Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Куда расти, если ты QA Senior

Усі статті, обговорення, новини про тестування — в одному місці. Підписуйтеся на DOU | QA!

Всем привет! Меня зовут Константин, я работаю в тестировании уже 7 лет. На своем пути повстречал немало интересных проектов и мне есть, что вам рассказать.

Как вы поняли из заголовка статьи, я хочу поговорить о развитии тестировщика Senior уровня. Думаю, каждый Senior QA сам примерно знает, куда и как он хочет развиваться. Я же хочу показать путь развития, как я его вижу в текущих реалиях.

Определяем свои слабые и сильные стороны

Первое, что хочу обсудить — это Вы. Да-да, коллеги, чтобы выбрать путь развития, вы должны понять себя и выявить свои сильные, а главное слабые стороны, над которыми нужно будет поработать.

Для этой цели прекрасно подойдет к примеру, тест Томаса (профильный анализ личности на основе DISC (PPA)) или любой другой тест, который покажет как вас видят и воспринимают окружающие, причем не только в рабочей среде.

Вкратце о PPA Томаса: профильный анализ личности по системе Томаса позволяет максимально точно определить поведение человека в различных жизненных сферах: обозначить его автопортрет, поведение в стрессовой ситуации и текущее поведение на работе. Отчет дает понимание о факторах внутренней мотивации, сильных сторонах и ограничениях. Подробнее об этом можно почитать здесь.

Пройдя тест, было очень интересно узнать, что я (цитирую выдержку из теста Томаса): «Константин, высказывает реалистичную точку зрения и учитывает возможные трудности. Однако некоторые коллеги могут считать его негативно настроенным и всегда стремящимся искать недостатки»

Вот так-то оказывается я выглядел со стороны. Поэтому решил исправить ситуацию и внести корректировки в поведении и выражении своего мнения.

Выбираем вектор развития

Итак, выбор у вас есть всегда и он на самом деле огромный :) По моему мнению, развитие можно разделить на два вектора: технологии и менеджмент.

Технологии — это изучить\получить новую экспертизу в том или ином виде, будь то автоматизация или смена профиля.
Например:
— вы можете начать изучать Веб тестирование
— тестирование мобильных приложений
— автоматизацию: причем важно выбрать именно ту технологию, которой пользуются у вас на проекте или в целом в компании, это существенно облегчит Ваш путь т.к. Вы найдете ментора из своих коллег на проекте или на параллельных проектах.
Но важно понимать что вы должны быть готовы к тому что это займет не мало времени и потребуется апрув от руководства (PO, Lead etc.)
— в разработку, известно не мало случаев (лично знаю ребят и девчат которые начали кодить)
— тестирование безопасности
— аналитика
Есть много разных вариантов роста, как ввысь так и горизонтально, увеличивая свою ценность как специалиста.

Менеджмент — это прокачка софт скиллов и технологии, т.к. не гоже не разбираться в том, что поручаешь людям.

Я избрал для себя именно путь Менеджмента так как понял, что мне нравиться общаться с людьми, помогать им в достижении целей и ставить разные интересные нетривиальные пути их достижения. Поэтому давайте углубимся в этот путь развития на примере должности Test Manager.

Итак, вы Senior QA, который решил прокачаться до Test Manager, с чего начать?

Вы должны составить себе план развития по SMART и показать его вашему менеджеру (при желании).

SMART — это цель, которая:

Specific — Конкретна (Что?)

Measurable — Измеримая (Сколько? Каков критерий завершения?)

Achievable — Достижимая (Зависит от меня)

Relevant — Значима (Зачем?)

Time-framed — Ограничена по времени (Когда?)

Пример постановки цели:

Цель: Развить скиллы в тестировании Web

Срок: 6 месяцев

Задачи:

  1. Прособеседовать себя вначале пути и оценить текущий уровень (Это может сделать тимлид или коллега у которого большая экспертиза в этой области, можно даже с соседнего проекта)
  2. Начать изучение и практические занятия
  3. Вести личный учет и статистику выполненных задач и времени их выполнения
  4. Получить промежуточный фидбек через месяц, через два месяца, через 4 месяца (от тимлида или от коллеги у которого большая экспертиза в этой области)
  5. Провести интервью в конце срока и сравнить уровень знаний и достигнутый прогресс за этот период (6 месяцев)

То-есть, вы четко понимаете, когда вы видите себя Test Manager и какие шаги вы будете делать для этого, с четкими временными рамками и контролем промежуточного результата.

В конце срока, нужно сравнить достигнутый уровень с начальным, по заранее определенным критериям. Так мы увидим четко и ясно на сколько или во сколько раз вырос Ваш уровень по прошествии установленного срока.

Первое, что мне нужно было прокачать мне — это реакция на критику и коммуникативные навыки, будь то недовольный чем-то девелопер или коллега-тестировщик. Нужно было учиться находить компромисс, где-то уступать, где-то настаивать на своем или находить всех устраивающее решение.

Согласитесь, каждый человек уникален и к нему нужен свой подход. Особенно это важно когда вы менторите начинающего специалиста. Ведь неправильные действия могут привести к тому, что человек, не найдя поддержки или получая тонны критики, просто уйдет из компании. А у всех у нас тонны работы и дедлайны, поэтому это чревато.

Ниже приведу парочку лайфхаков, которыми пользуюсь сам.

Начните делиться опытом и знаниями с широким кругом людей.

К примеру, я веду страничку в Instagram по тестированию, где делюсь всякими интересностями и полезностями. Подписчики — люди капризные и не любят читать какие-то обзорки или по сто раз переписанные факты. Это мотивирует каждый раз читать новые статьи и быть на гребне волны последних трендов в тестировании.

Можно писать статьи, где вы рассказываете о своем уникальном опыте, спрашивать советы у коллег, которые уже стали менеджерами, копить знания и учиться на их ошибках. Несмотря на то, какой инструмент вы выберете, следует помнить о конфиденциальности ваших проектов и заказчиков.

Уменьшите количество прерываний во время работы.

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь на звонок, имейл, вопросы от коллег во время выполнения таски (особенно сложной) — наш мозг не может мгновенно включиться в работу и с той же силой продолжить ее выполнение. Мозгу требуется время на восстановление — в среднем 5-10 минут, и если таких прерываний много, как результат — падение эффективности и накопление усталости в конце рабочего дня.

Мой способ не новаторский, но он работает и суть его следующая: нужно при выполнении срочной или сложной таски не допускать прерываний, вплоть до отключения всех уведомлений. С коллегами можно договориться, что в этот интервал времени вы будете недоступны, но после того как закончите — сразу ответите и поможете.

Сделайте анализ своей личной эффективности и разберитесь с тем, что отнимает у вас больше всего времени во время работы.

Для этой цели я использовал хронометраж. На листе А4 или в спец. приложении записывайте все, что вы делаете в течении рабочего дня и длительность этого действия. Для максимального результата наблюдение должно длиться на протяжении хотя бы одной недели (лучше двух).

Все действия это: попить чаю, пойти на митинг, затраченное время на таску, общение с коллегой, когда «завтыкал» ;) (это тоже иногда нужно, наш мозг отдыхает в этот момент), соцсети, чтение сообщений на телефоне от сторонних мессенджеров и т. д.

Таким образом, вы увидите, что поглощает ваше время и от чего можно отказаться или заменить на что-то более полезное, что быстрее приведет вас к вашей цели.

Прокачивайте коммуникационные навыки и навыки публичных выступлений. Для этой цели не обязательно посещать уйму тренингов и проводить выходные, слушая очередной онлайн-курс. Вы можете просто знакомиться с людьми, ходить на различные спикинг-клабы, велопокатушки, совместные игры (Мафия, Уно, Имаджинариум и др.), словом, общаться.

С той целью я создал свой YouTube-канал и начал записывать видео. С каждым видео, наблюдая себя со стороны, я понимаю, что и где делаю не так, таким образом, развиваясь как оратор и презентор своих идей и мыслей.

Выберите любую тему, что вам по душе и начните в ней разбираться более детально и глубоко. Делитесь интересными и оригинальными фишками, ведь получить подписчика на YouTube не так то легко ;)

Получая фидбек в виде комментариев, вы можете что-то с кем-то обсуждать и делиться опытом. Конечно, будут хейтеры которые принесут негатив, но они также прокачают ваш левел по конфликт менеджменту. Попробуйте, это интересный опыт.

С другой стороны, если вы хотите практиковаться, не обязательно создавать свой ютуб канал. Можно записывать видео своих просто для себя и таким образом отслеживать свой прогресс.

Прокачивайте свое ассертивное поведение. Это умение выражать свои чувства (признавать гнев, теплоту, раздражение, любовь), свои убеждения и мысли (мнение, позицию в споре, даже в ущерб себе), отстаивать свои личные права (не позволять манипулировать собой или подавлять себя).

Один из примеров трениковки такого поведения — техника «Я-сообщение». Давайте заглянем в его структуру:

1. Опишите факт

2. Сообщите о своих ощущениях

3. Расскажите о воздействии (на других, на окружение)

4. Предложите альтернативное поведение

К примеру, вы QA Lead и видите, что тестеры находят много регрессионных дефектов после того, как разработчик отдает стори в тестирование. Вы предлагаете Dev Lead’у ввести такую активность как peer review (совместная проверка DEV + QA на тестовом/дев окружении до того, как залить эти изменения в рабочий билд), но Dev Lead наотрез отказывается, аргументируя недостатком времени у команды разработчиков.

Применяем ассертивное поведение, а после говорим, что заказчик расстраивается от такого количества регрессионных дефектов, команда разработки демотивируется от того, что в их коде постоянно находят проблемы и их заваливают дефектами, Тестировщики становятся чем-то вроде пакостников которым «лишь бы сломать» :)

Предлагаем решение: делать peer review и на ранних стадиях замечать и исправлять найденные баги. Заказчик будет доволен малым количеством багов, а разработчик «по горячему» фиксит (меньше времени на investigate root cause) и меньше бюрократии (триаж багов и митинги обсуждения). Все довольны :)

Проявляйте инициативу. Берите сложные и новые задачи, это толчок к развитию в любом направлении. Также пробуйте посещать ивенты, которые сведут вас с теми, кто уже лид или менеджер, там вы можете почерпнуть много интересного и завести связи.

Также я указал в начале статьи, что менеджеру по-прежнему важны знания технологий. Когда вы определите вектор развития, то можете увидеть некоторые пробелы в знаниях по тем или иным рабочим областям (недостаточное владение базами данных, SQL-запросами и т. д.), а это то, что нужно. Вот и план прокачки скиллов у вас вырисовывается.

Определите, что и как нужно прокачать, затем поставьте себе четкие дедлайны с точками контроля в процессе выполнения. Когда вы сделаете это для себя, вы сможете и другим поставить цели, помогая в их достижении. А это одна из главных целей лида.

Пройдя весь этот путь, а именно: поставив себе четкие и достижимые цели, прокачать скиллы в коммуникации и технологии, сделав оптимизацию ваших рабочих процессов по времени, вы однозначно повысите Ваш уровень как Senior специалиста и, поверьте, это будет заметно не только вам ;)

Напоследок, коллеги, будьте мотиваторами для всех, ведь нет ничего круче чем мотивированные сотрудники заинтересованные в результате!

P.S. 1. Спасибо большое за комменты, статью обновил и добавил конкретики опираясь на Ваши комменты.
P.S. 2. Вы всегда можете вернуться с любой ступени снова в тестирование и прокачав свои скиллы в любой области (поработать в бизнес анализе, в разработке и т.д.)- Вы будете более ценным и востребованным сотрудником т.к. расширите свое видение с разных позиций и привнесете новые\другие подходы в стандартные процессы.

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному1
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Спасибо большое за комментарии, статью обновил и добавил конкретики опираясь на Ваши комменты

Прочитал топик позже всех :)
Что заметил — QA-щики в целом восприняли позитивно — цеховое единство и это хорошо,
остальные — критично.
Разрабы, не обижайте КуЭйев, они тестируют наше .... г, прилагая руку к тому. чтобы сделать его немного лучше.

Костя, не позорься. Так сразу и напиши, что цель статьи — получить очки лояльности.

Возможно стоит добавить Success Criteria для SMART цели, чтобы понимать более конкретно, чего мы хотим достигнуть при выполнении нашей цели.

Дам несколько советов:
1. Научиться отличать Testing от Quality Assurance. Осознать, что упомянутый QA Manager это Test Manager.
2. Перестать снимать видео и вести инста-ютуб-телеграм-канал, пока не выучите хотя бы ISTQB Glossary и не прочитаете Каннера и Коупленда.
3. Да, там будет очень много нового для вас, но этим все равно не стоит делиться. Это общеизвестно.
4. Узнайте в чем заключается реальная необходимость в Test Manager при условии разработки по эджайлу в аутсорс-проекте (быть козлом отпущения по вопросам качества, сделать хорошо у вас не будет полномочий)
5. Узнайте какая следующая позиция вас ждет в Люксофте или любой другой аналогичной конторе после Test Manager. (Никакой, это карьерный тупик)
6. Переосмыслите ваш следующий шаг и перепишите эту статью.

P.S. Аудитория вайтишников крайне уязвимая и благодатная в плане потешить свое эго переписыванием банальностей. Если вы этого не понимали, то теперь у вас нет этого оправдания. Если понимаете, но все равно делаете, то у вас большое будущее в менеджменте. Продолжайте.

Спасибо Sergii за советы.
Я не сомневаюсь что Вы опытный специалист в своем деле.
Но вы оставили 956 комментариев (На момент 9.24.20), судя по профилю и практически все из них критика, откуда в вас столько негатива?
Почему вы не указали компанию и позицию на которой работаете? Вы стесняетесь?
Еще вопрос, вы очень не уважаете и не любите менеджеров, опять же судя по вашим комментам в профиле, поделитесь пожалуйста почему? Если вы на руководящей должности, то как с таким настроем вы мотивируете своих сотрудников?)
Касательно ваших комментов:
1. Знаю разницу, написал так.(Если вас так это раздражает, можно исправить))
2,3. Не гоже делать выводы о айсберге лишь увидев его пик над водой. Я сертифицирован ISTQB. Опять же возвращаясь к вашим сотрудникам или коллегам, вы всех так оцениваете при приеме на работу?)
4. Спасибо, вы опираетесь на личный опыт или есть статистика?
5. Как сказал предыдущий коллега в комментах, можно двигаться не только вверх но и вдоль.
6. Добавляйте больше позитива в ваши комменты, критика полезна, но намного лучше воспринимается если ее правильно подать)
P.s. Спасибо что уделили мне время, а Коупленда и Каннера и правда почитаю, нужно освежить в памяти. Успехов!)

Зачем, перед тем, как отвечать человеку, заходить на его профиль и перечитывать 100500 его предыдущих коммента?
Может вместо того, чтобы спорить, попробуете прислушаться к мнению со стороны?
Тем более количество поддержавших явно указывает, что сообщество с ним согласно

Спасибо, учту.
Как мне кажется, я исчерпывающе ответил на замечания. И замечания от Sergii без основательны. Спорить нет смысла. К справедливым замечаниям рад прислушаться. Хорошего дня!

без основательны

одним словом пишется, как QA такое пропустил

Зачем, перед тем, как отвечать человеку, заходить на его профиль и перечитывать 100500 его предыдущих коммента?

провел тестирование комментатора...
методично :)

Комментатор даёт субъективную оценку автора, автор сообщает об портрете комментатора. В чём проблема-то?

1. Знаю разницу, написал так.

Преподаватель по математике знал разницу между суммой и интегралом, но все равно нарисовал знак суммы вместо интеграла. Ну ок, ответил он на замечание, если вам не нравится, исправлю... Вопрос: может преподавать математику нужно тому, кто не путает эти хоть и родственные, но все же весьма разные понятия? А если путает, то не преподавать?

2,3. Не гоже делать выводы о айсберге лишь увидев его пик над водой.

Привыкните к мысли о том, что так будет всегда. Даже если человек понимает, что верхушки недостаточно для формировании точного представления, у него не будет времени на то, чтобы это сделать. У вас есть совсем немного внимания человека, чтобы заинтересовать его и создать первое впечатление. И вы его довольно быстро про**али в моем случае.

Я сертифицирован ISTQB

Значит вы знаете, что сертификат не означает наличия знаний.

Опять же возвращаясь к вашим сотрудникам или коллегам, вы всех так оцениваете при приеме на работу?)

Требования, которые я предъявляю к знаниям коллег, несколько отличаются от тех, которые я предъявляю к людям, которые создают контент экспертного характера с претензией на роль гуру и инфлюенсера.

4. Спасибо, вы опираетесь на личный опыт или есть статистика?

Свой, коллег, обмен опытом на митапах, общая ситуация в индустрии включая количество вакансий и требования.

5. Как сказал предыдущий коллега в комментах, можно двигаться не только вверх но и вдоль.

Довольно странно идти в менеджмент, чтобы остаться на первой ступени. Но дело ваше, я не настаиваю.

6. Добавляйте больше позитива в ваши комменты, критика полезна, но намного лучше воспринимается если ее правильно подать)

Если бы я написал в мягкой форме, вы бы это восприняли что все ОК, надо только немного поправить. Но нет, не ОК. Меня (и, судя по лайкам, большинство) уже тошнит от людей, которые вместо того, чтобы создать что-то новое (пусть совсем чуть-чуть) мастурбируют свое эго путем повторения общеизвестных банальностей. Паразитируете на том, что любая критика сейчас в опале. Но вот вам мой прямой, без всяких менеджерских бутербродов фидбэк.

Привыкните к мысли о том, что так будет всегда. Даже если человек понимает, что верхушки недостаточно для формировании точного представления, у него не будет времени на то, чтобы это сделать. У вас есть совсем немного внимания человека, чтобы заинтересовать его и создать первое впечатление. И вы его довольно быстро про**али в моем случае.

Но выходит, что можно найти время на развернутый комментарий, но прежде чем задать пару наводящих вопросов нет?

Значит вы знаете, что сертификат не означает наличия знаний.

А что означает? Что сигнализирует об наличии знания?

уже тошнит от людей, которые вместо того, чтобы создать что-то новое (пусть совсем чуть-чуть) мастурбируют свое эго путем повторения общеизвестных банальностей

Но в чём выражается лично Ваш вклад и «поддерживающей группы»? Уже многократно заметил на данном ресурсе, что в комментариях используют какие-то абстрактные ситуации/опыт/людей не описывая ничего конкретно. Либо хотя бы наводящие вопросы: «Автор, какие конкретные инструменты Вы использовали, подробные примеры? Что более эффективно, что под сомнением?», «Автор, как Вы именно договариваетесь с коллегами, чтобы Вас не прерывали? Есть какая-то система сигналов? А кто был против, как Вы с ним поступили?». Либо поделиться своим опытом, но по конкретной ситуации/инструменту.

В итоге же: субъективные поверхностные оценки, апеллирование к чему-то абстрактному и всё. Пользы не выносится, и осадок негатива только остаётся.

Важно(!): это не конкретные претензии к кому-то, а в целом об уровне дискуссии на форуме.

Но чтобы не противоречить самому себе:

В статье есть действительно хорошие инструменты, но как ранее тут подметили — о них часто говорят и их много кто знает, но почему-то мало кто делает — скорее в этом и проблема. А проблема в том, что «новое» сложно поддаётся внедрению, особенно если нет конкретного «Roadmap» и это откладывается на потом в закладки/диалог с собой/другое переполненное хранилище, к которому вы не возвращаетесь.

Считаю, что для внедрения таких практик есть два метода:
1) Угрожающая необходимость, очень желательно которая подкреплена призом. Некоторые называют "Морковка спереди"/"Морковка сзади«.
2) Ввести привычку и это будет делаться полуавтоматом, и скорее если пропустите дело — даже небольшая тревога внутренняя возникнет. Но чтобы она возникла надо обязательно пункт № 1.

Приведу один из множества личных примеров: личная бухгалтерия. Обычно на многое не хватало. Но в моей жизни появился Максим. Мы с ним договорились, что я её заполняю в определенное время ежедневно, иначе — штраф. Его не интересуют отговорки, настроение — он просто берёт деньги за просрочку. А Вы не хотите их терять(почему-то отдавать труднее, нежели отказаться от потенциальной выгоды — грубо говоря, слышал в одном выступлении на TED). Со временем дело вошло в привычку, уже около 8 месяцев веду учёт. Раньше раз 5 пытался, максимум на неделю-две хватало.

«Почему это так работает?» — советую почитать Андрея Курпатова, но лучше начать с YouTube — чтобы не отложить книгу после покупки в длинный ящик с чувством выполненного долга.
«Какие инструменты, чтобы разгрузить голову?» — советую Максима Дорофеева, он в бывшем(или ещё в настоящем?) разработчик ПО и как себя называет «корпоративный прокрастинолог». В его книгах ряд конкретных, полезных инструментов и довольно важно — правдивое описание проблем с упоминанием почему эти «слоны по частям» и «SMART» никак не заработают.

А с основ можно начать здесь: theoryandpractice.ru/...​mozg-podavlyaet-silu-voli

P.S. Ещё некоторые инструменты есть в книге Тиме Ферриса «4-ех часовая рабочая неделя». Саму идею книги считаю сомнительной из-за того, что основа дохода идёт через интернет-бизнес, а опыт Ферриса был ещё в 2006 когда куда не плюнь — доход и конкуренции мало. А сейчас он живет за счёт своих трудов. Но пару инструментов есть полезных.

P.S.S. Тема очень большая, я только коснулся, как мне кажется, одной из её важных частей.

Если тебе кажется что смайлики как-то смягчают то что ты пишешь, то это не так, мб тест Томаса и действительно работает, ты оч негативный

Бла-бла-бла. Тоже мне, чудо в пёрышку, 7 лет опыта, будет учить жизни копипастой из умных (нет) книжек, написанных хрен пойми кем.

скиллы в коммуникации и технологии

Я могу судить по этому посту о ваших скиллах в коммуникации: тошнотворный булшит. Или правильно это называть «система (фан)Томаса»?

и меньше бюрократии

Зачем же вы тогда здесь бюрократию пишете? Эффективнее всего борьбой с бюрократией занимаются... бюрократы. Больше бюрократии — больше борьбы — надо больше бюрократов — PROFIT!!

Применяем ассертивное поведение

Ду ю спик рашен?

я создал свой YouTube-канал

Назови мне хоть одного адепта Даннинга-Крюгера, который не создал.

Сообщите о своих ощущениях

Сходите в пеший эротический тур

Предложите альтернативное поведение

Снимите побои

Для этой цели я использовал хронометраж.

А вот отсюда поподробнее. Выкладывай это сюда, только пожалуйста в пятницу.

ассертивное

А как бы Пушкін сказал, по твоему мнению?

Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог

Дочитав до SMART та в цей момент спрацював тригер в голові «щось дуже знайоме». Глянув звідки автор — все стало на свої місця. Стосовно SMART в мене багато питань на які я так і не чув відповіді, ні від hr, ні від менеджменту.
1) В аутсорсі, де замовник сьогодні один, а завтра другий, в принципі неможливо знати яка конкретно технологія буде використовуватися на проекті. Це відноситься до Relevant.
2) Доволі часто на проекті використовуються самописні костилі про які знати до того моменту поки не попадеш на цей проект, просто неможливо. Це туди ж, до Relevant.
3) Measurable. Знання цінні в першу чергу вмінням їх використовувати. Саме вміння використовувати знання оцінити НЕМОЖЛИВО. Затія вимірювати кількісні показники програшна. Без шансів.
4) Вчити якусь технологію/методологію сьогодні, бо можливо вона знадобиться завтра, а потім її просто забути із-за відсутності практичних навичок — тупо витрата часу. А виходячи з пункту 1 — ймовірність цьому майже 1.
P.S. стаття виглядає так, наче її написання і було метою. Просто як один пункт для KPI.

Ну, почему? Если ставить задачи сроком в вечность — да, задача не решаема из-за указанных Вами причин. Но если ставить задачу, сроки выполнения которой предполагаются меньше, чем срок жизни проекта — задача вполне решаема.
Предположим, заказчик с Вашей конторой заключил контракт на 3 года.
Есть тестировщик Вася, который хочет выучить автоматизацию и развернуть её на проекте через полгода.
SMART вполне применим в данном случае.
Может ли случиться вариант, что у заказчика закончатся деньги через 3 месяца? Конечно. Но на это существует риск-менеджмент :)

Ну, почему? Если ставить задачи сроком в вечность — да, задача не решаема из-за указанных Вами причин. Но если ставить задачу, сроки выполнения которой предполагаются меньше, чем срок жизни проекта — задача вполне решаема.
Предположим, заказчик с Вашей конторой заключил контракт на 3 года.

Як правило, контракти підписуються терміном на 6-12 місяців, термін контракту прив’язаний до фінансового року замовника. Звісно, бувають ситуації коли продовження контракту — це чиста формальність.

Есть тестировщик Вася, который хочет выучить автоматизацию и развернуть её на проекте через полгода.
SMART вполне применим в данном случае.

А таски/сторі створені? Естімейти проставлені? Чи все це має проходити в особистий час після роботи? А це рішення ухвалено з продукт оунером? Також автоматизація може зачепити інших учасників проекту, які теж мають витратити на це немало часу. Вони погодяться витрачати на це свій вільний час?

Тема не раскрыта, куда же расти Senior QA. Скорее рассуждения на тему как расти, которые могут быть применимы почти к любой профессии, на любом уровне...

Восхищаюсь людьми, которые постоянно хотят изучать что новое, расти... Где взять столько желания и мотивации и главное — времени?

Тем не менее тайтл не меняется, как в анекдоте «ну так и вы говорите»

какминимум чтоб быть востребованным на рынке
никакая работа не вечна и «синьйор» в одной конторе может открыть суровую реальность

QA Manager

это что за зверь такой?

IMO описан путь к быстрому выгоранию

на самом деле если ты сеньор — тебе больше некуда расти, то что тут предлагается это смена рода деятельности, так сказать начать сначала чтобы можно было опять где-то расти, но чтобы предыдущий багаж знаний как-то помогал

Есть кейсы среди знакомых, когда с Senior QA уходили в разработку, не на junior позиции. Но там человек много кода писал еще будучи QA

Ну так это именно то что я говорю — человек поменял сферу деятельности на ту, где мог его предыдущий багаж ему помочь

Необязательно. Можно (а иногда и нужно) сменить технологии, предметную область (особенно если надо менять подход к тестированию), технологическое направление (например, из веба в мобайл). Это пример горизонтального роста, который не требует смены деятельности. Также, можно работать над накоплением наработок, подходов, чтобы в дальнейшем их пере использовать. Это как минимум позволяет работать более эффективно. Да и в принципе, работа в разных проектах разных компаний помогает расширить кругозор того, что и как может делать QA. Зачастую разные компании по-разному видят данную роль.

Рост он вверх, а по горизонту это смещение в сторону

Вопрос в выборе направления вверх. Горизонтальный рост подразумевает рост в качестве специалиста в своей области. В тестировании, как и в разработке, много чего меняется, причём, достаточно быстро. И уметь освоить новые подходы, инструменты, технологии — жизненно важный навык. А для QA, особенно если подключается автоматизация, ещё и дополнительная специфика — регулярная смена технологического стека. Именно регулярная.

Смена библиотеки это не является ростом вверх или горизонтальным, так как это не вопрос умения а знания, которое очень легко добываются и ничего не стоят в наше время в отличии от умений.

ничего не стоят в наше время

Кроме времени

Получить знания о библиотек требует очень мало времени относительно других процессов самообучения/роста

Смотря на каком уровне понимания. На уровне нагуглить доку с туториалом — да

На уровне адвансед, и до эксперт надо таки немного поиграться на проекте с технологией. Это одно из умений которым должны обладать сеньоры.

Та вот знаешь ли, есть такой хак, что играться можно долго, а знаний не прибавится. А вообще да, с прагматичной точки зрения:

умения :≻ знания :≻ способности

Я говорю не столько про библиотеки, сколько про языки и инструменты. И даже библиотеки тоже играют важную роль, если меняется подход в целом. Все-таки работа QA сейчас и 10 лет назад весьма различается.

Инструменты тоже самое, а вот язык немного другое. Сильно зависит от того насколько язык сильно отличается концепциями от тех что уже знаешь

Инструменты тоже самое

Не всегда; Некоторые инструменты предоставляют дополнительные возможности, благодаря которым и подход к тестированию меняется, Например, есть WebDriver и есть Cypress, а также есть React-приложение. Помимо обычного взаимодействия с UI, Cypress может также запускать отдельные компоненты, а также имеет встроенные возможности для перехвата траффика, что позволяет делать заглушки прямо в тестах. Это означает что:
1) Появляется новый уровень тестов на компоненты
2) Заглушки настраиваются прямо в тестах
3) Меньше проверок на повторяющиеся компоненты (следствие пункта 1)
4) Более читаемые и контролируемые тесты за счет пункта 2, так как все необходимые ресурсы находятся рядом с тестами.

Насколько я помню, WebDriver подобных возможностей из коробки не имеет и больше рассчитан на чистый «черный ящик».

Вот и получается, что вроде бы только другая библиотека, но уже тестирование строится по-другому.

Другой пример. Тестовые движки семейства xUnit, xSpec и Cucumber. По сути они все просто предоставляют структуры. в которые надо только вписывать код текста или отдельного действия. Но подход к тест-дизайну вполне себе различается.

а вот язык немного другое. Сильно зависит от того насколько язык сильно отличается концепциями от тех что уже знаешь

Даже похожие языки имеют свои трудности с переходом. Все вроде то же самое, но как-то по-другому. Да и знание технологии, как минимум, позволяет быстро и надежно разобраться в структуре проекта, куда и на что добавить тесты и т.п. И все это с минимальным ковырянием StackOverflow. В результате такой специалист быстрее внедряется в проект и раньше приносит пользу по сравнению в теми, кому еще надо несколько недель на просто поисследовать и сделать proof of concept.

Сайпрес предлагает способ добавления моков ближе к тест кейсам, но если раньше знал какие есть способы их делать и какие последствия то ничего реально не меняется и ничему новому не учишься.

С новым языком опять таки, если ты сеньор то скорее всего писал тесты как минимум в 3 языках, 4 язык ничему новому не научить за исключением если это не лисп, а раньше это были джава, с# и питон

Сайпрес предлагает способ добавления моков ближе к тест кейсам, но если раньше знал какие есть способы их делать и какие последствия то ничего реально не меняется

Раньше приходилось либо писать свою реализацию серверной части как отдельный сервис, либо использовать приблуды типа Wiremock. При этом была дополнительная возня с ресурсами. С Cypress это все делается на уровне кода текстов -> уже что-то по-другому, как минимум требуется новый способ работы с тестовыми данными.

и ничему новому не учишься.

В данном случае, как минимум, осваивается новый способ установки заглушек. А еще появляется возможность полноценно проверять не только как система отреагировала на определенный ответ, но и какой запрос с какими параметрами она отправила -> дополнительный тип проверок.

Я уже не говорю про использование возможностей задействованных технологий и сопутствующих библиотек (пример: использование graphql-tools для заглушек GraphQL-запросов)

Все это представляет собой новый класс задач, решая которые специалист набирается опыта. И каждый раз подобные задачи требуют новых более эффективных решений.

С новым языком опять таки, если ты сеньор то скорее всего писал тесты как минимум в 3 языках, 4 язык ничему новому не научить за исключением если это не лисп, а раньше это были джава, с# и питон

Еще можно научиться, как грамотно и аккуратно писать код на том или ином языке программирования (стандарты в целом похожи, но различий хватает).

Также важно знать, как выглядят хорошие решения на новом языке, чтобы для решения задач не тянуть первое, что попадется в Гугле, а уже что-то доработанное. И в каждом языке свои конструкции и правила. Иногда забавно наблюдать что-то типа «Джава-код на Руби», когда код написан корректно, но по стилю видно, что человек работал совсем с другим языком.

И даже если не рассматривать с точки зрения «получения новых знаний», есть еще такой момент как ценность специалиста на рынке труда. В этом направлении тоже имеет смысл расти.

Во-первых, полезно ориентироваться в актуальных технологиях и сопутствующих инструментах, так как скорее всего с ними и придется работать.

Во-вторых, работодателю куда более интересен кандидат с опытом работы с конкретным технологическим стеком, чем с какими-то аналогами.

В-третьих, переключение на разные технологии хорошо помогает от заклинивания на одной технологии, когда тот или иной инструмент подбирается не потому что он наиболее подходит для данной задачи, а тупо потому, что больше ни с чем подобным не может работать с сопоставимой эффективностью. Особенно беда может случиться, когда данная технология внезапно устаревает.

Будущее за горизонтальным ростом!

— Куме, а шо це в вас яблуня впала?
— Та ви шо, куме, вона просто горізонтально зротає!

например 30 лет назад никто и представить себе не мог, что будут одни Ку-А инжиниры кругом и заводы будут стоять без профессиональных обкатчиков тракторов и комбайнов

Підписатись на коментарі