Как создаются стартапы и что мешает расти украинской стартап-экосистеме?

Внимание! Приз от гостя за лучший комментарий — 5 часов личной консультации!!!

Смотрите до конца: youtu.be/HRViqt9XZBo

Виталий Фиш — бывший советник премьер-министра Израиля по развитию стартап- экосистемы, и сейчас внештатный советник замминистра цифровой трансформации Украины.

Для YouTube-канала про IT и предпринимательство «Большая рыба» Виталий Фиш рассказал о своем опыте в Израиле, о том, чем он занимается в Украине, как создаются продукты, как формируется стартап-экосистема, что мешает этому процессу в Украине, и как этому помочь.

— Как работает troubleshooting в стартапах и чем именно ты занимаешься?

Моя ключевая компетенция — это решение проблем в продуктовых IT-проектах: что добавить в продукте, что оптимизировать или изменить, чтобы это принесло лучшие KPI и мы приходили к нужному результату.

— После переезда из Израиля в Украине, у тебя было несколько попыток собрать стартап-тусовку или стартап-инкубатор в Харькове — что получилось, а что нет?

Моя основная деятельность — помогать продуктам, и если продуктов нет, то мне, по сути, не с чем работать. То есть, я могу просто ждать, пока они появятся, либо делать что-то в этом направлении. В Украине изначально я начал искать продуктовые компании, и в процессе поиска понял, что специфика IT в Украине — сервисная.

— Почему в Украине сложилась именно такая картинка и как это изменить?

Начнем с того, что в Украине много бизнесменов и мало предпринимателей, а есть разница между мышлением предпринимателя и бизнесмена.

Бизнесмен работает с готовым понятным бизнес-процессом. У предпринимателя же есть гипотезы, что существуют проблемы, за решение которых готовы платить — и под эти проблемы он готов создать какое-то предложение.

Бизнесмен работает не с гипотезами — он работает со статистикой и с бизнес-процессами.

Быть предпринимателем — это ад. Быть наемным сотрудником — тоже ад, но еще и бесперспективный.

В сентябре 2019 года Алексей Гончарук, премьер-министр Украины, в Канаде встречался с известными предпринимателями и инвесторами, и попросил сформировать рекомендации для нового правительства по созданию стартап-экосистемы в Украине.

До этого момента весь мой опыт со стартапами в Украине заключался в том, что я где-то по кусочкам щупал проблематику. А в той рабочей группе, которая была создана для сбора рекомендация правительству, мы обсуждали реальные проблемы на текущий момент.

Главная проблема в Украине — отсутствие большого количества предпринимателей. По этой причине 98% проектов не доживают от идеи до позитивного MVP (минимально жизнеспособного продукта).

Ситуация точно улучшилась с 2012 года, но рынком называть это пока рано. Отсутствие правового государства, отсутствие безопасности собственности и налоговое законодательство — вот основные помехи развитию экосистемы в Украине.

Есть множество причин, почему у нас мало предпринимателей — это и религия, и достаточно низкая стоимость жизни (в Израиле 36% населения оформлены как предприниматели, потому что только так они могут пользоваться заработанными деньгами), и долгое царствование коммунизма, и т.д.

— Как вы собираетесь решать этот вопрос?

Популяризация предпринимательства — непростая задача, и мы только в процессе ее решения.

Не так давно мы организовывали мероприятие: собираются команды студентов по 5 человек, приходят 2 IT-специалиста, рассказывают о 2 технологиях, и задача студентов — за час придумать бизнес-модель, которая использует одну или обе технологии, сделать презентацию и выйти ее защитить. Из-за того, что у студентов нет опыта — они очень открыты к креативу. Идеи нежизнеспособны, но их можно доточить и допилить. Но скреативить так, как они, мы не сможем — мы скованы знанием, что в этом случае будет вот так. Имея опыт, тяжело креативить.

Подобные мероприятия прокачивают софт-скиллы — а их недостаток тоже сказывается на количестве предпринимателей (тебе нужно находить информацию, общаться, обсуждать свои идеи).

На муниципальном стартап-центре наша программа показала, что люди, которые хотят делать стартапы, понятия не имеют, что такое продукт, а думают только о том, где взять деньги. И не знают, что будут с ними делать.

Хотя по факту ты можешь вообще не привлекать инвестиции — если твоя прибыль позволяет тебе масштабироваться и ты успеваешь реинвестировать то, что тебе нужно.

— Насколько важен фактор наличия свободных денег на рынке, чтобы развивалась продуктовая индустрия в Украине?

На сегодняшний день из подобных направлений лучше всего развивается блокчейн, потому что в него легче всего привлекать деньги и лучших специалистов — и соответственно накапливать компетенцию.

Сейчас я помогаю тем проектам, в которых я adviser или акционер, и выделяю часть времени на общественную деятельность, без которой я чувствую себя простым потребителем.

Для меня важен не только результат, но и сам процесс. Чтобы что-то делать — нужно пробовать.

Когда ты думаешь, что рынку что-то нужно — необходимо проверить гипотезу, создать MVP, протестировать. Если ты видишь, что цифры, к которым ты пришел в процессе трекшна, недостаточно интересны, можно переключаться на что-то другое. Но ты должен устанавливать себе рамки: если за такое-то время, потратив столько-то денег, я не достигну определенных показателей, то нужно либо пересмотреть затраты времени и денег, либо отказаться от этого направления или заморозить его на время.

— Как понять, правильный ли у тебя трекшн, когда в начале ты далеко не всегда понимаешь, что будет в конце?

Чтобы пройти путь, нужно знать точку А, точку Б и идти.

Существует 5 видов «exit» стартапа: выход на IPO, поглощение, cash cow (проект, возможно, не будет расти, но будет приносить тебе деньги), продажа бизнеса, закрытие.

Модель твоего exit может поменяться в процессе, но тебе нужно изначально понимать, к чему стремиться.

Часто продукты делают под поглощение — так YouTube делали четко под Google.

Когда Google делал свое Google Video, «Мафия PayPal» поняла, что Google с этим может не справиться — и разработала свой продукт. При этом они четко понимали, что этот продукт при никаком другом владельце кроме Google масштаба не увидел бы — такое количество серверов и трафика было только у Google.

— В чем основная проблема, которая не дает украинской стартап-экосистеме развиваться?

Есть ремесленники, а есть бизнесмены. Бизнесмен всегда смотрит на тренд, а ремесленник делает то, что он умеет делать. И так происходит с очень многими продуктами.

Основная боль украинской стартап-экосистемы — это отсутствие компетенции, и как следствие, засилье инфоциган.

Когда люди не берут чужих денег на развитие продукта — они готовы совершать ошибки. Когда люди берут чужие деньги, на них ложится ответственность, и чтобы не делать ошибок, они слушают всех, кто говорит, что надо делать.

В любом случае, советы человека, который сделал успешный бизнес — это информация к размышлению, а не формула к выполнению.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Нахрена здесь, на форуме, эта «большая рыба» с её откровенно тухлыми персонажами и их оголтелым враньём?

ни о чем. ну кроме саморекламы

много бизнесменов и мало предпринимателей, а есть разница между мышлением предпринимателя и бизнесмена.

не более чем словоблудие

Хохо )) Стартапы — это место для ошибок и поиска компетенции, иначе это уже не оно, а «серьезный бизнес» ))

Осталось понять как делать из бизнесмена предпринимателя

Підписатись на коментарі