Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Что могут предложить доступные в Украине технологии интернета вещей (IoT) бизнесу

Підписуйтеся на Telegram-канал «DOU #tech», щоб не пропустити нові технічні статті

Привет, меня зовут Святослав и я sales manager в SI BIS (крупный системный интегратор), но сегодня не про продажи. В своей статье я описал, что сегодня могут предложить доступные в Украине технологии интернета вещей (IoT) современному бизнесу или умному городу. Тут не будет умного дома, мы будем мыслить глобальнее.

Эта статья будет интересна всем, кто вдохновлён идеей автоматизации окружающих нас вещей и хочет знать, что уже доступно в Украине и сколько это может стоить.

Далее мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что сейчас умеют датчики, доступные в Украине?
  • Что выбрать услуги провайдера или построить сеть самостоятельно?
  • Где собирать и анализировать поступаемые от датчиков данные?

Поехали.

Современные технологии IoT (интернета вещей) все глубже проникают в бизнес и обычную жизнь человека. Мы хотим следить за нашими активами, фиксировать происходящее с помощью датчиков и анализировать полученные результаты с помощью математических моделей.

Сегодня мы рассмотрим, как можно создать корректный массив данных с помощью удаленных датчиков и технологий LP WAN.

Давайте для начала посмотрим, что уже сейчас могут датчики:

  • Измерение температуры, вибрации, протечки, мутности воды, термопара, тока, уровень заполнения резервуара, вес (если подключить к весам будут передавать показания), угол наклона ( акселерометр).
  • Передавать показания счетчика.
  • Наличие/отсутствия элемента (подходит для сферы безопасности или для постройки умной парковки).
  • Контроль доступа в удаленных участках где нет электричества.
  • Влажность и температура почвы, мульчирующих слоев почвы и окружающей среды.
  • Тревожная кнопка или дистанционное включение/выключение (для умного освещения дороги или любого дистанционного переключения).
  • Температура тела или проявления респираторных болезней (браслет, имеющий внутри датчик LoRaWAN).
  • Местоположение (GPS или методом триангуляции, то есть обнаружения между тремя работающими вышками как в фильмах про полицию).
  • Отслеживание контактов между людьми.

Среди основных производителей датчиков представленных в Украине можно выделить Netvox, Tektelic, Kona.

Среди производителей шлюзов наиболее защищенным является шлюз от Cisco. Все чаще принцип «Доверяй, но проверяй» используется бизнесом для понимания происходящей ситуации с его активами. Наличие датчиков позволит сформировать массив эмпирических данных и в конце статьи вы сможете посмотреть пару примеров применения данной технологии.

Первым этапом, чтобы действительно убедиться в необходимости LPWAN-сети для вашей сферы деятельности, необходимо задать себе два начальных вопроса:

  1. Насколько далеко друг от друга будут находится датчики?
    Если все будет находится в пределах одного здания 100 кв.м. то вполне можно обойтись сетями более короткого действия (например, всеми любимый wi-fi, bluetooth, Zigbee).
  2. Есть ли возможность подвести электропитание к датчикам?
    Если такая возможность отсутствует, уменьшение энергопотребления датчика является приоритетным.

Разница между 3G симкой и подключением по LPWAN-сети

Энергопотребление датчиков, оснащенных сим картами с 3G будет слишком большим и датчик необходимо будет заряжать не реже, чем 1 раз в месяц. При этом, сопоставимая стоимость на услуги провайдеров 3G интернета в датчики составит от 25 грн в месяц (провайдер № 1) и от 82 грн (провайдер № 2) ежемесячно. В то время как стоимость использования сети SigFox (LPWAN-провайдера) будет стоить от 7 до 50 грн в месяц (при международной активности датчика).

Самостоятельно можно построить только сеть формата LoRaWAN, так как это единственный формат вещания в нелицензируемых диапазонах. Одна зона покрытия будет состоять из LoRaWAN — шлюза и маршрутизатора, добавляем к этому SaaS решение по проведению аналитики, платное или Opensource и вы меньше чем за 3 тысячи долларов расходов на оборудования можете стать провайдером LoRaWAN подключения или использовать новую сеть только для себя и целей своей компании.

Использования соединение LPWAN — Low-power Wide-area Network, позволит датчику может от года до 10+ лет на одном заряде аккумулятора, что значительно уменьшает расходы в долгосрочном периоде.

Энергоэффективные сети дальнего действия дают возможность обеспечить условия, в которых каждый датчик будет тратить минимальное количество энергии с максимальным покрытием. В таком «интернете» нет людей, ищущих фотографии котиков, здесь работают датчики по предварительно настроенной периодичности, передающие свои показания и «засыпающие» до следующего контакта со шлюзом. Одна станция LPWAN может поддерживать до 10 000 SIGFOX или до 50 000 NB-IoT обращений одномоментно, что обеспечивает высокую надежность при небольшой скорости передачи.

Детальнее про форматы LPWAN-сетей, представленных в Украине

Небольшое резюме и кто сейчас является провайдером:

LoRaWAN (самостоятельно, Lifecell, IoT Ukraine) — возможность создать свою собственную защищенную сеть с большим покрытием и хорошей скоростью, невысокая стоимость оборудования, открытый диапозон, так же можно воспользоваться услугами текущих провайдеров и использовать их сервис. Повышенный уровень безопасности передачи данных. Высокая энергоэффективность, поддерживается и развивается сильными игроками сетевого направления.

SIGFOX (Utilix.One) — большое международное покрытие, низкая стоимость обслуживания (очень удобно для международной наземной логистики). Суть данного формата в том, что это публичная сеть и отдельно закрытую сеть построить не представляется возможным Вы можете только использовать эту сеть на условиях, предоставляемых провайдером. Полноценный международный LPWAN провайдеров для датчиков, которые передают небольшие объемы данных (до 12 байт).

NB-IoT (Lifecell, Vodafone, Kyivstar) — большая скорость передачи данных (для данного формата), улучшенный механизм общения в формате машина с машиной (M2M) и более высокая стоимость датчиков, высокая гарантированность доставки пакета. Использование для работы лицензионных диапазонов поможет избежать помех. Сеть способна удовлетворить потребности датчиков, отправляющих большие массивы данных, но с точки зрения энергоэффективности нуждается в доработке.

Бизнес перестает доверять просто слову и все больше оценивает свою деятельность с помощью собираемых машинами и датчиками данных. Основная суть анализа данных базируется по принципу: чем качественнее входящая информация, тем лучше исходный результат. IoT помогает получить максимально точное фиксирование критически важных фактов для ведения бизнеса. Следующим и самым главным элементом является анализ полученной с датчиков информации.

Анализ и сохранение полученной из датчиков информации

Каждое решение уникально и я попробую описать наиболее распространенный вариант. Вне зависимости от того, это ваш собственный LoRaWAN или Вы пользуетесь услугами провайдеров NB-IOT и SIGFOX, вам понадобится программное обеспечение и вычислительная мощность плюс место, где все полученные данные будут храниться и систематизироваться. От того, в каких целях мы хотим использовать полученную от датчиков информацию и какие площадки наиболее удобны для нас, зависит выбор платформы. Каждый крупный вендор имеет необходимые для обработки данных сервисы. Ниже примерный список.

  • AWS IoT Core/AWS IoT Device Management/AWS IoT Analytics/AWS IoT Device Defender
  • Google Cloud IoT
  • Microsoft Azure IoT Suite
  • SAP cloud platform for Internet of things
  • Salesforce IoT
  • Oracle Internet of Things
  • Cisco IoT Cloud Connect
  • Bosch IoT Suite
  • IBM Watson Internet of Things

Пример графического интерфейса в Cisco IoT Cloud Connect.

Также данные сервисы можно развернуть on-premise или в частном облаке.

Алгоритм действий при планировании сети LPWAN

  1. Определяем ключевые для бизнеса показатели, которые нам нужно замерять и периодичность с которой это делать.
  2. Находим соответствующий датчик, который может это сделать.
  3. Выбираем формат поддерживаемой сети.
  4. Отвечаем на вопрос: приоритетно ли для нас создание собственной автономной сети, если да — LoRaWAN, если нет — смотрим все варианты.
  5. Подключаем/создаем свою сеть.
  6. В зависимости от целей, ради которые планирует достичь компания, подбираем место, куда будут идти для дальнейшего анализа данные полученные из облака.
  7. Оптимизируем работу датчиков, периодичность отклика и по возможности качество получаемых замеров с датчиков.

Несколько примеров, как можно использовать IoT для улучшения качества жизни

  • Оснащение фонарных столбов датчиками движения может построить адаптивную систему освещения в городе.
  • Складские помещения и большие порты строят навигацию до конкретного контейнера, что значительно экономит время на поиск. Также в логистической сфере с помощью SigFox можно отслеживать перемещения своих грузов и проверять работу подрядчиков или собственной логистической компании, а еще представитель Sigfox заявил о потенциально строительстве шлюзов на морских путях, что поможет отслеживать, где сейчас находится конкретный контейнер.
  • Умные светофоры могут разгрузить движение путем предоставления зеленого цвета светофора пропорционально текущей нагрузки направления.
  • В агрокомплексе можно измерять текущее состояние почвы, что поможет полностью понимать происходящую в данный момент «в поле» ситуацию и предпринимать активные действия, не дожидаясь проявлений негативных последствий. Также с течением времени можно сформировать таблицу с параметрами полученными с датчиков и урожаем, что поможет найти корреляционные модели и предсказывать объем будущего урожая на базе прошлых данных.
  • Замер показаний большого количества счетчиков в нефтегазовой сфере или использование сети для передачи показаний домашних счетчиков городским властям, которые смогут предоставлять точные счета и использовать оперативные данные с счетчиков для выявления протечки на пути к потребителю. Например, если в район поступило намного больше воды за последний час, чем счетчики потребителей смогли увидеть, это будет явным сигналом аварии.
👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
сим картами с 3G будет слишком большим и датчик необходимо будет заряжать не реже, чем 1 раз в месяц.

Но SIM800L стоит 2$, что с лихвой перекрывает недостатки в виде повышенного энергопотребления и 1$ в месяц за услуги связи. Тем более можно выставить 2-5вт солнечную панель за несколько баксов и забыть о энергопотреблении вообще, если это таки объект в глуши без электричества.

Очень интересное наблюдение, Дмитрий.

А сможет SIM800L автономно работать без Arduino, Raspberry Pi или аналогов? плюс нужен сам датчик, который будет фиксировать изменение.

Минимальная стоимость датчика с LoRa на борту 60 долларов.

Сбор датчика на симке, как я думаю, будет стоить:
170 грн (sim800l)+ Rastberry Pi (1500)+ датчик 500 + солнечная батарейка (100 грн, я правда не знаю сколько она точно может стоить) + зп человеку, который соберёт все это воедино.
Прошу поправить меня если где-то неправильно просчитано или предоставить свой просчет. Я так понимаю этот вариант на ваш взгляд дешевле, правильно?

А сможет SIM800L автономно

Ну так это ведь SoC с загруженной прошивкой сервера AT команд, как ESP01, но для GSM, так что если есть желание можно переписать на свою, хотя это вообще экономически нецелесообразно по стоимости разработки, т.к. простой народный 8 битный STM мк, который можно подцепить по UART и по быстрому наляпать аппликуху, гоняя AT команды, стоит 0.15$. +Модем с голосовыми функциями и тональным набором.

Сбор датчика на симке, как я думаю, будет стоить:

Цены нужно смотреть по Китаю, хотя бы розничные на обычном Али. У наших любой гвоздь по цене золотого, особенно если он узкоспециализированный. Последний SIM800L был мной куплен за 1.83$, включая доставку :)

Rastberry Pi (1500)

:) эм... 4 ядерный заряженный ARM, чтобы считать ADC, i2C, 1-Wire или бинарные входы и выплюнуть результат в UART?
Для тежеляка есть Orange Pi 2G-IOT за 20$ ( пару лет назад стоил 10$, но шара кончилась) с GSM/GPRS, WIFI, BT и интерфейсом батареи. На нем можно решить практически любую тяжелую задачу с городским IoT малой кровью.

датчик 500

Датчик чего? Датчик можно выкинуть за скобки.

зп человеку, который соберёт все это воедино

Человек без навыков купит готовое, а если тут речь о каком то стартапе/бизнесе, которому надо много устройств, но максимально дешево для себя или перепродажи, то это уже другие приоритеты. Там не более 15$/шт чисто по материалах на мелкой опытной партии, чтобы запилить какой то GSM датчик температуры + атмосферного давления с 18650 акк и солнечной батареей, благодаря китайским сервисам печати плат и домашней пайки. Но это колхозные цены, для того, чтобы можно сделать на коленке, а не оптовые производственные на потоке.

я правда не знаю сколько она точно может стоить)

www.aliexpress.com/...​tem/1005002753689144.html

Очень, ёмкий ответ Дмитрий, спасибо. Теперь я понимаю почему при обращении к мобильным операторам они первоочередно предлагают сделать все на симках. И все же какой элемент описанной вами архитектуры будет измерять температуру или определять геолокация? (Именно эту часть я называл датчик)

измерять температуру

Как бы без разницы, это ведь самое банальное- терморезистор+ADC, 1-wire DS18B20, любой копеечный массовый составной датчик в который входит термистор- DHT11 (влажность+температура), BMP280 (датчик атм. давления+температура 0.76$ с доставкой :)). Потому датчик и выносился за скобки- даже для датчика температуры это разные среды измерения, разные диапазоны и уровень точности, т.е разная цена, так что не суть что туда прицепят.

или определять геолокация

Ну любой GPS модуль типа NEO6M бакса за 3-4. Их там ведро разных модификаций. Не знаю к чему там геолокация, по сути это ведь велосипед обычного готового GPS трекера, некоторые коммерческие модели из которых уже имеют входы для датчиков типа расхода топлива, открытия чего либо и т.д.

Спасибо, Дмитрий, действительно если захотеть и иметь знания как у Вас что что то подобное можно собрать дома. Для меня было очень полезно. Хорошего Вам дня и эффективной недели.

и иметь знания

Ну, чтобы наваять что то такое примитивное как GSM термометр на модулях, там дипломов за 8 лет инженерии цифровых систем не надо, это начальный уровень хобби для ардуинщиков :)
P.S кстати, грубую геолокацию через GSM триангуляцию, умеет и сам SIM800, без GPS.

Хорошего Вам дня и эффективной недели.

Спасибо, взаимно :)

но сегодня не про продажи.

Спасибо, улыбнуло.

Больше по сути статьи говорить не о чем.

Рад что Вам понравилось, Валентин.

но сегодня не про продажи

...сказал Sales Manager

Умные светофоры могут разгрузить движение путем предоставления зеленого цвета светофора пропорционально текущей нагрузки направления.

Дешевле ночью всё переключать в «жёлтый мигающий», а днём проблемы индейцев...

Кстати, в штатах видел что перед перекрёстком «закапывают» под асфальт ряд шлангов поперёк дороги. По всей видимости датчики давления и/или веса, которые «считают» проезжающие авто и корректируют работу светофора. Работает хорошо, но в паре с отдельным сигналом для поворота налево, чего у нас кажется не будет лет 100 ещё.

«закапывают» под асфальт ряд шлангов поперёк дороги. По всей видимости датчики давления и/или веса

AFAIH в основном электромагнитные, реагируют на железо корпуса.

Работает хорошо, но в паре с отдельным сигналом для поворота налево, чего у нас кажется не будет лет 100 ещё.

От места зависит.

Спасибо что поделились названием формата датчиков, Валентин.

Эээ
если вы про акроним «as far as I heard», то он ни разу не формат датчиков :)
Формат я не помню уже. Но он ни капельки не IoT был, в том смысле, что от него идут банальные провода к блоку управления.

Вообще в эффективную передачу чем-то стиля LoRa в условиях нагруженного перекрёстка я не верю.
Счётчик, снимаемый раз в час — куда ни шло.
Но на перекрёстке обычно и не нужно — провода есть где дёшево проложить, это вам не раскиданное по хуторам село.

Смешно получилось с акронимом, но если бы я не написал — то не узнал бы что Вы имели в веду☺️Можно использовать Лора датчики от постоянных источников питания, в таком случае интенсивность передачи можно настроить соответствующую, насколько мне известно можно поставить отправку файла раз в две секунды. Ещё раз спасибо за вовлечённость, Валентин☺️ хорошего Вам дня и эффективной недели.

Можно использовать Лора датчики от постоянных источников питания

На порядок дороже специализированных средств для такой ситуации :))

Ещё раз спасибо за вовлечённость, Валентин☺️ хорошего Вам дня и эффективной недели.

:))

То есть вполне можно пользоваться, но надо ждать пока подешевеет. Рост популярности этому очень даже способствует. Схемотехника там совсем не дорогая, основной компонент — жадность.

Так разве нам привыкать получать профит, будучи «вторичным потребителем», дождавшись пока за всё заплатят энтузиасты? Вот с солнечной энергией Украина должна была так же поступить, а не кормить Ахметова ценником 6грн за кВт-ч.

Возможно, я всё же это не изучал до такой степени. Ну и да, ЭМ пожалуй будет проще и логичнее.
На счёт левых поворотов, в Одессе точно нет, в Киеве не встречал, но езжу там только как пассажир и то не часто. Но если что, я про полный цикл, когда сначала «два левых» чтобы потоки разъехались и не блокировали тех, кому прямо. Потом «основной зелёный», что не отменяет поворота налево, но уже пропуская встречный поток. Ну и направо можно всегда (ну или в 99%).

На счёт левых поворотов, в Одессе точно нет, в Киеве не встречал

Бровары, Киевская между Гагарина и Короленка (на гуглокартах старая съёмка, не видно). Две полосы превращаются в три с отделённой левой на несколько машин.

Почти по всей львовской кольцевой короткие дополнительные полосы для левого поворота перед перекрёстками.

Киев — только начинают строить, вот например Набережно-Крещатицкая — Хоревая, Валы; Братиславская — Лесной.

Но вообще их, да, крайне мало.

Но если что, я про полный цикл, когда сначала «два левых» чтобы потоки разъехались и не блокировали тех, кому прямо.

Это полезный вариант, на первый взгляд, но IMHO он чреват сильно боком.
Если сначала народ начинает бодро ехать налево на зелёный, а потом появляется новый прямой поток поперёк поворачивающим... вначале будет много ДТП.
Как вариант — ставить светофор чтобы вначале был с основной зелёной стрелкой налево, а потом только с дополнительной. Ну и какой-то знак для усиления внимания. И всё равно будут долго привыкать.

Ну и направо можно всегда (ну или в 99%).

Тут сейчас если можно — вешают «картонные» стрелки про это.

Я тоже «тут», так что про стрелки знаю. А вот левый поворот в наши текущие правила не очень вписывается. В штатах, если не включена секция, а просто зелёный сигнал светофора, то в направлении стрелки ехать можно, просто без преимущества. А у нас, если есть секция, но она не включена, то в её направлении ехать нельзя.
Кстати, у нас эту проблему «решили» по-своему: одному из встречных потоков переключение с зелёного на красный или наоборот сделали раньше. И ты такой сидишь и угадываешь стоит ли ехать налево, потому не понятно на встречке ещё красный, или просто водители «тормозят» ехать на свой зелёный. IMHO это как раз гораздо хуже.

А у нас, если есть секция, но она не включена, то в её направлении ехать нельзя.

По-моему, это уже неактуально. Текущая версия с pdd.ua:

=== cut ===
8.7.3. Сигналы светофора имеют такие значения:
а) зеленый разрешает движение;
б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанном направлении (направлениях). Такое же значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.

Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;
=== end cut ===

То есть, если загорелся зелёный сплошной (не стрелки) — то разрешение есть на все направления (но проверять остальные правила). Если добавилась явная стрелка — то движение в её направлении с преимуществом.

Вариант, как вы описываете, может быть реализован так:
два раздельных светофора.
Светофор 1: красный и жёлтый контурные сплошные, основной зелёный стрелка налево, и дополнительная стрелка налево.
Светофор 2: красный и жёлтый контурные прямо-направо, зелёный стрелка прямо-направо.

До включения зелёных: 1 и 2 оба на красном.
Первое включение налево: 1 получает основную стрелку налево.
Включение основного потока: 1 переходит на красный с доп. секцией налево; 2 включает зелёный прямо и направо.

Немного кривовато и громоздко, да. Но работает.

PS: да, я вижу, что

=== cut ===
з) выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).
=== end cut ===

но в этой схеме, кажется, эта проблема обходится, и вообще пункт противоречивый (явно недочистили).

Вы не дочитали 8.7.3 до конца:

з) вимкнений сигнал додаткової секції забороняє рух у напрямку, вказаному її стрілкою (стрілками).

Просто я уже платил штраф по этой статье.

Вы не дочитали 8.7.3 до конца:

1. Я явно написал, что учитываю его. Смотрите внимательно.
2. Я говорю про возможность реализации варианта с предварительным разрешением поворота налево на раздельных светофорах. Этот пункт такой возможности не мешает.

Два светофора на одном направлении скорее всего не положено по ГОСТу. А так, да, у нас там почти всё ПДР

кривовато и громоздко, да. Но работает.

😆

Два светофора на одном направлении скорее всего не положено по ГОСТу.

Эээ
1) ГОСТы у нас уже отменены (на всякий случай)
2) Если «одно направление» это с одного въезда, то много мест (Броварской на Освободителей, Набережно-Крещатицкая на Валы, Братиславская на Лесной, тысячи их). Если имеется в виду на один выезд, то можно зелёный основной налево и не включать.

ПДД(Р) постепенно правят. Увы, медленно...

Під ДСТУ я мав на увазі що там зараз є що регулює розмітку, знаки та усе таке інше.

Спасибо за интересный комментарий, Евгений. Что если использовать для распознавания поворота автомобиля системы видеонаблюдения? Думаю скромный hikvision сможет понять когда человек включает поворот. Плюс если дорога более чем двухполосная, то в зависимости от полосы, занимаемой машиной, можно предположить дальнейший поворот или статистически его просчитать для каждого участка дороги.

Не вижу смысла в усложнении хиквиженом. Всё проще: есть полоса для поворота, зачастую в виде «кармана» слева, у неё есть известная длина, а значит и количество помещающихся в неё авто. Известна средняя скорость движения в повороте на участке. Всё, этих данных достаточно чтобы задать длительность светофора. Остальные (кто не влез в «карман» или расчётное число авто если для «кармана» нет места) проезжают на следующей итерации, или когда включён обычный зелёный, но уже пропуская встречный поток.

Как многа-многа разных буков. Вместо того чтобы просто сказать, что появилась крипта, для майнинга которой требуется LoRa сеть. Где ж вы раньше-то были 10+ лет, когда крипта не майнилась. А зачем вам надо понатыкать бизнесу своих устройств — это секрет ;ґ)

Спасибо, Алексей за интересный комментарий про майнинг криптовалют. После него я ознакомился с данным вопросом, и думаю Вы говорите про Helium. Площадка, которая предлагает майнить подобно криптовалюте радио эфир. По факту это будет большая сеть из владельцев шлюзов LoRaWAN, которые будут микропровайдерами для интернета вещей. В данной сети каждый датчик получит свой уникальный адрес вместо mac адреса и вся передача данных будет проводиться по системе блокчейна. Основная суть в том что каждый человек может купить себе шлюз построить от него туннель в общую сеть Helium и дальше взымать плату за передачу радиосигнала от датчиков до шлюза и назад, все это будет на платформе, которая позволит доставку сообщения сделать безопасной и ни один из участников не узнает о том что другой участник передает по общему шлюзу. Так же создатели заявляют что реализуют аукцион передачи сигналов. Каждый микропровайдер должен доказать два основных критерия proof of coverage (доказательство покрытия) и proof of location (доказательство местоположения).Думаю концепция интересная и если сможет органично соперничать с провайдерами мобильной связи то выживет.

Думаю концепция интересная и если сможет органично соперничать с провайдерами мобильной связи то выживет.

В свете современного развития ситуации с криптой, я скоро буду готов отказаться от максимы Нимёллера и проголосовать за реальные казни майнерам. Иначе они убьют любое IT.
Вы-то хоть, надеюсь, понимаете, что это не «интересная концепция»? Я понимаю, что задача продать побольше свичей, а там хоть трава не расти, но надо же думать на пару шагов вперёд...

Из криптовалюты здесь только система блокчейн для передачи файлов от датчиков и назад, которая обеспечит анонимность. Думаю все отрегулирует рынок и на данный момент мы не можем точно знать как это будет работать, но эмпирический опыт в процессе такого события явно будет полезен.

не знаю як щодо майнингу на LoRa, але чув, що є фірми, які займаються використанням смарт конрактів для ІоТ та телеметрії і якось думають заробляти на цьому гроші.

Все колись буває вперше. Сам факт, що довгі роки знаходячись в сплячці та використанні виключно у промисловому секторі розвинених країн, раптом усі прокинулись та побачили реально виокремлений діапазон частот, нехай і дуже вузький, але на IoT вистачить. Саме завдяки крипті побачили.

Ціни на компоненти кінські — не те слово. Доки не здешевшає, ловити там особливо нема чого.

До речі, на Україні то взагалі легально, у нас ця смуга частот вільна?

Я в загальному, про одну із можливих тенденцій.
А не про частковий випадок завуальваного маркетингу.

LoRaWAN работает на свободной нелицензируемой частоте.

Частоты лицензируемы все, и освобождаются исключительно в рамках государств. Откуда и вопрос, свободна ли частота конкретно в Украине. Потому что здесь могут тупо подождать пока люди накупят устройств — а уже потом обилетить на штрафы. Я ещё застал эту историю с радиоудлиннителями SENAO.

Вещание в частоте в которой работает LoRaWAN на данный момент нелицензируется. Планов со стороны государства по регулированию этого вопроса пока не обнародовано. Пока мне не известны истории регулирования частот Лоры в мире.

Поверь, Украина в плане правовых механизмов тот ещё уникум. Тебе и грабёж под видом обыска в цивилизованных государствах неизвестен, и обыск по поддельным документам и без соблюдения процедур — результаты которого принимаются в качестве доказательств, и ещё много чего.

Повторюсь, в вопросе обилечивания по беспределу руками государства — Украина возможно первая в мире с конца ануса.

Так что уж поищи, если собираешься пользовать сам, и тем более продавать. Очень даже может быть, что ответ положительный, но если его нет — будь уверен, что обилечивание лишь вопрос времени.

Ключевой момент: Украина не находится в вакууме. Где есть частотное регулирование, там есть и международные договора о распределении частот на границе территорий. Вспомни, как долго вводили Т2 телевидение по причине конфликта частот. А понимать тебе надо, что по строке ты можешь поискать ратифицированные договора, так и будешь знать, есть ли в Украине нормативный акт, на который они опираются, либо разрешающий частоту на всей территории, либо ограничивающий.

Если представить что суть смарт контракта в том что можно прописывать источник, который отобразит событие и все это повлияет на исход сделки то впринципе данным источником или набором их показателей могут быть IoT датчики. Например я пишу смарт контракт что оплачу доставку груза из Харькова в Киев, индикатором выполнения смарт контракта будет прибытие лораван датчика в Киев на контрольную точку. Значит как только датчик размещенный в грузе покажет что груз в Киеве с моего счета перечислят деньги на Ваш. Я думаю это хорошее применение.

На скільки я розумію, блокчейн така собі база даних, яку ти можеш добаляти записи, але модифікувати старі технічно досить складно (якщо це не централізований блокчейн або виконується правило 50% +1 голос).
Смарт-контраки це надбудова над блокчейном.
Питання в тому, хто тримає блокчейн і мережу. Кому це потрібно і наскільки воно ефективно.
Поки що я не бачу ефективності.
Ідея анархії (децентралізації) цікава, але поки що працює хіба в Сомалі.

Есть ли у Вас информация о медицинских исследованиях насколько безопасны такие сети если все вокруг будет в таких датчиках?Ранее были такие НИИ которые могли были провести такие исследования, а сейчас?

Благодарю за интересный вопрос, Андрей. У меня нет информации о текущих исследования воздействия на здоровье. Мой взгляд на данный вопрос следующий. Более 5 лет на территории скрупулёзно относящейся ко всем вредящим здоровью новым технологиям Европы работает SigFox. + Продвижением технологии занимаются такие техногиганты как Cisco и IBM и прочие. Я думаю это не вреднее 4G или 5G сетей. Но результаты эмпирических замеров будут доступны, как это обычно бывает через лет 30 после начала эксплуатации технологии. Так же информацию о сертификации технологии и текущих исследованиях по LoRaWAN вы сможете найти на официальном портале LoRa альянса lora-alliance.org.

Думаю если будет такое независимое исследование(на это потребуется думаю года 2-3) то это поможет технологиям в большей степени чем техническая составляющая.

Безопасно более чем, как сотовая связь. Ни единого доказательства вреда. Технологии не один год и даже не десять.

Да как сказать, дело все в мощности излучения и "ширине потока".Представляем ситуацию когда через 5 лет все будет в этих датчиках.Количество излучающих элементов будет просто огромно.Как оно влияет на организм?Деваться будет некуда, в лес и в на огород от них не убежать.Надо что бы медицинские исследования бежали впереди технологического прогресса иначе потом прибегают аптекари и говорят мол у нас тут есть новая пилюля и ничего страшного.И прийдется потом на аптеку работать, а можно по уму.

Тогда придётся выделить ещё диапазоны. Потому что существующего будет явно маловато. Но я бы не был столь оптимистичен про 5 лет, скорее 20 лет. И за это время может поменяться не только лишь всё. Я даже не удивлюсь освобождению УКВ диапазона в развитых странах.

PS. Лишь бы только не крипта в этих диапазонах. Эти криптоманы напоминают мне скупщиков имбиря против коронавируса. Хоть и заплатили за всё из своего кармана, но цены-то подняли всем, а не только себе.

Насколько я знаю «Лора» в свободном доступе есть в Европе давно,но толчка к широкому применению нет. А вдруг «бомбанет»? И тогда через 2 года и наши поля и огороды накроет.Вот землю начнут продавать, как пересадят каждый кустик укропа на датчики,вот тогда бежать некуда будет

Толчком стала крипта. Если ЛоРа подешевеет, я лично знаю ей немало применений. Реально полезная штуковина для низконагруженной связи.

Как «встрянешь» в проек с Лорой напиши в личку

Как подешевеет, так и не раньше. До тех пор проще пользоваться классикой с коммуникацией по честным IP-каналам на далёкие расстояния и 433МГц на близкие. Вайфай не предлагать.

Благодарю, Стас. Действительно есть ошибка в название производителя — «Tektelic»

Підписатись на коментарі