Ментальное здоровье — пионеры от ИТ
Об авторе: Анна Зубович — психолог Wellbeing Company, специализирующаяся на работе с ИТ сектором
Психологическая поддержка сотрудников ー это один из самых актуальных запросов прошлого года. Пандемия, локдаун и новый образ жизни негативно отразились на ментальном здоровье людей. Но сфера ИТ одна из немногих, которая беспокоилась об этом ещё до коронакризиса.
ИТ компании почти первые начали уделять внимание психическому здоровью сотрудников и искать сервисы или программы, которые покрывают запрос. Такая практика связана с несколькими факторами: ориентация на международные компании, своевременная реакция на ухудшающиеся метрики продуктивности, проактивный способ минимизировать риски в будущем.
Мои наблюдения подтверждает и провайдер услуг в сфере организационного благополучия и психологической поддержки сотрудников Алена Бондарь, CEO Wellbeing Company. По словам Алены, именно крупнейшие компании ИТ сектора первыми в Украине заинтересовались и внедрили корпоративные программы психологической поддержки сотрудников. Сейчас Wellbeing Company делает доступной психологическую помощь для более 2000 ИТ-специалистов в Украине.
Отраслевая специализация психолога
С развитием инструмента корпоративного благополучия важной стала отраслевая специализация психолога. То есть специализация практикующего психолога по различным сферам бизнеса или общественной деятельности, например ритейл, фарма, производство, ИТ, а также ориентация на белые или синие воротнички. Такие специализации имеют понятную логику. Кроме индивидуальных психологических реакций сотрудника, есть характерные его\ее профессии обстоятельства, которые влияют на показатели ментального здоровья. Верным будет также и утверждение, что определенные сферы деятельности объединяют людей с некоторыми общими характеристиками. Глубоко знающий отрасль психолог будет быстрее и глубже понимать своих клиентов и, соответственно, эффективней оказывать психологическую поддержку.
У меня более 10 лет психологической практики, и уже 2 года я работаю со сферой ИТ. Мой опыт позволяет выделить такие характерные черты представителей этой профессии.
ИТ-специалист — это человек, работающий в условиях быстро меняющихся технологий и жестких дедлайнов. Первое заставляет его\ее постоянно учиться, второе — непрерывно и много работать. ИТ специалист обычно несет ответственность не только за проделанную им работу, но и осознает, что от его работы зависит результат команды в целом. Последний год ИТ-специалисты, как и многие, работают дома, что создает дополнительный стресс.
Исходя из этих знаний специализированный отраслевой психолог понимает, какой метод работы будет наиболее эффективным. Для ИТ сферы, например, специфика работы психолога с клиентами состоит в том, что в большинстве своем ИТ-специалисты — это люди логического склада ума. Им нужно объяснить четко и понятно причины возникновения текущего состояния, механизм выбора и действия определенной методики и видимый результат в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Когда такой клиент проанализирует и увидит ценность своей работы с психотерапевтом, он станет верным адептом идеи важности психического здоровья.
С какими запросами ИТ специалисты обращаются к программе психологической поддержки сотрудников?
В списке запросов лидируют хронический стресс, выгорание и коучинг при переходе на другую позицию. На втором месте тревожные расстройства и панические атаки. Многие приходят с запросами касательно мотивации, продуктивности и навыков коммуникации. И, конечно же, запросы на решение проблем в межличностных отношениях никто не отменял.
Стоит добавить, что в 2019 году Всемирная организация здравоохранения назвала выгорание официальным медицинским диагнозом и объяснила это, как хронический стресс на рабочем месте. К сожалению, как и в случае с COVID-19, от выгорания не существует лекарств. Поэтому своевременное обращение к психотерапевту поможет клиенту справиться со многими из вышеперечисленных проблем. И если компания позаботилась о простом доступе к психологической помощи, то шанс решить проблему возрастает многократно. Для человека из ІТ-индустрии это важно — знать, что алгоритм решения проблемы ему предоставлен, и что первый шаг легкий и понятный.
Но со стороны сотрудников есть опасение и недоверие к штатным психологам в компании. По их мнению, возникает конфликт интересов. Работа с внешним психологом основана на открытости. А в случае со штатным специалистом сотрудник не сможет довериться на 100%. Поэтому корпоративная программа психологической помощи сотрудникам, услуги в рамках которой предоставляются внешним подрядчиком, оптимальная альтернатива.
Пять советов ИТ специалистом о том, как заботиться о своем ментальном состоянии и оставаться здоровым.
1. Не игнорируйте свое психологическое состояние. Если оно отличается от нормального для вас и причиняет дискомфорт, не ждите, когда проблема решиться сама собой. Этого, скорей всего, не произойдет.
2. Узнайте у департамента работы с персоналом вашей компании, есть ли у вас программа психологической поддержки сотрудников.
3. В случае, если такая программа доступна — обязательно воспользуйтесь ею. Рекомендовано при выборе психолога обращать внимание на тех, кто специализируются на вашей проблеме. В случае, если такой программы нет, постарайтесь найти время и выделить бюджет на самостоятельное обращение за психологической помощью.
4. Если ваше состояние этого требует, попросите несколько выходных дней.
5. Обратите внимание на практики медитации, однако не забывайте, что такие практики помогают улучшить состояние в определенный момент, но не смогут решить проблему. Работайте над состоянием собственной ресурсности через систему небольших ритуалов, которые подходят именно вам. Прислушивайтесь и внимательно относитесь к своему психическому и физическому здоровью.
Найкращі коментарі пропустити