Швеция? Моя история))
Все в курсе про мое неоднозначное отношение к Скандинавским странам и к Швеции в том числе. Сегодня расскажу как я посмотрел другими глазами на Швецию после последнего визита в эту страну.
Все началось в первых числах апреля — мне нужно было отгулять 15 дней отпуска с прошлого года, иначе они бы сгорели. Итак, есть 15 свободных дней, в мире «бушует» коронавирус, такие страны как Италия так или иначе закрыты: требуют карантина или имеют драконовские ограничения. И тут в очередном общении с кумом он бросил фразу — так приезжайте к нам в Стокгольм на недельку)) У нас нет карантинов и ограничения очень лайтовые, все спокойно и погода обещает быть хорошей. Сказано — сделано))) Билеты куплены с 8 по 17 апреля, но, в связи с текущей пандемией необходимо было решить некоторые дополнительные вопросы. До Стокгольма мы летели с пересадкой в Брюсселе, обратно уже был прямой рейс. Швеции достаточно было для въезда обычный быстрый антиген-тест или ПЦР, а вот Бельгия требовала исключительно ПЦР и кучу анкет с указанием всей информации вплоть до забронированных номеров мест в самолетах))
Поэтому было принято решение сделать ПЦР тест 6 апреля, дабы в положительном случае было время на отмену или перенос билетов. В Баварии коронатесты (ПЦР или антиген, включая сертификат для путешествий) для резидентов бесплатные, чем мы с удовольствием воспользовались :) ПЦР мы сдали вечером 6 числа, а к обеду 7 апреля результаты пришли на email.
Собрав все вещи и увесистые пачки документов, мы отправились в аэропорт Мюнхена, где нас ждал перелет в Брюссель. Аэропорт слегка удивил отсутствием привычной активности — я бы оценил где то в 30% от того, какой активность была раньше.
По прилету в Брюссель меня удивило полное отсутствие какого либо контроля со стороны властей — мы просто вышли в терминал и пошли пить кофе. Никому все наши заполненные анкеты и тест оказались не нужны. Аэропорт был практически пуст, за исключением пары работающих кафе и небольших групп людей, ожидающих посадку.
Аэропорт Брюсселя — достаточно мощный хаб, принимающий большое количество рейсов из Африки. Поэтому мы были не удивлены количеством колоритных африканцев, ожидающих своих рейсов. У них были свои правила — пустой стакан из-под кофе в руке и маска на подбородке))) Неподалеку от одной такой группы мы и расположились пить кофе, созерцая красочные, яркие и непривычные глазу одежды. Жена сказала — скорее всего этот рейс будет в Африку, тем более что на общем табло светились рейсы в Эфиопию, Эритрею и несколько других жарких стран. Наш же рейс в Стокгольм пока не был объявлен и гейт неизвестен. Допив кофе, мы увидели включившееся табло на гейте и поняли, что сидим правильно — вся эта пестрая публика летела в небольшой аэропорт Стокгольм-Бромма (по типу Жулян).
Когда самолет вынырнул из облаков, мы наконец-то увидели благодатную шведскую землю:
Сам аэропорт оказался маленький, скучный и с очень неприветливым персоналом. Отстояв очередь на контроль наших документов, нас «приветствовал» угрюмый шведский полицейский, который не захотел разговаривать на английском)) Благо слова «negativ test» понятные во многих языках. Рассмотрев в ювелирную лупу наши украинские паспорта и не обратив особого внимания на тесты, сей персонаж натурально вышвырнул айдикарты и паспорта через окошко, махнув рукой — проходите)) На такой позитивной ноте и началось наше пребывания в Швеции.
Погода оказалась неплохая, нас встретил мой кум и мы понеслись по местным автобанам в пригород Стокгольма Täby. Сразу же меня удивила шведская манера езды и ограничения на дорогах, к чему я так и не привык до самого отъезда. Все дело в том, что шведы ездят очень мягко, медленно и предсказуемо. Здесь нет безлимитных автобанов, играющих в шашки балкано-турецких гонщиков на заряженных BMW (хотя интересных и дорогих машин хватает), ограничения довольно жесткие — в городах очень много зон 30, на пригородных дорогах
Сам Täby считается довольно престижным пригородом, с минимумом криминала, хорошей инфраструктурой и транспортной развязкой. До центра Стокгольма ехать около 40 минут на электричке с пересадкой на метро. Лично мне Täby понравился — приятный тихий пригород, где живут представители среднего класса и выше. Он застроен вперемешку высотными домами и малоэтажной застройкой. В общем средний класс живет где-то в таких домах.
Цена трехкомнатных квартир в таких домах варьируется в пределах
Люди, которые зарабатывают побольше среднего, живут в частных домах (здесь их называют виллами) или таунхаусах:
Цены на такое жилье начинаются от 800 тыс евро и выше.
Действительно же хорошо зарабатывающие люди предпочитают виллы недалеко от воды:
О ценах на такие домики лучше не знать (2 млн евро и выше) :D
Кстати в квартире кума была стиральная машинка)))
Больше всего меня удивили автопарковки в многоквартирных домах — в основном их не строят под землей или в отдельных паркингах, а просто часть придомовой территории выделяют под парковку. Как я понял, только в новостроях стали делать подземные паркинги. Выглядит это не очень, мягко говоря:
Если продолжать автомобильную тему, то автоинфраструктура здесь намного лучше других нордиков. У людей много машин и ими активно пользуются. Огорчают лишь очень зарегулированные парковки, плата за въезд в центр и цены на подземные паркинги и бензин (1.5 евро/литр). А про велоинфраструктуру я бы такого уже не сказал. Хотя велодорожки есть, но людей, использующих велики было очень немного. Даже у нас их намного больше, что было для меня очень удивительно.
В субботу было решено ехать в Стокгольм — погода была прекрасная — солнце и довольно тепло. Обычно я беру машину в турпоездках, но на удивление здесь это оказалось проблемой — классического каршеринга очень мало, и большинство работает только в случае шведского резидентства. Я попытался использовать SnappCar, но по неясной причине мой аккаунт был после приезда заблокирован. В итоге только через несколько дней я смог зарегистрироваться в единственном каршеринге, доступном для иностранцев — KintoShare. Почему я не взял машину в аренду зараннее? Потому что понадеялся на SnappCar. А на месте уже ни один провайдер не предложил аренду без дополнительного временного списания большого количества евро на карте. Я уже научен жизнью не доверять таким списаниям, даже когда есть дополнительная страховка.
В итоге все мои поехали с кумом на авто, а я решил затестить ОТ, который все так расхваливают. Мой путь пролегал от станции Taby Centrum до Stockholms Östra — в парке неподалеку меня должна была ждать моя семья. Скачав приложение SL, я получил рекомендованный маршрут — на электричке (здесь она называется Пендельтог) 28. Придя на платформу, я увидел что она ходит раз в полчаса))) Стоит заметить, что с другой станции неподалеку (1.5км) электричка тоже ходит раз в полчаса, но они перекрывают друг друга. Правда об этом нужно знать заранее — местные в курсе, а я вот не был.
Сам местный S-Bahn довольно уныл — едет медленно и с частыми остановками. Местные говорят, что есть скоростная версия с приставкой S, которая идет намного быстрее — но мне она не попалась. В субботу утром вагоны были полупустые. Выглядит Pendeltåg как-то так:
Я более чем уверен, что есть более новые версии, но решил на этом закончить знакомство с местным ОТ.
Сам Стокгольм очень порадовал погодой. Было относительно тепло, ясно и солнечно. Вот несколько фотографий:
Касательно самой больной темы — коронавируса. Как всем известно, шведские власти проводят особую политику по этому вопросу. Маски мы ни разу не одевали, везде идет обычная жизнь с небольшими ограничениями — например, в кафе не больше 4 человек за столиком. Центр города бурлит, в магазинах и кафе народу много:
Шведы стараются придерживаться элементарных правил безопасности, но такого массового закрытия всего и всех, как в других странах, здесь нет. Магазины, кафе, торговые центры работают, подавляющее большинство людей там без масок — в основном их носят уже старые люди.
В понедельник нас уже ждал в местном пабе гостеприимный Сергей Борисенко, с которым мы прекрасно пообщались на большинство волнующих ДОУ тем про жизнь в Швеции))))
Хочу сказать про шведское пиво — оно довольно хорошее, мягкое с умеренным вкусом — в массе светлое очень напомнило мне мюнхенский Spaten. Я даже привез немного с собой для дождливых немецких вечеров))
Остальные дни мы катались по окрестностям, исследуя соседние города и вникая в местную расслабленную жизнь:
Уже в пятницу, за день до вылета, мы сдали быстрый антиген тест на корону для въезда в Германию. Здесь это уже не бесплатно и он нам обошелся в 70 евро с человека. Хорошо, что Германия принимает антиген тесты — ПЦР стоил бы 140 евро с человека
Обратный перелет уже был прямой и мы быстро долетели до Мюнхена, где я уже был рад надавить на газ по дороге из аэропорта домой :) Сегодня мы сдали тест и вышли из карантина.
Итак, пришла пора обсудить так волнующие ДОУ вопросы касательно зарплат в ИТ, стоимости жилья, уровня цен и жизни местных шведов ))
Начнем наверное с самого основного вопроса — зарплаты, информация подтверждена инсайдерами :)
Средняя зарплата в Стокгольме составляет около 4000 евро в месяц до налогов. Налоги откусывают около 30%, на руки средний житель имеет 2800 евро. В большинстве шведских семей работают оба партнера, что дает в сумме 5600 евро дохода на семью.
В ИТ ситуация все-таки отличается. Синиоры стартуют с 5000 евро в месяц и заканчивают на 6500 евро брутто:
По инсайдерскому опыту зарплаты в 4000 евро на руки чистыми вполне хватает на нормальную жизнь семьи с детьми.
Как же заработать больше? Ответ простой — контракторы. Есть две формы контракторства — аналог украинского ФЛП, которые работают через прокладку-агрегатора или аналог ТОВ (АВ в шведских реалиях) — котоыре уже напрямую работают с компаниями. Контракторские рейты значительно повыше — от 80 до 120 евро в час, но также выше риски и необходимость самому вести всю бухгалтерию. Налоги в среднем составляют 50%, но в случае ТОВ (АВ) многое можно списывать или держать на основном счету компании, инвестируя или покупая на компанию необходимые товары — технику, авто, топливо и т.п.
У меня сложилось впечатление, что именно в случае ТОВ (АВ) уже начинаешь себя хорошо чувствовать. Другое дело, что сразу по приезду организовать АВ не получится, нужен паспорт или ПМЖ.
Следующее — недвижимость. Она здесь дешевле мюнхенской, но все равно достаточно дорога — хорошая квартира рядом со Стокгольмом начинается от 400 тыс евро, при этом ипотеку без первого взноса взять нереально — минимум 15% необходимо (но 10% можно взять в дополнительный частный кредит), да и верхний предел ипотеки сильно ограничен. Если в семье работает один человек, об ипотеке сразу на 3-4-комнатное жилье прямо возле Стокгольма можно и не думать — банк не даст нужную сумму. Придется смотреть на жилье в дальних пригородах в часе или больше езды от города или же купить небольшую 1.5-2-комнатную квартиру и со временем ее продать, добавить еще денег и выйти на
Вот пример: семья 3 человека, работает один на зарплату в 6000 евро брутто (что довольно топовая зарплата для Стокгольма). Если у семьи есть 30000 евро накоплений, они смогут позволить себе 170 тыс евро ипотеку. Чем больше накоплений, тем больше общая сумма ипотеки.
Вот здесь можно самому поиграться с параметрами: seb.se/...e/hur-mycket-far-jag-lana
Аренда же
Цены. С ценами все уже не так однозначно. В сравнении с Германией цены на
- куриные грудки филе, кг. Швеция — 8.90 евро, Германия 4.80 евро
- Обычные бананы, кг. Швеция 1.79 евро, Германия 0.69 евро
- Пиво. Самое дешевое местное за 0.5: Швеция 1.09 евро, Германия 0.28 евро
Как же шведы поддерживают такой высокий уровень жизни при таких высоких ценах и средних зарплатах?
Как я понял, здесь существует комбинация из нескольких факторов.
Во первых, шведская модель семьи поощряет, чтобы работали оба партнера. В таком случае обеспечивается довольно высокий уровень дохода безотносительно профессий. В случае когда оба партнера хорошо зарабатывают — например оба в ИТ, уровень дохода сразу становится очень высоким и жизнь будет очень комфортная.
Во вторых, у шведов практически нет непредвиденных и дополнительных расходов. Как например поддержка родителей, непредвиденное лечение, пенсия и т.п. Все доходы и расходы распланированы надолго и им не нужно беспокоиться о разных мелочах. Крупные расходы как-то ремонт или автомобиль, решаются доступными кредитами.
В третьих, все красивые домики были куплены предыдущим поколением шведов лет 10 назад, когда условия ипотек были намного проще — первый взнос в 5%, рассрочку давали на 100+ лет.
В четвертых, местная крона в 2014 сильно обвалилась, что и спровоцировало рост цен на многие товары.
Как же изменилось мое мнение по поводу Швеции?
В самой Швеции я был достаточно давно, еще до того, как переехал в Германию. Потом же меня всегда закидывало в Данию и Норвегию. После 4 лет жизни в Германии по другому воспринимаешь и оцениваешь страны. В этот приезд я понял, что Швеция во многом похожа на Германию, и в то же время очень отличается от других скандинавских стран. Здесь можно вполне комфортно и расслабленно жить, ведь все основные расходы (медицина, пенсия, дети) практически закрыты, работа идет без овертаймов и напрягов, население все расслабленное. Да, здесь выходит меньше финансовых возможностей, чем в Германии, но общая атмосфера более расслабленная и спокойная.
Переехал бы ли я в Швецию?
На данном этапе нет, но кто знает, что будет в будущем :) Если вернуться в 2016 и я бы выбрал Стокгольм вместо Мюнхена, скорее всего жил бы спокойно, привыкнув к местным особенностям. В любом случае по сравнению с Киевом жизнь в Стокгольме намного проще, спокойнее и здоровее.
Стоит ли вам переезжать?
Я не могу дать ответ на этот вопрос, но рекомендую хотя бы задуматься)))
Найкращі коментарі пропустити