×

Как работать удаленно и эффективно. И при чем здесь эмоциональный интеллект

Меня зовут Анастасия Бабенко, я Software Testing Engineer в компании EPAM Systems и планирую преподавать курс тестирования в Beetroot Academy. Как и большинство сотрудников в IT, с середины марта я перешла на удаленную работу.

В этой статье я расскажу, как оставаться продуктивными, работая удаленно. Всем, кто перешел из офиса на «удаленку» полезно узнать, как быть готовым к переменам и в чем разница между дисциплиной и самодисциплиной. Вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект и как он связан с удаленной работой, а еще разберемся, что эффективнее — фриланс или офис. Вебинар по теме для Beetroot Academy можно посмотреть по ссылке.

Как перемены влияют на эффективность

В английском есть два слова для обозначения эффективности:

Efficient— это эффективная работа без затраты ресурса. Вы можете быть efficient, если используете быстрые инструменты, подходы, автоматизируете свою работу. Effective— это работа с получением новых знаний и навыков. Именно они — гарант вашей продуктивности.

Перемены влияют на нашу продуктивность и работу в целом. Американская психотерапевтка Вирджиния Сатир​ изобрела модель Satir Change Model, которая отображает влияние изменений на нашу эффективность.

Вот проходит старый процесс — некое плато. Все хорошо, мы работаем как обычно. Но перемены приводят к резкому падению, провалу в графике. Мы вынуждены приобретать новые знания, навыки, нас может расстраивать происходящее, но в итоге мы доходим до критичной точки, после которой продуктивность повышается. Например, есть история про крупную компанию, в которой произошли организационные изменения. Ввели новую CRM-систему, но работникам не понравились перемены. Одна из сотрудниц же решила разобраться в системе, выучила все ее функции и в результате стала руководительницей отдела. Можно устроить саботаж переменам, отказаться подстраиваться, но тогда мы неизбежно деградируем. Прогресс ждет тех, кто разберется в новых условиях и вырастет над собой.

Вторая диаграмма (уже не авторства Сатир) выглядит более реалистично. В ней виден хаос и скачки — нет ничего плавно опускающегося или плавно растущего. При резких переменах может появиться эйфория, а могут и опуститься руки. Но со временем все выровняется. Когда начался карантин я сначала не понимала, что изменилось. Моя работа оставалась прежней. Но потом наступил момент уныния — ты сидишь дома, ничего не меняется. Однако и он прошел, я вернулась к нормальному ритму и приспособилась к новым реалиям.

Как эмоциональный интеллект помогает работать удаленно

Понятие эмоционального интеллекта достаточно молодое — ему около 30 лет. Но во многих компаниях уже есть системы отбора сотрудников по этой характеристике. Например, в Google есть понятие Googleness — соответствие ценностям компании.

Идеальный кандидат гугл:

  • Успешно развивается в условиях неопределенности.
  • Ценит обратную связь и запрашивает ее.
  • Бросает вызов статусу-кво (то есть выходит из зоны комфорта).
  • Думает о пользователе.
  • Совершает правильные поступки.
  • Заботится о команде.

В процессе найма рекрутеры используют 4 метода:

1. Оценка резюме. Если соискатель отдает должное командным усилиям, это говорит о его умении сотрудничать. Когда человек пишет не «я», а «мы» — это говорит о развитом эмоциональном интеллекте.

2. Открытые вопросы на собеседованиях. Рекрутер может спросить: «какую большую проблему вы уже решали?», или «что вы сделали, чтобы улучшить рабочее место?»

3. Изучение прошлого. Рекрутеры хотят увидеть, как вы преодолевали разногласия или налаживали коммуникацию, что делали раньше, чем занимались, помимо основной работы.

4. Анализ действий. Эмоциональный интеллект проявляется на протяжении процесса найма. Важно, как вы себя ведете и выражаете свое я.

Если сравнивать с украинскими реалиями (на примере EPAM) — у нас обращают внимание на то, насколько кандидат коммуникабелен и открыт. Всегда запрашивают рекомендации.

Модель эмоционального интеллекта

На этой модели за понимание своих целей отвечает самосознание. Социальное понимание (его еще называют эмпатией) и управление отношениями помогают общаться с коллегами. А вот самоконтроль как раз о том, как вы можете работать без управления, находясь дома или просто удаленно.

Самоконтроль и самодисциплина в эмоциональном интеллекте — одни из ключевых его составляющих. Известный зефирный тест,​ показал, что дети, которые умеют подождать 15 минут, прежде чем перекусить сладостями, в итоге достигают лучших результатов в жизни.

По некоторым данным эмоциональный интеллект обеспечивает 75% успеха человека. Например, Шелдон Купер в одной из серий «Теории большого взрыва» использует аппарат, который позволяет ему определять эмоции людей. Я же перечислю универсальные советы по развитию эмоционального интеллекта, которые помогут вам найти общий язык с коллегами и заказчиками, даже работая удаленно:

1. Слушайте вдвое больше, чем говорите. Когда мы слушаем, мы показываем людям, что ценим их.

2. Отвечайте, а не реагируйте. Реакция происходит несознательно, а когда мы отвечаем — мы собираемся с мыслями и успокаиваем чувства, чтобы ответить.

3. Ставьте себя на место собеседника. Чем больше мы понимаем точку зрения людей, тем легче нам понимать их поступки и проблемы.

4. Извиняйтесь, если вы виноваты. Свою вину признать непросто. Но так вы заслужите доверие и понимание.

5. Не перебивайте и не меняйте тему. Уважайте друг друга, оставайтесь в теме разговора, слушайте, чувствуйте эмоции, но не позволяйте им контролировать вас. Это умение приходит с опытом.

6. Показывайте свою уязвимость. Лидеры не должны быть сверхлюдьми.

7. Сопереживайте. Для лучшего понимания сопереживания нужно понять свои чувства и причины своих мыслей.

8. Просите обратную связь. Это нужно, чтобы осознать ошибки и получить новый толчок для следующего шага.

9. Читайте художественную литературу. Примеряя на себя образы героев, вы сможете отыграть разные ролевые модели и представить себя в разных ролях.

Дисциплина — работа в офисе, самодисциплина — работа удаленно

Дисциплина помогает нам соответствовать общепринятым нормам, придерживаться распорядка, а самодисциплина помогает достигать целей и делать что-то, независимо от эмоционального состояния. В зависимости от того, привыкли ли вы быть дисциплинированными или же самодисциплинированными, формируется ваш мир. Ведь по натуре мы достаточно безответственны, а мозг не очень любит трудиться.

Если в офисе есть здоровая среда, вам гораздо легче будет в нее влиться и соответствовать принятым нормам, чем выработать свои. Вас ждет четкий график, привязанность к месту и строгое начальство. Но есть и хорошие новости: вам гарантирован отпуск и больничный, деньги вы получаете независимо от объемов работы, а общение и рабочая обстановка положительно влияют на продуктивность.

Для работы дома эффективнее развивать самодисциплину, чем мотивировать себя. Это некая кастомная среда, которую вы сами себе выстраиваете и придерживаетесь. Когда мы говорим о самомотивации, мы задаем себе вопрос: «как мне настроить себя сделать то, что я решил сделать?» Если речь идет о самодисциплине, этот вопрос меняется на: «Как мне побороть лень и начать делать то, что я уже решил». Нужно обрезать связь между чувствами и действиями и делать то, что нужно. Сложнее всего сделать первый шаг. Если это действительно лень, а не переутомление, у вас появится энергия на оставшуюся работу.

Как развивать самодисциплину:

  • Вести ежедневник
  • Ставить задачи по SMART
  • Идти к цели постепенно
  • Понять, зачем самодисциплина нужна конкретно вам.

Пандемия и, как следствие — удаленная работа, оказалась самым масштабным экспериментом на рынке труда за последние годы. Даже Амазон и Фейсбук перешли на удаленку. В какой-то мере удаленная работа полезна и компаниям — затраты

оптимизируются, можно расширять штат фрилансеров. А для сотрудников это могут быть более комфортные условия труда, экономия времени на дорогу, чувство безопасности дома.

С другой стороны — дома вы можете лишиться офисных привилегий. Спортзал, кофе, плейстейшн, обеды, удобное рабочее место — все это теперь недоступно.

Как работать дома и не отвлекаться

Удаленная работа может казаться удобной, пока на ее пути не становится личная жизнь. В середине дня вы вспоминаете о стиральной машине (нужно разгрузить), в двери звонит сосед (у вас тоже отключили воду?), а супруги/дети/родители то и дело отвлекают. Устанавливайте график и просите учитывать ваши пожелания. Вы же на работе.

  • Представьте, что вы в офисе и определите рабочие часы. Я, например, находясь дома чувствовала себя виноватой за то, что работаю мало. Ведь не уходит время на работу и домой — можно встать раньше и сделать больше. Не надо так.
  • Спланируйте успешный день. Выбирайте задачи, требующие нескольких часов непрерывной работы и занимайтесь ими в первую очередь. Когда делаете креативные/стратегические таски, отказывайтесь от соцсетей и не читайте почту.
  • Объясните окружающим, что вы работаете. Но не оправдывайтесь и не извиняйтесь. Просто подумайте, какое время вы могли бы уделить домашним и ограничьтесь обеденным перерывом.
  • При визите нежданных гостей будьте дипломатичны. Если нужно позарез выполнить просьбу, не связанную с работой, сверьтесь с вашим графиком.

А может фриланс?

Для фриланса нужно быть квалифицированным специалистом в своей сфере. Вас никто не будет обучать, как в офисе. Но когда вы найдете работу и наладите общение с заказчиками — получите определенную свободу, гибкий график и безграничные возможности по зарплате. С другой стороны — потребуется время, чтобы найти рынок сбыта. Вам придется общаться с разными людьми, а значит — нужно уметь коммуницировать письменно и устно, а не только писать код (если вы программист). У вас может не быть доступа к определенным инструментам — от рабочего компьютера до специальных программ. Ну а за отпуск и больничные вы отвечаете сами.

Удаленная работа по всему миру может привести многих сотрудников к мыслям о фрилансе. И это не плохо — возможно, мы научимся меньше отвлекаться, работать (а значит — и отдыхать) эффективнее и находить проекты себе по душе. В любом случае — самодисциплина еще никому не помешала.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Ось зробив опитувальник на тему віддаленої роботи forms.zohopublic.com/...​sH5zJNyc?referrername=dou
Результати будть появлятись ось тут
devua.co/...​03/11/remote-work-survey
Дані щодня оновлюються тому є сенс заповнювати

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Какая-то рыхлая статья, не видно структурности. Много мыслей, и вроде полезных, но все свалено в одну кучу.

Показывайте свою уязвимость. Лидеры не должны быть сверхлюдьми.

Какое отношение имеет лидерство к удаленной работе?

Звонок в дверь с самого раннего утра. Совершенно невыспавшийся, озлобленный синьйор открывает дверь.
-

Меня зовут Анастасия Бабенко, я Software Testing Engineer в компании EPAM Systems и планирую преподавать курс тестиро...

-НЕИНТЕРЕСУЕТ!
Синьйор с грохотом хлопает дверью, и еще более озлобленный топает к компу. Бурча под нос.
-Сначала свидетели еговы, потом курсы Кожаева. теперь епамеры....

А вот пошёл бы на курсы Кожаева — и это были бы уже не твои проблемы, что кто-то ошибся (в жизни) позвонив не в ту дверь.

Идти к цели постепенно

вот для таких скрам и микро таски и придуманы

Вести ежедневник

шо?
тратить час времени ?

Ну да, придумай теперь как остальные 7 часов просрать — и можешь подаваться в ЫПАМ.
Профит: будешь звездой тиктока

Когда делаете креативные/стратегические таски, и не читайте почту.

зависит от роли и проекта
не могу не читать почту
хотя да, таску иногда чтоб сделать надо погрузиться
ну это другой вопросб откуда такая взялась

Вас никто не будет обучать, как в офисе.

так это джунам посыл был.
Расходимся

кофе, плейстейшн, обеды, удобное рабочее место — все это теперь недоступно

Согласен, у меня дома тоже нет кофе, плейстейшена и еды, и рабочее место удобнее офисного я себе обустроить не способен :(

Как работать удаленно и эффективно.

Кто умеет — делает. Кто не умеет — учит других. Кто не умеет учить — управляет.

И при чем здесь эмоциональный интеллект

, циклы Сатурна, родственная каста, душевная карма, сглазная порча, родовое проклятие...

> 9. Читайте художественную литературу. Примеряя на себя образы героев, вы сможете отыграть разные ролевые модели и представить себя в разных ролях.

Пожалуйста, не используйте в качестве ролевой модели героев вархаммера. Идея так себе.

9. Читайте художественную литературу.

Правило 34: Ну вы поняли, что читать на скучном митинге. Эмоциональный интеллект — во, как это сейчас называется.

WFH только удобнее, имхо. Спортом можно и дома/на спорт площадке заниматься, но нужна самодисциплина. Кофе есть на мой вкус, игровой PC + Xbox Controller есть, обед тоже самое, рабочее место сделал под себя. Короче одни плюсы. И главное, я уже не представляю, как работать за <144 Гц монитором :)

Для кодинга надо брать новый 360Гц монитор от Nvidia=)

Тогда уже и видюху 3090, чтобы вкладок можно было больше открыть :)

Підписатись на коментарі