Куда расти, если ты QA Senior
Усі статті, обговорення, новини про тестування — в одному місці. Підписуйтеся на DOU | QA!
Всем привет! Меня зовут Константин, я работаю в тестировании уже 7 лет. На своем пути повстречал немало интересных проектов и мне есть, что вам рассказать.
Как вы поняли из заголовка статьи, я хочу поговорить о развитии тестировщика Senior уровня. Думаю, каждый Senior QA сам примерно знает, куда и как он хочет развиваться. Я же хочу показать путь развития, как я его вижу в текущих реалиях.
Определяем свои слабые и сильные стороны
Первое, что хочу обсудить — это Вы. Да-да, коллеги, чтобы выбрать путь развития, вы должны понять себя и выявить свои сильные, а главное слабые стороны, над которыми нужно будет поработать.
Для этой цели прекрасно подойдет к примеру, тест Томаса (профильный анализ личности на основе DISC (PPA)) или любой другой тест, который покажет как вас видят и воспринимают окружающие, причем не только в рабочей среде.
Вкратце о PPA Томаса: профильный анализ личности по системе Томаса позволяет максимально точно определить поведение человека в различных жизненных сферах: обозначить его автопортрет, поведение в стрессовой ситуации и текущее поведение на работе. Отчет дает понимание о факторах внутренней мотивации, сильных сторонах и ограничениях. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Пройдя тест, было очень интересно узнать, что я (цитирую выдержку из теста Томаса): «Константин, высказывает реалистичную точку зрения и учитывает возможные трудности. Однако некоторые коллеги могут считать его негативно настроенным и всегда стремящимся искать недостатки»
Вот так-то оказывается я выглядел со стороны. Поэтому решил исправить ситуацию и внести корректировки в поведении и выражении своего мнения.
Выбираем вектор развития
Итак, выбор у вас есть всегда и он на самом деле огромный :) По моему мнению, развитие можно разделить на два вектора: технологии и менеджмент.
Технологии — это изучить\получить новую экспертизу в том или ином виде, будь то автоматизация или смена профиля.
Например:
— вы можете начать изучать Веб тестирование
— тестирование мобильных приложений
— автоматизацию: причем важно выбрать именно ту технологию, которой пользуются у вас на проекте или в целом в компании, это существенно облегчит Ваш путь т.к. Вы найдете ментора из своих коллег на проекте или на параллельных проектах.
Но важно понимать что вы должны быть готовы к тому что это займет не мало времени и потребуется апрув от руководства (PO, Lead etc.)
— в разработку, известно не мало случаев (лично знаю ребят и девчат которые начали кодить)
— тестирование безопасности
— аналитика
Есть много разных вариантов роста, как ввысь так и горизонтально, увеличивая свою ценность как специалиста.
Менеджмент — это прокачка софт скиллов и технологии, т.к. не гоже не разбираться в том, что поручаешь людям.
Я избрал для себя именно путь Менеджмента так как понял, что мне нравиться общаться с людьми, помогать им в достижении целей и ставить разные интересные нетривиальные пути их достижения. Поэтому давайте углубимся в этот путь развития на примере должности Test Manager.
Итак, вы Senior QA, который решил прокачаться до Test Manager, с чего начать?
Вы должны составить себе план развития по SMART и показать его вашему менеджеру (при желании).
SMART — это цель, которая:
Specific — Конкретна (Что?)
Measurable — Измеримая (Сколько? Каков критерий завершения?)
Achievable — Достижимая (Зависит от меня)
Relevant — Значима (Зачем?)
Time-framed — Ограничена по времени (Когда?)
Пример постановки цели:
Цель: Развить скиллы в тестировании Web
Срок: 6 месяцев
Задачи:
- Прособеседовать себя вначале пути и оценить текущий уровень (Это может сделать тимлид или коллега у которого большая экспертиза в этой области, можно даже с соседнего проекта)
- Начать изучение и практические занятия
- Вести личный учет и статистику выполненных задач и времени их выполнения
- Получить промежуточный фидбек через месяц, через два месяца, через 4 месяца (от тимлида или от коллеги у которого большая экспертиза в этой области)
- Провести интервью в конце срока и сравнить уровень знаний и достигнутый прогресс за этот период (6 месяцев)
То-есть, вы четко понимаете, когда вы видите себя Test Manager и какие шаги вы будете делать для этого, с четкими временными рамками и контролем промежуточного результата.
В конце срока, нужно сравнить достигнутый уровень с начальным, по заранее определенным критериям. Так мы увидим четко и ясно на сколько или во сколько раз вырос Ваш уровень по прошествии установленного срока.
Первое, что мне нужно было прокачать мне — это реакция на критику и коммуникативные навыки, будь то недовольный чем-то девелопер или коллега-тестировщик. Нужно было учиться находить компромисс, где-то уступать, где-то настаивать на своем или находить всех устраивающее решение.
Согласитесь, каждый человек уникален и к нему нужен свой подход. Особенно это важно когда вы менторите начинающего специалиста. Ведь неправильные действия могут привести к тому, что человек, не найдя поддержки или получая тонны критики, просто уйдет из компании. А у всех у нас тонны работы и дедлайны, поэтому это чревато.
Ниже приведу парочку лайфхаков, которыми пользуюсь сам.
Начните делиться опытом и знаниями с широким кругом людей.
К примеру, я веду страничку в Instagram по тестированию, где делюсь всякими интересностями и полезностями. Подписчики — люди капризные и не любят читать какие-то обзорки или по сто раз переписанные факты. Это мотивирует каждый раз читать новые статьи и быть на гребне волны последних трендов в тестировании.
Можно писать статьи, где вы рассказываете о своем уникальном опыте, спрашивать советы у коллег, которые уже стали менеджерами, копить знания и учиться на их ошибках. Несмотря на то, какой инструмент вы выберете, следует помнить о конфиденциальности ваших проектов и заказчиков.
Уменьшите количество прерываний во время работы.
Каждый раз, когда вы отвлекаетесь на звонок, имейл, вопросы от коллег во время выполнения таски (особенно сложной) — наш мозг не может мгновенно включиться в работу и с той же силой продолжить ее выполнение. Мозгу требуется время на восстановление — в среднем
Мой способ не новаторский, но он работает и суть его следующая: нужно при выполнении срочной или сложной таски не допускать прерываний, вплоть до отключения всех уведомлений. С коллегами можно договориться, что в этот интервал времени вы будете недоступны, но после того как закончите — сразу ответите и поможете.
Сделайте анализ своей личной эффективности и разберитесь с тем, что отнимает у вас больше всего времени во время работы.
Для этой цели я использовал хронометраж. На листе А4 или в спец. приложении записывайте все, что вы делаете в течении рабочего дня и длительность этого действия. Для максимального результата наблюдение должно длиться на протяжении хотя бы одной недели (лучше двух).
Все действия это: попить чаю, пойти на митинг, затраченное время на таску, общение с коллегой, когда «завтыкал» ;) (это тоже иногда нужно, наш мозг отдыхает в этот момент), соцсети, чтение сообщений на телефоне от сторонних мессенджеров и т. д.
Таким образом, вы увидите, что поглощает ваше время и от чего можно отказаться или заменить на что-то более полезное, что быстрее приведет вас к вашей цели.
Прокачивайте коммуникационные навыки и навыки публичных выступлений. Для этой цели не обязательно посещать уйму тренингов и проводить выходные, слушая очередной онлайн-курс. Вы можете просто знакомиться с людьми, ходить на различные спикинг-клабы, велопокатушки, совместные игры (Мафия, Уно, Имаджинариум и др.), словом, общаться.
С той целью я создал свой YouTube-канал и начал записывать видео. С каждым видео, наблюдая себя со стороны, я понимаю, что и где делаю не так, таким образом, развиваясь как оратор и презентор своих идей и мыслей.
Выберите любую тему, что вам по душе и начните в ней разбираться более детально и глубоко. Делитесь интересными и оригинальными фишками, ведь получить подписчика на YouTube не так то легко ;)
Получая фидбек в виде комментариев, вы можете что-то с кем-то обсуждать и делиться опытом. Конечно, будут хейтеры которые принесут негатив, но они также прокачают ваш левел по конфликт менеджменту. Попробуйте, это интересный опыт.
С другой стороны, если вы хотите практиковаться, не обязательно создавать свой ютуб канал. Можно записывать видео своих просто для себя и таким образом отслеживать свой прогресс.
Прокачивайте свое ассертивное поведение. Это умение выражать свои чувства (признавать гнев, теплоту, раздражение, любовь), свои убеждения и мысли (мнение, позицию в споре, даже в ущерб себе), отстаивать свои личные права (не позволять манипулировать собой или подавлять себя).
Один из примеров трениковки такого поведения — техника «Я-сообщение». Давайте заглянем в его структуру:
1. Опишите факт
2. Сообщите о своих ощущениях
3. Расскажите о воздействии (на других, на окружение)
4. Предложите альтернативное поведение
К примеру, вы QA Lead и видите, что тестеры находят много регрессионных дефектов после того, как разработчик отдает стори в тестирование. Вы предлагаете Dev Lead’у ввести такую активность как peer review (совместная проверка DEV + QA на тестовом/дев окружении до того, как залить эти изменения в рабочий билд), но Dev Lead наотрез отказывается, аргументируя недостатком времени у команды разработчиков.
Применяем ассертивное поведение, а после говорим, что заказчик расстраивается от такого количества регрессионных дефектов, команда разработки демотивируется от того, что в их коде постоянно находят проблемы и их заваливают дефектами, Тестировщики становятся чем-то вроде пакостников которым «лишь бы сломать» :)
Предлагаем решение: делать peer review и на ранних стадиях замечать и исправлять найденные баги. Заказчик будет доволен малым количеством багов, а разработчик «по горячему» фиксит (меньше времени на investigate root cause) и меньше бюрократии (триаж багов и митинги обсуждения). Все довольны :)
Проявляйте инициативу. Берите сложные и новые задачи, это толчок к развитию в любом направлении. Также пробуйте посещать ивенты, которые сведут вас с теми, кто уже лид или менеджер, там вы можете почерпнуть много интересного и завести связи.
Также я указал в начале статьи, что менеджеру по-прежнему важны знания технологий. Когда вы определите вектор развития, то можете увидеть некоторые пробелы в знаниях по тем или иным рабочим областям (недостаточное владение базами данных, SQL-запросами и т. д.), а это то, что нужно. Вот и план прокачки скиллов у вас вырисовывается.
Определите, что и как нужно прокачать, затем поставьте себе четкие дедлайны с точками контроля в процессе выполнения. Когда вы сделаете это для себя, вы сможете и другим поставить цели, помогая в их достижении. А это одна из главных целей лида.
Пройдя весь этот путь, а именно: поставив себе четкие и достижимые цели, прокачать скиллы в коммуникации и технологии, сделав оптимизацию ваших рабочих процессов по времени, вы однозначно повысите Ваш уровень как Senior специалиста и, поверьте, это будет заметно не только вам ;)
Напоследок, коллеги, будьте мотиваторами для всех, ведь нет ничего круче чем мотивированные сотрудники заинтересованные в результате!
P.S. 1. Спасибо большое за комменты, статью обновил и добавил конкретики опираясь на Ваши комменты.
P.S. 2. Вы всегда можете вернуться с любой ступени снова в тестирование и прокачав свои скиллы в любой области (поработать в бизнес анализе, в разработке и т.д.)- Вы будете более ценным и востребованным сотрудником т.к. расширите свое видение с разных позиций и привнесете новые\другие подходы в стандартные процессы.
53 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів