13 лет в Sokol.ua: что стало основной проблемой поражения бизнеса, и можно ли было этого избежать?

На Youtube-канале о бизнесе «Большая рыба» новая рубрика — «Рыбий жир», в которой герои рассказывают о своих факапах, делятся причинами неудач и своими выводами из этого. Первый гость новой рубрики — Евгений Сокольников, который основал интернет-магазин техники Sokol.ua и спустя 13 лет покинул проект. Ведущий «Большой рыбы» Александр Колб разузнал о том, что стало причиной неудачи.

— Почему ты согласился на это интервью?

В свое время мне приходило множество запросов прийти и рассказать о том, какой я молодец, какой бизнес построил и сколько зарабатываю — я никогда на это не соглашался, потому что не понимал, о чем рассказывать. И когда я услышал про новую рубрику о фейлах, это мне показалось интересным. Когда я начинал свой бизнес, все книги были про истории успеха — и ни одной о том, что делать с неудачами. А это крайне необходимая информация.
Люди смотрят на истории успешных компаний и пытаются среди них найти что-то общее — чтобы это повторить. Хотя достаточно взять несколько компаний, которые потерпели неудачи, и посмотреть, что было общего у них — и в этом случае общего будет намного больше.

— Что стало основной причиной факапа?

Основной проблемой, пожалуй, стала моя незрелость как бизнесмена на то время. Весь проект начался с большого энтузиазма и карманных деньгах, которые нам подарили на свадьбу. В какой-то момент начало получаться и бизнес стал расти — но потом получилось то, что называется «продавали — веселились, посчитали — прослезились». А когда пришло понимание, как нужно вести бизнес, то уже было поздно.

Когда твои продажи растут и ты имеешь доступ к отсроченным платежам и кредитным деньгам, твой кэшфлоу положительный, и ты не понимаешь, что P&L (прибыль и убытки) в этот момент отрицательный.

Если взять одну только электронику, которая была доминирующей на Sokol.ua, то сезонность этих групп товаров такая, что декабрь по прибыльности отличается от апреля в 3-4 раза. Соответственно, это нужно балансировать.
И подобных вопросов было немало. Когда мы поняли, что это реальная проблема, мы стали думать над ее решением. В какой-то момент мы взяли финансового директора, сделали баланс, отчет о движении денежных средств — и прозрели. Мы были в минусе на несколько миллионов долларов.
Но тогда в прибыльные месяцы оборот компании составлял около $6 миллионов в месяц.
И задолженность не была проблемой, до тех пор, пока к нам не начали приходить поставщики и просить отдать долги. Главный факап в том, что у нас не было резерва, и мы не были к этому готовы.

— С какими цифрами оставался бизнес Sokol.ua, когда ты уходил из компании в апреле 2015-го?

Когда мы передали наш проект в управление Фокстроту, сделка была очень специфической: Фокстрот не принял обязательств и долгов, а предложил вариант, когда создается новое предприятие, куда переносятся все цифровые активы, и оно полностью с нуля финансируется группой компаний в нужном объеме. А все, что осталось в старом "Соколе",нужно было вынести за рамки и передоговориться со всем рынком о том, что эту часть мы пока отложим в сторону и запускаем новую. Также были схемы того, как из новой оборотки мы гасили старую часть.
У нас был выбор: или так, или закрываться. В тот момент я посчитал, что такая схема дает хоть какой-то шанс реанимировать бизнес, и мы пошли в этом направлении.
Каждому игроку рынка нужно было это объяснить, с каждым передоговориться и построить новые отношения. Когда в 2015-м я решил, что ухожу из компании и отдаю ее, у компании не было никаких долгов.

— 13 лет в Sokol.ua ты все равно считаешь недостаточным опытом?

Компания каждый год росла кратно — в некоторые года мы могли вырасти в 5 раз. В эти моменты ты не сосредоточен на стабилизации бизнеса — а думаешь, как бы тебе выдержать следующий сезон.
У нас было ошибочное мнение, что мы строим абсолютно уникальный бизнес, который не похож ни на что другое на рынке, а потому никакие бизнес-консультанты не смогут нам ничего рассказать, потому что они ничего не знают.
Один из главных выводов, которые я сделал, что бизнес есть бизнес, и если есть возможность привлекать опыт за деньги — нужно это делать.

— Чем ты занимаешься сейчас?

Я сейчас я в Индии, развиваю ecommerce проект по запчастям. Пока этот проект не приносит доходов, но у нас очень понятный план, когда мы выйдем на уровень прибыльности.
Я не стремился именно в Индию, но этот вариант появился, когда я был к нему готов. Мы вышли в никем не занятую нишу и стали в ней лидерами.
Бизнес в Украине сделал меня зрелым, и я надеюсь монетизировать это в Индии.

Детальнее смотрите на канале Большая Рыба: youtu.be/_Cx3epYI6os

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном1
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

ээээ, а Женя не хочет рассказать как с дистрибьюторами планирует рассичитаться? Должен же остался всем дистрикам и сейчас в Индии монетизируется- хороший ход!

чувак короче сбежал кудато от кредиторов, говорит что в индию)

О, це ті російські спеціалісти, з якими дефіцит в Україні.

сделка была очень специфической: Фокстрот не принял обязательств и долгов, а предложил вариант, когда создается новое предприятие, куда переносятся все цифровые активы

Кинуть кредитора — куда уж «специфичнее» для Украины.

Ось і дожились ми, що ринок в Україні зайнятий і розвинутий, і бізнесмени починають шукати ринки «Африки». А кажуть що Україна відстала.

Колись топовий магазин був. Знайшов щойно листа зі своїм замовленням від 2008 де долар був ще по 4.75.

долар був ще по 4.75

Верните Ющенка!

І дайте йому ще отих французьких булок, чи від чого його так поприщило.

Суши?

Верните Ющенка!

Пасеки разрушены, пчёлки разлетелись!

Подписаться на комментарии