Как джуну найти работу в геймдеве
Меня зовут Яна Хныкина, и я HRD Kevuru Games. Считаю, что нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом, и знаю, как трудно найти первую работу по желаемой позиции, когда нет коммерческого опыта. Я работаю в IT с 18 лет на разных позициях и несколько раз меняла направление деятельности. Сегодня я совершенно счастлива в своей профессии, поэтому надеюсь, что мои советы помогут людям найти свою первую работу в GameDev (или в другом домене), которая будет приносить удовольствие. И да, я верю, что работа должна приносить удовольствие, иначе зачем все это :)
GameDev многие до сих пор считают частью IT-сектора. Чисто технически, возможно, это так, но, какой огромный потенциал скрывается на самом деле в геймдев-индустрии, ясно дала понять пандемия. Если с марта
Как и во всех доменах IT, в геймдеве сейчас ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Именно квалифицированных и именно для них компании разрабатывают комплексные подходы по привлечению, а рекрутеры изощряются с нетривиальными способами хантинга. Стратегический подход набирать джунов и развивать их, чтобы через год-полтора было достойное пополнение талантами, позволяют себе по разным причинам далеко не все компании. В противовес к этому растет количество IT-школ, которые выпускают на рынок тысячи юных специалистов, которым только предстоит стать частью индустрии. Закон экономики достаточно прост, и его вполне можно понять «спрос рождает предложение». И войти или не войти в ІТ решает каждый для себя индивидуально. Но то, что этот путь будет непростым — это уж точно.
Иллюстрация Алины Самолюк
О чем статья
«Я хочу у вас работать, но всем пофиг, чего я хочу» — именно такое сообщение получила от Junior-соискателя, с которым уже общалась какое-то время назад и который вот уже полгода пытается найти свою первую работу в геймдеве. Идея написать статью, которая (очень надеюсь) поможет людям, впервые ищущим работу, зрела у меня давно. Еще работая рекрутером на заре карьеры, мне приходилось искать разработчиков на начальные позиции Trainee и Junior, и уже тогда, перебирая сотни резюме, в день мысль «неужели так сложно указать необходимую информацию и тем самым помочь и мне, и себе» меня не покидала. Как и все юные максималисты, я верила, что все так просто: тут дописать, тут развернуть мысль, а тут добавить инфу, и будет тебе оффер :) Прошло много лет, но я продолжаю получать огромное количество запросов от джунов и вижу там все те же ошибки. Сегодня, спустя много лет в профессии, я отчетливо понимаю, что поиск первой работы — это комплексный и трудоемкий подход, в котором недостаточно просто сделать хорошее резюме.... или найти нужные контакты... или.... Этих «или» может быть много, но все они важны на пути к достижению цели.
Мотивация
Все, что будет описано ниже — это лишь рекомендации, а не безусловные правила. И самое главное, что их должно объединять — это мотивация. Именно она должна помогать подниматься после неудачи и двигаться вперед. Чем быстрее вы поднимитесь, сделаете выводы и продолжите двигаться к цели, тем быстрее вы до нее доберетесь — это первый совет.
Талант
Безусловно, если есть безоговорочный талант, это огромный плюс, но это не означает, что лучшие компании выстроятся в очередь, лишь бы нанять такого прекрасного молодого специалиста. Для этого как минимум этот талант нужно продемонстрировать именно той компании, которая его оценит.
И следующий совет — это определение своей профессиональной ценности и выбор тех компаний, для которых вы являетесь целевым кандидатом. Пример: Junior-художники любят рассылать свое портфолио с 2 работами, которые никак не демонстрируют те навыки, которые нужны компании и уж никак не напоминают стилистику ее проектов. Письма уходят в корзину, а кандидат так и продолжает спамить своей слепой рассылкой и надеяться на чудо. Поэтому, если вы художник (2D, 3D) и так или иначе уже понимаете, что вам ближе персонажка или инваермент (есть исключения конечно, но тут будет больше традиционных примеров), потратьте чуть больше времени на подготовку портфолио, выбор компаний и написание сопроводительных писем. Индивидуальный подход к определению компании работодателя и развернутое портфолио не оставит равнодушным профессионального рекрутера.
Если с подготовкой портфолио для художников, аниматоров и всех, чьи работы можно оценить визуально, плюс-минус понятно, то что делать Junior-разработчикам, где брать первый опыт и как его таргетировать? Одним из моих главных и первых вопросов на собеседовании (на джуниор-позиции) был вопрос о личных проектах разработчика. Когда-то именно он мне помогал находить мотивированных ребят, чьи технические скилы были всегда выше, чем у тех, кто просто делал лабораторки и почему-то решил стать разработчиком. Пилил что-то простое, но свое... Главное, что это практический, пусть и не коммерческий, опыт, который принес первые шишки, но от этого не перестал быть полезным. На резюме со ссылкой на код рекрутер уже с большим интересом обратит внимание.
Если резюмировать этот раздел, то можно сказать так: как бы вы ни были талантливы, будьте готовы к тому, что, если вы в начале профессионального пути, будет совсем не много желающих, кто станет копаться в ваших скилах в поиске этого самого таланта. Не ждите чуда и будьте готовы в любой момент продемонстрировать свои умения и навыки.
Везение
Ну и третьим ингредиентом рецепта успешного поиска первой работы будет везение. Совершенно не верю в его классическую версию, что прилетит вдруг волшебник и просто так сделает за вас всю подготовительную работу. Но доля везения все же присутствует в процессе поиска работы, хотя однозначно нужно этому «везению» помочь случиться именно с вами.
Следите за жизнью геймде-комьюнити и по возможности принимайте в ней участие. Тут и геймдев-конференции помогут, и Games Gathering замечательный пример, и профессиональные фейсбук-группы (Game Developers — Ukraine как один из примеров).
Развиваться профессионально будет однозначно быстрее и продуктивнее, когда тебя окружают люди, разделяющие твои интересы. Не бойтесь спрашивать фидбэк про свои работы у комьюнити. Он может быть резким и не особо щепетильным, зато позволит узнать отзыв о вашем профессиональном уровне из первых уст. Для начинающего джуна обратная связь опытных специалистов не только поможет устранить ошибки, но и позволит обратить на себя внимание. Если ваши работы не так уж плохи, то предложение поработать за опыт или за минимальную зп в стартапе или инди-команде не заставит себя долго ждать. Принимать его или нет — это уже дело индивидуальное.
Поиск работы
После того как и портфолио готово, и в геймдев-комьюнити вы успели засветиться, наступает этап активного поиска работы. Это как раз тот этап, когда вы не ждете милости от рекрутера, который найдет (или нет) ваше резюме на стандартных сайтах по поиску работы, а сами находите открытые вакансии, выбираете те, которые действительно интересны, и пробуете участвовать в конкурсе. А конкурс в некоторых компаниях доходит до сотен кандидатов на место (но ты мотивированный, талантливый, и тебя не остановить на пути к цели, поэтому погнали дальше).
Согласно данным ingamejob.com, самыми востребованными на рынке труда сейчас являются 2D Artist и Unity Developer (число открытых позиций на эти вакансии было самым многочисленным на момент написания статьи), именно на этих двух вакансиях я акцентировала примеры в статье, поэтому хотелось бы рассмотреть ресурсы по поиску работы, где ее самую может найти Junior Artist и Developer.
Начнем с того же ресурса ingamejob.com. Этот портал, где размещают вакансии gamedev-компании из всего бывшего СНГ. Интуитивный интерфейс поможет настроить фильтры поиска по профессии, стране, городу. Вакансий уровня Junior не много, но в любом случае портал дает возможность ознакомиться с компаниями, которые в поиске. Выберите вакансии, которые считаете интересными, ознакомьтесь с продуктом и стилистикой,
talentsingames.com достаточно большой портал по поиску работы в GameDev по странам бывшего СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Поиск по ключевым словам, региону, форме сотрудничества. На сайте есть раздел стажировок, которые предоставляют компании. Он однозначно может пригодиться для получения первого коммерческого опыта, хоть и неоплачиваемого.
DOU.ua огромный портал, на котором собран весь мир украинского IT, и его раздел Jobs будет интересен и для геймдев-соискателей. В разделе «Первая работа» геймдев-компании часто ищут Junior-специалистов. Также есть перечень стажировок от больших и средних компаний, которые предлагают последующее трудоустройство, а сам портал уделяет много времени профессиональным статьям и срезам о найме джунов. В разделе «Работа» среди прочих есть категории Design (в которой публикую вакансии как для артистов, UI\UX-дизайнеров, так и на гейм-дизайнеров) и Unity.
dev.by — это белорусский аналог DOU. Хотя по объективным причинам количество вакансий на нем значительно сократилось в последнее время, но раздел GameDev тоже есть, и его не стоит списывать со счетов, тем более, что все больше компаний переходят на удаленный формат сотрудничества и понятие границ и физического нахождения кандидата играет все меньшую роль.
djinni.co — сайт анонимного поиска работы в IT, где можно как размещать резюме, так и откликаться на опубликованные вакансии. Есть выделенный раздел для GameDev, в котором есть что посмотреть и Junior-специалистам. Отдельно можно выделить и удобство сортирования вакансий на ресурсе по уровню сеньорности.
Также не будем забывать про Facebook и его профессиональные группы. Одна из моих любимых Game developers — Ukraine насчитывает более 16 000 участников и является площадкой не только для обсуждения новостей в мире GameDev, но и поиска сотрудников.
Skyworker — новая платформа для поиска работы в ІТ. Для геймдева есть пока только вакансии для инженеров и тестеровщиков, но думаю, что все впереди.
Итак, это далеко не полный перечень существующих ресурсов, но вполне достаточный, чтобы оценить рынок труда в GameDev и определиться с вакансиями и компаниями.
Сопроводительное письмо
И вот список компаний собран, портфолио составлено, еще нужно сопроводительное письмо. Да, оно по-прежнему актуально, почти все джуны его пишут. Что же важно рекрутеру, который получает сотни писем в день от художников, гейм-дизайнеров и девелоперов, которые ищут свою первую работу? Конечно же, мотивация (и не забываем про развернутое портфолио). И если с портфолио более-менее понятно, то что с мотивацией?
Приходя в компанию на позицию Junior, сотруднику нужно будет много учиться, развивать свои профскилы, и мотивация в этом плане играет важную роль. Будет круто, если вы опишите ее в сопроводительном письме. На собеседовании мне всегда интересно узнать, почему кандидат выбрал именно эту профессию и почему ему интересно развиваться именно в ней. Познакомьте рекрутера с собой и своей историей еще в сопроводительном письме, напишите о том, почему выбрали именно эту профессию, как совершенствуете навыки, кто из уже состоявшихся коллег вас вдохновляет, как планируете развиваться и какие цели ставите перед собой. Поверьте, шансы попасть на собеседование будут однозначно выше.
Вместо этого очень часто в своем желании продемонстрировать мотивацию к развитию джуниор-соискатели в сопроводительном письме пишут «я готов работать бесплатно для получения первого опыта». Это, конечно, тоже один из подходов в поиске первой работы, но мое мнение, что любой труд должен быть оплачен, даже если это первая работа и начальный уровень.
Резюме
Итак, размещенное резюме на профильных ресурсах — один из способов поиска работы. От активного поиска это отличается тем, что уже рекрутер сам находит ваше резюме и, ознакомившись с ним, связывается с вами либо нет. Чем релевантнее скилы кандидата, которые указаны в резюме, тем выше шанс, что рекрутер свяжется. Какая же информация должна быть в резюме? Появилось много конструкторов резюме, которые предлагают разный вид и стиль, но хочу остановиться на содержании:
- Контактные данные. Не все соискатели их указывают, либо указывают только один источник связи. Если вы соискатель на позицию Junior укажите все открытые источники, по которым с вами можно связаться. Телефон, скайп, телеграмм и так далее. Сюда же можно отнести ссылки на фейсбук, LinkedIn. Junior-кандидатов на рынке труда много, поэтому, если рекрутер с вами не смог связаться и ваше резюме попало в crm-базу с пометкой «перезвонить», не факт, что он успеет это сделать до того, как найдет другого кандидата, который подойдет на позицию. Не упускайте свой шанс.
- Hard skills. Перечень программ и технологий, с которыми умеете работать. В идеале расписать их по грейду от профессионального владения до тех, с которыми пришлось сталкиваться в единичных случаях.
- Soft skills. Перечень ваших персональных качеств, которые помогают в профессии: внимательность к деталям, коммуникативные навыки, усидчивость.
- Портфолио или ссылка на ресурс, где хранятся примеры кода.
- Уровень владения английским.
- Информация об образовании, курсах, тренингах. На нее практически не обращают внимания, когда кандидат уже с опытом, но для Junior это по-прежнему важный момент, а на базовые знания внимательно смотрят лиды, при выборе кандидата к себе в отдел.
Ресурсы, на которых стоит размещать резюме актуальны из списка активного поиска, но также можно в него добавить и стандартные сайты по поиску работы rabota.ua, work.ua, hh.ua — чем больше ресурсов, где можно вас найти тем лучше.
Вывод
Рынок джунов был и остается горячим. Кандидатов много, и конкуренция велика, но если вы любите то, чем занимаетесь, вам однозначно улыбнется удача, главное не останавливаться. А еще советую не расстраиваться, если рекрутер не ответил на ваше резюме сразу. Количество откликов, которые приходят на 1 джуниор-позицию в день, может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен (в больших компаниях), и если вы не получили фидбэк, поработайте еще над своим портфолио и подайтесь на следующую позицию. Для поиска первой работы в профессии не важен возраст и пол, глобальные знания и коммерческий опыт. Важны вера в себя и желание достичь своей цели. Удачи!
25 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів