Как джуну найти работу в геймдеве

Меня зовут Яна Хныкина, и я HRD Kevuru Games. Считаю, что нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом, и знаю, как трудно найти первую работу по желаемой позиции, когда нет коммерческого опыта. Я работаю в IT с 18 лет на разных позициях и несколько раз меняла направление деятельности. Сегодня я совершенно счастлива в своей профессии, поэтому надеюсь, что мои советы помогут людям найти свою первую работу в GameDev (или в другом домене), которая будет приносить удовольствие. И да, я верю, что работа должна приносить удовольствие, иначе зачем все это :)

GameDev многие до сих пор считают частью IT-сектора. Чисто технически, возможно, это так, но, какой огромный потенциал скрывается на самом деле в геймдев-индустрии, ясно дала понять пандемия. Если с марта 2020-го классический Software Development замер больше чем на полгода в ожидании «а что же будет дальше», то GameDev-домен один из немногих не только не сбавил темпы, но и начал развиваться еще стремительнее. Новые реалии мира диктуют новые правила развития компаний, и в них геймификация и виртуализация играют важную роль. Огромные инвестиции, создание новых компаний, рост существующих и неусыпная борьба за таланты — будни геймдева, в которых люди и их талант играют ключевую роль.

Как и во всех доменах IT, в геймдеве сейчас ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Именно квалифицированных и именно для них компании разрабатывают комплексные подходы по привлечению, а рекрутеры изощряются с нетривиальными способами хантинга. Стратегический подход набирать джунов и развивать их, чтобы через год-полтора было достойное пополнение талантами, позволяют себе по разным причинам далеко не все компании. В противовес к этому растет количество IT-школ, которые выпускают на рынок тысячи юных специалистов, которым только предстоит стать частью индустрии. Закон экономики достаточно прост, и его вполне можно понять «спрос рождает предложение». И войти или не войти в ІТ решает каждый для себя индивидуально. Но то, что этот путь будет непростым — это уж точно.

Иллюстрация Алины Самолюк

О чем статья

«Я хочу у вас работать, но всем пофиг, чего я хочу» — именно такое сообщение получила от Junior-соискателя, с которым уже общалась какое-то время назад и который вот уже полгода пытается найти свою первую работу в геймдеве. Идея написать статью, которая (очень надеюсь) поможет людям, впервые ищущим работу, зрела у меня давно. Еще работая рекрутером на заре карьеры, мне приходилось искать разработчиков на начальные позиции Trainee и Junior, и уже тогда, перебирая сотни резюме, в день мысль «неужели так сложно указать необходимую информацию и тем самым помочь и мне, и себе» меня не покидала. Как и все юные максималисты, я верила, что все так просто: тут дописать, тут развернуть мысль, а тут добавить инфу, и будет тебе оффер :) Прошло много лет, но я продолжаю получать огромное количество запросов от джунов и вижу там все те же ошибки. Сегодня, спустя много лет в профессии, я отчетливо понимаю, что поиск первой работы — это комплексный и трудоемкий подход, в котором недостаточно просто сделать хорошее резюме.... или найти нужные контакты... или.... Этих «или» может быть много, но все они важны на пути к достижению цели.

Мотивация

Все, что будет описано ниже — это лишь рекомендации, а не безусловные правила. И самое главное, что их должно объединять — это мотивация. Именно она должна помогать подниматься после неудачи и двигаться вперед. Чем быстрее вы поднимитесь, сделаете выводы и продолжите двигаться к цели, тем быстрее вы до нее доберетесь — это первый совет.

Талант

Безусловно, если есть безоговорочный талант, это огромный плюс, но это не означает, что лучшие компании выстроятся в очередь, лишь бы нанять такого прекрасного молодого специалиста. Для этого как минимум этот талант нужно продемонстрировать именно той компании, которая его оценит.

И следующий совет — это определение своей профессиональной ценности и выбор тех компаний, для которых вы являетесь целевым кандидатом. Пример: Junior-художники любят рассылать свое портфолио с 2 работами, которые никак не демонстрируют те навыки, которые нужны компании и уж никак не напоминают стилистику ее проектов. Письма уходят в корзину, а кандидат так и продолжает спамить своей слепой рассылкой и надеяться на чудо. Поэтому, если вы художник (2D, 3D) и так или иначе уже понимаете, что вам ближе персонажка или инваермент (есть исключения конечно, но тут будет больше традиционных примеров), потратьте чуть больше времени на подготовку портфолио, выбор компаний и написание сопроводительных писем. Индивидуальный подход к определению компании работодателя и развернутое портфолио не оставит равнодушным профессионального рекрутера.

Если с подготовкой портфолио для художников, аниматоров и всех, чьи работы можно оценить визуально, плюс-минус понятно, то что делать Junior-разработчикам, где брать первый опыт и как его таргетировать? Одним из моих главных и первых вопросов на собеседовании (на джуниор-позиции) был вопрос о личных проектах разработчика. Когда-то именно он мне помогал находить мотивированных ребят, чьи технические скилы были всегда выше, чем у тех, кто просто делал лабораторки и почему-то решил стать разработчиком. Пилил что-то простое, но свое... Главное, что это практический, пусть и не коммерческий, опыт, который принес первые шишки, но от этого не перестал быть полезным. На резюме со ссылкой на код рекрутер уже с большим интересом обратит внимание.

Если резюмировать этот раздел, то можно сказать так: как бы вы ни были талантливы, будьте готовы к тому, что, если вы в начале профессионального пути, будет совсем не много желающих, кто станет копаться в ваших скилах в поиске этого самого таланта. Не ждите чуда и будьте готовы в любой момент продемонстрировать свои умения и навыки.

Везение

Ну и третьим ингредиентом рецепта успешного поиска первой работы будет везение. Совершенно не верю в его классическую версию, что прилетит вдруг волшебник и просто так сделает за вас всю подготовительную работу. Но доля везения все же присутствует в процессе поиска работы, хотя однозначно нужно этому «везению» помочь случиться именно с вами.

Следите за жизнью геймде-комьюнити и по возможности принимайте в ней участие. Тут и геймдев-конференции помогут, и Games Gathering замечательный пример, и профессиональные фейсбук-группы (Game Developers — Ukraine как один из примеров).

Развиваться профессионально будет однозначно быстрее и продуктивнее, когда тебя окружают люди, разделяющие твои интересы. Не бойтесь спрашивать фидбэк про свои работы у комьюнити. Он может быть резким и не особо щепетильным, зато позволит узнать отзыв о вашем профессиональном уровне из первых уст. Для начинающего джуна обратная связь опытных специалистов не только поможет устранить ошибки, но и позволит обратить на себя внимание. Если ваши работы не так уж плохи, то предложение поработать за опыт или за минимальную зп в стартапе или инди-команде не заставит себя долго ждать. Принимать его или нет — это уже дело индивидуальное.

Поиск работы

После того как и портфолио готово, и в геймдев-комьюнити вы успели засветиться, наступает этап активного поиска работы. Это как раз тот этап, когда вы не ждете милости от рекрутера, который найдет (или нет) ваше резюме на стандартных сайтах по поиску работы, а сами находите открытые вакансии, выбираете те, которые действительно интересны, и пробуете участвовать в конкурсе. А конкурс в некоторых компаниях доходит до сотен кандидатов на место (но ты мотивированный, талантливый, и тебя не остановить на пути к цели, поэтому погнали дальше).

Согласно данным ingamejob.com, самыми востребованными на рынке труда сейчас являются 2D Artist и Unity Developer (число открытых позиций на эти вакансии было самым многочисленным на момент написания статьи), именно на этих двух вакансиях я акцентировала примеры в статье, поэтому хотелось бы рассмотреть ресурсы по поиску работы, где ее самую может найти Junior Artist и Developer.

Начнем с того же ресурса ingamejob.com. Этот портал, где размещают вакансии gamedev-компании из всего бывшего СНГ. Интуитивный интерфейс поможет настроить фильтры поиска по профессии, стране, городу. Вакансий уровня Junior не много, но в любом случае портал дает возможность ознакомиться с компаниями, которые в поиске. Выберите вакансии, которые считаете интересными, ознакомьтесь с продуктом и стилистикой,

talentsingames.com достаточно большой портал по поиску работы в GameDev по странам бывшего СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Поиск по ключевым словам, региону, форме сотрудничества. На сайте есть раздел стажировок, которые предоставляют компании. Он однозначно может пригодиться для получения первого коммерческого опыта, хоть и неоплачиваемого.

DOU.ua огромный портал, на котором собран весь мир украинского IT, и его раздел Jobs будет интересен и для геймдев-соискателей. В разделе «Первая работа» геймдев-компании часто ищут Junior-специалистов. Также есть перечень стажировок от больших и средних компаний, которые предлагают последующее трудоустройство, а сам портал уделяет много времени профессиональным статьям и срезам о найме джунов. В разделе «Работа» среди прочих есть категории Design (в которой публикую вакансии как для артистов, UI\UX-дизайнеров, так и на гейм-дизайнеров) и Unity.

dev.by — это белорусский аналог DOU. Хотя по объективным причинам количество вакансий на нем значительно сократилось в последнее время, но раздел GameDev тоже есть, и его не стоит списывать со счетов, тем более, что все больше компаний переходят на удаленный формат сотрудничества и понятие границ и физического нахождения кандидата играет все меньшую роль.

djinni.co — сайт анонимного поиска работы в IT, где можно как размещать резюме, так и откликаться на опубликованные вакансии. Есть выделенный раздел для GameDev, в котором есть что посмотреть и Junior-специалистам. Отдельно можно выделить и удобство сортирования вакансий на ресурсе по уровню сеньорности.

Также не будем забывать про Facebook и его профессиональные группы. Одна из моих любимых Game developers — Ukraine насчитывает более 16 000 участников и является площадкой не только для обсуждения новостей в мире GameDev, но и поиска сотрудников.

Skyworker — новая платформа для поиска работы в ІТ. Для геймдева есть пока только вакансии для инженеров и тестеровщиков, но думаю, что все впереди.

Итак, это далеко не полный перечень существующих ресурсов, но вполне достаточный, чтобы оценить рынок труда в GameDev и определиться с вакансиями и компаниями.

Сопроводительное письмо

И вот список компаний собран, портфолио составлено, еще нужно сопроводительное письмо. Да, оно по-прежнему актуально, почти все джуны его пишут. Что же важно рекрутеру, который получает сотни писем в день от художников, гейм-дизайнеров и девелоперов, которые ищут свою первую работу? Конечно же, мотивация (и не забываем про развернутое портфолио). И если с портфолио более-менее понятно, то что с мотивацией?

Приходя в компанию на позицию Junior, сотруднику нужно будет много учиться, развивать свои профскилы, и мотивация в этом плане играет важную роль. Будет круто, если вы опишите ее в сопроводительном письме. На собеседовании мне всегда интересно узнать, почему кандидат выбрал именно эту профессию и почему ему интересно развиваться именно в ней. Познакомьте рекрутера с собой и своей историей еще в сопроводительном письме, напишите о том, почему выбрали именно эту профессию, как совершенствуете навыки, кто из уже состоявшихся коллег вас вдохновляет, как планируете развиваться и какие цели ставите перед собой. Поверьте, шансы попасть на собеседование будут однозначно выше.

Вместо этого очень часто в своем желании продемонстрировать мотивацию к развитию джуниор-соискатели в сопроводительном письме пишут «я готов работать бесплатно для получения первого опыта». Это, конечно, тоже один из подходов в поиске первой работы, но мое мнение, что любой труд должен быть оплачен, даже если это первая работа и начальный уровень.

Резюме

Итак, размещенное резюме на профильных ресурсах — один из способов поиска работы. От активного поиска это отличается тем, что уже рекрутер сам находит ваше резюме и, ознакомившись с ним, связывается с вами либо нет. Чем релевантнее скилы кандидата, которые указаны в резюме, тем выше шанс, что рекрутер свяжется. Какая же информация должна быть в резюме? Появилось много конструкторов резюме, которые предлагают разный вид и стиль, но хочу остановиться на содержании:

  1. Контактные данные. Не все соискатели их указывают, либо указывают только один источник связи. Если вы соискатель на позицию Junior укажите все открытые источники, по которым с вами можно связаться. Телефон, скайп, телеграмм и так далее. Сюда же можно отнести ссылки на фейсбук, LinkedIn. Junior-кандидатов на рынке труда много, поэтому, если рекрутер с вами не смог связаться и ваше резюме попало в crm-базу с пометкой «перезвонить», не факт, что он успеет это сделать до того, как найдет другого кандидата, который подойдет на позицию. Не упускайте свой шанс.
  2. Hard skills. Перечень программ и технологий, с которыми умеете работать. В идеале расписать их по грейду от профессионального владения до тех, с которыми пришлось сталкиваться в единичных случаях.
  3. Soft skills. Перечень ваших персональных качеств, которые помогают в профессии: внимательность к деталям, коммуникативные навыки, усидчивость.
  4. Портфолио или ссылка на ресурс, где хранятся примеры кода.
  5. Уровень владения английским.
  6. Информация об образовании, курсах, тренингах. На нее практически не обращают внимания, когда кандидат уже с опытом, но для Junior это по-прежнему важный момент, а на базовые знания внимательно смотрят лиды, при выборе кандидата к себе в отдел.

Ресурсы, на которых стоит размещать резюме актуальны из списка активного поиска, но также можно в него добавить и стандартные сайты по поиску работы rabota.ua, work.ua, hh.ua — чем больше ресурсов, где можно вас найти тем лучше.

Вывод

Рынок джунов был и остается горячим. Кандидатов много, и конкуренция велика, но если вы любите то, чем занимаетесь, вам однозначно улыбнется удача, главное не останавливаться. А еще советую не расстраиваться, если рекрутер не ответил на ваше резюме сразу. Количество откликов, которые приходят на 1 джуниор-позицию в день, может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен (в больших компаниях), и если вы не получили фидбэк, поработайте еще над своим портфолио и подайтесь на следующую позицию. Для поиска первой работы в профессии не важен возраст и пол, глобальные знания и коммерческий опыт. Важны вера в себя и желание достичь своей цели. Удачи!

👍НравитсяПонравилось7
В избранноеВ избранном6
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
с марта 2020-го классический Software Development замер больше чем на полгода в ожидании «а что же будет дальше», то GameDev-домен один из немногих не только не сбавил темпы, но и начал развиваться еще стремительнее.

Это какая-то параллельная вселенная. Никто никуда не замирал.

Ждала подобного комментария. Возможно волна сокращений, замороженный и отпавших проектов обошла Вас стороной. Поверьте я действительно этому рада, так как еще помню списки сокращенных в гугл таблицах с резюме и ссылками на линки, которые оперативно создавали и шерили в группах, чтобы помочь людям быстрее найти новую работу.
Суть статьи совершенно не в этой строке и основной посыл тоже. Но в любом случае спасибо за коммент и хорошего дня!)

Полезная для новичков статья, как нанимающий менеджер в геймдеве я считаю что информация будет полезна любому Junior специалисту, не только в сфере разработки игр, так как описывает общие шаги для того, чтобы пройти первые этапы собеседований

Есть замечание касательно выражения:

GameDev многие до сих пор считают частью IT-сектора.

А в каком секторе разработка игр, аграрном? Геймдев не настолько сильно отличается от классической разработки чтобы выделять его в отдельный сектор.

Аргумент про то что геймдев меньше пострадал и даже вырос во время пандемии не является признаком превосходства. Внешние условия могут влиять на любой сектор и это не делает кого-то лучше или хуже

Пункт «Везение» описывает нетворкинг, развитие личного бренда и получении професиональных контактов, который напрямую влияет на получение предложений работы и с везением абсолютно не связан.

Спасибо за положительный фидбек — старалась! Ну и за критику тоже, хотя останусь при своем)))

Может тут и описано везение немного не в той манере, но оно все же играет определенную роль в поиске работы. У меня так одного знакомого взяли в компанию, где HR пригласили его на собеседование из-за того, что увидела у него техникум в резюме и вспомнила свои счастливые годы в техникуме. Другого пригласили из-за красивой мордашки и одинаковой фамилии с HR. Конечно же, если бы резюме было абсолютно неподходящим, их вряд ли пригласили даже с такими совпадениями, но при одинаковом резюме двух кандидатов — прохождение дальше зависит от везения в какой-то мере)

Существуют ли практики приема Джунов на стажировку на условиях — платим тебе немного (совсем мало) 3 месяца, вас таких 6, останется через квартал 2. Для джуна с базой но без опыта это шанс, он согласится.
Если не существует то почему?
Нет проблем с кадрами?
Нет желания ждать квартал?
Джуны все равно недостаточно хороши?

Не скажу за все геймдев-конторы, но я о таком не слышала. Если существует, то у нас в стране единицы так делают. А в аутсорсных больших компаниях их курсы с последующим трудоустройством лучших интернов — практически то, что вы описываете.

Для небольшой\среднего размера компании я б такое точно не практиковала, честно говоря. Очень много возни с придумыванием, менеджментом и проверкой задач для этой толпы джунов, а экономия сомнительная. Лучше отобрать сразу народ потолковее и платить обычную джуновскую зарплату.

Нет проблем с кадрами?

С джунами, честно говоря, нету, желающих много.

так вы набираете джунов или им надо подрасти до мидлов и потом берете?

Джунов без опыта с хорошей базой берут (я в целом, конкретно на моем проекте сейчас вакансий для программистов нет). Но не по такой схеме с борьбой за выживание, как вы описали, а по стандартной — собеседование и обычная зарплата джуна плюс испытательный.

Интересная статья.

Работа в геймдеве для школоты

По-моему, более сложного пути в IT, чем через геймдев, не существует. Это ж каждый геймер, который прошпилил свою учебу в университете, в какой-то момент начинает задумываться, чем ему зарабатывать на жизнь и в итоге решает пойти в геймдев. Количество соискателей на одну вакансию получается нереальное.

Минулого року налаштувався світчнутися в геймдев після майже як 10 років в аутсорсі, хотілось попрацювати пліч о пліч з професіоналами, навчитися розробляти ігри правильно щоб використати цей досвід в майбутньому для своїх ідей. Маючи непоганий досвід розробки софта різної складності, займаючись весь цей час розробкою ігор в якості хоббі думав це буде не складно, але за пів року отримав буквально декілька запрошень на інтервю де мене розмазали) Переважно на резюме не відгукувалися взагалі, був один оффер, але з цифрою в 5 разів меншою від мого поточного доходу (я люблю геймдев, але не настільки))). Особисто в мене склалося враження, що поріг входу в індустрію добряче завищений, мені радили продовжувати розробляти ігри самому і тоді колись мене пустять на борт. Я ж то очікував що роботою на компанію якраз і здобуту необхідний досвід, а не навпаки: працювати на самоті заради того щоб потрапити в компанію. Одним словом, геймдев залишив як хоббі і можливо це на краще))

А що саме ви провалили на інтервью?

На питаннях по анріалу. Як не крути, а знання доволі фрагментовані, через те що не займаюсь цим на постійній основі і пророблена робота не осідає особливо в памяті.

Я 6 років тому, після 8 років роботы в AQA, свічнувся в геймдев, то того ж в арт, а не технічну спеціалізацію і не жалкую. Мені тут набагато цікавіше.

Без пет проектов не вариант. Я в геймдев устраивался только благодаря пет проектам, тут это ценится

Кстати у меня была похожая ситуация, работал в аутсорсе, потом в продуктах, iOS в основном. Ещё позже js геймдев на американский стартап. И вот захотел свичнуться в c++ engine programming. Свичнулся, но было сложно. Помогло что я всю жизнь писал движки/графику как хобби и доработал текущий двиг в качестве демки (несколько месяцев работы после работы). Ну и звезды сошлись, что была вакансия в новую зеландию, где сложно с опытным кадрами в этой области.

Можно начать писать свои простенькие игры и выкладывать их куда-то. Так со временем можно перестать быть джуном.

Так со временем можно перестать быть джуном

и стать СЕО собственного стартапа)

Овертайм и просто неимоверное количество кидков. Потому что де-факто рулит всем продюсер, и ровно ничто не заставит его заплатить если он не захочет.

Успешные инди-игры или небольшой командой — возможны. Но с огромной вероятностью они лягут под продюсера, потому что правила игры войны на рынке писаны под продюсеров.

стаття не про те, йти в GameDev чи ні, а про поради Джунам при пошуку роботи

Подписаться на комментарии