Репутація українського ІТ. Пройти опитування Асоціації IT Ukraine
×Закрыть

Налоговая реформа и IT

Налоговая реформа и IТ: скептический взгляд. Часть первая

Закон № 466-ix, более известный как законопроект 1210, был подписан Президентом и частично вступил в силу почти три месяца назад. За это время, наверное, только очень ленивый налоговой консультант, ну или человек даже немного не причастный к налогам, не опубликовал обзоры новшеств этого закона. Предлагаю добавить немного здравого скептицизма к этому множеству уже написанных аналитических материалов и ответить на главный вопрос, волнующий налогоплательщиков по всей Украине: «а нужно ли из-за всего этого напрягаться? И если да, то в какой степени?».

Этот цикл статей я решил посвятить влиянию налоговой реформы на IТ-сектор Украины. Такой выбор не случайный. Дело в том, что за последнее время уж крайне часто в интернете встречались мнения различных экспертов, в том числе достаточно известных и уважаемых, о крайне пагубном эффекте внесенных изменений на IT-отрасль. Например, авторитетный украинский экономист, директор Института будущего Анатолий Амелин еще на стадии рассмотрения законопроекта заявил, что он приведет к «сворачиванию офисов айтишных компаний с украинскими резидентами». Поэтому, я решил устроить небольшой краш-тест таким мнениям и познакомить Вас с налоговой реформой с позиции налогового консультанта.

Начну, пожалуй, с изменений, которыми уже успели устрашить большую часть бизнес-сообщества Украины, — внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний или, проще говоря, правила КИК. Именно их большинство экспертов рассматривают как наибольшую проблему, способную значительно затруднить бизнес украинских IT-компаний. Правила КИК должны заработать уже со следующего года. Поэтому, времени, чтобы ознакомиться с ними и предпринять нужные меры, при необходимости, остается совсем мало.

Что такое КИК?

Исходя из определений Закона, КИК — это иностранная компания или иностранное образование без статуса юридического лица (такое как траст или фонд) контролируемое одним или несколькими резидентами Украины. Такой контроль может выражаться во владении более 50% процентами акций (корпоративных прав), либо же во фактическом контроле. Фактический контроль — это возможность влиять на ключевые для компании решения.

Таким образом, если резидент Украины владеет более 50% акций иностранной компании самостоятельно или с другими резидентами Украины, но при этом каждый из них имеет более 10% акций, или оказывает существенное влияние на решения компании, такая компания считается КИК, а резидент— контролирующим лицом.

Зачем нужны правила КИК?

Суть правил КИК сводиться к тому, чтобы вернуть в налоговое поле страны доходы, которые ранее были выведены из-под налогообложения путем их перевода в низконалоговую юрисдикцию. Например, предположим, что в Украине есть достаточно прибыльная компания под названием «Ромашка», владельцы которой не очень то хотят платить тут налоги с ее прибыли. Посоветовавшись со своими налоговыми консультантами, они решили учредить компанию «Одуванчик» где-нибудь на Мальте, где большая часть иностранных доходов освобождена от налогов. После проведения нескольких манипуляций (например, заключение лицензионных договоров между Ромашкой и Одуванчиком, предоставление Ромашке кредита Одуванчиком) большая часть дохода Ромашки оказывается на Мальте, а сама Ромашка судя по налоговой декларации оказывается убыточной компанией и не платит налог на прибыль в Украине. В таком случае правила КИК рассматривают перемещенный доход Ромашки как непосредственно доход владельцев компании, с которого те должны заплатить подоходные налоги в Украине. В этом, по сути, и заключается вся философия и логика правил КИК.

Кому грозят правила КИК?

Исходя из норм закона и самой сути правил КИК, они должны применяться только тогда, когда иностранная компания:

(А) не платит налог или платит его по ставке, на 5 и более процентов ниже, чем в Украине;и

(Б) не ведет никакой экономической деятельности и не имеет реального экономического присутствия в своей юрисдикции.

Таким образом, если иностранная компания имеет офис (пусть и арендованный), сотрудников, ресурсы (финансовые и технические), ее прибыль не подлежит налогообложению в Украине по правилам КИК. Аналогично, если иностранная компания заключает контракты с клиентами и / или поставщиками, продает свои услуги / товары, она также не будет налогооблагаемой КИК.

Если же оба указанных выше критерия соблюдаются (то есть компания получает только пассивный доход и платит налог по ставке, не превышающей 13%), ее нераспределенная прибыль (которая не возвращается обратно на родину в виде дивидендов) подлежит налогообложению в Украине как доход ее учредителей.

Следует отметить, что Закон содержит ряд норм, устраняющих возможное двойное налогообложение. В частности, налогооблагаемый доход контролирующего лица уменьшается на сумму налогов, уплаченных КИК в своей юрисдикции. Также если КИК получает дивиденды из Украины, сумма этих дивидендов облагается налогом только на уровне акционеров и повторно не включается в доход КИК.

В качестве вывода

Достаточно большое количество IT-компаний в Украине имеет иностранные офисы. Однако, в абсолютном большинстве случаев такие офисы выполняют функцию «сейлз офисов», то есть занимаются продажей услуг иностранным клиентам. Хотя иностранные офисы часто расположены в «безналоговых» для IT-сектора юрисдикциях (например, в Эстонии или Грузии), для целей правил КИК они будут рассматриваться как активные компании, что, соответственно, исключает налогообложение их прибыли в Украине.

Конечно, есть и определенный негатив. В частности, согласно правилам КИК, выплата дивидендов из Украины на КИК является выплатой дивидендов напрямую контролирующему лицу. Это означает, что учредитель компании, которая выплачивает дивиденды КИКу, должен будет заплатить подоходные налоги с таких дивидендов в момент их распределения на КИК, то есть когда он их еще не получит «на руки». При этом, данное правило работает даже когда прибыль КИК не облагается налогами в Украине. Однако, исходя из моего опыта, украинские IT-компании редко структурируются так, чтобы иностранный офис владел долей в украинских компаниях и получал от них дивиденды.

Таким образом, для большинства украинских IT-компаний принятие правил КИК не должно повлиять на их бизнес.

Павел Гриненко, налоговый консультант команды indeTAX
pavlo.grinenko@indetax.com.ua

Будем рады ответить на ваши вопросы касательно данного материала.
С уважением,
команда indeTAX

hello@indetax.com.ua
www.linkedin.com/company/indetax

LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Если бы это затронуло реальные оффшоры олигархов, такой закон никогда не был бы принят. Цель — выдоить средний класс, по беспределу навешивая статус КИК, и заставляя доказывать что не верблюд. Напомню, ни сотрудник, ни налоговая, не несут никакой ответственности за наложение налогов и штрафов в нарушение закона. Зато ставки судебного сбора, когда ответчиком является гос.орган, существенно повышены, и рассчитываются как процент от взятой с потолка суммы наложенных обязательств.

Если кратко, цель этого высера законотворців исключительно в отжатии бизнеса, который те сочтут прибыльным.

частично вступил в силу? это как «немножечко беременная»?

Многие положения Закона, включая и правила КИК, вступают в силу с 1 января 2021 года

Подписаться на комментарии