13 лет в Sokol.ua: что стало основной проблемой поражения бизнеса, и можно ли было этого избежать?

На Youtube-канале о бизнесе «Большая рыба» новая рубрика — «Рыбий жир», в которой герои рассказывают о своих факапах, делятся причинами неудач и своими выводами из этого. Первый гость новой рубрики — Евгений Сокольников, который основал интернет-магазин техники Sokol.ua и спустя 13 лет покинул проект. Ведущий «Большой рыбы» Александр Колб разузнал о том, что стало причиной неудачи.

— Почему ты согласился на это интервью?

В свое время мне приходило множество запросов прийти и рассказать о том, какой я молодец, какой бизнес построил и сколько зарабатываю — я никогда на это не соглашался, потому что не понимал, о чем рассказывать. И когда я услышал про новую рубрику о фейлах, это мне показалось интересным. Когда я начинал свой бизнес, все книги были про истории успеха — и ни одной о том, что делать с неудачами. А это крайне необходимая информация.
Люди смотрят на истории успешных компаний и пытаются среди них найти что-то общее — чтобы это повторить. Хотя достаточно взять несколько компаний, которые потерпели неудачи, и посмотреть, что было общего у них — и в этом случае общего будет намного больше.

— Что стало основной причиной факапа?

Основной проблемой, пожалуй, стала моя незрелость как бизнесмена на то время. Весь проект начался с большого энтузиазма и карманных деньгах, которые нам подарили на свадьбу. В какой-то момент начало получаться и бизнес стал расти — но потом получилось то, что называется «продавали — веселились, посчитали — прослезились». А когда пришло понимание, как нужно вести бизнес, то уже было поздно.

Когда твои продажи растут и ты имеешь доступ к отсроченным платежам и кредитным деньгам, твой кэшфлоу положительный, и ты не понимаешь, что P&L (прибыль и убытки) в этот момент отрицательный.

Если взять одну только электронику, которая была доминирующей на Sokol.ua, то сезонность этих групп товаров такая, что декабрь по прибыльности отличается от апреля в 3-4 раза. Соответственно, это нужно балансировать.
И подобных вопросов было немало. Когда мы поняли, что это реальная проблема, мы стали думать над ее решением. В какой-то момент мы взяли финансового директора, сделали баланс, отчет о движении денежных средств — и прозрели. Мы были в минусе на несколько миллионов долларов.
Но тогда в прибыльные месяцы оборот компании составлял около $6 миллионов в месяц.
И задолженность не была проблемой, до тех пор, пока к нам не начали приходить поставщики и просить отдать долги. Главный факап в том, что у нас не было резерва, и мы не были к этому готовы.

— С какими цифрами оставался бизнес Sokol.ua, когда ты уходил из компании в апреле 2015-го?

Когда мы передали наш проект в управление Фокстроту, сделка была очень специфической: Фокстрот не принял обязательств и долгов, а предложил вариант, когда создается новое предприятие, куда переносятся все цифровые активы, и оно полностью с нуля финансируется группой компаний в нужном объеме. А все, что осталось в старом "Соколе",нужно было вынести за рамки и передоговориться со всем рынком о том, что эту часть мы пока отложим в сторону и запускаем новую. Также были схемы того, как из новой оборотки мы гасили старую часть.
У нас был выбор: или так, или закрываться. В тот момент я посчитал, что такая схема дает хоть какой-то шанс реанимировать бизнес, и мы пошли в этом направлении.
Каждому игроку рынка нужно было это объяснить, с каждым передоговориться и построить новые отношения. Когда в 2015-м я решил, что ухожу из компании и отдаю ее, у компании не было никаких долгов.

— 13 лет в Sokol.ua ты все равно считаешь недостаточным опытом?

Компания каждый год росла кратно — в некоторые года мы могли вырасти в 5 раз. В эти моменты ты не сосредоточен на стабилизации бизнеса — а думаешь, как бы тебе выдержать следующий сезон.
У нас было ошибочное мнение, что мы строим абсолютно уникальный бизнес, который не похож ни на что другое на рынке, а потому никакие бизнес-консультанты не смогут нам ничего рассказать, потому что они ничего не знают.
Один из главных выводов, которые я сделал, что бизнес есть бизнес, и если есть возможность привлекать опыт за деньги — нужно это делать.

— Чем ты занимаешься сейчас?

Я сейчас я в Индии, развиваю ecommerce проект по запчастям. Пока этот проект не приносит доходов, но у нас очень понятный план, когда мы выйдем на уровень прибыльности.
Я не стремился именно в Индию, но этот вариант появился, когда я был к нему готов. Мы вышли в никем не занятую нишу и стали в ней лидерами.
Бизнес в Украине сделал меня зрелым, и я надеюсь монетизировать это в Индии.

Детальнее смотрите на канале Большая Рыба: youtu.be/_Cx3epYI6os

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном1
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

ээээ, а Женя не хочет рассказать как с дистрибьюторами планирует рассичитаться? Должен же остался всем дистрикам и сейчас в Индии монетизируется- хороший ход!

чувак короче сбежал кудато от кредиторов, говорит что в индию)

О, це ті російські спеціалісти, з якими дефіцит в Україні.

сделка была очень специфической: Фокстрот не принял обязательств и долгов, а предложил вариант, когда создается новое предприятие, куда переносятся все цифровые активы

Кинуть кредитора — куда уж «специфичнее» для Украины.

Ось і дожились ми, що ринок в Україні зайнятий і розвинутий, і бізнесмени починають шукати ринки «Африки». А кажуть що Україна відстала.

Так понимаю, что это темка «Выйтииззайти»?

Колись топовий магазин був. Знайшов щойно листа зі своїм замовленням від 2008 де долар був ще по 4.75.

долар був ще по 4.75

Верните Ющенка!

І дайте йому ще отих французьких булок, чи від чого його так поприщило.

Верните Ющенка!

Пасеки разрушены, пчёлки разлетелись!

Подписаться на комментарии