают с первого дня как часть слаженного механизма, а не как костыль, который надо фрезеровщику (ментору) превратить в шестерню;
в) требуют минимум затрат со стороны компании на онбординг, менторство и все вытекающие.
— Поменялся ли формат курсов с начала их запуска?
Мы приняли решение поменять формат обучения после ретроспективы по второму курсу BeQA Today в 2019 году. Конечно, ситуация в мире внесла свои коррективы, но на нас это не особо повлияло.
Как было раньше: заполнение формы регистрации — отбор на курс в виде 2х онлайн собеседований — оффлайн курс 3 месяца (куча лекций, практики, домашних заданий, тестов) — экзамен (собес + тесты) — выпуск.
В целом, этого хватало с головой и немножко больше для того, чтобы трудоустроиться на позицию джуна, но я раскрою этот вопрос чуть позже глубже, почему мы решили сменить формат и увеличить длительность курса.
Как стало: заполнение формы — никакого отбора в виде собеседований (любой желающий мог прийти и попробовать свои силы на 1й части курса) —
Единственное, на что повлиял вирус — это то, что 2ю часть курса нам пришлось продолжить в онлайн-формате. Изначально мы планировали привезти всех студентов, кто прошел 1ю часть курса длительностью в 3 месяца, в Киев на оффлайн, как это было раньше.
— Что именно вы добавили, улучшили, доработали?
После каждого курса мы всегда проводим работу над ошибками и каждый раз находим «слабые» места, которые нужно улучшить.
Первый и основной барьер — национальный менталитет. Дело в том, что наши ребята достаточно сильные в подготовке и этих знаний хватило бы с головой и больше для того, чтобы трудоустроиться без проблем любому человеку без инвалидности. Но когда дело доходит до людей с инвалидностью, здесь всегда начинаются вопросы и сомнения у компаний. И не из-за знаний кандидата, а по понятным для всех причинам. (В других странах на это не обращают никакого внимания... Нашей стране до этого еще далеко, но мы боремся с этим:)).
Вторая проблема — мы обнаружили, что некоторые студенты уже во время прохождения курса начинали «отваливаться» по тем или иным причинам. В
Вы скажете: «Так а в чем проблема? Это нормальный и естественный процесс». Согласен, но проблема в том, что предыдущие курсы были полностью оффлайн и всегда все упирается в деньги и время.
Деньги. Нам их выделяют IT компании-партнеры (про это позже поговорим), и инвестировать в человека, который потом решил «отвалиться» с курса, — это нерационально и глупо. Особенно, если человек был не из Киева, а из другого города/области, то за 3 месяца эта сумма могла спокойно доходить до $1К, потому что мы оплачивали переезд студента в Киев, его проживание, а также частично покрывали расходы на транспорт (чтобы доехать на курсы в самом Киеве) + дополнительные плюшки в виде печенюшек или пиццы иногда во время сложных лекций.
Время. У нас абсолютно вся команда работает БЕСПЛАТНО, начиная от организаторов и заканчивая менторами, поэтому вопрос со временем стоял гораздо острее. Время бесценно, и его никто вам не вернет обратно. Здесь нужно максимально эффективно его распределять и иметь уверенность в том, что мы инвестируем время в людей, которым это действительно нужно.
По моему скромному мнению, изменение формата полностью закрыло вышеперечисленные проблемы. А это всего лишь правильная работа над ошибками, полная открытость перед нашим коллективом (лекторы и менторы), получение фидбэков, которые мы всегда берем в учет, и принятие важных и взвешенных решений с учетом всех факторов.
Также хотел бы выделить нашу маленькую, но очень крутую команду преподавателей 3го курса BeQA Today и просто перечислить их имена здесь: Ольга Малинина, Ярослава Багрий, Людмила Федчук, Денис Куницкий, Дмитрий Апонасенко, Денис Яременко, Ольга Шкурка, Ксения Фридман, Ростислав Зеленюк, Роман Якимчук.
— Сколько групп уже успешно выпустились? Как много из ребят доходят до конца курсов? Какой процент из них уже работает в IT?
Всего выпустилось 2 группы, и сейчас заканчивает обучение 3я группа. У нас одна группа в году, так как у нас нет цели заработать денег. Наша цель — выпустить очень сильных специалистов и показать, что люди с инвалидностью ничем не хуже, а даже могут быть лучше ребят, которые не имеют инвалидности.
Люди с инвалидностью не должны восприниматься как социально незащищенные слои населения в плане возможностей на работе. Я сейчас конкретно говорю про те сферы, где они реально могут конкурировать с людьми, у которых нет инвалидности (работа мозгами). И главное, чтобы такие ребята были финансово обеспеченными и могли себе позволить различные дорогостоящие оздоровительные процедуры и остальные важные вещи, а не жили от пенсии к пенсии, которая не больше 200$.
Если брать текущий курс, то практически до конца курса дошло всего 24%. Но для нас важно не количество студентов, а качество их подготовки. Это тот процент, на который мы примерно и рассчитывали — нам нужно было «отфильтровать» людей и оставить только тех, у которых есть желание, мотивация и они тянут по нагрузке (потому что на реальном проекте никого жалеть не будут).
Медиана трудоустройства по прошлым двум курсам — 75%. Уверен, что в этом году мы сможем перешагнуть за 90%, если не 100%.
— Почему важно поддерживать такие социальные проекты?
Я думаю ни для кого не секрет, что все в этом мире так или иначе связано с деньгами, и наш проект — не исключение. Только мы тратим эти деньги не на себя и не на зарплаты сотрудникам, как на коммерческих курсах. Мы тратим деньги на наших студентов и операционные расходы. Что входит в этот список, перечислю основные:
1) оплата за переезд студентов для оффлайн-части (в случае, если человек из другого города);
2) оплата за жилплощадь на время курсов;
3) оплата аренды большого конференц-зала для выпускного;
4) подарки выпускникам/лекторам/менторам на выпускном (печать дипломов, футболок, блокнотов, закупка ручек, подарочных коробочек и т.д.);
5) куча мелких вещей, которые выливаются в кругленькую сумму.
Например, если взять 1й и 2й пункты (только на два дня в Киеве), 3й и 4й пункты, чтобы привезти всех студентов на 1 день на выпускной, так как они не видели еще нас вживую и было бы круто сделать для них нормальный оффлайн выпускной, да и для нас тоже — то по нашим подсчетам, нужно будет приблизительно $3К.
Собственно, наш социальный проект, как и любой другой, нуждается в финансовой поддержке. Благодаря IT компаниям-партнерам, таким как Daxx, Ring Ukraine и Svitla Systems, наш проект существует и растит сильных IT-специалистов. Также благодаря нашему технологическому партнеру Astound Commerce, у наших студентов есть возможность поработать с JIRA, что очень важно и полезно, так как эта тулза используется повсеместно в компаниях для управления проектами, трекинга дефектов и других важных вещей.
Мы не забываем о компаниях-партнерах, которые поддерживают наш проект, и придумали win-win стратегию. По окончанию каждого курса, первыми, кто получает список выпускников Be QA Today с их резюме, оценками и фидбэками от нашей команды, являются наши компании-партнеры. Стратегия получается очень простая, но эффективная, и заключается в том, что компании помогают нам финансово, а мы, в свою очередь, предоставляем им сильных QA инженеров.
— Какие у проекта планы на будущее?
Я более чем уверен, что мы оставим курс по длительности в
Также мы сейчас планируем сделать стратегическую сессию с топовым консультантом, чтобы все наши идеи, мысли и пожелания объединить воедино и понимать, какие следующие шаги мы должны предпринять для дальнейшего развития нашего проекта.
Резюмируя все сказанное выше, я могу с уверенностью утверждать, что наш проект очень сильно эволюционирует с каждым годом. Мы не зависим от решений инвесторов, а также других факторов, которые свойственны коммерческим проектам, и делаем так, как считаем нужным.
Эти курсы уже изменили жизнь многих ребят с инвалидностью в позитивную сторону, и останавливаться мы не намерены.
4 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів