Тени незабытых айтишников. Или сколько потеряет государство, если айтишники уйдут в тень?
В Европе платить налоги почетно. В соцсетях пишут, что датчане, к примеру, платят налоги с удовольствием (сюрреализм или лукавят?), потому взамен получают одну из лучших систем социального обеспечения.
По сути, налог — это оплата государственных услуг. Каждый европеец может с легкостью выяснить, куда направляются полученные государством средства, что уходит в национальный бюджет, а что остается на местном уровне и как используется. Неплательщик налогов становится объектом порицания и осуждения, особенно если это публичная личность. В украинской реальности все иначе. Поставщик государственных услуг ненадежен, условия меняются чуть ли не каждые 5 лет, а жители равно вынуждены ему платить, потому что иного варианта нет.
Большинство местных предпринимателей воспринимают налоги как легальный способ откупиться от претензий государства. Мол, мы платим, играем по установленным вами правилам, а вы нас не трогаете. Такая себе цена удобства и спокойствия.
При этом в образование компании Харьковского IT Кластера выделяют отдельные бюджеты: оборудуют университетские аудитории, организовывают стажировки для студентов, а сотрудникам оплачивают внешние курсы. Для примера можно привести выдержку исследования Кластера Kharkiv IT Research 2019.
Компании готовы платить за спокойствие, пока цена вопроса адекватна, а государство нечасто нарушает обещания. Какой-либо поддержки от государства индустрия уже не ожидает и развивается, благодаря невмешательству
И тут, внезапно, навис законопроект № 4303 о «Дія City». Как сказала Head of Legal Committee Харьковского IT Кластера Оксана Кобзар, IT индустрию хотят «принудительно подвергнуть государственной помощи».
О рисках и угрозах этого законопроекта говорят сейчас много. Если вкратце, это чрезмерные полномочия и попытки контроля индустрии от Минцифры, фактическая отмена системы ФОПов с соответствующим увеличением налоговой нагрузки на бизнес, а также совершенно непрозрачные условия резидентства в «Дія City».
Увы, не понимают одного:
Когда цена игры по-белому адекватна, бизнес согласен ее платить. Как только государство затевает непрозрачную игру, а попытки честного сотрудничества угрожают самому существованию бизнеса, становится острым вопрос: уйти в тень или закрыться.
Вполне логично, что IT индустрия выберет первый вариант.
Тем компаниям, которые завязаны на hardware, можно только посочувствовать, хотя, думаю, они тоже найдут способ обойти ограничения. Однако большинство IT компаний разрабатывают исключительно софт, и их можно назвать виртуальными. Команды никак не связаны с реальными ресурсами, а для работы нужны стол, стул, компьютер. Сменить локацию они могут за 1 час. Никакой рейдер не сможет захватить классическую IT компанию: у нее нельзя отнять землю, урожай, производственные мощности, технологическую линию.
Что будет, если законопроект примут в текущем виде, без учета пожеланий самых крупных IT-ассоциаций? Это самый негативный сценарий.
Предположим, есть организация N с главным офисом в Эстонии, центром разработки в Украине и заказчиками по всему миру. Над проектами в общей сложности трудятся 1000 разработчиков, имеющих статус ФОПов.
По данным того же Kharkiv IT Research 2019, IT индустрия принесла государству 6,4 млрд гривен налогов. Из них прямых налогов — 2 млрд. Если считать в среднем, то каждый из 31000 айтишников, работающих в Харькове, приносит в бюджет по 65 тыс.грн в год.
.
И тут внезапно: ФОПы нелегальны, Минцифры принуждает IT компании вступать в Дія. Что делает бизнес? Погружается под воду.
Большинство разработчиков в ковидный период уже привыкло работать удаленно, лишь немногим хочется развиртуализироваться на реальном митинге с проектным менеджером. Для этого офис превращается в коворкинг, где сидят с виду совершенно незнакомые друг другу люди со своими ноутбуками. Юристы предварительно научат их общаться с незваными гостями. Заметили у кого-то свитшот с символикой компании? Значит, они просто свидетели нового культа, отдают служение «богу работающего кода», за что получают воздаяние на крипто-кошелек. Расчет производится в выбранной stable crypto coin, полученной от заказчика. Транзакции никак не отследить, а для вывода средств у разработчика на примете есть сотни сервисов. Итог: зарубежные заказы по-прежнему выполняются, государство не получает ничего.
Продуктовые компании тоже не сильно пострадают, потому что их главные офисы находятся не в Украине, а способ ведения финансовых расчетов с клиентами за программные продукты они тоже найдут. Основные проблемы возникнут на внутреннем рынке, особенно если заказчиком IT услуг выступит государственное предприятие: мало кто из потенциальных подрядчиков согласится выходить из тени, чтобы официально принять оплату за услуги. Так что столкнутся с тем, ту же кривую Дию дорабатывать будет некому. Останутся с неработающими сайтами, порталами и системами.
21 век для любого действия быстро находит противодействие. Пока мир идет к либерализации, расширению свобод и устранению препятствий для развития, украинское правительство пытается закрутить гайки. Только разница в том, что поколение 90х уже успело повидать мир, умеет мыслить критически, широко и глобально. Каждое ограничение вызывает вопрос: а не противоречит ли оно конституционным правам и свободам человека. Если противоречит, это поколение обязательно найдет способ его обойти.
Найкращі коментарі пропустити