Профессия Product Owner: первый среди равных
Меня зовут Александр Лупич, я Product Director компании Slotegrator и в этой статье хочу рассмотреть многообразие современных PO-направлений и рассказать, какие существуют сложности в подборе необходимых сотрудников на собственном примере. У нас в свое время процесс затянулся, как мне кажется, из-за несовпадения ожиданий и недостаточного внимания к специфике конкретных профессий PO. Давайте разберемся, как не наступать на эти грабли.
Кто такой Product Owner
Product Owner — специалист, который, как принято писать в вакансиях, «находится на стыке технологий, дизайна и бизнеса». Понятным языком: PO несет ответственность за конкретный продукт, помогает разным командам работать как единое целое, часто выступает общим знаменателем между бизнесом и разработкой и является функциональным архитектором конечного продукта.
Все это может звучать обобщенно, поскольку на практике наполнение Product-профессии меняется в зависимости от индустрии, типа продукта и стадии, на которой продукт находится. Наш продукт в Slotegrator — это платформа для онлайн-казино, и очень многое в нашей работе специфично именно для индустрии гемблинга — это и работа с финансовыми системами, и лицензионные требования разных юрисдикций, и внедрение CRM-систем. Платформа включает в себя множество специализированных продуктов: Game Integration System, Payment Processing System, Anti-Fraud, Loyalty & Bonuses Programs — и над каждой из них работают отдельные команды.
Типы Product Owner
Я считаю правильным разделять Product Owner’ов на несколько категорий, которые отличаются бэкграундом, специализированными навыками и тем, на какой стадии жизни продукта их роль наиболее актуальна. Естественно, в идеальном мире мы бы искали человека, который умеет и знает вообще все, однако таких людей редко можно встретить (более того, многие скилы взаимоисключают друг друга). Гораздо практичнее определить конкретный набор хард-скилов, которые необходимы в проекте на данный момент, и искать человека, который поможет на конкретном этапе.
Operational Product Owner
Главная задача операционника — развить клиентоориентированный бизнес и добиться, чтобы все команды получали необходимые данные, которые потом можно будет использовать для совершенствования продукта и создания наилучшего User Experience. Operational Product Owner фокусируется в первую очередь на кратковременных финансовых задачах, в целом больше характерных для B2C. Все продукты нашей компании — B2B, поэтому многие кандидаты с сильным operational-бэкграундом нам не подходили.
Product Marketing Manager
PMM — это, как следует из названия, специалист на стыке маркетолога и продуктолога. В его задачи входят как разработка эффективных маркетинговых кампаний, которые подчеркнут сильные стороны продукта, так и исследование рынка, которое помогает определить, что наиболее востребовано.
Хороший Product Marketing Manager знает не только, как наиболее эффективно позиционировать продукт, но и может определить, какие фичи можно разработать, чтобы усилить позиции на рынке, подходя рационально к вопросу трудозатрат.
Product Analyst
Работа этого специалиста состоит в сборе актуальных данных и их анализе. Product Analyst — это проактивный профессионал, который обвешивает тегами необходимые фронт-элементы, собирает метрики (глубину просмотра сайта, длительность сессий, частоту использования фич и многое другое), отслеживает паттерны и принимает решения. Аналитик однозначно отвечает на вопросы, какая фича приносит больше пользы, что необходимо доработать, чтобы выросла конверсия, а что может создать неудобства для конечного клиента.
Нам в Slotegrator нужен специалист, который способен проанализировать поведение пользователей, сгенерировать смелые гипотезы и защитить их на основании данных, полученных из A/B- и A/A-тестов в Google Optimize или подобных инструментах.
Роль многогранная и в нашем случае требует понимания как лобби казино, так и юзабилити бэкофиса админ-панели. Таким образом мы отслеживаем и улучшаем игровой опыт конечных потребителей, а анализ невозможен без реального измерения результатов.
Technical Product Owner
Продукты в нашей платформе бывают более бизнес-ориентированные, а бывают более технические, призванные скорее обслуживать вышеуказанный функционал, но от этого не менее значимые. Например, в рамках нашей платформы есть продукт — Game Integration System, которым легче управлять, зная один из языков программирования. Бизнес-функционала в нем меньше, чем в других составляющих нашей системы — через него реализуется интеграция игр, поэтому главный приоритет в нем — стабильность работы и скорость интеграций. Соответственно PO, которого мы нашли и который потом возглавил GIS — это опытный программист, работавший в основном с техническими командами.
Идеальный технический PO — это специалист с hard skills разработчика и soft skills истинного менеджера. Такой специалист способен контролировать выполнение задач разработки, что помогает избежать ботлнеков, а также выступать мотиватором и ментором для своих подчиненных. Соответственно, правильно построенная коммуникация и умение сесть вместе с девелопером и разобраться в проблеме понятным ему языком — это залог успеха.
Strategic Product Owner
Стратегический PO ведет пул продуктов и определяет их ценность для конечных аудиторий. Для такого специалиста важно уметь работать с данными на макроуровне, тестировать глобальные гипотезы и стимулировать работу отдельных PO, снабжая их департаменты идеями для бэклога.
Для стратегического Product Owner’a важно иметь не только опыт в конкретной отрасли в портфолио, но и понимание специфики работы с конкретными продуктами. Эти задачи, по сути, пересекаются с тем, что я делаю в Slotegrator в качестве Product Director, поэтому в поиске нового коллеги эти навыки не являются приоритетными.
Growth Product Owner
Как я уже писал ранее, каждый продукт имеет собственный жизненный цикл. На поздних этапах, когда MVP уже далеко позади, часто нужен PO, который сможет направить продукт к большему финансовому успеху посредством работы на улучшение конкретных бизнес-метрик.
Как правило, речь идет о Acquisition/Retention rates, Customer Lifetime Value, цене за привлечение клиента (СAC) и других бизнес-показателях, но в зависимости от продукта Growth PO может быть сфокусирован и на улучшении вовлеченности (например, продолжительность сессий и количество действий пользователя за сессию). Стратегии улучшения этих показателей строится на упомянутых ранее гипотезах, поэтому работа Growth Product Owner’а значительно пересекается с PO-аналитиком.
Growth-специалисты востребованы как в B2C, так и в B2B — главное, что продукт должен находиться на стадии масштабирования, когда в приоритете усиление позиций на рынке и рост. Некоторые продукты Slotegrator уже дошли до этой стадии, поэтому мы как раз ищем Growth Product Owner’ов, которые будут их вести.
Classic Product Owner
Мы в Slotegrator не стремимся непременно определить специалиста в одну из категорий. Я прежде всего смотрю на талант. Product Manager — это позиция, которая требует широкого спектра важных личностных качеств. Хороший PO отвечает на вопросы «что должно быть сделано», а «как» — уже задача членов команды.
Другими словами, любой Product Owner — это визионер. Человек, который возьмет продукт под свое крыло от начала до конца и который будет готов отстаивать свое видение, даже если это будет означать несогласие с Product Director’ом. Также мы ценим знание Agile — умение работать с бэклогом, оценивать проделанную работу и доводить продукт до MVP в разумные сроки.
Для работы именно у нас, конечно, важно представлять себе, что такое казино, беттинг и так далее. Опыт в гемблинге необходим для того, чтобы знать, что нужно нашим клиентам, а также конечному пользователю; наша цель — удовлетворить и тех, и других.
Например, у последней кандидатки, которую мы приняли, был сильный маркетинговый бэкграунд и опыт работы в отрасли. Она явно понимает, что ищут операторы и игроки в нашей индустрии, и будет использовать это в процессе разработки. Принимая решение взять ее на работу, очень повлияло то, что специалист не только понимал свои сильные и слабые стороны и обладал необходимыми навыками и знаниями, но и мог четко рассказать о своем опыте в формате «приняла решение — получился результат N».
Как найти друг друга
Конечно, у каждого продукта и каждой компании свои потребности, а также все описанные выше категории могут выглядеть иначе в других индустриях. Но остается неизменным то, что для всех участников процесса время — это деньги, и четкое понимание того, какого специалиста вы ищете — способ их сэкономить и приумножить. Не стоит искать идеал, нужно искать того, кто нужен именно вам.
Если у вас сложный технический продукт и требуется человек с инженерным бэкграундом — ищете его, а не эксперта в дизайне и бизнес-решениях. То же самое касается обратных ситуаций: возможно, тот, кто вам на самом деле нужен, — это просто UX-designer (даже без UI), который поможет справиться с проблемными моментами в клиентском пути, совершенно не углубляясь во все остальное.
Для соискателей, в свою очередь, важно понимать свою нишу. Каждый Product-специалист приносит уникальную комбинацию опыта работы с конкретными командами, знания той или иной индустрии и аудитории и уникальные личностные качества. Позиционируйте себя четко, ведь где-то пытаются найти именно вас.
6 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів