Интервью бизнес-аналитика — взгляд с обеих сторон
Все бизнес-аналитики проходят интервью. Эта статья посвящена теме, в которой мы рассмотрим, из чего состоит процесс собеседования, разберем базовый набор вопросов на техническом интервью, пройдемся по возможным конфликтным ситуациям и важным вопросам, которые следует задать интервьюеру. Мы посмотрим на взгляд со стороны кандидата и со стороны компании.
Меня зовут Сергей Журавель, Head of Business Analysis Office в Yalantis. За 9 лет работы в бизнес-анализе я провел больше сотни собеседований, помог десяткам аналитикам успешно пройти интервью и получить первую работу. Я создал BA Club — комьюнити, в котором мы помогаем как новичкам, так и более опытным бизнес-аналитикам. А также постоянно занимаюсь улучшениями процессов собеседований и адаптации в компании.
Иллюстрация Алины Самолюк
Ожидания от бизнес-аналитика
«Кто такой бизнес-аналитик? Зачем он нужен?» — многие компании не могут для себя найти ответ на этот вопрос и разыскивают единорога в пустыне в полночь. Проекты разные, знания вроде бы нужны разные — что же делать? А еще часто роль бизнес-аналитика совмещают с ролью руководителя проектов, называют продакт- менеджером, передают часть функционала тестировщика или специалиста техподдержки.
Для кандидата
Возникает вопрос: «Как понять, что меня там ожидает?». И тут часто помогает внимательное чтение вакансии. Описание вакансии — это открытый договор, где вы еще до собеседования можете решить, хотите ли инвестировать свое время в компанию или нет. Понятное описание вакансии не всегда дает гарантии, что ваши ожидания оправдаются. Но непонятное и размытое описание в большинстве случаев указывает, что компания не понимает ни кто ей нужен, ни с чем он будет работать.
Для компании
Портрет бизнес-аналитика, как и других специалистов, состоит из пресловутого набора хард и софт скилов. Опишу наш формат их интерпретации и проверки.
Ситуация с хард скилами обстоит проще. Если в компании есть сформированная модель компетенций для бизнес-аналитика, то задача собеседования сводится к проверке кандидата на соответствие уровня в этой модели. В Yalantis такая модель создана на основании подходов Project Management Institute (PMI), адаптирована под условия реальных проектов, прожила уже больше года и эволюционирует. Она представляет собой процессы бизнес-анализа, техники и артефакты в рамках этих процессов, и рекомендации, что почитать или посмотреть по каждому процессу. По каждому пункту бизнес-аналитик может получить от 0 до 4 баллов, где:
0 — нет знания в теории, нет опыта практического применения;
1 — понимает теорию, но нет практики (или наоборот);
2 — понимает теорию, осмысленно применяет на практике;
3 — (2) и опыт менторства/аудита по этому процессу;
4 — бонусный балл за экспертные знания в каких-то областях (например, знания в метриках, диаграммах и так далее).
На каждый грейд устанавливается необходима сумма. Баллы набирают с ментором в рамках 6 месяцев. Все максимально прозрачно. Такой подход позволяет строить понятные и открытые условия для развития хард скилов еще со старта и до предсказуемого роста в рамках компании.
Процесс интервью
Для компании критически важно найти такого специалиста, который за минимальное время сможет приносить пользу проекту и компании в целом и которому будет комфортно сотрудничать с командой в долгосрочной перспективе. Ошибка при найме может стоить от 6 до 12 месячного гонорара, что весьма немало. Чтобы минимизировать эти риски, задача компании создать баланс между затратами на интервью и длительностью его этапов.
Для кандидата
Интервью можно состоять из следующих этапов:
- Тестовое задание. Тестовое задание дает еще большее понимание ожиданий компании от бизнес-аналитика, чем описание вакансии. Кроме стандартных задач на написание юзер сторей или диаграмм, иногда встречаются задания на продвинутое знание SQL, тестирование API, описание архитектуры и тому подобное.
- English. Чаще всего это разговор на общие темы. Очень советую сделать заготовку с рассказом о себе, своем опыте и хобби. Это поможет не волноваться при ответах на базовые вопросы.
- Техническое интервью. Детально об этом я расскажу дальше в статье.
- Проектное интервью с руководителем проекта или командой. Иногда компании хватает деталей технического интервью, а бывает, что проект требует специфических знаний или софт скилов, и проекту важно пообщаться с кандидатом.
- Интервью с клиентом. Если клиент доверяет компании, он редко проводит настоящее техническое интервью. Скорее ему важно понять, насколько комфортно будет работать с новым человеком. Иногда наличие контекста проекта и его истории драматично повышает шансы успеха этого собеседования. Если в компании есть интервью с клиентом, желательно получить максимум контекста до его проведения.
- Психологические тесты. Хороший тест на логику или на психологический портрет стоит денег. Мне когда-то проваленный тест спас много лет потенциально непродуктивной деятельности с кучей ограничений. Если вам предстоит такой тест, советую поискать примеры тестов на логику. Они достаточно однотипные.
Если все этапы проходят успешно и все сходятся по бюджету — с кандидатом утверждают дату выхода и высылают оффер.
Для компании
Для компании все этапы от согласия на интервью до отправки оффера — очень важная часть воронки найма. Если компания работает на очень конкурентном рынке и обладает сильным брендом (как Google, Facebook и так далее), все этапы интервью должны занимать минимальное время. Звучит просто и логично, но очень много хороших кандидатов компании теряют из-за большого числа этапов собеседования, их отдаленности во времени и длительного процесса утверждения оффера.
Техническое интервью
Для кандидата
Немного про курсы, как же без них. Очень полезный пункт в резюме — курсы бизнес- анализа, но только при условии, что после них вы вынесли практическую пользу, а не набор терминов. Выбирайте курсы по тому, кто их ведет, а не просто из списка. Хороший практик будет намного предпочтительнее отличного теоретика.
Если есть возможность и мотивация, базовый набор знаний и умение искать информацию — выбирайте курсы, которые организовывают компании. У многих компаний есть свои программы, и ваша задача хорошо выполнить тестовое, продемонстрировать разговорный английский и успешно пройти сам курс. Это с большой долей вероятности гарантирует вам попадание в эту компанию по упрощенному процессу найма. Например, мы уже второй год проводим BA School, бесплатный курс для начинающих бизнес-аналитиков. В случае успешного завершения обучения лучшие ребята получают оффер от компании и как минимум готовы к работе на реальных проектах с реальными клиентами.
Далее я бы хотел представить минимальный набор теоретических вопросов, на которые ожидаются ответы от начинающих бизнес-аналитиков в рамках технического интервью:
- Кто такой бизнес-аналитик? В чем ценность бизнес-аналитика для проекта?
- Процесс, проект, продукт — в чем разница?
- Типы требований. Техники для выявления бизнес-требований.
- Business Requirement vs Business Rule.
- SMART — расшифровка аббревиатуры и для чего используется.
- Термин «стейкхолдеры» и как их анализировать.
- Техники выявления требований и когда какие использовать.
- Бэклог продукта. Что это и как составляется?
- User Story и Use Case, какая между ними разница, приведите примеры.
- Шаги для составления User Story Map нового продукта.
- Acceptance Criteria и примеры описания.
- Хорошее описание User Story. INVEST аббревиатура.
- Методы приоритизации и их применение.
- MVP концепт и пример MVP выбранного продукта.
- Версия и эпик — разница.
- Definition of Done и Definition of Ready. Пример Definition of Done.
- Метрики с примерами для интернет-магазина, приложения аудиокниг, системы управления складом и тому подобное.
- Agile/Scrum/Kanban — что это и в чем разница?
- Роли и церемонии в Scrum.
- Диаграммы. Какие есть? Какие использовали? Для каких целей?
- Несколько отличий UML Activity Diagram от BPMN.
- Чем бэкенд отличается от фронтенда? Какие есть основные технологии?
- Что такое база данных? Примеры сущностей и связей.
- Что такое CRUD? Для чего эта аббревиатура при создании User Story Map?
- Как составить Role-Permission model на примере приложения для ресторана?
- Что такое BI?
Это совсем неполный список вопросов, а скорее необходимый минимум для общения. Хорошим показателем будет добавление реального опыта применения.
Также на одной из встреч в BA Club мы обсуждали самые жаркие вопросы, которые задавали на собеседованиях. Здесь собраны интересные кейсы:
- Разбить дизайн на User Stories, написать к одной из них Acceptance Criteria. Ожидается выявление деталей продукта, учет всех элементов дизайна и исключение раздувания объема работ.
- Описать велосипед с помощью всех известных кандидату диаграмм. Ожидается широта знания нотации UML, BPMN, в идеале ERD, IDEF0 и, может, еще чего-то экзотического.
- Задачи на «предположим». Они позволяют понять последовательность мыслей и реакцию на критику. Решать их надо на основании взвешенных предположений. Это могут быть вопросы из серии:
- Сколько котов в городе?
- Сколько литров бензина нужно ежедневно, чтобы заправить все машины в Украине?
- Сколько пива выпивают за день в Днепре?
- Cколько пинг-понг шариков влазит в боинг?
- Какова средняя этажность Нью-Йорка?
- Сколько предпринимателей в Украине?
- Постройте наиболее вероятную цепочку событий, в результате которых у Петра на завтрак оказывается стакан молока. Очень похоже на предыдущий кейс.
- Функциональные и нефункциональные требования для двери, маркера, чайника и так далее. Как мы уже поняли, вопросы про нефункциональные требования очень любят задавать на интервью.
- При старте работы вы попадаете в сформированный коллектив, в котором уже есть свои традиции и взгляды на описание требований. Вы понимаете, что они не эффективны. Что вы будете делать? Тут важно проверить, что вы не будете бездумно ломать устоявшиеся процессы и знаете шаги управления изменениями.
- Вы попадаете в проект, который идет уже 2 года. Вы начинаете работать и понимаете, что некоторая документация устарела, а какой-то и совсем нет. Структуру документации вообще сложно отследить. Как вы поступите в этой ситуации?
- К вам обратились с задачей — нужен «лэндос» для маркетинга. Кто вам нужен и сколько времени у вас займет сделать этот лендинг?
- Чем отличаются quality attributes и non-functional requirements с примерами.
- Заказчик хочет, чтобы на сайте был доступен прогноз погоды. Какие вопросы зададите для сбора требований?
- Вы пришли на новый проект, а в бэклоге продукта сотни пользовательских историй. Как собрать следующий спринт?
- У вас 10 стейкхолдеров, и у каждого свое мнение на счет требований. Что делать в такой ситуации?
- Необходимо сделать функциональную декомпозицию приложения по короткой видеозаписи «клиента».
- Ролевая игра «Клиент и команда». Есть два интервьюера, один из них выступает в роли клиента, а второй — в роли команды. Задача — выявить требования у клиента и рассказать команде.
Кстати, такой кейс мы сами много раз проводили. Эта игра позволяет понять уровень английского, умение выявлять требования, умение приоритизировать, умение донести команде и отвечать на заведомо нерелевантные вопросы.
Из не лучших примеров:
- Кандидату дают неделю на выполнение тестового, но через 3 дня сообщают, что вакансию закрыли. Очень частые и неприятные случаи.
- Кандидат не прошел полиграф, про который не знал до успешного прохождения технического интервью.
- Технический эксперт не смотрел тестовое задание до интервью.
- Рекрутер поздравляет с успешным прохождением всех этапов интервью и предлагают бюджет в 2 раза ниже запрошенного.
- Попросили нарисовать дизайн приложения по гайдам Material. Сразу понятно, чем будет заниматься бизнес-аналитик :)
- В ответ на вопрос «Чем отличается UML от BPMN?» перебили: «Все не то, BPMN рисуется слева направо, UML сверху вниз и других отличий нет».
Собеседование — процесс обоюдный. Если вам не важно, в каком проекте вы будете работать, с какими процессами, какие другие проекты в компании — вероятно, вы еще не набили шишки.
Чтобы узнать больше о компании, рекомендую задавать следующие вопросы на интервью:
- С какими проектами/доменами планирует работать компания? Если компания работает с одним доменом 5 лет и планирует и дальше с ним работать, шанс, что вы сможете поменять его внутри компании небольшой.
- Есть ли у компании долгосрочные проекты? Старт на новом проекте — это всегда стресс. Если этот стресс раз в полгода-год-два — это одна история, а если каждые 2 месяца или недели...
- Какие ожидания у компании от бизнес-аналитика? И не забудьте перепроверить то, что написано в описании вакансии.
- Как бизнес-аналитик взаимодействует с ПМ, клиентом, функциональным офисом (если он есть)? Частый конфликт ПМ и БА возникает при пересечении их обязанностей, и этот конфликт весьма болезненный. Кому-то нравится максимальная свобода, кому-то размеренность и предсказуемость — это к вопросу о проектах.
- Как определяется уровень бизнес-аналитика, какие есть возможности для роста, какие критерии?
Помните, что на интервью вы выбираете, стоит ли инвестировать свое время в эту компанию и не бойтесь задавать потенциально неудобные вопросы. Это продемонстрирует, что у вас есть критическое мышление и желание долго сотрудничать с одной компанией.
Для компании
Для компании задача хорошего технического интервью — понять следующие аспекты:
- Насколько эффективно кандидат сможет выполнять основной перечень задач в любом проекте компании.
- Определить уровень кандидата в соответствии со стандартами компании.
- Насколько комфортно кандидату будет общаться с командой и другими бизнес- аналитиками.
Также возникает задача задокументировать результаты. В этом помогает общий шаблон проведения интервью. Иногда собеседование проходит неуспешно, и к кандидату могут вернуться через полгода. Очень полезно иметь информацию с прошлого интервью для определения роста за это время.
С софт скилами ситуация обстоит сложнее. Основные навыки, которые мы стараемся проверять на собеседовании, это мотивация к нахождению источника проблемы, предсказуемость алгоритмов решения проблем, правильная реакция на конфликтные ситуации и умение приоритизировать задачи. Этот перечень рассматривается в рамках решаемых кейсов, некоторые из них были представлены выше.
Выводы
Для кандидата:
- Перед собеседованием посмотрите сайт компании. Это дает представление о проектах, процессах, структуре. Тут и могут возникнуть релевантные вопросы на собеседование.
- Проведите домашнюю работу и поймите, что вы знаете, что умеете, а в чем у вас есть пробелы. Если можете о них сказать — это очень хороший сигнал для интервью.
- Если знаете людей из интересной вам компании — приглашайте их на кофе. Если не знаете — их можно найти в разнообразных комьюнити, в том числе BA Club. Facebook и LinkedIn — сила. Обертка не всегда говорит о вкусе конфеты.
- Мы все инвесторы своего времени. Если вы вкладываете деньги в банк или акции — вы ориентируетесь не только на проценты, но и на другие факторы. Когда вы общаетесь с компанией, постарайтесь понять, насколько комфортно вам будет с этими людьми, разделяют ли они ваши ценности, можете ли вы у них чему-то научиться или вам уготована судьба одинокой улитки в раскаленной пустыне :)
Для компании:
- Адаптируемся и делаем процесс интервью комфортным, как для кандидата, так и для интервьюера.
А сейчас напишите в комментариях самые интересные вопросы и кейсы (хорошие и не очень), с которыми вы столкнулись на собеседованиях — обсудим!
29 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів