Немного о работе в команде, партнерстве и осознанности
Привет, я — Маргарита. И я PR & Marketing менеджер в компании своей мечты — Savvy.
Сегодня хочу поделиться с вами одним материалом. Усвоила его во время киевского тренинга по командообразованию от Анны Красильник, управляющего партнёра Savvy.
Почему именно эта тема?
На самом деле, причины всего три и они тесно взаимосвязаны одна с другой:
1. Я люблю людей.
2. Я люблю развиваться.
3. п.1 + п.2 = люблю помогать развиваться людям, и в моей картине мира это = формирование и становление осознанной личности.
Однако, прежде чем читать этот материал, давайте определимся: кто вы, и какова ваша цель.
Позволю себе построить несколько гипотез
Может быть вы — HR?
Хотите, чтобы сотрудники компании и менеджмент были счастливы и эффективно двигались вперед, выполняя цели компании. Вы понимаете, что в коллективе есть разногласия, или же хотите их предотвратить и предопределить, а поэтому ищите новые инструменты для следующего тимбилдинга.
А может вы — СЕО или владелец бизнеса?
Хотите, чтобы бизнес работал и приносил прибыль, а сотрудники оставались с вами как можно дольше. Ведь поиск нового члена команды — это эмоциональные и финансовые потери, а во времена пандемии хотелось бы избежать такого поворота событий.
Возможно, у вас есть разногласия с топ-менеджерами, и вы не понимаете первопричин, ищите их в стиле управления и подачи обратной связи?
Может быть вы — менеджер?
Надоело заносить хвосты за командой, и вы уже не понимаете, что делаете не так. Хотите понять, как еще сказать людям о том, что нужно делать свою работу вовремя, а эмоции — о них потом?
Вдруг вы — проактивный специалист-разработчик, тестировщик, а может дизайнер?
Вам уже надоела постоянная критика. Чувствуете, что вас все время ставят в рамки и сроки, дают наставления... Хотя вы и так знаете, что делать и куда идти, но РМ вас все равно НЕ ПОНИМАЕТ?
Так кто же вы и зачем вы здесь? Какая у вас цель и ожидания? Что вы ищите?
Делюсь с вами планом, о чем мы сегодня поговорим. Ну а за вами решение: уделять этому время или же листать дальше :)
План на сегодня:
1. Что такое эффективная команда.
2. Какие бывают дисфункции в коллективе, чем они опасны, как их преодолеть.
3. I’m not a «drama queen» anymore или как вырваться из злосчастного Треугольника Карпмана?
4. Парочка инструментов и игр для командообразования и тимбилдингов.
5. 5 «сильных вопросов» для само-осознанности напоследок.
Ну что, поехали?
Что такое эффективная команда
Эффективная команда — это группа людей, которые сфокусированы на достижение результата и движутся к нему достаточно быстро с минимальными потерями.
Эти самые люди полноценно реализовывают свой энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям компании, и при этом работают рука об руку в организованной группе.
На личной практике скажу, что считаю команду эффективной тогда, когда она выполняет свои задачи в поставленные собой же дедлайны, и при этом все участники процесса остаются эмоционально стабильными и ровными, а про термин «эмоциональное выгорание» нет и речи.
Готовы вместе проверить насколько ваша команда эффективна?
Впервые на тренинге у Ани я услышала об американском писателе Патрике Ленсиони и его книге «Пять дисфункций в команде». В ней автор определил пять факторов, ведущих команды к распаду. Там же он дал советы о том, как этого избежать.
Теперь давайте о каждой из них по-порядку
Дисфункция № 1 — Отсутствие доверия
Члены такой команды тратят усилия на защиту себя.
Как понять, что это про вас:
— в вашей команде не просят о помощи и об обратной связи;
— члены команды скрывают ошибки и оправдываются;
— участники избегают друг друга.
Как предотвратить или вылечить дисфункцию:
— ввести ролевую модель лидера, в которой он свободно демонстрирует уязвимость;
— построить профили личностных и поведенческих предпочтений;
— развивать осознанность коллектива с помощью тренингов, обучения и личного примера лидеров.
Дисфункция № 2 — Страх разногласий или конфликтов
Члены команды с такой дисфункцией тратят усилия и энергию, чтобы не высказывать свою точку зрения.
Как понять, что это про вас:
— в команде отсутствуют споры, все согласны друг с другом;
— в команде не обсуждают серьезные проблемы;
— зато есть сплетни :)
Как предотвратить или вылечить дисфункцию:
— лидеру не соглашаться с сотрудниками, когда это уместно;
— ввести культуру конструктивного диалога;
— ввести ролевую модели «Подрывник».
Дисфункция № 3 — Необязательность и нежелание принимать решения
Принятие важных решений откладывают на потом и как результат — компания замедляется в росте и развитии.
Как понять, что это про вас:
— идеи сотрудников не находят отклика и поддержки со стороны;
— команда наступает на одни и те же «грабли» и проводит часы в безрезультатных монотонных обсуждениях;
— члены команды долго выполняют задачи.
Как предотвратить или вылечить дисфункцию:
— ввести аксиому «любое решение лучше его отсутствия»;
— подводить итоги в конце каждого собрания, проекта или компании.
Дисфункция № 4 — Отсутствие требований к другим
Происходит деградация сотрудников из-за отсутствия стандартов. Люди ведут себя так, как им хочется, и в коллективе отсутствует поддержка и мотивация к развитию и повышению навыков.
Как понять, что это про вас:
— члены команды во всем полагаются на лидов;
— потерпеть неудачу в проекте или сроках — это ок, в команде принимают этот факт вместо того, чтобы вовремя предотвратить его.
Как предотвратить или вылечить дисфункцию:
— информировать о целях и стандартах;
— внедрить культуру обратной связи;
— внедрить систему поощрения командных достижений.
Дисфункция № 5 — Безразличие к целям команды и общему результату
Отсутствует понятие взаимопомощи. В команде каждый сам за себя или же работает в иллюзорной эффективности.
Как понять, что это про вас:
— члены команды фокусируются на личных целях;
— отсутствие сплочения в коллективе;
— топы или лучшие игроки уходят.
Как предотвратить или вылечить дисфункцию:
— четко формулировать цели;
— ввести практику аргументации;
— внедрить нематериальную мотивацию сотрудников.
P.S. после тренинга я около двух часов сидела и анализировала рабочий опыт, сравнивала и искала дисфункции в командах, которые знаю.
Вывод: все дисфункции возможно исправить, было бы осознанное желание работать над этим.
Более того, к методам предотвращения дисфункций
I’m not a «drama queen» anymore или как вырваться из злосчастного Треугольника Карпмана
Кстати о саморефлексии и осознанности. Слышали когда-либо о треугольнике Карпмана?
В своей жизни работе я часто соотношу этот драматический треугольник и психологическую модель «Родитель-Взрослый-Ребенок» из трансактного анализа. Дело в том, что у эго-состояний в обоих подходах около-одинаковые потребности и эмоции.
Драматический треугольник подразумевает под собой наличие троих людей и позиций: преследователь, спасатель, жертва.
Теперь пару слов о каждом:
Преследователь:
— чувствует злость на окружающих;
— хочет быть правым и контролировать свой мир и ситуации.
Спасатель:
— чувствует жалость к другим;
— нуждается в признании, стремится быть хорошим для всех.
Жертва:
— чувствует обиду по отношению к себе;
— нуждается в сочувствии, понимании и принятии.
Как мы попадаем в треугольник: критикуем окружающих и даем оценочные суждения людям и их действиям, оправдываем и оправдываемся.
Как выйти из него: воздать всем эго-состояниям по потребности :)
1. Преследователю дать ощущение контроля.
2. Спасателю сказать спасибо за заботу.
3. А жертве — посочувствовать.
Давайте посмотрим как выйти из треугольника на реальных примерах:
— «Ты права в том, что я забыла дать тебе обратную связь по поводу нового клиента. Что бы я могла для тебя прояснить?» (собеседник — преследователь)
— «Я чувствую себя дискомфортно обсуждая этот пункт, потому хотел бы сосредоточиться на другой задаче сегодня» (я — жертва)
— «Я хотел бы тебе помочь» ( я — спасатель), «Спасибо! Пока что справлюсь сама» (собеседник — спасатель).
Вспомните несколько конфликтных ситуаций на работе, в какой роли зачастую «играете» вы? А в какую роль уходят ваши собеседники?
Как вам с этим?
Больше информации о Треугольнике Карпмана можно почитать в этой и этой статье. Понимая свою роль, а также роли сотрудников, коллег и руководителей, определите чего им недостает и помогите удовлетворить эту незакрытую потребность.
А сейчас предлагаю перейти к более практическим методам и инструментам для формирования раппорта и взаимопонимания в командах.
Парочка инструментов и игр для командообразования и тимбилдингов
Эти 5 инструментов создали для проработки групповой динамики, понимания друг друга, формирования доверия, диагностики команды. Применив их в группе, отслеживайте реакции на успехи, неудачи, выделяйте скрытых лидеров.
1. Командный рисовальщик — приспособление для работы до 20 человек. Помогает группе людей побыть детьми и поработать вместе. С помощью командных усилий необходимо нарисовать картинку, портрет или образ.
2. Большой командный лабиринт — игра для
3. Эмпат — игра коучингового формата на понимание себя и других игроков. Состоит из 20 карточек с вопросами и ответами.
4. EQ — настольная игра с картами и игровым полем. Основная задача показать свои эмоции и угадать эмоции других игроков.
5. Moving Motivators (смотрите фото ниже) — 10 карточек, 10 потребностей с объяснением каждой. Карты помогают определить, что для человека является самым важным, а чего ему недостает.
Во время тренинга мы успели опробовать первую и последнюю игру. С уверенностью скажу, что командный рисовальщик «сломал лед» (английская идиома ’to break the ice’) в группе из 12 взрослых половозрелых личностей, а карты мотивов помогли нам лучше понять друг друга.
5 «сильных вопросов» для само-осознанности напоследок
1. Любите ли вы то, чем занимаетесь ежедневно?
2. Как часто вы жалеете, ругаете или оправдываете себя? О чем это говорит?
3. Позволяете ли вы своим знакомым или близким людям расстраивать вас? А себе их? Если да, то по каким причинам?
4. Привнёс ли ваш сегодняшний день какой-нибудь ценный опыт?
5. Чего вы желаете больше всего и делаете ли вы что-нибудь для того, чтобы реализовать свои желания?
Если у вас получится честно ответить на эти вопросы, то узнаете себя чуточку лучше. Запишите ответы на бумаге и каждый месяц или квартал (раз в 3 месяца) перечитывайте их. Фиксируйте изменения другими чернилами.
В завершение, дайте себе 30 секунд на «побыть с собой» и подумать, что самого ценного вы вынесли сегодня из этой статьи в 5 пунктов?
— Какой инструмент вы хотели бы применить?
— А может вы увидели актуальные дисфункции и собираетесь их проработать?
— Или же вам откликнулся Треугольник Карпмана с его состояниями «Жертва», «Преследователь», «Спасатель»?
Обязательно делитесь в комментариях своими впечатлениями и инсайтами.
Всем осознанности и #TheSmartWayOfLearning
53 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів